Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет

Обновлено 23 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый родитель должен осознавать, что рождение малыша – это не только радость, но и большая ответственность.

Постоянно нужно следить за его физическим и психологическим развитием, чтобы он рос здоровым и в благоприятных условиях.

Многим кажется, что в первые месяцы жизни грудничку достаточно только много спать и в промежутках просыпаться, чтобы покушать.

Но нужно следить, чтобы поочерёдно развивались навыки, которые соответствуют конкретному периоду. Поэтому давайте разбираться, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3, 4, 5 месяцев и вплоть до возраста 5 лет.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

В следующем месяце дитя спит уже меньше – до 18 часов в сутки. Снижается сильный тонус мышц, поэтому он может с ещё большей активностью и пластичностью реагировать на окружающие факторы.

В 2 месяца ребенок должен уметь следующее:

  1. точно следить глазами за предметом, которым перед ним двигают;
  2. встречать взглядом и оживляться на того, кто подходит к кроватке, и также провожать;
  3. распознавать смех и улыбаться в ответ;
  4. поворачивать голову в сторону, откуда издаётся шум;
  5. поворачивать голову вбок, когда лежит на животе;
  6. тянуть в рот свои пальцы и посасывать;
  7. отчётливо агукать и издавать звонкие отделённые звуки.

Обоняние и вкус

Дети в возрасте до одного месяца ощущают запах и вкус, они предпочитают сладкое горькому. Новорожденный будет сосать из бутылочки подслащенную воду, но если дать ему что-то с кислым или горьким вкусом — он отвернется и заплачет.

Подобной будет реакция и на неприятные для ребенка запахи — он попытается отвернуться от его источника.

СоветИмеются сведения о том, что если мама ест чеснок, лук или пряности, то молоко изменяет вкус и ребенок может отказаться от груди. Это происходит при употреблении большого количества пряностей.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

В 3 месяца грудничок значительно отличается от того, каким его принесли с роддома. Малыш больше нуждается в компании родителей и часто просится на руки.

В этот период более ярко выражает свои эмоции (что это?), улучшается координация движений.

Итак, в 3 месяца он уже должен:

  1. привлекать внимание родственников;
  2. плакать с разной интонацией, чтобы поделится своими «чувствами», и громко смеяться;
  3. крутить головой;
  4. приподниматься на локти, когда лежит на животе;
  5. переворачиваться со спинки на бок;
  6. когда берут на руки, поджимать к телу ножки и ручки;
  7. крепко держать игрушку и тянуть в рот.

Физиология годовалого малыша

В течение первого года жизни ребенок развивается очень интенсивно. Из маленького беспомощного комочка за 12 месяцев он вырастает в довольно самостоятельного, подвижного малыша. Для родителей, которые обеспокоены правильным развитием детей, могут служить ориентиром основные физиологические показатели:

  • Рост и вес. Если в первые пол года дети набирают вес килограммами, то к году, месячная прибавка в среднем составляет 350 грамм. Нормой считается увеличение веса от момента рождения до 12 месяцев в 3 раза.
  • Количество зубов. Чаще всего, к году у ребенка прорезывается 8 зубиков. Однако даже 12 или всего 1-2 зуба детские врачи считают нормой. В случае же их полного отсутствия, родителям нужно проконсультироваться со специалистами.

Стоит отметить, что эти показатели могут отклоняться в зависимости от особенностей организма каждого малыша, его образа жизни, питания, генетической наследственности, пола. Мальчики появляются на свет обычно крупнее девочек, поэтому к году их показатели роста и веса выше. Однако если физиологические данные малыша сильно отличаются от усредненных, это повод насторожиться и поделиться своими сомнениями с врачом.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Прошла первая четверть года, и малыш адаптировался к окружающей среде, после долгого нахождения внутри матери. Любит не только изучать свои пальцы, но и может засмотреться на проезжающую машину через окно.

В 4 месяца ребенок начинает:

  1. улыбаться в ответ и агукать;
  2. узнавать родителей и других людей, которые часто подходят к малышу;
  3. проявлять интерес ко всем объектам вокруг, особенно – к своему отражению в зеркале;
  4. не только крепко держать игрушку в руке, но и трясти ею, стучать по столу или кроватке;
  5. выказывать негативные эмоции, если дали не тот предмет, который нравится и хотел;
  6. лежа на животе, поднимать плечи вместе с головой;

  7. переворачиваться с живота на спину, и наоборот.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Период 5 месяцев характеризуется замедлением физического роста, и на передний план выходит психическое развитие. Дитя обретает новые навыки и совершенствует те, которые уже были.

В 5 месяцев ребенку свойственно:

  1. гулить и лепетать;
  2. целеустремлённо выбрасывать игрушку на пол, если перестала быть интересной;
  3. различать маму с папой от их знакомых, которых раньше не видел, и реагировать на них негативно или настороженно;
  4. уметь занять себя на несколько минут, играясь каким-то интересным предметом;
  5. рассматривать изображения в книгах и журналах;
  6. лежа на животе, поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках.

Умения в быту

Развитие ребёнка включает также бытовые навыки. С каждым месяцем малыш должен становиться всё более самостоятельным, стараться обслуживать себя без посторонней помощи. Умения в быту для возраста 23 месяцев включают:

  • пользование вилкой, ложкой;
  • питьё жидкостей из чашки или стакана;
  • попытки надевать одежду (не у всех детей они успешны);
  • мытьё рук с мылом и умывание (может требоваться родительская помощь);
  • уборка игрушек на места;
  • помощь родителям в выполнении домашних обязанностей или её попытки (протирание пыли, подметание, выполнение простых просьб, например, подать из стиральной машинки бельё);
  • посильная помощь в уходе за домашними животными (ребёнок может предлагать еду, пускать питомца с улицы);
  • пользование горшком (это умение в 1 год и 11 месяцев демонстрируют не все детки).

Что должен уметь ребенок в 2 года

За целый год дети активно развивают свою речь и передвижение, за которым не всегда могут углядеть родители.

Что должен уметь ребёнок в 2 года:

  1. бегать;
  2. без помощи спускаться и подниматься по лестнице;
  3. переступать через яму или лужу;
  4. пробовать рисовать;
  5. попадать по мячу ногой;
  6. уметь аккуратно кушать;
  7. играть с пластилином, крупами;
  8. называть несколько цветов и геометрических фигур;
  9. показывать на пальцах сколько лет;
  10. самостоятельно ходить на горшок;
  11. продолжить стих, который учил с родителями, если называть первые строки к рифме;
  12. слушать рассказы, которые ему читают, и запоминать некоторые фрагменты.

Психические достижения

То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.

Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.

Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.

Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:

  • улыбаться;
  • отзываться на свое имя;
  • эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
  • узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
  • с интересом реагировать на новые игрушки;
  • подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
  • понимать речь родителей, запрет;
  • показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
  • ритмично двигаться под музыку;
  • выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
  • радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.

Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Ещё один кризис случается в этот период детства. Мальчики и девочки чётко осознают себя как отдельную личность. Поэтому часто перечат родителям, пытаясь утвердиться.

Что должен уметь ребёнок в 3 года:

  1. говорить короткими предложениями;
  2. рассказать небольшой стих;
  3. знать свои имя и фамилию;
  4. искать отличия между предметами;
  5. рисовать линии и разукрашивать;
  6. спокойно оставаться несколько дней без родителей;
  7. самостоятельно кушать, одеваться, чистить зубы и мыть руки;
  8. уверенно играть мячом.

Плач — единственный способ общения

Новорожденный кричит во все горло в любом положении, если чувствует боль, голод, холод. Крик при этом имеет характер носового и «сдавленного». Малыш должен успокоиться, когда мама берет его на руки, так как ощущает контакт с теплой кожей. Плач прекращается в этом случае, если его причина не голод и не боль.

К концу первого месяца жизни младенец при виде заговаривающего с ним человека, тотчас на мгновение прекращает двигаться. Это естественная реакция на человеческое лицо.

СоветЧтобы малыш гармонично развивался сразу после рождения и в первые несколько месяцев, следует незамедлительно реагировать на его плач. Дети в таком возрасте еще не капризничают и начинают плакать, только если чувствуют дискомфорт или боль.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования. Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо: • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; • знать понятия «больше-меньше-поровну»; • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; • решать простые арифметические задачки; • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]