Рефлексы новорожденных: видео, таблица (Моро, Бабинского, хватательный и др)


Суть рефлекса у детей

Рефлекс Моро — простыми словами рефлекс испуга — один из врождённых безусловных рефлексов у ребёнка в первые месяцы жизни. В норме рефлекторная реакция на потенциальную угрозу к полугодовалому возраста малыша полностью замещается осознанным реагированием.

Суть рефлекса в проявлении ответной реакции малыша на неожиданный для него громкий звук в виде вскидывания и широкого разведения в стороны рук. Пальчики кисти при этом разгибаются, и поза сохраняется на протяжении нескольких секунд. После этого руки возвращаются в исходное положение, кулачки снова сжимаются, и ребёнок старается принять позу эмбриона.

Обратите внимание! Подобное тестирование часто провоцирует плач малыша, что является совершенной нормой.

Почему изменяются рефлексы

Рефлекс – это ответ организма на действие определенного раздражителя. По их выраженности и силе можно судить о состоянии нервной системы младенца. В норме рефлекс Моро наблюдается уже с рождения. Если он выражен неравномерно, одна сторона реагирует ярче, чем вторая, подозревают гемипарез. Это патологическое поражение нервной системы со стороны одного полушария, приводящее к слабости в руке и ноге, вплоть до полной невозможности самостоятельных движений. Если во время родов произошла черепно-мозговая травма, то автоматизм сразу после рождения отсутствует, при легкой форме он может появиться через 1-2 дня.

Изменяется рефлекс Моро при внутримозговой гипертензии. Чем выше внутричерепное давление, тем менее выражен автоматизм, иногда он становится неполным: при ударе по столу младенец немного разводит руки в стороны и тут же возвращает их обратно.

При патологии нервной системы наблюдается не только долгое сохранение автоматизма, но и его появление в неподходящий момент. Он может появляться при обычных манипуляциях, во время плача и беспокойства малыша.

Рефлекторные ответные реакции новорожденных детей являются прямыми признаками нормальной работы нервной системы. Опасно не только долгое сохранение ответной реакции, но и ее исчезновение раньше времени, изменение активности. Поэтому дети, перенесшие острую гипоксию в родах, извлечение при помощи вакуум-экстрактора, должны наблюдаться у невролога.

Как проверяется реакция у новорожденного?

Перед началом тестирования ребёнок должен быть полностью здоров, в меру сыт и хорошо отдохнувший.

Наиболее оптимальным временем является первая половина дня спустя 1,5-2 часа после кормления.

Рефлекс проверяется несколькими способами:

  • Громко хлопнуть в ладоши перед лицом малыша.
  • Ребёнка берут на руки, поднимают вверх, а затем резко опускают вниз.
  • Новорождённый лежит на спине. Ребёнку выпрямляют ножки и резко приподнимают вместе с тазом кверху. Ответная реакция должна проявиться аналогично, если крепко прижать ручки ребёнка к его груди, а после резко их отпустить.
  • На расстоянии примерно 20 см от головки лежащего ребёнка сделать резкий хлопок по поверхности матраса.

В процессе любого из перечисленных вариантов проверки ребёнок широко распахивает в стороны ручки с раскрытыми ладонями, а затем возвращает их в изначальное положение. Механизм действий очень похож на то, будто малыш пытается срочно за кого-то или что-то ухватиться в этот момент воспринимаемой опасности.

Лучше всего проводить тестирование в динамике во время массажа или игр с ребёнком. Обязательно стоит учесть и особенности нервной деятельности ребёнка. От этого будет зависеть, насколько ярко проявлен рефлекс. Например, у легковозбудимого малыша реакция будет активной, в то время как флегматичный младенец может реагировать достаточно вяло, но это всё же не повод говорить об отклонениях от нормы.

Проверку желательно периодически повторять на протяжении всего времени, пока рефлекс должен присутствовать: до 6-месячного возраста грудничка. Наиболее оптимальный вариант — 1 раз в 14 дней.

Справка. Первоначальной целью тестирования является проверка на полноценность функций центральной и периферической нервной системы ребёнка. Проявленный рефлекс вызывает высокую степень стресса у малыша выбросом адреналина, учащённым дыханием и сердцебиением.

Как бы комично при этом ни выглядел ребёнок, использовать подобную проверку в целях забавы молодым родителям настоятельно не рекомендуется.

Образование динамического стереотипа

На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие — тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом

. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему — трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.

Так и в нервной системе — если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.

Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать «сейчас пойдем гулять!», как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.

Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется — он начинает капризничать, становится непослушным и т. д. Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении.

Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.

Проявление во сне у грудничка

Рефлекс Моро во время сна проявляется в виде спонтанных подёргиваний и это достаточно распространённое явление.

Непроизвольные резкие движения могут появиться на любой, даже самой глубокой, фазе сна малыша.

Спровоцировать рефлекс могут громкие звуки, которые издают домашние животные, какой-либо шум или неосторожное резкое движение кого-либо из родителей.

С течением времени бурная реакция младенца на внешние раздражители будет всё больше угасать, а рефлекс будет проявляться лишь избирательно.

Особенности развития высшей нервной деятельности

И. П. Павлов дал точное определение высшей нервной деятельности — это деятельность больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторно в ответ на какое-либо раздражение.

Термин «рефлекс» ввел в физиологию в XVII веке известный французский естествоиспытатель Рене Декарт. В то время рефлексами объясняли лишь простейшие реакции, и только наши знаменитые соотечественники- И. М. Сеченов и И. П. Павлов в начале XX века доказали, что они (рефлексы) составляют основу всех процессов, совершающихся в организме человека и животных. И. М. Сеченов еще в конце прошлого столетия, наблюдая за развитием поведения ребенка, пришел к выводу, что психическое развитие начинается в младенческом возрасте. В том же направлении успешно работали русские ученые — В. М. Бехтерев, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. М. Щелованов и др.

Рефлексами называются

закономерные ответы организма, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы, на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают двоякого рода — безусловные и условные.

Патологические проявления

Для рефлекса Моро характерны и спонтанные проявления. Даже если какой-либо сторонний раздражитель не мог стать причиной для подобной реакции, малыш может вскидывать руки и разводить их в стороны. В ряде случаев это свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении младенца и требует консультации невропатолога.

Как отклонение от нормы рассматривается и неполная рефлекторная реакция: ребёнок лишь слегка разводит ручки. Как правило, это говорит о гипертонии. Если же малыш надолго задерживает разведённые руки с раскрытыми пальчиками, это признак поражения ЦНС в той или иной степени. И чем ниже порог проявления рефлекса, тем выше вероятность проблем с ЦНС.

Асимметричная реакция, когда малыш отводит в сторону, например, только правую руку и правую ножку, может оказаться симптомом паралича Эрба либо детского церебрального паралича.

У недоношенных малышей либо у тех, кто испытал асфиксию в процессе родов, рефлекс может проявляться с опозданием. При своевременно принятых лечебных мерах, полноценном уходе и питании реакция со временем проявится.

Описание тонических автоматизмов

Данный термин обозначает движения, вызванные безусловными двигательными рефлексами ребенка в результате изменения положения тела или прикосновения к различным его участкам. Функция связана непосредственно с изменением мышечного тонуса младенца. Выделяют 10 тонических рефлексов, основными из которых являются:

  • Лабиринтный тонический;
  • Симметричный шейный тонический;
  • Ассиметричный шейный тонический.

Названные реакции угасают к 3 месяцам жизни новорожденного.

Рефлексы показывают зависимость мышечного напряжения разных частей тела от его положения в пространстве

В 2-месячном возрасте особую важность имеет лабиринтный рефлекс, благодаря которому малыш начинает удерживать голову

Лабиринтный

Происходит в результате изменения положения головы ребенка в пространстве. При нахождении малыша в позе «лежа на животе» голова карапуза опускается на грудь или, наоборот, запрокидывается назад. Спинка при этом выгибается, ручки складываются на груди и формируют кулачки, ножки поджимаются к животу. Спустя некоторое время малыш начинает производить сначала плавательные движения, а затем переходит к ползанию.

Магнуса-Клейна

Напоминает позу фехтовальщика: если детскую головку повернуть в правую сторону, он согнут левую руку и левую ногу, разогнув при этом правую ногу и правую руку. Данная реакция направлена на оптимизацию работы вестибулярного аппарата.

Шейные рефлексы

Существуют 2 типа данных реакций:

  • АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс). Проявляется в том, что, если ребенку повернуть голову в сторону, то рука со стороны лица разгибается, нога сгибается, а на другой стороне происходит обратная реакция (рука сгибается, нога разгибается);
  • СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Когда малыш сгибает голову, верхние конечности сгибаются, нижние разгибаются. Если вернуть голову в прежнее положение, происходит обратная реакция.

Рефлексы новорожденного, определяем сами

Каждая мама наблюдала, как педиатр проводит с малышом определенные манипуляции, а затем делает вывод о состоянии здоровья малыша в плане психомоторного развития.

Это нетрудно сделать и в домашних условиях, необходимо только знать, какие рефлексы должны быть у новорожденного и как их проверять. Не стоит бояться непонятных названий. Мамы, даже не подозревая об этом, ежедневно сталкиваются с безусловной реакцией своего малыша на те или иные манипуляции.

Рефлекторные реакции новорожденных разделяются на оральные (обеспечивающие сосание) и спинальные (двигательные).

Оральные рефлексы:

Сосательный рефлекс

Все рожавшие женщины знают, что сразу после рождения малыша врач прикладывает его к материнской груди. Таким образом проверяется основной и наиболее важный из безусловных рефлексов новорожденных — рефлекторное сосание. Далее, если младенцу попадает в ротик какой-либо предмет (соска или палец), он начинает усиленно воспроизводить те же самые движения ротиком и языком, как при сосании материнской груди. Сосательный рефлекс сохраняется до 1 года, у некоторых детей проявляется более длительный период.

Хоботковый рефлекс

Умиляет картина, когда мама касается пальцем уголка рта ребенка (не касаясь губ), а тот в ответ складывает губки трубочкой (хоботком). Это происходит вследствие непроизвольного сокращения мышц рта малыша на внешний раздражитель. Наблюдать рефлекс можно до 3 месяцев.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

В продолжение вышеупомянутых рефлексов новорожденных, младенец при прикосновении пальцем к уголку его рта начинает усиленно искать грудь матери. Ребенок приоткрывает ротик и тянется за пальцем матери. Этот рефлекс наблюдается лишь до 3-5 месяцев.

Рефлекс Бабкина

Еще более интересно наблюдать, когда при легком надавливании пальцем на ладошку малыша, тот начинает тянуться к проводившему манипуляцию, при этом открыв ротик. Подобную реакцию кроха проявляет в первые 2-3 месяца жизни.

Спинальные рефлексы:

Защитный рефлекс

Появляется уже в первые часы жизни и характеризуется поворотом головки малыша набок при укладывании его на животик. Таким образом природа оградила маленького человечка от недостатка кислорода в неудобной для него позе.

Обезьяний рефлекс (хватательный)

Будьте уверены, что если малыш ухватился за что-то своей маленькой ручкой, отцепить ее будет достаточно сложно. Этот рефлекс роднит человека с млекопитающими, детеныши которых очень крепко держатся за свою мать.

Рефлекс Робинсона

Продолжая тему«цепкой хватки», можно проверить еще один рефлекс: зацепившегося за пальцы матери младенца можно приподнять в воздух, не опасаясь, что он отцепится.

Рефлекс Бауэра (ползания)

Маленький человек приходит в жизнь, уже умея ползать. Проверить это довольно просто: лежа на животике или на спинке ребенок совершает спонтанные ползающие движения. А при прикладывании руки к стопам малыш будет пытаться оттолкнуться ножками от появившейся опоры. Рефлекс проявляется на 3-4 день жизни и угасает лишь к 4 месяцам.

Рефлекс опоры

Находясь в вертикальном положении и касаясь ножками твердой поверхности, младенец должен выпрямить ножки, а при небольшом наклоне будет пытаться переступать. Получается, что все люди с момента рождения подсознательно умеют ходить.

Рефлекс Галанта

Реакция новорожденного на проведение пальцем в 1-1,5 см от позвоночника очень похожа на то, что малыш боится щекотки. Его спинка начинает изгибаться в ту сторону, по которой проводили пальцем.

Рефлекс Моро (объятия)

При хлопке по кровати рядом с головкой малыша, кроха сначала разводит свои ручки в стороны, разжимая кулачки, а потом обнимает свое тельце. Подобное наблюдается до 4-5 месяцев.

Рефлекс Бабинского

При легком нажатии на стопу грудничка около II-III пальцев, ребенок будет сгибать пальчики. А если провести пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальчикам, то малыш должен веером растопырить все свои пальчики на ножке.

Рефлекс Переза

Проверка данного рефлекса самая малоприятная из всех физиологических рефлексов новорожденного, поэтому педиатры предпочитают проверять его в самом конце. Педиатр, несильно нажимая, проводит пальцем снизу вверх по остистым отросткам позвоночника. Малыш при этом выгибается, поднимает головку, сгибает ножки и ручки, плачет и может даже описаться.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления Как вызвать и какая реакция нормальна
Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.
Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.
Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.
Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.
Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.
Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.
Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.
Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.
Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.
Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.
Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.
Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.
Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.
Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Формирование новых рефлексов

Условные рефлексы начинают формироваться уже в конце первого месяца жизни. У ребенка начинает работать двигательный анализатор и вестибулярный аппарат. Но такие реакции еще достаточно слабые, и могут легко притормаживаться. Это свидетельствует о том, что корковые структуры у маленького человека еще незрелые, и возбуждение в них значительно преобладает над торможением.

К концу 12 месяцев происходит активное развитие второй сигнальной системы и совмещение ее деятельности с первой. При этом первая система позволяет проводить анализ и контролировать реакцию на различные поступающие извне раздражители. Такая система имеется в наличии и у животных. Вторая сигнальная система формируется только у человека, когда возникает ассоциация произносимых или написанных слов с предметами или действиями.

Тонический шейный рефлекс

Когда ребенок с болезнью ДЦП поворачивает голову, у него можно наблюдать несимметричный тонический рефлекс – повышенный тонус разгибательных мышц. Это выглядит так: в той стороне, куда смотрит ребенок, рука разгибается, а вторая рука в это время сгибается в локте. У здоровых грудничков неявный ассиметрический эффект может проявиться в 3–4 месяца и быстро исчезнуть. При ДЦП болезнь исследуется несколько лет. Это не дает ребенку нормально расти и развиваться: он не может сам брать в руки игрушки, не фокусирует взгляд на конкретном объекте, слабо управляет своими движениями. С возрастом ситуация только обостряется.

Что исследует детский невролог у новорожденных?

Первый визит к неврологу включает в себя:

  • анализ физического развития ребенка;
  • осмотр на пороки развития и генетические нарушения;
  • психоэмоциональную оценку ребенка;
  • подробный опрос родителей о неврологических проблемах у членов семьи, о том, как протекала беременность, про поведение малыша, жалобы родителей.

Естественно, врач-невролог проверяет состояние внутричерепных нервов, анализирует все рефлексы, присущие грудничкам, в том числе и рефлекс Моро.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]