Воспитание детей
Когда достается место в ясли, родители счастливы, ведь теперь у ребенка появляется новая ступенька важного этапа жизни, которая является самым началом социализации в обществе и самостоятельности.
Однако взрослые и не догадываются, что посещать детский сад не так просто. Для этого нужно пройти много преград и переживаний, начиная от адаптации сада и болезней, заканчивая полным отказом от еды. Однако что-то рассосется само собой, а вот когда кроха не ест, эту проблему нужно решать немедленно, ведь это не только не даст полноценно посещать ясли, но и навредит здоровью малыша.
Как ребенок питается дома?
Родители должны понимать, что если ребенок ничего не ест дома, то и в детскому саду он этого делать не будет. Здесь понадобится искать причину не в адаптации, а в самом ребенке. А таких причин несколько:
1. Проблемы со здоровьем. Такие детки наблюдаются у врача и при необходимости принимают специальные препараты, которые повышают аппетит.
2. Перекус между едой. Родители прикармливают своего малыша: плюшками и хлебом, а потом удивляются, почему их кроха не ест обед. Перекус свойственен только тем детям, которые не имеют лишний вес и при этом кушают основные блюда.
3. Избирательность еды. Есть и привереды, которые кушают то, что любят, однако это легко исправить. Родители не должны давать слабину и в течении всего дня предлагать одно и то же блюдо.
Если родители исправят эти недочеты, то их малыш будет кушать не только дома, но и в детском саду.
Интересно! Откуда берутся дети — устами родителей
Протест против завтрака
Вполне логично, что если ребенок позавтракал дома, а по дороге в садик еще и булочку с печенькой съел, в садике он есть не станет. Детский завтрак вообще тема отдельная – чтобы малыш ел с аппетитом и завтрак пошел на пользу, от момента пробуждения должно пройти не меньше часа, а для некоторых даже больше. Так что, если вы хотите, чтобы малыш полностью влился в садичный режим, терпите и не кормите его перед садиком.
Что делать: еще один вариант – если вам проще и спокойнее кормить малыша дома, договоритесь с воспитателем, что будете приводить ребенка после завтрака, либо, пока остальные сидят за столом, ваш будет играть. Но, далеко не в любом садике на такой вариант могут согласиться и у них на то свои, достаточно веские причины.
Отказывается от еды в детском саду
Когда малыш полноценно питается дома, но не ест в яслях, нужно искать другую причину и немедленно ее решать. Причины могут быть следующие:
1. Непривычная обстановка. Малыш не привык к новому образу жизни и именно поэтому ему нужно время на адаптацию. Родители не должны оставлять ребенка надолго в саду, лучше делать это постепенно, продлевая на несколько часов.
2. Неумение держать ложку. Кроха не научился кушать сам, а воспитателей еще стесняется, поэтому не дает себя кормить. Есть несколько вариантов, как научить ребенка есть. Один из них ─ дома, главное, чтобы мама не вмешивалась. Ребенок будет просить помощи, но когда ему отказали, а он проголодался, он начнет пробовать сам. Если это не помогло, кроха постепенно адаптируется в яслях и начнет повторять за своими сверстниками и держать ложку сам.
3. Манипуляция взрослыми. Малыш замечает, что, если он не ест в саду, то к нему быстро приходит мама и забирает домой. Поэтому он начинает пользоваться данной фишкой постоянно. Со своим чадом нужно разговаривать и объяснять, что ясли эта его обязанность, как у мамы с папой ─ работа.
4. Другая пища. Раньше малыш кушал макароны и сосиски, а с приходом в детский сад его стали заставлять питаться кашами, поэтому он проявляет протесты. Взрослым просто нужно поменять меню и кормить ребенка, как в детском саду.
Данные причины легко решаются, и для этого существует много нужных советов.
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»
Петрова Татьяна
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»
Консультация для педагогов
«Как научить ребенка есть в детском саду»
«Не буду, не хочу, не нравится!»
– говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в
детском саду. Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежеланием малышей вкушать блюда, приготовленные опытными поварами-профессионалами. И причина этого вовсе не в поварах. Причину, пожалуй, надо искать в семье ребенка.
Чаще всего ситуация оказывается до банального проста – дело в том, что домашняя еда очень отличается от пищи, которой кормят детей в детских садах. Малышам бывает трудно перейти от бабушкиных отбивных из куриной грудинки на рыбные котлеты и гарнир из отварной моркови, и поэтому они отказываются кушать.
Некоторые дети только в детском саду узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. У некоторых детей появляется даже рвотный рефлекс на какое-то блюдо. Можно даже составить статистику, какую еду дети едят в саду, а какая практически у всех остается нетронутой.
В этом случае стоит провести беседу с родителями, если они заинтересованы, чтобы ребенок хоть что-нибудь съедал, они прислушаются.
Родителям можно посоветовать включать в меню следует только те блюда, которые дети употребляют в детском саду, ибо в большинстве случаев домашняя пища сильно отличается от детсадовской. Если в свое время ребенок будет употреблять в пищу борщ, запеканку и кисель дома, то, вероятней всего, он будет есть это с удовольствием в детском саду. Также важным является сам способ приготовления пищи. В детских садах еда не содержит большого количество приправ, жиров и различных специй. Следовательно, родителям следует готовить такую пищу, тем более что изобилие приправ и специй не самым лучшим образом влияет на пищеварительную систему.
Есть еще несколько причин, по которым ребенок не ест в детском саду.
Это может быть скрытый протест против воспитателя (который не нравится, против сверстников (с которыми ребенок не может найти общий язык)
и даже против родителей
(которые заставляют идти ребенка в детский сад)
. Причиной может быть элементарное упрямство. Чем больше уговариваешь
ребенка, тем обратнее результат, стоит только не обратить внимание, как он сам начинает есть.
Одной из причин может быть подражание, когда по каким-либо причинам одному из детей позволяется не садиться за стол.
Очень часто родители при ребенке говорят, чтобы ребенка не заставляли есть, что ребенком понимается как одобрение его плохого аппетита.
Бывает, что малыш отказывается есть из-за неаппетитного вида блюда, например, гороховой каши, заляпанной скатерти.
Примеры сервировки стола и оформления блюд. (Презентация к консультации)
Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами.
Но в желании воспитателя и родителей накормить ребенка очень важно не навредить ребенку, не перейти тонкую грань, когда забота превращается в насилие.
Стоит ли насильно заставлять ребенка есть?
Родители стремятся скормить ребенкусодержимое тарелки любыми способами: от мягкого «За маму, за папу, за бабушку. » до жесткого «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.
— Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, — рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. — Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.
Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки.Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.
Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней «войны за столом».
Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.
Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами — от страха перед очередной «пыткой едой». Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.
Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения — они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.
Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.
Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.
Вообще-то человеческий организм — это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т. п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.
В любом случае воспитатели в этом вопросе должны индивидуально подходить к каждому ребенку, совместно с родителями выявляя причину плохого аппетита, нежелания есть.
Примеры игровых вариантов.
«Королева Стола и король»
. Корона надевается
ребенку, который лучше всех поел.
«Почетный стол»
на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.
Медаль «За самую чистую тарелку»
Игра «Ресторан»
Чтение книги. Ребенок заслушивается и забывает, что не хотел кашу. Доказано, что за просмотром мультфильмов ребенок съедает больше, ест, что дадут.
Можно договориться с малышом о простом правиле: «Если не хочется есть, съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».
Советы родителям
Взрослые не должны впадать в панику, через это проходили все и обычно адаптационный период длиться 6 месяцев. Главное ─ не отказываться от посещения детского учреждения, ведь крохе нужно социальное развитие, чем раньше это случиться, тем лучше. Да и ему не придется голодать, если родители воспользуются несколькими советами:
- Научить кроху есть самостоятельно.
- Соблюдать режим, соответствующий садику: прогулки, питание, сон и т.д.
- Готовить еду, как в саду.
- Не заставлять малыша есть, чтобы не вызвать отвращения к еде.
- Утром без перекуса, чтобы не сбить аппетит.
- Забирать после приема пищи, чтобы ребенок привыкал питаться в кругу сверстников.
- Не зацикливаться на проблеме, чтобы малыш не почувствовал родительские переживания.
Интересно! Няня для ребенка: 5 аргументов «ЗА!»
Эти советы помогут ребенку кушать в детскому саду без истерик.
Психологические причины, из-за которых ребенок отказывается от еды
Мало какой малыш с удовольствием кушает в первые дни своего пребывания в садике. Вначале ему необходимо привыкнуть к новому месту и незнакомым людям, которые его окружают. Иначе говоря, адаптироваться. Адаптация – одна из главных причин отказа ребенка кушать. Родители должны понимать, что резкая смена обстановки – это всегда стресс для малыша. Основные причины детского стресса в данном случае таковы:
- Ранний подъем. В домашней обстановке ребенок мог просыпаться тогда, когда он выспался. В детсад его будят насильно и очень рано. Понятно, что детский организм и психика должны приспособиться к новому для него режиму. Пока же этого не произошло, малыш будет капризничать и отказываться от еды;
- В детском саду много новых игрушек, которые могут быть интересны малышу. И пока он такими игрушками «не наиграется», ребенок, скорее всего, будет отказываться от еды, считая, что детсадовские завтраки и обеды мешают ему играть;
- Слишком много ровесников. Дома малыш большей частью общался лишь с родителями, братом или сестрой, бабушкой и дедушкой или двумя-тремя ровесниками в песочнице во дворе. В детсаду круг его общения значительно расширился. Теперь его окружает множество сверстников. В первые дни своего пребывания в садике ребенок будет пытаться установить с ними отношения и, что называется, найти свое место в коллективе. Это – сложный психологический процесс, требующий много сил, и потому малыш может отказываться от еды;
- Обычно, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ребенку кажется, что его мама ушла и больше никогда не вернется. При этом никакие уверения, что мама обязательно его вечером заберет, на малыша не действуют. Так устроена детская психика. Ясно, что в таком состоянии малыш просто не может кушать, как следует;
- Ребенок привык слушать только маму, и не желает слушаться воспитательницу. По этой причине он также может отказываться от еды в садике;
- Будучи дома, малыш привык, что перед началом приема пмщи ему всегда рассказывают сказку, читают книжку или показывают мультфильм. По понятным причинам никто в детском саду специально для него этого делать не будет. В результате ребенок, не дождавшись сказки или любимого мультика, может отказаться есть;
- Отказываясь кушать, малыш тем самым пытается манипулировать родителями. Он прекрасно осознает, что отказ от еды заставит родителей переживать и тревожиться, и они постараются забрать его как можно раньше, а то и вовсе не приводить больше в детсад. Такое проявление детского эгоизма далеко не единственное в данной ситуации. Другими эгоистическими проявлениями могут быть ежеутренние детские истерики, попытки бежать вслед за мамой, когда она оставляет ребенка в детском саду и т. д.
Это – лишь основной и самый общий перечень психологических причин, из-за которых малыш может отказываться кушать. Поскольку всякий ребенок – личность, то у каждого из малышей могут быть индивидуальные причины для отказа. Об индивидуальных особенностях характера ребенка родители должны уведомить воспитателей. Что касается воспитателей, то, соответственно, они обязаны учесть эту важную родительскую информацию, и постараться по мере возможности учитывать ее в процессе общения с ребенком.
Другие причины, из-за которых ребенок может оказываться от еды
Помимо психологических моментов и нюансов, дети могут оставаться голодными в детском саду и по другим причинам. Вот лишь самые распространенные из таких причин:
- Ребенок очень избирателен в еде, и ему не нравятся детсадовские блюда. Сюда же можно отнести и то, что ребенок просто боится пробовать ту еду, которая ему не знакома. Если малышу исполнилось 2-3 года, то в силу возраста у него еще не успели сформироваться какие-то предпочтения в еде. В этом случае через несколько дней он привыкнет к новым для него блюдам. Если же ребенок впервые попал в детсад в 4-5-летнем возрасте, то привыкать к незнакомой пище он будет дольше и тяжелее;
- Отказываясь есть, ребенок таким образом выражает протест. Такой детский «бунт» обычно бывает в нескольких случаях: малыш недавно поступил в садик, у него поменялась воспитательница, к которой он успел привыкнуть, его перевели в другую группу, ему не разрешили играть любимой игрушкой и т. д.;
- Малыш оказывается от еды, потому что плохо себя чувствует: у него простудное заболевание, болит живот, шатается зуб и т. д.;
- У ребенка врожденная аллергия на те или иные продукты. Об этом родители обязательно должны предупредить воспитателей перед тем, как отдавать малыша в детский сад;
- Малыш мало ест по причине своих врожденных особенностей, и потому не в состоянии съесть все то, что ему предлагают в детском саду. Особенно это присуще детям, у которых маленький рост и вес, а также спокойный характер;
- Будучи дома, ребенок привык к другому, чем в садике, режиму питания. Другими словами, в детсаду он не хочет кушать, когда ему предлагают, и хочет – когда это невозможно. Сюда же можно отнести и то обстоятельство, когда в домашних условиях малыша кормят не по режиму, а тогда, когда он попросит или когда это удобнее родителям;
- Ребенок не умеет самостоятельно кушать ложкой. Прежде чем определить малыша в детский сад, родители в обязательном порядке должны научить его пользоваться ложкой и другими столовыми приборами. Если по каким-то причинам этого сделано не было, то почти наверняка малыш будет в садике голодать. Может так случиться, что воспитательница, занятая другими детьми, просто не обратит внимания на малыша-неумеху, чтобы его покормить;
- Ребенка кормят перед тем, как отвести в садик. Понятно, что в этом случае малыш вряд ли станет кушать детсадовские блюда. Точно так же он не будет есть и тогда, когда родители набивают его карманы печеньями и конфетами «для перекуса»;
- Ребенок плохо ест потому, что на него влияет время года. Известно, что летом дети растут быстрее, чем в зимнее время, а потому и кушают они летом с большим аппетитом, так как им необходимо больше энергии для роста;
- Малыш чрезмерно подвержен природным биоритмам. Подверженность природным биоритмам – особенность многих людей, как взрослых, так и детей. По этой причине некоторые люди (в том числе и дети) могут не испытывать голода утром или вечером или – в это время кушать лишь какую-то определенную пищу, а не все, что им предлагают;
- Ребенок может быть не голоден в силу своего спокойного характера и, как следствие, малой физической активности;
- Процесс, связанный с едой, вызывает у малыша неприятные ассоциации. Это может быть в тех случаях, когда дома его часто ругают за то, что он не умеет вести себя за столом, плохо ест, роняет пищу на стол или на пол и т. д. В этом случае в саду ребенок также подспудно будет ожидать строгих замечаний и упреков, и, соответственно, мало кушать;
- Малыш может плохо кушать из-за непоседливости и любопытства. Дети-непоседы не могут сидеть за столом долгое время, часто отвлекаются, шалят, что называется, заглядывают в чужие тарелки. Из-за этого они часто остаются голодными не только сами, но и мешают кушать другим;
- Может случиться и так, кто кроха элементарно не наедается детсадовской едой. Причины здесь могут быть разными: некалорийная или плохо приготовленная еда, маленькие порции и пр.;
Опять-таки следует еще раз отметить, что это – далеко не все причины, из-за которых дети могут отказываться от еды в садике. Очень многое зависит от психологии, характера и физических особенностей каждого конкретного малыша.
Читаем также: Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу
Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них
Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно
И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления
Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду
Ребенок не ест в детском саду: привыкаем к завтракам
Как же сделать этот переход от домашних котлеток к садовским суфле? Нам жалко нашего малыша, особенно если он единственный. Трудно представить, что он не сможет проглотить утром овсянку, проигнорирует второй завтрак в виде банана и откажется от овощного супчика. Некоторые мамы так и видят, как кроха падает в голодный обморок. Поэтому встают пораньше, чтобы не только успеть подкраситься перед работой, но и приготовить что-то вкусненькое любимому капризуле. А потом на всех парах мчатся с сытым ребенком в садик, тысячу раз извиняясь за опоздание и обещая, что больше такое не повторится. Конечно, о том, чтобы малыш сел со сверстниками за стол, в таком случае не может быть и речи. Успели к занятиям — и ладно.
Родители должны понимать, что такой путь — ошибочный, — объясняет Ирина Волошина. — Вы идете на поводу у собственного ребенка, осложняя жизнь и ему, и себе. Не стоит поддаваться манипуляциям маленького хитрюги. Раз почувствовав, что ему уступили, он научится манипулировать вами. Если садик расположен близко к дому, то кроха не успеет проголодаться раньше, чем умоется, оденется и доберется до своей группы. Как раз за это время у малыша и проснется хороший аппетит. Если же до садика приходится долго идти или ехать, то лучше утром попотчевать ребенка кефиром или дать ему какой-нибудь фрукт. В любом случае такой вынужденный перекус не отнимет много времени. В конце концов, дисциплина есть дисциплина. Чем раньше вы приучите малыша к режиму, тем проще ему потом придется в жизни.