Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога

20 июля 2018

Аверьянова Света

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.

Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога.

Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Причины употребления детьми нецензурных выражений

Причин, по которым в речи ребёнка могут появиться матерные слова и выражения, довольно много.

Подражание

Дети — это маленькие подражатели. Вначале объектами для копирования являются мама и папа, затем к ним добавляются сверстники на детской площадке, друзья из детского сада, одноклассники, любимые мультгерои, актёры, музыкальные исполнители. Естественно, если кто-то из близкого окружения малыша периодически использует нецензурные слова и выражения, ребёнок это быстро запомнит.

Весь секрет в том, что когда люди ругаются матом, они обычно проявляют при этом сильные эмоции (соответствующий тон, выражение лица). Дети очень хорошо запоминают такие вещи.

Если же бранные слова употребляют дома мама и папа, то малыш начнёт их повторять со стопроцентной гарантией. И речь идёт не только о неблагополучных семьях, но и о вполне интеллигентных. Ведь даже воспитанный человек может с помощью слов выплеснуть негативные эмоции, если, например, облился кипятком, уронил на ногу тяжёлый предмет и пр.

Даже культурные родители могут выругаться в сердцах в непредвиденных ситуациях — ребёнок же всё это впитывает как губка

Вербальная самозащита

У ребёнка в разном возрасте может проявляться агрессия. Если малыш боится физически проявлять агрессивное поведение (взрослые наказывают за удары, щипки, укусы и пр.), то на первый план выходит речь как форма выражения эмоций и самозащиты.

Иногда матерные слова у ребёнка становятся способом вербальной самозащиты, проявлением агрессии

Желание привлечь внимание

Возможно, употребляя нецензурные слова, ребёнок пытается обратить на себя внимание взрослых, которые слишком заняты своими проблемами.

Когда всё идёт нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания.

Но когда ребёнок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся — бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребёнком какие-то темы, то есть, по сути, включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребёнку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.

Софья Шокотько, экзистенциальный психолог

https://changeonelife.ru/2019/04/02/kak-otuchit-detej-rugat-sya-matom/

Самоутверждение

Такой мотив характерен, как правило, для подросткового возраста, когда для ребёнка становится очень значимым получить признание, одобрение у авторитетных сверстников. Мальчик или девочка таким способом приспосабливается к обществу, в котором хочет находиться, показывает свою взрослость (по этой же причине многие тинейджеры начинают курить, пробовать алкогольные напитки). Причём дома при родителях школьник может контролировать себя, нецензурные слова будут лишь изредка «прорываться», а в компании уже будет свободно материться (ведь он не хочет быть «белой вороной»).

У подростков «своим» делает мат. Употребляющий «запрещённые» слова становится «взрослым», а не «маменькиным сынком», к которому нет доверия. Родительский запрет на мат делает ругань особо привлекательной.

Вячеслав Аманацкий, психолог

https://news.tut.by/society/580626.html

Подростки, употребляющие матерные слова, кажутся сами себе более взрослыми, а не маменькиными сынками и дочками

Видео: почему дети матерятся (опрос прохожих на улице, в том числе самих детей)

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Причины, по которым ребенок ругается матерными словами

Обыкновенные, обиходные слова дети обычно употребляют осознанно. Если, например, малыш произносит слово «яблоко» или словосочетание «хочу пить», то он имеет в виду именно то, о чем говорит. Что касается бранных слов, то дети их произносят неосознанно и машинально, так как не понимают, что именно они означают и с какой целью произносятся. К слову, взрослые так же, матерно выражаясь, обычно не задумываются над истинным смыслом и целью тех слов, которыми они бранятся: в этом и заключается коварство и разрушительное воздействие на человеческую психику нецензурной брани.

Однако могут быть причины, при которых дети могут материться вполне осознанно, стараясь с помощью мата добиться каких-то конкретных и важных для себя целей:

  • Ребенок матерится, пытаясь таким способом обратить на себя внимание взрослых. Причем, тем самым он может требовать для себя не только положительной реакции от взрослых, но даже и отрицательной. Обычно это случается тогда, когда взрослые по каким-либо причинам не уделяют малышу должного внимания, и он начинает себя чувствовать ненужным и брошенным. В этом случае, чтобы отучить ребенка браниться, необходимо уделять ему больше времени, играть вместе с ним, разговаривать, читать ему сказки и смотреть вместе с ним мультфильмы – то есть, всячески давать малышу понять, что он – очень нужен и ценен взрослым, которые его окружают;
  • Матерясь, ребенок тем самым пытается подражать другим детям, с которыми он общается в детском саду, в школе, на улице, в спортивной секции и т. д. Подражание сверстникам, а тем более, старшим товарищам заложено в детской природе и является важным условием детского развития. Понятно, что такое подражание может приносить как пользу, так и вред. Когда малыш, наслушавшись своих товарищей, начинает изъясняться нецензурными выражениями, запрещать ему общаться со сверстниками (как это пытаются делать многие родители) не нужно, поскольку это бессмысленно. Полностью оградить ребенка от общения невозможно. В этом случае важно понять, что, скорее всего, таким образом ваш сын или дочь пытаются утвердиться в коллективе ровесников, доказав им свой «авторитет» и свою «значимость». В большинстве случаев повышение собственного авторитета с помощью матерщины свидетельствует о том, что у ребенка не хватает уверенности в себе, его мучает комплекс собственной неполноценности. Следовательно, родителям надо постараться вселить в своего сына или дочь уверенность. Для этого, опять же, ребенку необходимо уделять как можно больше времени, тонко и незаметно внушая ему необходимые истины и правила поведения, которые помогут малышу приобрести настоящий, а не фальшивый авторитет у сверстников;
  • Многие дети выражаются нецензурной бранью назло или в отместку родителям или другим взрослым людям, которые их окружают (воспитателю, учителю, тренеру, соседу и пр.). Иначе говоря, таким образом они бунтуют против несправедливого, как им кажется, отношения к ним самим и их интересам. Большей частью в этом бывают виновны сами родители и другие взрослые, обзывающие детей всяческими обидными эпитетами или применяющие в качестве воспитательного аргумента телесные наказания. Детская психология такова, что подобные эпитеты (не говоря уже о телесных наказаниях) ребенок воспринимает как собственную ненужность для родителей и других взрослых. Поэтому взрослым надо всячески стараться не допускать в общении с детьми никаких бранных эпитетов и телесных наказаний, объясняя им с помощью других слов и правильного тона, в чем именно они неправы;
  • Взрослые, окружающие ребенка, сами матерятся. Это – одна из основных причин того, что и малыш рано или поздно начнет нецензурно браниться. Он берет слова из родительского репертуара, и вставляет в свой лексикон. Выход в данном случае прост: чтобы никогда не слышать матерщины из детских уст, взрослым надо самим не ругаться матерными словами;
  • У ребенка просыпается интерес к собственному телу и физиологии. Зачастую именно по этой причине дети начинают выражаться нецензурно. Тем более – именно на эту тему в настоящее время можно найти множество «комментаторов» и «специалистов» – как среди сверстников, так и в интернете и телевизоре. Причем, значительная часть таких «специалистов» изъясняется именно с помощью матерщины либо – в словесных оборотах, весьма близких к нецензурной лексике. Наслушавшись или начитавшись подобных «комментариев», дети воспринимают их как истину, и сами начинают изъясняться подобным образом. Ругать их в этом случае – очень опасно, так как у ребенка может сформироваться извращенное представление о подобных вещах. Гораздо разумнее понять, что такой интерес у детей – это процесс естественный, и говорить о нем следует не матерными оборотами, а вполне нормальными словами. И, разумеется, объяснить это ребенку.

Это – лишь основные, то есть, наиболее часто встречающиеся причины, по которым дети начинают употреблять в разговоре матерные слова. Устраняются такие причины, в первую очередь, благодаря спокойной, дружественной и любящей атмосфере в семье, где растут и воспитываются дети.

Детский возраст и матерщина

Житейская практика показывает, что дети могут материться в любом возрасте – начиная с двух лет, когда они только научились произносить свои первые слова, и заканчивая подростковым возрастом. Впрочем, причины, по которым они произносят нецензурные слова в том или ином возрасте, различны:

  1. Если малышу 2-3 года, то нехорошие слова он произносит неосознанно. В этом возрасте ребенок только учится говорить, слыша слова от кого-то постороннего, запоминая их, повторяя и обычно не понимая их сути и значения. Поэтому, скорее всего, нецензурное слово он также где-то услышал и запомнил.
  2. 4-5-летние дети могут ругаться вполне осознанно и с далеко идущими умыслами. Большей частью они употребляют нецензурную лексику, чтобы родители или другие взрослые обратили на них внимание.
  3. Начиная с 5 лет и заканчивая подростковым возрастом, дети обычно ругаются, стараясь таким способом обозначить и утвердить собственное «я». Особенно, если им кажется, что родители и другие взрослые посягают на их независимость и не принимают во внимание их мнение, которое детям в этом возрасте представляется исключительно ценным и правильным.
  4. Подростки могут выражаться нецензурными оборотами по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том же, отчего матерятся и 4-5-летние дети. То есть, если подросткам кажется, что родители не обращают на них внимания, они могут добиваться родительского внимания с помощью матерщины. Утверждение собственного «я» в глазах взрослых – еще одно объяснение, почему дети подросткового возраста выражаются нецензурно. Третья причина нецензурных ругательств у подростков – попытка утвердить собственное «я» среди своих сверстников.

Если ребенок растет нормально (то есть, в хорошей семье и при этом у него нет никаких проблем с психикой), то обычно он «перерастает» возрастные периоды и перестает материться. Родителям это надо знать. Конечно, пассивно ожидать, пока у сына или дочери само собою пропадет желание изъясняться матерной лексикой, не следует. Наоборот, надо всячески помогать им избавляться от скверной привычки, учитывая при этом, что в некоторых случаях малыш может употреблять матерные выражения и по другим причинам:

  • Некоторые дети в силу своих психологических особенностей или воспитания не умеют выражать накопившиеся в них отрицательные эмоции в общепринятых «рамках», и способны эмоционально разряжаться лишь посредством матерщины;
  • Если ребенок застенчивый и робкий, то он может материться, чтобы преодолеть свою робость и неуверенность перед другими людьми, житейскими проблемами, всяческими переменами и т. д. Кстати, к такому же способу прибегают и неуверенные в себе взрослые. Закомплексованным людям, независимо от того, дети они или взрослые, обычно представляется, что матерщина в их устах делает их самостоятельными и могущественными.

Какова бы ни была причина того, что дети начали изъясняться нецензурными словами, главная задача всякого адекватного родителя – постараться, чтобы его ребенок в самое короткое время избавился от этой дурной привычки.

Главные родительские ошибки

Стараясь отучить детей ругаться матом, родители зачастую вольно или невольно допускают множество ошибок. Апробированная многими веками и множеством поколений житейская практика ясно говорит о том, чего именно нельзя делать, отучая сына или дочь от пристрастия к сквернословию:

  • Применять физические наказания. Обычно такой способ не исправляет положение, а лишь усугубляет его. Наказанный ребенок может продолжать материться – теперь уже исключительно родителям назло и в знак протеста. Ни в коем случае нельзя шлепать детей по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет заикой;
  • Запрещать употреблять матерщину, используя свое родительское положение (вроде «Чтоб я больше от тебя этого не слышал!» или «Сказано – нельзя, значит – нельзя!»). Обычно такие безапелляционные запреты результата не достигают по причине особенностей детской психологии. Детям нужно подробно и аргументированно объяснять, отчего именно нельзя употреблять бранные слова и к чему это может привести;
  • Ни в коем случае не радоваться и не смеяться, слыша, как ребенок матерится, и тем более не пытаться переводить в шутку произнесенные малышом неприличные слова. Это может привести к тому, что он подумает, будто его сквернословие родителям приятно, и по этой причине станет материться чаще;
  • Упрекать и стыдить детей в присутствии посторонних. Это может вызвать в ребенке озлобленность, он замкнется или ожесточится и может ругаться еще больше;
  • Устраивать ребенку «партизанские допросы» на тему о том, «где ты это услышал» или «кто тебе сказал такое плохое слово». Вероятней всего, он и сам не знает или не помнит, где и от кого он впервые услышал непотребное слово. Зато родительское пристрастие может оттолкнуть от вас юного матерщинника, и тогда наладить с ним дальнейший контакт будет во много раз труднее;
  • Материться самим родителям – хоть в присутствии детей, хоть в их отсутствии. Необходимо соблюдать золотое родительское правило: то, чего нельзя делать детям, не может быть позволено и родителям. Иначе ребенок, видя родительское лицемерие, перестанет уважать отца с матерью, что почти наверняка приведет к тому, что он станет сквернословить еще больше;
  • Стараться сделать так, чтобы дети были изолированы от внешнего мира. Во-первых, в современных условиях это практически невыполнимо. Во-вторых, такая изоляция, даже если бы она и могла быть осуществимой, к желанному результату, скорее всего, не приведет. В результате ребенок почти наверняка утратит правильное представление о том, что такое хорошо, а что – плохо, и по этой причине объяснить ему, почему нецензурная брань – это плохо, практически будет невозможно.

Нельзя говорить детям о том, что матерные слова можно употреблять только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Все перечисленное вовсе не означает, что родители никак не должны стараться отучить своих детей от сквернословия. Это будет неправильно как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Всякое родительское самоустранение ребенок почти наверняка воспримет как сигнал о том, что ничего скверного он не делает и, больше того, что ему все позволено. Следовательно, он продолжит совершенствоваться в своем пагубном «мастерстве», и очень скоро достигнет весьма печальных результатов.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.

Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Что делать не стоит, если ваш ребенок начал ругаться матом

Существует ряд ошибок, которые совершают родители, пытающиеся отучить малыша от использования мата. Маленькие дети используют его неосознанно. Дети постарше, понимающие значение слов, произносят мат, потому что не имеют сформированной культуры речи. Подростки также имеют ряд мотивов, по которым в их лексиконе прочно обосновываются не литературные ругательства: желание казаться взрослым, подражание «крутым» сверстникам и т.д. Независимо от возрастной специфики, следующие действия взрослых при коррекции речи недопустимы:

  1. Физические наказания

    . Применять силу в воспитании ребенка, в целом, является неоправданной и травмирующей мерой. Если хотите, чтобы ваши дети выросли сильными, уверенными, открытыми личностями, навсегда забудьте об использовании насилия в воспитательных целях. подтверждают, что физические наказания порождают агрессивность, недоверие к миру и несформированность коммуникативных навыков.

  2. Ограничительные меры.

    У многих родителей существует следующая логическая связь: сказал бранное слово – лишился игрушек, прогулок, просмотра любимых мультфильмов и т.д. Подобная мера не столько закрепляет негативную реакцию, сколько вызывает еще больший отклик на использование мата.

  3. Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме.

    Попытки подробно разъяснить, откуда малыш услышал слово, когда он уже и сам рад про него забыть, заставят брани крепко осесть в речи. Ваша бурная реакция, будь то гнев или смех, не станут сдерживающим фактором в привитии культуры речи.

  4. Проведение воспитательных мер без объяснения своей позиции

    . Любимая родительская фраза «Я так сказал/а» на логичный вопрос ребенка «Почему» не укрепляет доверие к вашим словам. Если решили провести беседу, то будьте готовы аргументировано выразить свою позицию без излишней эмоциональности.

  5. Проведение разъяснительных бесед при других людях.

    Что случается, когда вы прилюдно отчитываете своего ребенка? В нем зарождается чувство стыда, замкнутость, глубокая вина, что впоследствии негативно влияет на становление личности. Любая беседа с элементами указания на недопустимость поведения должна проводиться наедине.

  6. Резкое негативное реагирование на ситуацию использования мата

    . Спокойное реагирование и аргументированное объяснение сработают куда лучше, чем ваши крики и гневные попытки здесь и сейчас исключить матерное слово из речи. Научитесь владеть собой, а после займитесь воспитанием этих качеств в ребенке.

  7. Переносить негативные характеристики использования брани на личность ребенка.

    Малыши раннего и дошкольного возраста очень . Поэтому важно правильно подбирать слова, чтобы те характеризовали поступок, а не личность. Иначе формируются негативные представления о себе и дальнейшие трудности с самооценкой.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.

Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.

Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Юные матершинники: возрастные особенности привычки материться

«Я не знаю, что делать – мой ребенок начал материться. Митя учится во втором классе. С поведением проблем раньше не было. Но недавно меня вызвали в школу — оказывается, сын матерится «как сапожник». Обзывает одноклассников и шкодит вместе со своими друзьями, срывая уроки. Я была в шоке! Дома он примерный мальчик. Что с ним произошло — не знаю. Как и где он нахватался этих словечек? Мы с мужем нормально общаемся, не материмся.

Узнала, с кем общается мой сын. Оказалось, что обычные ребята из вполне благополучных семей. Непонятно, откуда такое желание вести себя настолько маргинально.

Я и говорила с Митей, и наказывала его. Толку никакого. Учитель все равно продолжает жаловаться. Стыдно до ужаса за поведение сына. Не знаю, как реагировать».

— Оксана, мама 8-летнего Мити

По мнению психологов, с проблемой мата сталкивается практически каждый ребенок. И это нормально. Но вопрос в другом — будет ли нецензурная брань лишь кратковременным проявлением возрастного кризиса или постепенно трансформируется в естественный стиль общения. И тут важно, чтобы родители попытались держать ситуацию под контролем, не позволив ему свернуть «не туда».

Опросы показывают, что девочки-подростки чаще выражают резко негативное отношение к матерным словам — более 70 % опрошенных отметили, что не приветствуют брань. А вот мальчики в этом вопросе более лояльны — только 26 % опрошенных выразили свое негативное отношение к нецензурной лексике, тогда как остальные даже приветствуют такое поведение. [1]

Действия и реакция взрослых в ответ на ругательства должны зависеть от возраста ребенка.

2-4 года

До 4 лет малыши матерятся неосознанно по принципу «услышал — повторил». Естественно, они не понимают ни смысла слов, ни того, насколько они неуместны в определенной ситуации. Детям еще только предстоит научиться видеть разницу между «хорошо» и «плохо».

Детский сад и игровая площадка у дома — вот основные места, где малыш «учится плохому». Но нельзя винить только сторонние обстоятельства. Порой сами родители, общаясь между собой, совершенно не следят за тем, что говорят. Это только кажется, что малыш ничего не услышал и не понял. Скорее всего, он уже запомнил ваше выражение, особенно если вы акцентировали внимание на том, что вообще так говорить нельзя. И теперь при случае он обязательно произнесет выученное вслух. [2]

5-7 лет

Дошкольнику, наверное, уже объяснили, что есть такие «нехорошие слова», которые произносить ни в коем случае нельзя. И тут вполне можно ожидать того, что мат для ребенка станет своеобразным бунтом против установленных взрослыми правил.

Значения бранных слов ребенок, конечно, еще не понимает. Но вполне улавливает те эмоции и посыл, что они несут. Поэтому можно ожидать, что ребенок будет материться вполне осознанно.

Что делать, если ребенок матерится в 7 лет? Родители чаще даже не догадываются, что их малыш с удовольствием практикует бранные слова. Ведь он, боясь наказания, только со сверстниками ведет себя таким образом. Тут в работу должны включиться воспитатели и учителя в школе, чтобы вовремя донести до родителей суть проблемы.

8-10 лет

К этому возрасту ребенок уже четко понимает, где и с кем можно ругаться, а где этого лучше не делать. Младшие школьники с удовольствием копируют поведение старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Они используют жаргон, чтобы влиться в коллектив сверстников.

Что делать, если ребенок в 9 лет матерится? Важно не упустить момент, когда еще не поздно донести до него, что нецензурная лексика — враг цивилизованного общения между людьми. И ни в одном приличном обществе его «крутость» не оценят, а скорее сочтут представителем низших слоев населения.

11-14 лет

Подростковый кризис — сложный период для ребенка. Он проявляется резким изменением поведения, в том числе и активным появлением матерных слов в речи.

Нецензурная брань для подростка — это выражение недовольства, попытка выделиться в коллективе сверстников и дать отпор «злым» родителям. Ребенок бунтует против всех и вся, доказывает, что он взрослый и самостоятельной. И маты, к сожалению, самый простой способ для подростка достичь желаемого.

Что делать, если ребенок старше 10 лет матерится? Подростковый период — тот самый момент, когда проще простого навсегда испортить отношения со своим ребенком. К проблеме мата взрослым стоит подходить максимально осторожно. Без скандалов, криков, угроз. Но и пускать все на самотек нельзя, иначе такое поведение ребенка грозит стать нормой. [3] Вы можете показать ребенку, как он выглядит со стороны, когда ругается, сняв на мобильный телефон. Тогда он сможет наглядно увидеть, что выглядит не круто, а скорее мерзко и смешно одновременно.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.

Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Причины использования мата

Самые распространенные причины употребления бранных слов детьми:

  • повторение слов, услышанных в доме или от знакомых;
  • способ преодоления страха для застенчивых детей, т.к. ругательства дают иллюзию могущества;
  • выражение негативных эмоций (обиды, злости, разочарования) при помощи психологической разрядки в виде ругани.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Основные ошибки родителей

Психологи рекомендуют родителям не пугаться и не терять голову, услышав матерные слова, сказанные ребенком. Слишком бурная негативная реакция может подействовать на детей отрицательно. Поэтому родителям рекомендуется избегать таких действий:

  • применять физическое наказание за ругательства (ударять по губам, заставлять мыть рот и прочие), т.к. это вызовет ответную реакцию и враждебное отношение, нанесет психическую травму;
  • запрещать использование «плохих» слов категорически, не приводя объяснения;
  • переводить ситуацию в шутку, делая вид, что это может всех повеселить;
  • воспитывать и стыдить детей при посторонних, что вызовет озлобление и замыкание в себе;
  • пытаться выяснить у ребенка источник, из которого он почерпнул бранные слова, т.к. применение нажима способно испортить отношения в семье;
  • употребление ругательств самими родителями и одновременный запрет для ребенка приводят к воспитательному диссонансу;
  • делать попытки изоляции ребенка от внешнего мира, что невозможно сейчас, в эпоху максимальной информационной доступности.

Однако создавать вид, что ничего страшного не произошло, также не является хорошим выходом из ситуации. Тогда ребенок решит, что в ругани нет ничего плохого, и будет прилагать усилия к ее совершенствованию и увеличению негативного словарного запаса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]