Когда начинать обучение?
Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».
Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.
Advertisement
Зачем нужно ребенка учить определять время?
Умение управляться со временем полезно не только взрослым, но и детям. У детей есть занятия которые привязаны к утру, дню или вечеру. Также, поскольку терпение малышей исчисляется минутами, им полезно знать, сколько мама будет говорить по телефону; сколько они смогут поиграть, порисовать или посмотреть мультики; когда им начать убирать игрушки и готовиться к обеду.
Если дети в курсе что в 2:00 дня у них обед, и они дружат с часами, то при приближении обеда не будет капризов и скандалов, потому что они не доиграли. Если ребенку не нравится выполнять какое-то действие, помогает объяснение, что что это действие короткое, и займёт несколько минут. Человек, который знает, что такое несколько минуток, может потерпеть их. А значит, уговорить малыша убрать игрушки или почистить зубы станет легче. Также знание времени важно для учёбы. Подводя итог, знание часов полезно для:
- уменьшения количества конфликтных ситуаций из-за того, что дети не готовы к изменению активности;
- увеличение способности договориться с ребёнком, которому приходится выполнять неприятные дела, потому что он понимает, что они занимают немного времени;
- подготовка к обучению в школе и самообучению.
Малышам нравятся детские часы с забавными стрелочками, по которым они учатся узнавать конкретное время. Для маленьких это еще одна игрушка, с которой они приучаются к новой информации. Обычно вместе с родителями.
С чего начинать обучение?
Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня разговаривать с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.
Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.
Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.
Время: формируем базовые понятия у малыша
Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.
Времена года
Календарь – вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна – всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого “особого” дня и считать время до них.
На заметку!
Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик “Двенадцать месяцев”.
Время суток
Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.
Совет!
Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем (“полдник у нас в 11 часов дня”, “в 5 часов вечера придет бабушка” и т.д.).
Стрелки и циферблат часов
Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.
Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.
Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.
Advertisement
Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.
Игры с часами
Для закрепления навыка определять время вы можете играть с картонным или пластиковым циферблатом. Вот как вы можете играть с часами:
- называйте время, а ребенок пусть выставляет его на циферблате. Например, восемь часов двадцать минут — как это будет выглядеть на часах?
- Выставьте время с помощью стрелок и попросите ребенка сказать, который час.
- Научите ребенка определять время через загаданный промежуток. Например, установите определенное время на циферблате и попросите ребенка передвинуть стрелки в такое положение, которое настанет через полчаса… через два часа пятнадцать минут… и так далее.
В такие же игры можно играть не только на игрушечном циферблате, но и на бумаге. Успехов в освоении времени!
Четверть и половина часа
Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах. Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка. Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.
Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.
Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»
Наталья Артемова
Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»
Как помочь ребенку научиться определять время по часам со стрелками? Как научить ребенка пользоваться часами? Когда можно начинать приучать детей к таким часам? Давайте разберемся!
Удивительно,но факт: в современных условиях научить ребенка понимать часы со стрелками стало еще сложнее, чем раньше. И все дело в том, что такие часы практически исчезли из наших домов. Повсюду распространены электронные часы. Однако это вовсе не говорит о том, что не следует знакомить ребенка с механическими часами! Дело в том, что поняв работу часов со стрелками, малыш совершит настоящий скачок в математическом развитии. И он будет возможен только, если ребенок по-настоящему поймет, «как устроено время»
. Циферблат механических часов наглядно объяснит ребенку, что такое секунда, минута, час. Кроме того,с помощью стрелок малыш узнает и о философских категориях: он уяснит, что время не повернуть вспять, что все в природе циклично.
Когда можно знакомить ребенка с часами?
Как правило, специалисты по дошкольному воспитанию советуют создавать специальные ситуации, в которых ребенку предлагается знакомиться с часами, начиная с 6 -7 лет
В этом возрасте говорится о необходимости развивать чувство времени. Но это не означает, что раньше ребенку не следует показывать циферблат со стрелками.
Даже наоборот! Чем чаще ребенок будет видеть такие часы, тем лучше. Чем чаще взрослый будет озвучивать время, тем полезнее это для малыша.
Рано или поздно он начнет сам искать ответы на вопрос: «Как мама по этой круглой штуковине понимает, что скоро начнутся мультики?». И тогда ребенок будет полностью готов к тому, чтобы
сделать усилие и разобраться в сложном устройстве.
Малышам важно почувствовать время. Для этого мы можем предложить им за 1 минуту нарисовать как можно больше
кружочков на листке бумаги (проверить, сколько их получится, если на задание отвести целых две минуты, за три минуты почистить зубы, за пять минут станцевать танец.
Время в таких ситуациях можно отслеживать по песочным часам и по часам со стрелками одновременно.
Как научить ребенка пользоваться часами.
Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с
подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти»
,
«без десяти»
и
«четверть»
. Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка –это час.
Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она самая
главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени.
Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через
час.
Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая
«главная»
. Далее необходимо рассказать ребенку о том, что
часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время,а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!»
.
Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенкуо том, что за час
минутная стрелка пробегает весь круг, а часовая стрелка всего лишь расстояние от одной циферки до другой. Объясните ребенку, что это расстояние стрелка проходит за пять минут. Покажите ребенку, что если стрелка проходит две цифры, то она делает это за 10 минут. Если три — то за 15. Покажите, что круг можно поделить пополам (при
необходимости даже проведите линию карандашом) –это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа»
.
Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам.
Используем картинки
Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь, предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например,
дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день»
. В качестве удачных предметов, явно характеризующих определ ный период, можно использовать, например, зубную щетку (утро, портфель (день, подушку (ночь, звезды
(ночь)
и т. д.
Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.
Играем со словами
Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например,
предложите найти пару словам: день —. (ночь,
утро. (вечер)
.
Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.
Знакомимся с часами
Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что
означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны
отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.
Мастерим часы
Чтобы научить реб нка понимать время по часам,желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками,
Означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток
–дня и ночи. На одном будут,
например, картинки восходящего солнышка (утро —с 9.00 до 10.00, ярко светящегося (день —с 12.00 до 17.00 час.)
и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер —с
18.00 до 21.00). На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер —с 21.00 до 00.00, звезды (ночь —с 00.00 до 5.00, тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро –с 6.00 до 9.00)
. Цифрынужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок
будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т. д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков –светлого и темного.
Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой)
. Лучше всего изготовить сразу все –и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые
часы, можно приступить к
другим заданиям.
Определение времени
На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.
Упражнение «наоборот»
Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час.
Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного
движения, часовая сместится на цифру «3»
. Таким же образом можно поручить малышу
показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00)
или отход ко сну
(с 20.00 до 21.00)
.
Угадывание правильного времени
Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по
разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро»
(9.00 или 15.00,
«добрый вечер»
(18.00 или 1.00,
«приятного аппетита»
(в разных вариантах
для завтрака, обеда и ужина).
Спешат часы или отстают?
Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа)
установите стрелки вперед на несколько часов
(4.00 или 5.00)
. Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда
часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением,
а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить реб нка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время
без особых трудностей.
Время до и после полудня
Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.
Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.
Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.
Материалы с которыми учим время
Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.
Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что вы можете ее скачать на Озон.
Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:
- наручные;
- настольные;
- уличные;
- вокзальные;
- часы в плите;
- на зданиях;
- электронные;
- будильник;
- с кукушкой;
- напольные;
- цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
- подводные;
- часы в аэропортах;
- настенные;
- песочные.
Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.
Если у вас нет подобной книжки, вы можете распечатать картинки недостающих часов. После чего объясните малышу о каждом виде своими словами. Или приобретите экземпляр книги онлайн, она имеется во многих интернет магазинах.
Что такое день и ночь: скачать книжку
Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь – сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда . Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.
Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку
. Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст – на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.
Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.
Каждый урок по тетради выставляли на наших часиках. Таким образом ребенок не просто рисует стрелочки на циферблате, а практикует самостоятельное их выставление.
Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье .
Игры для закрепления материала
Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:
- Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
- В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
- Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
- Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.
Шаги
Считывание информации с аналоговых часов
- Изучите систему деления циферблата.
Циферблат аналоговых часов разделен на 12 секторов. Сверху на циферблате должна стоять цифра «12». Справа от «12» вы увидите цифру «1». Если продолжать дальше двигаться по кругу или по часовой стрелке, то вы дойдете до «12» и снова вернетесь к цифре «1».
- Цифры, обозначающие каждый сектор, являются часами.
- Маленькие секторы между соседними часовыми отметками разделены на пять минутных делений. Порой они отмечаются едва заметными черточками, которые делят циферблат на минуты (либо не отмечаются совсем).
- Используйте короткую стрелку часов, чтобы узнавать часы.
У часов есть две основные стрелки: короткая и длинная. Положение короткой стрелки определяет часы. На какое число она указывает, такой сейчас и час.
- Например, стрелка может показывать на цифру «1». Это означает, что сейчас один час.
Длинная стрелка отмеряет уже не часы, а минуты. Используйте ее для того, чтобы понять, сколько минут уже прошло с момента наступления последнего часа.
- Когда длинная минутная стрелка указывает на «12», это говорит о том, что сейчас на часах круглый час. Например, Если короткая часовая стрелка стоит на «1», а длинная минутная — на «12», то текущее время ровно «один час».
В ином случае в качестве ориентира можно умножать число, на которое указывает минутная стрелка, на пять, чтобы получить минуты. Например, если минутная стрелка указывает на «3», это говорит о том, что сейчас пятнадцать минут с момента наступления конкретного часа. Если у вас трудности с умножением чисел, попробуйте просто прибавлять по пять минут с каждой часовой отметкой, которую прошла минутная стрелка от двенадцатичасовой отметки. Если длинная стрелка указывает на единицу, то это пять минут. Если часовая стрелка смотрит на двойку, то это уже десять минут, и так далее.
Как только определите час и количество минут, можно будет назвать точное время. Например, если часовая стрелка указывает на единицу, а минутная — на тройку, то сейчас один час пятнадцать минут (или в цифровом формате 1:15).
Умейте различать время до обеда и после обеда.
По аналоговым часам нельзя узнать, какое время они показывают (до полудня или после него). Вам нужно самостоятельно знать время дня. При этом в цифровых часах время от полуночи до полудня обозначается «AM» (лат.
ante meridiem
дословно — «до полудня»). Время от полудня до полуночи обозначается «PM» (лат.
post meridiem
дословно — «после полудня»).
- Например, стоит раннее утро, короткая часовая стрелка указывает на девятку, а длинная минутная стрелка — на двенадцать. Учитывая знание времени суток, показания часов можно перевести в цифровой формат и обозначить как 9:00 утра (или AM).
Считывание информации с цифровых часов
- Прочитайте первое число, чтобы определить час.
Время на цифровых часах обозначается двумя числами, разделенными двоеточием. Первое число на цифровом циферблате обозначает час. Например, если там указано «2», то это означает, что сейчас два часа.
Прочитайте второе число, чтобы определить минуты.
Второе число на цифровом циферблате, которое располагается после двоеточия, обозначает минуты, прошедшие с момента исполнения последнего часа. Например, если там отображено «11», то сейчас одиннадцать минут.
Соедините полученную информацию воедино, чтобы назвать время.
Если на часах о, то время два одиннадцать. Или, другими словами, два часа одиннадцать минут.
Определите, какое сейчас время:
до полудня или после.
На некоторых цифровых часах отмечаются символы «AM» или «PM». При отсутствии этих символов будет необходимо просто знать время суток. Время отмечается символом «AM», если относится к периоду от полуночи до полудня. Если время относится к периоду от полудня до полуночи, то оно обозначается символом «PM». Также время может отсчитываться в 24-часовом формате, когда счет после полудня не начинается заново, а продолжается (тринадцать, четырнадцать часов и так далее).
Советы
- Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
- Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
- Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
- Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
- Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
- Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
- Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?
Advertisement
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Учим ориентироваться во времени
Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям “час”, “минута” и “секунда”.
Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы – это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.
- Секунда – самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
- Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты – довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут – озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
- Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки – это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.
Изучение часовой стрелки
Научить ребенка определять время по часам можно путем создания модели, у которой будет иметься довольно крупный циферблат и четкие цифры. Лучшим вариантом станут часы круглой формы. Нежелательно присутствие декора, который будет отвлекать внимание. Макет можно изготовить собственноручно, используя плотный картон. Проводить обучение можно таким образом:
- Прежде всего, рассказать ребенку, зачем нужны часы, какую пользу они приносят. Это важно, чтобы малыш понял, насколько данный предмет важен.
- Важно ознакомить малыша с циферблатом, объяснить, для чего требуются стрелки и цифры. Следует рассказать о том, что стрелки могут двигаться исключительно вперед.
- Стоит заострить внимание на том, что присутствуют 2 стрелки, одна из которых отвечает за часы, а другая за минуты.
- Обучать лучше начинать с целых чисел, имеющихся на циферблате. Чтобы было более удобно, необходимо снять минутную стрелку и работать только с той, что покрупнее. Обязательно рассказать, что она ведет счет часов. Во время тренировки, нужно перемещать стрелку и просить ребенка определить, какой час показывается.
Совет! Чтобы быстро научить ребенка определять время, стоит сделать плакат, где возле определенного часа будет иметься определенный вид деятельности: завтрак, игра или прогулка. Лучше, если изображения будут совпадать с распорядком дня малыша.
Научить ребенка определять время помогут игрушки
Правила счета
Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?
- Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.
Совет
Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.
- Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
- Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.
Совет
Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.
- Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.
Далее сходным образом малыш учится считать десятками. В ряду от 1 до 60 десятков всего 6, поэтому работа будет непродолжительной, а большинство детей быстро запомнят необходимые цифры.
Знакомство с таким понятием как время
Обычно за распорядком дня ребенка следят родители. Следовательно, ощущение времени у малыша отсутствует. Маленькому человеку довольно тяжело сразу разобраться во всей сложности данной категории. Поэтому важно, прежде чем научить ребенка определять время по часам, сначала познакомить его с некоторыми терминами.
Чтобы малыш начал осознавать, как течет время, уже с 2-3 лет необходимо обращать его внимание на то, что все события происходят последовательно. К примеру, сейчас моем руки, потом будет кушать, а теперь мама помоет посуду.
Важно говорить о наступлении новой части дня и что в это время следует делать: по утрам умываться и завтракать, днем играть в игры, а вечером читать сказку. Идеальным вариантом станет совместное составление распорядка дня на завтра. При этом обязательно вспомните о том, что происходило вчера.
Внимание! Важно обращать внимание на промежутки времени. Это можно делать путем проговаривания предполагаемых занятий: через 15 минут пойдем читать книгу, а в 9 часов будет ложиться спать.
Уже в 4-5 лет малышу становится известно такое понятие, как сутки. Желательно, чтобы он знал, из каких частей они состоят. Это в дальнейшем поможет быстро научить ребенка определять время. Если возникают затруднения, то можно сделать плакат. На нём будет иметься распорядок дня с привычными действиями, которые характерны для определенного времени.
После освоения понятий времени суток, можно переходить к дням недели. Чтобы закрепить результат, необходимо довольно часто спрашивать ребенка о прошедшем дне недели и том, который наступит завтра. Чтобы научить ребенка определять, сколько времени на часах, можно воспользоваться следующими приемами:
- стихами, песенками, считалками;
- рисунками о времени. К примеру, сначала изобразить маленького котенка, который постепенно становится взрослым животным;
- рассматриванием семейного альбома, где имеются ранние фотографии;
- мультфильмами или обучающими видео уроками.