Одним из важнейших периодов жизни ребенка, способного оказать огромное влияние на его дальнейшее развитие, является период от первого до второго года. В это время он очень интенсивно растет и изо дня в день приобретает новые навыки и опыт взаимодействия с окружающими его людьми. Но, если физиологическое развитие ребенка от года изучено достаточно хорошо, то проблема воспитания в этот период стоит достаточно остро.
Воспитание после года происходит одновременно с развивающими занятие
Базовые потребности ребенка на первом году жизни
Психология развития выделяет две базовые группы потребностей детей этого возраста:
- Физиологические потребности. К физиологическим потребностям годовалого ребенка относятся потребность в пище, воде, сне, тепле, полноценном отдыхе.
- Психологические потребности. Потребности к безопасности, эмоционально-близком общении с родителями, потребность в познании окружающего мира
Несмотря на то, что формально эти группы потребностей существенно отличаются друг от друга, провести между ними четкие ограничения, достаточно сложно. Главная причина – это тесная взаимосвязь между ними, формирующаяся с самого рождения и сохраняющаяся в течение всей жизни.
Контакт с матерью – главное для ребенка после года
К примеру, кормление ребенка может удовлетворить не только физиологическую потребность (устранение чувство голода), но и психологическую (близкий контакт, взаимодействие с матерью).
Возрастной кризис у детей 1 года: причины
Обретя самостоятельность и возможность исследовать окружающий мир, малыши вдруг обнаруживают, что их стремления и порывы натыкаются на барьер родительских запретов. Малышу чего-то хочется, и он пока еще не в состоянии понять, что не всё, что он хочет, ему будет позволено. Мама или запретит ему или откажет.Вдобавок к этому, как же эти взрослые непонятливы иногда! Вроде бы и демонстрируют свою готовность помочь, а делают совершенно не то или дают совсем не то, что просишь! А объяснить, чтобы до них, наконец, дошло, — ну, не получается! И как прикажете такое терпеть? Надо закатить истерику.Ваш малыш – новичок в этом мире. И взирать на него и его поступки вам следует не с раздражением и нетерпением, а с терпеливой мудростью, любовью и желанием помочь.
Что говорят психологи о воспитании ребенка до одного года?
Одно из самых распространенных заблуждений, с которым связана психология воспитания и развития ребенка от 1 года, связано с тем, что в будущем ребенок все равно не будет помнить то, что происходило с ним в это время. А значит вовсе не обязательно уделять воспитанию должное время и внимание.
Безусловно – вряд ли кто-нибудь из нас сможет вспомнить те события, которые происходили с нами в раннем детстве, в частности – до двух лет. Тем не менее, период от года до двух лет – это тот самый период, когда начинают закладываться первые психические процессы. Ребенок получает первый в своей жизни опыт и первые воспоминания о достаточно активном (а не пассивном, как до первого года) взаимодействии с окружающим его миром.
Ребенок в полтора года изучает мир
Воспитанием ребенка необходимо заниматься с самого рождения – это утверждение не вызывает сомнений ни у одного современного психолога.
Действительно, чем раньше родитель начнет вкладывать в него свое внимание и проявлять к нему заботу, тем быстрее дадут знать о себе первые результаты. Упущения, допущенные даже на ранних этапах, могут вылиться в пробелы в воспитании, заполнить которые будет очень непросто еще много лет.
Но всегда ли легко понять, что именно пытается донести он до своих родителей? Чаще всего, даже самые простые эмоциональные реакции вызывают самую неоднозначную реакцию его родственников.
Малыша начинает интересовать общение со сверстниками
На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?
- Формирование доверия к миру и окружающим людям.
- Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
- Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
- Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
- Обучение навыкам самообслуживания.
- Формирование познавательного интереса.
- Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Плач у ребенка от одного года
В возрасте от одного года до двух лет психология ребенка еще такова, что он еще не располагает средствами взаимодействия с родителями и единственным способом привлечь к себе внимание у него остается плач. Как правило, он может обозначать и жалобу на физическое состояние (когда у него болит живот, беспокоит неудобное положение в кровати и т.д.), и потребность во внимании, и фрустрация какой-либо потребности (голод, жажда и т.д.).
После первого года возможности ребенка взаимодействия с родителями несколько расширяются. Но, тем не менее, он предпочитает общаться с ними при помощи простых проявлений эмоций.
Плач у ребенка – способ заявить о себе
Как реагировать на детский плач? Чаще всего родителям в таких ситуация характерны две нездоровые крайности: одни бегут успокаивать своих детей сразу же, позабыв обо всех домашних делах. Другие предпочитают игнорировать его эмоциональные проявления, считая, что таким образом он просто пытается привлечь к себе внимание, а излишняя опека может испортить ребенка, разбаловав его.
Как правило, первой точки зрения придерживаются сторонники детоцентристского подхода. Они считают абсолютно нормальным и естественным близкий контакт ребенка одного года и предпочитают не ограничивать ребенка в совместном времяпрепровождении. Второй, более традиционный подход, более строг. Его сторонники видят необходимость с самого раннего возраста отучать его требовать свое плачем и криком, переходя к более зрелым способам общения.
Эмоциональная сторона вопроса
Эмоциональная палитра малышей в возрасте 1-2 лет все еще весьма ограничена. В частности, как усталость, так и недовольство, наряду с прочими негативными эмоциями, пока проявляются в капризах и плаче. Зато если ребенку происходящее нравится, то он начинает заливисто смеяться. При этом не исключены ситуации, когда эмоции у ребенка сменяются настолько быстро, что начинают попросту накладываться друг на друга. Это также нередко оборачивается криками и шумом. Поэтому от родителей требуется своевременно утешать, успокаивать и отвлекать ребенка, чтобы помочь ему в преодолении той самой бури чувств. Так постепенно он научится управлять своими эмоциями и контролировать их.
Хотя не лишен возраст в 1,5 года и проявлений капризов – нередко малыши начинают не просто кричать, но и топать ногами, выражая свое недовольство и отстаивая свою позицию. На них тоже нужно реагировать правильно.
Как найти золотую середину воспитания? Советы родителям
- Прежде всего, необходимо определить, почему плачет ребенок. Несмотря на то, что в таком возрасте дети действительно капризны, за их плаче порой могут скрываться достаточно серьезные причины – например, чувство голода, жажды, или заболевание.
- Несмотря на устоявшееся убеждение многих в том, что «плач полезен, так как он разрабатывает легкие и стимулирует дыхание ребенка», это, в любом случае – сигнал о том, что ребенок испытывает дискомфорт. А значит, так или иначе нуждается в родительской помощи. Кроме того, крик истощает человека физически, отнимая у него немало физических ресурсов.
- Многие родители бояться сразу реагировать на плач ребенка, боясь избаловать его. На самом деле, избаловать его до двух лет, как мы указали, практически невозможно – это явление начинает давать знать о себе ближе к трем годам. Кроме того, как мы уже указывали – для детей такого возраста крик – это хоть уже и не единственный, но главный доступный им способ сообщить родителю о том, что его тревожит. Конечно же, по мере взросления ребенку нужно объяснять, что существую и другие способы выражения своего недовольства, обиды, дискомфорта и т.д. Но прежде нужно научиться реагировать на его проявления эмоций в простейшем виде.
- Психология предупреждает: игнорирование детского плача зачастую приводит к развитию у него различных расстройств – от нарушения сна до неврозов. Именно поэтому важно очень мягко успокоить его, а затем принимать необходимые ему меры.
Мама реагирует
Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: “Не пойду из лужи!” — вы говорите: “Ты пойдешь из лужи!”, и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.
Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.
Вы должны научиться не терять масштаба
По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование
И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.
А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов “разрулить” режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.
Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.
Воспитание самостоятельности ребенка до года
Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?
Приучение малыша к самостоятельности
Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.
И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.
В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру
И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?
- Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
- Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
- Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
- Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.
Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше
Приучение к горшку
Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.
Чего нельзя делать при приучении к горшку:
- Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
- Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
- Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
- Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
- Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
- Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.
Какие навыки должны развиться у ребенка к первому году?
Психология развития утверждает, что воспитание ребенка в период год и до двух лет – два должно обеспечить ему развитие следующих навыков:
- Самостоятельное передвижение по квартире.
- Выделение в окружающем его пространстве предметов, представляющих для него больший интерес, людей, более приятных ему в общении.
- Развитие автономности и независимости от родителей.
- Первые проявления любознательности и интереса к окружающему миру.
- Приобретение опыта первых видов самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность – лучший способ воспитания
К двум годам ребенок становится еще активнее и любознательнее. У него развиваются познавательные процессы и начинают давать знать о себе первые зачатки характера. Очень важно, чтобы в это время от чувствовал полноценную поддержку со стороны родителей и других, значимых для него людей.
Подписывайся
Detki.guru в Telegram
Оставить комментарий
Характеристика возрастного периода
Когда ребенку исполняется год и месяц, родители замечают значительные изменения в его умениях и поведении:
- проявляет самостоятельность;
- произносит первые слова;
- ходит, бегает;
- с интересом изучает окружающие предметы.
Деятельность малыша направлена на познание предметных функций, задач. Он копирует действия родителей, имитируя их манеру поведения. Необходимо озвучивать те манипуляции, которые проделывает взрослый. Важно совместное времяпровождение: складывать кубики, рассматривать картинки в книгах.
Кстати! За первые три года жизни кроха проходит половину пути психического развития.
Воспитание детей от года требует осмысления, понимания детских поступков. Малыш начинает осознавать, как взаимодействовать с предметами, сравнивая свои начинания с таковыми у родителей.
Период характеризуется началом формирования личностных качеств: самоуважения, самооценки, самосознания. Детская речь стремительно развивается, пополняется словарный запас.
Хорошим способом контроля умений ребёнка будет создание календаря развития, где фиксируются приобретенные навыки малыша.
Выделяют ряд критических моментов, являющихся ориентирами для взрослых. Если ребенок в
- 1 год и 4 месяца не понимает предназначения бытовых предметов;
- 1 год и 2 месяца не подражает действиям окружающих;
- 1 и 6 месяцев малыш не умеет ходить;
- 1 год и 5 месяцев произносит менее 15 лексических единиц;
- 2 годика не научился составлять предложения.
Физические и интеллектуальные особенности каждого малыша индивидуальны, поэтому темпы развития отличаются.
Развитие детей первого года жизни.
Особенности развития ребенка от рождения до года.
Статья написана на основе специальной литературы (ссылки в конце приводятся), по результатам психологических и нейропсихологических исследований детей первого года жизни. Про питание и уход за ребенком первого года жизни информации много, но часто родители не знают, или пользуются недостоверными сведениями о психическом развитии ребенка первого года жизни.
Развитие младенца происходит очень интенсивно
и взрослым необходимо знать основные закономерности.
Психическое развитие ребенка в течение 1-го года жизни во многом определяет его дальнейшее развитие.Для нормального развития младенца
необходимо, чтобы он получал достаточное количество сигналов каждого анализатора – свет для зрительного, звук для слухового, прикосновения и поглаживания для тактильного. Недостаточность этих сигналов, особенно поглаживаний и голоса матери, в первые дни и недели жизни могут привести к нарушениям в психическом и эмоциональном развитии ребенка, что проявится в более старшем возрасте.
Начнем с периода внутриутробного (пренатальный период) развития ребенка.
Уже двухмесячный эмбрион способен реагировать на прикосновения. К концу третьего месяца беременности появляется мышечная активность, эмбрион пытается принять наиболее оптимальную позу. К концу четвертого — эмбрион уже совершает активные движения. С 24-й недели ребенок(плод) слышит звуки, доносящиеся из вне. Но основной для него звук – это биение сердца матери. Если ритм сердца матери не меняется, то ребенок ощущает безопасность. Поэтому колебания настроения, волнение, переживания беременной матери могут плохо влиять на плод. Но кратковременные стрессовые ситуации наносят очень незначительный вред или даже совсем никакого. А длительный и жесткий эмоциональный стресс влияет плохо. Ребенок в пренатальный период слышит громкие внешние звуки, приходящие к нему через через брюшную стенку матери. Но голос матери он слышит изнутри, т.к. тот приходит к нему через диафрагму. Поэтому именно голос матери наиболее предпочитается новорожденными детьми и в последующие месяцы.
Слух
Ребенок рождается уже со слухом. Но новорожденный менее чувствителен к тихим звукам, чем взрослые. Как было отмечено выше, дети воспринимают звуки еще в пренатальный период. Но восприятие их в утробе матери отличается от восприятия после рождения. Американский психолог Энтони Де Каспер обнаружил, что младенцы предпочитают голос матери голосам других людей, в т.ч. и голосу отца. Де Каспер выдвинул гипотезу, что младенец лучше воспринимает знакомый еще с внутриутробного периода голос. Эта гипотезу проверили исследованиями. Матери, начиная с 7-го месяца беременности, читали короткий стишок, написанный определенным размером. Они читали его каждый день по десять минут. Потом новорожденным давали слушать то же стихотворение, а также другие, у которых был иной стихотворный размер. Было обнаружено, что они отличали знакомые (по стихотворному ритму) стихи от незнакомых. Дети, которым в период беременности не читали один и тот же стишок, не реагировали на различия в ритмах стихотворений. В другом исследовании Э. Де Каспера будущие отцы каждый день разговаривали со своими, находящимися в утробе матери, детьми. Когда новорожденным давали послушать запись голоса своего отца, голоса посторонних мужчин и голоси матери, то предпочитаемым голосом был голос матери. Это объясняется тем, что восприятие голоса отца во внутриутробный период происходит иначе, чем голоса матери. Отцовский голос приходит извне, а голос матери воспринимается внутриутробно. Еще одна причина в том, что диапазон женского голоса более предпочтителен для новорожденных, чем низкие мужские голоса. Не зря взрослые, при общении с младенцами, говорят высоким голосом, интуитивно и на практике поняв, что это лучше.
Реакция младенца на высокий голос болле положительна, чем на низкий.Через несколько месяцев после рождения младенцы различают голоса матери и отца, отличают их от голосов других людей.
Со слухом ребенка связан миф о развитии детей раннего возраста. Он называется «эффект Моцарта». Его содержание в том, что если ребенку в раннем возрасте и даже в пренатальный период давать слушать классическую музыку, а особенно Моцарта, то это будет способствовать его высокому интеллектуальному развитию. Миф был настолько убедителен, что в 70-х годах прошлого века губернатор одного из американских штатов подарил всем семьям, родившим детей в этом году, диск с классической музыкой. Этот миф и сейчас поддерживается разного рода популярной литературой или различными теориями, не имеющими никаких исследовательских оснований. Миф этот также привлекателен простотой его воплощения. Но этот миф не очень вреден. Ребенку полезно слушать музыку. Только надо замечать, какая музыка ему нравится, а какая нет. А если мама будет что-то напевать, то на ребенка первого года жизни это действует благотворно. Но что очень важно! Слух развивается раньше речи. Постепенно ребенок учится соотносить воспринимаемые звуки с артикуляцией, им соответствующей. Поэтому формирование речи происходит только в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми.
Бессмысленно читать детям первого года жизни книги, но очень важно общаться с ними, разговаривать.
Зрение
Зрение наименее развитое чувство у новорожденных детей. Однако, участок мозга, отвечающий за зрение, развивается очень быстро. Если сразу после рождения ребенок может только различать некоторые цвета, крупные предметы и следить за движущимся большим объектом, то уже в 6 месяцев он направляют свой взгляд туда, куда смотрит взрослый. К концу первого года острота зрения ребенка достигает 90% остроты зрения взрослого. Интересный эксперимент провели американские психологи Е.Бласс и К.Кэмп с двухмесячными младенцами. Дети могли наблюдать незнакомую им женщину, одетую в белый халат и с косынкой на голове, в течение некоторого времени. Далее эта женщина выходила из комнаты, а через минуту в комнату заходила либо снова она, либо другая женщина, одетая так же. Оказалось, что младенцы лицо новой женщины рассматривали дольше, чем уже знакомой. Эксперимент показал, что двухмесячные младенцы уже могут запоминать и различать человеческие лица. Уже двухмесячные младенцы начинают различать людей и неодушевленные предметы. Людям они улыбаются, могут реагировать на них звукам, а к предметам они могут только тянуться. С четырехмесячными младенцами был проведен следующий эксперимент. На их глазах за ширмой скрывались, а потом появлялись люди. В этом случае младенцы издавали звуки в направлении этой ширмой. Но когда за ширмой скрывали предмет, то они только к ней тянулись. Младенцы уверенно различали человека и неодушевленный предмет. С 6-ти месяцев дети могут следовать за взглядом матери при повороте ее головы. Около первого года жизни они уже способны реагировать только на направление взгляда матери, даже если она не поворачивает голову.
Между 9 и 14 месяцами дети могут указывать на разные объекты. Но указывают они только человеку, а не неживому предмету. Ребенок до того как указать смотрит на взрослого, проверяя смотрит ли он на него. А затем при указании контролирует, смотри ли взрослый на указанный ему объект. Таким образом, с живыми и неживыми объектами дети первого года жизни ведут себя по-разному. У них возникают разные ожидания по отношению к людям и предметам
.
Дети быстро научаются различать какие эмоции – положительные или отрицательные испытывает взрослый при взгляде на что-либо. Так они делают первые шаги в умении различать мнение окружающих. Например, ребенок будет избегать предмета, на который родители реагировали негативно. В экспериментах психолога Дж. Соурса детям в возрасте одного года создавали образ обрыва на пути их движения с помощью проектора. Если мать показывала испуганное выражение лица, то никто из детей не пересекал этот обрыв. Но если мать демонстрировала радость, то 74% детей продолжали двигаться, не боясь этого обрыва.
Резюме:
дети первого года жизни уже с 2-х месяцев вполне способны зрительно воспринимать окружающее, особенно близких взрослых, их мимику. Поэтому для нормального развития ребенка необходимы зрительные стимулы. Особенно важны эмоции окружающих ребенка взрослых. Ведь дети первого года жизни воспринимают окружающий мир через восприятие окружающих их взрослых, в первую очередь, родителей, их мимики, эмоций.
Отдельно об улыбке ребенка первого года жизни.
Чаще всего взрослые замечают улыбку ребенка около 2-х — 3-х месяцев. Но на самом деле она появляется значительно раньше. Движения лицевых мышц у новорожденных, похожие на улыбку, появляются от 2-х до 12-ти ч. после рождения. Возникают они во время сна и носят рефлекторный характер. Непосредственно ясная улыбка возникает примерно на третьей неделе. Ее вызывают звуки человеческого голоса женского диапазона. Но на пятой неделе голос перестает вызывать у младенца улыбку. Он начинает реагировать на голос не улыбкой, а звуками. На пятой неделе улыбку могут вызывать какие-то зрительные стимулы, в т.ч. и лица людей. Примерно между 2 и 3 месяцами младенцы начинают реагировать улыбкой на человеческие лица.
Ребенок начинает улыбаться не рефлекторно, а осознанно.
Причем очень быстро учится отличать лица знакомых и незнакомых людей. В три месяца младенцы легко отличают лицо матери от других женщин, даже на нее похожих.
На четвертом-пятом месяце дети начинают зрительно отличать мать от других взрослых. Они уже меньше улыбаются незнакомым людям, чем в ответ на лицо матери и других знакомых лиц. В возрасте от 4-х до 6-ти месяцев дети предпочитают смотреть на радостные, улыбающиеся лица, реагируя на них улыбкой.
Постепенно улыбка у ребенка становится важным средством общения, показателем стремления к установлению контакта, положительного реагирования на окружающий мир, в первую очередь, на близких взрослых.
И еще одно значение улыбки детей. Матери и другие взрослые выше оценивают привлекательность улыбающихся детей. К таким детям проявляется больше желаний играть с ними, разговаривать, взаимодействовать. Но улыбка детей во многом зависит от окружающих их взрослых.
Двигательные навыки, моторное развитие
Развитие младенца идет очень быстро. Очень важный период – от рождения до 3-х месяцев. В первую неделю у младенца проходит «настройка» важных функций – дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и пищеварительной. В это время младенцы еще слабо реагируют на сигналы из внешней среды. Но уже к концу первого месяца жизни мозг и мышцы шеи развиваются настолько, что младенец способен лежа на животе приподнять голову. Ниже приводятся примерные сроки, возникновения основных моторных навыков детей первого года жизни.
Психомоторное развитие детей первого года жизни.
Навык Месяц, когда 50% детей Месяц, когда 90% детей его приобретают его приобретают Поднимает головку на 90 град лежа на животе 2,2 3,2 Переворачивается 2,8 4,7 Сидит без поддержки 5,5 7,8 Стоит с поддержкой 5,8 10,0 Ползает 7,0 9,0 Ходит с поддержкой 9,2 12,7 Недолго стоит без поддержки 9,8 13,0 Хорошо стоит без поддержки 11,5 13,9 Хорошо ходит 12,1 14,3 Постепенное овладевание ребенком двигательными навыками дает толчок к его развитию, т.к. увеличивают обзор окружающего пространства и количество внешних стимулов и делают восприятие ребенком окружающего мира произвольным, целенаправленным. Самостоятельное движение имеет очень большое значение в развитии ребенка на первом году жизни. С помощью него ребенок учится использовать пространственные ориентиры, ощущать, что другие объекты меняют свое местоположение, когда сам ребенок перемещается. Все это способствует развитию сенсорных и моторных отделов головного мозга.
Поэтому важно давать ребенку возможность ползать, сидеть, ходить. Важно, чтобы у него была самостоятельность в передвижениях.Хватательный рефлекс.
Хватательный рефлекс является одним из врожденных у новорожденного. Но сначала он представляет собой всего лишь плохо скоординированные попытки ударов по видимым предметам. К концу второго месяца он даже начинает угасать, ребенок все реже делает попытки достичь какого-либо предмета. Но уже к трем месяцам способность хватать предметы резко возрастает. И как только в 4-5 месяцев ребенок научается сидеть, он начинает хватать предметы обеими руками, ощупывать их, засовывать в рот.
Важно.
У ребенка должна быть эта возможность. Через хватание и ощупывание происходит развитие, ребенок учится познавать окружающий мир, развиваются определенные отделы головного мозга. По достижению 6-ти месяцев исследование предметов с помощью пальцев совершенствуется. К концу первого года жизни начинают использоваться при хватании большой и указательный пальцы.
ВАЖНО!
Как только ребенок начинает доставать и хватать предметы, ползать, а потом ходить, то жизнь родителей осложняется. Появляется необходимость следить за ним, чтобы соблюсти безопасность и сохранность вещей в доме. Но активность необходима ребенку, она для него естественна, через нее он познает окружающий мир. Кстати, через ползание и бегание дети учатся и осторожности. Ребенок, научившийся ходить и самостоятельно бегающий по квартире, может шагнуть, например, с дивана, когда его поддерживают. Но когда он один, то будет осторожно с этого дивана сползать. Чем больше у ребенка свободы в движениях, тем лучше это влияет на его развитие.
О раннем развитии детей.
Сейчас очень популярны разного рода
методики раннего развития детей.
Многие родители пытаются найти особенные способы для развития ребенка, причем начинают это делать уже в период беременности. Рынок охотно идет им навстречу, предлагая разные чудодейственные методики раннего развития детей. В большинстве случаев эти методики не основаны на научных данных, хотя их авторы и манипулируют словами: развитие мозга, нейронные сети, синхронизация работы мозга и т.п. Более того, они иногда могут привести к нарушениям в развитии. Как в случае, когда «продвинутые» родители с 3-х месячного возраста читали своей дочери книжки, ставили ей разную музыку, говорили с ней на английском языке и т.п. а в результате девочка начала говорить только в 3 года и имеет много нарушений в развитии эмоционально – волевой сфере.
Но формирование разных отделов головного мозга подчиняется биологическим законам, причем темпы развития индивидуальны — у одних быстрее у других медленнее.
В первый год жизни развиваются сенсорные системы. А развитие каждой новой функции, освоение каждого нового навыка появляется в определенный период. Если какой-то навык сформировался недостаточно, то последующий формируется тоже искаженно, происходит его недоразвитие.
Не так уж и много надо детям в первый год их жизни: общение с любящими взрослыми, в первую очередь с матерью, возможность изучать окружающий мир без особых ограничений через слух, зрение, движением, тактильные ощущения.
Крайне важно для психического развития ребенка первого года жизни положительный эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми, в первую очередь с матерью.
Слабая выраженность положительных эмоций матери по отношению к ребенку является существенным фактором риска, влияющим на его развитие, в том числе и на развитие интеллекта.
В заключении приведем слова ведущего специалиста по детской физиологии и психологии.
«Наша задача на этапе дошкольного детства не спешить, не требовать от ребенка то, что еще недоступно, а заниматься развитием речи, движений, эмоций, дать ребенку возможности для творчества, а не дрессировать его, как обезьянку».
Марьяна Безруких. Директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук.
Источники: 1. А. В. Дозорцева, Г. А. Виленская, Т. Б. Рязанова… «Близнецы от рождения до трех лет» 2. Ж.М Глозман . «Нейропсихология детского возраста» 3. Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова «Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека». Издательство Институт психологии РАН Москва — 2009 4. Е.А Сергиенко . «Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд». — М.: Изд. ИП РАН 5. Д. Шэффер «Дети и подростки. Психология развития». 6. К.Е.Изард «Психология эмоций»
Особенности развития психики малыша
В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:
- своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
- строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
- деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
- протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей . Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно»
Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша
Основные принципы методики:
Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего
Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка. Детям необходимо постоянно двигаться Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества
Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Почему полезно помогать родителям
Домашняя работа необходима не только для развития способностей, но и для приучения к дисциплине. Многие считают, что в первый год ещё рано «нагружать» малыша. Не только можно, но и нужно. К примеру, попросите его принести какую-то вещь, расставить игрушки.
Чадо с удовольствием будет помогать. Со временем можно доверить более сложную работу.
Основное правило – просьбу следует сформулировать, объяснив конкретно и точно, куда отнести предмет.
Помните, что ребёнок не может удерживать информацию в полном объёме, потому каждое поручение должно обозначать одно действие. Раннее «трудовое воспитание» развивает память и внимание, в процессе которого дети запоминают и выполняют определённые обязанности.
Семь месяцев
В период с 7 до 9 месяцев ребенок развивается настолько активно, что родители могут замечать изменения практически каждый день. Это уже не тот малыш, который только спал, ел и плакал. К семи месяцам ребенок начинает больше двигаться, пробовать новую пищу, а также осваивать новые умения. Родителям к воспитанию ребенка в 7 месяцев следует относится индивидуально.
Не стоит сравнивать своего ребенка с другими и переживать. Некоторые дети к 9 месяцам уже начинают делать первые шаги, а некоторые в 8 месяцев только научились самостоятельно садиться. В случае возникновения сомнений в правильности развития ребенка, лучше всего обращаться к педиатру или неврологу.
Что умеет ребенок в 7-9 месяцев
- К 7 месяцам у ребенка уже полностью развито зрение и слух. Малыш может четко видеть предметы, которые двигаются быстро, начинает узнавать родных, удивляться при виде незнакомых ранее предметов. Малыш уже хорошо реагирует на негромкие звуки, понимает, когда к нему обращаются;
- Мышцы ребенка становятся более крепкими, он уже может уверенно сидеть и ползать. Однако не все дети ползают, некоторые перескакивают этот этап и сразу начинают ходить. В возрасте 8-9 месяцев большинство детей могут вставать у опоры и делать шаги вдоль нее;
- У большинства детей к 7 месяцам появляются первые зубы, а к 9 месяцам их становится больше. Однако родителям не следует беспокоиться, если к 8-9 месяцам у ребенка еще не появился первый зуб, отсутствие зубов до года считается нормой;
- Ребенок уже хорошо контролирует движение своих ручек и ножек, понимает, что с их помощью можно дотянуться и взять нужный предмет. Малыш может удерживать в руках игрушки различной формы, перекладывать предметы, подолгу изучать их, открывать и закрывать, осознанно бросать на пол;
- В возрасте 7-9 месяцев у ребенка активно развивается речь, он уже пытается общаться с родителями при помощи органов речи. Малыш учится произносить звуки и отдельные слоги, менять интонацию, лепет становится более выразительным;
- Ребенок в 7-9 месяцев различает, когда его хвалят, а когда ругают, отлично знает свое имя и имена близких. Во время игры малыш уже понимает, что спрятанная вещь не исчезла, а просто не видна ему. В этот период ребенок наиболее привязан к маме, а незнакомых людей начинает бояться;
- К 7 месяцам, как правило, ребенок пробует новую пищу. Он уже сам открывает рот во время еды, губами снимает пищу с ложки, а бутылочку или поильник может держать самостоятельно. Если бутылочка падает и находится в зоне досягаемости ребенка, он может самостоятельно ее поднять.