Кризис новорожденности
Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.
Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.
Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.
Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.
Причины появления
Кризис трех лет у ребенка не возникает без действия окружающих факторов. Резкие перепады настроения и истеричные припадки вызваны рядом причин.
К ним относятся:
- недостаток внимания со стороны взрослых;
- желание добиться поставленной цели (покупки новой игрушки или поход в развлекательный центр);
- плохое самочувствие, переутомление;
- нарушение распорядка дня (голод, отсутствие сна);
- маленький словарный запас (малыш не может выразить словами негативное отношение к человеку предмету или ситуации);
- заболевания или нарушения в работе нервной системы;
- появление нового члена семьи;
- неправильная система наказаний и поощрений;
- чрезмерная опека и контроль родных людей;
- неправильное воспитание;
- стремление подражать кому-то из взрослых или сверстников;
- чрезмерная строгость родителей.
Часто детские истерики связаны с неблагополучной атмосферой в семье
Дети перенимают манеру поведения близких людей, поэтому важно хотя бы на время кризиса избегать скандалов, особенно в присутствии ребенка
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Во что поиграть, чтобы ребенок легче отпускал маму
Детский сад. В группе вашего садика — куклы, зайки и мишки, а вы с ребенком по очереди будете родителями, которые сначала приводят своих деток в садик, прощаются с ними, уходят на работу, а потом приходят забирать их. Что говорит «родитель»? Как себя ведет «ребенок»? Эта игра очень поможет в адаптации к детскому саду.
Я и мои близкие. Соберите в маленький фотоальбом снимки самого малыша и его родственников и друзей, любимого домашнего животного, даже любимых игрушек. Эти фотографии он будет рассматривать вместе с вами, а вы будете комментировать: «Смотри, вот мы с папой — мы тебя любим. А вот бабушка — и она тебя любит». Этот фотоальбом будет визуальной поддержкой для малыша — а еще его можно брать собой в садик.
Карточки «Пока-пока». Вырежьте из плотной бумаги 10 небольших карточек и вместе с ребенком нарисуйте на каждой разные условные обозначения: сколько раз надо обняться, поцеловаться или помахать рукой друг другу при прощании. Теперь когда мама или малыш будут уходить куда-то, они вытянут одну из карточек и выполнят то, что на ней написано. Например, «Три раза поцеловать в нос и один раз помахать».
Кризис 3 лет
Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.
Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.
Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.
В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.
При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.
Причины, вызывающие нервозность у малышей:
Наличие обстоятельств, провоцирующих помехи для важных дел малыша. Единственное средство обратить на себя взрослое внимание. Выполнение потребностей ребенка не в полной мере.
Конечно же, основной причиной истерики признается несовершенство детской нервной системы. Проявления своего недовольства ребенок не умеет контролировать, а привычка адекватного выражения недовольство появится значительно позже. Следует уяснить, что внезапный плач не свидетельствует о наличии какого-либо заболевания. В большинстве случаев детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) опасности не несут. Но, оставить ситуацию без внимания крайне недопустимо.
Рассмотрим, какие есть методы разрешения ситуации. Хотя, по словам знаменитого доктора, лучше всего предупреждать заранее симптомы назревающей истерики и не доводить ребенка до слез. Как это осуществимо на практике?
Кризис 7 лет
Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.
Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.
Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.
Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.
Что нужно знать: Техническая часть еще не настроена
Возможно вы слышали о синапсах – это место контакта между двумя нейронами, служит для передачи нервного импульса между двумя клетками
Не будем вдаваться в сложные химические и электриские импульсы, для нас важно одно — у детей имупульсы передаются медленней. У новорожденных через синапс проходит около 20 импульсов в секунду, у взрослых – 100–150 имп/сек). У детей медленнее происходит синтез вещеста способствующего передачи импульсов
Поэтому быстрее наступает утомление в синапсах и нервных центрах при длительном возбуждении. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени это выражено. В процессе роста у детей происходит образование большого количества новых синапсов, что способствует развитию мозга, процессов научения, памяти, управления своим телом и эмоциями.
Есть еще много научных трудов, которые объясняют на физико-химическом уровне поведение ребенка когда он растроен или рад. При сильном возбуждении, в частности при проявлении радости или огорчения: ребенок прыгает или топает ножками; он весь во власти возбуждения, и никакие уговоры не могут его успокоить. Все это объясняется происходящими процессами в головном мозге.
Годам к 4-5 уже техническая часть настроена более-менее и в случае истерик уже можно говорить о программной части. Програмную часть настраивают непосредственно родители. Каким образом? Мы закладываем программы своим поведением, привычками, мировоззрением, мультфильмами, книгами. Ребенок уже и сам понимает как сказать, что сделать, как договориться и решить свою задачу, у него уже есть опыт.
Подростковый кризис
Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.
Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.
Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.
Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.
Как справляться с капризами?
Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются — настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов — родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.
Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.
Советы психологов
Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:
- Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
- Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.
Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс. Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам. Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее
Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное. Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства — это нереализованная потребность малыша
В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения — взрослым стоит об этом задуматься. Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.