Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Двигательное развитие ребенка до 1 года: что норма, а что – нет?

Родители часто переживают, что малыш не соответствует тем или иным параметрам двигательного развития, заданным в интернете. Должен ли ребенок развиваться по определенным нормам? Или его двигательная активность может отличаться от заданных стандартов и быть индивидуальной? Давайте поговорим об этом с детским неврологом KinderKlinik Оксаной Макаровой.

Оксана Вадимовна, должно ли двигательное развитие ребенка соответствовать нормам?

Несомненно, шкала развития малыша — это полезная штука, но ребенок не всегда четко следует ей, и это не есть проблема. А иногда, и такое тоже бывает, сами родители немного «ломают» или «замедляют» развитие своего малыша.

Правильно ли развивается ваш ребенок?

Записаться к неврологу

Форма обратного вызова

Заявка отправлена, мы свяжемся с вами скоро

Каким образом?

Сейчас расскажу. Я опишу наиболее типичные ситуации, относящиеся к двигательному развитию малыша. Рассмотрим «среднюю» шкалу развития детей в возрасте до 1 года. Поговорим о детках без патологии со стороны органов и систем.

Начнем с того, что малыш не знает, что ему НАДО развиваться. Ему сухо, сыто и комфортно. Все его потребности удовлетворены. А для развития ребенку нужны определенные условия. Только попав в такие ситуации, и пытаясь решить их, карапуз будет развиваться.

«Держит головку в положении на животе — 1-2-х месячный возраст»

Когда ваш ребенок не будет этого делать? Если вы его не выкладываете на животик или выкладываете на очень непродолжительное время. А еще, если на его ручках «царапки», которые не дают возможности правильно опираться, лежа на животе. Также нужно в развитии учитывать еще и вес ребенка: крупненькому малышу тяжелее даётся подъем головки. Он это сделает, но просто с небольшим опозданием, что тоже есть нормальным.

«Держит головку в вертикальном положении — 2-3-х месячный возраст»

А если не держит? Прежде всего оцените, как вы держите своего малыша в вертикальном положении. Если вы все время поддерживаете ему головку, то, естественно, что он не будет держать ее к этому возрасту. А зачем? Ему и так удобно, оперся на папину или мамину ладошку. И замечательно. Очень часто бывают опасения родителей: «головка отпадет», «позвоночник сломается». Этого не случится.

«Переворачивается со спины на живот — 5-6-ти месячный возраст, с живота на спину — 6-7-ми месячный возраст»

Что является двигателем в моторном развитии ребенка? Прежде всего стремление и интерес, а также возможность и необходимость в удовлетворении своего интереса — интерес видеть больше, интерес достать то, что находится рядом. Если ваш малыш все время находится у вас на руках, то ему может быть совершенно не интересно переворачиваться, так как вы ему все покажете и подадите. Для развития ребенку нужно место и пространство. Оставаясь один, карапуз будет пытаться себя развлекать, а для этого ему нужно научиться делать переворот и т.д.

«Сидит посаженный – 7-8 месяцев, садится — 8-9 месяцев»

Когда ваш карапуз является счастливым обладателем внушительных щечек и животика, то ему сложнее дастся любой этап развития, особенно тот, при котором себя нужно поднимать. Такие детки все делают немного позже. Также я «люблю» ходунки, в которые родители начинают садить своих детей чуть ли не с 6 месяцев, ломая тем самым естественный путь развития. И в таком случае малышу просто не надо пытаться сесть, ему это незачем.

«Встает на четвереньки — 7-8 месяцев, ползает — 9-10 месяцев»

Почему ребенку нужно ползти? Потому что он хочет передвигаться уже к тем предметам и вещам, которые могут находиться в разных уголках квартиры, чтобы потрогать их, засунуть по возможности в рот и т.д. Также в положении на четвереньках гораздо удобнее достать интересующие малыша вещи. Когда с ползанием будут проблемы? Когда ребенка ограничивают в передвижении, опасаясь грязи, домашних животных, холодного пола и т.д. Когда ребенок много времени находится в ходунках, малышу вообще не интересно ползать, так как он освоил возможность передвигаться при помощи отталкивания ножками от пола. И опять же, когда карапузик обладает большим для его возраста весом.

«Поднимается по опоре, стоит с поддержкой — 8-11 месяцев, ходит — 10-12 месяцев»

Поползав и осознав, что некоторые интересные вещи для него в позиции на четвереньках по-прежнему недостижимы, малыш пытается встать на ножки. Потом пытается делать шажки, а дальше пытается ходить при поддержке за ручки и самостоятельно. Тормозом в вертикализации и ходьбе опять же могут выступать ходунки. Если малыш понимает, что доползти быстрее, чем пытаться дойти, то с ходьбой тоже может произойти отсрочка. Не будем забывать, что ваш ребенок уже достаточно взрослый и может испугаться, когда падает при попытке ходить, поэтому может продолжать ползать. Такие осторожные детки могут еще долго бояться ходить самостоятельно и предпочтут топать, держась за руку мамы или папы.

Осматривая малыша любого возраста, я принимаю во внимание множество факторов, которые могут влиять на его развитие. Ведь каждый малыш уникален, а семья – это маленькое отдельное государство со своими правилами и принципами.

Поэтому не переживайте, всё у вашего ребенка произойдет вовремя.

Растите с удовольствием, и будьте здоровы!

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Положения тела и опорные поверхности

Ребенок развивает свои моторные функции из положения на животе, положения на спине и положения на боку. С рождения до ходьбы без опоры ребенок постоянно выпрямляется, его тело располагается все выше. При этом он вынужден каждый раз по-разному бороться с силой тяжести, пытаясь удержать тело и сталкиваясь с различной степенью гравитации.

В положении на животе движения новорожденного спокойны, благодаря большой устойчивости тела. Ошибиться трудно. Из этого положения ребенок выпрямляется, и за первые три месяца переходит в позиции с опорой на локти.

В положении на спине осанка навороженного младенца сначала очень непостоянная и неуверенная. Здесь легко ошибиться, на что ребенок реагирует массой беспорядочных и не целенаправленных движений. Причина такой неуверенности лежит в отсутствии навыков регулирования позы. Новорожденный еще не умеет опираться своей спиной на постель. Только в течение первых трех месяцев жизни поверхность постели становится для ребенка опорной поверхностью. Но положение на спине и положение на боку остаются для ребенка неустойчивыми позами, которые требуют больше усилий для регулирования.

В процессе выпрямления тела ребенка и перемещения его вперед непрерывно изменяется площадь опоры тела ребенка. До конца восьмого месяца жизни, в положении на спине и в положении на боку ребенок все еще использует для опоры всю площадь туловища. С выпрямлением, площадь опоры становится все меньше. В конечном счете, ребенок начинает опираться только на руки и таз в положении сидя на боку, или только на руки, колени и голени при ползании на четвереньках. В результате дальнейшего выпрямления, в конце четвертого триместра весь вес тела направлен лишь на маленькую площадку ступней.

Поскольку опорные поверхности становятся меньше, требования ко всей сенсомоторной системе возрастают; равновесие тела становится более чувствительным к помехам, и должно непрерывно регулироваться.

Для обеспечения позы, ребенок осваивает различные функции мускулатуры туловища. Как правило, это происходит уже за первые двенадцать месяцев его жизни при опоре на руки, переворачивании, вставании и ходьбе, а также при схватывании предмета. Все эти различные последовательности движений требуют регулирования позы. Они показывают, что поза и движение взаимно зависимы уже в ранний период развития. Как правило, опорно-двигательному аппарату ребенка требуется 12-18 месяцев, чтобы надежно удерживать позу тела на различных этапах выпрямления и поднимания. Тем временем различные функции отдельных мышц комбинируются всегда в новых конфигурациях, так что ребенок отрабатывает и тренирует самые разные двигательные алгоритмы. Только после этого ему открывается доступ в горизонтальное и вертикальное пространство, поскольку он может поворачиваться, садиться, вставать, или ползать.

Движущей силой применения сенсомоторных алгоритмов в спонтанном процессе развития становится любопытство и интерес ребенка ко всему, что его окружает. Эти сенсомоторные алгоритмы служат средством для удовлетворения любопытства и потребности ребенка в общении.

Когда ребенок становится старше, круг его интересов расширяется, и многообразие двигательных алгоритмов, которые ребенок применяет для удовлетворения своего интереса, постоянно расширяется. Постоянная практика дает ребенку умение тонко настроить свой двигательный аппарат для самых разных целей, и применять его самыми разнообразными способами. С практикой ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний о движениях (схему тела). Если ребенок разработал свой индивидуальный базовый двигательный алгоритм, он будет прибегать к нему снова и снова на протяжении всей своей жизни при изучении новых функций, например, в спорте, при вождении автомобиля или игре на музыкальном инструменте.

Но если ребенок на первом году своей жизни лишь в ограниченном объёме использовал какой-либо базовый моторный алгоритм, то по всей вероятности все его дальнейшее развитие будет испытывать дефицит, поскольку позы тела в процессе выпрямления становятся все труднее, а постуральные задачи балансировки и удержания туловища все сложнее.

Видимо, существует физиологическое окно времени, когда вся сенсомоторная система особенно быстро реагирует и хорошо обучается в процессе постурального развития. Совершенно очевидно, что в первые три месяца это окно широко распахнуто.

Двенадцать месяцев первого года жизни подразделяются в медицинской терминологии на 4 триместра (4 раза по три месяца = 12 месяцев), эти отрезки времени плавно перетекают один в другой. В каждом триместре ребенок проявляет развитие, типичное для данного периода; результаты этого развития становятся основой для развития ребенка в следующем триместре. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления тела и перемещения вперед.

  • В первом триместре, то есть, до конца третьего месяца жизни, ребенок развивает постуральный навыки туловища в положениях «лежа на спине» и «лежа на животе». Это позволяет затем выпрямляться с опорой на руки и создает основу для дальнейшего выпрямления тела.
  • Во втором триместре ребенок осваивает положение «лежа на боку», в которое он приходит путем переворота из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе». Это позволяет ребенку перейти из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе», а примерно через 6 недель он может уже перевернуться с живота на спину.
  • В третьем и четвертом триместрах ребенок уже может выпрямиться вертикально из положения “лежа на спине” и положения “лежа на животе”. Этот шаг развития можно наблюдать, когда ребенок, сидя на боку с опорой на руки хватает то, что находится вверху, ползает по-пластунски или на четвереньках, подтягивается на руках, чтобы встать, и ходит боком, опираясь на мебель. Ребенок открывает для себя окружающий мир, радиус доступности этого мира постоянно растет. Это снова и снова стимулирует навыки той или иной позы корпуса. С каждым разом ребенок все полнее использует самые различные позы тела. Благодаря такому обеспечению постуральной устойчивости, ребенок обретает больше свободного пространства, дающего простор для движения конечностей и головы. Новые возможности генерируют новое любопытство и жажду обладать теми или иными предметами.

► Выводы

Ребенок рождается с двигательным опытом, который он приобрел еще до родов. Стабилизация осанки его туловища развивается в течение первых лет жизни, образуя основу для дальнейшего выпрямления в вертикальное положение. Дефицит этих рано приобретенных постуральных навыков может стать причиной постуральных нарушений в процессе дальнейшего развития. В каждом триместре проявляются определенные признаки развития выпрямления и движения вперед. Так ребенок приобретает широкий спектр воспоминаний (схему тела). При частом повторении в течение первого года жизни ребенок запоминает свой индивидуальный базовый алгоритм, к которому он возвращается при изучении новых моторных функций снова и снова на протяжении всей своей дальнейшей жизни, например, в спорте или при игре на музыкальном инструменте. Для определения статуса развития ребенка анализируются проявления в виде спонтанных движений. При этом особое внимание посвящается постуральному регулированию туловища и позвоночного столба. Сравнивая спонтанно примененный двигательный алгоритм ребенка с двигательными алгоритмами, которые использует примерно половина нормально развитых детей, можно сделать заключение о качестве развития моторных функций.

  • Реабилитация детей с ДЦП

  • Реабилитация детей с ДЦП

  • Реабилитация детей с ДЦП в Москве

  • Реабилитация детей с ДЦП в Москве

  • Войта терапия и Реабилитация детей с ДЦП в Москве

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш малыш развивается правильно, обращайтесь к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ!

Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 +7 Мы работаем каждый день:

  • Понедельник—пятница: 8.00—20.00
  • Суббота: 8.00—18.00
  • Воскресенье: выходной

Ближайшие к клинике станции метро и МЦК:

  • Шоссе энтузиастов или Перово
  • Партизанская
  • Шоссе энтузиастов

Схема проезда

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]