Завод молочного оборудования российские молочные заводы теплообменное оборудование.

Обезвоживание у детей: что должен знать каждый родитель?


В чем может быть причина обезвоживания у детей?

1. Затруднение поступления жидкости в организм. Такая ситуация встречается редко. Это, либо отсутствие под рукой питьевой воды. Либо отказ ребенка употреблять жидкость. Например, по причине болевых ощущений при глотании. Либо тяжелые патологические состояния, при которых ребенок не может самостоятельно глотать.

2. Усиленное выделение воды и минеральных веществ организмом. Когда потеря превышает ее поступление. Такая ситуация наблюдается при острых инфекциях, пищевых отравлениях, паразитарном поражении, антибиотик-ассоциированной диарее, перегреве, ожогах.

Об этих причинах стоит поговорить подробнее.

1. Усиленная потеря жидкости может происходить при острой респираторной инфекции. С высокой температурой усиливается потоотделение. Это процесс физиологический. Так организм сам себя охлаждает. Кроме того, потеря жидкости происходит со слизью, обильно выделяющейся из носа. А также при кашле, особенно продуктивном. Тяжелого обезвоживания при ОРВИ обычно не происходит. Однако потери жидкости стоит восполнять в полном объеме, особенно у маленьких детей. Именно поэтому педиатры рекомендуют обильное теплое питье при простудных заболеваниях. Теплая вода быстрее всосется в кишечнике, чем холодная.

2. Самым опасным при обезвоживании, считается такое состояние, как острая кишечная инфекция. Ее симптомы:

  • повышенная температура;
  • одно- или многократная рвота;
  • диарея, частота стула при этом может быть от двух (при условии жидкой консистенции) до 20 и более раз за сутки;
  • боли и урчание в животе;
  • потеря аппетита, слабость сонливость;
  • отказ от воды и питья.

Особенно опасная такая инфекция у грудных детей. Это связано с их физиологическими особенностями: у них больший процент жидкости в организме. Для малышей потеря даже небольшого объема жидкости может быть опасной.

Кишечные инфекции делятся на две большие группы – вирусные и бактериальные. Основой лечения вирусных инфекций является именно борьба с обезвоживанием. При некоторых бактериальных инфекциях необходим антибиотик. Для того чтобы различить два вида инфекций, нужно показать ребенка педиатру. Самим назначать ребенку антибиотик не стоит, т.к. далеко не во всех случаях кишечной инфекции он необходим.

3. Пищевое отравление – обычно не угрожает жизни ребенка и проходит достаточно быстро, в течение 1-2 дней, за редким исключением.

4. Очень важно восполнять жидкость при ожогах, в том числе и солнечных ожогах. Так как поврежденная кожа теряет большое количество жидкости.

Причина № 6: индивидуальные особенности

Отказ от еды может служить реакцией ребенка на новые блюда. Родителям необходимо терпеливо относиться к таким капризам. Так как ребенку до 3 лет новые продукты необходимо предлагать не один раз, прежде чем он решится попробовать. И потребуется не менее 10-20 дегустаций, чтобы он наконец-то распробовал вкус.

Однако не всегда этот продукт все же понравится ребенку. Взрослых же не заставляют есть то, что они не любят. А вот в отношении детей этот принцип почему-то не работает. Ребенок должен есть все, считают многие родители. Им необходимо принимать и считаться с индивидуальными предпочтениями малыша.

Бывают случаи, когда ребенок в 2 года ничего не ест после первого посещения детского сада. Это говорит о том, что малыш начал имитировать сверстников или взрослых из своего окружения. Это достаточно частое явление. Поэтому если родители слышат новые нотки в голосе у своего ребенка или явное подражание кому-нибудь из группы, то не стоит бояться оставить его без ужина или обеда. Главное — правильно указать причину. Например, сказать, что маме нужно время для подготовки нового меню, поэтому кроха на 2-3 дня останется без еды. Если причина была в подражании, то малыш тут же постарается исправить ситуацию и станет вести себя, как обычно.

Какие бывают виды обезвоживания?

Врачи разделяют эксикоз по степеням тяжести. В зависимости от того, сколько процентов от массы тела потерял ребенок в виде воды:

1 степень – 3% от массы тела. Легкая степень обезвоживания. Основные ее признаки:

  • жажда;
  • сухость кожи и слизистых;
  • уряженное мочеиспускание.

2 степень – от 3 до 6% массы тела. Средняя степень тяжести. Основные симптомы:

  • выраженная жажда;
  • сухость кожи и слизистых;
  • язык обложен белым или сероватым налетом;
  • слабость и сонливость;
  • задержка мочеиспускания до 6 часов;
  • у грудных детей западение родничка.

3 степень – 9% и более. Тяжелая степень обезвоживания. Это состояние опасное и требует немедленного обращения к врачу. Основными признаками его будут:

  • плач ребенка без слез;
  • выраженная слабость и сонливость;
  • выраженное западение родничка у грудных детей;
  • выраженно сухая кожа, потрескавшиеся губы;
  • западение глаз;

Наиболее тяжелыми симптомами обезвоживания являются:

  • тонкая обвисшая кожа;
  • потеря сознания;
  • судороги;
  • падение температуры тела;

Что нужно делать при обезвоживании?

Первым делом, нужно попытаться напоить ребенка.

1 Чем нужно поить?

  • для грудного ребенка актуальным питьем остается грудное молоко. Малышей с признаками обезвоживания стоит как можно чаще прикладывать к груди, не пропускать ночные кормления, не укорачивать время кормлений. Кроме грудного молока, детям нужно предлагать простую кипяченую воду
  • для деток постарше существуют специальные растворы для оральной регидратации. С их помощью можно восполнить не только потерю воды, но и электролитов (калия, кальция, натрия, хлора), а также глюкозы. О выборе конкретного препарата лучше посоветоваться с врачом, т.к. не все растворы для оральной регидратации можно применять в раннем возрасте. При отсутствии специального лекарства. Или, в случае если ребенок отказывается его пить, можно поить ребенка простой водой или другими жидкостями.

2 Чем поить нельзя?

  • Категорически нельзя применять для восполнения потери жидкости кофе или чай. Эти напитки могут усилить симптомы обезвоживания, т.к. обладают мочегонным эффектом.
  • Не стоит применять для отпаивания сладкие газированные напитки. Они могут утяжелить проявления основного заболевания.
  • Маленьких детей нельзя поить рисовым отваром, т.к. он может содержать следы мышьяка.
  • Не поите детей фруктовыми соками. Суточный объем их потребления ограничен у детей дошкольного возраста. Кислые соки могут раздражать слизистую желудочно-кишечного тракта и усиливать диарею.
  • Не поите детей коровьим молоком. Оно дает высокую белковую нагрузку на органы пищеварения малыша. Может спровоцировать рвоту. Кроме того, его нельзя давать даже здоровым детям до года.

3. Как правильно поить?

Поить нужно небольшими порциями, начиная с объема половины или целой чайной ложки, постепенно увеличивая объем до 2-3 столовых ложек. Разовый объем индивидуален и зависит от самочувствия ребенка и наличия рвотных позывов. Предлагать жидкость ребенку нужно каждые 5-15 минут. Отпаивание длится до тех пор, пока ребенок не перестанет терять жидкость.

5. Как определить необходимый объем жидкости?

Строгих рекомендаций клинические руководства на этот счет не дают. Примерный объем 50-100 мл на каждый килограмм веса ребенка за первые несколько часов. Для приблизительного расчёта можно опираться на возраст. До 2-х лет ребенку нужно употребить около литра жидкости за сутки, после 2-х лет до полутора литров.

6. Что делать, если ребенок не пьет?

Альтернативой отпаивания через рот могут стать только капельницы. Поэтому нужно приложить все силы к тому, чтобы ребенок выпил какой-то объем жидкости. Если ребенок категорически отказывается от специальных растворов, альтернативой могут стать компот, сильно разбавленный некислый сок, слабый чай.

При тяжелом обезвоживании восполняют потерю жидкости только внутривенным введением. Такое возможно только в условиях инфекционного стационара. При развитии жизнеугрожающего состояния ребенка могут забрать в реанимационное отделение.

Как научить ребенка есть самостоятельно?

Новый вопрос из рубрики психологу”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть. Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи, надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам.

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще… еще разочек…за маму, за папу…». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой. Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно, как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет. Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Это интересно: Зависимость от компьютерных игр (игромания)

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций, а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится). Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном.

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки.

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки.Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить.

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.

Чем еще можно помочь ребенку?

Обычно дети при обезвоживании отказываются от еды. Не стоит кормить ребенка, если он категорически отказывается. Как только малышу станет немного легче, он сам попросит еду. Оптимальным для питания считаются крупы. Каши на разбавленным пополам с водой молоке. Также можно предложить малышу паровые котлеты, тушеные овощи, некрутые бульоны, сушки и сухари. Категорически исключают из рациона сладкие газированные напитки, жирное и жареное, сырые фрукты и овощи и цельное молоко.

Еду ребенку нужно предлагать небольшими порциями, через небольшие промежутки времени. В моей практике часто случается так, что малыш, которому становится легче, просит сразу большие объемы еды. Родители радуются появившемуся аппетиту. В результате ребенка перекармливают. Это провоцирует новую волну недомогания, рвоты и повторного обезвоживания.

Очень важно обеспечить оптимальную среду. В комнате у болеющего ребенка должно быть прохладно. Чем жарче, тем больше теряется воды. Усиливается обезвоживание.

Нельзя самостоятельно давать ребенку противорвотные и противодиарейные препараты. Эти лекарства можно применять только по назначению врача и под его строгим контролем.

Онлайн консультация Врача-педиатра Текутьевой Ольги Николаевны

Запись онлайн

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Это нормально

Согласно утверждениям доктора Комаровского, нормальным можно считать поведение ребенка, если:

  • Он не хочет есть, потому что занят (играет или смотрит мультфильмы), недавно проснулся или еще не успел проголодаться.
  • У него избирательный аппетит. Для ребенка до 3 лет нормально иметь свои собственные предпочтения. До 1 года малыш может предпочитать больше молочные продукты, а не овощи. А уже к 2 годам его вкусы поменяются, и он будет кушать все те продукты, к которым раньше не притрагивался. Однако чем старше становится ребенок, тем более избирательный аппетит формируется под влиянием приобретенных привычек.
  • Рацион однообразный. Если ребенок в 2 года почти ничего не ест, то маме необходимо срочно пересмотреть его меню. Взрослый должен понять, как часто он вводит новые блюда, сколько дней подряд малыш кушает однообразную пищу. Не всегда стоит кардинально менять рацион питания. Достаточно уже привычные блюда как-то необычно украсить, подать овощи в форме сказочного персонажа или животного. А если еще и придумать историю об этом сказочном герое, то ребенок даже не заметит, как съест большую часть предложенного блюда.
  • Он находится под психологическим давлением. Родители забывают, что ребенок — это такая же личность, как и они. Пусть он не всегда может выразить свои потребности, но насильно заставлять его что-то делать — это не выход. Ребенок очень тонко чувствует настроение мамы. Поэтому если она будет заставлять есть и не выпускать из-за стола, то малыш воспримет это как насилие и будет отвергать любой продукт. В первую очередь крохе надо объяснить, что еда используется для удовлетворения потребностей, поднятия настроения и улучшения самочувствия.
  • Не нравятся вкусовые качества еды. Родители должны помнить, что у детей есть свои вкусовые рецепторы. Поэтому для них некоторые продукты имеют неприятный вкус (слишком сладкие или соленые), неправильную консистенцию (слишком крупные куски или комки), неподходящую температуру (сильно горячие или холодные).
  • Он находится на определенном этапе развития. Аппетит может изменяться от года к году под воздействием гормона роста или в период активации обменных процессов.

Если ребенок в 2 года просыпается ночью и плачет, то это необязательно свидетельствует о недостатке пищи, поступившей в его организм. Причин для этого может быть много, и родителям не стоит винить во всем его плохой аппетит.

Какие неблагоприятные последствия обезвоживания могут быть у ребенка?

Если помощь ребенку была оказана вовремя и в полном объеме, обезвоживание не несет никаких отрицательных последствий для организма.

При запущенных случаях последствиями могут стать нарушения работы органов и систем:

  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы: снижение артериального давления, кислородное голодание организма, аритмия в результате нарушения ионного обмена;
  • нарушение работы почек из-за дисбаланса электролитов крови;
  • нарушение работы нервной системы (судороги).
  • нарушение терморегуляции, падение температуры тела.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]