Новые интересы малыша: развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев


К возрасту 1 год и 7 месяцев ребенок уже умеет практически все: его движения полностью скоординированы, малыш чрезвычайно активен и любознателен.

Малыши этого возраста очень любят активные игры, пытаются преодолевать различные препятствия и изучать новые места, поэтому родители должны быть предельно внимательны.

Что умеет делать малыш

В возрасте 1 год и 7 месяцев ребенок:

  • ходит уже достаточно уверенно;
  • умеет прыгать на месте, вперед;
  • садиться на корточки;
  • уже не падает и не спотыкается, так как научился смотреть под ноги;
  • с легкостью обегает различные препятствия;
  • способен самостоятельно подняться по лестнице, а вот спуститься может еще только с поддержкой;
  • с легкостью выбирается из кроватки или манежа;
  • открывает и закрывает двери в комнате;
  • активно играет с мячом, пинает и подбрасывает его;
  • с интересом складывает легкие мозаики, конструкторы, кубики, изучает окружающие предметы;
  • ловко управляется с мелкими предметами, может открыть кран или крышку бутылки.

Важно! Родителям следует быть осторожными и не оставлять в зоне досягаемости опасные предметы и лекарства, изолировать розетки и провода.


Малыш уже умеет различать предметы по форме, цвету и размеру; развивается логическое мышление, способность сопоставлять действие с последствием.

Например, он понимает, что если уронить чашку, из нее польется вода.

В этом возрасте ребенок начинает активно подражать взрослым — он пытается самостоятельно причесываться, одеваться и раздеваться, помогать в различных домашних делах.

Кроме того, малыш уже способен узнавать себя в зеркале и любоваться своим отражением, показать части тела; он знает свое имя, пытается его произнести, знает имена членов семьи.

Интеллектуальное развитие

В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И хотя до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.

На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные действия. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных действий он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.

В этом возрасте малыш:

  • знает свое имя;
  • подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
  • на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не произошло;
  • знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
  • знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
  • различает (не называя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
  • различает размеры предметов – большой и маленький;
  • различает форму предметов и игрушек;
  • складывает башню из кубиков;
  • любит «читать» книжки.

В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по типу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в жизни маленького исследователя.

ВАЖНО! В раннем возрасте нервные процессы еще очень слабы и подвижны, но условно–рефлекторные связи уже сформированы и прочны. Не случайно существует пословица о том, что учить всегда легче, чем переучивать. Заученные с ошибками навыки будет практически невозможно сформировать правильно.

Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных животных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с буквами.

Полезные игры для развития мышления ребенка:

  • пазлы из 2 частей,
  • сортировщики по цвету, размеру и форме,
  • парные картинки, матрешки.
  • картинки – вкладыши,
  • конструкторы,
  • магнитная рыбалка,
  • мозаика,
  • различные коробочки для открывания и закрывания,
  • простейшие лото.

2.1. Продуктивная деятельность

Рисование, лепка и аппликация – любимые занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные линии. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Ветер».

Для изодеятельности используются:

  • акварель и гуашь,
  • штампики,
  • губки,
  • зубные и другие щетки,
  • толстые палочки, обмотанные ватой,
  • ватные диски.

Постепенно ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.

В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать учить юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).

Особенности психоэмоциональной сферы

Примерно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность: формируется собственное «Я» и характер.

  • Он прекрасно слышит и понимает происходящие вокруг него события; у него формируются собственные желания и потребности, настойчивость в осуществлении желаемого.
  • Но в силу не до конца сформированной речи, родители не всегда способны понять желание ребенка — и тогда вполне нормальной реакцией оказывается плач или крик. Для избежания подобных проблем, родители должны научиться предугадывать капризы и исключать возможные ситуации, например перед прогулкой кормить и водить малыша в туалет.
  • В 19 месяцев ребенок уже умеет хитрить — не желая делать то, что от него просят, он делает вид, что не слышит родителей. Однако, иногда на замечания родителей ребенок может отреагировать агрессивно, и это является допустимой реакцией.
  • Кроме того, малыш уже научился различать запрет и разрешение, эмоционально отзывается на наказание или похвалу. Ребенок в этом возрасте впервые знакомится со страхом, может бояться темноты или необычных звуков.
  • Ребенок начинает любить музыку — услышав понравившуюся мелодию, он пританцовывает и подпевает. Не менее любимое и увлекательное занятие — рисование; под холст приспосабливается абсолютно все в поле зрения ребенка.

Развитие ребенка в год и 7 месяцев

У ребенка в год и 7 месяцев уже есть много навыков и умений. Но ему предстоит научиться еще больше. У малыша уже проявляется характер и темперамент. Он становится более самостоятельным и хочет делать все без родительской помощи. В год и семь месяцев дети очень активные. Они постоянно бегают и резвятся. При этом часто их трудно уложить поспать. Им слишком интересно то, что происходит вокруг. А сидение в кресле становится для них невыносимым, хотя самостоятельно выходить целый день они пока не могут.

При этом у них появляются новые знания. Они точно знают, что некоторые вещи в доме трогать нельзя, но не всегда слушаются. Детки становятся ревнивыми и очень протестуют против появления у родителей на руках какого-то другого малыша. А когда мама уходит, они впадают в отчаяние и плачут.

В основе развития ребенка в 19 месяцев лежит подражание. Крохи в этом возрасте постоянно копируют взрослых и пытаются быть как они. Это баловство и стоит использовать для того, чтобы развивать новые умения малыша. К примеру, можно его попросить помочь со складыванием игрушек или сортировкой носков. К отличным детским развивающим играм в этом возрасте относятся мозаика и конструктор. Крохе очень нравится находить и соединять разные детали.

Не забывайте, что для полноценного развития малышу надо придерживаться четкого распорядка дня, который включает в себя еду, сон, прогулки, игры и обязательно развивающие упражнения. Питание крохи надо тщательно продумывать, поскольку оно должно быть сбалансированным. В основе рациона – белки животного происхождения.

Ребенок начинает формировать предпочтения в еде и уже знает, что ему нравится, а что нет. Корректировать рацион надо в соответствии с предпочтениями малыша.

Физическое

Физические показатели детей в год и 7 месяцев в среднем такие: девочки весят 11,2 кг при росте 81 см, мальчики – 11,5 при росте 84 см. Но у некоторых детей данные могут быть другими и это тоже нормально. Дети в этом возрасте очень активны, постоянно резвятся, бегают и балуются. В то же время они становятся самостоятельнее. Им уже не требуется помощь в доставании игрушки со стола.

Карапузы становятся осторожнее, и снижается риск того, что стягивая игрушку с высокой поверхности, они опрокинут и рядом стоящие вещи. Координация малышей становится намного лучше. Дети умеют строить башни из кубиков и не рушить их. Крохе удается довольно хорошо ходить и танцевать. Правда, бегать он продолжает с широко расставленными коленями, невысоко поднимая ноги.

Умственное

У детей начинает развиваться абстрактное мышление. Они умеют и любят притворяться и воображать что-то. Карапуз уже осознает абсурдность некоторых ситуаций, замечает противоречия и может рассмеяться из-за них. К примеру, если ногу назвать рукой, он поймет, что это шутка.

Он очень активно учится и повторяет различные эксперименты. Это даже не всегда может быть игра. Малыш пристально и сосредоточено наблюдает за родителями и имитирует их поведение. У детей в этом возрасте хорошо работает память: он легко запоминает стишки и песенки. Ему достаточно для этого нескольких повторений.

Социальное

Ребенок в 1,7 любит компании. Ему просто необходимо общаться со своими сверстниками. И хотя он все еще нуждается в постоянном контакте с родителями, больше интереса он проявляет к игре с другими карапузами. Иногда дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, гнев и недовольство.

Не удивляйтесь, если ваш ребенок дерется, кусается или кричит – это все в пределах нормы. Он просто не умеет по-другому показывать свое негодование и не имеет самоконтроля.

Не поощряйте такое поведение или даже просто не обращайте на него внимания, пока кроха не успокоится. Хотя объяснить малышу, что так делать нельзя, все же нужно. Но не кричите на него, всегда можно поговорить с карапузом спокойно.

Речь

В 1,7 малыш уже много говорит. Хотя и не всегда понятно. Он умеет конструировать простые фразы из двух-трех слов. Больше общайтесь с чадом. Даже если он занят чем-то другим.

Все сказанное вами отложится у него в подсознании и сформирует пассивный словарный запас. Дети понимают просьбы взрослых и знают слова-запреты. Хотя не всегда на них реагируют.

Психика ребенка в 19 месяцев

Дети в этом возрасте уже имеют и осознают свои потребности, желания и запросы. Они превращаются в полноценного человека. Если кроха что-то захочет, он непременно начнет требовать это. Однако родители не всегда способны понять, чего хочет их чадо, поэтому могут возникнуть проблемы.

Родителям надо научиться интуитивно понимать кроху и устранять то, что может его тревожить. Будьте готовы к тому, что на ваши замечания малыш ответит агрессией или гневом. Часто в 19 месяцев дети боятся темноты и пугаются непонятных звуков и шорохов.

Что умеет делать

Карапуз продолжает активно развиваться и приобретать новые навыки. При этом у каждого малыша набор умений разный и зависит от того, что больше развивали родители до этого. При этом все же существует определенный набор навыков, без которых в 1,7 карапуз просто не может.

Вот небольшой перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте:

  • называть свое имя;
  • узнавать себя в зеркале;
  • понимать, когда ему разрешают, а когда запрещают;
  • ходить без помощи, и даже бегать, дети в этом возрасте могут при надобности подниматься по лестнице;
  • переступать препятствия;
  • пытаться одеваться;
  • помогать в некоторых бытовых делах.

Речевые навыки


Наступает возраст активного общения — ребенок пытается произносить много слов, чаще всего непонятных; он хорошо понимает взрослых и пытается повторять за ними.

Это значит, что родители должны как можно больше разговаривать с ребенком, даже если он не обращает на них внимания — все услышанное отложится на подсознательном уровне, формируя пассивный запас слов.

Справка: К этому возрасту ребенок уже должен пытаться формировать из слов самые простые фразы и предложения — мама смотри, мама дай и т.д.

Словарный запас малыша в 1 год и 7 месяцев составляет более 50 слов; постепенно его можно увеличивать, добавляя по несколько новых слов в неделю. Необходимо много раз повторять слово, желательно подкрепляя его визуально, в таком случае ребенок не только запомнит слово, но и начнет понимать его.

Речевое развитие

Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».

Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.

Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.

Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.

ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду. Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.

4.1. Гендерные различия в развитии речи

Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.

4.2. Игры и упражнения для развития речи

В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются. Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша.

Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.

Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.

Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.

Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.

Рацион питания

В таком возрасте меню ребенка уже близко ко взрослому, однако жареные, острые и чересчур соленые блюда по прежнему недопустимы. Перетирать еду уже не нужно — большое количество зубов позволяет с легкостью справляться с тушеной или вареной едой. Для приготовления салатов можно использовать крупную терку.

Обратите внимание! Если малыш ест плохо, необходимо пересмотреть его питание, заменить нелюбимые продукты на альтернативные. Белки животного происхождения должны составлять большую часть ежедневного рациона.

Примерное меню

  • Завтрак: каша/омлет/творог с изюмом/блины с творогом/молочный суп с вермишелью, хлеб с маслом/сыром, чай/какао;
  • Обед: овощные супы, котлеты/тефтели/мясо/курица/рыба на пару или отварные, гарниры из макарон/ картофельного или овощного пюре, овощные салаты, чай/компот/молоко;
  • Полдник: овсяные или пшеничные оладьи/печеные яблоки/творог/пудинг/печенье, кефир/молоко/компот;
  • Ужин: овощные или мясные запеканки, мясо/курица/рыба на пару, травяной чай/молоко/компот.

Рецепты блюд

Суп-пюре из кукурузы

  • Кукуруза свежая — 60 г;
  • Вода — 100 мл;
  • Молоко/сливки — 80 мл;
  • Сахар — 1 ч.л.

Кукурузу отварить до мягкости, остудить. Смешать кукурузные зерна со сливками или молоком, добавить немного воды, в которой варилась кукуруза и сахар, варить 10 минут. Готовый суп измельчить блендером до образования жидкого пюре.

Бананово-яблочный пудинг

  • Банан и яблоко — по 1 шт;
  • Творог — 50 г;
  • Сметана/сливки 35% — 1 ст.л.;
  • Сахар по вкусу.

Фрукты очистить от кожуры и нарезать небольшими кусочками. Добавить к ним творог, сливки или сметану, сахар, затем тщательно взбить блендером до однородной массы.

Особенности гигиены и ухода


Ухаживать за малышами в таком возрасте становится проще.

Они уже умеют самостоятельно мыть руки и чистить зубы, ходят на горшок и практически не ходят в штаны, поэтому не требуют частого подмывания.

Ежедневный уход включает в себя:

  • Чистку зубов и умывание утром и вечером.
  • Мытье рук перед едой и после туалета, прогулки.
  • Вечерние водные процедуры — подмывание, купание (через день).

Кроме того рекомендуются ежедневная утренняя гимнастика или активные игры, закаливание. Для гимнастики достаточно выполнять самые простые упражнения — поднятие ручек, ножек, повороты в сторону, наклоны, потягивания. Из закаливания рекомендуются воздушные и солнечные ванны, обтирание водой.

Это важно понимать

В педиатрии и психологии есть только определенные рамки, которые могут показать, что может уметь ребенок в этот период. И если у малыша не наблюдается или слаборазвит тот или иной навык, то это никак не говорит о каких-то его дефектах.

Это его особенность. Развитие может быть связано с темпераментом, и очень скоро он всему научится. Предпосылками такого отставания в развитии должны быть определенные факторы, например, сложные роды, заболевание малыша.

Но если кроха здоров, то не стоит бить тревогу о том, что он не умеет того, чему уже давно научились его сверстники.

Важно знать, что программы и нормы развития, которые разработаны педиатрами, берут во внимание среднестатистического ребенка. Здесь не учтены физические или психологические особенности малышей. Поэтому строго придерживаться и ровняться на них не стоит.

Занятия с малышом

Посещать с малышом развивательные центры еще рановато, хотя и существуют направленные именно на этот возраст. Однако, можно заниматься с ребенком дома, достаточно иметь желание и время.

Игры


Малыши любят копировать родителей, и теперь, на замену игрушечной посуде и веникам, можно вовлекать малыша в домашние дела.

Можно просить малыша помочь на кухне с выбором овощей к обеду, показать ему, как протирать стол, раскладывать салфетки и так далее.

Подобные действия придадут малышу чувство собственной значимости и нужности.

Также, необходимо развивать мышление и мелкую моторику с помощью крупных и ярких конструкторов, мозаик, пазлов, бусин, пуговиц и шнурков.

Не менее важны активные игры на свежем воздухе — прыжки, бег, игры с мячом.

Прогулки и общение со сверстниками помогут разработать у малыша навыки социального общения. Совместное чтение или пение благоприятно влияют на развитие речевого аппарата ребенка.

Сюжетные игры помогут малышу познать окружающий мир. Использование дополнительных предметов типа бутылочек, посуды, одежды и других позволит сделать игры более информативными и увлекательными.

Справка: Не плохо будет показывать малышу развивающие мультики, однако не стоит ими злоупотреблять — 30-40 минут для такого возраста будет вполне достаточно.

Игрушки

Для развития точности и глазомера малышу понадобятся матрешки, пирамидки и кубики. Мальчикам, да и девочкам тоже, можно приобрести мячи и машинки различных размеров, имитации гаражей. Девочкам пригодятся кукольные домики и различные имитации домашней утвари — мебель и одежда для кукол, кроватка, коляска и т.д.

Различные игровые наборы для изучения форм и цветов предметов, яркие книжки с фигурками также не будут лишними для малыша.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Развиваем речь

Что должен уметь ребенок к этому возрасту в плане речевого развития? На данном этапе в активном словаре малыша может быть от 20 до 40 слов. Это простые короткие слова, звукоподражания, видоизмененные слова или обрывки полноценных слов – все то, что малыш употребляет всегда по отношению к одним и тем же предметам или действиям. При этом произносимые слова ребенок уже пытается оформить в простые предложения по 2–3 слова (чаще всего это обращения: «мама, дай», «папа, иди»).

Пассивный словарь, конечно же, намного шире. В нем повседневные предметы, действия и понятия, имена всех родных.

Одним из главных правил развития речи детей является активная речевая среда. То есть малыш должен жить в речевом окружении. Для этого мама постоянно общается с ним, когда они играют, гуляют, занимаются домашними делами, кушают, купаются. Она часто поет крохе потешки, колыбельные, разучивает с ним простые «запевки». Ребенку нужно много читать, рассматривать с ним вместе картинки в книжках, описывать их, учить простенькие стихи наизусть. Малыша постоянно знакомят с новыми понятиями (названия животных, птиц, фруктов, овощей и т. д.).

Раз уж ребенок сейчас во всем копирует взрослых – пусть копирует маму, когда она изображает разные звуки: голоса животных и птиц, шум ветра, гул самолета… Лучше делать это перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность видеть не только артикуляцию мамы, но и свою собственную.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]