Каждая мать с нетерпением ждет, когда младенец произнесет свое первое слово. Чаще всего этим словом бывает «мама». Однако не стоит торопить малыша, так как речевые навыки у детей развиваются с разной скоростью. Это зависит от наследственности, от пола ребенка и от того, как часто с ним общаются родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.
Первые слова – самые важные
Время осознанного произнесения слов
Всем родителям хочется узнать, когда ребенок говорит «мама». Время осознанного произношения слов у каждого ребенка варьируется и определяется следующими факторами:
- Пол (мальчики обычно начинают говорить позже девочек);
- Наследственность;
- Наличие или отсутствие аномалий развития неба и языка (например, развитие речи может замедлиться при укороченной уздечке);
- Особенности прикуса;
- Индивидуальный темперамент ребенка.
Также играет большую роль физическое самочувствие крохи. Часто болеющие дети начинают говорить позже сверстников.
Примерный возраст первых слов
Понос на зубы у ребенка при прорезывании, сколько длится диарея
На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки. После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку. Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.
Поле года словарный запас ребенка значительно увеличивается
Варианты первых слов
Режим дня 5-месячного ребенка
Статистика утверждает, что первое слово в лексиконе 70% детей до года – «мама». Однако, это вовсе не обязательно. Возможны и другие варианты: «няня», «баба» или даже «кися» (если крохе каждый день показывают кошку и повторяют, как ее зовут). Первым может стать любое слово, кроме тех, что содержат трудные для артикуляции согласные звуки: «ш», «щ», «ц», «р». Юный любитель машинок может впервые произнести «би-би», девочка, увидев красивую куклу, может сказать «ляля». Если мама часто бывает в отъездах, малыш может первым назвать имя взрослого, с которым он больше всего общается: это бабушки, тети, брат или сестра («Аня», «Лёля», «Юля»). Поэтому не стоит ждать, когда ребенок скажет «мама». Возможно, он произнесет первым совсем другое слово.
На «детском» языке младенец пытается назвать все, что ему интересно
Интересно. Артикуляционный аппарат младенца развивается постепенно. Сначала он произносит только звуки (так называемое «гуление»), потом к ним добавляются согласные «м», «н», «л», как самые удобные для произношения. Возможно, именно поэтому слово «мама» звучит похоже во всех языках мира – звуки «м» и «а» младенцу легче всего выговорить.
Стимуляция малыша к осознанной речи
У ребенка сыпь на теле — что это
Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:
- Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
- Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
- Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
- Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.
Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.
Развитию осознанной речи способствуют игры на развитие мелкой моторики
Факторы, влияющие на задержку речи
Такая патология сама по себе не возникает. Существует огромное количество факторов, влияющих на развитие речи ребенка. Причины задержки речи малыша:
Внутричерепная гипертензия
- травма во время родов
- патологии головного мозга
- дислексия
- антенатальная патология
- расстройство психики
- внутричерепная гипертензия
- тугоухость
- недоразвитость мускулов рта и лица
- травмы
Если так и не была выяснена причина задержки развития речи, это значительно затрудняет терапию. Поэтому ребенку нужно пройти комплексное обследование, только так врач поставит диагноз.
Помощь маленькому «молчуну»
Бывает, что родители активно занимаются с грудничком: лепят, рисуют, поют песни и читают сказки, но мальчик (девочка) по-прежнему молчит. Чтобы мягко и ненавязчиво помочь крохе в освоении речи, необходимо:
- Посетить ортодонта и стоматолога (возможно, задержка речи вызвана проблемами с зубами или прикусом);
- Начать отучение от соски (длительное сосание пустышки может существенно затормозить развитие речи);
- Чаще спрашивать у ребенка, чего именно он хочет, чтобы малыш не показывал жестами, а называл предметы словами;
- Рассказывать малышу обо всем, что он видит дома, в поездке, на прогулке.
Известно, что дети молчаливых родителей, как правило, тоже не отличаются разговорчивостью, это нормально. Наследственность играет важную роль в овладении речевыми навыками. Самое главное – заниматься с малышом ежедневно, тогда словарный запас крохи начнет расти очень быстро.
Ни при каких обстоятельствах не стоит давить на младенца 12-16 месяцев, заставляя его произносить именно конкретное слово (например, «мама»). В этом возрасте дети произносят только то, что они в состоянии выговорить, речевой аппарат у каждого развивается индивидуально. Кому-то проще сказать «мама», кому-то – «папа» или «баба». Рано или поздно, когда придет время, малыш овладеет всеми без исключения звуками русского языка.
Если здоровый малыш долго молчит, это не повод для переживаний
1-1,6 года
В этом возрасте запас ребенка пополняется 40-50 словами, дополнительно, для выражения эмоций и пожеланий активно используется мимика, жесты.
Что умеет говорить малыш до 1,6 лет
Основные достижения речевого развития выглядят следующим образом:
- В 7 месяцев появляется способность выговаривать отдельные слоги, например, «ПА», «МА», «БА» и другие аналогичные.
- В 8 месяцев речевые навыки улучшаются до использования звуков «п — б», «м», «г — к», «э» и другие.
- В 10 месяцев ребенок выговаривает слова «ПАПА», «МАМА», «ЛЯЛЯ», «БАБА».
- В первый год малыш вполне умеет выговаривать примерно 5 слов, состоящих из двух слогов.
Данный нормы являются средними показателями, родители должны помнить, что каждый ребенок индивидуален и имеет свои собственные особенности и отличия.
Малыш может составлять короткие предложения («дай ба», «би бух»). Родителям важно в этот период разговаривать с ребенком, чтобы увеличивался лексикон и слух.
Признаки задержки развития речи
Если после полутора лет мальчик или девочка продолжает молчать, педиатр или невропатолог может поставить диагноз «задержка развития речи». Следует иметь в виду, что такой диагноз чаще всего ставится на фоне других сопутствующих расстройств и заболеваний. Если кроха практически здоров, можно не переживать и просто немного подождать. Бить тревогу следует, если:
- Малыш не только не говорит, но и не понимает речь взрослых;
- Младенец не реагирует на слова, обращенные к нему;
- Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, не любит рассматривать детские книжки с картинками;
- В истории болезни маленького молчуна имеются врожденные неврологические патологии.
Специалисты утверждают, что интенсивному развитию речи способствуют посещение ребенком детского учреждения (ясли-сад) и развивающих групповых занятий, соответствующих возрасту, а также активное общение со старшими братьями и сестрами (если в семье есть другие дети). Если малыш проводит много времени в одиночестве и бывает часто предоставлен сам себе, он может очень долго не произнести первых слов.
Родители должны следить не только за количеством, но и за качеством первых слов. Детей после года уже можно деликатно поправлять, стимулируя их к правильной речи (например, не «бибика», а «машина»). Чтобы развитие речевых навыков шло правильно, логопеды категорически не рекомендуют учить детей до трех лет иностранному языку, даже в форме игры.
Исключение – семьи-билингвы, где родители изначально говорят на разных языках, в этом случае здоровый малыш без труда усваивает оба, но это происходит постепенно.
Внимание! Если здоровый малыш активно общается с окружающими на собственном, никому не понятном языке, это вариант нормы. Ребенок уже говорит, просто пока по-своему. Если малыш полутора лет и старше постоянно молчит, настороженно относится к окружающим, часто проявляет агрессивность и отказывается от общения, это может быть признаком аутизма.
Если малышу уже исполнился год, но он не спешит обрадовать старших первыми словами, паниковать не стоит. Здоровый, хорошо развитый физически малыш обязательно заговорит; главное – стимулировать его к этому личным примером. Если младенец страдает какими-либо неврологическими нарушениями или часто болеет, задержка в развитии речи может быть вызвана серьезными расстройствами, требующими наблюдения у специалиста.
Этапы развития речи малыша
Для того, чтобы понять, как нужно общаться с младенцем, давайте разберем основные этапы развития речи.
Достижения до полугода
Ребенок осваивает пассивную речь уже с первых недель жизни и именно с этого момента можно начинать развивать речь.
Именно сейчас основной и очень важной задачей родителей будет активно общаться с крохой.
Это будет что-то вроде ежедневной работы как для родителей, так и для самого малыша.
Новоиспеченным родителям необходимо постоянно озвучивать эмоции малыша, комментировать все его движения и всегда с ним разговаривать.
- Примерно на втором месяце жизни ребенок научится реагировать на голос взрослого и перестанет кричать и плакать, как только родители с ним заговорят.
- Уже на третий месяц жизни ребенок начнет смеяться и отвечать вам звуками.
- На 4 месяце малыш начинает говорить агу и гулить (появляются певучие звуки), в этот момент активно участвуйте в диалоге, меняя интонацию голоса (узнайте подробнее когда ребенок начинает агукать и гулить здесь).
- В 5-6 месяцев раздается уже не простое, знакомое, певучее протягивание, а повторение настоящих слогов. Причем, с использованием звуков, для которых приходится смыкать губы, таких, как «б», «п», «м», а также произносит слоги «ма», ла», «ба» и т. д. В это время ребенок уже начинает слушать звуки, которые произносит, повторять их, подражать вам и прислушиваться к вашей речи.
Что умеет малыш до 12 месяцев?
После полугода, помимо того, что речь состоит из повторов слогов, малыш начинает лепетать. После того, как он пройдется по всем гласным алфавита, он начинает произносить вместе такие звуки, как «ба-ба-ба» или «да-да-да-да». Кроха также уже может ответить на вопрос, например, «Где?». Он будет активно показывать на предмет пальцем.
Что произносит кроха с одного года до двух
В год ребенок становится настоящим исследователем. Ему все интересно и он задает вопросы на своем языке. В 1 год ребенок употребляет уже 3-4 более-менее понятных слова, понимает простые инструкции, отдельные слова и соотносит их с предметами. с года характерно увеличение словарного запаса у детей.
В 1 год и 6 месяцев словарный запас повышается до 20 слов и малыш может показать одну часть тела. К 2 годам словарный запас повышается минимум до 50 слов, ребенок показывает 3 части тела и уже пользуется фразами из 2 слов.
Что умеет с 2 лет
В этом возрасте ребенок понимает двухэтапную инструкцию, например, «Подойди к шкафу, возьми книгу», «Подойди к кроватке, возьми игрушку» и так далее.
Словарный запас, обычно, у ребенка в этом возрасте, не менее 50 слов и он умеет показывать 5 частей тела.
Также он понимает значение действий в той или иной ситуации, например, «А что у тебя в руке?» «Это твоя тарелка?» и так далее.
Ребенок при этом всегда пытается ответить на вопрос.