Чаще всего негативное отношение к садику у детишек складывается именно из-за тихого часа. Каждый поход в сад начинается бурей протестов и возражений, и часто бывает трудно понять, чем вызваны такие истерики. Это обычный каприз или индивидуальная особенность малыша? Почему ребенок отказывается спать в саду? Как помочь ребенку уснуть и какие советы можно дать в этом случае родителям и воспитателям?
Сколько времени длится детский сон в саду?
Обычно детей укладывают спать в час. Сон длится два часа, но в разных возрастных группах времени может отводиться больше.
Разберем эти отличия на примере разных возрастных групп:
- Младшей группе, в отличие от остальных, может отводиться на сон не два часа, а три, как в яслях.
- Средняя группа чаще всего спит два часа.
- Старшая группа спит два – полтора часа, так же, как и подготовительная.
Время на сончас может отличаться в разных детсадах.
Как укладывают деток?
Перед самим тихим часом дети обязательно обедают, после моют руки и лицо, посещают туалет. После этого они идут в спальную комнату.
Воспитатели сразу обращают внимание на ребят, которым бывает трудно успокоиться и настроиться на сон, они могут подходить к ним и расспрашивать, что их беспокоит, поглаживать по спинке.
После того, как детки успокоятся, им читают сказки, стихотворения, иногда поют колыбельные песни.
Почему малыш не хочет ложится отдыхать в тихий час?
Отказ от сна может быть вызван разными причинами:
- Тяжелая адаптация. Период адаптации для некоторых ребят может проходить очень трудно, он может проявлять себя не только в отказе спать. Это период приспособления к новым условиям – постоянный контакт с другими детьми, новый режим и правила, раннее расставание с мамой… Чтобы период адаптации проходил легче, нужно заранее подготовить чадо к новой жизни: рассказывать ему о садике, объяснять, что это новый шаг на пути к взрослению.
Важно стараться как можно больше времени проводить с ребенком – играть с ним, читать перед сном, расспрашивать, как прошел день, что нового он сегодня увидел или узнал. - Нарушен режим сна. Причиной может быть нерегулярный отход ко сну и непродолжительный сон, бессонница. Ребенок может просто не захотеть спать вовремя. Чтобы этой проблемы не было, просто старайтесь укладывать кроху в одно и то же время, а перед сном свести все активные игры и отвлекающие моменты (телевизор, яркий свет) к минимуму.
- Малыш поздно проснулся и не устал. Причиной отказа от сна также может быть поздний подъем. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить кроху в 6:30-7:00.
- Ребенок не может расслабиться. Это также может быть связано с тяжелой адаптацией. Можно давать ребенку класть в кроватку любимую игрушку, так он будет чувствовать себя спокойнее. Хорошо успокаивает чтение вслух.
- Мешают другие дети. Такое тоже часто встречается, в этом случае можно попросить воспитателя придумать какое-нибудь занятие для возмутителя спокойствия, например рисование или пластилин, чтобы не отвлекать других детей от сна. Советы воспитателю о том, как проще уложить ребятишек спать, читайте ниже.
- Страх отделения от мамы. Повышает тревожность малыша, родителям важно обеспечить для него психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх.Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, постараться избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в садик. Не нужно торопиться оставлять кроху на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы приучить его с радостью ходить в садик.
- Гипервозбудимость. В этом случае не стоит заставлять малыша спать. Попросите воспитателя, чтобы он немного посидел с ребенком на кроватке и погладил его по спинке. Это поможет ребенку успокоиться и быстрее заснуть.
- Отвлекающие факторы. Это могут быть посторонние шумы, температура в комнате, жужжание насекомых. Поговорите с воспитателем об этой особенности своего ребенка.
Предлагаем ознакомиться с другими материалами на тему проблем малышей в детском саду, связанных со здоровьем и адаптацией. Читайте о том, как понять, что ребенка обижают, и научить его постоять за себя, что делать, если малыш часто болеет, как укрепить его иммунитет и стоит ли водить болеющего в садик, а также как быть, если чадо отказывается есть или постоянно дерется.
Как должны вести себя воспитатели?
Что нужно делать воспитателю? Бывает так, что причиной отказа от сна становятся сами воспитатели.
Если ребенок не засыпает, его начинают запугивать: “Не будешь спать – отправлю в чулан”, “Придет серенький волчок и укусит за бочок”.
В таком случае важно и нужно поговорить с воспитателем, спокойно и дипломатично рассказать ему о том, что вам не нравится. Предложите сменить “тактику”.
Если все-таки педагог не хочет идти навстречу и упорно стоит на своем, просто забирайте малыша на время сончаса и укладывайте дома, а потом он, возможно, начнет спать и в саду.
Если у Вас не получается это делать, ничего другого не остается, кроме как перевестись в другой садик. Внимательнее присмотритесь к эмоциональному фону в детском саду, к другим детишкам.
Обратите внимание на их отношение к Вашему ребенку, на то, как он их воспринимает, может, в группе много детей и кроха еще не привык к их обществу? Тогда просто переведите его в другую группу, где количество детей будет меньше.
Неугомонный непоседа
Ангелина, мама 5-летнего Никиты
«Мой сын встает очень рано, иногда даже приходит меня будить. Стоит ему открыть глаза, он уже на ногах. Но вот быстро одеться или умыться – это непреодолимая проблема, поскольку Никита постоянно отвлекается от дела. Ему нужно срочно бежать к игрушкам, беситься, прыгать, кричать. Но когда доходит дело до умывания, одевания и завтрака, начинаются проблемы. В ванной он играет с водой, за завтраком строит башенки из еды (и «застревает» на кухне на полчаса), одеваясь, отвлекается на игрушки. И так каждое утро! Где уж тут придешь вовремя в детский сад».
Рекомендации психолога
В пятилетнем возрасте дети не умеют следить за временем. В этом возрасте основной вид деятельности малыша – это игра. Весь процесс воспитания в детском саду построен через игру. И вам в этом могут помочь игры. Купите яркий будильник и песочные часы в ванну. Устройте соревнования. Пусть малыш умоется и почистит зубы быстрее, чем закончит сыпаться песок. Предложите сыну успеть одеться, пока вы застилаете кровать. Пусть успеет позавтракать за 15 минут и т. д… Желание победить поможет крохе сконцентрировать внимание на одном деле. Наверняка, результат вас порадует.
Важно заинтересовать ребенка игрой, сказав что-то вроде: «Спорим, ты не сумеешь одеться за 3 минуты?» или «Давай засечем, кто из нас быстрее завяжет шнурки», – и результат не заставит себя долго ждать.
У большинства детей в этом возрасте еще не развито чувство ответственности. Они не понимают, почему им нельзя опоздать на зарядку и не чувствуют вины. Детей нужно мотивировать, предлагая им взамен то, что они любят: поход в кинотеатр, катание на аттракционах, новая игрушка. Заинтересуйте малыша, чтобы он учился контролировать время сам и стремился не опаздывать по утрам. Только соблюдайте грань, не позволяйте ребенку пользоваться положением, а награждайте лишь за дело, когда малыш действительно старался.
Как уложить малыша: советы воспитателям
- Чтобы дошкольники вовремя легли спать, педагог должен соблюдать распорядок дня в группе. Благодаря этому у детей выработается физиологическая привычка и в момент наступления сончаса, они будут уже готовы к дневному отдыху.
- Полезно проводить водные процедуры. Проводите обливание ног, которое может принести пользу и в закаливании.
- Обратите внимание на освещение. Оно не должно быть ярким, а шторы желательно закрывать.
- К разным группам можно использовать разные методы. Так, к детям младшей группы лучше всего подходить к каждому по отдельности, разговаривать с ним в спокойном дружелюбном ключе, можно сказать о том, какие чудесные сны им приснятся, как они потом расскажут об это маме и. т. д.
Для малышей важно, чтобы в момент сна с ними была любимая вещь или игрушка, которая напоминала бы им о доме и о маме. Ребяткам из старших групп можно объяснять, что сон – это необходимый для организма отдых. - Важно еще, чтобы в комнате была приятная обстановка, не было ярких цветов и любых отвлекающих моментов. Лучше всего, если комната для сна будет в пастельных тонах.
Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей
Мария Семенченко
Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей
В детском саду я работаю уже давно. В свое время передо мной, как и перед молодой мамой и в то же время начинающим воспитателем,встал вопрос: «Как правильно укладывать детей спать, чтобы они спали здоровым, долгим сном?» Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним»
писал:
«Отход ко сну должен доставлять ребенку радость»
. Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно
спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.
Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Для создания благоприятной атмосферы наша заведующая позаботилась о выборе цвета в спальных комнатах. Бледно-розовый цвет стен, такого же оттенка шторы, на кроватках бледно-розовые покрывала. Окна спальни затеняют раздвижные жалюзи белого цвета. Палас выбрали спокойного светло — бежевого цвета. В группе малышей всё в нежно салатовых тонах.
При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе конечно подхожу к каждому ребенку. Разговариваю спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживаю по голове, спине, плечам и бережно укрываю одеялом. Говорю, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет мне и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.
Перед сном, в младшей группе, я предлагаю ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорю, что она целый день ждала встречи с ним. Из своего опыта могу сказать, что очень многим детям нравится этот процесс. Проснувшись, они с большим восторгом рассказывают маме о том, что видели во сне, и им было очень хорошо. Детям старших групп я говорю о том, что нашему организму нужен отдых.
Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Привожу примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы. При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.
Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраиваю детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задаю спокойный тон, говорю о том, что младшие дети уже спят. Иногда мы заходим в младшую группу, чтобы удостовериться, что малыши действительно уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании. Потом отправляемся в умывальную комнату, где проводятся нужные процедуры. Раздевая детей, говорю им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желаю им приятных сновидений. Читаю или рассказываю детям сказки.
Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей я пою им колыбельные песни.Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Но я, как правило, пою колыбельную песню, сочиняя её на ходу о прошедшем дне. В маленьких куплетах я пою о хороших и плохих делах детей, тем самым даю возможность спокойно оценить как свои поступки, так и других детей.Пою о том: чем сегодня занимались, что нового узнали, тем самым, закрепляя в памяти детей прошедшую деятельность. При этом замечаю, что даже те дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.
Очень нравится детям колыбельная песня, которую я сочинила сама. Она подходит для детей всех возрастных групп. Текст напечатаю в следующем посте.
Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке. Этот немаловажный вопрос я часто затрагиваю на родительских собраниях.
Очень важно и то, как пробуждаются дети. У меня в группе существует правило «тишины»
.
Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи, я тихим голосом говорю, что пора вставать. Когда проснувшиеся дети встают, открываю жалюзи на окнах и потихоньку начинаю будить тех,кто еще не проснулся: подхожу к ним, тихо разговариваю, ласково называя по имени, говоря, что пора просыпаться. Наверное, у вас возникнет вопрос (сколько детей в группе, детей в моей группе всегда за 30, а точнее 35-36. Поэтому учу своих деток помогать мне при пробуждении, они помогают с удовольствием!
Когда дети встают, потягиваются, улыбаются мне – по сердцу разливается необыкновенно теплое чувство благодарности за то, что они есть в моей жизни. И мне выпало счастье найти свою любимую профессию и ежедневно испытывать чувство радости от общения с детьми.
Можно ли чем-то заменить дневной отдых?
Дневной сон необходим для полноценного физического и умcтвенного paзвития детей. Однако с возрастом потребность в сне сокращается. Обычно это происходит с 4-5 лет. Тогда вместо сна будет достаточно просто полежать немного и послушать книжку или поиграть в любые спокойные игры – кубики, пазлы, порисовать (активные виды деятельности и игры не подойдут для нормального восстановления сил). Для отдыха в этом возрасте и этого будет достаточно.
Но в детском садике на дневной сон уходят все, независимо от возраста, и перед родителями и воспитателями встает вопрос, который можно решить двумя способами:
- Родители могут забирать ребенка из детсада во время дневного сна и водить его на кружки, а потом приводить обратно – во многих садах после полдника проводятся развивающие занятия и игры.
- Вместе с родителями, чьи дети тоже не спят днем, можно договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей.
Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время вместе с другим воспитателем в спортзале, на прогулке, или просто играя вместе вне спальни (такая практика тоже существует, но довольно редко, в основном, если ребенок не может уснуть, его просят просто тихонько лежать и не мешать спать остальным).Если ребенок не может заснуть, педагог звонит его родителям и просит забрать малыша.
С проблемой отказа ребенка спать в садике в тихий час сталкиваются многие родители и воспитатели. Главное в этом случае выяснить причину такого поведения и отнестись к малышу с максимальной заботой и пониманием.
Требования к распорядку дня в детском саду по СанПиН
Для того чтобы сделать пребывание ребенка в саду безопасным и обеспечить его надлежащим воспитанием и питанием, разработаны нормы, которые обязательно должны соблюдаться во всех детских садах. Санитарные правила и нормы (СанПиН), кроме обязательных, содержат общие рекомендации, при соблюдении которых можно достичь наиболее оптимального микроклимата в группе, а также повысить обучаемость детей.
Согласно этим нормам предусматривается 4-разовое питание детей с интервалом до 4-х часов. Продолжительность дневного сна должна составлять 2-2,5 часа в присутствии педагога. Не рекомендуется проводить активные занятия перед сном.
Продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять 3-4 часа при температуре воздуха не ниже -15°С. Рекомендуется это время разделять на две прогулки.
Мамам и папам следует понимать, что дневной сон помогает ребенку справиться со стрессом. Ребенка, не спавшего днем, будет сложнее уложить ночью из-за повышенного гормона кортизола. Но чем старше становятся дети, тем меньше им требуется времени сна. Если ребенок готов физически и психологически отказаться от дневного сна, не следует его заставлять спать насильно.