Динамическая гимнастика для грудничков: полезные упражнения


Новорожденному малышу жизненно необходимы не только сон, питание и мамино тепло, но и двигательная активность. Многие родители используют обычные упражнения, другие же выбирают динамическую гимнастику. Только выполнять ее следует грамотно и очень осторожно, чтобы не навредить грудничку. Что же перевешивает в применении – польза иди вред? Как ее правильно делать? Давайте разбираться вместе.

Это важно!

Польза гимнастики неоспорима, но перед тем, как начать заниматься с малышом, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Первые недели после роддома он будет посещать вас на дому. Противопоказаний против гимнастики для младенца немного, но они все же есть. От упражнений следует воздержаться, если у ребенка есть заболевания кожи, проблемы с сердцем и органами дыхания и другие. В некоторых случаях ребенку требуется профессиональный массаж, который самостоятельной гимнастикой в домашних условиях заменить нельзя.

Ответы на частые вопросы.

Опасно ли делать динамическую гимнастику ребёнку?


Если делает опытный детский массажист, то опасности практически нет. Осторожно надо быть мамам, которые насмотревшись видео о динамической гимнастике, начинают делать всё, что там показывали.

Обязательно ли делать с ребёнком динамическую гимнастику?

Нет не обязательно.

Может у ребенка что нибудь повредиться, сломаться, растянуться, порваться?

Может теоретически. Это может произойти, если делать эти упражнения с детьми, которым противопоказано, или при резких движениях, а также движениях проведенных в неправильном направлении.

Как понять, что массажисту можно доверить проводить такую гимнастику с ребёнком?

Сложный вопрос. Он должен иметь опыт хотя бы лет пять детским массажистом, хорошо знать анатомию и понимать, что и зачем он делает, уметь объяснить это. В общем, чтобы на 100 % понимать, можно ли специалисту доверить такие занятия с ребенком, надо самому быть в этом специалистом. Поэтому советую обращаться к профессионалам с большим опытом.

Специалисты центра детского массажа «Счастливый малыш» проводят массаж и гимнастику для детей на дому в Москве и ближнем Подмосковье. Звоните, мы подберём для вашего ребёнка опытного специалиста! Тел. 84993941711, 89266057470.

В какое время делать гимнастику

Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.

Условия для занятий

  • Проветрите комнату, где будете заниматься с малышом. В помещении должно быть тепло, но не жарко. Оптимальная температура – 20-21 градус. Во время массажа ребенок также принимает воздушные ванные – важный закаливающий фактор.
  • Занятия проводите на ровной твердой поверхности: на пеленальном или обычном столе, крышке комода. Кровать или диван для этих целей не подойдут, так как будут прогибаться под ребенком и эффекта от упражнений не будет. Чтобы малышу было комфортно, положите на столешницу тонкое одеяло и накройте его пеленкой.
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, спокойным и активным. Если он хочет спать, капризничает или недомогает, занятия следует отложить.
  • Мама тоже должна настроиться на общение с младенцем, никуда не спешить, не суетиться.
  • Гимнастику нужно совмещать с воздушными ваннами. Разденьте малыша, снимите с него подгузник. Пусть ничего не стесняет его движения.
  • Во время выполнения упражнений разговаривайте с малышом, декламируйте потешки, пойте песенки. Можно включить негромкую фоновую музыку.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Выполняя со своим ребёнком упражнения динамической гимнастики, всегда обращайте внимание на состояние малыша. Впрочем, когда вы начнёте занятия, вы сами поймёте: невозможно, а главное бессмысленно навязывать нагрузку ребёнку, когда он капризничает, голоден или хочет спать.

Есть простой способ определить, приносит динамическая гимнастика пользу (являясь стрессом физиологическим), или вредит ребёнку (нанося урон, как патологический стресс): время от времени задавайте себе вопрос «доставляет ли процесс удовольствие?» Если вы видите, что малыш весел (или серьёзен и сосредоточен), на мой взгляд, нет причин для беспокойства.

Мой собственный опыт применения динамической гимнастики у двоих младших детей показывает, что главное – это постепенность увеличения нагрузки и ориентация на удовольствие.

Так, мой средний сын познакомился с первыми, самыми простыми упражнениями динамической гимнастики (висы на обеих ручках, на одной ручке и раскачивания на руках) в возрасте двух недель, и поначалу воспринимал происходящее настороженно. Мы не оставляли попыток, приучая его захватывать палец взрослого и подниматься самостоятельно, затем постепенно увеличивали продолжительность нахождения его в свободном «висе». К месяцу он уже привык «болтаться в воздухе», и, предвкушая радость от занятий, радостно протягивал ручки к взрослому. «Кувыркать» и «крутить» Данилу я или муж могли попеременно до 5 раз в день, практически перед каждым кормлением, а также обязательно – перед купанием и обливанием. Динамическая гимнастика доставляла большое удовольствие и нам, родителям, и его старшему брату Луке и, конечно же, самому Данилу.


А вот у нашей младшей девочки Анюты отношения с динамической гимнастикой складывались по-другому. Мы также рано предложили ей первые упражнения, но она долго не принимала висы вниз головой – первое время мы ограничивались только упражнениями с висами на руках. Позднее, с наступлением тёплой погоды, мы начали выполнять упражнения на свежем воздухе, на даче – и здесь девочка заметно приободрилась. К четырём месяцам мы включили динамическую гимнастику в ежедневное расписание: утро всегда начиналось с массажа, динамической гимнастики, плавания в большой ванне и обливания. Однако, переехав осенью с дачи в город, мы стали заниматься гимнастикой не каждый день – в зависимости от настроения нашего и самой девочки.

Итак, исходя из рекомендаций специалистов и практического опыта, можно сформулировать несколько универсальных принципов, которые подходят для совершения с ребенком практически любого действия. И особенно действий, которые предполагают большую физическую нагрузку, таких как динамическая гимнастика, закаливание и водный тренинг.

Индивидуальный подход

Принимается во внимание, прежде всего, темперамент ребёнка и его родственников. Важны также и история беременности матери, и то, как проходили роды, и есть ли у ребёнка заболевания или травмы. Иногда он может быть настолько травмирован (психологически или физически), что применение сильных закаливающих процедур сразу после рождения станет для ребёнка не позитивным (физиологическим), а патологическим стрессом, от которого ему будет трудно оправиться. Иногда, наоборот, следует заниматься с ребёнком более интенсивно, например, когда он «пьяный» от медикаментов, введённых матери при родах. Порой стресс, полученный ребенком в родильном доме, а часто еще во внутриутробном состоянии, обусловливающий его депрессивное состояние, возможно «вытеснить» резкими ощущениями от сильных закаливающих процедур и физических нагрузок, после чего ребенок буквально «просыпается к жизни». Нужно отметить, что > готовят ребенка к повышенным нагрузкам.

Осознанная импровизация и отказ от стереотипов

Учитывая индивидуальность ребёнка и всё перечисленное в первом пункте, не стоит также выполнять гимнастику или ныряние, строго следуя инструкциям. Внимательно смотрите на реакцию ребёнка, возможно, вы вместе с ним изобретёте новое упражнение или станете основоположниками собственной системы закаливающих процедур! Осознавайте то, что делаете – зачем это нужно ребёнку и почему вы решили этим заниматься. Бездумность и механичность в закаливании и физических упражнениях могут травмировать психику ребенка. Процедуры большой силы нельзя применять к чрезмерно возбудимым детям, а если они необходимы, то важным условием является контакт с матерью и сосание груди. В то же время небольшие стрессы на фоне положительных эмоций, создаваемые упражнениями и закаливающими процедурами, укрепляют психическую устойчивость, учат детей способности преодолевать стрессовые состояния.

Вера в его силы


Новорожденный в традиционном подходе ассоциируется с существом слабым и незрелым. Однако, если мы посмотрим, что выдерживает практически каждый ребенок в процессе своего рождения и после него, то вынуждены будем признать удивительную силу и выносливость младенца! Едва ли взрослый человек сможет (в пропорциональном отношении) перенести те нагрузки, которые испытывает ребенок во время рождения: всё возрастающее давление, прохождение через родовые пути, а затем попадание в воздушную среду после 40-ка недельного пребывания в среде водной. Что же касается периода после рождения, то можно провести следующий эксперимент: здорового взрослого человека туго завернуть в несколько простыней и продержать его так недели три, кормя его в неподвижном состоянии, и лишь изредка разворачивая «для смены пеленок». Какую нужно иметь волю, чтобы сохранить в порядке свою психику и физическое здоровье!

Профессор И.А. Аршавский пишет «В педиатрии и биологии организмы ранних возрастных периодов обычно рассматриваются как незрелые и несовершенные по сравнению со зрелостью и совершенством взрослых… Физиология ребенка с этой точки зрения оценивается как первые шаги к цели, которой является состояние взрослого организма… Наши исследования позволили заключить, что во все возрастные периоды, начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его функции адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической среде, с которой он должен взаимодействовать». В истории немало примеров, показывающих жизнеспособность и адаптационные возможности младенцев. Во время эпидемий чумы не раз видели умершую мать и выжившего грудного младенца. Во время землетрясения в Мехико в 1985 году лишь спустя шесть суток удалось извлечь 58 новорожденных детей из-под развалин родильного дома.

Таким образом, благоразумнее исходить из представления, что младенцы являются существами очень сильными, обладающими огромными адаптивными способностями. Лишь наши страхи и наше неверие в них и в себя делают их слабыми. И в то же время нужно учитывать, что эти возможности не безграничны. Это часто забывают родители, упорно пытающиеся добиться каких-то исключительных результатов (что скорее нужно им, а не ребенку). Всегда чувствуйте ту грань, которую нельзя переходить!

Комплексный подход

Нет смысла внедрять в жизнь отдельно взятые рекомендации. Динамическая гимнастика – это не точечное занятие скуки ради, а элемент образа жизни!

Проанализируйте такую картину: медицинская сестра приходит, чтобы сделать ребенку массаж. Ребенок, завернутый в пеленки, распеленывается, ему делают массаж, а затем снова помещают в пеленки и обездвиживают. Абсурдность этого очевидна! Массаж при таких условиях – не более как дополнительное к «воздушным ваннам» средство, позволяющее ребенку выжить. Если вы собираетесь заниматься с ребёнком динамической гимнастикой, откажитесь от предрассудков относительно полезности одежды для малыша. В доме тепло и вы сами ходите в майке? Тогда нет необходимости заворачивать вашего ребёнка в пелёнки, надевать на него ползунки, чепчик и шерстяные носки. И никаких распашонок с «варежками»! Проще подстричь ребёнку ногти, чем лишать его возможности получать новые тактильные ощущения и совершенствовать мелкую моторику.

Значительно лучше для общего развития ребёнка и его самочувствия, когда в тёплом помещении ребёнок находится по возможности обнажённым или в одежде, не стесняющей движений. Так, со вторым и третьим ребёнком мы полностью отказались от распашонок и ползунков, заменив их (когда это бывает необходимо) более удобными трикотажными футболками, маечками, а также трусиками и ползунками «без лапок».

Подробнее о закаливании по всем правилам мы ещё поговорим, но сейчас уместно сказать, что, если не давать ребёнку экстремальные физические нагрузки, то хотя бы предоставьте его коже возможность дышать, а ему самому – свободно двигаться. И одно только это – уже немалый вклад в здоровье ребёнка!

Итак, правильное грудное вскармливание и физические нагрузки важны при закаливании холодом. Прикладывание к груди и хороший эмоциональный контакт с матерью дает чувство безопасности и «нормальности» происходящего, что необходимо для легко возбудимых детей, не давая им развить слишком бурную реакцию. Положение ребенка на животике способствует быстрейшему восстановлению сил после интенсивного холодового воздействия (особенно после занятий в открытой воде), успокаивает нервную систему.

«Делай, как я»

Это основной принцип, который можно наблюдать у животных, воспитывающих детёнышей. Родители должны сами пройти через то, что они предлагают детям. Дело в том, что в силу большой психо-эмоциональной связи страхи, испытываемые родителями, воспринимаются детьми особенно сильно. Это касается и физических упражнений, и ныряний в воде, и закаливания, а также питания и других моментов образа жизни. Родители – главные учителя своих детей. Специальные занятия физической культурой, водным тренингом или закаливанием должны производить именно они. В руках родителей он ощущает себя безопаснее, нежели в чужих руках. Опытный инструктор необходим лишь на начальном этапе, когда родители знакомятся с новой методикой. Но его задачей в основном является устранение у родителей возможных страхов и опасений.

Упражнения для малышей до 2 месяцев

  1. Положите малыша на спинку. Обеими руками сделайте легкие поглаживающие движения от центра груди к бокам — 3-5 раз.
  2. Погладьте круговыми движениями по часовой стрелке животик малыша – без усилий, без нажатия.
  3. Дайте малышу обхватить кулачком ваш палец. Поочередно погладьте его руки, поднимаясь от кистей к плечам – 5-6 раз. Затем мягко помассируйте кисти.
  4. 5-6 раз погладьте ножки малыша по направлению от стоп к бедрам. Затем большим пальцем нежно надавите на стопу малыша у основания пальчиков – малыш рефлекторно их подожмет. Сохраняя легкий нажим, проведите по стопе до пятки. Повторите по 5 раз для каждой ножки.
  5. Поверните малыша на живот. Погладьте его по спинке от головы к ягодицам тыльной стороной ладони 6-7 раз.
  6. Уприте свои ладони в ступни малыша и слегка надавите на них, словно подталкивая вперед. Кроха будет делать рефлекторные попытки ползти. Упражнение помогает укрепить мышцы спины и животика, тренирует ножки.
  7. Поверните ребенка на бочок. Без нажима проведите пальцем по позвоночнику сверху вниз. Малыш рефлекторно выгнет спину и вернется в исходное положение. Сделайте упражнение по 1-2 раза на каждом боку.

Как динамическая гимнастика действует на организм ребёнка?

1. Укрепление мышц через рефлекторное их напряжение. Когда ребенок повисает на руках или ногах, то в этот момент происходит натяжение всех интересующих нас мягких тканей, мышц, связок, суставных капсул в области ниже места фиксации ребенка руками массажиста. Организм такое натяжение расценивает как потенциальную угрозу перерастяжения (травмы), и укорачивает и утолщает мышцы, утолщает и уплотняет связки и стенки капсул суставов. Таким образом мышечно-связочный аппарат становится крепче, сильнее, выносливее, и перерастяжение от того, что ребенок повис на руках ему не угрожает. Конечно, этот процесс происходит постепенно, не за одну или две процедуры, а за 10-15, а родители видят только конечный результат, заметно окрепшего малыша.

2. Тренировка вестибулярного аппарата. Во время перемещения, переворотов, раскачиваний у грудничков органы вестибулярного аппарата становятся значительно больше задействованы. Таким образом в мозге ребенка запечатлеваются ощущения, которые он испытывал в разных положениях тела на гимнастике. Эти ощущения ребенку пригодятся, когда он будет вставать на четвереньки, садиться и сидеть, ползать, вставать, ходить и т.д. У детей с хорошим вестибулярным аппаратом все двигательные навыки развиваются с меньшим числом падений и подобных проблем. Развитие одного, создает почву для развития следующего.

Упражнения для малышей 2-6 месяцев

Гимнастику для малышей старше двухмесячного возраста следует также начинать с легкого массажа. Ни в коем случае не нажимаем на кожу крохи, не прикладываем усилий. К прежнему комплексу добавляем более сложные упражнения:

  1. После массажа рук дайте малышу взяться за ваши большие пальцы и разведите ему руки в стороны. Зафиксировав их в таком положении на пару секунд, скрестите руки малыша на груди. Повторите упражнение несколько раз, чередуя руки: сначала сверху правая, потом левая.
  2. Помассировав ножки, возьмитесь за голени малыша. Выполняйте упражнение “велосипед”: поочередно сгибайте ножки, прижимая их к животу. Затем несколько раз согните обе ножки одновременно.
  3. Обхватите туловище малыша под мышками и поднимите его вертикально. Дайте ему коснуться ступнями – не носочками – ровной поверхности. Он должен рефлекторно переступать ножками, как бы шагая. Важно удерживать ребенка на весу. Малыш не должен полноценно опираться на ножки. Они, как и позвоночник крохи, еще не готовы к таким нагрузкам.

Более сложные комплексы обязательно нужно согласовывать с врачом. Помните, каждый ребенок уникален, подходить к занятиям нужно с учетом индивидуальных особенностей вашего малыша.

Как не навредить?

Любым занятиям должна предшествовать консультация у лечащего врача: существуют разные техники, важно отсутствие противопоказаний. Если у малыша есть родовые травмы, генетические отклонения, болезни суставов, ненормальное внутричерепное давление, вывихи, то уточните, как именно лучше заниматься с ребенком.

Начинайте с простых движений, постепенно наращивайте нагрузку по мере укрепления мышц малыша. Строго соблюдайте технику выполнения упражнений, при сомнениях проконсультируйтесь у специалиста или вызывайте массажиста на дом.

Выводы

  • Гимнастика укрепляет мышцы, дарит крохе хороший аппетит, здоровое пищеварение и крепкий сон.
  • Занятия нужно проводить за полчаса до еды или спустя 1 час после, в проветренном помещении, на ровной твердой поверхности.
  • Занимаясь с новорожденным, достаточно совершать легкие поглаживающие движения: от центра груди к бокам, от кистей к плечам, от стоп к бедрам, от шеи к ягодицам. Животик нужно поглаживать круговыми движениями по часовой стрелке.
  • Когда малыш станет старше, нужно добавить к упражнениям рефлекторное ползание и ходьбу, разгибание спины в положении на боку, сгибание рук и ног.
  • Технику проведения гимнастики для грудничка нужно согласовывать с врачом. Если вы не уверены в том, как выполнять какое-то упражнение, попросите массажную медсестру вас научить. Неумелыми движениями можно навредить ребенку.

Когда и с чего начать

Мнение специалистов по поводу оптимального возраста, с которого можно начинать заниматься с младенцем динамической гимнастикой, расходятся:

  • некоторые из них утверждают, что первые занятия можно проводить уже через две недели после появления крохи на свет. Они аргументируют свою позицию тем, что в этом случае младенец защищён от растяжений сухожилий и травм суставов;
  • многие педиатры рекомендуют начинать выполнять упражнения с месячного возраста, когда кроха немного окрепнет. Чем раньше начать занятия, тем лучше ребёнок адаптируется в новой для него обстановке благодаря тесному контакту с родителями;
  • однако есть и такие медики, которые настаивают, что динамическую гимнастику лучше практиковать не раньше, чем ребёнку исполнится три месяца. Но авторы методики утверждают, что это довольно поздний срок.


Большинство специалистов придерживаются мнения, что начинать приучать кроху к упражнениям динамической гимнастикой необходимо с четырёх недель после рождения

Видео: Начинаем занятия динамической гимнастикой

Основные правила проведения занятий

  1. Перед началом приобщения младенца к таким видам упражнений необходимо проконсультироваться с доктором. Если педиатр и невролог не будут против, можно пробовать начинать заниматься с младенцем.
  2. В начале рекомендуется пригласить опытного специалиста, который покажет и объяснить, как правильно выполнять различные упражнения.
  3. Первые занятия не должны длиться дольше 8–10 минут, чтобы ребёнок не устал и не испугался.
  4. Стоит помнить, что активные упражнения в воздухе необходимо делать только после массажа, чтобы мышцы и связки были разогреты и подготовлены к дальнейшим упражнениям. В противном случае можно растянуть сухожилия у младенца.
  5. Выполнять занятия рекомендуется ежедневно, постепенно увеличивая время процедуры с 10 до 20 минут. Больше этого времени заниматься с грудничками не рекомендуется.
  6. Заниматься нельзя сразу после еды: должно пройти как минимум час-полтора, прежде чем приступать к упражнениям. Также не рекомендуется заниматься динамической гимнастикой перед сном: вечером кроха должен быть спокоен и расслаблен.
  7. В тёплое время года, когда температура воздуха на улице 20–25 Со, гимнастику лучше проводить на улице.
  8. Во время занятий на ребёнке не должно быть одежды, либо что-то очень лёгкое: трусики и майка, боди или один подгузник.
  9. Если ребёнок не хочет заниматься, капризничает или плачет, не стоит его заставлять. Лучше отложить упражнения на другое время или день. Приучайте кроху к занятиям постепенно, чтобы он начал воспринимать это как своеобразный обязательный ритуал.

Авторы и последователи методики отмечают обязательный положительный эмоциональный настрой младенца во время выполнения упражнений. Родители должны спокойно разговаривать с крохой во время массажа, поглаживать его обязательно тёплыми руками, чтобы ребёнок не испугался. На первом этапе налаживается доверительный контакт между младенцем и родителями. Поэтому во время выполнения таких активных элементов гимнастики дети совершенно не боятся и готовы во всём доверять взрослым.


Нельзя начинать занятия сразу с активной части: малыша нужно подготовить посредством массажа и разговоров

Как избежать травм и негативных эмоций: техника безопасности

  1. Несмотря на то, что все упражнения довольно активны, их рекомендуется выполнять в одном темпе и плавно, чтобы ребёнок не пугался резких движений и не сбивался со знакомого ритма.
  2. На пол рекомендуется постелить маты, а занятия проводить в свободной комнате или помещении, где рядом нет острых углов и других предметов, о которые кроха может удариться.
  3. Инструкторы рекомендуют всегда начинать занятия только с тех упражнений, которые нравятся ребёнку, а потом переходить к новым или тем, которые кроха не очень воспринимает.
  4. Если младенец испугался во время занятий, родителям необходимо сразу прекратить выполнять упражнение и отвлечь кроху. Можно переместиться на мяч, или показать ему игрушку, расслабить малыша лёгкими поглаживающими движениями. Затем плавно выполнить несколько упражнений, которые ребёнок воспринимает легко и с удовольствием. Но на следующий день рекомендуется опять попробовать выполнить то задание, которое не понравилось младенцу.
  5. Часто во время выполнения некоторых элементов у малыша отчётливо слышатся щелчки в суставах рук или ног. Так не должно быть, поэтому занятие необходимо остановить и проверить, все ли в порядке с ребёнком: можно посгибать конечности, если малыш не реагирует плачем, значит все в порядке. В случае, когда настроение крохи хорошее и у него ничего не болит, занятие можно продолжать, но следить, чтобы не было щелчков и не давать большую нагрузку на те суставы, которые щёлкали.

Видео: Как правильно держать младенца

В каких случаях занятия динамической гимнастикой противопоказаны

Такие упражнения могут быть полезными только при условии учёта противопоказаний. В некоторых случаях специалист может категорически запретить родителям заниматься с младенцем динамической гимнастикой. Поэтому дети, у которых наблюдаются следующие диагнозы, не могут практиковать такие виды активных занятий и упражнений:

  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • врождённые патологии опорно-двигательного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • поражения и нарушения в работе нервной системы;
  • врождённый порок сердца;
  • возраст ребёнка полгода и старше для начала занятий.

Обучение ребенка присаживанию

После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.

Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.

Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.

Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.

Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.

Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.

Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.

Рекомендации для проведения ЛФК

  1. Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
  2. Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
  3. Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
  4. Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
  5. Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
  6. Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
  7. Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
  8. Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]