Пограничные состояния новорожденных


Анатомо-физиологические особенности новорожденных детей. Переходные состояния новорожденных.

Новорожденный ребенок – это дитя человека от момента рождения до достижения им возраста 28 дней. Доношенным считается новорожденный ребенок, родившийся при сроке беременности 37-42 недель беременности. Недоношенный — ребенок родившийся при сроке менее 37 недель. Переношенным ребенок рождается по истечении 42 недель беременности. Как бы ни был ребенок внешне похож на взрослого человека по форме строения своего тела и отдельных его органов, он значительно отличается от него по многим количественным и качественным признакам. Новорожденный ребенок в среде обитания беспомощный, плохо адаптирован к окружающей среде, требует комфортных условий и ухода. Поэтому мама ответственна за своего ребенка и обязана ухаживать за ним. Если по каким-либо причинам она не может осуществлять уход за ребенком, то должны быть соблюдены права ребенка на жизнь. Быть родителями ребенка это искусство и круглосуточная работа.

Антропометрические показатели донош, недоношенных и переношенных детей могут колебаться в широких пределах. Доношенный ребенок весит больше 2800 грамм. Первое взвешивание новорожденного проводится в течении первого часа после рождения с точностью до 10 г. Рост тоже измеряется в течении первого часа после рождения. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет 48-53 см. Окружность головы доношенного ребенка составляет 34-36 см, а окружность груди 32-34 см.

Состояние каждого новорожденного ребенка после рождения оценивается по шкале Апгар. Здоровые новорожденные дети имеют оценку по шкале Апгар 8-10 баллов.

Кожа новорожденного ребенка нежная, эластичная, розовая, с остатками пушковых волос. Эпидермис (наружный слой кожи), фактически состоит из одного тонкого пласта клеток. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. У новорожденного легко ранимая, хрупкая, чувствительная кожа что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. Из-за высокого содержания липидов более проницаема. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиоэктазии), или точечные кровоизлияния. Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. «монгольское пятно». Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев. И самым развитым видом ощущений у младенцев является ощущение прикосновения (тактильное восприятие). Кожа любимый орган чувств малыша. Через кожу воспринимается огромный объем информации. Поэтому необходимо создание тщательного и мягкого ухода за кожей.

Основные правила полноценного ухода за кожей ребенка.Не использовать моющие средства, специально не апробированные для употребления в уходе за детской кожей. Максимально сократить воздействие внешних раздражителей (моча, фекалии, остатки стирального порошка и т.д.). Поддерживать естественный уровень влаги. Избегать трение кожи. Ограничить возможные изменения бактериальной флоры кожи. Когда купать новорожденного ребенка? Купать ребенка — если у него нормальная температура — не ранее 6 часов после рождения при массе тела не менее 2000 грамм и при удовлетворительном состоянии. Для купания нужны теплая палата, теплая вода и купать быстро.Вытирать быстро и тщательно.Тепло одеть и укутать. Далее купать ребенка необходимо каждый день. Решить когда удобнее купать ребенка: утром или вечером. Лучше это делать до кормления, чтобы ребенок не срыгивал, но пока он еще не голоден. Важно, чтобы купание доставляло удовольствие и не вызывало неприятных ощущений или страха. Приступая к купанию, необходимо заранее подготовить все то, что потребуется, чтобы не отвлекаться и не отходить от ребенка во время купания. В любом случае, если будет нужно подойти к телефону, взять полотенце, никогда не оставлять ребенка в ванночке одного – завернуть его в полотенце и взять с собой. Для того чтобы вода была более мягкой и меньше «сушила» кожу ребенку, в воду лучше добавить пену для купания. Использовать детское мыло 2 раза в неделю.С первых дней понадобится ванночка для купания. При подмывании девочек подмывать спереди, мальчиков сзади.

Костная система новорожденного содержит мало солей, придающих ей прочность. Младенческая особенность — наличие в черепе неокостеневших участков — родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 х 2-3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт. Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Ее закономерная деформация в вытянутую «грушу» не страшна и не должна вызывать «паники». Правильные очертания — вопрос времени. Голова выглядит слишком крупной, потому что на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног.

В мышечной системе преобладает их повышенный тонус — руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная по сохранившейся инерции. Шея не держит головы — мышцы у нее некрепкие.

Органы дыхания — слизистые оболочки дыхательных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому, при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы — мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей. Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание — следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго. Тугое пеленание следует прекратить по нескольким причинам: блокирование движений диафрагмы снижает вентиляцию легких, снижается циркуляция крови в различных частях тела, тонкая воздушная прослойка между тельцем ребенка и пеленками не позволяют удерживать тепло, ограничение движений конечностями препятствует развитию нервно-мышечной координации, тугое пеленание с головой затрудняет грудное вскармливание, так как ребенок не может двигать головой и открывать рот достаточно широко, чтобы правильно приложиться к груди, спеленатые дети больше спят и меньше просят грудь. Особенностями дыхания является то, что новорожденный дышит часто. У доношенного новорожденного частота дыхания при спокойном бодрствовании составляет 40-50 в 1 минуту.

Частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Сердечно-сосудистая система. С появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные — пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические — закрываются внутриутробные каналы кровотока. Частота сердечных сокращений 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160 ударов и более.

Пищеварительная система: незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку — незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию).

Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, легко ранима. Язык большой. Ребенок обычно рождается без зубов. Иногда еще до рождения прорезываются 1-2 передних зуба. Они могут мешать ребенку сосать грудь матери, и их рекомендуется удалить у детского стоматолога.

Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты — это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.

Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота — метеоризм. Нередки запоры. Первородный кал у ребенка (меконий) – густая масса оливкового цвета, без запаха, выделяется в первые 1-3 дня. Количество стула до 6-8 раз в сутки. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок и кишечник плода. В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи. Мочеполовая система. К моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в сутки. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.

Кроветворение. У новорожденных основной очаг кроветворения — красный костный мозг всех костей, дополнительные — печень, селезенка, лимфоузлы. В показателях крови гемоглобин 180-240 г/л, эритроциты 4,5-6,0 х 1012/л, лейкоциты 18-21х109/л., с перекрестом в лейкоцитарной формуле в возрасте 4-5 дней жизни.

Нервная система. Незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток до 16-18 часов в сутки по 3-4 часа подряд, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. Перед кормлением пробуждаются самостоятельно и как правило нуждается в кормлении по требованию, примерно через 2-3 часа (это время переваривания женского молока в желудке). Тех детей, которые не просыпаются ко времени кормления (через каждые 2-3 часа) нужно будить и кормить. Для роста и развития ребенка из рефлексов имеет значение захватывающий рефлекс – когда что-то касается губ ребенка, он открывает рот, язык опускается вниз и выдвигается вперед. Сосательный рефлекс – когда что-то касается неба ребенка он начинает сосать. Глотательный рефлекс – когда рот ребенка наполняется молоком он глотает. Защитный рефлекс – при выкладывании на живот ребенка поворачивает голову в сторону.

Органы чувств. В первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок — нистагм. Новорожденный фокусирует взгляд на предмете на расстоянии 20-25 см от органа зрения. Именно такой является дистанция между глазами ребенка и лицом матери во время кормления. До 2 месяцев он плачет без слез — слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность.

Иммунитет — некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Диагностика и дифференцировка физиологических адаптационных процессов с патологическими имеет трудности. Надо уметь различать физиологические адаптационные процессы, переходные состояния и патологические процессы.

Состояния и реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Период адаптации к условиям внеутробной жизни длится у доношенных около 3 недель, у недоношенных – 4 недели. Обычно физиологические для новорожденных, переходные состояния при определенных условиях в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний могут принимать патологический характер.

К переходным состояниям относятся первоначальная убыль массы тела. Убыль массы тела не превышающая 6-10% наблюдают у всех новорожденных детей. Восстановление массы тела происходит к 6-8-му дню жизни. Потеря веса напрямую зависит от объема высасываемого молока, введения жидкости, времени первого прикладывания ребенка к груди, от температуры и влажности окружающей среды. Крайне желательно для ребенка естественное, то есть грудное вскармливание. И медицинские работники, контактирующие с беременными и кормящими матерями должны быть сторонниками этого вида вскармливания.

Физиологическая желтуха у доношенных новорожденных в среднем появляется на 2-3, исчезает на 7-10 день жизни. Наблюдается у 60% доношенных и 805 недоношенных детей. Обусловлена повышенным распадом эритроцитов новорожденного. При позднем кормлении и гипотермии приобретает патологический характер, требующее лечения (фототерапию).

Транзиторное нарушение теплового баланса тоже переходное состояние новорожденного, хотя она чаще возникает при неадекватном уходе. Нормальный уровень температуры тела новорожденного 36,5-37,5ºС. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при нарушении температурного режима. Снижение температуры тела до 36ºС определяется как холодовой стресс. Выраженная гипотермия диагностируется при 35,9-32ºС. Тяжелая гипотермия – при температуре тела ниже 32ºС. Транзиторная гипертермия возникает на 3-5-е сутки и при оптимальных условиях выхаживания ребенка встречается очень редко. Отмечается повышение температуры тела, иногда до 38ºС и выше. Ребенок беспокоен, жадно пьет, слизистые сухие, большая потеря веса. Наиболее частой причиной гипертермии является обезвоживание, нарушение водного баланса, перегревание (при температуре воздуха выше 24ºС в палате для здоровых новорожденных, расположение кровати около батареи отопления, под прямыми солнечными лучами). При правильном и свободном грудном вскармливании встречается редко. Транзиторная гипертермия требует вмешательства – ребенка оставляют свободным от пеленок, назначают дополнительное питье и обычно достаточно физических мер охлаждения. В редких случаях применяют жаропонижающие.

Гормональный криз после рождения отмечается у мальчиков и девочек. Происходит нагрубание молочных желез, у девочек кровянистые выделения из половой щели.

Простая эритема кожи – это физиологическое покраснение кожи отмечается в первые 1-2 дня. Возникает после удаления первородной смазки, первой ванны. Лечения не требует. Токсическая эритема – у многих новорожденных детей в течении 1-3-го дня жизни появляются мелкие белого цвета папулы, обычно исчезает через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме целесообразно назначать антигистаминные препараты.

Отторжение пуповинного остатка и эпителизация пупочной ранки происходит к концу 3-х суток. Эпителизация пупочной ранки заканчивается к 10-19-му дню жизни. Культю пуповины обрабатывают 70% спиртом и 5% раствором калия перманганата 2-3 раза в день. Пупочную ранку также либо 3% перекисью водорода и 2% раствором бриллиантовой зелени (зеленка).

Для того чтобы пограничные состояния новорожденных не стали патологическими необходимы оптимальный тепловой режим (температура в помещении не ниже 24ºС, влажность 60%), ранний контакт кожа к коже в течении 40 минут сразу после рождения (для обсеменения флорой матери), раннее прикладывание к груди матери и кормление ребенка грудным молоком, своевременные меры по стимуляции лактации у матери, содержание в чистоте кожи и пупочной ранки.

Доношенный ребёнок

Главным критерием доношенности (или недоношенности) по современным представлениям является продолжительность внутриутробного развития плода (ранее основным мерилом этого состояния были данные о массе тела ребёнка при рождении). Доношенным считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 38 недель. Масса тела доношенных новорождённых колеблется от 2500 до 4000 г, составляя в среднем 3300—3700 г. У девочек она при рождении на 200—300 г меньше, чем у мальчиков. Новорождённые с массой тела 4000 г и более считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовом периоде. Все новорождённые в первые дни жизни теряют в среднем 200— 300 г своей массы тела. Это так называемая физиологическая убыль массы, связанная с потерей жидкости и части энергетических запасов (в частности, глюкозы), к быстрому восстановлению которых ребёнок ещё не готов. К 7—10-му дню жизни эта потеря компенсируется. На первом месяце жизни прибавка массы тела ребёнка составляет до 600 г и более. По данным некоторых учёных, кормление детей сразу после родов способно предотвратить потерю веса в первые дни жизни. Не менее важным критерием доношенности новорождённого является длина тела при рождении. Она колеблется в пределах 48—58 см, составляя в среднем 52—53 см (у девочек обычно на 1—2 см меньше, чем у мальчиков). Окружность головы и груди составляет в среднем 34—35 см (у девочек на 0,5—0,7 см меньше). Здоровый доношенный новорождённый имеет гладкую, эластичную кожу розового цвета, покрытую во многих местах творожистой, так называемой, родовой смазкой. Потовые железы кожи, ещё слабо развитые при рождении, в дальнейшем предохраняют ребёнка от перегревания, сальные железы благодаря своему секрету делают кожу эластичной, мягкой, бархатистой, предохраняя её от высыхания и образования трещин. Важным свойством кожи и слизистых оболочек новорождённого является способность выделять защитные противомикробные вещества, в частности лизоцим. Больше их выделяется, если кожа чистая, когда её поры не закрыты собственными продуктами обмена и элементами внешней среды. Чистая и неповреждённая кожа лучше защищает ребёнка от многих болезнетворных микробов. Крик доношенного новорождённого громкий, мышечный тонус хороший, движения активные. У него достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребёнок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врождённых двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.). Температура тела у различных детей устанавливается в диапазоне от 35° с десятыми до почти 37°, чаще всего в пределах 36°. В течение суток она может несколько колебаться, что соответствует биоритмам жизнедеятельности различных органов и систем организма. Так, утром температура тела несколько ниже, чем к вечеру. Однако у одного и того же ребёнка в течение суток она не должна, как правило, отклоняться на 0,5—0,7 градуса. У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью. В период новорождённости чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка, некоторые из них в это время развиты уже вполне удовлетворительно. Так, у доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания. Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и, будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения. 3 р е н и е у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». 1

Новорожденный ребенок

Первая оценка

Сразу после рождения малыш получает свою первую оценку. Для определения здоровья ребенка и прогнозирования его развития врачи используют 10-бальную шкалу Апгар, разработанную еще в 1953 году.

Шкала Апгар предназначена для оценки цвета кожных покровов, характера дыхательных движений, особенностей крика, частоты сердцебиения, мышечного тонуса и рефлекторных реакций. Все эти параметры оцениваются в пределах от нуля до двух баллов.

Чем выше набранная оценка, тем лучше себя чувствует малыш и тем оптимистичнее прогноз его дальнейшего физического и психического развития.

Важно! Низкая оценка по шкале Апгар – не приговор. Своевременная медицинская помощь способна дать малышу шанс на нормальное развитие.

Первые обмеры

Масса тела доношенного малыша в среднем равна 3400–3500 грамм для мальчиков и 3200–3400 грамм для девочек. Средний рост может колебаться в пределах 45–54 сантиметров.

На массу и длину тела при рождении влияют множество факторов: состояние здоровья мамы, особенности ее питания во время беременности, рост и вес родителей, а также наличие у них вредных привычек. У курящих мам дети обычно рождаются с массой тела ниже, чем у некурящих.

В первые дни жизни малыш немного теряет в весе, в норме не более шести процентов от массы тела. Сказывается так называемая физиологическая убыль. Больше всего веса теряется на вторые-четвертые дни после рождения. Восстанавливается вес, как правило, к 7–12 дням жизни.

Как он выглядит

Кожа у здорового новорожденного эластичная, упругая и бархатистая на ощупь. В то же время она очень тонкая, чувствительная и легко пересыхает. Потовые и сальные железы у малыша еще не очень активны.

Практически все тело ребенка покрыто тонкими волосиками. Больше всего их на плечах и спине. Через пару недель они начнут выпадать.

Волосы есть и на голове новорожденного. Обычно не длиннее двух сантиметров. Нередко рождаются дети с вполне сформировавшейся «шевелюрой».

Есть у новорожденных малышей и вполне сформировавшиеся ноготки, которыми они могут себя случайно поцарапать. В первые дни жизни педиатры рекомендуют надевать на ручки малышам рукавчики без пальчиков – «антицарапки» – или пользоваться специальными отворотами на рукавах кофточек.

Как работает его организм

В первые двое-трое суток жизни у малыша выделяется так называемый первородный кал – меконий. Он густой и темноокрашенный.

С седьмого-восьмого дня жизни у ребенка формируется обычный стул. Он желтый, с кисловатым запахом.

Желудочно-кишечный тракт ребенка еще не развит. Ферментов желудочного сока вырабатывается мало, желчь бедна кислотами, а сокращения кишечника слабые.

Все эти особенности затрудняют для малыша переваривание любой пищи, кроме материнского молока или заменяющих его смесей.

Кроме того, у малыша еще несовершенная система терморегуляции – он может легко перегреться или переохладиться. В первые недели жизни надо особенно тщательно следить за тем, достаточно ли комфортно одет ребенок, и беречь его от сквозняков. Как работает его органы чувств

Новорожденный малыш плохо различает окружающие звуки, не фокусирует взгляд и различает не все цвета. В это время знакомство с миром у малыша осуществляется преимущественно при помощи тактильных ощущений.

Поэтому для него очень важно ощущать тепло маминого тела, слышать ее голос и биение сердца – все то, что сопровождало его внутриутробную жизнь.

В первые дни педиатры рекомендуют как можно чаще брать ребенка на руки, особенно, когда он плачет. Это позволит малышу почувствовать себя защищенным.

Самое важное

В первые часы жизни малыш получает свою первую оценку и учится жить в новом для него мире. Он очень уязвим, и для него важно ощущать тепло маминого тела, слышать ее голос и биение сердца – все то, что сопровождало его внутриутробную жизнь.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТЕРЯ ВЕСА У НОВОРОЖДЕННЫХ

Когда ваш малыш наконец-то приходит в этот мир, то вы вместе с вестью о его рождении с радостью сообщаете всем родственникам и друзьям две важные цифры – рост малыша и массу тела (или, как привычно для большинства, – вес). Однако к моменту выписки из роддома вес малыша в большинстве случаев немного уменьшается. Это значит, что произошла характерная для периода новорожденности физиологическая убыль массы тела. Что же это такое и стоит ли волноваться, если малыш немного похудел? В норме уменьшение массы тела не должно превышать 5-8 % от массы при рождении ребенка. То есть, если малыш при рождении весил 3000 г, то физиологическая убыль до 240 г вполне допустима. При большей потере веса врач должен принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшего снижения веса. Максимальная потеря веса наблюдается у большинства доношенных новорожденных на 3–5 день жизни, восстановление массы тела происходит через 6-12 дней после рождения. У недоношенных малышей потеря массы тела зависит также от массы при рождении, но восстанавливается она лишь к второй-третьей неделе жизни, и то не у всех новорожденных. Различают три степени потери первоначальной массы тела новорожденного:

  • первая степень (потеря веса составляет меньше 6% от веса при рождении). В этом случае у ребенка не отмечаются признаки обезвоживания, но может присутствовать жадность во время кормления, беспокойство. На клеточном уровне при лабораторных исследованиях выявляются незначительные признаки внутриклеточной гипогидратации. Большинство новорожденных относятся именно к этой группе.
  • вторая степень (потеря веса новорожденного в пределах 6-10%). В этом случае могут проявляться некоторые признаки обезвоживания: жажда, яркость слизистых оболочек, бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, отдышка, в поведении ребенка заметна раздражительность. В лабораторных условиях наблюдаются признаки внутриклеточной гипогидратации и внеклеточного обезвоживания.
  • третья степень (потеря веса более 10%). В этом случае более выражено наблюдаются признаки обезвоживания: сильная жажда, сухие слизистые и кожные покровы, отдышка, выраженная тахикардия, повышение температуры, ребенок ведет себя беспокойно или заторможено. Лабораторно наблюдаются выраженные признаки внутриклеточной и внеклеточной гипогидротации.

Потеря более 10% массы тела может привести к существенному ухудшению состояния ребенка, поэтому врач в индивидуальном порядке решает вопрос о необходимости дополнительного допаивания или докармливания смесью. Давайте разберемся, что же может служить причиной снижения массы тела: обезвоживание из-за значительных энергетических затрат организма. Ведь в первые дни жизни ребенок получает очень небольшое количество молозива – от нескольких капель до нескольких миллилитров, при этом расходует существенно большее количество энергии. Кроме того, некоторые дети в первые дни сосут очень вяло, что тоже способствует более длительному становлению лактации и, соответственно, замедляет темпы набора массы тела у малыша; потери жидкости, связанные с испарением через кожу; потери жидкости, связанные с выделением мочи и мекония (это первородный кал — масса темного цвета, образовавшаяся из заглоченных малышом околоплодных вод и выделений пищеварительной системы); предпосылками к выраженной в большей степени убыли веса может служить недоношенность малыша, вес при рождении более 4 кг, сложные или длительные роды, раннее отхождение околоплодных вод, наличие родовых травмы. Профилактикой чрезмерной потери массы тела новорожденного может служить раннее прикладывание к груди, свободный режим грудного вскармливания, рациональный температурный режим в помещении, где находится ребенок.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]