Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
- «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
- «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
- «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
- «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
- «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
- «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
- «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
- «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
- «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?
Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.
Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.
Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:
- произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
- малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
- чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
- в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
- малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.
Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.
Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.
Звукопроизношение
По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.
Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.
Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.
В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:
- замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
- в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
- звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».
Словарный запас
Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».
Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.
При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.
Связность слов и предложений
Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.
Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.
Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.
Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).
Развитие речи: базовые правила общения с ребенком до трех лет
Начнем с ключевых правил, которые помогут найти ответы на главные родительские вопросы: «Как помочь ребенку заговорить?», «Как я должен говорить, чтобы он меня понял?», «О чем с ним говорить?» и т.п.
Мотивируем на общение
Ребенка нужно замотивировать на речевое развитие. Если просто выпрашивать: «Скажи папа», то ничего не выйдет, ему это не очень интересно – поскольку нет мотива. Делать это нужно в формате игры, важно, чтобы она была ему интересна.
Совместные игры — эффективный формат освоения новых знаний и навыков для детей
Например, папа прячется, а малыш вместе с мамой его ищут. При этом мама может громко призывать папу: «Папа, ты где?». Тогда ребенок охотнее скажет это слово. Ещё папа может кричать «ку-ку», в этом случае его можно будет искать на слух. Согласитесь, так гораздо интереснее, чем просто повторять слова.
Поощряем речевые проявления ребенка
Поощряйте своего малыша за любые речевые проявления. Пусть этот будет неполное слово, его частичка или даже звукоподражание. Если, увидев на картинке собаку, он произнесет «ка» или «ав», похвалите его, не поправляйте на первых порах.
Интересуемся сказанным
Проявляйте интерес к речи ребенка, даже если она еще не очень понятна. Попробуйте повторить то, что он сказал. Пусть это будет бессвязный набор звуков. А если не сможете повторить, улыбнитесь и спросите: «Правда?». Не забудьте изобразить удивление.
Исключаем из речи слова «скажи» и «повтори»
Постарайтесь не использовать эти два слова, в первую очередь, в ситуации, когда приходят гости. Ребенку физически сложно произнести что-либо, он чувствует неуверенность в себе. А вы просите сделать это на публике. Тогда малыш просто замыкается, а желание к речевым реакциям пропадает полностью. Эти слова следует заменить вопросами «Что это?», «Кто это?». При этом сначала можно ответить самим. Затем и выдержать паузу. Дайте время ребенку, чтобы он произнёс все сам.
Говорим четко, громко и в размеренном темпе
Таким образом вы создаете для малыша возможность для понимания вашей речи. Когда взрослый «тараторит», не выделяет интонационно значимые по смыслу слова, ребёнку сложно воспринять сказанное. Для него все это – просто фоновый шум. В ситуации, когда кто-то из родителей или близких говорит недостаточно громко, ребенку приходится напрягать слух и прислушиваться. Он может не расслышать все слово целиком, а, значит, вряд ли сможет правильно его воспроизвести и понять.
Говорим просто
Не стоит перегружать ребенка сложной лексикой. К примеру, такие слова, как «мотоциклист», «полицейский», «экскаватор», он вряд ли сможет выговорить, пусть даже в очень интересной игре.
Говорим правильно
Для ребёнка речь близких – это образец. Помните об этом, когда вам захочется в очередной раз «посюсюкать» с малышом. Не коверкайте свою речь.
Произносим слова с удовольствием
Будьте эмоциональны в беседе. Выделяйте слова, растягивайте их. Тогда малыш будет прислушиваться и проявлять любопытство к тому, что вы говорите.
Обсуждаем то, что окружает нас
Говорим о том, что мы видим прямо сейчас, в данный конкретный момент. Нет смысла вспоминать о собаке, которую вы видели вчера во дворе. Лучше поговорите о том, во что вы играете с малышом в данную минуту, обсудите, что он сейчас будет есть на обед и т.д.
Озвучиваем действия
Например: «Папа спит: тш-ш-ш!», «Киса пьёт молоко!», «Ваня ест кашу! Ам-ам! Как вкусно!». Если малыш показал на машину, скажите: «Машина! Машина едет: би-би!».
Но все же не переусердствуйте! Не нужно говорить без остановки. Тяжело воспринимать речь, если слышишь ее постоянно. Вспомните подругу, которая, не умолкая, болтает. А теперь представьте, что она находится с вами каждый день с утра до вечера. Через какое-то время вы точно перестанете ее воспринимать.
Соблюдая эти простые базовые правила, вы сможете побудить ребенка к общению, научите его слышать и воспринимать речь близких людей. Возможно, сначала будет сложно перестроиться, но со временем разговаривать с малышом «по правилам» войдёт в привычку.
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.
Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.
В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.
Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.
Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.
Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.
Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.
Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.
Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.
Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.
Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.
Артикуляционная гимнастика при заикании
Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.
Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Примеры упражнений:
- надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
- хлопать губами друг о друга (как рыбка);
- языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
- надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
- покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.
Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи
Работа по коррекции ЗРР строится поэтапно, по принципу «от простого к сложному». Так, занятия направленные на экспрессивную речь, начинаются с произнесения звуков, позже слогов, простых слов и только после того, как предыдущие этапы отработаны, переходят к фразам и предложениям.
Очень полезно при ЗРР сочетать такие занятия с физическими упражнениями. Это поможет развить моторику и быстрее усвоить материал.
Например: игра, направленная на изучение гласных звуков при ЗРР. В эту игру обычно дети включаются с удовольствием. Гласные звуки надо пропеть, сочетая с плавными движениями рук.
Техника выполнения занятия:
- «ааа» — руки широко разводятся в стороны;
- «ууу» — плавно свести прямые руки перед собой;
- «ооо» — широко в стороны и вверх, над головой свести кисти;
- «иии» — в стороны, вниз;
- «ыыы» — сесть на корточки, руки согнуты, прижаты к корпусу;
- «эээ» — движение рук в стороны, вниз.
Следующий шаг — изучение согласных «д», «б», «м», «п». После того, как гласные и эти четыре согласных звука усвоены, можно начинать изучать шипящие звуки и сонорные «р», «л».
При ЗРР работа над словарным запасом (активным и пассивным) должна происходить всегда: при занятии домашними делами, прогулке, выполнении гигиенических ежедневных процедур. При этом от родителей требуется терпение и спокойствие. Нельзя поторапливать малыша, использовать фразы: «Скажи», «Повтори». Такое давление способно свести на нет всю работу по преодолению ЗРР и еще больше усугубить ситуацию.
Логоритмика
Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас
Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет
Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:
«На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:
Наши ножки (тянется ладошками к ногам)
шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).
По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)
переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).
- Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», — он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
- Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки «раз-два-три», затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».
Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.
Книжный материал для занятий
Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:
- Высокое качество иллюстраций.
Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.
- Лаконичность текста.
В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, загадки) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.
Список книг для детей раннего возраста:
1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.
2. Стихи. Популярные авторы:
- А. Барто (сборник «Игрушки»);
- К. Чуковский («Сказки»);
- С. Маршак («Стихи и сказки»);
- живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
- необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
- С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.
3. Сказки российских авторов – В. Сутеев, «Сказки и картинки» (с собственными иллюстрациями автора).
4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).
5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
На букву Ш
Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:
1. «Кто шипит?»
Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.
2. «Поймай звук»
Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).
3. «Слоги путешествуют»
Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).
4. «Как зовут ребят»
Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.
4. «Сочиняем логопедические стишки»
Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.
Ша-ша-ша — убежала каша,
Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,
Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.
5. «Говори красиво и правильно»
Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.
Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития
Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.
Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи.
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:
- Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
- Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
- Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
- Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
- Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
- Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
- Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
- Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.
Игры на развитие слуха
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.
Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».
Причины, диагностика и клиника ЗПР в кодировке МКБ 10 у детей
Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д. Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.
Пальчиковая гимнастика
Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:
- Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
- Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
- Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
- Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.
Пальчиковая гимнастика развивает речь
Заучивание стихов, чтение и рассказывание
Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.
Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.
Обратите внимание! В 2021 году Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.
Занятия на формирование зрительного и звукового восприятия
Слух и зрение играют огромную роль в формировании представления о мире. Если по какой-то причине звуковое восприятие нарушено, ребенку сложно дифференцировать и распознавать звуки. И, как следствие, возникают сложности с речью.
Зрительное восприятие же не только формирует картину окружающего мира, но и закладывает основы для развития логики. Конкретные зрительные образы формируют понимание размера, цвета, формы, учат сравнивать их и объединять по схожести.
Это основы развития психики и речи. Неудивительно, что коррекционные домашние занятия при ЗРР должны начинаться именно с игр и упражнений на развитие этих двух направлений.
Игры и упражнения при ЗРР на формирование звукового восприятия:
Упражнение, игра Описание Угадай-ка Для игры необходима предварительная подготовка. Понадобятся карточки с изображением животных или птиц и звуки их голосов. Взрослый включает в произвольном порядке записи криков животных, малыш должен показать, кто именно так говорит Имитация Это может быть следующий по сложности вариант предыдущей игры или отдельное упражнение. Малыш должен имитировать звук, который издает указанное животное
Как говорит коровка? А как говорит кошка? Постепенно задание можно усложнить, попросив имитировать более сложные звуки: машинный гудок, скрип двери, стук каблуков На прогулке Гуляя по городу, парку, обязательно обращать внимание ребенка на внешние звуки. Не видя источник, малыш должен научиться распознавать их
В дальнейшем, когда речь начнет формироваться, можно обсудить услышанное, сравнить, на что звуки похожи, сымитировать их Домашний оркестр Очень веселая игра, которую любят все дети без исключения. Дошкольник и взрослый выбирают любые домашние предметы, с помощью которых можно издавать звуки. Это могут быть крышки, кастрюли, столовые ложки, банки с сыпучими продуктами. Задача — получить как можно больше самых разных звуков. Можно экспериментировать с ритмом, громкостью, темпом. Музыкальная ценность не имеет значения, гораздо важнее то, что малыш научится извлекать различные звуки и узнавать их. В дальнейшем задачу можно усложнить: с закрытыми глазами он на звук должен определить предмет, который прозвучал Скажи, что звучит Для игры понадобятся 6-10 непрозрачных баночек или коробочек и различные мелочи (скрепки, крупа, пуговицы, бусины). Из этих компонентов готовятся два одинаковых комплекта. Один у взрослого, второй у ребенка. Взрослый берет свою коробочку, трясет ее. Ребенок не открывая, по звуку должен найти у себя такую же коробочку. Постепенно количество коробочек должно увеличиваться
Упражнения для детей с задержкой речевого развития (ЗРР) на формирование зрительного восприятия:
Упражнение, игра | Описание |
Монохромная мозаика | Для проведения игры понадобится обычная мозаика. Взрослый загадывает цвет, ребенок должен собрать рисунок из деталей только этого цвета. На первых этапах лучше всего это делать совместно, но не выполнять задание вместо малыша. Это же упражнение поможет в развитии мелкой моторики рук |
Повтори | Материалы: счетные палочки, кубики конструктора. Взрослый из элементов конструктора выкладывает простые фигуры, ребенок должен повторить. Постепенно взрослый составляет фигуры все сложнее, из большего количества элементов (домик, снежинка, человечек) |
Найти пару | Понадобятся карточки различной тематики. Упражнение хорошо еще и тем, что значительно обогащает пассивный словарный запас. Взрослый предлагает ребенку несколько карточек, изображение на двух из них имеет какой-то общий признак. Сначала это должно быть что-то явное, позже — менее очевидное. Например, две птицы среди карточек с животными. Или два несъедобных предмета среди карточек с едой. |
Лабиринт | Упражнение учит быть внимательным к деталям, целенаправленно перемещать направление взгляда. Эта увлекательная игра не только учит внимательности, но и формирует глазомер. Лабиринты или цепочки взаимосвязанных предметов (провода от приборов и розетки, веревочки с предметами) можно найти в детских книжках или интернете, а можно нарисовать самостоятельно. Цель упражнения — выяснить конечную цель, найти выход из лабиринта |
Составь фигуру | Сложное упражнение, которое нельзя использовать в начале работы по коррекции ЗРР. Ребенку предлагается обведенный контур на листе картона, который он должен заполнить. Для заполнения могут использоваться блоки, различные кубики или просто разрезанный на неодинаковые кусочки картон |
Это только незначительная часть игр и упражнений, которые можно использовать для занятий дома.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.
Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).
Необходимое мероприятие для ребятишек. Помогает различать предметы между собой посредством зрения, осязания, вкуса, обоняния. Различать между собой: крупное ― мелкое, длинное ― короткое, тонкое ― толстое, узкое ― широкое, солёное ― сладкое. Кроме этого, изучение цветов. Самые основные: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Очень хорошо осваивать такие вещи на прогулке. Примерами могут служить деревья, палочки разной длинны, трава. Мелком можно рисовать на асфальте, обязательно дав попробовать это новшество наследнику. Ну а в квартирных условиях сенсорную методику применяют на основе специальных картинок. Можно вырезать картонные полоски с нужными характеристиками, рисовать. Просто рассматривать домашние предметы.
Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?
Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.
Поводов для беспокойства нет, если ребенок:
- активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
- занимается словотворчеством;
- составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
- пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
- может говорить о себе в третьем лице;
- с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
- выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с , , и ;
- переставляет местами буквы и слоги в словах;
- сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
- знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.
Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.
Тесты на определение патологий
Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.
- К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
- Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
- К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.
Формирование звуковой культуры речи у детей
В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:
- Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
- Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
- Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
- Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.
Следует регулярно проводить занятия с детьми
Причины отклонения
Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.
Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.
Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.
Среди патологических причин ЗРР выделяют:
- Неврологические нарушения.
- Соматические патологии.
Как проходят занятия со специалистом и кому он нужен
Логопед нужен практически каждому малышу в возрасте от 2 до 3 лет. Необходимость практиковать специальные занятия обусловлена тем, что в это время между детьми и взрослыми существует некий языковой барьер. Помощь в его преодолении могут взять на себя родители. Но все же, лучше поручить это дело профессионалу. К тому же занятия полезны в развитии восприятия окружающего мира у детей. Если было замечено, что их чадо отстает от сверстников в плане развития речи, оставлять на самотек этот дефект нельзя.
В правильно организованных и комфортных условиях логопед способен найти подход даже к самому трудному малышу. Задания всегда преподносятся в интересной форме. Некоторые современные специалисты даже включают в свою программу мультфильмы, но исключительно направленные на работу с дефектом речи.
Вне зависимости от того, какого типа задания выполняются с ребенком, каждое из них преследует три цели:
- Научить ребенка двух-трех лет повторять движения, выполненные взрослым;
- Научить ребенка трех лет правильно жестикулировать во время общения;
- Научить ребенка двух лет правильно воспроизводить услышанные звуки.
Каждый логопед посоветует родителям занятия, помогающие закреплять полученные знания в домашних условиях. Для этого повторяйте с малышом пройденный материал, просите его рассказать о том, какие были занятия, чему он научился
Очень важно в этот момент не перебивать ребенка и дать ему высказаться. Идеально, если для домашнего обучения вы найдете мультфильмы или передачи с логопедическим уклоном
Весь материал должен преподноситься деткам только в виде игры, так как это делает логопед. Только таким способом у детей не пропадет желание заниматься дальше.
Профессиональный логопед проводит занятия не более 20-30
Дома с детьми нужно работать осторожно, не следует их переутомлять
По истечении этого времени ребенок устает и его внимание рассеивается
Еще одна важная деталь, с которой справляется не каждый специалист – установление эмоционального контакта
Для детей важно, чтобы к ним проявляли неподдельный интерес, а любую фальшь они моментально вычисляют. Чтобы занятия дали максимальную эффективность взрослым нужно убеждать малышей в том, что им это тоже интересно
Полный арсенал занятий с детьми от 2 до 3 лет у логопеда включает: стишки, распевки, мультфильмы, уроки рисования, скороговорки, логические упражнения, задания на развитие памяти. Рассмотрим основные и эффективные из них, которые легко можно выполнить в домашних условиях.
Развитие общего подражания
Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.
Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.
Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.
Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.
Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).
Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.
Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).
Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.
Игры с общим подражанием
- Делаем зарядку. Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
- Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
- Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:
«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!
Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!
А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!
И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»
Сначала движения выполняются медленно, далее быстрее и без участия взрослого.
Домашние игры на развитие речи
Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.
Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:
- игры с пальчиками;
- артикуляционная гимнастика;
- звукоподражание и логоритмика;
- игры на расширение словарного запаса ребенка.
Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.
Игры с пальчиками на развитие речи
Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.
Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:
- «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
- «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
- «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
- «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
- «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».
Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.
Стихи для развития речи
Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.
Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:
- «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
- «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
- «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».
Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.
Речь ребенка в 2,5-3 года
От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:
- За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
- Предложения состоят из трех-четырех слов.
- Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
- В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
- Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
- Речь становится внятной, более понятной и целостной.
- В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
- Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
- Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
- Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
- В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
- На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
- На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».
Рекомендованные упражнения
Для конкретного ребенка комплекс может быть назначен индивидуальный, но среди базовых заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:
«Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так. При усложнении упражнения можно попросить чадо производить что-то вроде «ду-дууууу».
«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как летним днем дышит щенок – язык вялый, широкий и распластанный по нижней губе. А потом попросите показать, как это делает змейка – язык становится подвижным и «острым».
При дефектах определенных звуков добавляйте упражнения на улучшение произношения именно этих «проблемных» звуков:
«Зоопарк». Покажите карточку с тигром и спросите у малыша, как рычит тигр – «Р-р-р». Показывайте картинки тех животных, в наименовании которых есть сложный для малыша звук и просите озвучивать название и показывать, как «разговаривает» зверь: на выговаривание звука «Р» – тигренок, барсук, рыбка, жираф, на отрабатывание звука «Л» – лев, лайка, лиса, дельфин, лань, олень, лемур, на «Ш» и «Ж» – жук, шмель, жираф, жеребенок, шакал, на «С» – собака, сова, слон, лиса, суслик.
«Чистоговорки». Можно использовать различные стишки-чистоговорки. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, погуляю по двору, ру-ру-ра, ру-ру-ра вот уже домой пора! ». Аналогичные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не слишком хорошо получается произносить у ребенка.