Как родители могут развивать речь ребенка в возрасте 1 года?


Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.


Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

  • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
  • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Дата публикации: 10.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Рекомендации по продуктам питания в возрасте от 1 до 3 лет

Кисломолочные продукты

В возрасте от 1,5 до 3 лет в сутки ребенку в среднем требуется:

  • 5 г сыра;
  • 25–50 г творога (жирность 5–11%);
  • 5–10 г сливок или сметаны (10–20%);
  • 500–550 мл молока и кефира (3,2–4%).

В возрасте 1 года ребенку в день необходимо 100 г мяса, с 1,5 лет – 120 г. Рекомендуется готовить блюда из говядины, телятины, индюшатины, мяса кролика и ягненка. Вкусны и полезны субпродукты: печень, язык, сердце. Блюда из них быстрее и легче перевариваются, богаты белком и жирорастворимыми витаминами. Но! Если у ребенка есть проблемы с почками, желчным пузырем или склонность к аллергии, введение субпродуктов в рацион на данном этапе не рекомендуется.

Мясо можно готовить в виде паровых и духовых котлет, рагу и обжаренного фарша.

А вот с колбасами и сосисками ребенка лучше не знакомить, так как качество этой продукции чаще всего вызывает сомнения.

Куриное яйцо

Детям необходимо давать по 1 яйцу не чаще 2 раз в неделю исключительно в сваренном вкрутую виде или в виде парового омлета.

Если у ребенка нет аллергии на морепродукты, его рацион рекомендуется дополнять блюдами из рыбы морских и речных сортов. От жирных и деликатесных сортов, копченой и консервированной рыбы, а также икры следует воздержаться. Суточная норма потребления рыбы – до 30–40 г.

В детском меню рыба может быть представлена в вареном и тушеном виде, в виде котлет и биточков. Разумеется, перед приготовлением ее необходимо очищать от косточек.

Овощи

В детском меню должны присутствовать картофель, морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, репа, горох, фасоль, бобы. Томаты давать до 3 лет нежелательно, так как они раздражают желчный пузырь и часто вызывают аллергию. В возрасте от 1,5 до 3 лет детям рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100–120 г, а также 150–200 г других овощей в виде супов, салатов, гарниров.

В возрасте от 1,5 лет ребенка необходимо кормить свежей зеленью: петрушкой, шпинатом, салатом и зеленым луком, используя для заправки супов, салатов и вторых блюд.

Фрукты и ягоды

В сутки дети в возрасте от 1 до 3 лет должны съедать 100–200 г фруктов и 10–20 г ягод. Это могут быть яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (без косточек), черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина и облепиха.

От 1 года до 1,5 лет ребенку стоит предлагать осветленные соки, а после 1,5 лет – соки с мякотью (до 100–150 мл в день после еды).

Если малыш пробует ранее незнакомый сок, начать надо с 1–2 ч. ложек в первой половине дня, чтобы увидеть реакцию организма.

Крупы

Каши рекомендуется готовить из овсяной, гречневой, ячневой, пшенной, пшеничной, кукурузной и перловой круп. Суточная норма потребления круп для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 15–20 г.

Макаронные изделия

В возрасте 1,5 лет дети уже могут есть лапшу и вермишель в виде супов и гарниров. Однако макаронные изделия богаты углеводами, поэтому злоупотреблять ими в детском рационе не стоит. Суточная норма потребления лапши и вермишели для детей от 1,5 до 3 лет – не более 50 г.

Сахар

Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30–40 г сахара в сутки. Это количество уже входит в хлебобулочные изделия, соки, фрукты и сладости. Злоупотребление сахаром снижает аппетит, негативно влияет на обменные процессы и ведет к появлению избыточного веса.

Сладости

В возрасте от 1,5 до 3 лет детей можно угощать пастилой, мармеладом, фруктовой карамелью, повидлом и зефиром.

Шоколад

С шоколадом и шоколадными конфетами надо повременить до 3-летнего возраста, так как они провоцируют возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции, нагружают поджелудочную железу и раздражают желчный пузырь.

Жидкую и полужидкую пищу нужно заменять более плотной, чтобы научить ребенка ее пережевывать. Для этого вводите в рацион малыша разваренные каши, тушеные овощи, овощные и крупяные запеканки.

Режим ребенка в 1 год

Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:

  1. Пробуждение в 7-7.30.
  2. Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
  3. В 8 утра подходит время завтрака.
  4. После него идет период бодрствования и игр.
  5. В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
  6. Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
  7. В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
  8. В 16.30 наступает полдник.
  9. В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
  10. 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.

Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.

Режим питания ребенка в 1 год

Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:

  1. Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
  2. Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
  3. На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
  4. Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
  5. На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
  6. Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
  7. Перед сном можно предложить детский кефир.
  8. Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
  9. Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.

Здоровое питание – привычка, формируемая с детства

Формирование культуры питания происходит уже в раннем возрасте. Поэтому родителям важно своевременно приучать малыша к тому, что вкусно и полезно. А готовить питательные и диетические блюда можно по нашим рецептам для детей – в них уже есть вся полезная информация по калорийности и содержанию микро- и макроэлементов, чтобы мамам и папам было удобно составлять подходящее для малыша меню на каждый день.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенку в сутки необходимы:

  • белки – 50–60 г, включая 70–75% белков животного происхождения;
  • жиры – 50–60 г, в том числе около 10 г жиров растительного происхождения;
  • углеводы – 220 г.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Важный совет – правильный пример. Если вы хотите, чтобы малыш с детства привыкал к правильному питанию, кушайте здоровую пищу. Не стоит требовать от ребенка любви к отварной капусте брокколи, если сами при нем кушаете копченую колбасу. Здоровое питание – общее правило для всей семьи!»

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Первый год жизни малыша

очень ответственный и радостный для родителей. За этот год ребенок из беспомощного маленького комочка превращается в самостоятельного человека, способного не только говорить и стоять на ногах, но и обладающего своими предпочтениями, характером и вкусом.

Каждый новый навык малыша

приносит родителям гордость и огромную радость за свое сокровище. Темпы развития малышей первого года жизни зависят от множества факторов, поэтому ожидать строгого соответствия в развитии ребенка определенным стандартам было бы ошибкой со стороны родителей. Однако существуют ориентировочные нормы, по которым можно судить о развитии ребенка, которому исполнился 1 год.

Вот какие эти нормы

, которые должен уметь выполнять годовалый ребенок: 1.
В конце первого года жизни малыш
осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, в основном девочки, в это время уже начинают ходить без поддержки, а другие — делают только первые шаги. Большинство детей в этом возрасте, освоив ходьбу, предпочитают ползать, а не ходить. Ведь «ходьба на четырех» гораздо комфортнее и надежнее, чем качаться на двух ногах.

Не следует торопить малыша

, пусть он наберется уверенности. Родителям детей, которые в возрасте 1 год только ползают, не нужно старательно заставлять малыша вставать на ноги, а надо хвалить его и поддерживать за освоение новых навыков в передвижении. Набрав уверенности, под одобряющие улыбки родителей, малыш очень скоро сам встанет на ножки и начнет ходить.

2. В возрасте 1 год малыш

старается подражать услышанным звукам, словарный запас у него достигает обычно 10 слов. Чаще всего это слова: «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба», «Ням-ням» и другие. Он уже понимает требование родителей, знает всех членов семьи по имени, хоть и не называет их. Пассивный словарный запас у малыша огромен, он узнает членов семьи на фотографиях, на картинке животных, показывает свой нос, ротик, глазки и другие части тела по просьбе родителей.

Малыш

уже улавливает интонацию взрослых и обижается, если его ругают. Он умеет обобщать предметы, людей и животных. Например, если он называет «пи-пи» свою машинку, то при поездке на машине он также повторяет «пи-пи». Годовалый малыш хорошо воспринимает простые мелодии и чувствует их ритм.

В этом возрасте

дети очень послушные, они с удовольствием выполняют такие просьбы родителей, как «подай», «подними», » убери», «поцелуй», «обними» и так далее. Он хорошо понимает значение слова «нельзя». Малыш способен различать основные цвета: красный, синий, зеленый, черный и белый. Он при просьбе: «Подай, пожалуйста, мне синий кубик» находит его среди игрушек и протягивает взрослому.

3. Годовалый ребенок

активно передвигается по комнате и играет с другими людьми. Он внимательно изучает свои игрушки и окружающие предметы, гремит и стучит ими, бросает и ползает за ними. Ему очень нравится складывать предметы в коробочки и доставать их оттуда, открывать шкафчики и закрывать их дверца. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторять их движения.

Если ему покупают новую игрушку

, он протягивает его взрослым, чтобы они показали, как им надо играть. Малыш годовалого возраста любит катать игрушки на колесиках, собирать кубики и играть в прятки. Он уже умеет искать спрятанные игрушки, а также всегда держит родителей в поле своего зрения. Если видит, что они ушли в другую комнату, быстро ползает или идет за ними.

Опорожнять содержимое ящиков

для белья и кухонного шкафа, передвигать предметы интерьера, опрокидывать стулья, тянуть за собой все, что ему под силу, раскрашивать стены и книги, пробовать на вкус предметы, попадающие ему на пути — вот любимые занятия малышей этого возраста. Он радуется тому, что ему удается выполнять те же движения, что и взрослым. Ругать его за это и тем более наказывать нельзя, ведь он их делает не из-за вредности. Просто за малышом, которому исполнился один год, надо все время следить и с терпением учить их понимать, что такое «плохо» и что такое «хорошо».

4. Ребенок в возрасте 1 год

приобретает простые навыки самообслуживания. Он уже умеет пить из чашки, пытается кушать ложкой, сам протягивает руку за хлебом, берет кусочки еды и преподносит их ко рту. У него уже имеется 12 зубов: восемь из которых резцы, а четыре — жевательные. Рацион питания малышей в этот период должен быть разнообразным, богатым витаминами, кальцием и фосфором.

5. Годовалый ребенок

должен уже проситься на горшок. Если ваш малыш этого еще не делает, то виноваты в этом сами родители. Лучше всего начинать приучать малыша к горшку с шестимесячного возраста, а если вы это время упустили, то начинайте это делать сейчас. Малыш, которому исполнился 1 год, уже хорошо понимает, что требуют от него родители и быстро привыкает к горшку. Но поступать опрометчиво и заставлять малыша часами сидеть на горшке не следует, процесс приучения должен быть постепенным, но регулярным.

Все дети

развиваются по-разному, своим индивидуальным путем. Поэтому эти нормы развития ребенка и являются ориентировочными. Если ваш ребенок еще не соответствует какой-то норме из вышеописанных, то это не значит, что он отстает в развитии. Наверняка, он умеет что-то другое, чего не умеют другие. Главное в развитии ребенка первого года жизни — это его здоровье и желание познавать окружающий мир. Задача родителей — поддерживать его и помочь малышу в этот не простой для него период жизни.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики

«Психология отношений»

Вот и наступил последний месяц первого года жизни Вашего малыша. Совсем скоро он задует первую свечку на торте в честь дня своего рождения. Крошечный новорожденный превратился в маленького, но уже самостоятельного человечка.

Физическое развитие ребенка

В среднем дети за первый год жизни утраивают свой вес, а итоговая прибавка в росте составляет около 25 см. Таким образом, к 1 году рост ребенка в среднем достигает 75 – 76 см.

Малыш уже может уверенно стоять без опоры, активно ползает, приседает, выпрямляется, поднимается на ноги из любого положения, залезает на кресло, кровать и спускается на пол. Ребенок хорошо ходит с поддержкой за ручку, а возможно, и самостоятельно. Годовалый ребенок идет, широко расставив ножки: стопы направлены в стороны, ноги согнуты и в тазобедренных, и в коленных суставах, позвоночник в верхней части согнут кпереди, в остальных отделах – выгнут назад. Ручки сначала вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Дальнейшее совершенствование ходьбы происходит вплоть до младшего школьного возраста.

Навыки и умения годовалого ребенка

Малыш узнает всех близких (в том числе, на фотографиях), радуется их появлению. Он очень эмоционален, активно проявляет свои чувства: целует, обнимает Вас или наоборот выражает недовольство в ответ на запрет или строгий тон Вашего голоса. Реагирует на музыку: танцует и «подпевает» в такт. Ребенок с удовольствием рассматривает свое отражение в зеркалах, играет с ним и строит рожицы. А еще он без труда изображает мимику взрослых.

В год малыш может сосредоточено заниматься одним делом около 5 минут. Он может по просьбе взрослого принести свои игрушки, при этом он способен взять сразу несколько в одну руку. Кроме того, ребенок может положить игрушку под мышку, чтобы освободить руки для другой.

Он уже хорошо различает все основные цвета, узнает и показывает животных на картинках. Малыш может собрать пирамидку из трех-четырех колец, построить башню из двух-трех кубиков. Играет в простые сюжетные игры.

В этом возрасте дети обожают высыпать игрушки из коробки и складывать их в нее. А еще им нравится давать Вам предметы и забирать их обратно. К годику малыш овладевает и простейшими бытовыми навыками. Он откусывает и жует кусочки хлеба, печенья, пытается кушать с помощью ложки, самостоятельно пьет из бутылочки, поильника и даже кружки. Ребенок может помогать Вам себя умывать и одевать, протягивая ручки и ножки.

Малыш понимает слово «нельзя», но не всегда подчиняется запрету. Важно не употреблять это слово слишком часто, и не отменять запрет. В противном случае Вы рискуете тем, что ребенок не будет воспринимать его серьезно.

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Реагируют на цвет.

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]