Ваш малыш растет очень быстро. И любой родитель с радостью наблюдает за развитием любимого сына или дочки. Но как же быть, если ребенок 2 года не слушается? Родители часто не понимают, что происходит с их ненаглядным чадом, почему он вдруг падает на землю, машет руками и ногами, кричит не своим голосом. И совершенно не понятно, что делать в такой ситуации. Из самых лучших побуждений родители совершают ошибки, которых легко можно избежать, следуя несложным правилам.
Мама устала: что делать, если ребёнок в 2 года не слушается?
Многие мамочки в определённые моменты сталкиваются с плохим поведением малыша. Обычно целенаправленное детское непослушание ожидает родителей в дошкольном возрасте, однако некоторые крохи «дают жару» и в более ранние годы. Например, двухлетки начинают вдруг капризничать по пустякам, бросаться игрушками, кусаться и устраивать истерики в людных местах. Неудивительно, что обеспокоенные родительницы стараются выяснить, почему ребёнок 2 года не слушается и что с этим делать.
Как сделать ребенка послушным
Для того, чтобы малыш в два года начал слушаться, совсем не обязательно добиваться этого любой ценой, даже установив тоталитарный распорядок. Разве кому-то от этого будет лучше? А может, нужно быть внимательней к своему чаду, научиться его слушать? Если однажды бесконечно любящие родители пойдут на поводу у ребенка, он тут же почувствует их слабость и станет добиваться своих целей путем истерик и другого рода «концертов». По мнению известного педиатра Комаровского, лучшее, что можно сделать в этой ситуации, это не обращать внимания
и юный манипулятор, потеряв благодарного зрителя, а, следовательно, и мотивацию к истерике, прекратит это занятие. Если родители
будут последовательны
, запасутся терпением, то этот этап будет в их пользу.
Крик, истерика у обожаемого дитя — просто спокойно покидаем помещение, а не превращаем его в поле битвы. Лишь обдуманные действия взрослых могут вывести конфликтную ситуацию в мирное русло. Ребенок всегда должен понимать, что он сделал неправильно, а что сделано хорошо. Для этого необходимо наладить с ним диалог, обговаривать непростую обстановку, подробно объясняя суть его поступков. Нельзя забывать про последовательность
, чтобы решения родителей не зависели от хорошего настроения и то, что вчера запрещалось, сегодня не было бы разрешено. Избегая «порывов великодушия», можно добиться в отношениях с двухгодовалым малышом стабильности.
Кроха должна быть ограничена в действиях
, но эти границы должны быть не навязаны, а обговорены, чтобы она могла понять, если мама чистит зубы или готовит ужин, мешать ей нельзя. Бытует мнение, что с появлением ребенка, личная жизнь взрослых уходит на второй план, но это заблуждение. Нужно прививать детям понимание того, что у мам и пап имеются свои нужды.
При первых признаках приближающейся истерики, отличным вариантом станет переключение детского внимания
, тут каждый фантазирует, как может. Можно заострить внимание на стае птиц, показать пробегающую собаку, проезжающий автомобиль или пролетающий самолет. Если цель не достигнута, можно прибегнуть к другой хитрости и предложить ребенку-манипулятору альтернативный вариант, например: «Посмотришь мультик, но только один», «хочешь, чтобы купила игрушку, хорошо, но завтра», «почитаю книжку, но сначала умываться» — главное,
быть на шаг впереди
, а не идти на поводу.
Добиться положительных результатов в борьбе за послушание, может помочь и похвала
— похвалив чадо за убранную игрушку, подобранную обертку от конфеты, симпатичные каракули на листе бумаги, можно сказать ему, что мама и папа очень рады, что у них такой послушный сын или дочь, тем самым простимулировав ребенка на новые хорошие поступки, дабы снова услышать похвалу.
Мудрый родитель, во избежание неприятностей, всегда, когда потребуется, готов предоставить малышу выбор
даже в 2 года — если он просит шоколад, а ему вредно для здоровья, то пойти на хитрость и предложить взамен печенье и фрукт, главное при этом, чтобы ребенок почувствовал себя хозяином ситуации.
Двухлетки очень любят помогать взрослым, а чтобы они почувствовали свою значимость, необходимо привлекать их к простой домашней работе
, например, насыпать корм котенку, повозиться с кусочком теста, помочь маме отнести легкий пакет на кухню — важно, чтобы они ощущали себя очень значимой частью семьи. Ну и, конечно,
особое внимание надо уделять режиму
, ведь если ребенок выспался и сыт, он будет бодр и весел, а, значит, ему будет проще справиться со своими эмоциями.
Основные причины непослушания двухлеток
У подрастающего ребёнка всегда меняется поведение, это аксиома, с которой следует смириться. Но выраженность негативных реакций во многом зависит от особенностей воспитания, наследственной предрасположенно сти и типа темперамента. Начало «непослушного» поведения не обладает строгими границами и существенно колеблется.
Специалисты-психологи отмечают, что приблизительно с двух годиков малыш вступает в «период протеста». В его словаря возникает категоричное слово «нет», звучащее в ответ на каждую просьбу и предложение взрослого человека. Помой руки! – Нет! Убери игрушки! – Нет! Яростное недовольство вызывают простые указания и пожелания.
У родителей складывается впечатление, что ребёночка подменили. Повторы, пошлёпывания и крики не оказывают выраженного эффекта. Мамочки выматываются физически и психологически в ежедневной «войне», а ещё мучает чувство вины. Ведь деток шлёпать нельзя, но сдержаться не удаётся.
Важно понимать! Протестный период в становлении личности ребёнка перепрыгнуть невозможно. Таким способом он познаёт окружающий мир. Однако вы способны уменьшить количество конфликтных ситуаций за счёт правильного реагирования, терпения и предотвращения приступов упрямого поведения
.
Возрастные особенности
Чтобы понять, почему ребенок не слушается, родителям нужно учесть его возрастные особенности. По мере взросления малыш по-разному реагирует на просьбы старших. Чтобы признать авторитет и соответствовать их ожиданиям, ему нужно постепенно научиться управлять своим настроением, порывами и желаниями. Для этого он пытается расширить границы дозволенного, игнорировать взрослых. Такая «ходьба по краю» может стать причиной проблемного поведения и неблагоприятной обстановки в семье.
Поведенческие особенности детей 3-7 лет
Характерная черта большинства дошкольников – эгоцентризм. Постоянная опека и внимание со стороны взрослых приводят к мысли, что мир крутится вокруг них и родители обязаны удовлетворять их интересы и потребности. Это одна из главных причин, почему дети не хотят слушаться. В то же время старшие должны вести себя так, чтобы у малышей сформировалось доверие к ним, но при этом сохранилось чувство опасности по отношению к незнакомым людям.
Для дошкольников характерно:
· постоянно проверять границы дозволенности;
· требовать, чтобы их интересы и просьбы выполнялись в первую очередь;
· действовать, исходя из собственных целей;
· рассуждать и высказываться конкретно, а не гипотетически или образно.
Поэтому как только границы маленького ребенка сужают, а его просьбы игнорируют, начинаются капризы. Если при этом родители постоянно ссорятся и скандалят, это влияет на его чувствительность к окружению и накладывает отпечаток на психике. Чтобы дошкольник не замкнулся в себе и не выработал девиантное поведение, в доме должна царить гармония и стабильность. Желательно при этом следовать советам психологов, а именно:
· поддерживать режим и распорядок дня, уделяя внимание периоду сна и бодрствования;
· выбирать время для непосредственного общения с ребенком;
· общаться с ним на прямом и доступном языке;
· следить за тем, чтобы малыш понимал смысл слов и просьб старших;
· не повторять свои просьбы дважды, так как это может подорвать авторитет;
· быть примером и демонстрировать свои навыки коммуникации, которые проявляются в умении слушать и слышать.
Эти рекомендации помогут выработать стратегию поведения в тех случаях, когда не слушается малыш дошкольного возраста. Демонстрируя свою поддержку и раздавая понятные инструкции, можно быстрее добиться послушания.
Поведенческие особенности школьников 8-12 лет
Основная причина того, почему ребенок не хочет слушаться в 8-12 лет, — это влияние сверстников. В школе у него появляются новые авторитетные фигуры. Здесь создаются условия для того, чтобы он мог проявить себя, а затем почувствовать гордость за свои успехи и достижения. Несмотря на это, школьники еще не обладают развитым чувством идентичности и ответственности. Они любопытны, но не могут оценивать риск и соблюдать социальные нормы, что приводит к импульсивному поведению.
В отличие от дошкольников, школьники уже могут действовать аргументировано и организовано. Однако мыслят они по-прежнему конкретно, а не абстрактно. Все их поведение направлено на собственные цели и интересы. Исходя из этого родители должны:
· четко и обоснованно формулировать свои просьбы;
· не решать все проблемные ситуации за ребенка;
· постоянно общаться с ним на разные темы;
· предоставлять право выбора, но предлагать не более двух возможных вариантов разрешения ситуации;
· использовать в повседневных разговорах авторитетные фразы;
· упростить семейные правила;
· отстаивать свою власть, используя решительный тон и сохраняя спокойствие.
Эти советы психолога пригодятся в ситуациях, когда не слушается ребенок 8-12 лет. С помощью четких правил и инструкций можно отстоять родительский авторитет и добиться правильных взаимоотношений со школьником.
Поведенческие особенности подростков
В подростковом периоде у детей формируется чувство самоидентификации, которое помогает оценить свою значимость, определить место в жизни и уровень ее восприятия. В этот период закладываются ценности и убеждения, которые меняют поведение. Определяя личные границы, подростки иначе реагируют на привычные просьбы и ситуации. В связи с этим родители начинают жаловаться на то, что ребенок не слушается.
На поведение подростков влияют особенности их личности, уровень накопленного стресса и возбудимости. Если при этом в семье отсутствует поддержка, признание и уважение, они ищут их во внешнем мире. Если отношения с друзьями, тренерами или учителями теплее и крепче, дома они могут быть депрессивными и агрессивными. По статистике ребенок подросткового возраста более чувствителен к буллингу (травле), издевательствам и насмешкам одноклассников, семейным скандалам, давлению со стороны. Поэтому он более подвержен депрессии, тревожности и другим психологическим проблемам.
Чтобы подросток начал слушаться, родителям нужно:
· сосредоточится на своем отношении к нему, а не пытаться выработать новые методы дисциплины и воспитания;
· демонстрировать свою любовь, поддержку и уважение;
· говорить о его значимости и ценности;
· с уважением относиться к его эмоциям, которые на стадии полового созревания могут принимать гиперболизированную форму;
· уважать его интеллект и опыт;
· говорить и действовать, сохраняя родительский авторитет;
· четко формулировать свои просьбы и требования;
· предупреждать о возможных последствиях его непослушания, но не угрожать.
Все, чего хотят подростки, — это чувствовать свою независимость. Задача родителей – дать им возможность «расправить крылья», взяв на себя функции наставника и следя за безопасностью.
Чаще всего ребёнок не слушается по двум основным причинам:
— его заставляют выполнять то, чего он не хочет делать;
— ему отказывают в выполнении того, к чему он стремится.
Прежде всего, отметим следующий факт – детское восприятие существенно разнится с мировосприятием взрослых людей. Маленький ребёнок вообще иногда не понимает, чего требуют от него мама с папой. К тому же детская нервная система ещё не контролирует процессы возбуждения и торможения. Поэтому кроха физически не способен просидеть в тишине больше 5 минуток.
Непослушание также возникает в ответ на:
— установление необоснованно строгих ограничений (нельзя бегать, шуметь);
— несогласованность действий – родители запрещают, бабули разрешают;
— плохое самочувствие ребёнка, когда ребёнок 2 года не слушается из-за поднявшейся температуры и заболевшего зуба.
Выводы и рекомендации
Воспитание – процесс сложный и ответственный. Иногда детям нужен небольшой повод, чтобы закатывать истерику, ломать игрушки, отказываться спать, хотеть невозможное, драться – словом, любыми способами показывать свой формирующийся характер. Маме и папе важно запомнить, что в 2-3 года довольно сложно проявить послушание.
Мир вокруг интересный, хочется исследовать, трогать, пробовать на вкус.
Дети не понимают, что некоторые вещи могут быть опасны, поэтому и не хотят отклоняться от выбранного маршрута. Поэтому запреты действуют удручающе. Мальчики и девочки начинают отстаивать самостоятельность, отказываясь буквально от всего. Так проявляется кризис негативизма – явление, помогающее крохе взрослеть.
Стратегия родителей должна быть направлена на мягкое урегулирования конфликта, поддержку чада, проговаривание чувств и поиск компромисса в возможных ситуациях. Если отец и мать сумеют сохранить сильную позицию, то двухлетка вновь станет добрым и ласковым благодаря сформированной ранее привязанности.
Как правильно общаться с двухлетним малышом?
Деткам в раннем возрасте требуется максимальное внимание и понимание со стороны любимых мамочек. Если ребёнок закапризничал, поинтересуйтесь у него, чего он хочет. Озвучивание своих мотивов помогает даже таким юным карапузам. Если подобная рекомендация не действует, придерживайтесь следующих советов психологов.
1. Требования необходимо формулировать чётко и кратко.
Если ребёнок 2 года не слушается, как себя вести родители не понимают. А всего-то следует запомнить, что он буквально воспринимает ваши слова. «Собирайся на прогулку», – говорите вы. А он не осознаёт ещё последовательность шагов. Вот почему важно делать указания поэтапно, после выполнения предыдущего:
«Подойди ко мне»;
«Наденем-ка кофту;
«Теперь наденем штаны»;
«Сядь на стул»;
«Обуваем сапоги»;
«Натягиваем куртку и шапку».
Правило пяти «нельзя» или как избежать ошибок
Прежде чем изучать правила поведения с непослушными детьми, следует ознакомиться с запрещёнными действиями родителей.
Нельзя переходить на повышенные тона. Крик родителей провоцирует ещё большую раздражительность малыша, что приводит к усилению гнева взрослых. И так по кругу, пока вся семья не придёт в тупик гнева и отчаяния. Не стоит ломать психику себе и детям, нужно делать аккуратные шаги на пути к преодолению трудностей. Если малыш не слушается, это не повод пугать его громкими криками и скандалами.
Нельзя кричать и наказывать ребенка
Нельзя придумывать наказания. Детям в возрасте двух лет сложно осознать за что именно он наказан. Поэтому такие радикальные меры могут только усугубить положение дел. Можно лишь устранять объект споров.
- если ребёнок просит поиграть стеклянную чашку, уберите её в шкаф;
- когда малыш отказывается собирать игрушки, отнесите их на балкон;
- раскапризничавшегося в магазине кроху следует прекратить брать с собой за покупками.
Таким образом и проступки не окажутся безнаказанными, и человечек в два года станет осознавать: «что такое хорошо, а что такое плохо».
Нельзя оскорблять и унижать малышей. Как говорилось выше, ребенок (даже тот, какому всего два года) – это в первую очередь личность, к которой следует проявлять уважение и понимание. Обзывания и обидные сравнения со стороны взрослых провоцируют ребят вести себя в дальнейшем таким же образом с младшими и теми детьми, которые слабее.
Нельзя выяснять отношения при детях
Нельзя противоречить друг другу. Если один родитель наказал, а другой простил, то хитрый ребёнок быстро научится искать утешение и выходить из ситуации с удобной для себя стороны. Итог – малыш в два года не слушается ни маму, ни папу.
Во избежание подобных оплошностей согласовывайте свои действия друг с другом.
Нельзя выяснять отношения при посторонних людях. Помните? Сор из избы не выносят. Так вот и проблемы с малышом нужно решать подальше от любопытных глаз.
Бывает так, что малыши капризничают без всякой причины. Нервная система детей очень хрупкая и неустойчивая. Она иногда даёт сбои, проявляющиеся вот таким образом. Всё, что нужно – это просто дать ребенку выплакаться. Вот увидите, через полчаса всё встанет на свои места. Что делать маме это время? Показывать малышу, что он любим, нужен, а самое главное, понят родителями.
Надо давать малышу выплакаться
Даже взрослому человеку требуется поддержка и опора, что уж говорить про двухлетнего кроху.
2. Ограничений должно быть мало, но они обязаны быть категоричными.
Запрещаете сегодня скакать по диванам и креслам? Будьте добры поддерживать этот запрет и завтра, и послепослезавтра . Однако число ограничений следует свести к минимуму. Идеальный вариант – запрещать то, что угрожает жизни и здоровью карапузу: нельзя хвататься за ножи, лезть к окну, бить животных и т.д.
В столь юные годы не следует окружать ребёнка запретами. Двухлетки активно познают действительность . И мочит ножки он не назло вам, а просто чтобы измерить лужу на улице. Взгляните на мир детскими глазками, и, возможно, причины непослушания заиграют новыми красками.
Еще несколько полезных советов от опытных мам
Все, что перечислено ниже, использовали опытные мамочки. По их словам, именно эти советы помогли им в свое время справиться с ситуацией.
Четко распределяйте роли
Часто, родители совершают ошибку – они ставят своих детей на равне с собой. Помните, вы взрослый, значит, вы – главнее.
И первое, что надо сделать – перестать полностью быть на одном уровне – будьте настойчивее, показывайте, кто тут главный, что, не смотря на крепкую дружбу, вас все равно нужно слушаться.
Использовать слова “попозже” и “завтра”
Учитесь разговаривать с ребенком. Скорее всего он не сможет ответить вам ясно, и пока будет только акать и говорить “нет” или “да”, но ваши объяснения и слова могут стать ключевыми, чтобы ребенок понял проблему и ее решение.
Поэтому чаще говорите слова “попозже”, “после”, “завтра”. Если ребенок не желает что-либо делать, “ты хочешь сейчас поиграть?” после утвердительного “да”, продолжите:
“Вот сейчас мы покушаем, а попозже будем играть, хорошо?”.
Такую же схему стоит использовать, если ребенок не хочет спасть или уходить с улицы. В общем-то она работает во многих подобных ситуациях. Результата сразу ожидать не следует. Изначально малыш может начать плакать вновь, если вы снова скажите ему делать то, что он не хочет. Поэтому когда дело сделано, не забудьте сказать:
“Ну вот. Мы поели, теперь будем играть. Помнишь, я тебе обещала?”.
Учитесь применять строгий голос и кодовые фразы
Если ситуация выходит из под контроля, придумайте кодовое слово, которое ребенок в дальнейшем будет воспринимать как сигнал стоп
.
За основу можно взять слово “хватит
“. Произносить его громко, оно будет результативным средством, если ребенок не слушается, дерется, истерит и т. д.
Когда вы почувствуете силу этого слова, придумайте новое – например, считайте до трех в таких ситуациях, когда он ведет себя неправильно. Постепенно ребенок станет понимать, что при счете – он поступает неподобающе и надо остановиться.
Входить в положение ребенка
Для того чтобы ребенок стал вас больше слушаться, нужно показать, что вы понимаете его, и его чувства. Постарайтесь употреблять больше слов – тебе грустно, да? Тебе так не хочется есть?
Говорите слова “я понимаю”, “я бы тоже хотела, но…”. Постарайтесь его понять, и показать что вы заодно с ним, но только не в ситуации, когда требуется ваше конкретное “нельзя”.
Ребенок не должен нарушать запреты
Усадить, отвести в сторону и объяснить, как делать нельзя
Если ребенок сильно разыгрался и начал хулиганить, то стоит попробовать отвести ребенка в сторону и провести разъяснительную беседу.
Учите говорить ребенка “пожалуйста”, “спасибо”. Учите делиться своим, если ребенок берет что-то чужое. Учите не отнимать игрушки из рук, ждать очереди. Это очень важно для дальнейшей жизни малыша и социализации в обществе. Спасибо ребенок может сказать, послав воздушный поцелуй, обнять или погладить.
Что делать?
Иногда простые психологические рекомендации не дают выраженного эффекта, поэтому родители находятся в смятении: ребёнок 2 года не слушается, что делать – совершенно не понятно. Мамочки буквально впадают в оторопь, представляя, как они будут справляться в будущем с этим непослушным чадом.
Вообще со стороны родителей возможны 3 тактики на неправильное поведение детей:
— угроза и переход к наказанию;
— абсолютное игнорирование ребёнка;
— переключение детского внимания на более интересный объект.
В силу возрастных особенностей применять по отношению к малышам-двухлеткам можно лишь третий вариант. Причину наказания они пока не понимают, а игнорировать ребёнка в таком возрасте просто опасно. Достаточно трёх минут, а он уже найдёт опасное приключение.
Особенно хорошо переключение внимание действует в ситуации зарождающейся истерики. Следует помнить, что психические процессы у крох неустойчивы, поэтому они быстро забывают о том, что требовали ещё пару минуток назад. «Посмотри, какая собачка бежит», – восклицает мамочка рыдающего карапуза. И делает абсолютно правильно, поскольку от слёз тут же не остаётся и следа.
Если же вы считаете, что если ребёнок 2 года не слушается, закатывает истерики, то его наказывать всё-таки необходимо, запомните правила адекватных дисциплинарных воздействий в раннем возрасте:
— малышу необходимо объяснять причину наказания; — будьте последовательны;
— согласуйте свои поступки с супругом;
— не наказывайте кроху, будучи разгневанным;
— не унижайте его;
— извиняйтесь, если наказали неправомерно;
— не припоминайте его проступок после наказания;
— не наказывайте при чужих людях;
— нельзя наказывать больного малыша, во время приёма пищи, перед или после сна, во время увлечённого занятия.
Ребёнку жизненно необходима родительская любовь и понимание. Поэтому всё же не прибегайте к суровым дисциплинарным мерам по отношению к двухлетке.
Почему ребенок не слушается?
В двухлетнем возрасте у ребенка начинает формироваться восприятие себя, как самостоятельной личности. Именно в этот период некоторые родительские просьбы и ограничения могут вызвать непослушание, а порой агрессию. Можно выделить две основные причины такого поведения у малыша:
- Когда ему предлагают сделать то, чего ему делать совсем не хочется.
- В случае отказа в том, что ему очень хочется сделать.
Случается, что приступ неповиновения перерастает в истерику. Очень часто в таких случаях мамы и папы кивают на несносный характер своего чада, на его неблагодарность, но давайте посмотрим на данную проблему со стороны ребенка 2 лет: он взрослый, самостоятельный, а его лишают свободы действий, принуждают находиться в рамках дозволенного, не давая право на, пусть и провальные, но попытки познать что-то новое, отсюда и протест
против родительского непонимания, иногда в форме непослушания и истерики.
К не совсем привычному поведению ребенка, может привести и непоследовательность
самих родителей, если вчера некоторые его поступки осуждались, могли повлечь наказание, а сегодня вдруг становятся нормальными, у него появляется чувство дезориентирования, которое часто приводит к неповиновению. В неменьшей степени такого же результата следует ожидать при полнейшей
вседозволенности
, когда она воспринимается родителями как «счастливое детство», что в итоге превращает малыша в капризного и избалованного.
Большое значение на поведение ребенка могут оказать разногласия у мам и пап в вопросах воспитания
. Иногда границы конфликта расширяются, и к нему подключается старшее поколение, это обстоятельство совсем не положительно влияет на человека, которому всего 2 года.
Порой взрослые очень увлекаются поисками истины и иногда, пусть ненадолго, но забывают о своем чаде, которое, пытаясь привлечь к себе внимание и уважение, готово на многое, в том числе на непослушание и истерику. Дети, как известно, великие манипуляторы, и, согласно утверждению известного педиатра Евгения Комаровского, в любом возрасте, очень легко распознают кто из взрослых управляем, то есть бежит к ним по каждому пустяку, например, мамы и бабушки, а кто не поддается на их уловки, например, папы, в итоге получается, что все истерики достаются сердобольным женщинам.
Однако никогда нельзя забывать и про серьезные причины, которые могут привести к истерикам и агрессии двухгодовалого ребенка – это проблемы со здоровьем
, в этом случае потребуется обязательная консультация врача-педиатра.
Подводя некоторый итог, можно сказать, что всегда послушных детей не бывает, даже самый спокойный и покладистый малыш когда-нибудь способен на бунт и проявление характера, что иногда бывает хорошим сигналом, так как ребенок растет, развивается и стремится к самостоятельности.
Типичные проблемы
Специалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания. В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему:
- Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать.
- Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года.
- Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей.
- Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам.
- Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.