Развитие речи грудничка: когда ребенок начинает лепетать

В первые недели после рождения малыш может только кричать. Но с каждым днем этот крик становится более осознанным, появляются разные интонации. Мама уже может различать, когда ребенок проголодался, когда требует внимания, а когда нужно сменить подгузник.

После крика наступает стадия гуления, когда малыш произносит различные вариации звуков -агу, -гы, -гэ и прочих. Как правило, это происходит в возрасте 4-8 недель. Затем от гуления ребенок переходит к лепету, а уже после и к целым словам. Гуление и лепет важны для развития речи. За счет этого учатся произносить звуки, выстраивать цепочки из слогов.

Этапы развития речи ребенка

  • В первые недели жизни грудничок еще не умеет устанавливать контакт. Эмоциональное общение только начинает устанавливаться. А выражает чувства и потребности новорожденный только при помощи крика;
  • На втором месяце чувства и потребности младенца становятся более осознанными, появляются новые интонации и эмоции. Привлечь внимание крохи можно путем различных воздействий на зрение, слух и осязание;
  • К третьему месяцу грудничок чувствует потребность в общении со взрослым. Он начинает гулить и ждет ответной реакции;
  • На четвертый месяц грудничок прислушивается к человеческому голосу, пытается повторить движения губ и звуки за взрослым;
  • В полгода малыш начинать гулить или произносить первые слоги, причем сначала однократно. Затем постепенно он начинает повторять их друг за другом;
  • К году ребенок уже может произносить простые слова.

От лепета до полноценной речи

17.02.2020

Дети открывают для себя язык: от лепета «да-да» или «ка-ка» до целого предложения ребенок проходит долгий путь. Как он учится говорить, и как можно помочь ему в этом?

«Мама», «дай» — родители обыкновенно безмерно счастливы и горды, услышав впервые произнесенные слова. Словарный запас ребенка постепенно пополняется, и почти каждый четырехлетка уже может свободно разговаривать.

Начало: бессловесная коммуникация

С самого рождения младенец общается, издавая звуки. За первыми гласными «а», «у», «о» следуют «гуу» и «агуу». Гуление, лепет, крики помогают маме понять, доволен ли ребенок или он в чем-то нуждается. Младенцы очень рано осознают свои потребности, выражая звуками голод, боль или усталость. Почти всем мамам эти звуки понятны, но если мама не догадывается о причине, ее ждет громкий и долгий крик.

С полугода дети много лепечут

После первых гласных «а», «о», «у» следуют «гуу» и «агуу». Младенец постепенно развивает свой речевой аппарат и делает это с заметным удовольствием. Он эмоционально осваивает разные комбинации и возможности, забавляется звуками, как бы проводит эксперименты с голосовыми связками и мышцами, испытывая, к огорчению родителей, разную силу звука. Начиная с шестого месяца, звуковые сочетания, не имеющие пока реального содержания, выстраиваются таким образом, что родители оценивают это как языковую интонацию – и не ошибаются: дети этого возраста уже внимательно слушают и нетерпеливо подражают всему услышанному. Звуки и модуляция голоса могут напоминать по звучанию настоящий язык. Даже если это в основном только повторение следующих друг за другом слогов, например, «ба-ба-ба».

Постепенное расширение словарного запаса

Подавляющее большинство малышей выговаривают первые слова примерно в годовалом возрасте. Одно- или двухсложные, они очень много значат для ребенка. Классические «баба» или «папа» делают его счастливым. Конечно же, такое удовольствие побуждает его выговаривать все больше слов.

Словарь двухлетнего ребенка (в основном, существительные) взрывается. Пальчик, указывающий на соответствующий объект и произнесенное слово — это то, как малыш постигает Вселенную языка. В этот период он часто произносит в течение дня до десяти и более слов. Формируются первые двухсловные предложения — «мама сидит» или «машина едет». Для ребенка это привлекательные ступени сферы общения.

После второго дня рождения малыш открывает себя как личность, что отражается в языке. Словарь обогащают местоимения, такие как «я» и «ты». С губ легче слетают фразы из трех слов. Энергичное «Я голоден!» свидетельствует о том, что речь малыша развивается лингвистически правильно.

С третьего дня рождения многие дети могут правильно строить предложения, давать ответ на вопрос, осмысливать сложно-структурные предложения, ставить вопросы. Они учатся правильно использовать интонацию предложений.

Как поддержать ребенка?

Лучшее средство упростить странствование по языковому миру — говорить с малышом, читать ему и включать его в разговоры. В рифмах и детских песенках малыши учатся развивать ощущение лингвистической мелодики. Используйте экспансивный контакт, возникающий посредством языка, жестов, мимики. Поощряйте ребенка! Не указывайте ему на недостатки в произношении слов. Со временем правильное произношение успешно станет автоматическим.

Опубликовано в Дефектология Премиум Клиник

Развитие речи в первые месяцы жизни

К трем-четырем месяцам грудничок уже умеет громко смеяться или проявлять недовольство. Кроха может испытывать и переживать радость и любопытство, страх и обиду. Смех и улыбка в этом возрасте происходят осознанно.

Психическое и эмоциональное развитие младенца в 4 месяца характеризует повышенное оживление. Малыш реагирует на знакомые голоса и лица, игрушки и предметы, машет руками и ногами, смеется или улыбается в ответ. Он изучает свое тело, трогает волосы и лицо, рассматривает пальчики, ноги и руки. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Кроме того, он уже узнает и реагирует на имя!

Дети в четыре месяца легко произносят гласные звуки «а» и «о», согласные – «б», «п» и «м», начинают говорить простые слоги. Для развития речи регулярно разговаривайте с ребенком, активно используйте мимику! Показывайте карточки с изображениями и произносите вслух названия. Кроме того, в это время грудничок воспринимает звуки, которые имитируют звуки животных.

В каком возрасте ребенок начинает лепетать

Лепетать или произносить первые слоги малыш начинает в 6-7 месяцев. Но это условные рамки. Когда младенец начнет лепетать, зависит от индивидуального развития, темперамента и характера ребенка.

Некоторые активные дети лепечут уже и в 4-5 месяцев. А спокойные и тихие малыши начинают произносить слоги лишь в 9-10 месяцев. Интересно, что некоторые детки долго молчат и впитывают знания, а потом сразу начинают произносить несколько слогов и даже простые слова.

Детки начинают говорить простые слоги, типа “ба”, “ма”, “та” и пр. после пятого месяца. Сначала они произносят такие слоги однократно и редко, затем чаще и повторяя друг за другом. Тем самым они выстраиваются в цепочки и уже составляют целые слова, наподобие, ма-ма, ба-ба, па-па.

Во многом, когда начнет лепетать и говорить малыш, зависит от степени интенсивности занятий. Регулярные упражнения помогут ребенку правильно развиваться.

О детском лепете

В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш может издавать два разных гласных звука и лепетать в одиночестве. Он начинает соединять согласный и гласный звуки и произносить что-то, напоминающее слоги «ба» или «да». Заметьте, выражая разные чувства, малыш издает разные звуки. Помимо этого, он будет пытаться имитировать речь взрослых теми звуками, которые ему доступны.

В возрасте от 6 до 9 месяцев малыш может произносить, по меньшей мере, четыре разных звука. Он произносит двусложные «слова» из повторяющихся слогов, такие, как «дада», «мама», «баба». В это время у ребенка развивается способность издавать звуки или производить какие-либо действия по очереди со взрослым. Гуление постепенно переходит в ясные речевые звуки, и к 6 месяцам появляется лепет. Он состоит из повторяющихся слогов и поэтому удивительно напоминает речь. «Да-да-да», «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма». Такие слоги можно порой принять за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.

Для того, чтобы привлечь к себе внимание, малыш кричит или, издавая громкие звуки, противится, когда кто-нибудь делает то, что ему не нравится. Ребенок приветствует знакомого человека, улыбается и подает голос. К этому моменту появляется способность к подражанию, ребенок уже может имитировать действия – хлопать в ладоши или махать ручкой на прощание.

Малыш лепечет в самых разных ситуациях. Проснувшись в хорошем настроении, ребенок радостно начинает произносить: «Га-га-га». Вот он широко улыбается, смотрит на маму и с большим удовольствием повторяет: «Га-га-га».

Совершая действия с предметами, игрушками, малыш активно лепечет. Ребенок тянется к красивой игрушке, держит ее пальчиками, берет в рот, сопровождая свои действия звуками.

Одновременно с лепетом ребенок начинает издавать эмоциональные возгласы, вскрики, которые ему необходимы для проявления радости либо недовольства. Малыш радуется, или возмущается когда взрослые понимают его или нет. Таким образом он показывает свою способность к голосовому общению. Когда ребенок станет более активным и начнет проявлять большой интерес к игрушкам, говорите с ним о чем угодно. У малыша появятся свои определенные пристрастия, которые и подскажут вам темы для разговора. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые больше всего привлекают его в тот или иной момент. Желательно не ограничиваться одними названиями предметов. Попробуйте обсуждать с ребенком движения и действия, цвета и звуки.

Следует напомнить заботливым родителям, что маленькие дети часто переводят взгляд с одного предмета на другой. Поэтому если вы станете только следовать за малышом, то вам, конечно, будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать. А ведь настанет день и час, когда вам захочется выйти во время ваших бесед за пределы сиюминутных интересов ребенка. И эту задачу тоже можно решить, если каждый день понемногу играть с малышом с ограниченным количеством игрушек. Постарайтесь выбрать те игрушки, которые ребенок в последнее время предпочитает другим, исключая на время все то, что может отвлечь его внимание.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Развитие речи малыша в 6-12 месяцев

Разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с жестами и движениями, пойте ритмичные песенки. Используйте разные интонации, ведь дети уже в полгода распознают звуки, чувства и тона в голосе. Они следят не только за речью, но и за движением губ. Поэтому не забывайте о мимике!

Полугодовалый малыш хорошо играет с игрушками. Он уже может искать и тянуться к ним. Покажите грудничку любимую собачку или другое животное и спрячьте в сторону. Кроха сразу повернется в ту сторону, где вы спрятали игрушку. Начнет протягивать ручки и лепетать. Помогайте младенцу и приговаривайте “Где собачка? Куда делась собачка? Вот она! Возьми собачку! Как лает собачка? Ав-ав”.

Используйте карточки с изображениями. Четко проговаривайте названия картинок, имитируйте звуки животных. Кроха с радостью и интересом будет повторять за взрослым. Такие занятия и игры прогрессируют речевое развитие. Кстати, в шесть месяцев можно оставлять малыша одного на некоторое время, чтобы тот попробовал занять себя сам. Таким образом, ребенок станет сосредоточенным и самостоятельным. Подробнее о развитии грудничка в шесть месяцев читайте по ссылке .

Когда малыш начнет произносить слова, нужно тренировать мышцы щек и губ. Как правило, это происходит в 11-12 месяцев. В это время дети говорят уже около 10 легких слов, наподобие, “мама”, “папа”, “деда”, “баба”, “дай”, “вон”, “тут”, “туда” и т.д.. Кроме того, они подражают звукам животным и произносят “мяу”, “гав”, “му” и прочее.

Для тренировки мышц губ и щек педиатры рекомендуют использовать свистки, игрушечную флейту или губную гармошку. Стройте гримасы и изображайте эмоции на лице, чтобы грудничок повторял за вами.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]