Полный рот камней, песка, каштанов. Полы мыть уже не надо, как и окна. Малыш все тянет в рот, и эта его привычка сводит всех с ума.
Текст: Екатерина Морозова
Эксперт: Наталья Наумова, детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт.
В норме малыши все тянут в рот до 1,5-3 лет. Хотя все индивидуально, и границы могут размываться. Тяга эта объяснима. Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот и становится жизненно важно освоить оральный способ её получения. Так что эта часть тела на данном жизненном этапе малыша действительно приобретает совершенно особый статус. И это биологически обоснованная перемена. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. По этой причине рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями и тянуть все в рот ему, ко всему прочему, очень даже нравится. Чего не скажешь о родителях.
Орган чувств
Помимо главного своего предназначения, рот в определенном смысле превращается в еще один и очень важный орган осязания. С его помощью малыш пробует этот мир на вкус. В буквальном смысле слова. Ребенок при помощи языка, губ узнает о свойствах предметах, при этом испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции в зависимости от их вкуса и текстуры. Взаимоотношения с мамой и возможность удовлетворения потребностей ребенка на данном этапе формируют базовое доверие либо недоверие к миру, к людям.
ТЯНУТЬ В РОТ ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО ПОПАДАЕТ К НИМ В РУКИ, ДЕТИ НАЧИНАЮТ БЛИЖЕ К 5–6 МЕСЯЦАМ. ТАК ОНИ ЗНАКОМЯТСЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ, ЧТО В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАРОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Когда стоит записаться на прием к педиатру
Вы уже узнали о безобидных и серьезных причинах детской зевоты и уверены, что ваш ребенок в год часто зевает не из-за усталости и нехватки кислорода. В таком случае следует проконсультироваться у специалиста:
- Ребенок очень часто зевает, вялый, слишком сонный. Это может указывать на мигрень, хроническую усталость или эмоциональное перегорание.
- Обмороки.
- При разговоре с неврологом лучше упомянуть о частых приступах зевоты.
- Ребенок зевает со скоростью несколько раз в минуту.
- Наблюдаются первые «звоночки» эпилепсии. Если при этом малыш еще и зевает, срочно обратитесь к врачу.
Также частая зевота может сигнализировать о таких болезнях или патологиях:
- Высокое внутричерепное давление.
- Гидроцефалия.
- ВСД (вегето-сосудистая дистония).
- Рассеянный склероз (это заболевание бывает и у детей).
Полезные тренировки
Первые два месяца ребенок пробует все на вкус, непосредственно подтягиваясь ртом к объекту исследования, а после третьего месяца жизни и до 1,5-3 лет уже рука всё подносит ко рту. На этом этапе активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Чтобы предмет поднести ко рту, к нему нужно приблизиться (подползти, подойти, подтянуться) и крепко схватить, далее поднести ко рту. На освоение речи эта «вредная» привычка тоже влияет. Когда малыш все тянет в рот, он тренирует мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, которые участвуют в артикуляционной деятельности.
Ранние признаки и причины аномального лицевого роста
Некоторые вредные привычки (сосание пальца) или неправильно сформированные функции (глотания, жевания) изменяют работу мышц, тем самым способствуя изменению черт лица.
Наиболее актуален этот вопрос для детей с неврологическими проблемами, когда довольно сложно сформировать нужную функцию по ряду причин. Часто встречаются изменения лица и у деток с аденоидами. В этой статье мы рассмотрим основные механизмы и последствия нарушений лицевых функций, а так же возможные варианты решений.
Основные проблемы и их решения
Ротовое дыхание или привычка держать рот открытым
Абсолютно очевидно, что это самая распространенная причина непропорционального роста челюстей. Незакрытый рот ведет к росту лицевых костей вниз в длину, вплоть до того, что ребенок уже не сможет даже сомкнуть свои губы. Это состояние в дальнейшем можно будет скорректировать только хирургически. В клинике РуДента kids мы используем Миобрейс вместе со специальными упражнениями, чтобы помочь малышу преодолеть эту привычку. Побуждайте вашего ребенка держать рот закрытым и дышать носом с самого раннего возраста.
Неправильное глотание или привычка выталкивать язык
Нарушение мышечных функций в полости рта, таких как: неправильное положение языка, патологическое глотание, — могут нарушить рост лица и челюстей. Это приведет к скученности зубов и аномальному лицевому профилю. Для восстановления правильных функций служат различные детские ортодонтические аппараты: трейнеры, пластинки, миобрейс и комплекс специальных упражнений.
Сосательные привычки
Вредные привычки сосания, глотание с высунутым языком могут привести к появлению щели между верхними и нижними зубными рядами, ребенок не сможет откусывать передними зубами.
Губы, язык, щеки и остальные зубы — все служит для определения положения каждого зуба в нужном месте полости рта. Любое нарушение их работы будет отражаться в неровности зубных рядов у ребенка и нарушении формы челюстей. Слишком частое и долгое сосание пальца или соски искажает направление роста зубов, усиливает силу тех групп мышц, которые в будущем приведут к скученности зубов и изменят форму челюстей.
Скученность зубов
В норме к пяти годам у ребенка должны появляться промежутки между молочными зубами. Это готовит место для постоянных зубов, которые начинают прорезаться с шестилетнего возраста и значительно больше по размеру своих предшественников. Поэтому в случае нехватки места они будут расти неровно.
Если нижние передние зубы в возрасте 6 лет стоят плотно, нельзя придерживаться позиции наблюдения и ожидания. Мы не стремимся к удалению зубов у детей для выравнивания узкого зубного ряда. Гораздо легче расширить челюсть в более младшем возрасте, чтобы обеспечить необходимое пространство в будущем.
Непривлекательные глаза
При постоянном ротовом дыхании верхняя челюсть может расти вниз и вытягивать лицо. Глаза при этом будут выглядеть выступающими. Наружный угол века опустится, придавая глазам усталый вид, открывая большую часть белой поверхности глазного яблока. Нижнее веко при этом сформирует выступающую складку при переходе в щеку.
Речь
При произношении большинства звуков язык должен быть прижат к небу. Если же ребенок прокладывает его между зубами спереди или сбоку, то это приводит к их смещению, возможно образование щели между верхним и нижним зубными рядами даже при смыкании зубов.
Где должны располагаться зубы?
Положение верхних передних зубов может быть измерено от кончика носа до верхнего края центральных резцов. В идеале оно составляет 28 мм в возрасте 5 лет и увеличивается на 1 мм каждый год, пока не составит 36 мм у девочек и 38 мм у мальчиков. Если это расстояние увеличено больше, чем на 5 мм, это говорит о диспропорции роста. Если больше, чем на 8 мм, то ребенку требуется немедленное обследование ортодонта и коррекция тяжелого нарушения прикуса.
Аденоиды и миндалины
Аденоиды и миндалины могут создавать проблемы с дыханием у ребенка. Их удаление зачастую приводит к быстрому восстановлению носового дыхания и внешнего вида лица. Если же привычка дышать ртом остается даже после устранения непроходимости дыхательных путей, то помочь сформировать правильные установки могут детские ортодонтические аппараты (миобрейс, трейнеры) и мимическая гимнастика. Однако лечение может оказаться довольно длительным и давать рецидивы. В таких случаях улучшения можно добиться расширением верхнего зубного ряда пластинками.
Оральная стадия
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выделил 5 стадий психосексуального развтия личности более века назад, тем не менее некоторые его постулаты актуальны и на сегодняшний день. Первой стадией является оральная стадия. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной привычкой».
0 месяцев – 1,5 года
Собственно, оральная стадия по Фрейду- охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым. Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой или опекуном. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии.
На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует ее нежность и любовь по отношению к себе.
ПУСТЫШКА НА ОРАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ НИКАКОЙ ВАЖНОЙ РОЛИ НЕ ИГРАЕТ. ОНА НЕ ПОМОГАЕТ И НЕ МЕШАЕТ РЕБЕНКУ: ОН ВСЕГДА МОЖЕТ ОТ НЕЕ ИЗБАВИТЬСЯ И ВЗЯТЬ В РОТ НЕЧТО ИНОЕ ИЛИ ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В РЕЧИ. ПУСТЫШКА ПРОСТО УСПОКАИВАЕТ БЕСПОКОЙНОГО МАЛЫША И ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ С ЧРЕЗМЕРНЫМ СОСАТЕЛЬНЫМ РЕФЛЕКСОМ.
Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с нехваткой материнской заботы. Чтобы избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание по требованию.
А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (с отсутствием потребности в близких доверительных взаимоотношениях), доверчивым или недоверчивым.
А ну-ка, укуси!
С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки. Теперь жевание и кусание становится ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «Ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ ЧАСТО КУСАЮТ МАМИНУ ГРУДЬ. ЕСЛИ ЭТО ПРОИЗОШЛО, БУДЬТЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ПРИЧИНЯЕТ ВАМ БОЛЬ НЕВОЛЬНО, ЗАТО ВАША РЕАКЦИЯ БУДЕТ ИМЕТЬ ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.
Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно. И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть авторучки или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.
Ребенок не умеет учитывать интересы других
— Сейчас, когда вы перестанете предаваться отчаянию, — сказала я, — мы с вами обсудим относительно Миши одну вполне себе стратегическую вещь, потом вы попытаетесь ее воплотить, а если ничего не выйдет — пойдете на консультацию к психиатру. Договорились?
— Да, да!
— Миша, перечисли, пожалуйста, что любит тот мальчик, с которым ты пытался подружиться в классе. Еда? Игры? Книжки? Фильмы?
— Я не знаю, — Миша удивленно взглянул на меня. — Я не спрашивал.
— Скажите, пожалуйста, — обратилась я к матери, — вы всегда выслушиваете своего ребенка?
— Конечно. Во всяком случае, стараюсь. Я в книжках читала про уважение к личности ребенка и еще помню, как моя мама меня никогда не дослушивала. Нас у нее трое было… И вот я решила…
— То, что вы (и еще многие родители) решили, — палка о двух концах. Ребенок, его развивающийся мозг, безусловно, нуждается в слушателе, собеседнике. И уважение или хотя бы доля терпения к его мыслям, чувствам, находкам и позиции ему, безусловно, нужны.
Но есть в развитии ребенка и еще одна немаловажная обучающая программа. Если ты хочешь, чтобы тебя слушали другие, ты должен деятельно учиться быть им, именно им интересным. То есть изменять свои поступки, поведение, рассказы под их потребности. А еще до того — интересоваться ими.
Я сама рассказчик с раннего детства, поверьте, я великолепно знаю, о чем говорю. Ваш Миша не умеет слышать, видеть, узнавать других людей. Он попросту ими не интересуется.
— Так он болен? — мать трагически заломила бровь.
— Давайте для начала считать, что здоров, — предложила я. — Сейчас много таких детей. Родные их с рождения развивают, уважают их мнения и желания, бережно выслушивают. Другие взрослые и старшие дети относятся к ним снисходительно, иногда по первости даже ими забавляются, как говорящими игрушками. Дети привыкают к такой позиции мира и растут в уверенности, что так будет всегда. Когда они попадают в коллектив ровесников, проблемы возникают неизбежно.
Кроме того, есть дети (и взрослые), чуть ли не от природы склонные к резонерским монологам, как бы размышлениям. Если их не останавливать, они могут более или менее связно говорить-рассуждать часами: про динозавров, про свою жизнь, про политику, про человеческие отношения, про мораль…
Можно, но осторожно
Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом.
- Прежде всего, необходимо обеспечить малышу максимальную безопасность. Обязательно уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
- Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности, останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это не съедобное», «Мы это не едим», «Это опасно».
- Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того как вытащите их изо рта малыша.
- Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь.
- Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…)
- Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.
Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно, поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем.
Проблемы с центральной нервной системой
Подобную патологию можно определить, если у ребенка помимо открытого рта наблюдается еще и чрезмерное слюноотделение либо постоянно выглядывает кончик языка. В этом случае родителям необходимо не оттягивать время и показать малыша врачу, так как данные симптомы могут означать серьезную патологию центральной нервной системы.
В лучшем случае, если ребенок постоянно открывает рот, такое поведение возникает из-за обычного гипертонуса. Гипертонус сопровождается нарушением сна, малыш часто бывает раздражительным, капризничает, плачет.