8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.


Play-Doh


Play-Doh

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Что говорят специалисты

Ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что почти 15% детей рождаются с предрасположенностью к застенчивости. При неправильном воспитании оно может прогрессировать и создать проблемы в жизни взрослого человека. Единого мнения о природе этого явления в научных кругах не существует. Приведем основные версии.

  • Социологи утверждают, что застенчивость – неверно сформированные социальные установки, отсутствие навыков общения.
  • Психоаналитики объясняют проблему проявлением психических подсознательных противоречий, выражающихся на уровне сознания.
  • Социальные психологи считают, что застенчивость – не более, чем результат самовнушения. Когда человек говорит себе, что робок и застенчив, качество и проявляется. Детям дать установку на застенчивость может неумное ближайшее окружение.
  • Медицинская психология видит генетическую (врожденную) природу застенчивости.
  • По мнению нейробиологов болезненная стеснительность является проявлением обменных нарушений нейромедиаторов в головном мозге и астении центральной нервной системы.

Поскольку в ученой среде нет единого мнения, то и нам не стоит попусту теоретизировать. Лучше рассмотреть результативные способы избавления детей от болезненной стеснительности.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Положительные стороны застенчивости

Стеснительность указывает на то, что ребенок имеет:

  • тонкие грани характера и души;
  • нежный и ранимый характер;
  • он ответственный, аккуратный, чистоплотный, порядочный и чуткий.

Такими и должны быть воспитанные и порядочные дети. Подобными качествами чаще обладают флегматики и меланхолики. Родители отмечают, что малыш имеет склонность к творчеству, выплескиванию фантазии и воображения, мечтательности. Хорошо, что поскольку так развивается внутренний мир, дитя не скучает в одиночестве. Ему для счастья не нужна большая шумная компания — достаточно собственного маленького мира и буйной фантазии. Взрослым нужно поучиться у таких детей. Из них часто вырастают талантливые художники, музыканты, писатели, научные деятели.

Но родителям стоит быть начеку. Наследник может быть безумно талантливым, но никогда этого не показать обществу. Он станет стесняться других людей, ему страшно будет показать себя, боясь быть осмеянным. Такая ситуация может напомнить сказку о гадком утенке, который прекрасен, но сидит, спрятавшись от всех в темной укромной пещере. Удел родителей — не допускать такого во благо ребенка. Позвольте цветку побыть в бутоне то время, пока он зреет, но заставьте его однажды распуститься в пышном цвету.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Консультация для родителей «У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность»

Татьяна Никитина

Консультация для родителей «У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность»

Как общаться с ребенком-интровертом и как повысить его самооценку

Родителям застенчивыхдетей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?

У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.

Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это «говорит» с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?

Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?

Правила обращения со стеснительным ребенком

Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу)

.

Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.

Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.

• Общаясь с сыном или дочкой,чаще задавайте такие вопросы: «Как ты думаешь?. «, «Если бы ты был на этом месте, как бы ты поступил?». Это поможет маленькому человеку постепенно научиться доносить до других людей свое мнение – ведь он привыкнет, что для вас оно важно, что вы внимательно его слушаете.

• Не стоит постоянно опекать ребенка. Да, он застенчивый и стеснительный, но это не значит, что вы везде должны вступать в качестве его голоса. Малыш очень-очень хочет, чтобы в магазине вы купили ему шоколадку? Вручите купюру и отправьте добывать ее самостоятельно (конечно, первые несколько раз вы проделаете это вместе, еще несколько раз подойдете к прилавку с ним и будете тихонько подсказывать, и наконец он сделает это сам). Или навстречу идет замечательная собака, и ребенок хочет выяснить, что это за порода? Ничего страшного не случится, если он пересилит себя и сам задаст вопрос хозяину.

• Помогите малышу определить и развивать свои способности. Дети-интроверты, увлекаясь чем-то, готовы уйти в свое увлечение с головой – так помогите это сделать! Поощряйте их энтузиазм, помогайте искать дополнительную информацию, запишите в тематический кружок или секцию, покупайте качественные материалы для творчества или хорошую спортивную экипировку. Возможность сосредоточиться на любимом деле дарит интроверту силу, уверенность и ощущение счастья.

• Уважайте потребность ребенка в «тихом уголке» – то есть в личном времени и пространстве. Если он ходит в детский сад, скорее всего, там у него нет возможности «подзарядить батарейки», так пусть хотя бы дома будет шанс побыть некоторое время в одиночестве и восстановить силы.

• Не планируйте слишком много развлечений, посещений людных мест, даже на день рождения лучше звать поменьше гостей. Кстати, если вас пригласили на детский праздник, постарайтесь приехать туда пораньше, чтобы ребенок успел все рассмотреть и привыкнуть к обстановке. Когда появятся другие маленькие гости, он уже будет чувствовать себя хозяином положения и поведет себя менее замкнуто.

• Сопереживая малышу, постарайтесь почувствовать разницу между «жалеть» и «поддерживать». В первом случае, жалея, вы подтверждаете для него, что с ним что-то не так, что он нуждается в вашей жалости, и этим делаете ребенка слабее, еще более закрытым и застенчивым. Поддержка же – это сообщение, что вы рядом и принимаете его таким, как есть, без условий, что вы поможете ему стать сильным. Это гораздо более «ресурсное» состояние, в нем скрыт потенциал.

• Когда вы смотрите мультфильмы, объясняйте, почему персонажи поступают так, а не иначе, почему, например, один помогает другому, или куда они отправились вместе. Подтекст многих поступков часто непонятен малышу-интроверту, который сосредоточен на своем внутреннем мире, своих мыслях и чувствах.

Во что поиграть с ребенком-интровертом

Идем в гости.Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет «в домик» к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.

Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня «не работают», так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы («А потом ты куда пошел? А что ты там делал?», а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.

Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например «морковка» и «свекла».Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.

Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе

Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.

Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися,и понимает: «Я – хороший».

Поощряйте взаимодействие с другими детьми – не только со сверстниками, но и с теми, кто младше (может, ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее в такой компании) и постарше (а такие дети могут стать для него отличным примером для подражания, но при этом уважайте темп ребенка и его возможности. Сначала он может просто играть рядом с другими детьми, на следующий день – поздороваться и попрощаться, еще через некоторое время — вступить в диалог.

Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте «переводчиком»: объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе.Например: «Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться».

Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.

Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: «Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный«. Это ведет к очередному «минусу» от уверенности в себе.

Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде «Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить» или «Ну почему же ты все время стесняешься?». Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.

Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Причины застенчивости у детей

Первостепенное значение в преодолении детской застенчивости имеет определение ее первопричины и провоцирующих факторов. Среди возможных причин:

  • сложные семейные отношения;
  • страх неудачи;
  • психологическая травма;
  • личные особенности характера;
  • заимствованное поведение.

Установить настоящую причину проблемы под силу только опытному психологу. Если ваш ребенок испытывает тревожность и сложности в общении, трудности адаптации в школе и детском саду, в образовательном вы можете получить профессиональную психологическую консультацию.Квалифицированные специалисты помогут вам построить гармоничные отношения в семье и подскажут, как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

— поделитесь с друзьями!

Эксперты: Инна Александровна Мальцева Любовь Быкова Елена Владимировна Ушачёва

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]