Консультация для родителей «Как научить ребенка есть самостоятельно?»


В каком возрасте ребенок должен есть самостоятельно?

В каком возрасте ребенок научится есть ложкой самостоятельно, зависит от родителей.

Все дети разные: кто-то в полгода уже тянется к ложке и пытается удержать ее в еще не окрепшем кулачке, а кто-то и в 2 года ни в какую не хочет есть ложкой сам. Некоторые малыши лишь к 3-4 годам начинают кушать самостоятельно. Но! Не стоит пускать все на самотек и опускать руки при первых неудачах. Чем больше вы будете опекать малыша, тем позже он проявит свою самостоятельность и тем медленнее будет осваивать новое.

Примите как данность, что когда малыш только учится есть самостоятельно, испачканная одежда и разбросанная по всей кухне еда — это нормально. Выдохните — и постарайтесь не нервничать. Возможно, вам придется делать уборку и мыть «поросенка» после каждого обеда. Запаситесь терпением — и все получится!


razvitie-krohi.ru

Как правило, к 1, 5 годам ребенок уже может самостоятельно пользоваться ложкой. Но для этого уже с 7-8 месяцев нужно позволять ему рассматривать столовые приборы, играть с ними, пробовать что-то зачерпнуть и пр. Конечно, мама накормит быстрее, но вы же хотите радоваться успехам своего карапуза и проявлениям его самостоятельности как можно раньше, не так ли.

Как научить ребенка есть самостоятельно

Ребенку бывает сложно научиться пользоваться ложкой, да и от взрослых этот процесс требует внимания и терпения. Как научить малыша есть самостоятельно, какими должны быть кусочки пищи и нужна ли в полгода посуда? Полезные советы дает нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, в каком возрасте детей учат есть самостоятельно?

— Это очень важная тема и для родителей, и для врачей. Дети начинают самостоятельно питаться в разном возрасте. Но приучать их держать в руках приборы и пользоваться тарелочками можно с самого начала прикорма.

Педиатры рекомендуют пробовать предлагать ребенку есть самостоятельно с 6-7 месяцев. К этому моменту ребенок должен:

  • уверенно брать и удерживать в руке ложку;
  • сидеть без поддержки;
  • в течение трех-четырех недель есть прикорм.

Малыш должен понимать, зачем нужно садиться за стол и для чего ему дают столовые приборы — тогда ему будет проще научиться самостоятельности.

Ребенок и без родителей может освоить навык самостоятельного приема пищи, но все-таки ему стоит помогать. Личный или коллективный пример работает наилучшим образом. В противовес этому можно вспомнить истории детей-«маугли», которых никто не обучает социальным навыкам, что дает соответствующий печальный результат.

— Что делать, если родители упустили момент начала обучения? Как научить ребенка есть ложкой?

— Запастись терпением. По отзывам мам маленьких детей, в этом очень помогает максимальная социализация — например, пребывание в детском саду. В группе малыши повторяют действия друг за другом и втягиваются в процесс. Если ребенок не может ходить в детсад, то важно посещать больше общественных мест, чтобы он видел, как питаются другие дети.

Можно учить играючи и под мультики, но главное — не заиграться

  • Игры с едой используют как дидактический материал: родители рассказывают про форму, размер, текстуру продукта.Важное условие: играть не во время еды.
  • Мультики должны нести смысловую нагрузку: их надо подбирать по теме питания.Телевизоры, планшеты и телефоны используются точечно для отвлечения малыша, а не ежедневно.

— В каком возрасте можно давать ребенку еду кусочками?

— Текстура продукта имеет большое значение во время знакомства ребенка с твердой пищей и первых шагов к тому, чтобы кушать самостоятельно. Жевать и глотать он учится постепенно, переходя от полужидких продуктов к плотным и твердым.

  • В 3-4 месяца некоторые выбирают педагогический прикорм с целью не накормить, а дать попробовать вкус продукта. И здесь кусочки будут размером со спичечную головку.
  • В 4-6 месяцев вводят первый настоящий прикорм — это гомогенные каши или пюре.
  • В 6-7 месяцев дают мягкие кусочки размером с ноготок мизинца, чтобы ребенок не подавился.

Врачи отмечают, что твердая взрослая пища помогает правильно формироваться всем структурам детского организма. Особенно она важна в развитии головного мозга, зубов и прикуса.

— Нужна ли термическая обработка овощей и фруктов или можно давать их ребенку в сыром виде?

— Лучше термически обрабатывать плоды, но нужно учитывать вид овощей и фруктов, а также то, даете вы продукт из магазина или выращенный на собственном участке. В любом случае маме желательно быть внимательной к малышу и в идеале вести дневник питания, отслеживая поведение ребенка, реакцию его организма, изменения стула и так далее.

— Как способность ребенка есть без помощи мамы связана с его развитием и здоровьем?

— Примерно к семи месяцам формируется ладонный тип захвата: ребенок может брать и удерживать руками мелкие предметы. С этого момента ему можно предлагать попробовать фруктовые дольки или печенье. Но раньше этого возраста давать их нежелательно.

К активному самостоятельному питанию приучают с 6 до 10-12 месяцев. Если упустить время, то дальше ввести в рацион твердую пищу будет проблематично.

К чему приводит отсутствие умения жевать:

  • ребенок начнет давиться едой, выплевывать пищевой комок, отказываться жевать и глотать предлагаемый продукт;
  • могут выработаться склонность к жидкообразному питанию, излишняя разборчивость в еде;
  • нарушаются пищеварение, становление навыков речи.

— Как не подавиться? Есть ли какие-то правила кормления?

— Маленький ребенок чаще давится едой и мелкими предметами от игрушек. Даже дети у груди могут поперхнуться молоком в случае индивидуальных особенностей организма малыша и матери. Чтобы избежать неприятных ситуаций при срыгивании, после кормления младенца нужно держать на руках вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Основная ошибка родителей — они торопятся. Рано начинают приучать ребенка есть самостоятельно или дают ему большую порцию, большие кусочки еды. Неподготовленный малыш просто не поймет, что делать с ложкой, тарелочкой, едой. Научить держать ложку или брать еду руками, подносить пищу ко рту и полноценно ее пережевывать можно только постепенно и не спеша.

— Если ребенок все-таки подавился, как ему помочь?

— К таким моментам важно подготовиться и заранее посмотреть обучающие видео.

Первая помощь подавившемуся младенцу

Не удается все откашлять
  • Руки ребенка поднимают вверх, чтобы шире открыть дыхательные пути, — тогда дыхание может нормализоваться само.
  • В сложных случаях можно выложить ребенка животом на предплечье, с небольшим наклоном, чтобы спина оказалась выше головы. Несильно похлопать по межлопаточной зоне.
Сильный кашель, но при этом дыхание нормальное
  • Еда остановилась в гортани. Вызовите рвотный рефлекс, чтобы пища покинула орган.
Состояние ухудшается — срочно обращайтесь к медикам по номеру «112»
  • Иногда до приезда скорой родителям приходится самим делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца малышу.

— Помогая подавившемуся ребенку, родителям нужно помнить, что любой кашель всегда эффективнее физических манипуляций с телом. И если ребенок пытается откашляться, не нужно вмешиваться, организм справится сам.

Если ребенок подавился чем-то твердым, не пытайтесь зажать и вытащить инородное тело пальцами или пинцетом. Оно может проскочить еще глубже и поцарапать нежную слизистую рта и органов дыхания малыша.

Критические ситуации, при которых нужно незамедлительно оказать помощь:

  • ребенок не может самостоятельно дышать;
  • у малыша широко раскрыты глаза;
  • ребенок испуган, обхватывает горло руками;
  • слышны хрипы;
  • повышено слюноотделение, рот широко открывается;
  • малыш краснеет, затем начинает синеть, теряет сознание.

— Нужно ли покупать ребенку личную посуду и другие аксессуары для еды?

— Приступать к еде из посуды лучше с шести-семи месяцев. Если молочные зубы начинают резаться рано, то с четырех-пяти месяцев можно пользоваться ниблером.

Личная детская посуда независимо от формы и размера, персональное и постоянное место за столом, определенное время кормления — все это приучает ребенка к самостоятельному питанию.

Начинают знакомить малыша с тарелками и ложками также с четырех-пяти месяцев. Первым делом мама может поиграть с ребенком и понарошку приготовить кашу в кастрюльке, положить ее на тарелочку и выдать ложечку.

Посуда для кормления малыша должна быть легкой и безопасной. Цвет и форма подбираются индивидуально. А вот рисунки на тарелке могут стать заменой мультикам, если их рассматривать или придумывать истории. Например, «Съешь кашу или суп и увидишь, что спрятано на дне тарелки» или «Давай спасать героя». Главное — не заиграться в этот момент, чтобы ребенок поел.

— Если ребенок не хочет есть с ложки, какие принципы обучения помогут родителям?

— Если ребенок отказывается от столовых приборов, пробуют другие варианты либо подбирают другую консистенцию пищи. Расскажу случай из личного опыта.

Младшей дочке 3,5 года, и она любит залезать в тарелку руками, особенно в суп, хотя с ложками дружит, вилками и ножом тоже пользоваться умеет. Возможно, она таким способом решает какие-то тактильные задачи, и мы ее за это не наказываем, но стараемся, например, не заказывать супы в кафе. Важно помнить, что на личном примере проще научить ребенка есть ложкой, и существуют психологические моменты, за которые не поругаешь и которые в то же время нельзя назвать отклонениями.

— То есть у малыша может быть своя веская причина отказа от посуды.

— Нередко ребенок отказывается от еды, если он в ней не заинтересован, ему не нравится цвет посуды или форма ложки или же то, что мама настойчиво сует ложку в рот, поторапливает его. Ассоциации с едой должны быть положительными. Очень важно питание ребенка с семьей, поэтому желательно как можно чаще всем вместе собираться за столом: так малыш получит образец для подражания. Социализация сделает свое дело, и ребенок привыкнет, что все едят ложками и вилками, каши и супы подают в глубоких тарелках, а овощи, крупы и макароны — на плоских.

Еще одна интересная задача — как научить ребенка пить из чашки. Родители идут на хитрость и дают малышу питье из чашек с носиком, поильников с силиконовыми трубочками. Но все это помогает временно. Когда ребенок уже умеет что-то держать в руках и координировать свои движения, нужно чаще давать ему обычную кухонную кружку или чашку, которую он может удержать, в том числе с жидкостью определенного объема. Например, если ребенок быстро привык к кружечке, заполненной наполовину, не наливайте ее до краев. Всегда нужно учитывать два момента — детский интерес к посуде и желание взрослых помогать в формировании нового навыка.

Самый оптимальный возраст для обучения ребенка есть самостоятельно — с шести до двенадцати месяцев. Мамы и папы должны быть на подхвате и помогать, чтобы малыш понимал, чем он занимается. Еда должна стать возможностью утолить голод, частью режима дня, увлекательным и безопасным процессом — это максимально приятно для ребенка и полезно для формирования навыка самостоятельного питания.

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

Шалунова Анастасия Ивановна

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Эта статья была полезной для вас? Поделитесь ею в социальных сетях!

Как выбрать детскую ложку

Нужна ли малышу собственная посуда? Однозначно — нужна! Ни в коем случае взрослые не должны есть из детской ложки, облизывать ее и пр.


irecommend.ru

Ложка понадобится крохе с рождения, поэтому отнеситесь серьезно к ее выбору. Обратите внимание на проверенных производителей и качественный пищевой пластик.

Давать водичку или лекарство лучше из ложечки, чтобы не было «путаницы сосков». Дальше малыш захочет ложку погрызть, изучить. Все время следите за ее чистотой. При появлении дефектов, трещин, сколов — меняйте, т.к. малыш может пораниться.


agushkin.ru

  • Металлическая (бабушка обязательно найдет ту, «из которой еще тебя кормили») и даже серебряная ложка (подарок крестной, как же без нее) не лучший вариант для младенца. Оставьте такие ложки для детей постарше.
  • Силиконовые ложечки соразмерны детскому ротику и не травмируют слизистую и первые зубки.
  • Удобны детские столовые приборы с изогнутой ручкой.

  • Хороши ложки с прорезиненной ручкой, они не выскальзывают из неумелой ладошки.

Советы для мам: как научить ребенка самостоятельно кушать

Лучший способ научить — это не мешать!

  • Используйте специальный стульчик для кормления. Придвигайте его к столу: и ребенок чувствует себе на равне со всеми, и вам удобно.


tvoymalysh.com.ua

  • Застелите стол и пол под ним, наденьте малышу слюнявчик, приготовьте салфетки, если что-то понадобиться вытереть.

Можно смастерить из старой папиной рубашки «спецодежду»: удобно надевать задом-наперед и застегивать на спине. Еще один лайфхак — наволочка с прорезанные для головы и рук отверстиями.

Если в квартире тепло, можно оставить на ребенке минимум одежды — меньше придется стирать.

  • Проверяйте температуру пищи, чтобы ребенок не обжегся и не испугался.
  • Все должно быть красиво! Используйте яркую посуду с картинками, интересное оформление детских блюд.
  • Приготовьте две ложки (лучше одинаковые): одну для ребенка, вторую для себя.

Пусть ребенок начинает кушать сам, а когда устанет, помогите ему, не забирая ложку из его рук. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку.

Бывают ситуации, когда вы торопитесь или вам кажется, что самостоятельно ребенок поест плохо или мало. Не стоит отбирать у него ложку, чтобы как следует быстро накормить. Спешка в этом деле не приветствуется.

  • Старайтесь резать еду небольшими кусочками.

Ребенок сможет сам брать пищу. Не ругайте, если он начнет кушать руками.

  • Готовьте блюда, которые хорошо прилипают к ложке: кисели, пюре, каши, творог и др.
  • Используйте небьющуюся посуду.
  • Купите детскую тарелку с присосками или прорезиненным дном, тогда малыш не будет ее возить по столу и переворачивать.
  • Во время игр с ребенком используйте тему еды. Например, «Званый ужин у игрушек«, игры в песочнице с лопаткой и пр.

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

  • Не кормите ребенка насильно! Иначе он возненавидит еду как процесс, и вам будет сложно приучить его есть самостоятельно в дальнейшем.
  • На несколько дней отложите обучение, если малыш приболел или просто не в настроении, пусть отдохнет.
  • Не совмещайте кормление с играми, чтением, просмотром мультфильмов. Иначе малыш привыкнет, а это вредно для пищеварения, т.к. слюна выделяется в меньшем количестве, а значит, еда плохо переваривается.
  • Во время кормления ребенка попросите других членов семьи тоже присутствовать за столом и активно кушать ложками.

Когда малыш увидит, что братик сам ест ложкой, ему, возможно, тоже захочется попробовать.

  • Пригласите в гости других деток, которые уже умеют есть самостоятельно. Устройте совместный обед.
  • Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом, сосредоточьтесь на главном — обучении ребенка есть ложкой самостоятельно.
  • Не торопите ребенка.
  • Если начали учить ребенка кушать самостоятельно, не отступайте. И других членов семьи предупредите, что отныне малыш ест сам, помогать ему не нужно. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!
  • Если в какой-то момент малыш отказывается брать ложку, не настаивайте, не принуждайте.
  • Не накладывайте большие порции. Лучше пусть малыш попросит добавки, когда съест все сам.

Kuznetsova-мама

Kuznetsova-мама! Не обращайте внимания на обвинения тех, кто не был в такой же конкретно ситуации как у Вас. И многие советы (конечно же из лучших побуждений) здесь даны без учета одного самого главного момента — повышенного рвотного рефлекса у вашего ребенка. И это основная причина того, что он не хочет есть сам ложкой — не упущение или бездействие мамы, не лень или неумение ребенка, а его боязнь еды из-за страха подавиться и вырвать. Есть такие дети, и мамы в этом нисколько не виноваты, а врачи от безграмотности списывают на что угодно.

У нас с ребенком такая же конкретно ситуация, как у Вас и за плечами огромное количество серьезных обследований, врачей, изученной на эту тему информации и опыта своего и чужого и садика. Ребенок полностью здоров и хорошо развит умственно и физически, НО! У ребенка реактивная рвота неврогенного характера как реакция на страх (от любого испуга, боязни комочков в еде, незнакомого вкуса новой еды).Как выяснилось — это связано с повреждениями отдельных ответственных участков мозга из-за асфиксии при родах (обвитие пуповиной, долгие потуги, выдавливание ребенка) или как последствия прививок, или инфекций и веществ токсического действия при беременности. У таких детей проблемы с кормлением почти от рождения (вялый сосательный рефлекс, отказ от сосок-бутылок и т.п.).

Голодом решать эту проблему нельзя ни в коем случае, потому что такие дети «не испытывают голода». Это чревато ацетономическим синдромом у ребенка, который придется устранять в реанимации. При голодании у ребенка в крови повышается ацетон, который ведет не к повышению, а к еще бОльшему отсутствию аппетита и к еще большему росту ацетона а затем возможно и к коме от обезвоживания из-за непрерывной рвоты.

В Вашей ситуации вряд ли получится решить проблему быстро и радикально. Зачастую и по опыту своему скажу, что пока ребенок не «перерастет» это, ничего не подействует. Ведь еще все дети очень индивидуальны и в садиках тоже и условия разные и от персонала многое зависит. У нас в садике за год почти никакого прогресса не произошло (ребенку 4 года уже) — есть там не хочет (еда вкусная). Но в целом все таки медленный прогресс у нас есть с возрастом — хоть ложкой умеет есть с 2-х лет, но боязнь кусков, комочков в еде и нежелание есть сам или что-то твердое только недавно начало проходить.

Вы только можете помочь ребенку и попытаться ускорить процесс своей мягкой настойчивостью, вниманием и терпением чтобы маленькими шажками постепенно двигаться к цели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]