Ребенок не говорит в 3 года: основные причины
В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:
- физиологические;
- социальные и психологические причины.
Физиологические причины отсутствия речи у детей:
- Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
- Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
- Недоношенная беременность;
- Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
- Такая болезнь, как аутизм.
- Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.
Психологические и социальные причины:
- Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
- Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
- Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.
Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом
Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.
Признаки задержки развития речи
Это явление характеризуется такими чертами:
- качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
- несформированная экспрессивность устной речи;
- отсутствие связной речи к 3 годам;
- неполное проговаривание слов;
- невозможность выразить свое пожелание.
К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.
Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?
При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.
К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.
Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.
Нормы речевого развития
К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.
Как научить ребенка говорить звук [р] без логопеда дома
К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:
- отчетливость речи;
- улучшение произношения;
- способность называть все окружающие предметы;
- появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
- попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
- умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.
К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.
Как помочь ребенку освоить речь
Что делать, если ребенок не хочет разговаривать? Можно ли его разговорить? Конечно. Просто нужно ему помочь.
В первую очередь с ребенком нужно общаться. Важно помнить, что малыш начинает говорить, пытаясь повторить слова за взрослыми. При этом не следует принуждать его к повторению слов. Просьбы вроде «скажи МА-МА» ни к чему не приведут. Лучше, если ребенок станет участником диалога и будет отвечать на вопросы. Важно дать ему время подумать и, если он еще не готов ответить, подсказать. Возможно, он просто еще не знает, что сказать. Тогда ответ мамы будет для него эталоном. И ни в коем случае нельзя наказывать его за неправильное произношение.
Совершенно не важно, о чем будет разговор. Можно рассматривать картинки в обучающих книжках, игрушки или предметы, которые встречаются на прогулке. Можно проговаривать действия. Например, когда ребенок собирается на прогулку, можно проговорить, как он застегивает ботинки или куртку, какую одежду надевает. Если он садится обедать, можно назвать предметы, с которыми он имеет дело: тарелка, ложка. Главное, чтобы речь была четкой и правильной. При этом желательно говорить медленно. Со временем ребенок научится называть предметы самостоятельно.
Существуют упражнения, которые помогут разговорить ребенка. Например, можно читать вслух стишки и просить закончить их в рифму. Обязательно нужно просить его описывать все, что находится вокруг. Но не стоит переусердствовать. Малыш не должен чувствовать давления в голосе, иначе такие упражнения будут вызывать негативные эмоции. При выполнении любых упражнений нужно смотреть на состояние ребенка. Если он уже устал, то лучше прекратить занятие, иначе он начнет капризничать и потеряет всякое желание обучаться.
Очень важным фактором в становлении речи малыша является мелкая моторика рук. Дело в том, что развитие пальцев и рук косвенно воздействует на часть мозга, отвечающую за речевую активность. Развивать мелкую моторику следует с первых месяцев жизни. Делать это нужно ежедневно.
В первую очередь нужно сделать массаж рук. Начать следует с мизинца. Помассировав каждую фалангу и подушечки пальцев, нужно погладить и помассировать ладонь. Можно делать массаж и специальным массажным мячиком. Для этого его нужно катать между ладонями, давить или перекладывать из руки в руку.
Упражнения для развития мелкой моторики
Полезно выполнять упражнения на сжатие и расслабление кистей. Совсем маленькие дети цепляются за пальцы взрослых. Ребенку постарше можно дать лист бумаги и попросить его сжать как можно плотнее.
Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений полезно перебирать песок или крупу. Для того чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать в банке крупы какую-нибудь маленькую игрушку или попросить нанизать бусинки на нитку. Нужно помнить, что делать все упражнения необходимо вместе, быть очень аккуратными и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
Лепка из глины или пластилина, рисование пальчиковыми красками или оригами — все это будет полезно для развития малыша. Кроме того, необходимо постепенно вовлекать ребенка в процесс одевания. Пусть он сам застегивает пуговицы на рубашке и зашнуровывает ботинки.
Для развития моторики необходимо освоить пальчиковые игры. Это очень полезно, так как во время выполнения упражнений ребенок слышит слова, которые со временем сможет повторить. Сначала следует выполнять все движения руками малыша. Когда ребенок освоит действия, он будет выполнять их самостоятельно. Если ребенку сложно воспроизвести какое-то упражнение, нужно ему помочь зафиксировать все пальцы правильно.
Подходить к вопросу развития речи нужно комплексно. Систематическое выполнение упражнений и постоянное общение позволит разговорить малыша и подготовить его к дальнейшему обучению. Важно не переставать заниматься развитием ребенка. По уровню развития речи можно судить о психике ребенка, так как становление психики, мышления и говорения происходит одновременно.
Метки:Речь
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
- Как научить маленького ребёнка разговаривать?
- Гендерное воспитание детей дошкольников
- Особенности воспитания детей 6-7 лет
- Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет
Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать
Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:
- ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
- Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
- Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
- Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.
В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:
- обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
- консультации с врачом-логопедом и психологом;
- ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
- проведение большего количества времени в общении с ребенком;
- частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
- проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.
При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы — зачем, почему, как и т. д.
Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.
Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.
Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.
Медикаментозное лечение
В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.
Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.
Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:
- микротоковая рефлексотерапия;
- световая терапия;
- иглорефлексотерапия;
- массаж;
- занятия со специалистом в области нейропсихологии
- летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.
Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе
Коррекционный метод
Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.
Среди таких мероприятий выделяют:
- Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
- Установку звуков.
- Звукоподражание.
- Словоподражание.
- Логоритмика — комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.
Педагогические методы
Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.
К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.
Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:
- заниматься зарядкой пальцев рук;
- массировать пальцы ребенка;
- играть в игры, связанные с вкладышами;
- заниматься с песком и крупами, а также в воде;
- тестировать разные на ощупь вещества;
- устраивать пальцевой театр и театр теней;
- лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).
Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:
- инсценировки;
- театральные постановки;
- изучение фольклора;
- составление рассказов.
Советы
Чтение сказок способствует развитию речевого навыка у ребенка
Некоторые родители буквально мечтают о том, чтоб их карапуз хоть немного помолчал. Их начинает раздражать, что он постоянно что-то комментирует, вставляет свои «пять копеек», задает миллион вопросов. В то время, как другие родители волнуются о том, что их кроха молчит, хотя пора было бы уже заговорить.
- Относитесь к малышу, как к отдельной личности, такой же важной и значимой, как любой взрослый человек в вашей семье. Говорите с ним, советуйтесь, обсуждайте будничные дела. Спрашивайте, например, о том, что приготовить на ужин. И даже, если малыш вам ничего не отвечает, у него начинает вырабатываться привычка необходимости общения между людьми. В то же время карапуз начинает лучше понимать пассивную речь.
- Важно помнить, что нередко отсутствие желания говорить обусловлено гиперопекой родителей, проявляемой в том, что они все решают, сами отвечают за ребенка, тем самым не давая ему развиваться. Если это ваш случай, то самое время понять, что вы вредите малышу. Позвольте ему самостоятельно говорить, отвечать, принимать решения.
- Отправляясь на прогулку с малышом, идя в магазин или в поликлинику, проходя вдоль дороги, обсуждайте все, что встречается на вашем пути. Едет машина, укажите на это, также можете сказать, что она, например, большая или маленькая, красная или черная.
- Почаще задавайте малышу вопросы. Они могут быть абсолютно элементарными, можно начать с тех, ответ на которых «да» или «нет». Поначалу карапуз будет молчать, но со временем поймет, чего вы от него хотите.
- Отлично, если в семье есть старшие дети, которые уже говорят, или же в вашем кругу есть такие карапузы. Ведь ребенку важен пример для подражания. Почаще оставляйте своего малыша в кругу других детей, которые уже начали говорить, чтоб он перенимал этот навык.
- Делайте с ребенком артикуляционные упражнения, специальную разминку для щек и губ, языка. Можно продемонстрировать, как рычит тигр, улыбается лягушка или облизывается волк.
- Малышу с задержкой речи необходимо читать, как можно больше книг, чаще с ним беседовать. Читайте стихи и сказки, разглядывайте картинки, сопровождая их описанием того, что на них изображено. Пусть и карапуз участвует в этом процессе. Не стоит оставлять перед компьютером или телевизором.
- Недопустимо срываться на ребенка, оскорблять его за то, что он не может говорить, и уж тем более не стоит его сравнивать с соседским карапузом, который уже давно лепечет. Так вы только еще больше усугубите ситуацию, малыш и вовсе может замкнуться.
- Если проблемы с речью обусловлены патологическими факторами, то обязательно стоит обратиться за консультацией к педиатру, который уже перенаправит к более узкому специалисту, неврологу или психологу. Когда врач выяснит, почему малыш не говорит, сможет назначить специальное лечение. Для подтверждения точного диагноза специалист может направить на определенные лабораторные исследования.
Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»
В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».
В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.
Что такое речь, и как она возникла?
По мнению автора, речь — это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.
К сведению! Речь — неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.
Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.
Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?
Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.
Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.
Как нужно разговаривать с малышом?
Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.
Старше 2 лет
В возрасте от 2 лет ребенок уже может говорить предложениями из 3-4 слов, рассказывать небольшие истории и отвечать на вопросы по услышанному тексту. Он хорошо понимает речь, обращенную к нему, и может выполнять простые поручения.
Словарь трехлетнего ребенка насчитывает от 200-300 до 800 слов. Постоянное увеличение словаря позволяет строить фразы, излагать свои мысли. Малыш уже называет свое имя и возраст. Однако еще могут быть проблемы с изложением содержания услышанных сказок или событий, произошедших с ребенком. В таком возрасте дети еще плохо выговаривают сложные для артикуляции звуки и заменяют их на более простые, поэтому речь малопонятна окружающим. Кроме того, резкое увеличение количества слов в активном словаре нередко приводит к грамматическим ошибкам.
Именно в этом возрасте обычно начинаются вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», появляется желание постоянно общаться. При этом малыш может произносить часть слов правильно, а часть неправильно. Такое явление абсолютно нормально для раннего этапа становления речи.
В возрасте 5 лет активный словарь состоит из 1900-2200 слов, а к 7 годам достигает уже 3500 слов. Грамматический строй речи постоянно совершенствуется, усваиваются правила изменения слов и сочетания их в предложении.