Все, что нужно знать родителям о развитии ребенка в 10 месяцев


Десятимесячный малыш ежедневно радует своих родителей маленькими успехами.
Он с большим любопытством изучает окружающий мир и позволяет домочадцам познакомиться с его характером.

Каждый ребенок индивидуален, и строгих норм, конечно, не может быть, однако есть примерные параметры, на которые любящим родителям стоит обратить внимание.

Особенности питания


Наличие сбалансированного рациона является одним из самых важных факторов, способствующих правильному росту и развитию малыша.

В десять месяцев кроха уже в меньших количествах питается грудным молоком.

Он с удовольствием пробует прикорм: сезонные фрукты и ягоды, каши из полезных злаков, творог, хлебобулочные продукты, овощное и рыбное пюре.

Как ухаживать за ребенком 10 месяцев?

Некоторые мамочки начинают приучать десятимесячных малышей к горшку, что похвально. Но малыши, носящие памперс и справляющие нужду с помощью горшка должны в обязательном порядке купаться 1-2 раза в день. Уход за малышом состоит из таких этапов:

  1. Утреннее умывание. Кроху можно уже приучать чистить зубки.
  2. После каждого приема пищи малыша стоит умывать, чтобы предупредить сыпь на коже.
  3. Вечернее купание, во время которого кроха может плавать с кругом.
  4. После купания не забудьте использовать крем под подгузник или присыпку.

Совет! Если ребенок десяти месяцев страдает от сыпи или плохо спит, то обязательно практикуйте ванные с чередой или ромашкой. Они благотворно влияют на нервную систему малыша, успокаивая раздражения на коже.

Рецепты блюд

Рисовая каша

Ингредиенты:

  • ½ чашки риса;
  • 2 чашки воды;
  • ¼ чашки яблок, нарезанных небольшими кубиками или ломтиками;
  • 2 чайные ложки корицы;
  • 1/8 чайной ложки коричневого сахара;
  • 50 мл молока.

Приготовление: соедините все вышеуказанные ингредиенты в средней кастрюле. Грейте массу на плите в течение 30 минут, добавьте 50 мл молока в рис и продолжайте нагревание еще 10 минут, часто помешивая. Следите за тем, чтобы консистенция оставалась водянистой. Подавайте кашу теплой.

Печеные яблоки

Ингредиенты:

  • 3 или 4 больших яблока;
  • 60 гр изюма;
  • 200 гр творога.

Приготовление: помойте яблоки, аккуратно вырежете сердцевину. Заполните яблоки творогом, изюмом и посыпьте их корицей и сахаром. Поместите фрукты в форму для выпечки, предварительно налив в нее немного воды.

Выпекайте при температуре 180 градусов в течение приблизительно 25 минут.

Рыбное пюре

Ингредиенты:

  • 1 филе белой рыбы;
  • 3 моркови;
  • 1 лук — порей;
  • ½ чашки воды или грудного молока.

Приготовление: очистите и порежьте морковь и лук — порей. В среднюю кастрюлю налейте немного воды и доведите ее до кипения. Положите туда рыбу, морковь и лук, накройте крышкой и варите в течение 20 минут. После того как ингредиенты немного остыли, перенесите их в блендер и смешайте до однородности, добавляя жидкость, пока не достигнете желаемой консистенции.

Примерное меню

На десятом месяце жизни питание малыша может иметь следующий вид:

  • Первое кормление – грудное молоко или смесь.
  • Второе кормление – овсяная каша с тыквой; компот из сухофруктов.
  • Третье кормление – пудинг мясной; картофельное пюре; сок.
  • Четвертое кормление – яблочный мусс; кисель.
  • Пятое кормление – грудное молоко или кефир.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Что должен уметь делать десятимесячный малыш

В возрасте 10 месяцев уже заметны различия в развитии и поведении малышей разного пола.

Мальчики


Юные джентльмены с легкостью взбираются на стулья, достают вещи с полок и очень любят все раскидывать.

Они подвижны и самостоятельны, не хотят получать мамину помощь.

К этому возрасту начинается активная социализация мальчика: он тянется к другим деткам, активно играет с ними, но не очень хочет делиться своими игрушками.

Малыш любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.

Мальчикам нравится играть с мелкими деталями, раскладывать их в кучу и перекладывать с места на место. У крохи очень хорошо развита цепкость рук. Он получает большое удовольствие от похвалы: запомнив однажды, что вас развеселило, он будет повторять свой «трюк» снова и снова.

Девочки

Маленькие леди любят повторять услышанные звуки, поэтому они начинают разговаривать раньше мальчиков. Девочки с удовольствием принимают участие в самых простых ролевых играх: делают вид, что кормят куклу или разговаривают по телефону. Крохи самостоятельно держат ложку или чашку. Они очень привязаны к матери, любят держаться за ручку, часто им неинтересно играть в одиночестве.

Малютки предпочитают спокойные занятия: собирать пирамидки, заводить юлу или листать книжки. В таком возрасте они уже умеют самостоятельно сидеть и быстро и уверенно ползать, порой делают первые попытки встать и потихоньку шагать, держась при этом за маму или предмет мебели. Девочки уже проявляют интерес к другим малышам, хотят их потрогать.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

Зрение

Показывает названные предметы.

Слух

Узнает простые мелодии. Различает звуки разных предметов – телефон, звонок в дверь, часы и пр. К десяти месяцам малыши начинают понимать человеческую речь, внимательно слушают, знают, что значит слово «нельзя» или «больно».

Речь

Начинает подражать разным звукам – «би-би», «ля-ля», произносит первые осмысленные слова. А некоторые дети уже говорят свое первое «ма-ма» или «па-па». На слова «дай» или «возьми» ребенок отвечает соответствующим действием.

Моторика

Начинает всюду, где возможно совать свои пальчики, стоит недолго без опоры.

Эмоции

Чаще проявляет недовольство. Проявления характера становятся более отчетливыми, появляются индивидуальные черты, малыш по-своему радуется, злится, демонстрирует свои потребности и желания. Примерно, в этом возрасте у многих детей появляются любимые предметы или игрушки, без которых кроха не хочет просыпаться или ложиться спать. Обычно, у детей появляется чувство тревожности при виде незнакомых людей, они стараются быть как можно ближе к маме в эти моменты.

Игра

Умеет использовать игрушки по назначению – катать машинку, катать и бросать мячик. Может заниматься игрой самостоятельно до 20-30 минут.

Если раньше ребенок совершал действия не осознанно, то теперь он вкладывает в каждое свое движение определенный смысл. У ребенка хорошо развита смекалка – он может достать один предмет с помощью другого или придумать еще какие-нибудь варианты для достижения своей цели.

Особенности речи

Десятимесячный ребенок уже не общается криком, он осваивает новые формы взаимодействия с окружающими. Малыш начинает произносить серии одинаковых слогов: «ба – ба», «тя – тя», пытается повторить услышанные звуки, меняя при этом громкость своего голоса.

Он играет языком, брызжет слюной и производит при этом шум, который доставляет ему большое удовольствие. Ребенок реагирует, когда слышит свое имя или, когда его просят передать какой – либо предмет.

К этому возрасту грудничок начинает прислушиваться к музыке, понимает названия отдельных предметов и выполняет простые действия по просьбе взрослого, например, «покажи где дедушка».

Важно! Родители должны очень много общаться с ребенком, потому что именно таким путем он погружается в языковую среду, формирует пассивный лексикон и развивает речевой аппарат. Необходимо разговаривать с ребенком, используя различные интонации и произносить слова нараспев.

Также полезно петь песенки, играть в потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «Баба сеяла горох»), повторять названия игрушек, зверей, имена героев сказок. Со временем ребенок научится показывать, где на иллюстрациях медведь, птичка или рыбка.

На нашем сайте есть еще статьи про развитие ребенка в 5 месяцев, развитие ребенка в 9 месяцев, равзитие ребенка в 11 месяцев, развитие ребенка в 1 год.

Как поддерживать развитие ребенка

Осознание себя как личности

В 10 месяцев ребенок уже становится личностью со своим характером и привычками. Сейчас самое время оказать влияние на дальнейшее становление этой личности. Ко всем привычным играм добавьте развлечения с зеркалом — говорите малышу. Какой он красивый и хороший. Хвалите ребенка за любой успех. Все, конечно, в меру, но это поможет ему стать более уверенным в себе, более самодостаточным. Говорите ему о своей любви.

Если вы знаете, что сегодня состоится встреча с каким-либо незнакомым человеком, подготовьте к этому ребенка, расскажите ему что-то хорошее про этого человека, а в момент встречи будьте всегда рядом.

Познание мира

Рассматривайте с ребенком красочные книжки, рассказывайте, что изображено на страницах, читайте несложные и короткие стихи. Показывайте и называйте животных, цвета, предметы одежды, части тела.

Игры

Пирамидка и кубики – наше все! Матрешка, которая легко открывается – отличный подарок для ребенка. Любая развивающая, соответствующая возрасту, игра будет полезна малышу.

Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о своих действиях, со временем малыш все начнет понимать, но налаженный контакт должен быть уже сейчас.

Ребенок взрослеет очень быстро, особенно на первом году жизни. Не упускайте момента помочь ему в развитии, помогайте ему направлять свою энергию в правильное русло.

Особенности ухода и гигиены


Правильный уход за ребёнком десяти месяцев является существенным условием его здоровья и хорошего настроения.

Купание относят к самой важной гигиенической процедуре, которую необходимо проводить каждый день.

Купание мальчика

Мыть грудничка необходимо при каждой смене подгузника.

Обратите внимание! Родителям следует обратить внимание на то, что при купании мальчика не рекомендуется отодвигать крайнюю плоть на пенисе.

Кожные складки неподвижны и, если родители попробуют их «отодвинуть», инфекция не заставить себя долго ждать.

Подмывание крохи осуществляется проточной теплой водой, мягкими и плавными движениями: сначала моют попу, а затем направляют струю от пениса до мошонки. Следует внимательно промывать все складочки и промежутки между пальчиками рук и ног.

Купание мальчика должно проходить ежедневно перед сном. Несколько раз в неделю можно купать ребенка с травами (ромашка, череда). Температура воды должна быть приблизительно ровна температуре тела — 34 — 36 градусов.

После процедуры кроху следует промочить аккуратно полотенцем и оставить раздетым на 10 – 15 для принятия воздушных ванн. Оптимальная комнатная температура – 22 градуса.

Купание девочки

Подмывать девочку необходимо после каждой дефекации и во время вечернего купания. Лучше всего использовать простую проточную воду, в качестве косметического средства – обычное жидкое мыло. Движения при подмывании всегда одинаковые – от лобка к попе. Это крайне важный нюанс, так как в противном случае можно занести испражнения во влагалище, а это грозит воспалением.

После купания девочек также следует промокнуть полотенцем и дать побыть голышом около 15 минут. Кожные складки можно обработать нежным гигиеническим маслом.

Обратите внимание! В 10 месяцев дети проводят в воде около 20 минут. Активным крохам скучно сидеть в ванной, они поднимаются на ножки и пытаются ходить, держась за бортики. Ассортимент игрушек для мытья широк, дети с удовольствием берут мячик или утенка в ванну.

Развитие опорно-двигательного аппарата

В этом возрастном периоде маленький непоседа активно знакомится со своим телом и учится им пользоваться.

Движения становятся более уверенными и осознанными. Кроха уже может беспрепятственно ползать и подниматься на ножки при помощи рядом стоящих предметов: дивана, кроватки.

Малыш уже может подолгу стоять на ножках при этом наклонятся вперед и обратно. Некоторые начинают самостоятельно ходить, кто-то еще передвигается держась за мамину руку.

Детям уже не интересно сидеть на одном месте. Им нравится преодолевать различные препятствия и покорять их. В этот период родители должны позаботиться о приобретении правильной и качественной обуви. У малышей только формируется ножка, поэтому обувь должна быть со супинатором и хорошо фиксировать ножку.

Дома же ребенку будет полезно ходить босиком или в нескользящих носочках. В этом случае малыш будет чувствовать поверхности, по которым он ходит и изучать их. Например, мягкий ковер или гладкий пол. Все это очень влияет на его развитие.

Психоэмоциональная сфера

В 10 месяцев психоэмоциональное развитие малыша продвигается быстрыми темпами. Ниже представлены нормы, свидетельствующие о здоровом развитии ребенка.

Тест на развитие

  • Ребенок должен понимать и выполнять некоторые простые просьбы.
  • Он подражает мимике родителей и интонациям их голоса.
  • Эмоции ребенка адекватны к тому, что происходит вокруг. Если родители не выполнили его требования – он обижается и плачет.
  • Малыш осознает себя как личность и ищет одобрения окружающих его людей.
  • Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты.
  • Кроха выражает привязанность к близким, особенно выделяет «любимого взрослого».
  • У ребенка формируются вкусовые пристрастия, например, есть одежда, которую он носит с особым удовольствием.
  • При соблюдении режима дня он привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет дневной сон, а после вечернего купания – сказка.

Режим: сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем – два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Читаем также: режим дня ребенка в 10 месяцев

Примерный режим дня и сна

Режим дня должен составляться в соответствии с биоритмами и потребностями ребенка. Большинство малышей просыпаются довольно рано, поэтому распорядок дня следует подстраивать под время утреннего пробуждения. Режим дня десятимесячного ребенка должен выглядеть приблизительно следующим образом:

  • 6.00 — пробуждение, первое кормление, утренние гигиенические процедуры;
  • 10.00 —второе кормление, утренний сон;
  • 12.00 —активные игры, прогулка;
  • 14.30 — третье кормление, чтение сказок;
  • 16.30 — сон;
  • 18.00 — четвертое кормление, питание, игры, купание;
  • 21.30 — пятое кормление, ночной сон.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет кровь из носа? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны на этой странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Мнение доктора Комаровского


Доктор Евгений Комаровский разработал методику определения уровня нервно – психического развития детей первого года жизни.

Ниже представлены способы, с помощью которых можно оценить полноценность развития ребенка в 10 месяцев.

Эмоции и социальное поведение

Если рядом с ребенком находится играющий и ящик с игрушками, то малыш должен подойти к играющему, вытащить вместе с ним игрушки из ящика и начать играть вместе.

Действия с предметами

Ребенок выполняет разученные действия с игрушками не только самостоятельно, но и по просьбе взрослого.

Понимание речи

По просьбе «дай» ребенок должен находить и давать знакомые предметы.

Подготовительные этапы развития активной речи

Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним отдельные слоги, которых нет в его лепете. Родитель произносит несколько новых для ребенка слогов, а он слушает, следит за движением губ говорящего и произносит повторно эти слоги.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности. Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе. Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель. Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот. Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Занятия с грудничком

Десятимесячный малыш может уже подолгу играть самостоятельно, но важной составляющей его динамичного развития все еще являются игры с родителями.

Развивающие игры

  • 1. «Башня»

Сядьте с ребенком на пол с детскими строительными блоками. Сначала постройте башню самостоятельно, покажите малышу, как вы складываете блоки. Позвольте ребенку построить следующую башню, и как только она будет в три блока и выше, позвольте ему опрокинуть ее.

  • 2. «Переливание воды»

Заполните большую пластиковую емкость примерно наполовину водой и положите рядом с ней несколько емкостей поменьше. Научите ребенка набирать воду и вливать ее обратно и переносить воду из большей чашки, используя меньшую в качестве инструмента. Малышу также будет интересно лить воду через воронку.

  • 3.«Учимся ходить»

Поставьте ряд стульев к стене (желательно в ковровой комнате). Помогите ребенку встать и покажите ему, как можно двигаться, держась за стулья. Возьмите любимую игрушку крохи и положите ее на самый дальний стул, и когда ребенок доберется до игрушки, помогите ему ее достать и похвалите ребенка. Положите другую игрушку на противоположный конец и отправьте малыша в обратную сторону.

Игрушки

В возрасте 10 месяцев ребенку нужны следующие игрушки:

  • Игрушки для песочницы.
  • Пирамидки разнообразных форм и размеров.
  • Звучащие игрушки с изображениями животных, способные имитировать их голоса.
  • Шкатулки, которые малыш сможет самостоятельно заводить.
  • Пальчиковые краски.
  • Крупные конструкторы.
  • Куклы с крупными чертами лица и частями тела, чтобы можно было их называть и показывать.

Гимнастика – комплекс упражнений

Начните гимнастику с рук. Скрещивайте руки ребенка в разных положениях: лежа, сидя и стоя. По окончании помассируйте ручки малыша.

Дальше ребенок должен повернуться на живот и выполнять повороты со спины на живот (слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую он поворачивается). Немного помассируйте живот и спинку малыша.

Для выполнения следующего упражнения возьмите ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди сгибайте и разгибайте их в коленях. Помассируйте ножки ребенка.

Важно! Помимо самостоятельного загибания и выпрямления пальчиков карапуза, очень важно обучить его следующим действиям. Дайте ребенку палочку или шарик в ручки, и пусть он учится катать их между ладошками.

Еще одно полезное действие – это умение рвать бумагу и отщипывать от кусочка пластилина маленькие кусочки.

Как помочь малышу развиваться

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Частые проблемы и как их решать

Плохой аппетит или даже полный отказ от еды — с такой проблемой часто встречаются мамы десятимесячного малыша. Ее можно решить следующими путями:

  1. Посадить ребенка к себе на колени, он захочет поесть из маминой тарелки, а на самом деле, из своей собственной.
  2. Перед приемом пищи долго погулять без перекусов, тогда у ребенка будет хороший аппетит (а вечером после купания).
  3. Обязательно хвалить и говорить: «Как хорошо кушаешь, как мама рада», улыбаться ребенку и показывать, что мама счастлива, когда он хорошо ест.

Еще одной проблемой для родителей является беспокойный сон ребенка. Для того, чтобы прекратить бодрствование ребенка ночью, необходимо:

  1. Обеспечить максимально комфортные условия для сна.
  2. Наладить психологический климат в семье.
  3. Отрегулировать режим сна.

Особенности возраста 10 месяцев

Подъём на ножки

Два важных этапа развития — боковое присаживание и ползание — создают предпосылки для дальнейшего подъёма на ножки. В косом сидении он может высоко приподняться, тянется к предметам над головой и с любопытством изучает все вокруг. А длительная фаза ползания даёт ребёнку устойчивость туловища, необходимую для вертикального положения.

При нормальном развитии подъём достигается, когда ребёнок может ухватиться за предметы и подтянуться вверх. Движущей силой вертикализации снова является любопытство. При наличии мотивации ребёнок тянется и отталкивается вверх: сначала в основном подтягивается руками, позже ноги также станут достаточно сильными, чтобы поднять тело вверх и удержать.

Подъём происходит из косого присаживания или из положения на четвереньках, из которого ребёнок подтягивается, опираясь на мебель, в положении стоя на коленях, затем поднимает одну ногу и остаётся в асимметричном положении, где одно колено согнуто и стоит на ступне, а второе ещё опирается на землю. Позже он сможет отталкиваться и подниматься и по гладкой стене, но всё же потребуется время, чтобы научиться удерживать равновесие.

До совершения первого шага, который вытекает из положение стоя, уходит не менее трёх месяцев. Первое время ребёнок поднимается с широко расставленными ногами и чувствует себя неустойчиво. Чтобы удержаться на ножках, малышу нужны обе руки для опоры: отпустив даже одну, он неизбежно упадёт обратно на пол.

Примечание

Не пытайтесь поставить ребёнка в положение стоя самостоятельно и преждевременно! Он должен научиться делать это сам. Только в этом случае его тело и мышцы будут подготовлены: туловище будет достаточно крепким, а ноги и позвоночник выпрямятся.

Какие занятия интересны малышу?

В этом возрасте ребенка интересуют больше предметы быта, чем игрушки. Он хочет брать мамин телефон, хватает косметику и пульт дистанционного управления от телевизора. Чтобы малыш имел возможность расходовать свою энергию, мамочка обязательно должна с ним заниматься:

  • Предложите крохе поиграть на музыкальных инструментах, купив нужный набор в магазине.
  • Если крохе интересен пуль ДУ или ваш телефон, купите ему аналогичные детские игрушки со звуковыми эффектами.
  • Для развития мелкой моторики используйте крупы или муку. Самое популярное упражнение заключается в том, что мама делает из крупы дорожку, по которой ребенок должен аккуратно пройтись пальчиками.
  • Превратите уборку игрушек в увлекательное занятие: в центре комнаты ставится корзина для игрушек, в которую малыш забрасывает свои вещи (только не хрупкие).

Занятиям нужно уделять до 1 часа в день, но заниматься не целых 60 минут подряд, а по 10-15 минут каждый час. Такие дробные занятия не утомят кроху.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]