Ребенок кусается в детском саду и дома — что делать и как отучить

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

До года

В этом возрасте речь идет только о физиологии. Младенцы начинают кусаться при прорезывании зубов. Набухшие десны зудят и болят, и малыш пытается избавиться от боли, прикусывая все подряд.

В этот период очень эффективны специальные «пупырчатые» игрушки из силикона, наполненные гелем. Их можно давать малышу слегка охлажденными. Упругая прохладная игрушка смягчает неприятные ощущения. Если это не помогает, педиатр может посоветовать специальные препараты, снимающие зуд и боль.

Очень важно отучать ребенка кусаться во время кормления. Педиатры советуют прекратить кормление сразу после укуса, строго сказав малышу, что так делать нельзя. Подросший ребенок прекрасно уловит интонацию.

Снова дать грудь можно через 2-3 минуты, а если укус повторится, то увеличить перерыв. Ребенок должен усвоить, что он лишает себя молока, кусая маму.

Иногда на форумах встречается совет немного ущипнуть ребенка в ответ на укус. Но психологи не рекомендуют этот способ.

1-2 года

Физиологической причиной непроизвольных укусов может стать слабость жевательных мышц.

Их нужно тренировать – пусть малыш надувает воздушные шарики, грызет морковку, пускает мыльные пузыри. В этом возрасте проявляются и психологические причины.

Укусы «на эмоциях»

Укус может быть способом выражения эмоций. Малыш просто еще не умеет адекватно выражать их, его словарный запас ограничен.

Ребенок бьет маму или кусается, пытаясь привлечь к себе внимание, снять напряжение, выплеснуть накопившиеся чувства – как плохие, так и хорошие. При этом он может не понимать, что причиняет боль.

Малыша нужно учить выражать эмоции – попрыгать и похлопать в ладошки, обнять, поцеловать.

В этом возрасте, играя с ребенком, не нужно шутливо его кусать. Малыш повторяет действия взрослых, но вот силенки может не рассчитать, и его укус будет болезненным.

Причем он не поймет, за что его ругают – ведь он сделал то же, что и взрослые.

Агрессивные укусы

Важно уделять малышу достаточно внимания. Если мама слишком занята, укус может стать средством напомнить о себе. Пусть мама и ругается, но она сразу отвлеклась от своих дел, то есть способ сработал.

Агрессию могут спровоцировать семейные неурядицы. Если ребенок становится свидетелем разборок на повышенных тонах, он может укусить того, кого считает виновником конфликта.

Негативные эмоции очень вредны для формирующейся психики малыша, поэтому все конфликты следует решать в его отсутствие.

Что делать, если ребенок кусается

В этом возрасте ребенок лучше понимает действия, а не слова. Если он укусил вас, строго скажите, что так нельзя делать, и отодвиньте его от себя. Игнорируйте его 2-3 минуты. Если рядом есть кто-то из взрослых, то пусть пожалеет вас, показывая малышу, что вам больно.

Если ребенок кусается в детской компании, нужно его увести оттуда, показав, что с ним никто не будет играть, пока он так себя ведет.

Категорически нельзя позволять ребенку таким способом добиваться своего.

Если он, кусаясь, пытается получить игрушку или добиться чего-либо еще, ему нужно четко дать понять, что этот способ никогда не сработает.

Что не поможет отучить ребёнка щипаться и почему

Чтобы отучить ребёнка щипаться, родители часто используют такие методы:

  • объясняют, что им больно и почему нельзя щипаться;
  • кричат и ругаются;
  • делают больно в ответ;
  • показывают обиду и игнорируют ребёнка;
  • переводят в шутку и отвлекают;
  • наказывают.

Я встречала ситуации, когда использовали сразу все способы или перебирали в поисках, какой «сработает». В итоге дети начинали щипаться ещё более настойчиво, становились ещё более непослушным и чаще закатывали истерики. Причины такого поведения — в особенностях развития и восприятия в раннем возрасте.

Малыши не понимают объяснений. Детский мозг не способен воспринимать, обрабатывать и анализировать большой поток информации. К тому же этом возрасте пока недоступны причинно-следственные связи — маленькие дети не понимают логики поступков. Поэтому чем младше ребёнок, тем более короткими и чёткими фразами стоит с ним общаться — без нравоучений и сложных объяснений.

Не умеют поставить себя на место другого и почувствовать его боль. Дети ощущают только свою боль и свои эмоции. Их нервная система ещё не созрела для эмпатии, так как нужные участки головного мозга начинают работать только к 4–4,5 годам.

Сказанное не значит, что мама должна молчать о своих чувствах. Можно и нужно говорить, что больно и неприятно. Это обозначит границы и познакомит ребёнка с реакциями других людей на его поведение. Но не стоит рассчитывать, что он способен проникнуться чужой болью и чувствами.

Очень требовательны к порядку. Речь идёт не только о порядке в вещах, но и в действиях взрослого. Когда родители ведут себя непоследовательно и выдают совершенно разные реакции на одно и то же поведение, ребёнок ещё больше запутывается и теряет ориентиры. Невозможно усвоить правило, когда оно каждый день разное.

Почему малыши так любят порядок и предсказуемость

Безоценочно впитывают наше поведение. Маленькие дети не делят наши поступки на хорошие и плохие, так как у них недостаточно опыта для оценки. Они только исследуют и подражают нам. Поэтому если мы щипаемся в ответ, то учим — так делать можно.

Нуждаются в поддержке, а не наказаниях. Когда мы срываемся, ребёнок чувствует себя в опасности. Главный человек в его жизни вдруг щипает его, кричит или наказывает. Для малыша это именно «вдруг» — он ведь не может проследить взрослую логику и связать свой поступок с нашим. Он переживает это как несправедливое и обидное нападение.

Наказания не работают и сильно портят отношения с малышом. Как можно доверять человеку, который наказывает тебя за то, что ты выражаешь свои чувства? Помочь может только принимающий, понимающий и спокойный взрослый рядом.

2-3 года

С возрастом осознанность действий у ребенка возрастает. Ребенок понимает, что причиняет боль своим укусом. Как правило, есть какая-то психологическая причина – ссоры в семье, конфликт с детьми в садике или другой стресс.

Словарного запаса малыша еще не хватает, чтобы он мог подробно описать свое состояние. Поэтому следует понаблюдать за ним, проанализировать окружающую его обстановку.

Агрессию, проявляющуюся, в том числе, и через укусы, может вызвать рождение младшего братика или сестрички. Для маленького ребенка может стать тяжелым испытанием переключение внимания родителей на младенца.

Что делать

Ребенок, растущий в атмосфере психологического комфорта, гораздо меньше склонен к агрессии. Поэтому очень важна спокойная, доброжелательная атмосфера в семье.

Для выплеска негативных эмоций психологи рекомендуют вводить действия-замещения. Если вы видите, что чадо расстроено, предложите ему от души попинать мячик, побегать (можно наперегонки), покататься на качелях. Хорошо помогает регулярная утренняя зарядка.

Если в семье ожидается рождение младенца, старшего ребенка нужно готовить заранее. Можно объяснить ему, что его любят не меньше, но новорожденный требует больше заботы, так как он совсем маленький.

Нужно привлекать старшего ребенка к уходу, он вполне может принести пеленку или поднять соску. И необходимо сделать все, чтобы он не чувствовал себя забытым.

3-4 года

Начинает проявляться кризис трехлетнего возраста. Для ребенка важно отстаивать свое мнение, чувствовать себя лидером, и если это не удается, в ход могут пойти агрессивные методы – швыряние игрушек, удары, укусы.

В этом возрасте многие дети идут в детский сад, а это серьезная нагрузка для неустойчивой детской психики. Укусы могут служить средством защиты, ответом на обиду или средством снять стресс.

Что делать

В этом возрасте нужно учить ребенка высказывать свои эмоции, объяснять их – «меня обидели», «мне больно», «я испугался». Проговаривая и осознавая эмоции, он сможет избавляться от напряжения, а родители смогут понять, что малыш чувствует.

Можно обыграть ситуацию с игрушками, или сочинить сказку о том, как зверята научились ладить, не кусаясь.

Помогут снять напряжение занятия спортом – долгие активные прогулки, зарядка, плавание, катание на роликах, футбол.

Детские психологи советуют учить ребенка этого возраста просить прощения за причиненную боль.

Другие причины агрессии

Если ребенок старше трех лет не может избавиться от агрессивной привычки кусаться, причина такого поведения может быть гораздо серьезней, чем временный стресс. Возможно, ребенок растет в неблагоприятной обстановке, отсюда педагогическая запущенность, отставание развития, неумение контролировать эмоции, низкие коммуникативные и речевые навыки.

Причина может быть физиологической, если есть проблемы с неврологией: последствия мозговых травм, головные боли, страхи, неуравновешенность.

В таких случаях необходима помощь педиатра и детского психолога.

4-5 лет

Если привычка кусаться сохраняется в этом возрасте, причина, скорее всего, в психических отклонениях. Ребенок прекрасно понимает, что он причиняет боль другим.

Надеяться на то, что он перерастет эту привычку, не стоит, лучше сразу обратиться к специалистам. Возможно, у ребенка есть и другие патологии развития, позже его поведение может стать неконтролируемым.

Одной из причин подобного поведения может быть гиперактивность или синдром дефицита внимания, но точно определить это сможет только специалист. Поэтому родителям нужно как можно раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому психологу, неврологу.

Когда необходима помощь специалиста?

Если ваш малыш кусается лишь время от времени, то в этом нет ничего страшного. В большинстве случаев эта проблема решается сама собой, но в некоторых случаях рекомендовано обратиться к специалисту:

  • Ребенок пускает в ход зубы постоянно, вне зависимости от настроения.
  • Проблема остается актуальной после исполнения малышу трех лет.
  • Кусает сильно, ранит и травмирует других детей.
  • Проявляет так свою агрессию, именно таким способом отстаивает свое мнение.

Обычно дети начинают кусать окружающих в возрасте от одного до трех лет, именно в этот период ребенок впервые осознает себя отдельной личностью. Как утверждают психологи, «кусачий» малыш – вполне нормальное явление, так маленький человек заявляет о своих правах. Но специалисты напоминают, что после трех лет дети уже должны уметь выражать свои мысли и эмоции словами, так что к этому возрасту родителям обычно удается отучить чадо от вредной привычки.

Уважаемые читатели, а кусается ли ваш ребенок? А может быть вам уже удалось отучить его от этого занятия?

Подготовка к садику

Прежде всего, нужно сделать все, чтобы необходимость посещать детский сад не стала для ребенка стрессом. Готовьте его к садику заранее, рассказывайте, как он будет весело играть с другими детками, сколько там будет новых игрушек.

Учите малыша играть с другими детьми, приводя его на детские площадки. При этом необходимо внимательно следить за своим чадом и пресекать любую попытку укуса.

Психологи советуют поставить физическую преграду перед открытым для укуса ртом, например, открытую ладонь, и строго запретить кусаться.

Если это не помогает, ребенка нужно увести с площадки, объяснив, что это наказание. Таким образом, ребенок поймет, что попытки укусить лишают его возможности играть с другими детьми.

Нужно объяснять, что он может сделать другому больно. Напомните, например, как ему самому было больно, когда он упал, как он после этого плакал.

Как вести себя родителям «жертвы»?

Категорически нельзя поощрять физическую ответную реакцию. Совет пойти дать сдачи или укусить в ответ только закрепит негативные формы поведения. Что же делать? Объяснять, что ребенок, который укусил или ударил, поступил неправильно, что он пока просто не знает, как вести себя, но обязательно научится.

Подытоживая все вышесказанное, Татьяна Валерьевна перечислила главные ошибки старших, которые хотят исправить ситуацию, но не знают, как сделать это правильно:

  1. «Око за око, зуб за зуб». Такая тактика, может, и работает в волчьей стае, но уж точно недопустима в отношении маленького ребенка. Даже самый безобидный, на первый взгляд, шлепок ничему не учит ребенка, а напротив — показывает ему, что применять силу можно. Наши дети — отражение нас самих. Запомните раз и навсегда, что вы не должны вести себя так, как не хотели бы, чтобы вели себя ваши сын или дочь.
  2. Притворство. Не стоит картинно изображать, что рыдаете горючими слезами. На многих детей это не действует. Они быстро смекают, что к чему, и начинают воспринимать происходящее как любопытный спектакль, которым оно, по сути своей, и является. Так вы добьетесь только того, что ребенок продолжит вести себя плохо, чтобы, так сказать, вызвать актрису «на бис».
  3. Попытки взывать совести. Мамины восклицания «Как тебе не стыдно!» ни к чему не приведут, потому что ребенок пока просто не знаком с этим чувством.

pixabay.com /

Что делать, если ребенок кусается в садике

Если воспитатель сообщил о том, что ваш малыш кусается, выясните ситуацию как можно подробнее: кусает ли он всех подряд, или кого-то одного, что предшествовало укусу и так далее. Если ребенок раньше не проявлял агрессию, то, возможно, это его реакция на новую обстановку, или так он ответил на попытку его обидеть.

Дома подробно обсудите ситуацию с малышом, объясните, что нужно было поступить иначе. Можно обыграть это – например, мишка играется с мячиком, а зайка тоже хочет играть. Но он не будет отбирать мяч и кусаться, а просто подождет, пока мишка наиграется.

В этих случаях необходима помощь воспитателей. Возможно, крохе нужно уделять больше внимания во время адаптации. Иногда воспитатели отсаживают задир отдельно, но это не всегда помогает, у некоторых детей это может вызвать истерику и только ухудшить ситуацию.

Заранее договоритесь с воспитателями о том, как реагировать, если ребенок кусается в детском саду. Возможно, понадобятся советы психолога, который работает в садике и наверняка сталкивался с подобными ситуациями.

Как искоренить вредную привычку

  • Главное — пресекать такие проделки и в меру наказывать за неверное поведение. Вскоре ребенок перестанет проявлять агрессию таким образом.

  • Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.
  • Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
  • Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.

Чего нельзя делать

Психологи категорически не одобряют шлепки по губам, ответные укусы и щипки, и вообще любые телесные наказания со стороны родителей. Это не поможет решить проблему, но может закрепить агрессивный тип поведения.

Строгий осуждающий тон сам по себе суровое наказание для ребенка. Но и ругать ребенка нужно дома, при посторонних людях лучше этого не делать.

Маленький бунтарь может воспринять это как унижение, и протестовать доступными способами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]