Сначала — ползком, а потом — пешком. Или наоборот?


В течение первого года жизни родители внимательно следят за достижениями своего наследника. Ребенок учится держать головку, приподнимается на руках, переворачивается на живот и обратно, садится и, наконец, встает на ноги и идет. А вот на ползание многие взрослые почему-то не обращают должного внимания. Этот этап чаще всего не вызывает такого родительского энтузиазма, как первый самостоятельный шаг. Считается, что ползание лишь разминка и подготовка к серьезным свершениям — ходьбе. На самом деле это не совсем правильно.

О пользе ползания

Ползание — важный этап развития малыша, который нельзя упустить. Причем невропатологи считают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно во время периода ползания, предшествующего первым шагам, устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями головного мозга. У детишек, которые рано начали ползать, развиты оба полушария головного мозга, и преобладание одного над другим незначительно. Ранние «ползунки» отличаются всесторонним развитием и успехами, как в гуманитарных, так и в точных науках.

Кроме того, в 8-9 месяцев ползание обеспечивает наиболее оптимальное распределение физических нагрузок. Дело в том, что эмоциональное и психологическое состояние малыша тесно связано с физическими нагрузками. Работа мышц поддерживает тонус центральной нервной системы: чем меньше двигается ребенок, тем пассивнее его восприятие окружающего мира, тем неувереннее он себя чувствует. Отсюда в будущем появляется эмоциональная неустойчивость, замкнутость и безынициативность. В медицине есть даже такой термин — «мускульный голод». Это когда из-за недостаточной подвижности и пассивности у ребенка могут начаться физиологические сбои организма. При недостаточной нагрузке мышц замедляется развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, ухудшается кровообращение и нарушается обмен веществ. Кстати, у малоподвижных детей гораздо ниже иммунитет, они часто болеют и тяжело переносят даже легкую простуду.

Ползти или идти?

Некоторые торопыги вообще предпочитают пропустить этап ползания и сразу пойти на своих двоих. Если малыш в 8–9 месяцев проявляет упорство в своем нежелании передвигаться на четвереньках, а непременно хочет встать прямо и ходить — значит, его организм готов к таким нагрузкам. Главное, чтобы не торопились поставить ребенка на ножки его родители. Их задача — как раз всячески стимулировать ползание как важный и во всех отношениях полезный (при условии полной безопасности) процесс. Тем, в каком возрасте малыш пойдет, можно будет озаботиться после годика или даже на пару месяцев позже.

Родителям (особенно папам) часто кажется, что раннее начало хождения ребенка — повод для гордости. Поэтому они спешат поместить свое чадо в ходунки. Детям такое приспособление очень нравится — они получают невиданную доселе свободу передвижений. Мамы тоже довольны: ребенок занят, при этом не имеет возможности подобрать и съесть что-то с пола и находится на безопасном расстоянии от острых углов. Но педиатры утверждают, что использование ходунков вредно по следующим причинам:

  • ребенок не имеет возможности научиться держать равновесие, лишается необходимого опыта падений, поэтому самостоятельно ходить боится и в итоге начинает позже;
  • преждевременная нагрузка на неокрепшие мышцы и позвоночник может привести к искривлению;
  • при поездках на ходунках и самостоятельной ходьбе используются разные двигательные навыки — чтобы сдвинуть с места вспомогательное приспособление, нужно отталкиваться пальцами ног, а это чревато неправильным формированием свода стопы и хождением на цыпочках в будущем;
  • сами ходунки могут стать причиной травмы, если малыш на большой скорости налетит на порог, игрушку или другое препятствие.

Ходунки допускается использовать начиная с 9-месячного возраста, причем не более 1 часа в день. Рекомендуемая продолжительность одного сеанса — 15 минут, и проходить он должен под контролем взрослых.

То, во сколько дети начинают осваивать любые двигательные или когнитивные навыки, всегда волновало и будет волновать их родителей. В этом вопросе важно ориентироваться на проверенные временем средние показатели, чтобы не пропустить тревожные сигналы и вовремя принять необходимые меры. Но если педиатр, которого в течение первого года малыш посещает как минимум раз в месяц, не видит причин для беспокойства — не должно быть его и у родителей.

Восемь факторов «неползания»

Прежде, чем приступать к развитию навыков ползания, необходимо выяснить, почему ребенок не предпринимает попыток передвигаться на четвереньках. Специалисты выделяют восемь факторов, препятствующих развитию ползания.

  1. Недоразвитие мышц или слабость мышечно-связочного аппарата
    (например, в результате рахита).

    Этот диагноз ставит врач-педиатр при регулярных осмотрах. Он же назначает соответствующее лечение и массаж. Если игнорировать советы врача и самостоятельно развивать у ребенка навыки ползания — это может привести к серьезным травмам связок и мышц.

  2. Излишний вес
    .

    Детский скелет еще очень слабый и не в состоянии выдерживать нагрузки излишнего веса. Перекормленный, «тучный» ребенок отстает в физическом развитии, позже садиться, позже начинает ползать и ходить. Такому ребенку просто-напросто тяжело двигаться.

  3. Длительное пребывание в постели
    (в результате болезни).

    Детишки, которые в первые шесть-восемь месяцев жизни много болели, часто отстают в физическом развитии. В этом случае не стоит торопить события. Окрепнув, ребенок быстро научится ползать.

  4. Травмы конечностей
    .

    При имеющих место переломах конечностей, растяжении связок или сильных ушибах ребенку может быть больно ползать. В этом случае вам потребуется помощь врача-ортопеда и массажиста.

  5. «Тугое пеленание»
    .

    Находясь с первых дней жизни в удобных кофточках и ползунках, ребенок раньше учится чувствовать свое тело, больше двигается и, следовательно, раньше начинает ползать. Если вы сторонница «тугого пеленания» или оно рекомендовано ребенку по медицинским показаниям, как можно чаще выкладывайте ребенка без пеленок. Необходимо с рождения предоставлять малышу свободу движений.

  6. Длительное пребывание в манеже или в ходунках
    значительно замедляет развитие навыков ползания.

    Конечно, не стоит отказываться от спасительного манежа или ходунков. Здесь самое главное не злоупотреблять и не запирать малыша за сеткой на целый день. Ребенок до года не должен находиться в манеже более двух часов в день и желательно не более 30-40 минут подряд. То же самое касается и ходунков.

  7. Наследственная предрасположенность
    .

    Специалисты установили, что нормы физического развития передаются по наследству, причем мальчики чаще всего развиваются, как их отцы, а девочки походят на маму. Например, если папа сначала пошел, а только потом научился ползать, велика вероятность, что сын последует его примеру. Так что прежде, чем сетовать на своего ребенка, расспросите родителей о том, как развивались вы.

  8. Лень, отсутствие интереса
    .

    Лень — качество врожденное. Только одним детишкам лень ползать, а другим играть погремушкой или слушать сказки. И задача родителей — разбудить у ребенка врожденное чувство любопытства, которое способно побороть лень.

Особенности развития мальчиков и девочек

Девочки и мальчики достигают таких показателей в развитии неодновременно. Природой устроено так, что девочки обгоняют мальчиков в своём развитии, уже при рождении этот отрыв составляет 3-4 недели. Первые шаги девочки совершают на 2-3 месяца раньше, а с первыми словами обгоняют мальчиков на 4 — 6 месяцев.

Способность сидеть у девочек

Нарядная девочка позирует, сидя на диване

Девочки со средним весом и нормальным темпом развития обычно:

  • к шести месяцам могут сидеть с поддержкой взрослого;
  • по достижении семи держат спинку прямо самостоятельно;
  • к восьми месяцам принимают сидячее положение из лежачего/на четвереньках.

Это усреднённый показатель, отклонение от которого на месяц-полтора также считается нормой. Каждый ребёнок индивидуален и обладает своими темпами развития.

Девочка села слишком рано? Значит, она была к этому готова. Главное, ограничивать время, которое ваша дочка проводит в сидячем положении. До шести месяцев оно должно составлять не более часа в день. Крошке нравится играть и разглядывать окружающий мир сидя, но её позвоночник ещё не окреп, чтобы подвергаться таким нагрузкам.

Когда можно присаживать девочку?

В этом вопросе девочки чуть более прихотливы, чем мальчики. Из-за раннего присаживания (если ребёнок сам не предпринимает попытки сесть) у девочек могут возникнуть в будущем проблемы с беременностью, связанные с деформацией родовых путей. Существует и распространённый околомедицинский миф о том, что последствием раннего присаживания может стать загиб матки. Но это не так, загиб матки – всего лишь вариант нормального физиологического развития (как и смещение чуть назад половых органов), который никак не связан с присаживанием девочки во младенчестве.

Как только ваша дочь самостоятельно приняла позу сидя, можно пытаться иногда помогать ей сесть, но не раньше полугодовалого возраста.

Как начинают сидеть мальчики

Здоровые малыши обычно предпринимают попытки сесть уже с 5 месяцев, мешать им в этом не стоит. Но к четвёртому месяцу позвоночник мальчика ещё не готов к длительным нагрузкам.

Как только грудничок начал предпринимать попытки садиться, его можно начинать постепенно по чуть-чуть приучать к этому положению, обязательно проводя упражнения и массажи. Педиатры не рекомендуют делать этого до полугодовалого возраста ребёнка и до того, пока он не станет пытаться сесть сам.

К 7 месяцам мальчики обычно могут сидеть с посторонней помощью, и тогда их можно начинать присаживать. К 8 месяцам мальчик уже сможет самостоятельно держать спинку, а чуть позже — принимать сидячее положение из позы лёжа или на четвереньках.

Более наглядно средний возраст освоения некоторых двигательных навыков детьми представлен в следующей таблице:

НавыкДевочкиМальчики
Первые попытки сесть, перекатывания со спинки на живот и обратно4-5 месяцев5-6 месяцев
Сидит с посторонней помощью6 месяцев7 месяцев
Можно присаживатьНе раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам), не более чем на час в день.Не раньше 6 месяцев (если до этого ребёнок предпринимал попытки сесть сам).
Держит спинку7 месяцев8 месяцев
Принимает сидячее положение из позы лёжа и на четвереньках7.5 — 8 месяцев8.5 – 9 месяцев

Учимся ползать

Уже к пяти-шести месяцам кроха учится владеть своим телом и осваивает координацию. Он пытается переворачиваться со спины на живот и, наоборот, может схватить маленькую игрушку, подвешенную над кроваткой, приподнимается на ручках лежа на животе и способен потянуться рукой вперед. Это говорит о том, что организм ребенка готов к ползанию. Но одно дело физическая готовность организма и совсем другое — практические навыки. Распространенно мнение, что помощь в развитии навыков ползания необходима только ослабленным детишкам, отстающим в развитии, а здоровый малыш постепенно сам все освоит, главное — ему не мешать. Это неверно. Некоторые детишки, действительно, почувствовав в себе силы, пытаются самостоятельно передвигаться на четырех точках. Но большинству малышей необходима родительская помощь.

Конечно, со временем ребенок обязательно научится и ползать, и ходить, но сделать ему это будет гораздо сложнее, чем другим. Поэтому нежелательно пускать все на самотек. Бывает, что ребенок в три-четыре месяца развивается в соответствии с нормой, и родители перестают с ним заниматься. В результате к полугоду у здорового от рождения ребенка появляются проблемы, и он по развитию существенно отстает от сверстников.

Подготовить маленькое тельце к ползанию помогают воздушные ванны и массаж. Причем заниматься физическим развитием ребенка необходимо с первых дней жизни, а не ждать, пока малыш немного подрастет. Под влиянием массажа в коже и мышцах улучшается кровообращение, обмен веществ и в результате они становятся более упругими и эластичными. Элементарные навыки профилактического массажа вам покажут перед выпиской из роддома или при домашнем патронаже. Грудничкам массаж делают два раза в день приблизительно по десять минут — утром и вечером перед купанием. Основными приемами «домашнего» массажа для грудничков является поглаживание и растирание. Все движения должны быть легкими, нежными и плавными, от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке). Руки и ноги ребенка во время массажа не выпрямляют, а наоборот, слегка сгибают.

Полезно проводить упражнения, основанные на безусловных рефлексах. Так, проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при прикосновении к стопам малыш начинает отталкиваться. Регулярно выкладывайте ребенка голеньким на живот на твердую поверхность (например, на пеленальный стол). В таком положении ребенок учится приподнимать голову, потом опирается на руки и покачивается на выпрямленных руках и в результате начинает ползти. Положение на животе само по себе способствует укреплению мышц спины, шеи и плеч.

После трех месяцев к массажу добавляют элементарные физические упражнение: скрещивание рук и ног, круговые движения руками, присаживание, выгибание, повороты со спины на живот (сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельные), и т.д. Как правило, научившись самостоятельно переворачиваться со спины на живот, ребенок предпринимает первые попытки к ползанию.

Но часто можно наблюдать ситуацию, когда физически развитый и здоровый малыш не предпринимает никаких попыток к ползанию, хотя физиологически он давно способен это делать. И наоборот, слабый, болезненный, но любопытный малыш активно ползает. Отсюда следует основной вывод — ребенку должно быть интересно ползать. Для того, чтобы у ребенка появилось желание двигаться дальше, родители должны лишь немного подтолкнуть его и дать ему стимул для дальнейших открытий. Самое главное заинтересовать. Положите кроху на живот, на твердую поверхность. Естественно, малыш должен быть сыт и доволен. На небольшом расстоянии от ребенка положите красивую игрушку (желательно музыкальную). Игрушка должна лежать не слишком близко, чтобы ребенок не смог достать ее рукой, но и не слишком далеко, чтобы, слегка приподнявшись на руках и качнувшись вперед, он смог ее достать. Пусть кроха сам потянется к ним, любопытство обязательно возьмет верх. Постепенно отодвигайте «приманку» все дальше и дальше.

Когда ребенок готов к новым навыкам и умениям

Чтобы это понять, вы должны

усвоить несколько моментов:

Пора сидеть?

Если ваше чадо начинает уверенно и активно переворачиваться со спинки на животик и обратно, он способен ощущать равновесие и скоро настанет
время для самостоятельного сидения.
Обычно это происходит в 6-7 месяцев.

Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он:

* сидя на боку,

опирается на одну ручку, а второй тянется за игрушкой, но при этом удерживает себя и
не
заваливается назад;

* стоя на четвереньках:

– наклоняется вперед, тянет одну ручку, стучит ею по полу или пытается схватить находящуюся впереди интересную игрушку;

– качается назад и вперед, держа спинку параллельно полу и не

прогибая ее;

– пятится назад: это происходит, потому что поначалу ему трудно поднять ручку и переставить ее вперед, а двигаться и осваивать новые территории очень хочется;

* лежа на животе

, сгибает ножку под животик самостоятельно, либо вы сами сгибаете ее (она должна остаться согнутой), и при этом малыш пытается ползти.

Эти моменты означают, что кроха развивается правильно и не спеша,

может переносить свой вес, у него окрепли боковые мышцы, мышцы плечевого пояса и он скоро начнет ползать. Как правило, это происходит в 7-8 месяцев.

Уже пойти?

Когда малыш стабильно сидит и ползает, так что вам трудно за ним угнаться по комнате, он готов к следующему этапу — ходьбе.

Дети уверенно начинают ходить на 11-15 месяце жизни.

Однако мало знать, когда ребенок готов к усвоению новых навыков и умений. Ваша задача — помочь малышу приобрести их правильно

, так, чтобы
не
навредить здоровью.

Повод для беспокойства

В некоторых случаях родители не в состоянии справиться без помощи специалистов (невропатолога или ортопеда). Вот несколько основных моментов, которые должны вас насторожить и стать сигналом для немедленного обращения к врачу:

  • К восьми месяцам ребенок не делает даже слабых попыток ползти. Не приподнимается на ручках и не пробует всем тельцем двигаться вперед.
  • Учась ползать, малыш слишком долго (больше месяца) задерживается на одном этапе (например, научился раскачиваться на четвереньках и на этом остановился).
  • Восьми-девятимесячный ребенок ползает, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь при этом на руках, или ползает, приподнимаясь только на одну руку, а вторую просто волочит по полу. При этом во время игры он пользуется двумя руками.
  • Ребенок ползает только задом. Многие дети сначала учатся ползти назад, а только потом вперед. Но если годовалый малыш, пытающийся делать самостоятельные шаги вперед, продолжает ползать исключительно задом, это серьезный сигнал тревоги.

Как научить малыша сидеть, ползать и ходить

На самом деле, все довольно просто. Достаточно того, чтобы вы:

* следовали инстинктам ребенка, которые заложены природой;

* прививали ему новые навыки и умения

в соответствии с физической подготовленностью к очередному этапу развития путем выполнения комплекса упражнений.

Это не сложно, главное — не

опережайте события.

Упражнения для сидения

Их цель — укрепление мышц плечевого пояса и спины.

1. Научите ребенка делать упор на локтях.

Положите его на пол, прижмите к полу одну ручку полным локотком, а второй помогите ему действовать: дотянутся до игрушки. Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы ножки малыша не напрягались, а одна из них (противоположная действующей руке) была согнута — это даст устойчивость. Потом поменяйте ручки.

2. Научите малыша опираться на свободные ладошки.

Сядьте на пол, вытяните ноги и положите кроху на свои бедра животиком. После этого его ладони обоприте об пол, предварительно положив перед ним яркий предмет, чтобы малыш тянулся к нему.

Во время упражнения придерживайте карапуза за крестец и поясницу таким образом, чтобы он не

валился вперед.

3. Укрепляйте мышцы на разных вспомогательных средствах:

* Упражнение на небольшом овальном мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, а перед ним яркую игрушку. Затем обоприте кроху ручками об пол. В этой позе совершайте покачивающие движения вперед, при этом ребенок будет тянуться к игрушке. Во время упражнения придерживайте рукой крестец и поясницу крохи.

* Упражнение на большом круглом мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, придержите его одной рукой за крестец и поясницу, а другой согните одну ножку. Затем начните раскачивать мяч из стороны в сторону, периодически сгибая то одну ножку, то другую. Хорошо, если малыш станет попеременно отрывать одну руку от мяча и тянуться к интересующему его предмету.

* Постройте полосу препятствий.

Возьмите обычную диванную подушку и расположите ее на полу, затем положите на нее малыша животиком, а перед ним — интересную игрушку. Потом обоприте ладошки крохи об пол и попеременно сгибайте то одну ножку, то другую, помогая ему ползти вперед, к цели.

Во время упражнения, если понадобится, придерживайте кроху рукой за поясницу и крестец.

4. Учите малыша раскачиваться на четвереньках.

Расположите ребенка на четвереньках и раскачивайте его назад и вперед, придерживая за ягодицы и бедра таким образом, чтобы ножки были немного согнуты под тельце.

Выполняя все упражнения каждый день, наверняка, вы задаете себе вопрос: когда же ваше чадо сядет? Все просто: если он, сидя на боку и опираясь на одну руку, вторую отрывает от пола, вполне уместна «барабанная дробь», поскольку навык сидения ребенок уже приобрел.

Теперь можно смело переходить к следующему этапу — обучению ползанию.

Упражнения для ползания

Цель — укрепление мышц плечевого пояса и глубоких мышц спины, а также боковых мышц.

Все упражнения, способствующие усвоению навыка сидения, подготавливают кроху также и к ползанию. Однако этого недостаточно, поэтому этот комплекс необходимо дополнить.

1. Похлопывайте по животику.

У малыша, готовящегося ползать, как правило, еще не окрепли мышцы. Поэтому, стоя на четвереньках, спинка у него прогибается. Чтобы исправить это, слегка похлопайте по животику — тогда кроха напряжется и постарается держать спинку прямо.

2. Преодолевайте препятствия.

На пол положите мешок, наполненный пластмассовыми шариками, или подушки, и помогите карапузу преодолеть это препятствие на четвереньках.

3. Играйте в «туннель».

На стол постелите длинную скатерть или одеяло — так, чтобы края свешивались до пола. Таким образом, у вас получится самодельный туннель, в конце которого находится любимая игрушка или мама, зовущая кроху к себе.

3. Ползайте вместе с малышом.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок становится маленьким повторяшкой,

поэтому будет великолепно, если вы на несколько дней «переселитесь» вместе с ним на пол.

Малыш, желающий познать мир, быстрее усвоит новый навык, повторяя различные упражнения, такие как ползание за двигающейся игрушкой, прохождение по туннелю и другие.

4. Укрепляйте глубокую мускулатуру.

Карапуз с удовольствием учится новым навыкам, если у него имеется цель, к которой он стремится — любимая игрушка. Однако неправильно располагать ее прямо по курсу, поскольку вперед двигаться ему сложно. Поэтому гораздо лучше, если игрушка находится сбоку от него. Тогда ваше чадо, опираясь на ручку, дотягивается до своей цели легко.

Итак, пройден еще один этап: ребенок научился ползать. Теперь необходимо закрепить достигнутые результаты и подготовиться к уверенной ходьбе. Ведь предстоит встать на крошечные ножки и удержаться на них.

Что считать нормой?

Если в 1,5 года ребенок не умеет самостоятельно ходить, врачи и родители бьют тревогу. Для ползания в отличие от ходьбы не существует определенных рамок, определяющих норму и отставание от нормы. Одни дети сначала учатся ползать, а только потом ходить. А другие, наоборот, лишь научившись уверенно передвигаться на двух конечностях, начинают ползать. И то и другое — нормально. Хотя в идеале желательно, чтобы ребенок сначала освоил ползание, а только потом ходьбу.

Обычно здоровый ребенок в восемь-девять месяцев начинает ползать, а потом учится самостоятельно ходить. Положение на четырех конечностях полезно для еще неокрепших костей и особенно для позвоночника. Таким образом, кроха подготавливает себя к вертикальному положению. Можно сказать, что именно ползание дает основу для всех движений. Малыш, освоивший ползание, постепенно и естественно учится садиться из разных положений, вставать на четвереньки, на коленки и на ножки, ни на что не опираясь руками. Здесь можно провести аналогию с велосипедом. Сначала кроха учится кататься на четырехколесном велосипеде, он всецело концентрирует внимание на кручении педалей и не заботится о том, чтобы держать равновесие. И только потом, когда кручение педалей доходит до автоматизма, ребенок пересаживается на двухколесный велосипед и концентрируется уже на том, чтобы сохранять равновесие. Научившись уверенно передвигаться на четырех точках, малыш естественно переходит к движению на двух конечностях. Но даже если ваш малыш сначала пошел и только потом пополз, не мешайте ему. Пусть ползает, и чем больше, тем лучше.

Не переживайте, что, научившись ползать, ребенок будет залезать во все щели, и это приведет к дополнительным травмам. Контролировать ситуацию дети учатся под присмотром взрослых. Но не ограничивайте свободу ребенка, когда он осваивает просторы вашей квартиры. Родители должны только следить за безопасностью, но не препятствовать малышу узнавать свои возможности.

Наталья Алешина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]