Статья:
Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы. Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.
Общие признаки СРВ у детей
Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.
Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.
Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:
- Только отсутствие внимания;
- Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
- Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
- Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.
Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?
Симптомы слабого развития внимания у ребенка:
- он не может долго концентрироваться на одном предмете, занятии, постоянно отвлекается, бросает незавершенные дела;
- не помнит, что было на уроках, о чем говорил учитель;
- во время занятий отвлекается сам и отвлекает других учеников;
- испытывает трудности с пересказом только что прочитанного текста;
- часто не понимает задание, которое нужно выполнить.
Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.
Причины возникновения синдрома
Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
- Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
- Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
- Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
- Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
- Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.
Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.
Симптомы рассеянного внимания
Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:
- Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
- Неусидчивость и небрежность;
- Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
- Отсутствие самоконтроля;
- Ему сложно выполнять правила и инструкции;
- Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
- При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
- Рассеянность и частая потеря своих вещей;
- Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
- Склонность к тревогам;
- Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
- Нетерпеливость и навязчивость;
- Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
- Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
- Не может заканчивать начатое;
- Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.
Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.
Статья:
Рассеянность — это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Обычно рассеянность — результат не правильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык, заканчивать начатое дело он не может, быть рассеянным. И наоборот, если родители нарушали режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность. Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно научиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнять задания.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, преодолеть
рассеянность. Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня.
Режим не позволяет менять занятия, по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности внимания важно создать внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например: во время занятий в соседней комнате включают магнитофон, телевизор, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свои занятия и заглядывает к ним. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Необходимо приучать сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах. Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за цветами. Надо поощрять такие занятия. Так у ребенка появляется чувства ответственности.
Внимательность, сосредоточенность лучше еще тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов, рассыпьте их по столу. Пусть ребенок запомнит, какие вещи лежат на столе. Закройте все листом бумаги и предложите назвать, что там лежит под ней. Каждый названный предмет показать.
Иногда рассеянность ребенка вызвана болезнью, слабостью организма. В этом случае надо укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность может быть вызвана плохим настроением. Здесь все зависит от обстановки в семье, в д/саду. От взаимоотношений между родителями.
Особенности диагностики СРВ
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
- Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
- Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
- Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
- Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
- Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
- Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
- Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.
Методы лечения
Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.
Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.
Медикаментозный способ
Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!
Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).
Распорядок дня
Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.
Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.
Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:
Время | Действие |
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.
Занятия с психологом
Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.
Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.
Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.
Родительский контроль
Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.
Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.
В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.
Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.
Как бороться с невнимательностью ребенка в школе: советы психолога семейного центра
«Он очень способный, талантливый, но такой невнимательный», «Такая замечательная девочка, но не может усидеть на одном месте, не слушает учителя», «У него будто в одно ухо влетает, в другое вылетает». К сожалению, все больше родителей отмечают, что их детям бывает трудно сконцентрироваться на уроках, а на выполнение домашних заданий уходит очень много времени. Как помочь невнимательному школьнику, рассказывает психолог семейного Татьяна Матвеева.
В обратилась за помощью мама, которая рассказала, что ее 8-летний сын, спокойный, рассудительный мальчик, стал сильно отвлекаться на уроках. Успеваемость снизилась, школьник с трудом воспринимает любую информацию. По мере нарастания нагрузки обнаружилось, что у мальчика возникли серьезные проблемы при обучении письму.
«В коротком диктанте из пяти предложений мой ребенок умудряется сделать 16 ошибок! И основная беда — это элементарные пропуски букв, знаков препинания. Проблема эта, естественно, дает о себе знать и в других предметах: математике, окружающем мире — везде, где нужно что-то записывать. Уже в первом классе у моего сына в школьных тетрадях двойки и тройки. А что будет дальше? Но что касается устных заданий — сын прекрасно справляется! У него развита эмоциональная речь, для своего возраста он многое знает, отлично отвечает на вопросы, может любого увлечь своим рассказом», — поделилась своими переживаниями мама школьника.
Любая целенаправленная деятельность ребенка будет обречена на провал, если нет внимания. Существует много причин, которые способствуют снижению его концентрации: они могут быть как внутренние, так и внешние.
Внутренние связаны с психологическим и эмоциональным напряжением в результате неприятных ситуаций или личных страхов, мысли о которых не покидают ребенка. Недостаток отдыха тоже может повлечь за собой потерю сосредоточенности.
«К внешним факторам можно отнести уровень сложности выполняемой задачи. Если она трудна и объемна, то ребенок чувствует напряжение, и возникают сомнения: а смогу ли я справиться? Тот же эффект происходит, когда задание слишком легкое: школьник просто теряет к нему интерес. Усталость, чрезмерная загруженность тоже могут повлечь за собой потерю сосредоточенности», — пояснила Татьяна.
Рекомендации, которые помогут стать внимательней:
Проследите за режимом дня ребенка.
Грамотно распределяйте нагрузку. Помните, что ребенок должен спать не менее 7–8 часов в сутки, качественно отдыхать и развлекаться.
Постарайтесь научиться учитывать биоритмы школьника. Понаблюдайте, в какое время суток он наиболее бодр и внимателен, а уроки выполняет быстрее. Используйте самые продуктивные отрезки времени в его пользу и в соответствии с этими биологическими часами составьте расписание занятий.
Тщательно следите за питанием.
Первое правило: ребенок не должен чувствовать голода. Как только это происходит, он моментально теряет внимание и усидчивость. Питание должно быть сбалансированным. Правильная еда создает хорошее настроение и добавляет бодрости. Она способна улучшить память, сосредоточенность, от нее будут зависеть успехи в обучении.
Не ругайте ребенка за невнимательность — это неэффективно.
От вашей критики ребенок начнет волноваться, еще сильнее замкнется в собственных мыслях. И в результате станет еще более рассеянным. Напротив, поощряйте и хвалите школьника, когда он проявляет внимательность в разных ситуациях.
Больше гуляйте на свежем воздухе.
Физическая активность, свежий воздух благоприятно сказываются на умственной работе.
Лучшая тренировка внимания происходит ненавязчиво.
Игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Обращайте внимание ребенка на окружающий мир.
На прогулке научите его замечать, что, к примеру, на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос еще на несколько этажей. Все эти детали повседневной жизни могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. Кроме того, сейчас доступны разнообразные интересные игры для детей, которые направлены в том числе и на развитие внимания и наблюдательности.
«Рекомендации звучат просто, но чтобы организовать весь процесс правильно, требуется воля родителей. Конечно, универсальных советов нет, все-таки все дети разные. Если вам не подходят эти советы, а ребенок страдает от невнимательности и это мешает ему в учебе, стоит обязательно обратиться к психологам столичных центров за профессиональной помощью. Они смогут определить особенности ребенка, его интересы и помогут найти индивидуальные стимулы развития и концентрации внимания», — советует Татьяна Матвеева.
Если вы понимаете, что не в состоянии самостоятельно справиться с возникшей проблемой, вы можете обратиться за консультацией в столичные семейные центры, где помогут разобраться в проблеме, разработают рекомендации, а также ответят на интересующие вас вопросы.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Профилактика проблемы во время беременности
О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.
Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.
С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.