Ребенок путает цвета консультация (младшая группа)

Дальтонизм — это заболевание, при котором человек не может произвести различие между одним или несколькими цветами. Симптомы этого нарушения могут быть как наследственными, так и приобретенными. О том, как выявить это отклонение, понять почему оно возникает и возможно ли с ним бороться, расскажем в статье.

В этой статье

  • Что такое дальтонизм?
  • Кто первый смог выявить дальтонизм?
  • Признаки дальтонизма
  • Как определить форму дальтонизма у ребенка?
  • Возможно ли определить дальтонизм у детей 3 лет?
  • Как определить дальтонизм у ребенка 6 лет?
  • Как определить дальтонизм в домашних условиях?
  • Как можно определить дальтонизм с помощью теста?
  • Генетические тесты
  • Как вести себя родителям ребенка-дальтоника?

Что такое дальтонизм?

Дальтонизм — это заболевание, для которого характерно снижение или полная утрата способности различать цвета. Очень часто люди, которые страдают этой патологией, не могут различать красный и синий цвета. Каждый фоторецептор сетчатой оболочки глаза «отвечает» за определенный оттенок. Всего существуют три вида пигментов:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

Они являются основой спектра. Только с их использованием можно получить другие оттенки, например, оранжевый, голубой или бардовый. Кстати, дальтонизмом страдали и многие художники, среди которых: Винсент Ван Гог, Михаил Врубель, Илья Репин. Фоторецепторы располагаются в центре сетчатки, который называется «желтым пятном». Внутри каждого из них содержится специальный пигмент. От количества пигмента зависит, как сетчатая оболочка глаза будет различать цвета. Если содержание пигмента нарушается или какой-то из них отсутствует полностью, то изменяется и восприятие цвета. Дальтонизм может развиться до абсолютной цветовой слепоты, когда человек утрачивает способность воспринимать все оттенки и цвета.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
  2. Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
  3. Дальтонизм — это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.

Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.

Кто первый смог выявить дальтонизм?

Впервые аномальным цветовосприятием заинтересовался Джон Дальтон — английский физик и химик.

Он сам был протанопом и не мог различать красный цвет. О своей патологии ученый не знал до 26 лет. В семье Дальтона росли одновременно три брата и сестра, и только мальчики страдали зрительным нарушением. После того как Джону был поставлен диагноз «дальтонизм», он всерьез занялся изучением этого недуга. В 1794 году он выпустил небольшую книгу. В ней Дальтон описал свои предположения о признаках проявления дальтонизма.

Дальтон увлекался ботаникой и никак не мог определить оттенок одного цветка. Утром он ему казался розовым, вечером — бордовым. Это серьезно озадачило ученого и он стал спрашивать у окружающих, каким они видят цветок. Из общей группы людей, которые были опрошены Дальтоном, только два его брата признались в том, что цветок утром — розовый, а вечером — бордовый. Это помогло ученому сделать вывод о том, что нарушение цветового восприятия — это не особенность зрительных органов, а офтальмологическая патология.

Признаки дальтонизма

Дальтонизм — это не самостоятельное заболевание. Эта болезнь носит либо наследственный характер, либо является симптомом травмы. Оказать негативное влияние могут и другие офтальмологические заболевания и повреждения центральной нервной системы. В большинстве случаев причины дальтонизма кроются в наследственности. Ученые «винят» в этом Х-хромосому. Носителем гена может быть только женщина — будущая мать ребенка. В женском организме есть две Х-хромосомы. При аномалии одной вторая компенсирует ее действие, и дальтонизм не проявляется. У мальчиков же всего одна Х-хромосома, поэтому в случае её повреждения нет возможности заменить ген на полноценный из второй хромосомы.


Приобретенная форма дальтонизма обычно развивается в результате повреждения глаз или зрительного нерва. Это может являться следствием:

  • химического ожога;
  • травматического поражения сетчатки;
  • возрастных изменений.

Например, симптомы дальтонизма окулисты часто отмечаются при катаракте. Врачи объясняют эту особенность тем, что из-за изменения восприимчивости фоторецепторов к свету хрусталик начинает препятствовать его прохождению. Нарушается цветоощущение пациента. Подобная картина наблюдается при болезни Паркинсона, при онкологических опухолях, инсульте. Происходит это из-за нарушения перемещения нервных импульсов к фоторецепторам.

Как определить форму дальтонизма у ребенка?

Окулисты выделяют несколько разновидностей дальтонизма. Одна из форм заболевания — это дейтеранопия. Она заключается в том, что для ребенка затруднительно различать зеленый цвет и его оттенки. Характерным проявлением этого состояния является то, что маленькому ребенку сложно отделить друг от друга, например, кубики желтых и зеленых тонов. При дейтеранопии происходит слияние этих оттенков в одну цветовую палитру. Лечение патологии не имеет никаких особенностей. Терапия направлена на то, чтобы снять очевидные симптомы. В таких случаях окулисты назначают детям ношение специальных очков или контактных линз со световым фильтром.

Второй вид заболевания — протанопия. При этой патологии человек не способен различать красный цвет и его оттенки. Если она была выявлена в раннем возрасте, то окулисты говорят о наследственности, то есть нарушении Х-хромосомы. Врожденная форма протанопии неизлечима. Терапии поддается только приобретенная форма. Например, если у ребенка протанопия вызвана воздействием на сетчатку ультрафиолетовых лучей, то потребуется оградить малыша от этого фактора. В некоторых ситуациях окулисты рекомендуют использовать детям затемненные очки.

Последняя форма разновидностей дальтонизма — это тританопия. Люди, у которых имеется данная патология, неспособны правильно воспринимать цвета сине-фиолетового спектра. Такая форма заболевания у детей встречается реже, чем две предыдущие. Если у ребенка выявили тританопию, то предметы, окрашенные в синий и фиолетовый цвета, он видит как серые. Других нарушений зрения окулисты не обнаруживают. На глазном дне не происходит никаких изменений, а острота зрения остается прежней.

Зачем мы учим цвета с ребенком?

Цветовосприятие помогает ребенку не только различать разнообразие предметного мира, но и способствует становлению и формированию эмоциональной сферы малыша.

Поэтому очень важно научить ребенка воспринимать и различать цвета. Любое обучение самых маленьких детей необходимо проводить в игровой форме. Для обучения цвету разработано большое количество дидактических и других типов игр

Для обучения цвету разработано большое количество дидактических и других типов игр

Любое обучение самых маленьких детей необходимо проводить в игровой форме. Для обучения цвету разработано большое количество дидактических и других типов игр.

Остановимся на них более подробно.

Пожалуй, самой популярной игрой для обучения цвету является «Найди цвет». Сначала малыш не может определить цвет даже по образцу, который вы ему покажете. Поэтому сначала надо подбирать кубики и другие предметы одного оттенка. Можно предложить ребенку разложить в кучки все предметы одного цвета и определенного оттенка.

Необходимо многократно называть, какого цвета игрушка.

Следующий игровой момент — разложить разноцветные предметы, которые специально перепутаны. Это могут быть ручки, с которых сняты колпачки. Иногда полезно надеть колпачек на ручку не по цвету и спросить, правильно ли подобран цвет?

Еще один интересный метод. Цветные колпаки достаточно большого размера, чтобы под одним колпаком можно было разместить несколько игрушек.

Задание может быть таким, чтобы ребенок разложил под колпак определенного цвета игрушки. Затем колпаки поочередно поднимаются, и задание оценивается на правильность выполнения. Колпак синий, например, и все игрушки под ним тоже синие. И так далее.

Игра «Найди лишнее» очень популярная для изучения разных качеств личности ребенка. Когда мы учим цвета с ребенком, то можно предложить ему найти лишний по цвету предмет в кучке одноцветных. Положить в кучку, например, красных игрушек одну игрушку другого цвета.

Игра «Разноцветные шарики». Высыпать на пол разного цвета мячики или шарики и поставить несколько коробок. В каждую коробку нужно положить определенного цвета игрушки или предметы.

Чтобы обучение было эффективным, каждое действие нужно комментировать и каждый цвет называть. Многократно задавая ребенку вопросы, мы способствуем тому, чтобы ребенок размышлял. Это и будет стимулом запомнить цвета.

Возможно ли определить дальтонизм у детей 3 лет?

Цветовая гамма у детей сформировывается в возрасте 3 лет. В это время родители могут заметить первые признаки дальтонизма у ребенка. Выявить заболевание можно даже на той стадии, когда малыш еще не знает, как называется большинство цветов. Многие окулисты предлагают родителям следующий способ, как проверить дальтонизм у ребенка. Простым методом станет обычное раскрашивание рисунка. В этом возрасте детям нравится такой вид досуга. Если ребенок раскрашивает траву или листву деревьев не зеленым цветом, а, например, серым, то это свидетельствует о наличии у него такого заболевания, как дальтонизм.

Такой эксперимент можно провести иначе. Например, предложить ребенку выбрать одну из двух конфет в ярких фантиках. Желательно, чтобы одна из них была красного цвета, а другая, к примеру, серебристая. Далее, стоит предложить малышу выбрать, какую из конфет он хотел бы взять себе. Подсознательно дети до 6 лет выбирают яркие предметы. Потому если ребенка привлекает второй вариант, серебристый, то это можно расценить, как одну из начальных стадий дальтонизма. Подобные эксперименты стоит проводить несколько раз, чтобы твердо убедиться в результате.

Обучаем детей распознавать цвета

Уже в двухлетнем возрасте дети способны приступить к изучению названий цветов и эффективно использовать образовательные способности своего головного мозга. Так как же научить их различать цвета?

При обучении детей такому абстрактному понятию, как цвет, очень важно понимать суть этого процесса. Чтобы дети научились различать цвета, они должны аккумулировать сотни информационных фрагментов, которые помогут им разобраться в концепции цвета.

При этом в значительной мере им помогает анализ того, чем цвет не является, т. е. так называемые «отрицательные примеры». Когда вы показываете ребенку яблоко и говорите, что оно зеленого цвета, малыш может запомнить его форму и решить, что именно она подразумевается под словом «зеленый». Поэтому необходимо показывать также яблоко другого, не зеленого цвета.

  • С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет формы. Зеленым могут быть яблоко, ткань или лист.
  • С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет не имеет размера. Зеленый предмет может быть маленьким, большим и даже огромным.
  • С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет можно видеть как снаружи, так и внутри. Предмет зеленого цвета может висеть на дереве и стоять в шкафу.
  • С помощью примеров мы должны помочь нашим детям узнать, что цвет может иметь различную текстуру. Предмет зеленого цвета может быть гладким (яблоко) или неровным (трава).

Вы улавливаете мысль?

Каждый раз, когда вы показываете ребенку что-то зеленое, но с разными качествами, вы улучшаете и расширяете его понимание концепции цвета. Чем больше примеров вы демонстрируете детям, тем лучше они научатся различать цвета.

Обучать детей распознавать цвета – довольно простая задача, для ее осуществления нужны лишь настойчивость и многократные повторения – два навыка, которых вам будет вполне достаточно.

Как научить детей различать цвета

1. Когда вы показываете что-то, скажем, красный воздушный шарик, используйте слово «цвет» вместе с названием предмета. Вместо того чтобы говорить «Это красный», лучше сказать «Это шарик красного цвета».

2. Не проверяйте детей на знание цветов, прежде чем вы закончите их изучение. Это может побудить их отказаться от дальнейшего обучения и отвратить от него.

3. Когда вы учите детей распознавать цвета, помните, что рецептивная речь (понимание устной или письменной речи) должна предшествовать экспрессивной речи (речевому высказыванию). Т. е. дети учатся указывать правильный цвет задолго до того, как смогут назвать его вслух. (Например, когда вы находитесь в начале процесса обучения, попросите ребенка собрать все предметы синего цвета. Если он не уверен, покажите ему несколько таких предметов, чтобы он поняли, о чем идет речь.)

4. Придерживайтесь основных цветов – красного, синего, желтого, черного и белого, а уже потом начинайте добавлять другие цвета.

5. Лучше посвящать время изучению каждого цвета по отдельности. Замечательно помогают недели, посвященные определенному цвету, – «Зеленая неделя» или «Синяя неделя», например. Чем больше вы повторяете изучение одного цвета, тем лучше, а неделя дает вам возможности знакомить ребенка с определенным цветом большое количество раз.

6. Понятие цвета закрепляется в голове ребенка лучше, если он познает этот цвет различными способами. При изучении цвета дети могут познавать и определять цвета с помощью всех чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, и чем больше познавательного опыта они получают, тем легче запоминают цвета. Будьте изобретательными и придумывайте необычные идеи обучения.

Советы о том, как обучить детей распознавать цвета, используя «недели цвета»

1. На «цветной неделе» одевайте детей в одежду соответствующего цвета.

2. Готовьте желе цвета недели.

3. Используйте тарелки цвета недели.

4. Учите детей заворачивать подарки в упаковочную бумагу цвета данной недели.

5. Используйте чашки цвета недели.

6. Растворите немного пищевого красителя в воде, когда ребенок принимает ванну, или просто купите цветную пену для ванн (она, кстати, тоже содержит пищевой краситель).

7. Пусть дети вырезают фигурки из бумаги цвета недели.

8. Пейте соки цвета недели.

9. Пеките кексы с добавлением пищевого красителя цвета недели. Если у ваших детей нет серьезной аллергии на пищевые красители, их небольшое количество не повлияет на здоровье малышей, но зато принесет большую пользу при обучении.

10. Когда вы учите ребенка красному цвету, ешьте клубнику, малину и т. д.

11. Во время «черной недели» ешьте чернику и изготавливайте из нее различные сладости, а также ешьте черный кунжут или выбирайте маленькие черные семена из хлеба.

12. Во время «коричневой недели» ешьте шоколад.

13. Просите детей подыскать в вашем гардеробе одежду того цвета, который вы изучаете на этой неделе.

14. Во время каждой «цветной недели» просите детей вырезать из журналов фрагменты изображений этого цвета.

15. Во время «синей недели» играйте с водой и рассказывайте о существах, живущих в море и океане.

16. Изготавливайте помпоны или несложные мягкие игрушки того цвета, который вы изучаете на этой неделе.

17. Во время «оранжевой недели» ешьте мандарины, апельсины и морковь.

18. При изучении синего цвета пусть дети рисуют карандашами и ручками синего цвета.

19. Когда вы изучаете с детьми цвета, называйте следующие сравнения: «Желтый, как солнце», «Синий, как небо», «Коричневый, как ствол нашей яблони».

20. Когда вы изучаете красный цвет, пусть дети играют с помадой и оставляют на бумаге следы от поцелуя накрашенными губами.

21. Во время «зеленой недели» ешьте зеленые яблоки и огурцы.

22. Во время «коричневой недели» делайте с детьми овсяное печенье.

23. Когда вы изучаете зеленый цвет, выходите на улицу и собирайте зеленые листья.

24. Во время «красной недели» ешьте арбузы и помидоры.

25. Когда вы изучаете желтый цвет, используйте карандаши и маркеры желтого цвета.

26. Если у вас есть простыня цвета, который вы изучаете с ребенком на этой неделе, сделайте из нее палатку, «волшебную» накидку или скатерть для пикника.

27. Во время «белой недели» делайте оригами из белой бумаги и готовьте с детьми рис.

28. Используйте детский лак для ногтей цвета недели. Девочки любят лак для ногтей, и вы можете приобрести его самых разных цветов.

29. Когда вы изучаете красный цвет, говорите о любви и вырезайте сердечки из красной бумаги.

30. Во время каждой цветной недели играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», а остальные игроки должны угадать предмет.

31. Во время «коричневой недели» делайте шоколадные пирожные.

32. Во время «коричневой недели» рисуйте рисунки различными оттенками коричневой краски.

33. Во время «желтой недели» купите и съешьте ананас, сделайте с детьми лимонад.

34. Во время каждой цветной недели используйте самоклеящиеся этикетки соответствующего цвета.

35. Во время «зеленой недели» ешьте листья салата и зеленый виноград.

36. Во время «красной недели» ешьте красный болгарский перец.

37. Во время «розовой недели» купите розовую сладкую вату.

38. При изучении цветов сядьте вместе с детьми, просмотрите журналы и обсудите предметы различных цветов.

39. Во время «красной недели» ешьте помидоры черри.

40. Во время «красной недели» попросите ваших детей собрать все красные части конструктора (делайте то же самое с каждым цветом на каждой цветной неделе).

41. Во время каждой цветной недели пусть дети рисуют аэрозольными красками на улице (под вашим присмотром).

42. При изучении цветов приносите из библиотеки книги с богатыми иллюстрациями или альбомы с репродукциями картин великих художников.

43. Во время «зеленой недели» говорите о природе и растениях и высаживайте их на вашем приусадебном участке.

44. Во время «светло-коричневой недели» говорите о песке и играйте в песочнице.

45. При изучении цветов пусть дети рисуют кисточками и пальцами, используя цвет этой недели.

46. Во время «коричневой недели» положите картофель в воду и наблюдайте, как он прорастет.

47. При изучении цветов вы можете раскрасить соль и красиво засыпать ее в баночку.

48. Во время «зеленой недели» используйте ручку с зеленой подсветкой.

49. Принесите домой мороженое того цвета, который вы изучаете на этой неделе.

50. Во время «зеленой недели» ешьте авокадо.

51. Во время «желтой недели» ешьте бананы и делайте из них разные съедобные поделки.

52. Сделайте тесто цвета соответствующей недели, и пусть ваш малыш играет с ним.

53. Покажите ребенку различные оттенки одного цвета и попросите его нарисовать как можно больше оттенков красного, зеленого и других цветов.

54. После изучения отдельно черного и белого цветов организуйте черно-белый день.

55. В «черно-белый» день рассказывайте о зебрах, енотах, пандах.

56. В «черно-белый» день принесите черную и белую ткань и дайте ребенку поиграть ее кусочками.

57. В «черно-белый» день вырезайте фигурки из черной бумаги и приклеивайте их на белый лист.

58. Во время «серой недели» говорите о серых облаках, слонах и носорогах, посмотрите также мультфильм «Дамбо».

59. Когда вы закончите знакомить ребенка со всеми цветами, расскажите ему о серебряном и золотом цвете и о соответствующих видах металлов.

60. При изучении серебряного и золотого цветов используйте монеты.

61. Во время «золотой недели» ешьте шоколадные конфеты в форме монет.

62. При изучении серебряного и золотого цветов покажите детям ювелирные изделия из серебра и золота.

63. Когда ребенок выучит все цвета, проводите занятия на тему о радуге – используйте рассказы, рисунки, познавательную информацию, опыты по «созданию» радуги.

64. Когда ребенок выучит все цвета, играйте в игру «Я заметил что-то… цвета», используя различные цвета (а не только какой-то один).

65. Когда ребенок выучит все цвета, смешивайте их – смешайте тесто разных цветов (подкрашенное пищевыми красителями) и посмотрите, какой цвет получится в итоге.

66. Когда ребенок выучит все цвета, смешайте соки разного цвета и посмотрите, какой цвет получится.

67. Когда ребенок выучит все цвета, расскажите ему о хамелеонах.

68. Когда ребенок выучит все цвета, делайте вкусные коктейли с сиропами и фруктовыми соками в прозрачных стаканах, чтобы наслаждаться разнообразием различных красок.

69. Когда ребенок выучит все цвета, играйте с разноцветными мячами. Когда вы бросаете или ловите мяч, то должны назвать его цвет.

70. Когда ребенок выучит все цвета, выпекайте хлеб или пироги с разноцветной посыпкой.

Помните: чем больше вы говорите о цветах, тем легче будет мозгу вашего ребенка запомнить и зафиксировать для себя данную информацию и затем, соответственно, эффективнее ее использовать.

Дети не могут научиться распознавать цвета самостоятельно. Они наблюдают цвета и изучают их вместе с родителями или воспитателями. При этом дом и семья – это прекрасное место, чтобы познакомить малышей с палитрой всевозможных цветов. Чем раньше ваши дети изучат цвета, чем сильнее в их мозге разовьются соответствующие нейронные связи, и тем более развитыми они будут в целом.

Ссылки по теме:

  • Как обучить детей разбираться в формах и цветах
  • Практическое задание: Раскраска «Цветы»
  • Практическое задание: Раскраска «Фрукты и ягоды»
  • Практическое задание: Раскраска «Животные»
  • Больше статей об обучении детей

Как определить дальтонизм у ребенка 6 лет?

К 6 годам у ребенка уже складывается представление о цветовой палитре. Детям этого возраста становится сложнее четко называть цвета окружающих предметов. Часто бывает так, что дальтонизм ребенка становится большой неожиданностью для его родителей. Происходит это обычно потому, что слыша от сверстников, что елка зеленая, а шар — красный, ребенку до 6 лет сложно с этим не согласиться. Он не знает другой палитры цветов, а потому полностью доверяет этой. На самом деле, и елка, и шар воспринимаются его глазами, как серые. Однако родителям он может называть правильные цвета, так как их он слышит от окружающих. В этом и заключается проблема диагностики дальтонизма.

Детям старше 4 лет, но младше 6, которые страдают дальтонизмом, сложнее озвучивать цвета окружающих их предметов. Многие начинают делать это позже своих ровесников. Очень часто родители стараются самостоятельно научить своего малыша различать цвета. Для этой цели они неоднократно повторяют название одного из них. В случаях дальтонизма у ребенка он воспринимает цветовой спектр в искаженном варианте, но не способен определить это самостоятельно. Часто бывает и так, что пациенту ставят данный диагноз уже во взрослом возрасте, например, при проверке зрения в военкомате или получении водительских прав.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.


Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Как определить дальтонизм в домашних условиях?

Многие родители стремятся как можно раньше установить, есть признаки дальтонизма у ребенка или нет. Сделать это можно и в домашних условиях, но только если ребенок старше 4 лет. До этого возраста определение дальтонизма затруднительно, так как малыш еще не может различать все цвета. В большинстве случаев дети только после 4-5 лет начинают осознанно различать оттенки. Однако может быть так, что ребенок, в силу своего маленького возраста, лишь запомнил названия цветов. Но соотнести красный с красным, а серый с серым он не может.

Для того, чтобы понять какие цвета он соотносит с названия, можно попросить его нарисовать рисунок, например, лес. Главное — не называть цвета самостоятельно. Вместо «нарисуй зеленую траву», лучше попросить ребенка нарисовать ту траву, какую он видит во дворе или в парке. Окулисты считают, что определение дальтонизма, таким образом, не может быть объективным. Некоторые дети специально изображают траву желтой или красной. Это не более чем проявление детской фантазии.

Симптомы

Дальтонизм у детей — это наследственное заболевание, в крайне редких случаях может носить приобретенный характер, сущность которого состоит в неспособности различать один цвет или сразу несколько.

Заболевание является наследственным, соотношение по половому признаку 99:1, в основном болеют мужчины, а женщины являются скрытыми носителемя гена. Заболевание практически всегда врожденное, но его выявление, часто затягивается на долгие годы.

Проблемы дальтонизма

В результате дальтонизма дети не получают необходимой информации, что впоследствии оказывает влияние на их развитие. Но это еще не самое страшное, ведь ребенок, который страдает такой формой дальтонизма как дейтеранопия может элементарно перепутать цвет сигнала светофора и попасть под машину.

Дальтонизм у детей, достаточно сложен в диагностике, в связи с тем, что возраст, в котором дети начинают осмысленно называть цвета, это примерно 3-4 года. А для того, чтобы закрепить навыки определения цвета необходимо диагностировать заболевания до этого возраста.

Это можно сделать, лишь наблюдая за ребенком. Определить дальтонизм у детей в раннем возрасте можно по таким признакам как: рисование травы, неба, воды, солнца цветами отличными от реальных цветов. Например, если ваш ребенок рисует небо зеленым, а траву красной – это повод насторожиться.

Второй признак, по которому можно заподозрит заболевание: положите перед ребенком 2 одинаковые конфеты, но одна должна быть черного или серого отталкивающего цвета, а вторая яркой, красивой расцветки. Здоровый ребенок практически всегда выбирает вторую. А больной, не чувствуя разницы выбирает наугад.

Дальтонизм у детей — не повод расстраиваться, и чрезмерно беспокоиться по этому поводу. В случае если у вашего ребенка будет выявлена дихромия – различения двух основных цветов из трех, то он все равно сможет впоследствии получить водительские права, а также не будет испытывать ограничений при выборе работы.

В настоящее время эффективного лечения дальтонизма у детей не существует. Определенная компенсаторная реакция может выработаться на основании логических умозаключений и особенностей мышления памяти, как например, помнить порядок расположения цветов в светофоре: красный, желтый, зеленый.

Разрабатываются экспериментальные методики лечения дальтонизма у детей, как например внедрение недостающих генов в сетчатку при помощи методов генной инженерии, но пока этот метод проходит стадии лабораторных испытаний.

Как можно определить дальтонизм с помощью теста?

Такой диагноз, как дальтонизм подтверждают при помощи полихроматических таблиц или проведения специальных тестов. Наиболее популярной считается методика Ефима Рабкина. Она включает в себя несколько таблиц. Пациенту по очереди показывают около трех десятков цветных таблиц. Рисунки на них выполнены в форме точек и кружочков разной окраски. Такой способ позволяет выявить дальтонизм у детей и у взрослых. Потому он считается универсальным.

Второй тест был придуман японским офтальмологом Шинобу Ишихара. Пациенту предлагают прочесть текст, который состоит из красочных пятен. По итогам теста окулисты определяют наличие дальтонизма у детей и у взрослых. Оба метода используются только для диагностики психически здоровых пациентов. Проведение тестов у людей с психическими отклонениями покажет неверные результаты.

Адаптация ребёнка к обычной жизни

Оказывается, выявить дальтонизм у ребёнка мало. Самое главное — научить его жить с этой особенностью маленького организма. Насколько успешно справятся его родители с этой задачей, настолько благополучно он в дальнейшем адаптируется к окружающему миру. А пока можно дать только лишь несколько советов.

  1. Не нужно считать дальтонизм заболеванием. Малышу будет легче смириться с этим диагнозом, если он будет воспринимать его как собственную уникальность, а не отклонение.
  2. Бесполезно поправлять его при назывании цветов. Это только испортит его нервную систему.
  3. Помогайте ему в выборе одежды, так как он может остановиться на слишком контрастных цветах. Делайте это ненавязчиво и мягко. А ещё лучше — изначально покупайте ему вещи таких оттенков, которые легко комбинируются между собой.
  4. При описании предметов не нужно акцентировать его внимание на цветах. Дальтоник должен сосредоточиться на других характеристиках: размер, текстура, объём, дополнительные детали. Например, рубашка не красная, а в клетку, мягкая, тёплая, с карманами и пояском.
  5. О дальтонизме ребёнка очень важно сразу же поставить в известность воспитателей в детском саду и педагогов в школе. Это позволит снизить его уровень тревожности и во многом облегчит работу взрослых.

Если родители поймут всю ответственность, которая лежит на них при воспитании ребёнка, страдающего дальтонизмом, как показывает практика, ничто не помешает ему более-менее адаптироваться в окружающем мире и даже достичь определённых успехов.

При этом нужно понимать, что многие профессии для него будут просто неприемлемы из-за особенностей его зрения. И это не единственная проблема, с которой им придётся столкнуться во взрослой жизни.

Генетические тесты

Заболевание часто не дает о себе знать на протяжении всей ее жизни. А вот маленькому человечку эта патология передается на генном уровне. Происходит это еще во время беременности. Так как носительницами гена дальтонизма являются женщины, то очень важную роль играет подготовка к рождению малыша. Перед планированием зачатия будущей маме рекомендуется пройти комплексное обследование. Оно поможет выявить наличие в ее организме Х-хромосомы — «виновницы» дальтонизма. Наиболее эффективным методом обследования является генетический тест. Его уникальность в том, что он позволяет четко определить мутированный ген.

Однако есть одно «но». К сожалению, современная медицина недостаточно хорошо развита, чтобы при необходимости ликвидировать изменение гена. Выходит, что и метод, весьма дорогостоящий, не имеет особого практического значения. Его результаты только позволяют «подтвердить» будущим родителям риск рождения малыша с дальтонизмом. Ребенок может и не страдать от этой патологии в течение жизни. Тест все же не дает 100%-й гарантии наследования заболевания.

Как вести себя родителям ребенка-дальтоника?

Родители, ребенку которых был поставлен диагноз «дальтонизм», стоит объяснить малышу, что это не серьезное заболевание, а лишь особенность цветового восприятия. Понимание этого позволит ребенку успешно адаптироваться в коллективе. Лучше всего провести беседу с малышом как можно раньше. Отсутствие понимания у ребенка особенностей патологии часто приводит к тому, что таких детей часто считают умственно отсталыми. Это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе. У него может развиться комплекс неполноценности. Родителям следует поговорить с воспитателями или учителями о том, что их малыш по-особенному воспринимает цвета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]