Ребенок не сидит в 6 месяцев — стоит ли беспокоиться? Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Детки разные!

Родителям нередко свойственно сравнивать своих чад с другими, и, как только замечают такое «отставание», начинают тревожиться. Главная ошибка этих пап и мам в том, что они забывают или игнорируют тот факт, что все дети разные, динамика их роста и развития не может быть одинаковой.

Как результат, родители спешат «присаживать» малыша, следуя рекомендациям одной части педиатров. Например, они обкладывают его подушками, подпирая его, чтобы ребенок сидел, не падая. Бывает, мамы и папы, заметив, что дитя тянет голову к своей груди, думают, что это попытка сесть, подымают его за ручки, немного торопя события.

Другая часть детских врачей, наоборот, этого делать не советует. Они выдвигают как довольно разумный аргумент то, что в этом возрасте детки обычно осваивают или ползание, либо сидение, а две совершенно разные задачи одновременно решить невозможно. К тому же замечено, что многие малыши, научившись ползать, из положения на четвереньках начинают садиться сами. Поэтому, когда ребенок не сидит в 6 месяцев, многие специалисты побуждают родителей быть терпеливыми и не спешить. Кто из них прав?

Советы невролога

На плановом осмотре у невролога в шесть месяцев врач будет оценивать физические навыки малыша. На самом деле осмотры невролога необходимо проходить регулярно: в 1 месяц, в 3, затем в полгода. Опытный специалист на каждом приеме осматривает младенца на предмет возможных отклонений, которые могут привести к нарушениям в навыках сидения и ползанья.

Следует обратить пристальное внимание, если:

  • к 3-м месяцам ребенок не умеет держать голову в течение 1 минуты;
  • к 5-ти месяцам не может приподнять туловище, опираясь на предплечье, плохо поворачивается с живота на спину;
  • в 5 месяцев плохо держит голову, если приподнимают за руки из положения, лежа на спине;
  • в 5 месяцев отсутствуют хватательные навыки.

Если наблюдается небольшое отклонение от нормы, отставание составляет не более 2 недель, то беспокоиться не стоит. Это, скорее всего, индивидуальные особенности развития. В случае регулярного «отставания» от условной нормы следует пройти тщательное обследование. При этом маме обратить внимание врача на течение беременности и процесс самих родов, проводилось ли КС, или роды были естественными, наличие родовых травм, недоношенность и пр.

В любом случае родители должны владеть информацией, в какой последовательности должно происходить развитие их ребенка. Следует внимательно наблюдать за малышом, не упустить тревожные симптомы, такие как односторонние манипуляции – движения только одной рукой или ногой, при этом другая прижата к туловищу и движется незначительно. Или ребенок не любит лежать на животе, что сопровождается длительным плачем.

Важно! Чтобы избежать плохих последствий, на осмотры приходить следует своевременно.

Регулярные занятия дома с мячом, вечерние заплывы в большой ванне (туда можно добавить морскую соль или хвойный экстракт) окажут благотворное влияние на мышцы малыша и помогут ему освоить все необходимые навыки. Ходунки и прочие приспособления для «развития» малыша лучше даже не приобретать. Зачем создавать значительную вертикальную нагрузку, которая за счет собственного веса ребенка негативно влияет на мышцы и связки, неправильно формирует стопу?


Свободные передвижения – лучшая тренировка

Самый лучший способ тренировать малыша – предоставить ему больше пространства для передвижения, не держать в кроватке или манеже: постелить на полу одеяло и выпустить на волю.

Не торопите малыша!

Можно сказать, что и те, и другие по-своему правы. Просто нужен разумный подход. Здесь требуется быть внимательным и проницательным. Родителям, у которых ребенок не сидит в 6 месяцев, важно запомнить такой принцип: подобно тому, как растение растет само и невозможно его подтянуть, так и способность ребенка сидеть невозможно ускорить. Если присаживать своего грудничка, когда его организм еще пока не готов, то этим только можно навредить. Стоит ли оказывать «медвежью кенгуру» тоже будут чрезмерно напрягать детскую спину и принесут только вред. Ведь если присаживать малыша, оставляя его надолго в сидячем положении, это может привести к искривлению позвоночника из-за незапланированной нагрузки.

Как научить ребенка сидеть

Прикорм творог для грудничка — как сделать в домашних условиях

Силой заставлять сидеть нельзя. Если не получается у малыша сидеть самостоятельно, значит, мышцы еще не окрепли. Принудительная нагрузка только навредит и обеспечит проблемы с позвоночником в будущем. Если малыш сел самостоятельно до достижения полугода, значит, готов, и ему это не навредит. Время его сидения придется ограничивать – разрешается до 1 часа в день.

Если мальчик и девочка в 6 месяцев не сидят сами, категорически нельзя:

  • присаживать в мягкие подушки;
  • передвигаться в сидячей коляске;
  • носить в переносках и слингах в положении «сидя»;
  • сажать на руки (разрешается только в положении полулежа на коленях).

Мальчиков и девочек учить сидеть можно в одном возрасте, информация о том, что у девочек из-за раннего высаживания неправильно формируются внутренние женские органы, является мифом.

Здоровый ребенок самостоятельно научится сидеть и стоять, родителям надо ему только немного помочь в этом, считает педиатр Е. Комаровский.

Очень хорошо помогают физические упражнения, которые можно самостоятельно делать дома, никуда специально ходить не требуется:

  1. Малыш лежит на ровной поверхности на спине. Мама протягивает ему указательные пальцы, и он пытается сесть, чтобы их поймать. В таком положении он должен побыть 5-7 секунд, потом снова ложится на спину. Повторять до 10 раз за один сеанс.
  2. Ребенок лежит на животе. Необходимо поднять ребенка, одной рукой держать под грудью, другой под ножками. Его ноги должны упираться в мамину грудь, ягодицы и спина при этом напряжены. В таком положении находиться 5 секунд.


Как правильно учить ребенка садиться

Помощь специалиста и упражнения

Важно узнать причину, почему ребенок не сидит в 6 месяцев. Для этого лучше всего проконсультироваться у терапевта. Возможно, он порекомендует специальные упражнения для укрепления мышц спинки ребенка. Впрочем, если внимательно присмотреться к движениям крохи, можно заметить, что он стремится вертеться, переворачиваясь со спины на животик и наоборот.

Также в положении лежа на боку, дитя пытается поднять корпус. Этими телодвижениями ребенок тренирует свои спинные и другие, помогающие сидеть, мышцы тела. Действительно, то, что ребенок не сидит в 6 месяцев, вовсе не означает, что он этому никогда не научится. И совсем необязательно, чтобы это было одновременно с другими детьми. Главное, осторожно помочь своему малышу в этой тренировке, а специалист подскажет, как это лучше всего делать.

Помощь в ползании

Ползать малыши начинают каждый по-своему. Некоторые подтягиваются на ручках и ползут на животе вперед, другие отталкиваются руками и отползают назад. Все это можно назвать «подползанием», начальным этапом. Дети пытаются осуществить такие перемещения в 4-5 месяцев, лежа на животе. В дальнейшем, по мере укрепления мышц спины и рук, живот отрывается от пола, вес переносится на руки, и начинается увлекательное путешествие на четвереньках.

Значение ползанья в развитии:

  • самостоятельное передвижение малыша и тренировка мышц спины, рук, пресса, шеи;
  • формируется правильная осанка, поэтому ползанье является важным этапом физического развития на пути к самостоятельному хождению;
  • значительно увеличиваются активность и познавательная способность ребенка;
  • гармоничное развитие головного мозга, сообща работают левое и правое полушария для правильной координации.

От чего у грудничка может быть понос

Именно с шестого месяца начинается период «подползания» – попытки встать на четвереньки, дотянуться до нужной игрушки, уползание в сторону или назад.

Важно! Навык ползания важнее умения сидеть. Сидя, ребенок еще быстро устает и не может самостоятельно поменять положение тела.

Развивать и укреплять мышцы необходимо постепенно, начиная с рождения. В период 1-2 месяца малыш должен научиться хорошо держать голову, если это не произошло, необходимо обратиться к невропатологу за помощью. В 3 месяца регулярно заниматься укрепляющей гимнастикой, тренирующей мышцы спины и шеи, очень хорошо зарекомендовали себя упражнения на мяче – фитболе. В 4 месяца тренируется навык захвата – предлагать игрушки, поролоновые гантели и любые другие предметы, которые детская ручка может без труда обхватить. В 5 месяцев необходимо учить переворачиваться на бок и крутиться вокруг себя. Обычно берут ребенка, лежащего на спине, за одну ручку и помогают ему перевернуться, чуть потягивая в сторону.

Для ответа на вопрос, почему ребенок не ползает в 6 месяцев, необходимо грамотно оценить его физическую готовность к этому. В случае отсутствия у малыша отставания в развитии, его нужно стимулировать к ползанию. Положить на небольшом расстоянии от него любимую игрушку, пусть пытается дотянуться. В помощь можно создать руками опору для его стоп, так ему будет легче оттолкнуться. Очень хороший способ основан на подражании: лечь рядом с крохой на пол и показать, как правильно ползать. Если ребенок не ползает в 6 месяцев, можно пригласить в дом гостей с маленьким ребенком, который уже умеет ползать. Малышу будет наглядно продемонстрирован мастер-класс ползанья.


Как правильно помогать ползать

Когда к врачу?

Конечно же, совсем другое будет отношение, если ребенок к 8 месяцам не может сидеть из-за задержки психомоторного развития. Тогда родителям следует немедленно обратиться к неврологу. К неумению сидеть в таком возрасте могли привести следующие причины:

  • досрочные роды;
  • гипоксия;
  • малокровие во время беременности;
  • недоношенность плода;
  • внутричерепное давление.

Подводя итог, можно сказать, если родители вдруг замечают, что ребенок не сидит в 6 месяцев, бить тревогу не стоит. Они могут оказывать планомерную помощь малышу, чтобы постепенно он смог научиться сидеть. В таком случае для ребенка это будет естественным и безопасным этапом его развития.

Что должен уметь малыш в полгода?

Полугодовалый ребенок совершенствует некоторые старые навыки, а также он уже многое умеет делать из того, что раньше не мог. Важно замечать его новые способности и стремиться помогать малышу их развивать.

Все то, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, условно можно разделить на две области развития:

  • речевые навыки, проявление эмоций и общение;
  • навыки, связанные с телодвижениями.

Стоит рассмотреть это подробнее.

Навыки общения и проявление эмоций

Шестимесячный ребенок уже откликается, когда слышит свое имя. Также он может повторять некоторые услышанные звуки и «возвращать» эмоции. В этом возрасте ребенок уже понимает некоторые простые слова, например, «нельзя», «кушать», «пойдем», особенно если родители дополняют сказанное соответствующими жестами.

И хотя малютка многие слова пока еще не понимает, дитя уже способно откладывать у себя в памяти услышанное. Это сыграет свою роль в его речевых способностях через полгода или год. Развивающее действие оказывают музыкальные записи, песни и стихотворения. Ребенок в свои шесть месяцев прекрасно все усваивает. Проявляемые им эмоции становятся уже более разнообразными. До этого возраста обычно состояние менялось от «я рад» до «я плачу». Теперь же добавилась новая палитра эмоций:

  • недовольство;
  • печаль;
  • удовольствие;
  • страх;
  • настороженность.

В этом возрасте разнообразными становятся и звуки, которыми малютка призывает взять на руки, посмотреть на него или выражает свой восторг чем-то.

Навыки, связанные с движением тела

В 6 месяцев у ребенка снижается гипертонус мышц, ему уже легче осуществлять многие телодвижения. Например, он уже может переворачиваться со спинки на животик и в обратном направлении. Лежа на животе, малыш может опираться на одну руку, а в другую брать интересующий его предмет. Крепко захватывая, например, пальцы взрослого, дитя, лежа на спине, стремится подтягиваться. Самостоятельными становятся попытки ползать.

Начиная с шести месяцев ребенок, если еще не сидит, то активно пытается это делать. Если поддерживать малыша за подмышки, тот может твердо отталкиваться ножками от поверхности. Ребенок проявляет большой интерес к всевозможным предметам, стремясь взять их в руки, попробовать «на зуб» и бросить на пол. Дитя способно брать одновременно в каждую руку по игрушке.

Полугодовалый ребенок, придерживаясь ручками за край кроватки, учится стоять без помощи других. Если спрятать какой-то предмет под покрывало, малыш способен отыскать его и знает, как его оттуда достать.

Многими родителям отмечено, что, начиная с 6 месяцев, ребенок может самостоятельно играть продолжительное время, примерно 15 минут (для данного возраста это немало). Чем может увлеченно заниматься чадо? Например, такие игровые действия, как собирание в коробку небольших предметов, надевание колец пирамидки, вполне по силам ребенку в 6 месяцев.

Физическое развитие в 6 месяцев

Шестимесячный малыш сильно отличается от новорожденного. Какой длинный путь в своем развитии он прошел, сколько навыков приобрел! Теперь он не беспомощный младенец, который только лежит и смотрит на родителей. Многое он теперь умеет делать сам.

Двигательные умения в 6 месяцев:

  • сидит самостоятельно, без поддержки;
  • переворачивается с живота на спину;
  • передвигается, переставляя ручки, пробует ползать, иногда даже вставать;
  • берет в обе руки игрушки и самостоятельно ими играет, рассматривает их.

Активного малыша теперь нельзя оставлять одного без присмотра. Если раньше, в 4-5 месяцев, еще можно было положить его на середину кровати и отойти на пару минут, то теперь за карапузом нужен глаз да глаз – свои двигательные навыки он совершенствует стремительно. Сегодня он еще не мог сдвинуться с места, а завтра уполз на край кровати и чуть не упал.

Попытки ползать чаще всего начинаются со скольжения по полу на животе в направлении назад, ребенок отталкивается руками от пола и отодвигается назад, насколько хватает рук.

Пальчики становятся все более послушными, уже получается брать в руки кубики, перекладывать их из одной руки в другую.

Нервно-психические показатели ребенка в 6 месяцев:

  • внимательно рассматривает окружающие предметы и людей;
  • поворачивается на звук, голос;
  • реагирует на свое имя;
  • учится есть с ложки, снимает пищу губами;
  • начинает говорить: лепечет, произносит отдельные слоги.

Теперь, если посторонний, незнакомый человек берет малыша на руки, чаще всего кроха выражает свое недовольство вполне однозначно – начинает хныкать и проситься обратно к маме на ручки. Именно в этом возрасте малыш требует к себе пристального внимания и старается не отпускать от себя родителей.

Часто в это время появляются первые молочные зубы, значит, пришло время вводить прикорм. Начинать следует с микроскопических порций – шестая часть чайной ложки фруктового пюре или молочной каши. При прорезывании зубов все игрушки тянутся в рот, поэтому лучше убрать все мягкие, непрочные игрушки из зоны досягаемости малыша. Оставить прорезиненные, прочные, которые невозможно прокусить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]