08.10.2020 Время на чтение: 6 мин 3525 0
Первый день рождения малыша – это не только радостное событие. Для многих это еще и начало периода, который кажется совершенной неожиданностью. Еще недавно спокойный малыш капризничает, становится неуправляемым, много кричит и плачет. Это не значит, что он чем-то заболел или вы что-то сделали не так. Скорее всего, у ребенка кризис 1 года – естественное состояние, которому нужно уделить чуть больше внимания. Чем более аккуратно и грамотно будут вести себя родители, тем легче и ребенку, и им самим будет пережить этот непростой период.
Суть кризиса
За первый год жизни ребенок проделывает огромный путь в развитии. Всего 12 месяцев назад он был крохотным, ничего не умеющим комочком, который не осознавал окружающую действительность. А в год у него уже есть некоторые речевые навыки, он встает на ножки, играет с игрушками, пытается ходить. Считается, что причина кризиса – стресс, который возникает у ребенка при переходе на качественно новый этап развития. Психологи и специалисты по возрастной психологии говорят, что примерно в годовалом возрасте заканчивается младенческий период, и малыш начинает отделять себя от родителя [1]. Это, в частности, связано с тем, что ребенок получает возможность самостоятельно передвигаться. Вдобавок у него начинает формироваться психика, появляется собственная мотивация, способность выражать мысли, возникают желания и предпочтения – он начинает осознавать себя как личность. Ребенку сложно, непривычно, его мировосприятие меняется; реагируя на это, он становится беспокойным.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Физическое развитие ребенка шести месяцев
Основным показателем физического развития малыша является соотношение его веса и роста, которые отличаются у мальчиков и девочек.
Полугодовалые мальчики весят от 7,1 — 8,8 кг
при росте от 65,5 — 69,8 см., а
девочки от 6,5 – 8,3 кг
при росте 63,5 – 68 см.
Основные навыки:
- ребенок может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- в лежащем положении малыш, облокачиваясь на одну руку, другой берет игрушки;
- ребенок хватается за пальцы родителей и подтягивается без усилий из положения лежа;
- некоторые малыши способны сидеть самостоятельно;
- пытается ползти на четвереньках к игрушке;
- поддерживаемый под мышки, малыш упирается на кончики пальцев;
- самостоятельно играет игрушками в течение 10-15 минут;
- перекладывает свои погремушки из одной руки в другую;
- удерживает в каждой руке по игрушке, ощупывая их всей ладонью;
- находит накрытую чем-либо игрушку;
- ребенок может брать мелкие предметы;
- уверенно держит головку при любых положениях тела;
- получает удовольствие, если его поднимают, качают и носят на руках;
- у малыша в этом возрасте прорезывается первый нижний резец, расположенный по центру.
Психоэмоциональное развитие 6-ти месячного младенца
Ребенок меняется эмоционально, он может показывать родителям свое недовольство и бурную радость. С этого момента можно определить состояние ребенка – радостный, спокойный или расстроенный.
Основные признаки эмоционального развития младенца:
- ребенок пытается понять смысл услышанного, ищет глазами предмет, о котором говорится;
- малыш по голосовой интонации определяет родителей, особенно маму, не видя их и выражает восторг;
- различает родных людей и посторонних, незнакомых опасается;
- малыш лепечет и в лепете можно распознать отдельные звуки (ма-ма-ма или ба-ба-ба);
- может интересоваться практическим применением окружающих предметов. Лепетом привлекает внимание к необходимому ему предмету.
Причины
Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.
Смена рациона.
В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.
Масса информации.
Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.
Физические нагрузки.
Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще [3]. Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.
Выстраивание социальных связей.
В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную [2]. Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным [3]. Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.
Скачок роста 6 месяцев
Мир взаимосвязей. В районе 23-26 недель (около 6 месяцев) Вы можете заметить нарастающую суету своего малыша. Всё потому, что пришел новый скачок в развитии. И мы сейчас говорим не о новом физическом навыке. Таком, как например, умение ползать. Ваш ребенок начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его Мир.
Главным и значительным навыком становится способность малыша постигать дистанцию от одной вещи до другой. Мы это воспринимаем как данность. А для ребенка это тревожное открытие, радикально меняющее всё вокруг.
Мир внезапно становится огромным местом, где всё расположено в разных местах в пространстве. И все предметы по-разному удалены друг от друга. Малыш начинает ощущать себя всего лишь крошкой в этом огромном мире. К нему приходит осознание, что что-то может находиться высоко на полке или в другой комнате. И у него нет ни малейшей возможности достать желаемый предмет.
Когда мама уходит в другую комнату, малыш может воспринять это так, будто она пропала или отошла слишком далеко. Даже если ребенок прекрасно ползает, он уже осознает, что мама может двигаться намного быстрее. И у него не всегда получается догнать ее.
Это открытие страшит малыша!
Недели скачка могут тяжело даваться не только ребёнку, но и его родителям. Однако, если Вы понимаете причину происходящего, то сможете реагировать спокойнее и предпринимать необходимые действия. Прежде всего, дайте малышу поддержку и близость.
Период беспокойства обычно занимает около 4 недель (но может быть от 1 до 5). В районе 28-29 недель после того, как навык разовьётся целиком, малыш может снова стать более тревожным. Теперь он понял, мама может уйти. Об этом есть статья под названием «Мама, ты куда?».