Все о развитии ребенка в 11 месяцев: что должен уметь малыш


В 11 месяцев ребенок проявляет большую двигательную активность, любознательность, поэтому родителям становится все сложнее следить за своим чадом, которое стремится все исследовать, везде засунуть свои пальчики и попробовать на вкус все то, что раньше было для него недоступно. Многих молодых родителей волнуют вопросы: что должен уметь ребенок в 11 месяцев, каковы общепринятые нормы его развития, и стоит ли беспокоиться по поводу каких-либо возможных отклонений в развитии их чада.

Много деток в таком возрасте проявляют большую энергичность, шаловливость, при этом они нуждаются в постоянном внимании и контроле. Ведь им очень хочется узнать об окружающем мире побольше, а возможности 11-месячного бутуза еще ограничены, поэтому ему регулярно приходится прибегать к помощи родителей. В 11 месяцев существуют свои преимущества, ведь период младенческих капризов прошел, а до проявления первых возрастных кризисов еще есть время, поэтому пока можно спокойно радоваться первым успехам и достижениям своего малыша.

Как происходит физическое развитие в 11 месяцев

В 11 месяцев ребенок в весе прибавляет немного – около 400 граммов. Рост его в этот период прибавляется на полтора-два сантиметра. К возрасту 11 месяцев уже заметна разница между физическим развитием детей разных полов. Так, мальчик в среднем весит около 10 килограммов, они выше девочек на 1-2 сантиметра.

В возрасте 11 месяцев каждый конкретный ребенок приобретает свои индивидуальные навыки и умения. Один ребенок способен уже самостоятельно передвигаться, без посторонней помощи, он поднимается и спускается по лестнице, а другой ребенок еще даже не ползает, предпочитает большую часть времени проводить на ручках у взрослых либо сосредоточен на интересной игре в манеже. Такие явления нормальные, поэтому для родителей, которые начинают беспокоиться по поводу развития малыша, ориентиром должны служить только базовые навыки, коими карапуз овладел в своем возрасте.

К таким навыкам и умениям относят:

  1. Умение сидеть самостоятельно и самому садится без поддержки.
  2. Ребенок пытается ползать, вставать и ходить, держась за опору.

В возрасте 11 месяцев ребенок должен уметь ходить с поддержкой мамы, координировать свои движения, дети уже не так часто падают и натыкаются на разные предметы, могут держать игрушку обеими руками, перекладывая ее с одной ручки в другую.

Ребенок в 11 месяцев проявляет активность, любознательность и любопытство, он постоянно в поиске новых впечатлений, исследования мира. Поэтому родителей должно насторожить, если ребенок не пытается слезть с рук или выбраться из кроватки для того, чтобы активно изучать окружающий мир.

Как понять, что ребёнок отстает в развитии: частые проблемы и способы их решения

Если вы переживаете, что ваш кроха запаздывает в развитии, но не уверены, что настал момент для обращения к профильным врачам, этот перечень характеристик поможет вам определиться. Волноваться стоит, если в 11 месяцев ребёнок:

  • не сидит самостоятельно или сидит только с опорой;
  • не ползает или ползает лишь по-пластунски;
  • не пытается приподняться в положение стоя;
  • не может простоять с опорой и нескольких секунд;
  • не реагирует на имя и не издаёт совсем никаких звуков;
  • не проявляет эмоций, не различает тон речи родителей;

Как происходит нервно-психическое развитие в 11 месяцев

В 11 месяцев у преимущественного количества малышей преобладает хорошее настроение, они мало капризничают. Но не менее важным является соблюдение правильного режима дня – ребенок должен кушать около 5 раз в день и спать 1 раз днем. На конец первого года жизни ребенок может осчастливить родителей своими первыми словами.

В возрасте 11 месяцев ребенок уже должен уметь много – складывать пирамидку, собирать из кубиков башни, кушать самостоятельно, катать мяч от себя и машинку. В таком возрасте ребенок уже выбирает любимые игрушки, играет не всем подряд, а отдает предпочтение некоторым игрушкам. Ребенок в 11 месяцев уже пытается играть в сюжетно-ролевые игры. Рекомендуется приобщать малыша в таком возрасте к рисованию с помощью пальчиковых красок. В таком возрасте «рисунки» малыша уже приобретают некую осмысленность, он не просто бесцельно водит пальчиком по бумаге, а пытается изобразить, к примеру, солнышко.

Много детей в этот период уже умеют произносить слова, звуки, словосочетания, такие стандарты являются обязательными – 11 слов к концу первого года жизни. Интересно то, что, научившись выговаривать слова, к примеру, мама, малыш обозначает этим словом не только саму маму, а и ее одежду, купание крохи, так как купает его только мама. Иногда ребенок может, освоив новое слово, спустя несколько дней забыть его, утратить к нему интерес. По этому поводу не стоит беспокоиться, спустя время дитя начнет употреблять все больше новых слов.

Внимание! В период активного речевого развития в 11 месяцев важным является стиль общения с малышом. Рекомендуется говорить с ребенком только правильными, четкими словами, без ласкательно-уменьшительных суффиксов и сюсюкивания. Такая манера общения может стать тормозом для речевого развития ребенка, он в последующем будет коверкать слова.

Чтобы ускорить речевое развитие, рекомендуется как можно чаще разговаривать с малышом, читать ему, особенно дети любят яркие книжки с картинками.

Гимнастика с крохой

Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.

Упражнение «Бокс»

Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.

Упражнение «Тачка»

Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.

Упражнение с наклонами

Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.

Важно! Это упражнение рассчитано на малышей, уже умеющих стоять без опоры.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Согласно мнениям детских специалистов, одиннадцатимесячный ребенок умеет:

  1. Самостоятельно, без поддержки, садиться и вставать, ходьба может быть с поддержкой взрослых.
  2. Самостоятельно пить из чашки или поильника, кушать ложкой.
  3. Ребенок должен быть осведомлен о назначениях бытовых предметов, стараться и учиться ими пользоваться. Например, если мама дает ребенку чашку, он попытается пить из нее, расческу – станет расчесывать ею волосы.
  4. Малыш способен удерживать игрушку пальчиками, а не ладошкой.
  5. Может собрать колечки пирамидки, ставить кубики друг на друга, открыть и закрыть коробочки, шкафчики.
  6. Показывать на изображениях животных, предметы быта.
  7. Ребенок должен откликаться, когда к нему обращаются, понимать, что зовут именно его.
  8. Выполнять мелкие поручения просьбы взрослых (дай мне мячик, покажи, где у тебя глазик).
  9. Знать, где лежат предметы обихода, где его комната, где кухня.
  10. Говорить несколько слов и давать название своим действиям и действиям окружающих.

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», — звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю… В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть… Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив — он или вы?

Разница между полами

К концу одиннадцатого месяца видна сильная разница между мальчиками и девочками. Она проявляется, как в физическом развитии, так и в поведении привычках детей. Очень заметными становятся изменения, когда ребенок выбирает себе игрушки и игры. Малышкам больше нравятся мягкие игрушки, куклы, коляски. Они кормят кукол, качают их, очень любят девочки цеплять на себя яркие бусы, браслеты, просят, чтобы мама накрасила им тоже губы.

Для мальчиков актуальными становятся подвижные шумные игры. Они предпочитают машинки, мячики. В их играх не наблюдается характерного сюжета, они более подражают, действуют, шумят. Заметными становятся отличия и при контакте с другими детьми такого же возраста, для мальчиков предпочтительнее играть со своими ровесниками, они могут подходить к ним, трогать, иногда даже подраться. А девочки больше любят играть со старшими детьми, нередко девочке труднее завести общение с другим ребенком. Но все эти проявления являются условными и общепринятыми. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие зависит только от индивидуальных особенностей.

Содержание

Вполне возможно, что в этом месяце малыш порадует тебя первыми словами. Обычно они отдаленно похожи на взрослый язык, но мама безошибочно угадывает их значение. Особенностью первой речи ребенка является еще и многозначность слов – в зависимости от интонации одно и то же слово, например обозначающее руку, может означать как просьбу взять его на ручки, так и просто комментарий при разглядывании собственных рук.

Как правило, мама служит «переводчиком» при своем крохе – остальные взрослые могут не понимать его, пока речь не станет правильной (а на это уйдет еще много времени – от полугода до нескольких лет).

Помоги своему юному «оратору» развивать свой речевой аппарат. Для этого часто показывай картинки с изображением животных и «озвучивай» их. Очень быстро малыш выучит все эти «мяу-мяу», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. Первое время зверей ребенок будет называть именно этими звукоподражательными междометиями

Развивающие игры для детей 11 месяцев


Развивающие игры для детей 11 месяцев
Игра для маленького ребенка имеет огромное значение в его развитии. Выше было описано много развивающих игр и занятий для малыша. Даже обычное пребывание в песочнице с игрушками — это тоже полезно для психики и ума крохи. Вот еще несколько развивающих игр для детей 11 месяцев:

Развивающие игры для детей 11 месяцев

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • Ходить у опоры или держась за взрослого двумя руками
  • Взбираться и спускаться по лестнице на четвереньках
  • Пить из чашки с двумя ручками
  • Понимать простые фразы мамы, обращенные к нему
  • Выполнять простые просьбы: покажи носик, дай ручку, возьми куклу и т. д.
  • Пытаться повторять за мамой звукоподражательные междометия
  • Исполнять коммуникативные жесты: махать ручкой при прощании, кивать головой при согласии и качать при несогласии и т.п.

Советы родителям по развитию ребенка

Психологическая близость матери и ребенка во многом зависит от количества времени, проведенного в непосредственной близости друг с другом. Берите как можно чаще своего кроху на руки, обнимайте его, разговаривайте с ним, хвалите его. Ребенок очень в этом нуждается даже тогда, когда он умеет самостоятельно ходить и ползать.

Продолжайте помогать ребенку развивать речь. Ловите его каждое слово, повторяйте с ним звуки и слоги, пытайтесь понять, что хочет сказать ваш кроха. Обязательно используйте различные речевые игры.

Развитие речи малыша напрямую связано с развитием мелкой моторики. Чтобы ребенок мог говорить четко, понятно и вовремя, необходимо ежедневно проводить занятия и игры, которые будут развивать активность пальчиков.

Продолжайте уделять внимание физическому развитию малыша, делайте ему массаж и проводите гимнастические упражнения, соответствующие этому возрасту. Если ребенок вместо ходьбы предпочитает ползать, не стоит заставлять его насильно ставить на ножки. Все придет в свое время.

Постарайтесь продумать заранее, как сделать незабываемым знаменательное событие в семье – день рождения вашего крохи. Один год – это важный этап в жизни малыша и его родителей. Подумайте, как украсить комнату, какой торт приготовить, составьте меню и пригласите маленьких гостей. Для ребенка этот день должен быть интересным, веселым и запоминающимся.

Игры для речевого развития

  • Используйте карточки Домана на различную тематику, показывайте их ребенку ежедневно.
  • Игра – лучший способ для развития речи и пополнения словарного запаса. Обязательно проговаривайте все свои действия в игре и названия предметов. Хорошо, если ребенок будет пытаться повторять некоторые слова или звуки вместе с вами. Помните, что обучение необходимо начинать с коротких существительных.
  • Поиграйте с малышом в игру «А что это?» или «А кто это?». Для этого потребуется небольшая коробка, в которую нужно поместить различные знакомые для крохи бытовые предметы или любимые игрушки. Доставая их поочередно, спрашивать, кто это и проговаривать четко слово – ответ.
  • Читайте малышу сказки, вместе просматривайте яркие красочные картинки в книжке, называйте предметы и указывайте на них детским пальчиком.
  • Для развития детского челюстного аппарата рекомендуется давать ребенку морковку или хлебный сухарик.

Игры для развития мелкой моторики

  • Детям нравится «рисовать» пальчиками по мелкой крупе. Для этого нужно насыпать в неглубокий поднос или тарелку манку или муку и поводить пальчиком ребенка, рисуя солнышко, рыбку, цветочек и т.п. В дальнейшем позволяйте крохе самостоятельно рисовать свои картины.
  • Мелкая моторика развивается при рисовании тонкими карандашами, цветными мелками или пастелью, а также при лепке пластилином (или специально приготовленным соленым тестом). Толстые карандаши и фломастеры использовать нежелательно. Из пластилина можно научить ребенка раскатывать колбаску, разрезать ее на небольшие кусочки и формировать из них маленькие шарики.
  • При помощи небольших пластмассовых формочек (пасочек для песка) малыш может пересыпать семечки или овсяные хлопья из одной посуды в другую. Это отлично развивает координацию движений и укрепляет мышцы рук. Такую же игру – занятие можно повторять и во время вечернего купания. Дети очень любят переливать воду или наполнять ней емкость.
  • Покажите ребенку, как можно нанизывать пластмассовые колечки себе на запястье, а потом снимать их. Можно, чтобы малыш надевал колечки и на руку взрослого.

Общение и игра с 11-месячным малышом

Теперь не только ему интересно с тобой как с собеседником – кроха уже сам может развлечь тебя. Он с удовольствием демонстрирует широкий арсенал пантомим, которые вы с ним разучили (махание ручкой на прощанье, изображение летающих птичек или самолетов, показ частей лица и тела на себе, на маме, на кукле и т. п.). Он стремится вызвать радость на твоем лице. Поэтому щедро вознаграждай все его выступления, да и вообще хвали почаще – это, пожалуй, самый важный совет для мамы 11-месячного малыша.

Получив одобрение, кроха готов бесконечно повторять действие, вызвавшее его. Так ты мотивируешь ребенка учиться у тебя бытовым навыкам и перенимать жизненный опыт. Поэтому после первой самостоятельной попытки игрушечной ложкой накормить куклу и после одобрения со стороны мамы, малыш с удвоенным усердием будет стараться освоить ложку, когда будет есть сам. Аналогично происходит приучение к зубной щетке, снятию тапочек при влезании на диваны, выбрасыванию яблочных огрызков в мусорное ведро и т. п. То есть достаточно хвалить, и малыш будет сам упорно учиться все делать правильно – ведь так приятно получить признание от самого близкого человека.

Таким способом лучше всего постигать необходимые жизненные премудрости – с удовольствием, а не через принуждение. Поэтому еще раз повторимся: хвали почаще, не бойся, в таком возрасте «перехвалить», равно как и «переласкать» ребенка невозможно.

Ребенок в 1 год и 11 месяцев не отличается особой приветливостью к сверстникам – в этом возрасте все дети эгоцентричны, поэтому не способны к крепкой дружбе. Само понятие «дружба» для детей сводится к простому общению и ненавязчивой игре. В это время может развиться чувство симпатии к кому-либо из товарищей. Как правило, у объекта симпатии схожий темперамент и интересы. Настоящая дружба придет только через несколько лет, когда ребенок будет способен к более осмысленному интерактивному общению.

Еще пару недель назад ваш карапуз демонстрировал самостоятельность и отказывался даже пару минут посидеть на руках, а сейчас начинает требовать, чтобы вы его обнимали. Не мог же ребенок в 1 год и 11 месяцев отказаться от самостоятельности? На самом деле, передвижение по квартире, выполнение гигиенических процедур, одевание стало для малыша рутинной обязанностью, а не познанием мира. А ведь ребенку не хочется постоянства, он протестует против принуждения. В таком возрасте карапуз не готов к свалившейся на него самостоятельности, поэтому ожидает от вас защиты и поддержки. Конечно, он в состоянии дойти до своей кроватки и лечь спать, но перед этим ему хочется почувствовать тепло маминых объятий.

Как действовать в таких ситуациях родителям? – найти разумный компромисс. Не переставайте подталкивать чадо к самостоятельным действиям, выделите ему пространство для игр, давайте поручения, а только после этого поощряйте его поцелуями и объятиями. Ребенок поймет, что он является частью вашей жизни и по-прежнему вам близок. Очень скоро он станет физически сильным и выносливым, будет бегать и резвиться, вам еще будет не хватать его просьб посидеть на руках.

Что касается интеллектуального развития ребенка в 1 год и 11 месяцев, чадо начинает общаться с окружающими людьми несложными конструкциями, которые состоят из нескольких слов. Это могут быть просьбы вроде «дай пить» или «хочу гулять». Малыши могут назвать части человеческого тела, имена знакомых людей. В этом возрасте они подобно маленьким попугайчикам будут копировать все услышанное. Вот почему взрослым стоит контролировать речь, которую они произносят, иначе в будущем смогут услышать от карапуза что-то неприятное. Ребенок в 1 год и 11 месяцев вполне может допускать грамматические ошибки: он вполне может сказать вместо «идти гулять» «ходи гулять», но главное, что вы поймете его просьбу. В это время ребенок говорит о себе в третьем лице: к примеру «Катя хочет кушать». Постепенно речь будет более совершенной и выразительной. Малыш сможет произносить более длинные и эмоциональные предложения. В возрасте около трех лет в словарном запасе ребенка будет уже более 300 слов. Пройдет время – и ваша кроха сможет выражать свои мысли и чувства не только набором жестов и несколькими словами, а вполне связным текстом.

Время однокомпонентных пюрешек закончилось. Теперь мама вольна экспериментировать: в списке разрешённых много продуктов, которые теперь можно миксовать, к тому же малыш уже привык к более плотной консистенции блюд. Итак, чем же кормить ребенка в 11 месяцев?

Режим дня ребенка в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам распорядок дня крохи уже полностью сформирован, поэтому если и стоит пытаться скорректировать его, то очень мягко, – резкая перемена в режиме может привести к стрессу у малыша. Биологические часы ребенка дают возможность определить, подрастает у вас маленький «жаворонок» или «сова».

Потребность во сне к данному возрасту равняется 14 часам в сутки. Из них 10 часов ребенок спит ночью, днем же сон длится 1-2 часа. На прогулку с 11-месячным крохой нужно выходить дважды в день, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок провел активно, а часть – поспал на улице.

Примерно так выглядит день 11-месячного малыша:

8.00Подъем, гигиенические процедуры, завтрак
9.00Гимнастика, массаж, развивающие игры с мамой
11.00Первая прогулка на свежем воздухе или балконе, сон
13.00Обед
14.00Дневной сон
16.30Полдник
17.00Игры, прослушивание детских песен, чтение книг,
18.00Вторая прогулка
19.30Ужин, ванна или душ, сказка на ночь, подготовка ко сну
21.00Ночной сон

Обратите внимание! Родителям проще подстроиться под сложившийся режим их чада, это позволит сэкономить уйму времени и сил, не подвергая пыткам хрупкую нервную систему младенца.

Чем кормить

Ежедневное меню ребёнка в 11 месяцев в идеале включает продукты всех основных групп пищевой пирамиды. А именно:

  1. Крупы. Малышу уже можно гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, пшеничную и пшённую каши. Примерная дневная норма для одиннадцатимесячного младенца — 200 грамм.
  2. Овощи. Кабачок, брокколи, цветная и белокочанная капуста, морковь, тыква, картофель, свёкла, помидоры, лук. В день ребёнок может съедать около 150 грамм блюд из овощей.
  3. Мясо и рыба. Для малыша лучше готовить крольчатину, индюшатину, курятину и говядину. Норма на день — 40-50 грамм мясного пюре из отварного продукта или 80-100 грамм мяса «в баночке». В качестве мясной порции иногда можно давать блюда из субпродуктов: языка, печени или сердца. Пару раз в неделю хорошо устраивать «рыбный день». Порция рыбы сейчас может составлять 30-60 грамм. Среди разрешённых для детского питания: морские — камбала, треска и минтай; речные — хек, карп и речной окунь.
  4. Кисломолочные продукты. Творога в этом возрасте ребёнку советуют давать не более 50 грамм. Кисломолочного напитка — кефира, биокефира, биолакта, йогурта — около 200 грамм.
  5. Фрукты. В числе самых дружелюбных пищеварительной системе малыша — яблоки, груши, бананы, персики, абрикосы, слива, смородина (белая, черная и красная). Норма фруктового пюре — около 90-100 грамм.
  6. Яйцо. Пару раз в неделю полезно давать малышу половину куриного желтка, или целое перепелиное. Яйца для этого следует варить «вкрутую». Короткая термическая обработка при вариантах «всмятку» или «в мешочек» не уничтожает возбудителей сальмонеллёза.
  7. Масло. Растительное масло хорошо сочетается с овощными блюдами. Суточная норма для малыша в 11 месяцев — 6 грамм. Сливочное делает вкуснее каши, в день ребёнку достаточно 5 грамм.
  8. Печенье. Одиннадцатимесячного малыша можно побаловать специальным детским печеньем. Но увлекаться не стоит — двух штучек в день достаточно.

Ребенку 11 месяцев: какое должно быть количество зубов?


Ребенку 11 месяцев: зубы
Зачатки зубов у малыша появляются еще во время внутриутробного развития. Если жевательный аппарат развит нормально, то у новорожденного будет 20 молочных зачатков и 16 коренных зачатков зубов. Какое должно быть количество зубов в 11 месяцев? Вот ответ:

  • К этому возрасту у ребенка уже 6-8 молочных зубов.
  • На 11-м месяце уже прорезываются боковые резцы.

Зубы режутся поочередно в определенной последовательности. Но бывают исключения, когда у крохи они появляются с нарушением очередности. Это нормально и зависит от особенностей развития вашего малыша.

Когда кормить

С малышами не всегда удается соблюдать четкий режим, но пытаться стоит. У детей, которые едят через равные промежутки времени — с максимальной погрешностью в 30 минут — лучше аппетит и меньше проблем с перевариванием пищи.

В 11 месяцев кормить ребёнка советуют пять раз в день, выдерживая по четыре часа между приёмами пищи. Сразу после сна и на ночь малыш по-прежнему получает грудное молоко или адаптированную молочную смесь.

Классический завтрак — это каша, творог, иногда яичный желток.

На обед обычно дают блюда из овощей и мяса (рыбы или субпродуктов). Но мясная порция также хорошо сочетается со злаковым гарниром. Тогда овощи можно дать на завтрак или ужин.

А ещё для ужина подойдёт фруктовое пюре и любой кисломолочный напиток.

Содержание:

  • Физическое развитие ребёнка Отличия мальчиков и девочек
  • Физические способности
  • Что должен уметь делать ребёнок в 11 месяцев?
      Что умеет одиннадцатимесячный ребёнок?
  • Двигательная активность, рефлексы, моторика
  • Интеллектуальное и умственное развитие
  • Психологическая составляющая, эмоции и настроение
  • Органы чувств. Восприятие окружающего мира
  • Речь, общение с людьми, социальные навыки
  • Зубы
  • Игры, игровые навыки
  • Сон, правила питания и режим дня
  • Уход за малышом в 11 месяцев
  • Мнение доктора Комаровского
  • Как понять, что ребёнок отстает в развитии: частые проблемы и способы их решения
  • Как способствовать развитию малыша: советы родителям
  • Чем поить

    Простая вода — вот, что ребёнку необходимо для поддержания водного баланса. Можно покупать детскую воду в бутылках или использовать кипяченую водопроводную. На втором месте компоты из знакомых малышу ягод, фруктов или овощей. Желательно без сахара.

    Из привычных младенцу ягод и фруктов также можно готовить негустой кисель. Напиток улучшает пищеварение, но так как он очень калорийный, его лучше не давать детям с излишней массой тела.

    Соками увлекаться не стоит, хотя по нормам их и разрешают пить каждый день по 60-80 мл. Они содержат много сахара и это беда для нежных молочных зубов. А ещё соки богаты органическими кислотами, которые раздражают слизистые ЖКТ.

    Едим котлету!

    Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

    Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз — вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

    Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом — тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20—30 минут на очень маленьком огне.

    К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

    Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны — это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

    К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления — в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

    Общее правило — в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый — 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови — побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами — тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

    Отличное блюдо для детского ужина — творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

    Чем кормить нельзя

    Есть продукты, на которых, в воображении родителей, должен стоять «знак изгоя». Их категорически нельзя допускать в прикорме. Это любые консервированные продукты, маринованные овощи и фрукты, копчёности.

    Сосиски, сардельки и другие колбасные изделия не надо давать ребёнку хотя бы до трёх лет. То же касается тортов, пирожных, шоколада, глазированных сырков. Это слишком «тяжёлые» сладости. Если и хочется побаловать малыша сладеньким, то лучше дать ему сухофрукты, пастилу или зефир.

    Молоко — коровье, козье — детям до года принесёт только вред. В продукте много фосфора, а почки ребёнка до года не умеют выводить его правильно. В итоге вместе с фосфором младенец теряет кальций и витамин Д, а это опасно развитием тяжёлой формы рахита.

    Мёд иногда содержит споры, вызывающие ботулизм. Они опасны только для детей до года.

    Также ошибкой будет давать малышу блюда с майонезом, горчицей, хреном, перцем, уксусом и острыми соусами.

    Как развивать 11 месячного ребёнка

    • стимулируйте развитие малыша методом игры. Не навязывайте ему занятия, которые ещё неинтересны или непонятны. Всегда наблюдайте за ребёнком, отмечайте для себя его любимые занятия;
    • развивайте ребёнка физически. Делайте с ним зарядку, упражняйтесь в плаванье, занимайтесь на фитболе;
    • не увлекайтесь ходунками и прыгунками. Для развития навыка ходьбы лучше использовать игрушки-каталки и собственную коляску. Кроха будет держаться за них ручками, что придаст дополнительную уверенность в собственных силах;
    • при посещении детской площадки не упускайте возможность пообщаться с другими детками;
    • читайте вместе с малышом. Разрешите ему переворачивать странички, рассказывайте, что нарисовано, изобразите, какие звуки издают различные животные;
    • танцуйте с ребёнком;
    • на формирование мелкой моторики большое влияние окажет рисование, лепка, игры с кубиками и пирамидкой.

    Для рисования лучше всего подойдут пальчиковые краски. Также крохе будет интересно рисовать на поверхности, припылённой мукой или манкой.

    Начинать лепить лучше из мягкого воскового пластилина. Покажите ребёнку простейшие приёмы – как сделать жгутик, шарик, как можно «слепить» целую картину.

    Возможно, некоторые занятия покажутся сложными. Но дети, как известно, не перестают развиваться ни на минуту. И то, что покажется неосуществимым сегодня, легко сделается завтра.

    Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

    7—8 часов.

    Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка — его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши — молочная лапша. Можно фруктовый сок.

    12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

    Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон — только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

    Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы — 50 г, овощей — 150). Фруктовый сок.

    16 часов.

    Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

    19-20 часов.

    Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

    Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас — «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

    Как ухаживать за ребёнком: каким навыкам учить, особенности питания и т.д.

    В 11 месяцев ваш взрослый кроха вовсю исследует мир. Он рассматривает листочки и палочки на прогулке, учится ходить. Именно в это время особенно больше значение имеет первая обувь малыша.

    Отечественные специалисты выдвигают к ней ряд требований:

    • небольшой каблук
    • жёсткий задник и мягкий супинатор
    • чёткое соответствие размеру
    • закрытый носок
    • натуральные материалы

    Западные специалисты, напротив, уверены, что обувь не должны быть жёсткой и твёрдой.

    Если ваш малыш уже передвигается ползком по квартире, или ходит от опоры к опоре, то побеспокойтесь о его безопасности — спрячьте все опасные предметы, закройте заглушками розетки, оденьте мягкие ограничители на острые углы столов и тумб. И, конечно, держите всегда под рукой мазь от синяков и ушибов.

    Мы уже писали о том, что в целом к 11 месяцам жизни у ребёнка должны прорезаться от 2 до 8 зубов. Не стоит забывать о них заботиться. Стоматологи рекомендуют чистить зубы деткам как только проклюнулся первый зубик:

    Начинать прямо с появления первого зуба. Естественно, в 6 месяцев (когда примерно он и появляется), ни о какой полноценной чистке речь идти не может, тем не менее, купите специальный напальчник, которым и протирайте первые зубы.

    Соловьёв Д.В., стоматолог

    https://lib.komarovskiy.net/kak-priuchit-rebyonka-k-chistke-zubov.html

    Именно в этом возрасте ребёнок учится стоять и ходить самостоятельно. Следовательно увеличивается нагрузка на позвоночник. Многие врачи рекомендуют даже здоровым детям делать три — четыре курса массажа в течение первого года жизни. И сейчас, в 11 месяцев как раз самое время сделать последний курс укрепляющего массажа.

    Здоровый ребёнок вырастет и без массажа. Но если развивающийся организм будет получать массаж — он будет иметь более развитые мышцы, крепкие кости, закалённую сердечно-сосудистую систему, уравновешенную нервную систему и систему желёз внутренней секреции.

    Турчак В.

    https://drvlad.piczo.com

    Важным аспектом в жизни малышей 11 месяца жизни остаётся питание. Вы уже давно определились какой именно вид прикорма вводить. Не забывайте, что вашему малышу не стоит употреблять жаренные, острые, копчёные продукты. Хоть он и выглядит как взрослый, но на детский желудок эти продукты питания оказывают крайне негативное воздействие. Продолжаем варить, тушить и парить для ребёнка. Он уже имеет несколько зубов, а значит нет надобности в гомогенизированном пюре. В этом возрасте можете побаловать ребёнка лёгкими овощными салатами, приправленными оливковым маслом. Продолжайте введение желтка. К 11 месяцев можно давать уже половину желтка яйца. Помните, что перепелиные яйца куда более полезны, чем куриные.

    Игры и занятия с малышом

    Ребенок в одиннадцать месяцев активно занимается сюжетными играми — заботливо укладывает игрушки спать, катает машинки, издавая соответствующие звуки.

    Для улучшения координации можете предложить малышу порисовать мелками или восковыми карандашами. Покажите ему, как ими правильно пользоваться, младенца, несомненно, это приведет в восторг.

    Можете расставить по разным местам в квартире «сундучки-сюрпризы», ползая и натыкаясь на яркие обувные коробки, малыш будет с удовольствием их открывать. Даже давно надоевшая игрушка, обнаруженная в таком неожиданном месте, снова вызовет у ребенка любовь и увлечет на время. Содержимое этих коробок может быть совершенно разным: положите туда машинки, кукол, погремушки и иногда сменяйте их на другие предметы.

    И болеть — умеючи

    Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов — возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье — пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

    Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет — заболел. А время — к вечеру, врач придет только завтра… Что делать сейчас?

    Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

    чего не делать:

    • Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.
    • Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.
    • Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.
    • Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы — отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

    А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения — неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

    Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

    А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки — и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так — разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

    Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

    Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями — они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1 : 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

    Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

    Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье — тоже лекарство.

    ОРВИ протекает по-разному — и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае — согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями — выше вероятность развития у ребенка крупа.

    К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

    Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

    Опасность крупа — отека слизистой оболочки гортани—в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

    Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя — вызывайте «скорую»!

    Болезнь малыша — испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы — тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]