04.02.2020
0
За последние 12 месяцев ваш малыш пережил период активного роста и развития. Основные скачки роста уже позади, ваш карапуз уже начал самостоятельно ходить, произносить первые слова, кушать взрослую еду и проявлять активный интерес к окружающему миру. Однако после года у ребенка тоже происходят скачки роста, реже, но теперь они длятся дольше — 2-3 недели. О них важно знать маме, чтобы понимать причины того или иного поведения крохи.
Скачок развития в год
55 неделя — мир программ
Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе.
Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас.
Также ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду». Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин.
Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.
Признаки скачка роста в этот период:
- Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется.
- Он чаще может плакать
- Кроха капризнее, чем обычно
- Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне.
Сон
В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром.
Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно.
Сейчас важно сохранять предсказуемый режим.
Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам.
Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.
Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.
Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется.
Кризис первого года жизни
«Стоит ли доверять этому миру?»
Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем
Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали
Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это прекрасно!
Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.
Скачки развития ребенка после года
65 неделя — мир принципов
В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно.
Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:
- Частая смена настроения, истерики
- Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
- Ревность к маме, не отпускает ее
- Переменчивый аппетит
- Тревожный сон
Сон
В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое: «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания», «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»
Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас — установить четкие правила в отношении сна.
75 неделя — мир систем
Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.
Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.
К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.
Сон
То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна. Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления. Это задача родителей.
Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 8
Кризис 6–11 лет
«Как выжить и приспособиться к миру?»
Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения
Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка
Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание учиться.
Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение
Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном человеке.
Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому
Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».
Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в руках».
Задержка роста у детей: клинические рекомендации
Если вы подозревает у своего ребенка низкорослость, нужно выяснить ее точную причину:
- обращайте внимание на прибавку роста при каждом осмотре педиатра. В норме она не должна быть меньше 3 см в год;
- если малыш плохо прибавляет вес и не растает, обратитесь к эндокринологу как можно раньше;
- на следующем этапе необходимо полное обследование для постановки правильного диагноза. Рентгеновские снимки и осмотр ортопеда можно пройти в Ладистен клиник.
Причины задержки роста
Задержка роста появляется по многим причинам, в таблице рассмотрим основные:
Патология | Задержка роста МКБ-10 | Причина |
Семейная низкорослость | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Низкий рост родителей (150-165 см) |
Конституциональная задержка роста | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Отсроченный скачок роста |
Психосоциальная задержка роста | Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 | Психологическая атмосфера в окружении ребенка, неблагополучная семья |
Соматогенная задержка роста | N25.0, K90.0, E24.2 и другие | Развивается после заболеваний сердца, почек, органов дыхания |
Наследственные синдромы | Q96, Q87.1 | Различные синдромы: Шерешевского–Тернера, Нунан, Рассела–Сильвера |
Хондроплазии | E03.0– E03.9 | Патологии щитовидной железы |
Гипопитуитаризм, в том числе соматотропная недостаточность | E23.0, E23.1, E89.3 | Дефицит гормона роста СТГ или нескольких гормонов гипофиза. Может быть вызвано опухолью и поражением гипофиза |
Диагностика задержки роста
Задержку роста в основном определяют эндокринологи, но дополнительно назначается консультация ортопеда. Сначала врач собирает анамнез, вычисляет целевой рост ребенка. Весомую роль играет генетика родителей, национальность. Другие моменты диагностики включают:
- Антропометрию. Включает оценку трех параметров — SDS роста, скорость роста, SDS скорости роста. Они показывают насколько физическое развитие ребенка соответствует возрастным нормам. Строится перцентильная кривая, которая нужна для диагностики и для выбора тактики лечения. Standard Deviation Score (SDS) – коэффициент стандартного отклонения.
- Определение пропорций тела. Пропорциональное телосложение говорит об отсутствии дисплазий.
- Рентген. Для полной визуализации строения скелета делают рентгеновский снимок. Рентгенография кистей определяет костный возраст.
- Лабораторные анализы. Подтверждают большинство диагнозов с помощью анализов крови. Кроме общих показателей важны значения глюкозы, антител к глиадину, трансглутаминаза, гормонов Т4 и ТТГ. Также проводят СТГ-стимуляционные тесты, кариотипирование и определяют ИФР-1 (инсулиноподобный ростовой фактор-1).