Развитие ребенка от 1 года и 9 месяцев до 2 лет

Режим для ребенка в возрасте от года до полутора лет


Режим дня ребенка в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев должен обеспечить достаточную продолжительность сна в течение суток, промежутки между приемами пищи и периоды бодрствования, по длительности соответствующие потребностям организма ребенка этого возраста. Помимо своего громадного значения для здоровья малыша, правильный, точно соблюдаемый режим важен еще и тем, что он воспитывает дисциплинированность, устраняет почву для целого ряда столкновений между взрослыми и ребенком.

Устанавливая режим дня ребенка, необходимо учитывать сложившиеся у него привычки и потребности. Например, малыша в возрасте до полутора лет целесообразнее кормить после сна, тогда он будет лучше есть. Выспавшийся и накормленный ребенок весел, бодр и хорошо играет. Наигравшись, он быстро и крепко уснет. Таким образом, последовательность: сон, кормление, игра и снова сон до кормления — является наиболее рациональной, и ее следует сохранять до тех пор, пока ребенок не перейдет на одноразовый дневной сон.

Выдерживать такую правильную последовательность и не нарушать режим удается в том случае, если ребенок быстро засыпает и спит все установленное время, т. е. вплоть до самого кормления. Если же ребенок долго не будет засыпать и заснет только тогда, когда наступит время кормления, то разбуженный голодом, невыспавшийся, он во время еды станет капризничать и весь режим нарушится.

Чтобы ребенок быстро засыпал и спал крепко, следует выносить его во время сна на свежий воздух и возвращаться с прогулки к моменту кормления.

Годовалый ребенок может бодрствовать от 3 до З,5 часов подряд. Период бодрствования с возрастом все удлиняется, и к полутора годам ребенок может уже не спать 5 часов подряд.


От года до полутора лет режим ребенка примерно тот же, что и в 10 месяцев, т. е.: в 8 час. — завтрак, в 12 — обед, в 16 час. 30 мин.- полдник, в 19 час. 30 мин.- ужин; с 10 час. утра до 12 час. дня — первый дневной сон, с 15 час. до 16 час. 30 мин. — второй. Таким образом, в этом возрасте дети в течение дня спят 2 раза, едят 4-5 раз. Ночной сон должен начинаться в 20 часов.

Ослабленные после болезни или недоношенные дети должны спать два раза днем до 1 года 8 месяцев.

После года ребенка обычно уже не кормят грудью. Если же год ему исполняется весной или летом, то отнимать его от груди не следует до осени.


Некоторые родители переводят ребенка на одноразовый дневной сон в годовалом возрасте, а не с полутора лет. При этом ребенок, хотя спит один раз, но зато долго — 3 часа подряд. Такой режим, конечно, удобен для взрослых, так как оставляет больше свободного времени для домашней работы. Однако это вредно для ребенка, потому что в этом случае он спит днем обычно с 10-11 час. до 13-14 час, а ночной сон начинается в 20-21 час. Таким образом, между дневным и ночным сном ребенок бодрствует 6-7 часов, что для него утомительно. К тому же вечером все взрослые возвращаются с работы, они разговаривают и играют с малышом, он перевозбуждается, а это очень неблагоприятно отражается на его нервной системе.

Переводя ребенка на одноразовый дневной сон, родители часто объясняют это тем, что во второй раз он плохо засыпает и, очевидно, второй дневной сон для него излишен. В действительности это далеко не так: плохо засыпают именно нервные, возбудимые дети, перегруженные впечатлениями, которым второй сон особенно нужен. Поэтому, для того чтобы они быстро засыпали, следует создать необходимые условия.

Врачи отмечают, что чаще обращаются в консультацию с жалобами на “капризы”, неуравновешенное поведение, необъяснимый плач детей именно те родители, которые слишком рано перевели своих детей на режим с одноразовым дневным сном.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

Ребенок до полутора годиков будет меньше болеть и уставать, если подобрать для него правильный режим дня и соблюдать его. Этот режим – основа здорового воспитания ребенка. На протяжении этого возрастного периода нервная система ребенка очень нестойкая, поэтому ему нужно уделять как можно больше внимания. Родителям важно знать, что ребенок полутора и трех лет должен жить по разным режимам сна и активности. В этот период нужно практиковать три разных режима дня. Мы представляем режим дня для одногодичного-полуторагодовалого ребенка.

Самый лучший режим дня

Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

Если не соблюдать режим дня

Если родители нелогичны в соблюдении детского режима дня, то заставляют ребенка его соблюдать, то пускают все на самотек, это негативно отражается на нервной системе малыша. У него могут возникнуть вот такие проблемы со здоровьем.

  • Капризность, раздражительность, нервозность
  • Быстрая утомляемость
  • Перепады активности и покоя
  • Перепады настроения
  • Недосыпание, плохой сон
  • Плохой аппетит
  • Недостаточное усвоение информации
  • Нежелание убирать за собой, помогать маме

Прогулки

Прогулки хорошо совершать вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой или другими членами семьи. Малыш должен видеть дружную компанию. Очень важно, во время выхода на улицу водить малыша на детскую площадку. Общение со сверстниками не только позволит улучшить социальные навыки, но также позволит ребенку активнее развивать свои речевые способности.

Старайтесь находиться на свежем воздухе не менее двух часов в сутки.

Мой сын очень любил гулять со своей бабушкой. Она с ним залазила в песочницу и они совместно строили пасочки.

Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

Полезные советы для родителей

Чтобы малыш правильно развивался, старайтесь развить в ваших взаимоотношениях ответственность и доверие. Казалось бы, в 1 год и 9 месяцев ребенок еще совсем несмышленый и мало что понимает, но это только с виду. На самом деле в таком возрасте чадо вполне способно проанализировать случившееся и помочь своим родителям. Главная проблема – сложности в концентрации на чем-либо одном длительный промежуток времени. Но зато в этом возрасте вы уже можете начать приучать малыша помогать по дому. Например, можно предложить помочь убрать в квартире и собрать собственные разбросанные игрушки, со временем начинайте приучать ребенка застилать за собой постель. Даже если получаться будет плохо, очень важно, чтобы сам процесс происходил, и ребенок ощущал себя полноценным членом семьи. В такой ситуации малыш начнет осознавать, что мама с папой доверяют ему, а он понемногу подрастает. Ведь именно такие мысли и появляются в детской головке, когда поручают ответственные дела.

Старайтесь сделать так, чтобы в этом возрасте малыш уже ходил на горшок самостоятельно, в любом случае справлять под себя нужду ребенок не должен. Показывайте, где именно стоит горшок и как правильно его использовать. Обращайте внимание и на то, насколько охотно ребенок выполняет ваши поручения. Не ленитесь потратить несколько часов или дней, чтобы какое-то действие было заучено и закреплено, ведь систематическое повторение способствует более быстрому обучению.

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев отличается особенностью получения новых знаний методом собственных проб и ошибок. Малыш трогает все руками, пробует все на вкус, прислушиваясь и принюхиваясь. Ребенку нравится анализировать самостоятельно полученную информацию и делиться ею со своими сверстниками в процессе общения.

  • Физиология детей в 1 год 9 месяцев
  • Режимы питания, сна и отдыха в 21 месяц жизни
  • Интеллект и психология детей к 21 месяцу
  • Игровые занятия

Особенности развития ребенка в 1 год и 9 месяцев

Сон ребенка 1-1,5 годика

Дневной сон в расписании ребенка этого возраста нужно планировать дважды. Первый раз ребенок должен поспать от двух до 2,5 часов, а второй раз – до двух часов.

Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет с мамой по свежему воздуху. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом. Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время. Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.

Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.

Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка 1-1,5 лет, нужно хорошенько проветрить комнату. Но на сквозняке малыш спать не должен – заболеет.

Сон малыша

В 15 месяцев ребенок может спать как раз, два, так и три раза за день. Но всё-таки большинство детей укладываются спать не чаще, чем 2 раза за день. Желательно совмещать со временем, проведенным на прогулке. На дневной сон уходит приблизительно 4 часа.

За сутки карапуз спит до 13 часов. В этом возрасте практически у всех детей наблюдается беспрерывный ночной сон.

Правильным будет соблюдение определенных ритуалов, предвещающих скорейшее наступление сна. Например, можно приучить ребенка к тому, что перед тем, как ложиться в кроватку, нужно провести, гигиенические процедуры, покупаться. Или же, после того, как мама прочитает сказку — самое время заснуть.

Когда ребенок научится вовремя засыпать, скорее всего, он научится и вовремя просыпаться. Если такого нет, то ребенка можно будить в определенные часы. Со временем выработается привычка, и малыш сам будет просыпаться в это время.

Не нужно забывать о том, какими должны быть оптимальная температура и влажность в помещении, в котором отдыхает малыш.

Важно, чтоб ребёнок в течении дня не присутствовал при скандалах и при круглосуточно включенном телевизоре или компьютере. Всё это негативно скажется на здоровом и беспрерывном сне малыша.

Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?

Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.

Сон у детей раннего возраста (1-3 года)

Чего ожидать родителям?

Суточная продолжительность сна детей раннего возраста составляет в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство детей раннего возраста самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов. Продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка, однако родителям следует ожидать, что она одинакова и является постоянной характеристикой. Продолжительность сна может быть нарушена заболеванием, стрессовыми событиями и изменением режима дня. Появление у ребенка тревоги, особенно при условии разделения его с матерью, также может повлиять на качество сна. Большинство детей раннего возраста перекладываются родителями из детской кроватки в свою кровать в возрасте от 2 до 3 лет. Если ребенка перекладывают в кровать в более раннем возрасте, то такое событие также может привести к нарушению сна.

Многие дети продолжают пробуждаться во сне, хотя в большинстве случаев пробуждения являются причиной отсутствия строго режима дня. Все дети пробуждаются во сне на очень короткое время. Однако дети, у которых не выработано привычки засыпать самостоятельно, не в состоянии уснуть без помощи родителей.

Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал?

  • Придерживайтесь строгого режима дня. Ребенок должен засыпать днем и ночью в одинаковое время и меть достаточный ночной сон. Если ребенок после дневного сна просыпается поздно, то ему будет сложно уснуть ночью. Старайтесь не лишать ребенка дневного сна, если хотите, чтобы он хорошо уснул ночью, поскольку уставший ребенок засыпает ночью труднее.
  • Используйте игрушки, позволяющие ребенку расслабиться. Отдавайте предпочтение простым и неброским мягким игрушкам (мишки, собачки), которые позволят ребенку чувствовать себя комфортно и спокойно.
  • Установите режим дня. Игры должны быть спокойными и приятными для ребенка. Принятие ванны и рассказывание сказок должны быть непродолжительными. Всегда выключайте свет в комнате ребенка перед уходом.
  • Организуйте постоянство условий засыпаний вашего ребенка. Убедитесь, что условия, в которых спит Ваш ребенок комфортные. Лучше всего ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке.
  • Укладывайте ребенка в постель сонным, но не разбуженным. Такая тактика поможет ребенку заснуть самостоятельно и сформирует у него привычку успокаиваться самому, когда он проснется посреди ночи.
  • Соблюдайте строгие временные рамки при организации режима отхождения ко сну. Если Ваш ребенок не может уснуть и встает в кроватке, постарайтесь лимитировать свое поведение. Например, определите количество сказок или книг, которые Вы читаете. Подходите к ребенку определенное количество раз, после того как уложите его в постель.
  • Обратитесь к Вашему доктору, если:

— у ребенка имеются проблемы с дыханием, а именно — шумное дыхание, храп, дыхание с открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности (Вопросник для родителей детей, страдающих апное);

— если у Вашего ребенка появились ночные страхи или необычные пробуждения во сне; (ночные страхи)

— если Ваш ребенок не может уснуть длительное время (более 40 минут- 1 часа) или имеет проблемы с качеством сна, которые отражаются на его дневном поведении — гиперактивность или сонливость, утренние головные боли.

Во всех случаях необходима консультация сомнолога и проведение полисомнографического исследования.

Активность ребенка 1-1,5 лет на протяжении дня

Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.

Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.

Как определить, что ребенок в 1,4 года плохо спит и что с этим делать?

Некоторые родители слишком серьезно воспринимают общие нормы сна и начинают тревожиться при малейшем отклонении от них. Делать этого, конечно, не стоит, ведь, как уж было сказано ранее, продолжительность отдыха – дело очень индивидуальное.

Однако есть определенные признаки того, что ребенок в 1,4 года плохо спит ночью или днем, а значит, полноценно не высыпается. В частности, насторожить должны следующие состояния:

  • кроха моментально засыпает при любом удобном случае: в коляске, автомобиле, на руках, под грудью или бутылочкой. Выспавшийся 16-месячный малыш должен в подобных обстоятельствах бодрствовать хотя бы какое-то время;
  • утренний самостоятельный подъем сдвигается на все более позднее время, иногда ребенка приходится даже будить;
  • чадо капризничает без повода в течение дня, отказывается от игр и в целом выглядит уставшим;
  • раз в 3-4 дня малыш «вырубается» на ночь раньше привычного времени;
  • ребенок 16 месяцев часто просыпается, плачет во сне;
  • утреннее пробуждение становится слишком ранним: детская бессонница также может быть признаком длительного недосыпа.

В подобных ситуациях следует предпринимать меры: менять режим дня, увеличивать продолжительность пребывания на свежем воздухе и объем подвижных игр, возможно, даже обратиться за консультацией к вашему педиатру, так как проблемы со сном могут быть симптомом того или иного заболевания.

Если же все эти признаки отсутствуют, но при этом вам кажется, что ребенок спит меньше, чем положено, успокойтесь: вам просто кажется. Такие отклонения являются физиологическими и могут быть связаны как с генетической предрасположенностью к непродолжительному сну, так и с тем, насколько ваш малыш активен умственно и физически в течение дня.

Купание и закаливание

Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

Чему нужно учить ребенка 1-1,5 лет?

Обязательно нужно в этом возрасте учить малыша мыть ручки, чистить зубки, пользоваться ложкой, салфеткой, горшком.

Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

Вид деятельностиВремя
Кормление7.30, 12.00, 16.30, 20.00
Бодрствование7.00 – 10.00, 12.00 – 15.30, 16.30 – 20.30
СонПервый сон – 10.00 – 12.00, второй — 15.30 – 16.30, ночной сон — 20.30 – 07.00
Прогулкапосле обеда и полдника
Купание19.00

Интеллектуальное развитие

Игровая деятельность постепенно становится ведущей. Карапуз наблюдает за окружающим и имитирует в игре повседневную деятельность взрослых (развешивает белье, разговаривает по телефону, поднимает упавшую куклу и укачивает ее).

Постепенно происходит социализация. Малыш играет рядом с другими детьми на площадке или в песочнице. Это еще не совместная игра, а именно игра рядом.

В этом возрасте малыш:

  • знает, как его зовут;
  • любуется своим отражением в зеркале;
  • на вопрос «кто это в зеркале? » называет себя по имени;
  • знает, где живет, может привести маму от места прогулки к дому;
  • старается подчиняться указаниям «нельзя» и «можно»;
  • выполняет простые задания (принести игрушку, подать ложку);
  • показывает основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
  • различает размеры – большой и маленький;
  • различает простейшие формы (круг, квадрат);
  • строит из кубиков простые сооружения (башня, ворота, дорога);
  • концентрирует внимание на объекте в течение 3 – 10 минут;
  • собирает пазл из 2-4 частей;
  • показывает части тела – рука, нога, голова;
  • показывает части лица – нос, глазки, ротик;
  • сортирует предметы в сортере;
  • любит «читать» книжки.

Лучшими играми являются подвижные и эмоциональные. Самая любимая – это прятки. Прятаться может как взрослый, так и малыш. Как радуется кроха, когда понимает, что его «обнаружили».

Среди великого многообразия игрушек и развивающих игр на интеллект можно выделить:

  • сортеры,
  • конструкторы с крупными частями,
  • простейшие головоломки,
  • крупные пазлы из 2 – 4 частей,
  • матрешки, неваляшки,
  • машинки, трактора, паровозы и другой транспорт,
  • фигурки животных, сказочных героев,
  • механическая юла (волчок),
  • магнитная рыбалка,
  • крупная мозаика,
  • лото,
  • парные картинки.

2.1. Продуктивная деятельность

Ребенка второго года жизни стоит учить отображать на бумаге все то, что он видит в жизни. Пусть пока это примитивные работы, но как интересно будет рассматривать их, когда малыш станет взрослым!

Рекомендуемые темы для живописных работ:

ТемаИзображениеЧем рисуем
Орешки для белкиРядом с изображением белочки рисуем орешки.Поролоновые палочки, гуашью
Дорожки горизонтальныеГоризонтальные линии, по которым потом побегут цыплята (курочки, птички). Цыплят взрослый разместит на дорожкахКарандаши
ДождикВертикальные отрывистые линии. Рисуем и произносим: «Дождик-дождик, кап да кап, мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки»Фломастеры
Цветочная полянаНа зеленом картоне рисуем множество цветовГуашь, акварель, пальчики, ватные палочки
Снег идетНа темном фоне рисуем хлопья снегаГуашь или акварель, поролоновые палочки
Веточка смородины (рябины)На листе с зеленой веточкой дорисовываем ягодыГуашь, пальчиками
Зимние узоры на окнеНа голубом фоне рисуем узорыВосковые мелки
Елка в гости пришлаНа елке дорисовываем разноцветные шарыАкварель или гуашь, пальчиками
Украшаем платье для куклыНа вырезанном из бумаги платье дорисовываем полоски, пятна, мазкиАкварель, кисть

Не следует забывать при работе красками о баночках – непроливайках, салфетках и других средствах, которые помогут в случае мелких неприятностей.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Занимаясь рисованием, не забывайте произносить названия цветов. Учите малыша убирать за собой после занятия. И обязательно хвалите художника после завершения шедевра.

Во время занятий лепкой ребенок учится отрывать мелкие кусочки глины (пластилина) от целого куска (крошки для синички), сплющивать лепешки (оладушки для бабушки), дырявить пальчиками пласт из глины (норки для мышки).

Занимаясь аппликацией, необходимо научить ребенка правильно, перпендикулярно к бумаге располагать клеевой карандаш и аккуратно намазывать силуэты, которые надо наклеить. Сначала это хаотично расположенные на листе фигуры. А затем можно придумать сюжет (елка с фонариками, гусеница из разноцветных кругов, домик из квадратов).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]