Когда пора ползать?
Согласно научным исследованиям полноценно развивающийся ребенок в шесть-семь месяцев, иногда несколько позже, начинает ползать. Однако некоторые малыши пропускают этот этап развития. Родители считают, что ползать не обязательно и приучают его к ходункам. Они предполагают, что так он быстрее разовьется интеллектуально и физически. В результате малыш начинает ходить, минуя этап ползания. Кроме того, родители привыкают, что ребенок должен спать на спине и во время бодрствования забывают переворачивать его на животик.
В итоге он привыкает к такой позе, при переворачивании на живот начинает капризничать, и мама возвращает его в привычное положение. Мышцы конечностей, которые постепенно должны укрепляться, остаются без тренировки. И к положенному сроку в лучшем случае ребенок начинает ползать назад или совсем этого не делает.
Развитие ребенка на четвертом месяце
К началу четвертого месяца симптомы кишечных колик беспокоят малыша значительно реже, почти все время он пребывает в хорошем настроении, поэтому еще больше интересуется окружающим миром.
Развитие речевых навыков
Гуление малыша постепенно становится более активным, ребенок издает протяжные гласные звуки. Помимо этого звуки, которые он издает, становятся более разнообразными. Чтобы стимулировать развитие его речевых навыков, необходимо постоянно уделять ребенку внимание.
- Все время разговаривайте с ним и комментируйте свои действия, когда кормите, одеваете или купаете его. Показывайте на интересные предметы и описывайте их малышу.
- Повторяйте звуки за ребенком. Старайтесь, чтобы каждый из них сопровождался отчетливыми движениями губ и активной мимикой. Вскоре кроха уже сам будет повторять то, что Вы говорите.
- Попросите еще кого-нибудь из близких присоединиться к общению. По очереди произносите какой-нибудь звук.
Несмотря на разное звучание голосов, малыш научится понимать, что вы повторяете одно и то же. Смена тембра голоса во время таких разговоров будет положительно влиять на развитие речевых навыков ребенка.
- К 4 месяцам малыш уже начинает узнавать свое имя и реагировать на него. Как можно чаще называйте его по имени вместо использования уменьшительно-ласкательных слов.
Малыш смеется еще активнее, чем прежде. Он повизгивает от удовольствия, реагирует и на щекотание. Будьте внимательны, не перевозбудите ребенка во время шумных игр. Это может испугать его и стать причиной слез.
Первый пик двигательной активности
Грудничок уже умеет переворачиваться со спины на живот. Давайте вспомним один из основных рефлексов новорожденного – рефлекс ползания: если положить малыша на животик, то он будет совершать ползающие движения. Попробуйте прикоснуться к его ступням ладонью – и ребенок оттолкнется от нее, ускорившись. К четырем месяцам этот рефлекс начинает угасать, но если его стимулировать, то уже к пяти месяцам Ваш кроха сможет совершать первые робкие попытки поползти.
На четвертом месяце ребенок уже начинает протягивать ручки к игрушке. Иногда, дотягиваясь до нее, он сразу же сжимает кисть в кулак и уже кулачком толкает игрушку, не захватывая ее. Если вложить игрушку в руку, то он будет долго удерживать ее, тянуть в рот и затем бросать. Только с пятого месяца протягивание руки и хватание предмета малышом начинает напоминать аналогичные движения взрослого человека.
Разглядываем предметы
К четырем месяцам ребенок может не просто смотреть на объект, а разглядывать его в деталях, а также переводить взгляд с одного предмета на другой. Он может фокусировать зрение в зависимости от того, близко или далеко они находятся. Малыш еще лучше различает цвета, вплоть до того, чтобы понимать разницу между оттенками одного цвета. А еще он может поворачивать голову и переводить взгляд на 180 градусов.
Если к ребенку приблизится незнакомый человек, то малыш сначала прекратит двигаться и гулить, потом широко раскроет глаза и будет часто открывать ротик. Это ориентировочная реакция, за которой чаще всего следует радостное оживление, но может наступать и противоположная реакция – страха и негативизма. Ну а уже к пяти месяцам жизни кроха сможет хорошо различать Вас среди других взрослых с явными отличиями в эмоциональных реакциях на Ваше появление и исчезновение из поля своего зрения.
Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.
Мнение доктора Комаровского и Б. Спока
Назвать точно, во сколько месяцев ваш малыш начнет ползать, довольно сложно. Однако, если он умеет переворачиваться и ему это нравится, то он вскоре попробует перемещаться. Б. Спок утверждает, что детки начинают учиться этому процессу в пять-шесть, а уже совсем хорошо ползают к семи месяцам. При этом у них разные способы ползания. В некоторых семьях уже в четыре-пять месяцев ребенок ползает назад, в других – сразу на четвереньках, но это происходит позднее, месяцев в семь или восемь. Тем не менее и то, и другое считается нормой.
Педиатр Е. Комаровский считает, что ребенок сам знает и решает, когда ему сидеть, ползать и ходить. А родители не должны ему мешать в этом, их обязанность сделать так, чтобы эти процессы доставляли малышу радость, а не были тяжелым трудом.
На формирование двигательной активности ребенка влияет:
- психологическая атмосфера в семье;
- личностные и физические особенности младенца;
- его состояние здоровья.
Другими словами, ползание – это определенная ступень развития, которую некоторые малыши пропускают и сразу переходят к ходьбе. Однако это также вариант нормы.
Слух.
В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.
Нужно ли учить ползать?
Не следует насильно заставлять малыша лежать на животе, но постепенно необходимо приучать, готовя его к ползанию. Ведь это очень важный период не только для физического развития, но для подкорковых структур мозга. В частности, мозговая дисфункция, являющаяся последствием тяжелых родов или родовой травмы, в период ползания до некоторой степени компенсируется. Во время этого действия малыш укрепляет костно-мышечную систему, тренирует руки, плечи, локти и запястья. Поэтому ползающие дети больше развиты физически, чем груднички, пропустившие этот этап. Тренировка связок запястий и кистей рук пригодится для развития мелкой моторики.
Такие малыши быстрее научатся держать правильно ложку и карандаш. Кроме того, ползая, ребенок учится ориентироваться в пространстве и управлять телом. Таким образом, этап ползания полезен и важен, его необходимо поощрять и поддерживать. Если ваш наследник самостоятельно выбрал манеру ползания, то ему лучше не мешать – советует детский врач Е. Комаровский. Ребенок ползает назад или при помощи одной ноги – это не имеет значения, он выполняет свою индивидуальную программу развития. Во время этого процесса у малыша закладываются первые навыки пространственной ориентации.
Признаки сколиоза
Как правило, родители начинают беспокоиться, замечая признаки сколиоза, гораздо позже — в возрасте 6–7 лет. И с каждым последующим годом сколиоз прогрессирует вместе с ростом скелета ребенка. Бурный рост приходится на подростковый период, соответственно, активно прогрессирует и сколиоз, провоцируя развитие многих сопутствующих заболеваний. Так как позвоночник связан со всем организмом, его изменение (в данном случае сколиоз) может повлиять на ряд важных процессов, что взрослому человеку будет доставлять немало неудобств.
Например, последствия могут быть такими:
- разная длина ног;
- утомляемость при ходьбе;
- асимметричное положение стоп у ребенка;
- вальгусная деформация стоп.
Подобные нарушения ощутимо сказываются на качестве жизни, вызывая в свою очередь другие негативные последствия. В результате физическое состояние человека становится очень далеким от нормы.
Полностью здоровым назвать обладателя таких особенностей сложно, хотя это «всего-навсего» плоскостопие… Во время выполнения той или иной работы человек может чувствовать дискомфорт, быстро утомляться. Так что выражение «родом из детства» имеет прямое отношение и к данной теме.
Ребенок ползает, но не ходит: повод срочно обратиться к врачу / istockphoto.com
Почему ребенок ползает назад?
Делать это он может:
- Осознанно. Например, видел, как мама моет полы и двигается назад или подсмотрел у играющих более старших деток.
- Вынужденно – пытался ползти вперед, но ручки оказались слабенькими, он упал и ударился.
- Интуитивно – детский организм понимает, что некоторые мышцы надо поберечь, а на другие – можно положиться. Ползая назад, кроха тратит меньше энергии.
По мнению педиатров, это не опасно и никакой патологии у малыша нет. Однако, если грудничок через два или три месяца не предпринимает попыток ползать вперед, то рекомендуется оценить его мышечную силу. В некоторых случаях причина кроется в гипертонусе или гипотонусе мышц.
Итак, если кроха в течение длительного времени ползает назад, то необходима корректирующая гимнастика, так как передвижение в одну сторону не дает возможности развиваться всем группам мышц.
Ребенок начал ползать назад: плюсы
Рассмотрим положительные стороны этого навыка:
- Увеличение нагрузки на мышцы происходит постепенно. Передвигаться благодаря отталкиваю довольно просто. Разработка суставов и развитие позвоночных отделов проходят без неприятных для малыша ощущений.
- Оказывается, научить грудничка ползать назад сложнее, чем вперед. Кроме того, во время такого движения работают группы мышц, которые не задействованы при перемещении вперед.
- По мнению ученых, при таком способе передвижения тренируется вестибулярный аппарат.
Учим ползать правильно
Ребенок ползает назад, а как научить вперед и можно ли это сделать? Прежде всего надо запастись терпением. Чтобы малыш освоил новый навык требуется определенное время. Следующие рекомендации помогут справиться собственными силами:
- Необходимо оценить качество покрытия, на котором передвигается ребенок. Поверхность должна быть приятная и не скользкая.
- Положите перед ним любимую игрушку и пусть он до нее дотянется. Однако помогать ему при этом не следует.
- Поощряйте и хвалите малыша, когда он ползает правильно.
- Покажите своим примером, как надо двигаться.
Самое главное, чтобы малышу было весело и интересно учиться ползать вперед, а для этого требуется уделять таким занятиям много времени.
Российские медицинские нормы
В соответствии с этими нормами малыш должен освоить технику ползания в шесть-семь месяцев, т. е. в этот период он пытается делать первые передвижения. Предшествует этому этапу умение переворачиваться на животик и держать голову. Первоначально кроха пытается ползать на животике, так как еще не знает, как двигать ножками. Вся нагрузка приходится на мышечный аппарат верхних конечностей. Далее он начинает понимать, что можно использовать и ножки – оттолкнуться ими или подтянуть.
В этот период некоторые крохи и начинают ползать по-разному. Через небольшой промежуток времени карапуз уже уверенно себя ощущает и свободно передвигается. Иногда он делает это задом наперед, и встревоженные мамочки спрашивают у медиков, что делать, если ребенок ползает назад? Большинство детей через какое-то время начинают ползать в правильном направлении и никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. В случае гипо- или гипертонуса поможет специальная гимнастика, с помощью которой укрепляется мускулатура.
Доктор Комаровский: как научить ребенка ползать?
Комаровский Евгений Олегович неустанно повторяет о пользе ползаний в противовес раннему высаживанию или пребыванию в специальных приспособлениях, ставящих ребенка в вертикальное положение (например, ходунки). Однако он называет все принятые нормы по поводу того, когда ребенок должен сесть, поползти или встать на ножки – глубоко примерными. Благодаря этому врачу молодые мамочки, наслушавшиеся всезнающих окружающих, уяснили, что ребенок никому ничего не должен.
Когда придет время – поползет, когда окрепнут мышцы – сядет, когда будет готов – встанет. Утверждения Комаровского всегда основываются на здравом смысле. Он подмечает, что отличительное чертой человека является прямохождение, что однако несет за собой такие заболевания как радикулит, сколиоз. Поэтому ранняя преждевременная нагрузка на позвоночник ведет к тому, что он не успевает окрепнуть в полной мере.
Чем позже ребенок встанет на ножки и пойдет, тем тверже будет позвоночник, чем активнее ребенок будет ползать, тем крепче будут мышцы спины.
Дите научится ползать – с вашей или без вашей помощи, главное его в этом деле поощрять и помнить: чем больше, тем лучше.
Ползание – очень желательная фаза в развитии ребенка. Каждый малыш начинает ползать в разное время и разными способами. А кто-то вообще не ползает или вдруг берется ползать после того, как пошел. В любом случае не ограничивайте ребенка зоной кроватки или манежа, давайте ему возможность активно расти. Очень важно не просто научить дитя ползать, а систематически уделять этому передвижению много времени.
Важность и польза ползания ребенка
Благодаря ползанию развивается чувство равновесия, баланса, а также сила. Кроме того, этот важный этап формирует и укрепляет эмоциональное, зрительное понимание, двигательное мастерство малыша. Итак, благодаря ползанию:
- Появляются двигательные умения и способность к совершению мелких и точных движений. При ползании все группы мышц работают, вырабатывается моторно-зрительная координация, устанавливается умение контроля за мелкими мышцами тела.
- Позвоночник фиксируется и выравнивается. Когда ребеночек приступает к ползанию, он не только учится управлять конечностями, но и формирует мышечную систему, укрепляющую позвоночный столб.
- Развивается визуальное восприятие, мозг, вестибулярный аппарат. Ползая, карапуз применяет бинокулярное зрение, в результате у него формируется реакция, которая будет полезна в будущем для навыков чтения и письма. Во время такого передвижения развивается и вестибулярный аппарат, способствующий улучшению равновесия. При ползании импульсы двигательных нервов с огромной скоростью меняются местами между двумя полушариями. Это содействует возникновению неврологических навыков.