Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь, игры и занятия


Физические изменения

К одиннадцатому месяцу жизни мышечная система малыша полностью окрепла. Он может вставать без поддержки и ходить. Со временем он отточит этот навык. Начинают появляться вторые резцы. Обычно у детей к этому возрасту вырастают четыре зуба. Не стоит переживать, если количество зубов меньше или их совсем нет. До года это нормальное явление.

Важны для правильного развития ребенка в 11 месяцев вес, рост и питание. В среднем малыши прибавляют за четыре недели около 400 г. Вырастают они примерно на 1,5 см. Не надо забывать, что темп у каждого свой и небольшие различия нестрашны.

Педиатры пользуются специальными таблицами, которые были составлены после изучения большого количества младенцев. Согласно показателям специалистов ВОЗ, нижняя норма веса мальчика — 7600 г, верхняя — 11700 г. Для девочек требования иные: минимальный вес — 6900 г, максимальный — 11200. Сильное превышение показателей чревато ожирением, которое явно неполезно в таком возрасте.

Наглядно данные можно увидеть в таблице ниже:

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг7,611,7
Вес девочек, кг6,911,2
Рост мальчиков, см69,979,2
Рост девочек, см67,777,8
Окружность головы мальчиков, см43,248,3
Окружность головы девочек, см41,947,3

Эксперты российской педиатрии придерживаются несколько иных норм:

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг8,611,2
Вес девочек, кг8,310,5
Рост мальчиков, см71,378,0
Рост девочек, см70,176,5

Рост тоже контролируется. У мальчиков нижняя граница — 69,9 см, а верхняя — 79,2 см. У девочек допустимы иные показатели. Минимальная граница — 67,7 см, максимальная — 77,8 см.

Физическое развитие

10-месячный ребенок может:

  • может уверенно сидеть, твердо стоять на ножках, держась за опору одной рукой;
  • ходить, опираясь на какой-либо предмет или стену (стул, машинку, бортик кроватки и др.);
  • подниматься на невысокую лесенку (в доме или на горке для катания) — 2—3 ступеньки, а вот спускаться обычно получается хуже;
  • садиться из стоячего и лежачего положения и вставать на ножки, придерживаясь за опору;
  • вероятнее всего у него уже имеется 4 зуба, но если их еще нет, то это не повод для беспокойства, это тоже норма;
  • манипулировать игрушками (открывать и закрывать коробочки, прятать в них игрушки, кидать их, сбрасывать со стола);
  • переворачивать плотные странички книжек;
  • есть ложкой, пить из кружечки;
  • захватывать предметы пальцами («пинцетный захват»);
  • понимать, что такое горшок и для чего он нужен.

Совет! Педиатры рекомендуют играть с горшочком (высаживать на него разных плюшевых зверушек), но до полутора лет не учить малыша использовать его по назначению, поскольку только к этому возрасту дети физиологически способны контролировать свои естественные процессы.

Каждый ребенок развивается в процессе игр, которые с каждым месяцем становятся все более осмысленными:

  • 10-месячный карапуз перекатывает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Таким образом, он начинает понимать, что мячик катится, кубик стоит. Если ранее он пирамидку рушил, то теперь может ее собирать и понимать, как это делается;
  • играет в «прятки», «ку-ку», когда малыш сам закрывает себе глаза ладонями или прячется за предметы и забавно хохочет, когда родители долго не могут его обнаружить и, наконец, находят;
  • в различные пальчиковые игры, а они, в свою очередь, прекрасно развивают мелкую моторику;
  • крайне интересуется предметами домашнего обихода (посудой, прежде всего, складывает в нее, «варит», стучит и др. манипуляции), пытается подражать маме в мытье полов и др. бытовых делах.

Календарь развития от 10 месяцев до года

Навыки и умения10 месяцев11 месяцев12 месяцев
ФизическиеМожет стоять некоторое время без опоры и поддержки, делает шаги, держась за поручниХорошо стоит без опоры около 5 секунд, балансируя; уверенно идет при поддержке взрослогоХодит самостоятельно, может приседать, поднимая что-то с пола, редко теряя при этом равновесие
РечевоеПовторяет за взрослыми слоги, лепечет на «своем языке», говорит некоторые слова отчетливоСпособен выполнять отдельные просьбы взрослого, связанные с привычным для него окружением (взять игрушку, положить тарелку и т.д.)Хорошо идет на контакт со взрослым, который просит его что-то сделать (показать, положить куда-то, принести и т.д.), активно изучает новые слова и пробует их произносить пока еще неотчетливо
МышлениеУлучшается восприятие мира через все каналы чувств, усложняется мыслительная деятельность, запоминаются понятия и сопровождающие их суждения (молоко вкусное, солнце желтое и т.д.)Начинает управлять своими действиями, думает, прежде чем произвести действие, мышление совершенствуетсяНачинает осознавать категории предметов, их виды (семья, еда, животные, книги и т.д.), может задерживать внимание на предмете произвольно

Психическое развитие

В эмоционально-волевой сфере происходят незначительные изменения. Грудничок перестает быть частью мамы и все больше продвигается в сторону отдельной личности. Малыш становится самостоятельным человеком со своими потребностями и желаниями. Ребенок пытается делать те же действия, что и взрослые. Например, он смотрит, как мама расчесывает волосы, и пытается повторить ее движения рукой.

Речь крохи наполнена лепетными словами. Обыватели называют это случайное сочетание слогов и звуков «птичьим языком», но на самом деле это уже осознанное обозначение окружающих предметов определенными звукокомплексами, например: би-би – это машинка, гав-гав – собачка; также с их помощью малыш пытается показывать свои желания и потребности.

Складывать пирамидку или башенку из кубиков — вот что уже умеет ребенок в 11 месяцев. Развитие его мышления зависит от того, с какими предметами и как он контактирует. Многие современные игрушки предназначены для стимулирования познавательной деятельности малыша: музыкальные фермы, сортёры, бизиборды.

Эмоциональная сфера тоже претерпевает определенные изменения. Ребенок осознанно реагирует на родителей. Если он испытывает злость, то он пытается укусить или ударить взрослых. При ощущении радости — смеется или хлопает в ладоши. В это время пора учить его разделять эмоции и действия. Например, можно испытывать гнев, но бить или кусать кого-то нельзя.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.

Различия у мальчиков и девочек

Физическое и психическое развитие мальчиков и девочек идет почти одинаково. Однако наблюдательные родители могут найти небольшие отличия в поведении детей.

Так, девочки больше любят монотонные, размеренные и неспешные игры, они спокойно сидят на одном месте долгое время. Мальчиков же труднее усадить, они активны и любят все шумное. Хорошо идут на контакт со сверстниками.

Пытаться ходить и говорить — вот что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Девочки обычно быстрее овладевают этими навыками. Мальчики часто запаздывают с их освоением. Представители сильного пола отличаются высокой любознательностью. Мамам только остается успевать доставать их из разных уголков квартиры.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Перечисленные навыки касаются как мальчиков, так и девочек. Ребёнок в 10 месяцев должен уметь использовать прикосновения, улыбки и жесты. Они являются его основными способами контакта как с другими малышами, так и со взрослыми.

Развитие основных навыков

Ребенок хорошо владеет своим телом. Помимо того, что он может уже ходить, ему легко доставать игрушки с пола. За ними он нагнется или присядет. Ему нравится музыка, он ритмично двигается под ее такт.

Основной навык ребенка в 11 месяцев — манипулятивная деятельность. Малыш легко берет игрушки в руки, открывает ладонь с учетом размера предмета. Способен взять двумя пальцами мелкие вещи.

Ребенку нравятся книги. Он внимательно изучает иллюстрации, показывает на героев пальцем. Способен на разные действия по просьбе. Например, помахать ладошкой, покачать куклу, сделать «ладушки». Может находить спрятанные в коробке или кровати игрушки.

Мелкая моторика совершенствуется. Малыш может расстегнуть молнию, обуться, снять носочки и многое другое. Он становится все более самостоятельным: начинает есть с помощью ложки, сам чистить зубы, умывается. Если ему нужен какой-то предмет, то он показывает на него пальцем, говорит «дай» и качает головой.

Умения и навыки в 10 месяцев

  • Малыш самостоятельно принимает сидячее положение и находится в нём довольно долго (более 10 минут). Может сидя играться, общаться и пытаться достаться высоко лежащие предметы.
  • Опираясь на стены или мебель, малыш ненадолго привстаёт на коленки или на даже ножки. Если придерживать малыша за ручку, то он попытается сделать несколько шагов. Может сделать несколько шагов, толкая перед собой стул или другу небольшую опору. Таким образом ребенок развивает свой опорно-двигательный аппарат и готовиться к будущей ходьбе.
  • Активно перемещается ползком. В девять месяцев малыш продолжает осваивать ползанье на четвереньках, но большинство это дается с трудом, поэтому чаще перемещаются ползком «по-пластунски». Связи с этим необходимо позаботиться об максимальной безопасности его окружения: перенести все опасные предметы его зоны доступа, удостовериться, что он ничего не сможет уронить, следить за чистотой поверхностей.
  • Развивает «пинцетный» хват. Ребенок учиться брать игрушки не только с помощью всей ладони, но и используя лишь большой и указательный пальцы. Умелое использование такого хвата является признаком хорошей развитости мелкой моторики ребенка и высоких темпов его умственного развития. Малыш будет постоянно трогать всё вокруг себя, пытаться свалить, сломать или порвать, поэтому необходимо проявлять осторожность. Также в это время малыш начнет использовать одну руку чаще чем другую. Не стоит пытаться его переучить, так как это может лишь навредить развитию ребенка.
  • В десять месяцев ребенок может научиться сползать с кроватей, диванов и другой не высокой мебели. Необходимо внимательно следить за его перемещениями, особенно на высоких поверхностях.
  • Одним из любых занятий ребенка становится подражание взрослым. Он может повторять движения матери на кухни или отца за работой. Изучая и запоминая движения взрослых, ребенок познает окружающий мир.
  • Малыш понимает предназначение «сложных» игрушек. Например, мячи, игрушечные машины и подобные игрушки он будет не бросать и бить, а катать по полу.

Примерный план питания

В 11 месяцев ребенок должен получать полноценный прикорм. Это делается вне зависимости от грудного или искусственного вскармливания. Организм малыша уже готов к новым продуктам и вкусам. Ему можно не делать пюре, достаточно отварить овощи и размять их вилкой. Постепенно идет приучение к откусыванию кусочков.

Кормление должно строиться по следующим правилам:

  • Приемов пищи — пять раз в сутки;
  • Между ними максимум 4,5 часов разницы;
  • Желательно кормить в одно и то же время.

В этом возрасте даются отварные овощи и фрукты (измельченные), мясо, творожки. Приоритетно приготовление на пару или тушение. Нежелательно добавление сахар, специй и крахмала. Обязательно включаются разные каши.

Родители должны внимательно наблюдать за реакцией малыша, так как он начинает формировать определенные вкусовые привычки. Какие-то продукты могут ему не нравиться, и это нормальное явление. Из меню ребенка исключают аллергены. К ним могут относиться следующие продукты: цитрусовые, мёд, шоколад, экзотические фрукты, орехи. Не стоит давать неразбавленное коровье молоко. Печенье выдается в ограниченном количестве.

Не пытайтесь высчитать идеальное количество порции. Ориентируйтесь на потребности ребенка. Если он не хочет доедать, то не стоит насильно в него впихивать продукты. Какие-то блюда он может воспринимать негативно, особенно если они новые. Не нужно усердствовать, повторить знакомство можно через какое-то время. Помните, что аппетит возрастает после прогулки или принятия водных процедур.

Психико-эмоциональное развитие в 10 месяцев

  1. Ребенок начинает полноценно осознавать речь. Он может повторять некоторые простые слова и звуки. Также у ребенка закрепляются крепкие ассоциации между произносимым словом и объектом: если взрослый назовет предмет, то ребенок на него покажет. Во время разговора может заметно изменять интонацию голоса.
  2. Появляется примитивное чувство юмора. Ребенок сможет понять самые простые шутки и посмеяться. Наличие чувства юмора является признаком развития интеллекта.
  3. Заметную роль в познавание окружающего мира для малыша играет подражание за действиями родителей.
  4. Ярко проявляет эмоции. Если пытаться ребенка рассмешить или похвалить его, то он будет искренне радоваться, если обидеть или наказать ребенка, то он разозлится.
  5. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
  6. Во время переодевания помогает родителям. Может самостоятельно натянуть или снять с головы шапочку
  7. В девять месяцев у ребенка всё ещё очень чувствительный слух. Не включайте при нем громкий бытовые приборы и не допускайте лишнего шума в его окружении. Но в то же время не стоит оставлять малыша спать в полной тишине, так как ребенок может привыкнуть ко сну в таких условиях и малейший шум в будущем будет его будить.
  8. Довольно долго ребенок может играть в одиночестве. Ему очень просто увлечь себя определенным занятие и долго не отвлекаться. Более того, если взрослые отвлечет его на некоторое время, то освободившись ребенок вернется к своему занятию.
  9. Ребенок постоянно экспериментирует с игрушками и чаще всего не использует их по прямому назначению. Может проверять их на прочность, складывать в одну куча или в другу, кидаться им и ковырять одну игрушку другой.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]