Этапы формирования опорно-двигательного аппарата
У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы. Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща. Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.
Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.
Умение поднимать верхнюю часть тела
Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.
Способность ползать
Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.
Ребенок начинает ползать
Активное ползание
Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.
Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности.
Попытки подняться на ноги
После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.
Первые уверенные шаги
Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.
Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы.
В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.
Безопасность в квартире: готов ли дом к первым шагам малыша?
Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень… и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать
А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.
Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и…
- переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
- уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
- спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
- заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
- заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.
Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на «первопроходческой» стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.
Ранняя постановка ребенка на ножки
Самый важный принцип – не подталкивать ребенка. Ему нужно время. Здоровое развитие происходит естественным путем. Каждый малыш уникален и лучше знает, когда пришло время стоять самостоятельно.
На что может быть сыпь у грудничка
Конечно, можно и помочь ему, но в разумных пределах. Ходьба – только кульминация всего процесса и предшествует многим навыкам, которые маленький человечек должен изучить прежде, чем встать. Не так важно научить ребенка ходить, как терпеть, чтобы не помогать ему.
В 2, 3, 4, 5, 6 месяцев
Для отдельных случаев стоит знать, когда можно начинать ставить ребенка на ножки, и какая поддержка необходима малышу при этом:
- В 2-3 месяца еще не закончены формирование и укрепление мышечного каркаса вокруг позвоночника, не готовы также к нагрузкам ножки. 3-месячные малыши могут быть поставлены на ножки исключительно для выявления рефлексов. Это делает детский врач по необходимости;
Важно! Нельзя допускать в возрасте 3 месяцев, чтобы ребенок опирался на ножки. Если он находится в вертикальном положении, то необходимо держать полный вес ребенка руками взрослого человека.
- 4 месяца. Отдельные специалисты советуют закреплять шаговый рефлекс ребенка, который формируется, если периодически слегка опирать малыша на ножки, по-прежнему основной вес его удерживая в своих руках. Считается, что таким образом он быстрее научится ходить, даже не пытаясь ползать. Однако эти рекомендации сомнительны и не подтверждены серьезными практическими результатами;
- 5-6 месяцев. На этом этапе некоторые груднички пытаются сами вставать, держась за опору. Но ножки их все-таки не готовы выдерживать вес малыша, не следует позволять ребенку продолжительное время находиться на ногах. Если он не оставляет попыток, лучше придерживать его под мышки, не допуская полной опоры на собственные ножки.
Малыш встает, держась за опору
Формирование детской стопы — на вопросы отвечает врач ортопед
Количество просмотров: 86 898
На вопросы, касающиеся правильного развития детской стопы, отвечает врач ортопед-травматолог высшей категории ортопедического , кандидат медицинских наук Сергей Сердюченко.
Ортопедический оказывает полный спектр консультативно-диагностических услуг в области травматологии и ортопедии на высоком профессиональном уровне. Здесь можно пройти осмотр детского ортопеда, ортопеда-травматолога взрослого возраста, заказать компьютерную диагностику стопы, УЗИ, изготовление индивидуальных ортопедических стелек. Также в центре есть специально оборудованные кабинеты для наложения иммобилизирующих повязок и внутрисуставных введений лекарственных препаратов.
Отличная новость для членов клуба «МамЭксперт» — СКИДКА 20% на владельцам клубной карты.
Нажмите тут, чтобы узнать, как получить скидку:
Получить скидку!
Вопрос: До какого возраста формируется стопа у ребенка? На что следует обратить внимание родителям? Какие меры профилактики нужны? Какие правила выбора зимней/демисезонной/летней обуви для малышей? Есть ли разница? Нужно ли обязательно покупать малышу обувь с пометкой «ОРТО»?
Ответ: Основное формирование стопы происходит примерно до 12 летнего возраста. Это тот период, когда можно пытаться активно влиять на развитие стопы. Ребенка как минимум 1 раз в год должен осматривать ортопед и вносить коррективы в режим при необходимости. Слово «ортопедическая» не гарантирует, что это будут ботинки хорошего качества. Обувь всегда надо выбирать по размеру, не на вырост.
Вопрос: Ребёнку два года. Когда ходит в обуви, заметно, что немного косолапит одна ножка. Дома вроде все хорошо. Ничего не замечаю такого. Стоит ли бить тревогу? Мы в пол года делали УЗИ тазобедренных суставов. Все хорошо было.
Ответ: Нужно, чтобы ребенка осмотрел ортопед. Есть диагноз врожденная косолапость — это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не оно. То, что мамы называют косолапит — такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра cпереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь. Нельзя сидеть буквой W, нужны упражнения на ходьбу елочкой, танцы. С ростом такой разворот может ухудшаться при неправильном сидении.
УЗИ тазобедренных суставов — не может дать 100% картины всех вариантов изменения формирования ноги у ребенка, оно оценивает степень развития вертлужной впадины. Есть еще ориентация верхнего отдела бедра, с ростом ребенка она может меняться не в лучшую сторону, сразу может ничего не проявляться, потом детки ходят с носками внутрь, сидят буквой W. Если что-то смущает — лучше показаться ортопеду, посмотреть ноги малыша.
Вопрос: Моей дочке сейчас 1 год и 2 месяца. У меня самой есть плоскостопие и дисплазия тазобедренного сустава. Ребенку в 4 месяца делали УЗИ тазобедренных суставов и сказали, что все в норме, ядра окостенения есть. Сама она начала ходить без посторонней помощи в 10 месяцев. Такой вопрос: Нужна ли ей обувь дома или можно ходить в носочках?
Ответ: В домашних условиях обувь желательна. Ее не надо носить 24 часа в сутки, можно снимать ходить босиком, по коврам, ортопедическим коврикам и др. и не стоит забывать про тренировку мышц.
Вопрос: Ребенку 1,4. Ходит самостоятельно с 11 месяцев. Одна ножка косолапит вовнутрь. Особенно заметно в обуви на улице. Дома, когда без обуви, ходит на носочках, чаще, когда бежит. Когда не торопится, то ставит ногу правильно, это нормально? Нужно ли носить обувь дома? С какого возраста можно ходить по ортопедическим коврикам и сколько по времени и вообще нужно ли это?
Ответ: Ребенка надо смотреть, иногда необходимо проведение дополнительных исследований касательно тазобедренных суставов.
Вопрос: Интересует, когда нужно покупать ребенку обувь на улицу (сапожки, ботиночки)? Когда просто пересели в прогулочную коляску? Или когда сам начнет ходить и будет гулять рядом с коляской, а до этого достаточно пинеток? Подскажите, пожалуйста, какой должен быть носик в первой обуви? Как выбрать размер? И какой запас размера максимально можно брать в малышковской обуви? С какой примерно скоростью растет нога у деток первого-второго года?
Ответ: Обувь нужна с момента, когда ребенок начинает сам вставать. Брать обувь стоит по размеру, запас 5-7 мм, какой нос обуви не очень важен, обратите внимание на задник, супинатор и подошву.
Вопрос: В 3 месяца ребенку поставили дисплазию тазобедренных сустав. Складки были не симметричные. Назначили массаж и парафин. Мы прошли курс. Далее остаточная дисплазия в 1 год. Нам сейчас 2 года. Каковы наши действия? Делать повторный снимок и узи? Как можно самостоятельно увидеть дисплазию и чем может грозить недолеченная дисплазия?
Ответ: Дисплазию надо наблюдать. Как правило, остаточная дисплазия ничем не грозит, с ростом все доразовьется. Но чтобы понимать, в какую сторону идет процесс в динамике надо сделать снимки и сравнить с более ранними.
Вопрос: Нормально ли, что ребенок не становится на коленки в возрасте 6 месяцев? Заранее, спасибо!
Ответ: Во многом индивидуально то, что начинает делать ребенок. Думаю, что не страшно то, что он не становится на коленки.
Вопрос: Как понять, что ребенок готов к присаживаниям и обучению ходьбе?
Ответ: Сами ребенка не садите и не ставьте в ходунки. Ваша задача работать с его мышечной системой. Когда мышцы наберут достаточную силу ребенок сядет, поползет и пойдет.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в три месяца на приёме у ортопеда не возникло вопросов, когда следующий приём. И есть ли какой-то график посещения данного специалиста?
Ответ: За первый год жизни 2-3 раза стоит показаться. Если были в 3 месяца, следующий осмотр в 6, а затем на усмотрение ортопеда.
Вопрос: Ребёнку почти 8месяцев, сидит шатко, пытается ползать. Садится через бедро, оставляя одну ногу согнутую позади себя вторую выравнивает, все время поправляю. Страшна ли такая посадка? Волнует еще положение стоп: постоянно вытянуты носочки и вывернуты стопочки друг на дружку глядя (как бы балеринка), а при вертикальном положении касаясь плоскости держит ножки так же на носочках, при чем на одной ноге пальцы поворачивает. У невролога и ортопеда были два месяца назад, вопросов не возникало. Но меня волнует и как быть при таких обстоятельствах, стоит ли волноваться?
Ответ: Судя по тому, как вы описываете ситуацию, все же присутствует гипертонус и мышечный дисбаланс. Надо работать с массажистом, приводить мышцы в нормальное состояние. Так же запишитесь с ребенком в бассейн, это очень полезно для его развития.
Вопрос: У дочки был врождённый вывих одного, дисплазия второго тазобедренных суставов! До 9 месяцев носили шину Орлетт, потом ещё 3 месяца-шину с кольцами! В год все сняли, ортопед сказал, что все в порядке. Сейчас дочке 8 лет, иногда жалуется на боли в области суставов. Что нам необходимо делать, могут ли остаться какие-то остаточные проблемы?
Ответ: Врожденный вывих достаточно серьезное состояние. В процессе роста ребенка необходимо контролировать, следить, как развиваются суставы. Для начала стоит показаться ортопеду.
Вопрос: Моей дочери 2,5 года м она стала заваливать стопу внутрь. Носим ортопедическую обувь. Что можно ещё делать?
Ответ: Надо смотреть индивидуально, при сильном вальгусе обуви может быть не достаточно, тогда надо ставить вопрос об ортезировании (ортопедические стельки). И тренировать внутреннюю группу мышц голени.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнку уже 1.10 и правая ножка косолапит. Можно ли это и как исправить? (может массажем или процедурами) муж тоже косолапит, видимо по наследству передалось.
Ответ: Для начала надо ребенка должен осмотреть ортопед и решить о необходимости дополнительной диагностики. Кроме этого, когда подрастет отдавайте на хореографию, танцы и т.д. что бы формировать правильный стереотип ходьбы.
Вопрос: Малыш (7 месяцев) при ходьбе выворачивает ножку. Ставит на внешнюю сторону стопы. Обувь надеваем, когда топать хочет. На коврике не носит. По дому может минут 5 топает. Потом перерыв. Потом опять топать. Может обувь нужно дольше носить? Или этого достаточно?
Ответ: Возможно присутствует гипертонус внутренней группы мышц. Необходима консультация невролога, массаж, ЛФК для стоп.
Вопрос: с какого возраста ребёнок уже может спать на подушке, ну естественно не огромной, а малюсенькой?
Ответ: После года можете использовать.
Вопрос: При родах у ребенка был перелом ключицы. В месяц ортопед смотрел, сказал, что в норме. Стоит ли наблюдать и интересоваться каждый прием ортопеда?
Ответ: Ключица у ребенка срастается за неделю без последствий, забудьте.
Вопрос: Ваш взгляд на первую обувь малышам как только встают на ножки и делают шажки вдоль опоры: надо/не надо. Очень много мнений. Также насчёт орто ковриков? Если обувь нужна, то каких фирм? Выбор сейчас от Неманских до минименов)
Ответ: По моему мнению в условиях квартир надо. Орто коврики нужны, они заставляют мышцы работать. Из профилактической: Вупи, Минимен, Тото, Бартек, они примерно одного класса. Но у каждого производителя могут быть еще модели похуже и получше. Так что надо смотреть и у конкретного производителя.
Вопрос: Ребенку три месяца . Можно ли ненадолго ходить с дочкой в эргорюкзаке? Или все же нельзя?
Ответ: Недолго можно носить в эргорюкзаке: несколько раз в день, до 2-3 часов за день. Не стоит носить целый день. Из всех переносок лучше слинг.
Вопрос: Ходунки и прыгунки — можно ли в них находится ребёнку и сколько по времени, с какого возраста?
Ответ: Прыгуны и ходунки не рекомендуются вообще. Прыгуны дают нагрузку на позвоночник, а ходуны — на стопы и спинку. Ребенок еще сам не начал что-то делать — значит его мышечная система еще не готова, не нужно форсировать события. Если малыш уже ходит и толкает перед собой тачку или коляску — это можно.
Вопрос: Ребенку 1,10, х-образные ножки. Можно ли это исправить? Какую обувь лучше носить, какие игрушки предпочтительнее ( велосипед, беговел и т.д.)?
Ответ: Ничего исправлять пока не надо, окончательная форма ног формируется позже. Наблюдайтесь у ортопедов и общеукрепляющие упражнения. Пусть катается.
Вопрос: Имеет ли значение жесткость и поверхность Орто коврика? Какие вы посоветуете для малыша на первые шаги? Есть ли от них польза для 7 месячного малыша, который ещё не ходит, а просто стоит у опоры?
Ответ: Ортоковрики с разной поверхностью иголки, камешки и др. тогда прорабатываются разные группы мышц.
Массажные коврики представляют собой отдельные модули, которые соединяются между собой по принципу «пазл». Благодаря различной фактуре и жесткости поверхности, во время занятий на ковриках «ОРТО ПАЗЛ» стимулируются все необходимые рецепторы стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.
Вопрос: Можно ли использовать орто коврики разной жёсткости для малышей до года? Есть ли польза/вред, если малыш просто стоит, не ходит?
Ответ: Приучайте постепенно. Если только начал ходить обувь и просто зубчатым мячиком по подошве делайте прокаты. Подрастет — перейдете на коврик.
Вопрос: Ребенку 11 лет. Немного косолапит одна нога при ходьбе. При рождении никаких патологий не было выявлено, при плановых осмотрах ортопед отклонений не нашел. При позиции «пятки вместе, носки врозь» носки разводятся почти на 180 градусов. Можно ли как-то исправить упражнениями, ношением ортопедической обуви? Замечаю не только я, но и окружающие.
Ответ: Это вероятнее всего стереотип походки — привычка. Конечно, нужно, чтобы ортопед посмотрел, и если проблем нет — надо учить ребенка ходить, менять стереотип походки: хореография, танцы.
Вопрос: Какова вероятность наличия дисплазии у ребенка, если у мамы была дисплазия в детстве (накладывали гипс). И вообще есть ли у дисплазии наследственная связь? (Ортопед в первый прием в 1 месяц не выявил отклонений у ребенка, но я не знала, что у меня была дисплазия). Нужен ли повторный осмотр с учетом этого факта и делать ли сейчас узи?
Ответ: Наследственность играет важную роль при дисплазии, однако наличие дисплазии у мамы в детстве не обязательно влечет за собой обязательное развитие дисплазии у ребенка. Ребенка надо наблюдать, при появлении вопросов незамедлительно обращаться к ортопеду. Ребенок должен быть осмотрен ортопедом минимум раз в год, если есть вопросы — раз в полгода. В 3 месяца УЗИ нужно сделать обязательно, даже несмотря на то, что визуально все хорошо
Вопрос: Сколько длится операция при полидектилии нижних конечностей?
Ответ: До 2х часов, все зависит от формы патологии и объёма операции.
Вопрос: Нам 9 месяцев, пытаемся становиться на ноги, но в основном на носочки, не на всю стопу. Нужно ли сейчас надевать обувь и какую? Или же только когда ребенок пойдет? Что должно присутствовать?
Ответ: В первую очередь нужен осмотр невролога, чаще всего дело в гипертонусе задней группы мышц. Нужна работа с массажистами. Если малыш продолжает ходить на носочках — нужно к обычным критериям правильной обуви добавить более высокий задник для жесткой фиксации голеностопа, чтобы не сформировалась привычка так ходить.
Вопрос: Стоит ли ребенку до трех месяцев делать проф. массаж (расслабляющий и снимающий тонус)?
Ответ: Массаж рекомендуется с 2-х месяцев, по показаниям старше. У мамы есть свой комплекс упражнений, а массажист работает с мышцами, 2-3 курса массажа в год даже здоровому ребенку позволяют малышу лучше развиваться.
Вопрос: Подскажите пожалуйста, когда ребенку в два с половиной месяца делали УЗИ тбс, то не были сформированы ядра окостенения. Нужно ли делать повторное УЗИ? Если да, то когда? И вообще это ведь не сильно страшно?
Узи нужно, в возрасте около 5-6 месяцев. В 2,5 месяца — если только ядра окостенения, то это может быть и вариантом нормы. Оценка проводится в комплексе: не только ядра окостенения, но и углы альфа и бета и другие критерии. По совокупности нескольких параметров делают заключение о зрелости суставов. Вам сейчас рекомендовано широкое пеленание, поработать с массажистом, упражнения: велосипед (круговые движения в тазобедренных суставах)
Вопрос: Здравствуйте. У ребёнка 1,7 на одной ножке один палец «прячется» за рядом находящимися. Почему так и опасно ли это? И ещё косолапит на правую ножку. Нужно ли бить тревогу? (У самой также с детства и тоже правая нога)
Ответ: Если ребенку это не мешает носить обувь, не натирает, ничего делать не надо. Такие врожденные особенности стопы встречаются. С возрастом все моделируется. По поводу косолапости – стоит обратиться к ортопеду, здесь нужно разбираться индивидуально: есть разные варианты косолапости и разные методики коррекции.
Есть диагноз врожденная косолапость — это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не то. То, что мамы называют косолапит — такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра спереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь.
Вопрос: Как исправить x-образность ног у девочки? Возврат 2,3 года.
Ответ: Пока только наблюдать. Для ребенка такого возраста это вариант нормы. Окончательная форма ног формируется к 7-8 годам. Следите за весом ребенка, избыточный вес очень плохо отражается на форме ног в дальнейшем. Рекомендуется общефизические тренировки: плавание катание на велосипеде.
Вопрос: Ваше мнение об ортопедической обуви: лечение или маркетинг?
Ответ: Если у ребенка есть конкретная проблема, выраженная деформация стопы, то исправить ситуацию без ортопедической обуви невозможно. Если ребенок здоров и стопа формируется правильно, можно подбирать обувь профилактического плана. Если с ребенком специально не занимаются и не тренируют мышцы стопы, то шансов мало, что без правильной обуви сформируется здоровая стопа.
Вопрос: У ребёнка легкий вальгус. Можно ли прыгать на батуте?
Ответ: Можно! Прыгайте в удовольствие.
Вопрос: У обоих родителей плоскостопие. У отца небольшое, у мамы посерьезнее. Это наследственное? Как избежать его? И правда ли, что от простого плоскостопия возникает сколиоз?
Ответ: Наследственность — это один из факторов риска плоскостопия, есть наследственная предрасположенность. Избежать — не совсем правильное слово. Нужно создать условия для нормального развития стопы: упражнения, обувь, при необходимости правильно подобранная врачом-ортопедом стелька. Тренировать мышцы — даже более важно, чем просто обувь. Не у всех детей со сколиозом есть проблемы со стопами и наоборот, здесь нет прямой зависимости, иногда это бывает одновременно, но не всегда
Вопрос: Когда нужно одевать первую обувь? Какие к ней требования?
Ответ: После того, как ребенок начинает вставать на ножки. Требования к первой обуви: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Закрытый нос, кстати, не обязательный критерий
Вопрос: УЗИ тазобедренных суставов в месяц обязательно?
Ответ: В месяц по показаниям ортопеда: ограничения движения, асимметрия. В 3 и 6 месяцев – рекомендуют делать УЗИ всем детям, так как не всегда руками можно определить все виды патологии.
Вопрос: Ношение ортопедической обуви дома с целью профилактики. Ваше мнение?
Ответ: Желательно носить правильную обувь. НЕ надо гнаться за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.
Вопрос: Есть ли вероятность того, что исправится вальгусная постановка ног (плоскостопия нет) после 6 лет? Наследственный фактор отсутствует.
Ответ: Вероятность есть. Но надо приложить массу усилий: основное – тренировка мышц, стельки по показаниям в зависимости от двигательной активности, режима ребенка. Если ребенок занимается спортом — обязательно нужны стельки.
Вопрос: Малышке 1,5 месяца. Роды были естественные, без осложнений, расположение плода головное. Ходили на прием к ортопеду. По предварительному результату осмотра — дисплазия тазобедренных суставов, но естественно назначили УЗИ в 3 месяца. Обязательно ли ждать 3 месяцев, или можно сделать УЗИ чуть раньше, чтобы если что-то не так, то и начинать раньше лечение? Пока делаем легкий массаж ножек, «лягушку», «велосипедик», «восьмерку» на стопе.
Ответ: Если ортопед не выявил сразу грубой патологии, то можно подождать до 3 мес, тк до 3 мес сустав может быть незрелый, это вариант норма. 3 месяца — это граница, после этого возраста сустав должен созреть. В этом возрасте нужно сделать УЗИ и определить
Вопрос: Какие ограничения по видам спорта при вальгусной постановке?
Ответ: Вальгус: бег, прыжки, контактные виды спорта с осторожностью. Если ребенку нравится и его ничего не беспокоит, его можно поставить на стельки и он может заниматься. Важно правильно подбирать нагрузку, комбинировать с ортопедическими компонентами: правильная спортивная обувь, для спортсмена лучше индивидуальные стельки, изготовленные специально для него, с учетом особенностей формирования стопы.
Вопрос: Часто слышу мнение, что ребенок, который научился ходить, дома должен носить обувь для правильного формирования свода стопы. Так ли это? И какую обувь можно считать «правильной»?
Ответ: Желательно носить дома обувь, причем правильную . Не гонитесь за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.
Вопрос: Малышу 4 мес, не симметричны складочки на ножках сзади. В 3 мес ходили к ортопеду, и делали УЗИ было все хорошо, они были одинаковыми. Может ли это быть из-за того, что но он у нас пухлячек?
Ответ: Если по УЗИ все хорошо и клинически все в норме при осмотре у ортопеда, то все в порядке. Складки — не самый главный диагностический признак, так иногда бывает, с весом это не связано, просто индивидуальны особенности
Вопрос: Нужно ли в 1 год показывать ребёнка ортопеду (как медосмотр), если в 1 месяц никаких патологий не было?
Ответ: Обязательно. Раз в год минимум ребёнок должен быть осмотрен ортопедом-травматологом, с ростом ситуация может меняться
Была ли данная информация интересной и полезной для вас? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением!
comments powered by HyperComments
Последствия раннего вставания на ножки
Корочки на голове у грудничка — как убрать
Взрослые не задумываются о том, насколько сложным является стояние на ногах, в то время как для балансировки используются многие мышцы тела, и требуется тонкая их настройка. Малыш должен самостоятельно все освоить, затратив на это определенное количество времени:
- Постуральный контроль. Описывает непроизвольные двигательные и сенсорные процессы, позволяющие ребенку сохранять положение против силы тяжести. Он развивается на протяжении всей ранней жизни, начиная со способности держать головку и до умения уверенно ходить;
- Способность удерживать свой вес на ногах. Когда ребенок лежит, его вес распределяется по всей длине тела. Чтобы научиться стоять, он должен быть в состоянии удерживать свой полный вес на ногах и ступнях;
- Моторные навыки – это те способности, которые задействуют большие мышцы тела и позволяют пинать предметы, поднимать их и ходить. Они требуют мышечного тонуса и силы, а также умения выполнять двигательную функцию.
Важно! Раннее стояние на ножках провоцирует неадекватную для этого возраста нагрузку на позвоночник, а также приводит к проблемам с тазобедренным суставом, который еще находится в стадии развития, вплоть до вывиха головки бедренной кости.
Кроме тазобедренного сустава, раннее стояние может вызвать патологии в развитии коленных суставов, стопы, нарушение осанки.
Этапы развития навыка
Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание — прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.
Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.
На животе
Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.
По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе — на животике, если устанешь продвигаться вперед.
Сроки начала этого этапа — самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.
На животе с участием ног
Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги — ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.
По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа — 6-8 месяцев.
На четвереньках
Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания — с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.
Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.
На четвереньках с перестановкой
Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.
С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.
Готовность малыша к становлению на ножки
В среднем родители должны ориентироваться на возраст ребенка и не пытаться помогать ему становиться на ноги раньше девятого месяца жизни. Но не все дети развиваются с одинаковой скоростью, одни готовы вставать чуть раньше, другие чуть позже.
Признаки готовности
Почему возникает понос с кровью у ребенка младше года
При определении признаков готовности необходимо учитывать следующие факторы:
- Генетический. Когда один из родителей встал на ноги слишком рано или, наоборот, поздно, следует ожидать того же и от малыша. Кроме того, повышенный вес ребенка также немного притормаживает готовность младенца стоять;
- Наличие общих заболеваний. Врожденные или приобретенные патологии, вирусные инфекционные заболевания всегда сказываются на развитии ребенка. Такие малыши встают позже;
- Цикличность физического и психического развития. В развитии ребенка изменения происходят скачками, медленно накапливаясь. Когда малыш делает успехи в произнесении первых слов, увлечен игрушками, то есть занят интеллектуальной деятельностью, он может на какое-то время оставить попытки вставать и вообще двигается меньше. Затем, наоборот, наступает период повышенной физической активности;
- Мотивированность. Заключается в желании малыша встать на ножки самостоятельно. Для этого можно заинтересовать его, положив игрушку вне досягаемости, чтобы малышу потребовалось совершить какие-то дополнительные движения, чтобы ее достать.
Важно! При некоторых заболеваниях (например, ювенильный артрит) родители не должны решать самостоятельно ставить ребенка без консультации у специалиста.
Разница для девочек и мальчиков
Здесь нет однозначного мнения. Большинство специалистов говорит, что никакой разницы нет, все зависит от физического состояния малыша. Другие – советуют ставить девочку немного позднее, чем мальчика, в среднем на 1 месяц.
Возраст постановления ребенка на ножки
Если родители замечают готовность, а главное – огромное желание малыша встать, то они часто задумываются: не рано ли, во сколько месяцев здоровый ребенок встает на ножки без угрозы навредить своему правильному развитию, и когда наступает время помогать ему?
Не нужно подавлять активность малыша и постоянно укладывать или усаживать его при попытках встать. Достаточно будет самим родителям избавиться от попыток поставить его. Долго продержаться на ногах он все равно не сможет.
Когда ребенок достиг примерно 8 месяцев, иногда и раньше, и проявляет частое желание стоять, задача родителей – поддерживать его при этом подмышки, стараясь не допускать длительной нагрузки на ножки и позвоночник ребенка.
Создание условий для ходьбы
Для освоения одного из непростых, но очень интересных для маленького человека навыков – ходьбы, родители могут использовать такие подходы:
- Не водить ребенка за руки. Подобное действие значительно снижает потребность у крохи в самостоятельном передвижении, соответственно задерживает развитие самостоятельной ходьбы. На улице ребенка можно поддерживать в области таза – страхуя от неправильных падений. Дома следует дать ребенку полную свободу перемещения вдоль опоры, делая пробные первые шаги, стимулируя любимыми вещами или игрушками.
- Не использовать приспособлений, которые обусловливают искусственное вертикальное положение тела – ходунки или прыгунки.
- Снизить время пребывания ребенка на руках. Обеспечить ему больше игр на полу ил в манеже.
- Давать возможность самостоятельного перемещения в пространстве. Здесь очень важно обезопасить помещение, сделать его просторным и свободным, чтобы у крохи не возникало никаких препятствий в перемещении.
- Практиковать гимнастику для малыша, который умеет стоять у опоры. Если ребенок уже освоил этот навык, можно учить его присаживаться, брать игрушки с пола и снова подниматься.
- Меньше страховать ребенка. Нормальным является падение ребенка на ягодицы при попытках осуществить первые шаги или встать. Родителям нужно быть готовым к тому, чтобы подстраховать ребенка, но постараться обеспечить условия в которых подобное падение не вызовет болезненных ощущений. К примеру, место, где ребенок может стоять, опираясь на что-то можно застелить мягким покрытием из EVA материала. Так ребенок сможет ходить босиком, поскольку пол становится теплым, а случайное падение не будет травматичным.
- Приобрести ходунки-каталку или ходунки-тележку. В отличие от разрекламированных ходунков, которые не рекомендуют педиатры, данные ходунки не поддерживают корпус ребенка и не нарушают его балансирование во время ходьбы. Подобная вещь послужит игрушкой и опорой, толкая которую ребенок сможет делать свои первые шаги не боясь упасть.
Справка! Согласно рекомендациям ведущих педиатров, первые шаги малыша по дому не должны сопровождаться какой-либо обувью. Лучше всего обеспечить безопасность передвижения в помещении и позволить крохе передвигаться босиком.
Мнение доктора Комаровского
Авторитетный детский доктор, Комаровский, категорически против любых точных сроков в определении возможности ребенка встать. Он считает, что каждый малыш развивается индивидуально, копируя поведение взрослых, главное – не мешать ему и не пытаться принудительно повлиять на процесс развития.
Доктор Комаровский
По его мнению, если ребенок не проявляет желания садиться, вставать или ползать, всякие попытки посадить его в подушки или поставить ничего, кроме вреда, не принесут. Если малыш пытается это сделать сам, то нужно его активно поощрять.
Когда ребёнок начинает стоять преждевременно
Известны случаи, когда некоторые детки совершают первые попытки подняться гораздо раньше общепринятых норм. Не всегда это плохо. Если ваш малыш научился сидеть раньше сверстников, вполне ожидаемо, что и вставать он начнёт раньше. Если вашему ребёнку уже больше, чем полгода, то не стоит препятствовать начинаниям крохи. Вы должны понимать, что малыш всё равно будет пытаться встать, и вы не в силах контролировать его 24 часа в сутки. А вот вставание на ножки до достижения шестимесячного возраста не допустимо, такими действиями карапуз нарушит правильное развитие опорно-двигательного аппарата и сможет нанести непоправимый вред своему здоровью. Именно поэтому очень важно стимулировать ребёнка к ползанью, показывать, что он может перемещаться по квартире в любой уголок, а вставать вертикально — пока нет надобности.
Помощь ребенку встать на ножки
Некоторые родители стремятся поставить ребенка в ходунки. Ходунки являются потенциально опасными. Они не учат ходить, однако подвергают детей опасности опрокидывания. Несчастные случаи задокументированы, по этой причине педиатры многих стран требуют запретить производство ходунков и торговлю ими.
Ребенок в ходунках
Важно! Ходунки являются врагами правильной осанки, корректного развития ног и ступней. Фактически они обучают ребенка ходить на пальчиках и задерживают обретение чувства равновесия.
Не опережая событий, родители могут помочь детям укрепить мышцы и подготовить их к успешному освоению новых навыков. Способы, которые должны в этом помочь:
- Зарядка для малыша, с массажированием стоп и сгибанием/разгибанием ножек;
- Выполнение общего массажа тела под руководством специалиста;
- Благоприятно влияют на психологическое и физическое развитие занятия в бассейне, сочетание плавания с различными водными упражнениями;
- Поощрение ползания ребенка. Например, положить его на животик и привлечь внимание игрушкой. Когда он будет пытаться ползти, упереть ладони в его ступни, чтобы малыш смог отталкиваться.
Поощрение ползания малыша
Правильное развитие малышей зависит от терпения родителей и окружения. Пусть ребенок делает то, что для него естественно. Если заставить его проявлять активность, к которой он еще не готов, малыш столкнется с проблемами на всю жизнь. Родителям полезно руководствоваться главным принципом «Лучше помогать своему ребенку, не помогая ему вообще».
Как же научить ребёнка ползать: план действий
Чтобы научить ребёнка ползать, в первую очередь, надо вызвать у малыша желание исследовать какой-либо предмет, необходимо сделать так, чтобы у него была такая возможность. Окружите малыша разнообразными интересными игрушками и предметами (например, крышка от кастрюльки тоже весьма занимательная вещь), а также предоставить ему некоторую свободу передвижения за пределами кроватки или манежа. Наиболее эффективный способ расшевелить ребенка, это не показывать, как надо двигаться, а предлагать ему интересные стимулы.
Ползать дети начинают в среднем в 6-7 месяцев, но готовиться к этому важному процессу следует заранее. Ниже приведен примерный «план действий» чтобы научить ребёнка ползать:
- Если в 3 месяца малыш еще не научился самостоятельно держать голову,следует почаще класть его на животик и класть перед ним интересные предметы, подносить ребенка к различным вещам в квартире, чтобы он разглядывал их. Не помешает и курс оздоровительного массажа для симуляции двигательного развития (особенно в случае мышечного гипер- или гипотонуса), укрепления мышечной системы. Врач-остеопат при необходимости снимет мышечные зажимы, препятствующие свободе движений малыша. Кроме того, в месяц, три месяца и полгода следует посетить невропатолога, который оценит состояние нервной системы ребенка.
- В 4 месяца предлагайте ребенку побольше удобных для захвата предметов; в этом возрасте малыш интересуется своими ножками – попробуйте научить его хватать себя за ножки и даже дотянуть их до рта – это занятие обычно нравится крохам.
- В 5 месяцев ребенок начинает перемещать себя в пространстве. Для начала попробуйте научить малыша повернуться на бочок за интересной игрушкой, используйте звучание погремушки, чтобы малыш начал двигаться в нужном направлении. Чтобы помочь ребенку перевернуться на бочок, можно из положения на спине, заводить ему коленку на бок, чтобы он сам смог довершить поворот корпуса.
- В 6 месяцев продолжайте заниматься вращениями и различными поворотами. Если малыш еще не сел сам (в норме от 6 до 8 месяцев), помогайте ему это сделать, но не тяните вперед за руки, а через бочок, перебирая его ручками.
- В 6-7 месяцев малыши начинают каким-либо способом ползать: на четвереньках, по-пластунски, на попе (особенно если у вас паркет или линолеум, то передвигаться сидя на попе куда веселее:)) и т.д. Перед тем, как начать ползти в классическом восприятии (на четвереньках), малыш несколько недель тренируется встать на четвереньки, смешно раскачивается всем телом и т.д. Чтобы спровоцировать ползание, приманивайте лежащего на животе ребенка игрушками и бытовыми предметами, которые так нравятся детям. Играйте с ребенком в различные пальчиковые игры (ладушки, сорока-ворона), топотушки, читайте ритмичные стихотворения и слушайте вместе с ребенком детские песенки, под которые хорошо двигаться. Можно сделать туннель или препятствие, чтобы малыш начал ползти на четвереньках или по-пластунски. Детки очень любят переползать через маму или папу, а также ползти от мамы к папе и обратно, так что присутствие значимого взрослого – сам по себе отличный стимул для передвижения.
Если ваш малыш пополз в 6-7 месяцев, то восемь месяцев — время самозабвенного ползания и попыток вставать с опорой. Если в этом возрасте ребенок избегает активных движений, а пытается с помощью крика добиваться желаемого – это может быть как проявление характера, так и следствие двигательных затруднений. Продолжайте учить малыша доставать предметы самостоятельно. Не будет лишним и повторный курс оздоровительного массажа.
В 9 месяцев почти все детки проявляют желание принять вертикальное положение (встать на ножки), насильно поднимать ребенка не надо, но помочь, если кроха пытается встать, можно. Если малыш еще пока только ползает – это тоже нормально
Важно предоставить ему в этом возрасте побольше пространства для передвижения, и давать занимательные предметы и вещи, которые хочется схватить
Около года уже почти все детки умеют стоять сами, но первые шаги каждый делает в свой срок, поэтому не стоит торопить малыша, всё придет в свое время.
Как малыши учатся стоять
Важно внимательно следить за поведением карапуза: если он проявляет попытки встать, нужно помочь ему. Вставание – процесс, который имеет разные стадии. Даже новорожденный ребенок активно двигает ногами, постоянно подтягивая их. В 2-х-месячном возрасте малыш рефлекторно бьет ножками.
Для наращивания силы ног можно опускать ребенка на мягкие поверхности. Приблизительно в 3-6 месяцев рефлексы у бутузов заменяются попытками выдерживать некоторый вес. Они даже начинают подпрыгивать от удовольствия, когда их ножки касаются твердой поверхности.
С 6 до 10 месяцев кроха начинает подтягиваться, используя мебель для поддержки. Поначалу это будет сделано с большим усилием – малыш пыхтит и «хрюкает», сжимая обивку дивана для того, чтобы встать. На этом этапе нужно максимально поддержать свое чадо, очистив пространство от острых предметов и расположив рядом подушки, чтобы смягчить удар от возможного падения.
Вообще, падение – очень важный процесс для маленьких детей, поскольку они постепенно овладевают искусством стоять и, в конце концов, ходить. Сначала они учатся вытягивать руки вперед для равновесия и, в случае чего, для того, чтобы мягко упасть. К 9 месяцам малышам становится легче вставать на ножки, но все равно они еще не могут сами плавно опускаться и падают, немного ударяясь.
С 10 до 12 месяцев детки учатся сгибать колени и даже садиться после стояния. Однако для них это намного сложнее, чем кажется нам, взрослым.
К тому времени, когда ребенку исполнится годик, он уже может подниматься на ножки, а также с большей уверенностью садиться на пол. Ежедневно практикуйте прогулки хотя бы по 15-30 минут, а в качестве барьеров используйте подушки.
Первые шаги ребенка
Конечно, есть способы, которые позволяют стимулировать желание малютки встать:
- Расположите яркие игрушки в непосредственной близости от юного исследователя. Пусть они мотивируют его подползти, встать или подтянуться.
- Если ваш сынок стоит, но вам кажется, что еще неуверенно и побаивается, помогите ему. Поставьте рядом журнальный столик или другую прочную мебель без острых углов и риска опрокидывания. Разные предметы мебели ваш «живчик» отлично пользует для маневрирования и устойчивости на ногах.
- Для обучения прекрасно подходит кроватка: уберите из нее все, обо что ребенок может споткнуться. Если есть возможность, переместите матрас в более низкое положение.
- Педиатры не рекомендуют пользоваться классическими ходунками в раннем возрасте. По мнению специалистов, они замедляют моторное развитие крохи и могут вызвать проблемы со спиной. Хуже всего, когда ходунки опрокидываются или скатываются с лестницы вместе с ребенком.
- Ищите прочные игрушки или современные ходунки-каталки с большими колесами и ручкой, на которые малец способен опереться.
- Долго не оставляйте малыша и в манеже – не более 30 минут за раз.
- В помещении и безопасных поверхностях на открытом воздухе разрешайте маленькому ходить босиком или в нескользких носках. Это максимально повысит мышечный тонус ног и лодыжек, и ребенок быстрее научится равновесию и координации. В прохладное время года выбирайте обувь легкую, с гибкой подошвой. Слишком высокие пинетки и кроссовки ограничивают движения малыша.
- Мотивируйте его: хлопайте в ладоши, наблюдая как ваш любимчик пытается идти к вам, подпевайте и даже пробуйте с ним танцевать! Но не заставляйте.
Кроме того, уже «ходячие» дети иногда внезапно возвращаются к ползанию после неудачного падения или болезни. Занимайтесь с детками гимнастикой, плаванием и делайте массаж, чтобы укрепить их здоровье и костно-мышечную систему.
Упражнения для стимулирования вставания
Существуют различные упражнения для укрепления мышц малыша, которые помогают ему удерживать вертикальное положение. С помощью этих упражнений несложно научить ребенка стоять без опоры:
- Если ребенок еще не стоит, то почувствовать опору в ногах ему может помочь фитбол. Нужно положить его животом на неплотно накачанный мяч, покачать так, чтобы ножки касались твердой поверхности и отталкивались от нее. Обязательно аккуратно придерживать малыша, чтобы он чувствовал поддержку маминых рук.
- Поднять любимую игрушку так, чтобы кроха мог дотянуться до нее, держась за прочную опору. Малыш начнет стремиться к ней, ища возможность подняться.
- Регулировать высоту опоры. Когда дитя уверенно научится стоять, опираясь на предмет на уровне пояса, нужно перемещать опору выше.
- Можно попробовать занять руки ребенка, стоящего у опоры, интересной игрушкой. Таким образом, он будет прислоняться к опоре не руками, а животом, а руки будут заняты.
- Чтобы ребенок научился садиться из положения стоя, рядом со стоящим малышом на пол кладется игрушка. Когда он проявит интерес к ней, нужно помочь аккуратно сесть рядом. Так он научится не падать, а мягко приземляться.
- Несколько игрушек кладутся на разной высоте. Так кроха будет стараться дотянуться то до одной, то до другой, тем самым освобождая то одну, то другую ручку.
- Пока малыш стоит у невысокой опоры, можно разложить несколько игрушек на полу. Крохе предлагается поднять их поочередно.
- Если положить незначительную преграду между правой или левой ногой крохи, чтобы они стояли не на одном уровне, то он научится держать равновесие и в таком положении. Это развивает чувство баланса.
Проводя такие упражнения регулярно, можно воочию убедиться, как это увлекательно и радостно, когда дети начинают стоять без опоры.
Можно ли использовать ходунки
Чтобы помочь опорно-двигательному аппарату ребенка окрепнуть, можно использовать ходунки, но они рекомендованы не ранее, чем с 7-8 месяцев. В этом возрасте малыш уже держит спину, он будет сидеть в ходунках и отталкиваться ножками, а со временем начнет стоять, держась за корпус. Многие специалисты говорят о том, что ходунки не помогают быстрее научиться ходить, но у них есть ряд других преимуществ — они позволяют малышу быть занятым некоторое время, он имеет возможность активно исследовать окружающую среду, при этом находится в безопасности. Использовать ходунки нельзя длительное время, максимум 20-30 минут. Начинать нужно с 5-10, постепенно увеличивая время пребывания в ходунках. На современном этапе существует утверждение, что ходунки больше вредят деткам, чем способствуют иразвитию. За границей они запрещены в связи с тем, что много родителей обращались за медицинской помощью по поводу травм, которые получали малыши из-за использования ходунков, отмечались нарушения мышечного тонуса, развития стоп, тазобедренных суставов. Большинству родителей хочется, чтобы дети пораньше научились сидеть, стоять, ходить, но всему свое время. Спешить с этим не стоит. Когда малыш будет готов, он сам сядет, встанет и пойдет.