Малыши в возрасте 2 года и 9 месяцев достигают пика двигательной активности. Потребность в движении не дает ребенку усидеть на месте хотя бы полчаса. Маленькие непоседы успевают повсюду. Часто итогом их бурной деятельности становятся сломанные игрушки или разбитая посуда. Однако неприятности, доставляемые малышом, свидетельствуют лишь о его нормальном развитии.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологические особенности ребенка в 2 года 9 месяцев
Малыш растет уже не так активно, как в первый год жизни.
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | |
Средний рост, см | 90-97,4 | 90-95,5 |
Средний вес, кг | 13,2-15,6 | 12,9-14,9 |
Окружность головы, см | 46,4-50,6 | 45,4-49,7 |
К этому возрасту у ребенка вырастают все молочные зубки, а организм перестраивается на новый уровень.
Развитие речи, связь и общение.
- Комментирует все, что видит и слышит. Говорит еще не четко, но уже понятно, используя прилагательные: «пальцы грязные».
- Строит фразы из 2-3 слов: «Мама, вставай!». «Таня, смотри – рыбки!» «Покорми меня, мама!»
- Понимает на слух короткую историю из жизни.
- Рассказывает стихи с мамой, дополняя последнюю фразу:
Уронили мишку на пол,
оторвали мишке
лапу…
Зайку бросила хозяйка
, под дождем остался
зайка…
У меня зазвонилтелефон. Кто говорит?Слон!…
Мама на кухне стиралабелье,а котик сидел и смотрелна нее…
- По картинке понимает несложный сюжет.
- Словарный запас насчитывает от 50 разборчивых слов. Все понимает, но не все может еще говорить.
- Нравится слушать, как звучат сложные слова.
- Проявляет интерес к играм сверстников. Наблюдает и повторяет их движения, использует речь.
- Карапузы сверстники могут улыбаться друг другу и тут же толкаться и ссориться из-за игрушки, забирать ее друг у друга. Продолжают играть рядом, но не вместе.
- Для ребенка по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями, близкими.
По теме: Курочка. Логоритмика.
Физическое и психическое развитие ребенка в 2 года и 9 месяцев
Нервно-психическое развитие | 1. Ребенок знаком с основными цветами и частями тела. 2. Активно рисует, лепит, мастерит поделки. 3. При повторении одних и тех же событий систематизирует происходящие процессы и с успехом вписывает себя в эту систему, к примеру, с удовольствием участвует в небольших театральных сценках. 4. Осваивает ролевые игры, активно включается в их планирование. 5. У малыша возрастает потребность в получении ответов на вопросы, которые он задает все чаще. 6. Ребенок расширяет круг общения, включается в разговор с посторонними (например, в поликлинике или магазине). 7. Малыш хорошо запоминает небольшие песенки и стихи. |
Речевое развитие | Ребенок быстро пополняет словарный запас, более правильно выстраивает предложения. Потребность говорить у него растет с каждым днем, слова вылетают из малыша со скоростью пулеметной очереди. Кроха использует предложения из 3-х и более слов, уверенно отвечает на вопросы по картинке со знакомыми персонажами (кто нарисован, что делает?). Малыш активно ведет диалог с детьми во время игры, здоровается и говорит «пока» или «до свидания». |
Бытовые навыки |
|
Развитие моторики | 1. Малыш умеет хорошо ездить на трехколесном велосипеде. 2. Собирает сложные конструкции из конструктора. 3. Хорошо прыгает и бегает. 4. Поднимается по лестнице, не пользуясь перилами. 5. Без проблем спрыгивает с небольшой высоты (со ступеньки или бордюра). 6. Уверенно ходит на цыпочках, удерживая равновесие. 7. Без проблем листает книжные страницы. 8. Может пройти без помощи взрослых по наклонной доске. 9. Умеет пользоваться ножницами, вначале беспорядочно разрезает бумагу, затем учится вырезать простые фигуры. |
Социальное развитие (отношения с окружающими) | У ребенка развивается индивидуальное отношение к каждому члену семьи, поэтому он по-разному общается, к примеру, с мамой и бабушкой. При самостоятельных играх дети подражают своему полу, дочка — маме, а сын — папе. Чувство привязанности к родным немного ослабевает. Дети, как и раньше, волнуются при их уходе, но быстро успокаиваются. Малыши активно подражают друг другу. Если начал прыгать один, за ним это же повторяют все детки. |
Опыт бессознательного | При появлении в жизни ребенка какого-то события или предмета, связанного с рождением, он пытается воспроизвести то, что подсознательно отложилось у него в голове. Малыш становится сосредоточенным, пытается что-то вспомнить или объяснить. Он выделяет отдельные образы, связанные с внутриутробным развитием и рождением. |
Психическое развитие ребенка:
- По возможности старается обслуживать себя сам.
- Знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
- Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
- Знает названия основных цветов.
- Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
- К членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда — его взаимоотношения с членами семьи разные.
- Отличается хорошей памятью.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, стульчик.
Начинаем играть! Вы и ваш ребенок — мишки. Вы, как старший мишка (или медведица!), начинайте, а малыш будет за вами повторять.
- Ходьба за взрослым. По сигналу «мишки!» — идти на четвереньках.
- Ноги слегка расставить. Поднять руки вверх, опустить вниз — «мишки подняли лапы к солнцу, погрели их и опустили» (4 раза).
- Сесть, ноги раздвинуть. Наклониться вперед, коснуться руками пола между ступнями ног, выпрямиться — «мишки сорвали ягоду, съели. Вкусно»(2-Зраза).
- Лечь на спину. Повернуться направо — прямо, налево — прямо — «мишки греются на солнышке». Погрели один бок — живот, другой бок — живот (4 раза).
- Покружиться на месте — «мишки пляшут».
- Проползти на четвереньках по доске — «мишки ползут по мостику» (3 раза).
- Пройти по наклонной доске шириной 15-20 см, приподнятой от пола на 25 см, — «мишки переходят по мостику» (3 раза).
- Подвижная игра «мишки убегают от пчел». Догоняйте малыша, который должен спрятаться в домике, т. е. сесть на стульчик (3 раза).
- Спокойная ходьба — «мишки идут на прогулку».
Развивающие игры и занятия с ребенком в 2 года 9 месяцев
Чтобы ребенок гармонично развивался, родители должны уделять много внимания занятиям. Кроме обучения малыша новым навыкам и знаниям, при совместных занятиях сглаживаются недостатки характера и развиваются достоинства.
- Подвижные игры. Малыш любит играть в активные игры, он прыгает, бегает, гоняет мячик, лазает по турникетам на детской площадке. Занимаясь, проводите игры в виде соревнований, в конце которых победивший получит приз.
- Ролевые игры. Дети с удовольствием играют в продавцов, докторов, копируют действия мамы (варят куклам обед). Они вспоминают действия, которые выполнял тот или иной человек. Чем наблюдательнее
- карапуз, тем лучше он копирует, к примеру, действия врача или водителя.
- Мамин помощник. В 2 года 9 месяцев можно смело вовлекать кроху в хозяйственные дела, давая малышу несложные поручения. Пусть он загрузит белье в стиральную машину, помоет посуду или протрет пыль. Организовать процесс нужно в виде игры, чтобы малыш сам с удовольствием принимал в нем участие. Не забывайте похвалить за проделанную работу.
- Читаем книжки. При чтении книжек рассматривайте с карапузом картинки, задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением по поводу поведения того или иного героя (кто хороший, а кто плохо поступает).
Календарь развития ребенка: 2 года 9 месяцев Ребенок осознает свое «Я», показывает характер, часто капризничает, упрямится, несговорчив. Это признаки скорого кризиса 3-х лет. От родителей требуется проявить все свои педагогические способности, чтобы одновременно не надломить ребенка и заставить его слушаться.
Физиологическое развитие
Наступил самый подвижный период. Малыш крутится как волчок, бегает и прыгает. Это абсолютно нормальное поведение. Двигательная активность обеспечивает полноценное психическое и психологическое развитие. Не стоит постоянно упрекать и ругать ребенка за подвижность.
Недостатком такого поведения является серьезное перевозбуждение. Если родители вовремя не отвлекут ребенка и не успокоят, он настолько растормошит сам себя, что ему будет трудно остановиться.
Психология малыша
Речь развивается стремительно, словарный запас растет быстро. Ребенок говорит предложениями. Если его не понимают, пытается сказать другими словами.
Мальчики, обычно, начинают говорить позже девочек. Чтобы разговорить такого молчуна, родители стараются задавать вопросы, на которые необходимо отвечать что-то конкретное. Что ты хочешь скушать? Какую курточку оденешь? Какую сказку тебе почитать?
Если в семье есть старшие дети, скорее всего, ребенок заговорит раньше своих сверстников, а его речь будет быстрее формироваться и улучшаться. Малыш будет подражать и копировать поведение старших братьев и сестер.
Случается, что ребенок, который недавно хорошо говорил, вдруг замолкает и снова начинает говорить отдельными словами. Это может случиться на фоне стресса, страха. Объяснять, что ничего ужасного в ситуации нет, бесполезно.
Малыш еще не может оценить и осознать подобные советы родителей. Также не стоит возвращать ребенка в стрессовую ситуацию, это может только ухудшить положение. Лучше подождать, успокоиться и постепенно забыть.
Навыки и умения
Игрушки отходят на второй план, ребенку становятся интересны бытовые навыки. Девочки с удовольствием помогают маме вытереть пыль, помыть посуду. Мальчики с радостью становятся папиными помощниками и активно помогают в починке пульта, велосипеда.
Ребенок уже может: разрезать ножницами на мелкие кусочки все, что попадется под руку. Родители должны проследить, чтобы ножницы были безопасными, а важные документы не попали малышу в руки; одеться самостоятельно и пытается освоить пуговицы, молнии, кнопки, шнурки. Последние – самая трудная задача для ребенка. Некоторые дети справляются со шнурками только к школе; заинтересоваться музыкой, музыкальным инструментом. Родители могут разучить с ребенком простую мелодию; рисовать, лепить, фантазировать, творить.
Советы родителям
Совместные занятия все еще очень актуальны. В процессе совместных занятий родители помогают ребенку сгладить недостатки его характера и развить достоинства. Изменить сам характер, конечно, невозможно, но взрослые могут научить малыша контролировать свое поведение.
Рацион питания ребенка в 2 года 9 месяцев
В рацион крохи должны входить все необходимые для роста и развития организма продукты
Мясные и рыбные продукты | Курица, нежирная свинина, говядина, печень, морепродукты должны составлять до 10 % рациона |
Кисломолочные и молочные продукты | Сметана, кефир, молоко, творог, сыр и йогурт должны составлять 35-40 %. |
Мучные изделия и крупы | Хлебобулочные изделия, выпечка и каши из разных круп составляют 15 % дневного рациона. |
Овощи и фрукты | Основные поставщики витаминов для детского организма должны занимать не менее 35 % ежедневного рациона. |
Источники энергии | Сахар, масло, жиры животного и растительного происхождения не должны превышать 3-3,5 %. |
Потребность в жидкости у малыша составляет чуть больше 1,5 литров в сутки.
Чтобы детское питание было разнообразным и сбалансированным, набор необходимых продуктов готовят в разных сочетаниях.
Интеллектуальное развитие.
- Во время игры теперь думает и планирует не только, что сделать, но и как это совершить.
- Идентифицирует себя со своим именем и фамилией. Если обратиться к девочке Маше и спросить ее: «Где Маша Иванова?», будет указывать, хлопая себя по груди.
- Делает выбор исходя из своих предпочтений.
- Наблюдает за действиями взрослого и повторяет. Берет зеркало и красит губы гигиенической помадой, как делает это мама.
- Если совершен плохой поступок, самостоятельно отправляется постоять в углу (наказание) на несколько секунд и уходит оттуда.
- Продолжает играть с различными геометрическими формами. Различает на слух фигуры: кирпичик, кубик, призма, шар. Если мама просит «Дай мне кубик» или «Дай мне кирпичик», ребенок может их находить и показывать..
- По просьбе взрослого показывает на картинке не только предметы, но и их признаки и действия (Где на картинке круглое солнышко? Покажи, где ежик несет грибочки?)
- Понимает, как из кубиков и кирпичиков построить башню, ворота, забор или скамейку.
- Продолжает рисовать на бумаге в ее пределах. Видит четкие границы.
- Отчетливо различает больше – меньше. Кубики, матрешки с разницей в 3 см в размерах, стаканы-вкладыши разного диаметра и размера, маленькие вставляет в большие.
- Продолжает изучать понятия: большой – маленький; быстро – медленно; один-много; твердый – мягкий; сухой – мокрый.
- Изучает основные цвета — красный, синий, желтый. Как быстро научить ребенка различать цвета, читайте здесь.
- В танце — приседает, пружинит, крутит туловищем, хлопает в ладоши, замирает в какой-нибудь позе.
- Идентифицирует книги по знакомым картинкам.
- Продолжает выполнять простые просьбы.
- Учится проситься на горшок писать. Но происходит это не регулярно. Случаются курьезы. Как приучать к горшку, смотрите здесь.
По теме: Что влияет на поведение наших детей?
Что любит и хочет.
- Все подвижные игры, где можно убегать, перешагивать, взбираться.
- Ездить на детской машинке, перебирая ногами и отталкиваясь от пола.
- Кататься на качелях, каруселях.
- Прятаться, чтоб его искали.
- Физкультурные минутки со стихами.
- Игры в мяч: бить по мячу ногой и бежать за ним вдогонку.
- Игры на исследование и наблюдение (бросать камень в лужу и следить за брызгами, ловить игрушечных рыбок на магнитную удочку).
- Любые игры в песочнице.
- Играть в пальчиковые игры, которые напрямую влияют на развитие речи.
- Строить из кубиков и кирпичиков башню, домик, забор, ворота и скамейки.
- Любые игры на музыкальных инструментах.
- Сортер с разными формами.
- Играть с тестом, пластилином (катать, плющить).
- Оставлять след на бумаге от карандашей, акварельных красок.
- Слушать, когда читают стихи о животных, потешки.
- Любимые сказки – о животных.
- Книжки с картинками зверей, животных.
- Логоритмика. Слушать, повторять слова, двигаться в такт.
- Танцевать под веселые песни.
По теме: Кризис 1 года.
Если у вас появились дополнительные вопросы, непременно задавайте их напрямую в Чате и делитесь своим опытом в комментариях.
Таблицы роста и веса ребенка в 2.5 года
В таблице представлены данные по нормам веса и роста ребенка в 2 года 6 мес по наблюдениям отечественных педиатров.
2 года 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 12,0 | 16,3 |
Вес девочек, кг | 11,7 | 15,5 |
Рост мальчиков, см | 87,0 | 97,1 |
Рост девочек, см | 86,0 | 96,5 |
Данные Всемирной Организации Здравоохранения о параметрах физического развития детей в 2,5 года
2 года 6 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 10,5 | 16,9 |
Вес девочек, кг | 10,0 | 16,5 |
Рост мальчиков, см | 85,1 | 98,7 |
Рост девочек, см | 83,6 | 97,7 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,1 | 51,7 |
Окружность головы девочек, см | 45,1 | 50,7 |