Как развить в ребёнке внимательность и способность концентрироваться

Умение сосредоточиться, внимательность, собранность — способности, которые играют важную роль в жизни каждого человека. В детстве они оказывают самое непосредственное влияние на успехи ребенка в учебе, у взрослых они влияют на продуктивность в работе и возможность достижения любых целей. Можно ли научить ребенка быть внимательным? А если смотреть в перспективу — то как помочь ребенку успешно реализовать себя?

Что такое внимание?

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

  • Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников. Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
  • Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
  • Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
  • Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

Правило пятое

Осознанно контролировать переключение внимания.

Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие. Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия.

В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Симптомы слабого развития внимания у ребенка:

  • он не может долго концентрироваться на одном предмете, занятии, постоянно отвлекается, бросает незавершенные дела;
  • не помнит, что было на уроках, о чем говорил учитель;
  • во время занятий отвлекается сам и отвлекает других учеников;
  • испытывает трудности с пересказом только что прочитанного текста;
  • часто не понимает задание, которое нужно выполнить.

Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.

Первоклассник умеющий концентрировать своё внимание будет успешным в школе.

Когда ребёнок вырастает из детсадовского возраста и становится школьником, к нему предъявляются повышенные требования – к памяти, различного рода мышлению, внимательности и умению сконцентрироваться на задании. Если ребёнок подготовлен и имеет представления о том, как нужно относиться к заданиям, как правильно заниматься, то школа не принесёт никаких травм и разочарований. Ребёнок легко будет справляться с поставленными задачами.

Помогите ребёнку стать внимательней.

Если родители не научили ребёнка быть внимательным ещё до поступления в школу то, скорее всего, ему будет сложно этому научиться в начальных классах. Конечно учителя дают задания детям на внимательность, но это скорее всего для развития того умения, которое уже есть. Учитель обычно направляет свои основные усилия на правильную подачу новых знаний и контроль приобретённых ребёнком. Помочь ребёнку в умении всё это правильно приобретать, запоминать, решать, анализировать – задание для родителей. Не умение или не желание родителей заниматься с будущим школьником может привести к отставанию и полной запущенности в знаниях школьной программы. Чаще всего родители недооценивают умение их ребёнка быть внимательным, и вообще не придают никакого значения этому умению.

Чтобы помочь своему ребёнку родители должны понимать, что значит «быть внимательным».

Каждую секунду мы получаем огромное количество различной информации из окружающего нас мира. Переработать и сразу всё усвоить просто невозможно. Например, вам нужно перейти на другую сторону дороги, и вам необходимо оценить ситуацию. Есть ли переход и светофор, какой горит свет на нём. Вам не нужно запоминать номера машин, проезжающих мимо, или изучать высоту домов напротив.

-Умение сконцентрироваться и выделить нужное поможет ребёнку стать более собранным и наблюдательным.

-Чем больше операций в уме проводит ребёнок, тем выше его возможности логического мышления. Считается, что первоклассник должен уметь анализировать и сравнивать 4-5 объектов одновременно.

-К внимательности относится умение, занимаясь определённой работой, наблюдать вокруг, слушать и реагировать на дополнительные указания учителя по заданию.

-Ребёнок должен уметь быстро переключать своё внимание с одного задания на другое. Например — если он не успел выполнить письменное задание, то должен его продолжать писать, когда остальные дети уже отвечают устно. Если вы понаблюдаете за своим ребёнком, то поймёте, на что нужно обратить внимание, что плохо получается у него.

Лучше всего обучать внимательности во время игры или увлекательных заданий.

— Пусть ребёнок осмотрит комнату, в которой вы находитесь, и назовёт все предметы, в которых есть буква «м».

— Вы говорите разные слова и пусть ребёнок повторит за вами только то слово, перед которым вы скажете, например, «повторяй».

— Называть все цифры по порядку до 40 кроме тех, которые содержат в себе цифру 4. Вместо этих чисел можно присесть или говорить какое-то слово, например «помню».

— Игра в мяч. Вы бросаете мяч и называете фрукт, а ребёнок ловит и называет его цвет. Так же с овощами.

— Научите играть ребёнка в шахматы или в шашки. Отличная школа для обучения внимательности.

— Покупайте книжки с лабиринтами для распутывания с перепутанными рисунками.

— В продаже есть журналы, где даются задания, например — найти на рисунке 12 гномов или 10 различий.

Сейчас продаётся много книг с заданиями на внимательность для детей разного возраста. Это увлекательные задания, которые можно решать всей семьёй. Активно занимайтесь спортом, совмещая его с заданиями на внимательность. Такие упражнения помогут лучше узнать ребёнка, его слабые стороны и помочь ему эти стороны укрепить.

Читайте по теме:

Продолжение темы о развитии внимательности у детей младшего школьного и школьного возраста.

Причины детской невнимательности

Если у ребенка хромает успеваемость в школе, взрослые легко списывают проблемы на лень или ограниченные умственные способности. На самом деле неусидчивость, невнимательность школьников ученые чаще всего связывают с тем, что родители не уделили достаточно внимания развитию соответствующих способностей в дошкольном возрасте.

Причины невнимательности:

  • Отсутствие интереса, мотивации. Ученик не видит в учебе смысла, удовольствия, пользы, поэтому просто не хочет этим заниматься.
  • Чрезмерная загруженность в учебе и внешкольных занятиях. Это проблема детей, чьи родители считают, что «ребенок должен быть постоянно чем-то занят» и что «всестороннее развитие — залог успешного будущего». Отсутствие свободного времени на простые детские игры, отдых и шалости может стать причиной снижения концентрации внимания.
  • Особый тип темперамента. Неусидчивость, трудности с запоминанием наблюдаются и у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, и у учеников, которые от природы очень медлительны (такая особенность нервной системы).
  • Проблемы со здоровьем. Порой причиной низкого уровня внимания является банальная гиподинамия — школьник не занимается спортом, мало бывает на свежем воздухе, много времени проводит за компьютером, перед телевизором.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.

Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Думающая шляпа»

Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

вниманиевоспитание детейвоспитание ребенкадетская психологияконцентрация внимания

Как помочь невнимательному ребенку?

Важные условия для развития внимания у детей:

  1. Физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
  2. Развитие внимания в повседневной жизни. Можно использовать любую жизненную ситуацию, чтобы учить малыша концентрироваться на каком-то предмете и детально его изучать.
  3. Развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания). Можно выбрать для школьника внешкольные углубленные занятия по конкретным предметам, а можно использовать специальные развивающие курсы, направленные именно на тренировку познавательных способностей.

Пример эффективной программы развития внимания и других когнитивных способностей — уроки ментального счета, которые проводит для дошкольников и школьников Школа ментальной арифметики «Соробан®».

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.
  • Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
  • Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.

Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.

Как помочь невнимательному ребенку? 6 советов родителям

  1. Развивайте самостоятельность. Если даете ребенку задание, то предоставьте возможность справиться с ним без вашей помощи. Исследования показали, что даже пассивное участие родителей в выполнении домашнего задания (вопросы в процессе, проверка, контроль) негативно влияют на концентрацию внимания у ученика.
  2. Создайте дома благоприятные условия для занятий — рабочее пространство, где школьник может полностью сосредоточиться на учебе, где ему не помешают младшие дети, не слышно, как работает телевизор, недоступны игрушки.
  3. Оптимизируйте режим дня школьника. Для тренировки внимания полезно чередование мыслительных нагрузок и физической активности. Эффективность умственной работы зависит также от качества отдыха.
  4. Не перегружайте детей. В погоне за большими интеллектуальными достижениями можно получить обратный эффект — переутомление, выгорание, потерю интереса к обучению, снижение успеваемости.
  5. Не вините в неудачах. Критика расстраивает ребенка, а внутренние переживания мешают сосредоточиться на занятии.
  6. Мотивируйте, прививайте интерес к учебе, пробуйте разные методики в обучении. Психологи рекомендуют любые сложные занятия с детьми проводить в виде игры.


Чего делать не стоит категорически?

Многие родители ошибаются и используют такие меры воздействия, которые не только не улучшат ситуацию с внимательностью, но и могут усугубить ее. Чего делать не стоит?

  1. На ребенка бесполезно ругаться и говорить: «Будь внимателен!». От этого его поведение в школе вряд ли измениться. Ученики начальных классов не обладают столь выраженной ответственностью и самоконтролем.
  2. Не концентрироваться на неудачах ребенка. Лучше спокойно поговорить с ним и обсудить, почему возникла та или иная ситуация, подсказать пути решения и как себя вести.
  3. Сравнивать ребенка можно с ним е самим, но никак не с его одноклассниками или другими детьми. Это может подорвать уверенность ребенка в себе, начать сомневаться в родительской любви. Особо впечатлительные малыши могут подумать, что больше не нужны своим родителям.
  4. Исключать из своего арсенала такие методы воспитания как крик, физической воздействие, взбучка, эмоциональное давление. Из-за них ребенок еще больше потеряется в своих проблемах, успеваемость и поведение в школе от этого не улучшатся.
  5. Не отталкивать ребенка, когда он в очередной раз потерпел неудачу. Именно в эти моменты он больше всего нуждается в поддержке и помощи. Кстати, все дети нуждаются в физическом контакте с родителями (объятия, поглаживания).
  6. Отказаться от повышения голоса. Говорить максимально сдержанно, спокойно.
  7. Не нужно ставить перед ребенком больших и объемных задач, школьников с повышенной активностью это дезорганизует и сбивает с толку. Вместо «сделай уроки и приберись дома к моему приходу» стоит говорить «повтори заданное за завтра стихотворение и реши примеры по математике, а потом собери игрушки и приберись в клетке у хомячка».
  8. Если необходимо сделать замечание, то желательно проговаривать его без негативной эмоциональной окраски. Не подойдут замечания типа «Сейчас же прекрати вертеться!» или «Перестань смотреть по сторонам!». Лучше сказать, «Давай мы допишем строчку и пойдем передохнем» или «Ты уже почти выполнил упражнение, постарайся еще чуть-чуть».

Таким образом, внимательность и усидчивость – это такие качества, которые можно корректировать, мотивировать, развивать. Главное – проявить терпение и не ругать ребенка за то, чего он не в состоянии контролировать самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]