Всему свое время: как приучить к режиму новорожденного и грудничка?


С самого рождения, малыша рекомендуется приучать к распорядку дня. Это полезно для младенца и родителей. Ребенок, соблюдающий режим сна и активности, находится в максимально комфортных условиях.

Родители при этом могут выделить себе время для отдыха, но для этого, они должны владеть основными понятиями, как приучить новорожденного к режиму.

Роль правильного распорядка дня для младенца

Под распорядком дня понимают план действий, которые регулярно выполняются в одно и то же время. Правильно составленный режим дисциплинирует человека. Ребенка воспитанного по режиму, не нужно будет в дальнейшем заставлять собирать игрушки, есть, готовиться ко сну. Желательно, чтобы план соответствовал биологическому ритму жизни малыша.

Также плюсы приучения ребенка к дневному распорядку заключаются в следующем:

  • привыкая засыпать, просыпаться, есть, гулять в одно и то же время, малыш растет здоровым и правильно развивается;
  • отсутствие проблем с засыпанием, переутомлением, нежеланием употреблять пищу;
  • укрепляются семейные связи. Распорядок дня выступает частью общих правил. Родители прививают ребенку интерес к совместным действиям, уважение семейных традиций;
  • отсутствие стресса. Малыш привыкает в одно и то же время выполнять определенные действия. Поэтому у него не будет возникать переживаний, когда закончится прогулка, наступит время кормления или сна;
  • ребенок, приученный к распорядку дня, вырастает ответственным и самостоятельным. После пробуждения, малыш пойдет умываться в ванную комнату, а не сядет играть;
  • у человека формируется здоровая привычка использовать время рационально. Такой ребенок вряд ли будет опаздывать в школу. В будущем он построит хорошую карьеру, у него удачно сложится личная жизнь. Отсутствие суеты, нервов, планирование своего дня – помогают добиться успеха во многих делах.

Для новорожденных суточный распорядок не должен быть слишком насыщенным. Родителям следует выделить время для главных видов деятельности: умывания (купания), кормления, прогулок, игр, сна.

Как правильно составить режим сна и кормления?

Раньше существовало множество мнений касательного того, как правильно составить режим сна и кормления новорожденного. Вокруг этой темы велись споры. Сегодня же удалось найти золотую середину. Педиатры предлагают распорядок дня, который в одинаковой мере будет устраивать новорожденного и родителей.
Специалисты советуют принимать во внимание:

  • биологические часы ребенка;
  • оптимальное время, продолжительность и частоту сна, активности и кормления, которые соответствуют возрасту;
  • интересы, темперамент, активность младенца;
  • состояние здоровья малыша;
  • на каком типе кормления находится новорожденный (искусственном или грудном);
  • занятость родителей.

При составлении режима сна и кормления для новорожденного, следует принимать во внимание такие рекомендации педиатров:

  • давать искусственникам еду около 6-7 раз в дневные и 1-2 раза в ночные часы. Детей, питающихся грудным молоком, кормить каждые 2-3 часа;
  • прикладывать ребенка к груди по требованию;
  • обеспечивать суточную продолжительность сна около 18-20 часов;
  • оптимальное время для бодрствования должно составлять 4-6 часов в день.

По мере взросления потребность во сне и частоте кормлений уменьшается. В полугодовалом возрасте ребенок нуждается в 14,5-часовом отдыхе. А в год малышу достаточно спать 13,5 часов.

Как выработать режим дня у месячного ребенка?

Многие родители интересуются, как приучить новорожденного к режиму дня. Требуется найти к малышу индивидуальный подход. Запрещена режимная жесткость, наказание за нарушение распорядка. Родителям важно наладить отношения со своими детьми.

Привыкания к режиму легко добиться, следуя таким рекомендациям психологов:

  • если малыш плачет, а до грудного кормления еще много времени, то можно дать ему водички из бутылочки. Вероятно, ребенок не голоден, а ему просто не хватает внимания. В этом случае, надо взять малыша на руки, поговорить с ним, спеть колыбельную. Младенец успокоиться и заснет;
  • днем проводить массаж, организовывать прогулки, купать ребенка;
  • в светлый период суток стоит общаться и играть с малышом, а в темное – разговаривать шепотом. Это поможет малышу понять, что днем нужно бодрствовать, а ночью – отдыхать.

Бывают случаи, когда младенец начинает питаться, спать и гулять по времени, но вскоре режим сбивается. Такое возможно, если родители не учли рекомендации педиатров и детских психологов при составлении плана действий на сутки. До месяца жизни, режим дня малыша будет установочным. Поэтому надо начать с наблюдения за младенцем.

Первую неделю после появления на свет не следует принуждать ребенка что-то совершать по графику. Рекомендуется фиксировать на бумаге, в какое время предпочитает есть новорожденный, когда он просыпается, когда засыпает. Исходя из этой информации, можно разработать режим дня, к которому ребенок быстро привыкнет.


Если разброс между кормлениями или отдыхом слишком большой или короткий, то нужно выяснить, чем это обусловлено. Вероятно, потребуется записаться на консультацию к педиатру.

На второй неделе следует уже начинать приучать малыша к распорядку. Если он спит дольше, чем требуется, то стоит его разбудить. Со временем ребенок будет просыпаться в одно и то же время.

Малыша полезно приучить засыпать быстро. Для этого нужно проводить определенные ритуалы. Например, за четверть часа до сна проветривать помещение, купать ребенка, петь ему колыбельные, укачивать на руках, рассказывать сказки.

Лучше приучать к распорядку с самого рождения. Тогда не будет возникать вопросов, как наладить режим дня грудничка или более старшего ребенка.

Примерный распорядок новорожденного:

  • 6.00-6.30 – первый завтрак;
  • 6.30-7.30 – время активности;
  • 7.30-9.30 – отдых;
  • 9.30-10.00 – второе кормление;
  • 10.00-11.00 – период активности (игры, прогулки);
  • 11.00-13.00 – отдых малыша;
  • 13.00-13.30 – третье кормление;
  • 13.30-14.30 – время активности;
  • 14.30-16.30 – сон;
  • 16.30-17.00 – четвертое кормление;
  • 17.00-18.00 – время активности;
  • 18.00-20.00 – отдых;
  • 20.00-20.15 – проведение водных процедур перед сном;
  • 20.30-21.00 – кормление перед засыпанием;
  • 21.00-6.00 – ночной отдых;
  • 24.00 или (и) 3.00 – кормление.

Ориентировочный дневной распорядок для грудных детей:

  • 6.00-6.30 – завтрак;
  • 6.30-8.00 – время активности;
  • 8.00-10.00 – отдых младенца;
  • 10.00-10.30 – второе кормление;
  • 10.30-12.00 – время для игр, прогулок;
  • 12.00-14.00 – дневной отдых;
  • 14.00-14.30 – третье кормление;
  • 14.30-16.00 – время игр, прогулок;
  • 16.00-18.00 – вечерний отдых;
  • 18.00-18.30 – время кормления;
  • 18.30-20.00 – период активности;
  • 20.00-21.30 – сон;
  • 21.30-22.00 – водные процедуры перед сном;
  • 22.00-22.30 – кормление перед засыпанием;
  • 22.30-6.00 – сон;
  • 3.00 – кормление (если требуется).

Искусственники гораздо быстрее привыкают к режиму дня, чем дети на естественном вскармливании.

Кормление ночью: особенности

Как приучить новорожденного к режиму кормления? В это время не следует включать яркий свет, а общаться с малышом лучше всего шепотом. Для того чтобы маме и ребенку хорошо отдохнуть, необходимо организовать совместный сон. И малыш будет лучше спать, если будет ощущать ее рядом.

Некоторые младенцы могут просыпаться в 2 часа ночи для того чтобы получить порцию пищи. Если этого не происходит, то будить его не нужно, возможно чувство голода не такое сильное и не беспокоит его.

Если ребенок капризничает среди ночи, то матери кормить его не следует, лучше дать немного теплой воды. Возможно, он успокоится и уснет. Если малыш не может заснуть в течение 30 минут, то его необходимо покормить.

Советы доктора Комаровского

Педиатр Комаровский считает, что малыша нужно приучать к распорядку дня в первые 30 суток после появления на свет. Тогда будет гораздо проще наладить график сна, питания и бодрствования у двухмесячных, трехмесячных и годовалых детей.
Известный врач дает родителям такие советы:

  • уделять внимание кормлению. Малыш, который питается грудным молоком, испытывает потребность в еде каждые два часа, в том числе и ночью. Искусственников следует кормить реже и по графику, а не по требованию. В противном случае есть риск появления избыточных килограмм;
  • четко соблюдать режим питания. Если ребенок употребляет еду в одно и то же время, то у него не возникнет проблем с желудком и кишечником;
  • следить за температурой, влажностью в помещении. Микроклимат существенно влияет на поведение, засыпание малыша. Не рекомендуется сильно укутывать ребенка на ночь одеялом, если в квартире тепло;
  • обеспечивать комфортные условия в детской кроватке. Если младенцу уютно, он реже будет просыпаться среди ночи, а днем будет активным;
  • отложить приучение малыша к режиму, если он болен;
  • быть терпеливыми. Не все будет получаться с первого раза. Дети разные: некоторые могут в течение длительного времени сопротивляться установленному режиму. Нужно проявлять терпение и понимание;
  • ближе к двум месяцам приблизить режим питания к тому распорядку, который действует в детском садике. Это поможет упростить адаптацию ребенка при оформлении его в учебно-воспитательное учреждение.

Как правильно организовать режимные моменты?

Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы.

Среди малышей, как и среди взрослых, есть «жаворонки» и «совы». Кто-то просыпается рано и ложится спать поздно. Кто-то наоборот. Кто-то ест больше и реже, а кто-то меньше и чаще. Один карапуз активный, подвижный и тратит много энергии. Другой предпочитает покой и созерцание, значит, и расход энергии у него меньший. Всё это нужно учитывать при планировании режимных моментов.

Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой. Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?

Видео по теме

Доктор Комаровский о режиме дня детей и его необходимости:

Таким образом, дневной режим предусматривает четкий распорядок действий в течение суток – чередование сна и бодрствования. Педиатры и психологи советуют практически с рождения приучать ребенка к жизни по определенному плану. При составлении графика, необходимо учитывать биологический ритм малыша, тип его кормления, индивидуальные особенности организма.

Сразу мало у кого из родителей, выходит приучить ребенка к режиму, но отчаиваться не стоит. Нужно проявлять настойчивость. Распорядок дня упорядочивает жизнь семьи, позволяет родителям высыпаться, а младенцу – нормально развиваться.

Особенности режима питания

Питание — один из основных факторов, который определяет полноценное развитие ребенка любого возраста. Рацион должен быть организован таким образом, чтобы малыш получал все необходимые нутриенты, витамины и минералы. Тогда все системы его организма будут готовы к росту и различным нагрузкам, которые ждут в школе.

Когда человек принимает пищу примерно в одни и те же часы, у него скоро устанавливается своеобразный рефлекс. К «привычному» времени усиливается отделение пищеварительных соков, а значит аппетит будет гораздо сильнее.

При составлении рациона ребенка можно отталкиваться от основных принципов сбалансированного питания. При этом режим питания будет напрямую зависеть от расписания школьных уроков и наличия спортивных тренировок.

Базовые правила здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста:

  • Одно из важных условий — с 7 лет режим питания ребенка должен предусматривать не менее 4 приемов пищи. В идеале это: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
  • В рационе обязательно должны присутствовать мясо, рыба, фрукты, овощи, молочные продукты. Это обеспечит поступление в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.
  • Из меню следует сразу исключить продукты, которые вызывают у ребенка аллергические реакции.
  • Перекусы между основными приемами пищи должны быть легкими: фрукт, горсть орехов и т. п.
  • Важно минимизировать употребление рафинированных сладостей, жареных, слишком соленых и острых блюд, газированных напитков.
  • Порции должны быть небольшими.
  • Калорийность блюд должна «покрывать» энергозатраты ребенка в течение дня.
  • Важно формировать у ребенка полезные пищевые привычки, не создавая при этом «культа еды».
  • Не рекомендуется использовать еду в качестве поощрения или, наоборот, наказания.

Любые отклонения в процессе питания ребенка могут повлечь за собой нежелательные физические и психологические последствия. К негативным физиологическим последствиям относят дефицит питательных веществ (важных нутриентов, макро- и микроэлементов), что приводит к различным заболеваниям: недостаточная масса тела, анемия, расстройства пищеварения. Серьезной проблемой при «неконтролируемом» питании может стать ожирение. В психологическом аспекте нарушения пищевого поведения (избирательный аппетит, нежелание пробовать новые продукты, полный отказ от какой-либо категории продуктов) могут приводить к снижению когнитивных функций из-за дефицита веществ, необходимых для нормального развития нервной системы. [1]

Своевременное выявление первых искажений пищевого поведения позволит оказать комплексное медикопсихологическое воздействие на здоровье ребенка. Объективные выводы о недостаточности питания могут быть сделаны врачом-педиатром.

В МКБ-10

  • нервная анорексия;
  • атипичная нервная анорексия;
  • нервная булимия;
  • атипичная нервная булимия;
  • переедание, связанное с другими психологическими расстройствами;
  • рвота, связанная с другими психологическими расстройствами.

При этом некоторые расстройства пищевого поведения у детей, которые обычно очень беспокоят родителей, в 10-й версии МКБ перемещены в другие разделы. Например, трудности вскармливания и введения пищи, различные расстройства аппетита. А ожирение вынесено в отдельный раздел.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]