Как вырастить уверенного в себе ребенка
На этот вопрос нет абсолютно правильного ответа, ведь не бывает одинаковых людей, характеров и личностей. Одно остаётся неизменным – это родительская любовь. Прежде всего, самим родителям необходимо быть уверенными в силах и возможностях своего ребенка. Модель воспитания будет брать истоки из примера семьи, в которой родился человек, из воспоминаний о собственном детстве. Малыш должен чувствовать заботу и поддержку со стороны взрослых, и, тогда вероятность низкой самооценки существенно снизится. Каждый родитель выбирает формы воспитания, исходя из своих ощущений правильности и необходимости.
Подходы воспитания правильной самооценки детей
Все мамы и папы хотели бы научить ребенка быть уверенным, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении со сверстниками и взрослыми, и, в итоге, нашел свое место в жизни. Однако жизнь подкидывает определенные трудности, с которыми приходится встречаться на любом этапе взросления.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период чтобы воспитать в ребенке такие качества личности, как стойкость характера и уверенность.
Ребенок не рождается с чувством уверенности в себе. Этому его должны научить родители. Задача родителей – научить ребенка преодолевать жизненные трудности. Именно родители своим общением и доверительными взаимоотношениями в семье подают ребенку неоценимый пример становления уверенного в себе человека, умеющего справляться с любыми жизненными трудностями.
Существует множество рекомендаций для взрослых, которые помогают развивать у детей уверенность в себе, причём формирование личных качеств девочек и мальчиков отличаются на различных этапах их развития.
Мальчики | Девочки |
Легче решают новые задачи, сложнее типичные. | Объём кратковременной памяти больше чем у мальчиков в 6-7 лет. |
Реагируют на оценку своей деятельности адекватно. | Не воспринимают похвалу, как мотивацию к дальнейшим действиям. Для них это итог деятельности, конец цикла. |
В условиях дефицита времени быстрее находят правильные решения. | Важней для девочек не оценка, а её эмоциональное оформление. |
Аналитическое мышление, легко усваивают сложные сюжеты рассказов. | Гораздо лучше решают стереотипные задания, чем новые. |
Эффективней усваивают информацию о действии. Развит пассивный глагольный словарь. | Схватывают полученную информацию быстрее, но сложнее соотносят с имеющейся. |
В дошкольном возрасте, на протяжении всех этапов взросления ребенка эти жизненные трудности могут проявляться в таких моментах как:
1. Боязни оставаться одному в комнате, нежелании спать без мамы.
Большую роль здесь играет привычка совместного сна. Она берет начало еще в грудничковом возрасте, когда маме не очень хочется вставать ночью, чтобы успокоить или покормить малыша. Лучшим решением здесь является положить ребёночка рядом с собой в кровать. Но со временем совместный сон необходимо заменить на самостоятельный, так как чем дальше оттягивается это решение, тем сложнее будет всё исправить в последствии. По мнению психологов, дети должны спать отдельно в своей кроватке если не с рождения, то с максимально раннего возраста. Формирование собственного “я”, отдельного от родителей, складывается как раз-таки из таких, казалось бы, небольших моментов! Сон без мамы формирует самостоятельность в ребенке, индивидуальность, уверенность в своих силах.
2. Неумении ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.
Этот вопрос касается почти всех детей. Для каждого становится неприятной неожиданностью победа другого ребенка. Некоторые дети справляются с ней легко, спокойно, а для некоторых это настоящая трагедия. Родители обязательно должны подготавливать своих деток к таким моментам в жизни. Для любой мамы её малыш самый лучший, умный, красивый ребенок в мире! Для того, чтобы ребенок не был разочарован, ему с раннего возраста необходимо объяснять, что не всегда будет победителем именно он! Если вы хвалите ребенка, то необходимо уточнять, за что конкретно похвалили.
Например, “Ты такой аккуратный! Покушал, и совсем не испачкался!” или “Ты моя умница! Одела сама, без моей помощи кофточку!”. Главное хвалить не личность ребенка, а действие, которое он выполняет. Это способствует формированию правильной, не завышенной самооценки.
3. Фанатичной опеке и контроле родителями своего ребенка.
Родители, бабушки должны предоставлять ребенку условия, в которых он мог бы проявлять самостоятельность. Все понимают, что, попав в коллектив детского сада или школы, ребенок оказывается в социуме и должен функционировать как личностная единица, отдельно от любящей мамы или бабушки. Для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, и не было повода для формирования заниженной самооценки, взрослым необходимо развивать самостоятельность в ребенке с раннего возраста.
4. Нежелании родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.
Каждый ребенок моделирует будущую взрослую жизнь на своих детских поступках. Очень важно позволять ему участвовать в каком-либо выборе. Пусть это будет не действительно серьёзный момент, может быть спланированный специально для ребенка. Малыш уже тогда начнёт на подсознательном уровне чувствовать значимость и ответственность за свои поступки.
5. Сравнении родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.
Подчас каждый родитель когда-либо говорил своему ребенку: “Вот дочка моей подруги уже читает и пишет, а тебя ничего не интересует”. Конечно, кажется, что такие слова мотивируют ребенка к более упорной деятельности, но на психику малыша они откладывают совершенно другой отпечаток. У детей еще не так развито чувство соперничества, как у взрослых. Для них такие слова разовьют лишь неуверенность в себе и нежелание стремиться к чему-то новому. Известный факт: ребенка можно сравнивать лишь с его собственными достижениями, не привлекая третьих лиц. Тем более, не вспоминать себя в этом возрасте.
Все это и многое другое способствует развитию неуверенности ребенка.
Важные условия формирования уверенной в себе личности
Существует множество рекомендаций для взрослых, которые способствуют повышению уверенности в себе у детей.
- Не допустить порочный круг. В первую очередь начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
- Не формировать у ребенка негативное отношение к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
- Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем более самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
- Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем видом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
- Видеть в своем ребенке личность, достойную уважения. Принимать ребенка таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
- Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видеть эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.
Проблема уверенности в себе — основа гармоничного развития личности ребенка, причём формирование личностных качеств девочек и мальчиков отличаются на различных этапах их развития.
Подавленная самостоятельность
Иногда родители так сильно хотят облегчить ребенку жизнь, что делают за него все, игнорируя даже самые первые проявления самостоятельности и заявления малыша «я сам!» С таким подходом можно вырастить детей, которые не умеют справляться с трудностями и постоянно ждут помощи от родителей.
Чтобы воспитать ребенка уверенным, учите его самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность. Будьте рядом, поддерживайте и помогайте, но никогда не перетягивайте инициативу. Пусть он первым пробует разобраться с проблемой. В случаях, когда ребенок совсем не знает что делать, предложите несколько вариантов решения и пусть он выберет сам — так последнее слово все равно будет за ним.
Давайте ребенку несложные поручения и требуйте их выполнения. Делегируйте ему посильные для его возраста домашние обязанности. Он будет чувствовать ваше доверие, знать, что в его помощи нуждаются, вместе с этим будет расти его уверенность в себе.
Развитие уверенности у девочек
Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.
- Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
- Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
- С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
- Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
- В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.
Чужие оценки часто необъективны
Слишком часто мы доверяем чужим мнениям о ребенке. Чужая оценка должна рассматриваться как сделанная в ином месте и в иное время. Рассказы о плохом поведении ребенка из уст его одноклассников, соседа или учителя, преподававшего в классе в прошлом году, не включают, как правило, упоминания об их собственной позиции или тех обстоятельствах, которые спровоцировали реакции ребенка.
Поведение неотделимо от соответствующего контекста; прежде чем судить, оценивать и реагировать на поведение, разберитесь в вызвавших его условиях.
Заглянем в класс. Маленький Альфред не обращает внимания на учительницу. Что с ним не в порядке? Нарушение познавательных процессов? Трудности с поведением? Рассеянность внимания? На самом же деле Альфред, погрузившийся в свои фантазии, наслаждается отмщением: он воображает похороны учительницы. «Какой кошмар!»
Доктор Элис Гинот — психотерапевт, особо чувствительный к непониманию взрослыми детей, — так анализирует причины возникновения зловещих фантазий Альфреда:
«Когда учительница велела всем садиться, Альфред замешкался. Она повернулась к нему и закричала: „Альфред, чего ты ждешь? Особого приглашения? Почему ты всегда последний? Почему тебе нужно столько времени, чтобы занять свое место? Ты от рождения такой медлительный, или тебе что-то мешает?“ Пока Альфред садился, весь класс смеялся над ним».
Как мы можем увидеть, нет ничего удивительного в том, что Альфред хотел бы наказать учительницу. Но его справедливый гнев, похоже, вылился в неоправданное чувство вины. А учительница не намеревалась его унизить. Она просто делала свою работу, следовала установленному порядку, может быть, не укладывалась во время урока и т. п.
Анализируя поведение ребенка, следует как можно подробнее осветить все внешние условия и обстоятельства. Обязательно отметьте роль, которую сыграли вы сами. Прежде чем ознакомить с этими данными других или включить их в личное дело, обязательно учтите и версию самого ребенка. Не исключено, что ваши версии в чем-то даже не пересекаются. Помните, что любому судье версия взрослого более импонирует. Компенсируйте этот эффект повышенным вниманием к другой стороне, к тому, как выглядит этот мир с другого конца телескопа.
Развития уверенности у мальчиков
В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль отца семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую работу, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.
Когда взрослые относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними плохо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих достоинств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно помочь развить следующие качества:
- Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Независимость – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчик становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
- Способность к правильному анализу. Умение делать логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и злом, соизмерять свои возможности.
- Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает влияние на уверенность в собственных силах.
Нежелание учить общаться
Пусть ребенок сам разбирается в отношениях со сверстниками — такова позиция невмешательства. На самом же деле учить детей правильно общаться важно. Объясняйте, как заводить знакомства, поддерживать разговор, вести дискуссию, отвечать на звонки. Учите в игровой форме, моделируя нужную ситуацию.
И помните, что ребенок, учится поведению в обществе, глядя, как это делают родители — подавайте хороший пример.
Когда малыш жалуется на конфликты, всегда внимательно слушайте и подсказывайте, как правильно поступить в каждой ситуации. Если ребенка обзывают, а он теряется, гуру коммуникативных навыков Кэрол Флеминг в книге «Говорить легко! Как стать приятным собеседником, общаясь уверенно и непринужденно» предлагает поиграть в «Задай задире жару»!
Правила простые — ребенок озвучивает, что обидного ему сказали, а все члены семьи начинают предлагать свои варианты ответа обидчику. Главное — не думать долго, а стараться быстро и находчиво отразить нападки. Благодаря игре ребенок сможет «спокойно пробовать в кругу семьи различные варианты поведения, эмоций и разную манеру речи».
Как понять, что ребенок не уверен в себе
На это могут указать косвенные признаки, такие как:
- малыш не смотрит в глаза при разговоре;
- сутулится;
- раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
- имеет фобии и ряд страхов;
- рисует и пишет очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
- не может познакомиться первым, стеснителен;
- испытывает страх перед начинанием новых дел;
- не имеет своего мнения;
- часто сердится при посторонних людях.
Что делать, чтобы помочь ребенку
Приведем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.
- Движения с музыкой. Многие дети не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть смешно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя более комфортно.
- Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с ребенком. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перейти к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
- Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные буквы алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – трудолюбивая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.
В старшем возрасте, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и берут из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.
Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и выбрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и помочь ребенку стать уверенным и иметь друзей.
Психологические причины неуверенности малыша в своих силах
Причины детской неуверенности могут быть разными – каждый случай индивидуален. Однако стоит выделить самые распространённые. И в центре этих причин всегда родители.
- Нелестные высказывания в адрес ребёнка. Такие выражения как «у тебя всё равно ничего не получится» и «ты всё делаешь не так» – одна из причин низкой самооценки. Что еще нельзя говорить своему ребенку, чтобы не запрограммировать его на неудачу, читайте в этой статье.
- Обесценивание потребностей и желаний воспитанника. Это не значит, что нужно по первому же зову исполнять все детские прихоти. Однако чем чаще родители оставляют без внимания просьбы, тем менее значимым ребенок себя чувствует. Подробнее об авторитете взрослых и как его правильно завоевать у воспитанника читайте здесь.
- Акцент на неудачах. Многие родители забывают о том, что и сына, и дочку можно и нужно хвалить. Взрослые привыкли ругаться за провинности, но это не единственный путь общения со своим малышом.
- Родительская бестактность. Иногда взрослые не думают о том, что ребёнок – это личность. Поэтому он не заслуживает унижений и оскорблений.
О детской неуверенности в себе говорят несколько признаков: замкнутость и скрытность, необщительность, робость, подражание другому, заторможенность, упрямство, низкая самооценка и одиночество.
Самое главное – это разглядеть зарождение таких качеств на ранних стадиях. Чем взрослее станет ребёнок, тем сложнее будет бороться с его неуверенностью.