Что делать, если ребенок рассеянный и невнимательный


Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Невнимательный ребенок

“Ваш ребёнок невнимательный, постоянно отвлекается и не слушает меня на занятиях” — именно такие замечания, чаще всего слышат родители неусидчивых детей. Можно ли сделать что-то с тем, что ребёнок невнимательный? Разбираемся сегодня с этой проблемой.

Начнем с того, что произвольное внимание, а именно эта характеристика позволяет сосредоточиться на одном виде деятельности, формируется к 5-6 годам. В более раннем возрасте если ребёнок отвлекается — это нормально, лобные доли головного мозга еще недостаточно развиты и восприятие быстро переключается на любой сильный стимул. С проблемами сосредоточенности на занятии сталкиваются прежде всего младшие школьники.

Как понять, что ребёнок невнимательный?

1. Школьные задания делает быстро и не особо разбирается в деталях, может пропустить условия задачи или важное описание. 2. Делает много ошибок, часто связанных именно с невнимательностью, а не знанием правил. 3. Быстро устает от небольшого количества работы, начинает отвлекаться на посторонние дела. 4. Часто витает в своих мыслях и мечтах — такие дети на уроках часто засматриваются на улицу вместо усвоения материала. 5. Делает задания медленно из-за частого переключения внимания на другие факторы, например, на телефон.

Для начала расмотрим причины невнимательности

  • Гиперактивность — частая проблема, о которой говорят родители и педагоги. Однако, гиперактивность как диагноз, ставит врач, поэтому если нет подтверждения, не стоит навешивать ярлыки. И при таком диагнозе необходима соответствующая медикаментозная поддержка. Не стоит бояться врачей, потому что, в некоторых случаях, лучше пропить курс лекарств для поступления в мозг необходимых веществ, и после ребёнку станет легче общаться с другими детьми, жить и учиться.
  • Сильная возбудимость центральной нервной системы. Тут мы говорим о ведущем темпераменте — холерик. Это не расстройство, его не нужно лечить, это особенность нервной системы. Нервная система очень возбудима, а значит быстро приходит в движение и отвлекается на посторонние стимулы. Темперамент может определить психолог с помощью тестов.
  • Заторможенный и медлительный ребёнок — тоже особенность темперамента. Обычно это можно заметить уже в младенчестве, такие дети плохо сосут грудь и очень много спят. Если внимание такого школьника отвлечь, то потребуется время, чтобы снова включиться в работу.
  • Дефицит внимания со стороны родителей. Ребёнок не получает достаточно общения со взрослыми, ощущает недостаток заинтересованности в своей жизни, поэтому часто просит помощи и отвлекается на любой другой интересный предмет.
  • Частые или хронические болезни. У детей, которые пропускают много школьных занятий, успеваемость снижена по физиологическим причинам. Сложно войти сразу в образовательный процесс, когда пропустил несколько тем и абсолютно не понимаешь, что происходит. Сюда же можно отнести перегрузки, когда ребёнок не справляется со школьной программой, при сильном утомлении и стрессе, требуется в два раза больше волевых усилий, чтобы сосредоточиться на материале.
  • Отсутствие мотивации. Бывает, как в классе, когда у учителя не получается заинтересовать уроком детей, включить их в образовательный процесс. Так и дома, если родители никак не интересуются учёбой и не поощряют получать хорошие оценки.

Рассеянный или внимательный ребёнок — это не диагноз. Об этом стоит помнить родителям, и произвольное внимание можно тренировать, начиная даже с малого возраста.

Если по описанию выше, вы узнали своего ребёнка, эти рекомендации для вас.

  • При подтвержденном диагнозе гиперактивность, необходимо пропить курс препаратов, ходить на занятия с детским психологом или психотерапевтом.
  • Бесполезно ругать ребёнка, или использовать наказания. Давление извне порождает негатив и нежелание вообще учиться. Давайте достаточно эмоциональных “поглаживаний”: хвалите, играйте, обнимайте ребёнка.
  • Холерику нужно делать больше перерывов и чаще менять виды деятельности. Можно делать физ. минутки по 5-7 минут, если замечаете, что ребёнок начал отвлекаться.
  • При выполнении домашнего задания убирать посторонние стимулы: игрушки, телефон, раскраски. Создавать в комнате тишину и не отвлекать ребёнка.
  • Если ребенок пропускает много уроков, изученный материал лучше разбирать с родителями или репетитором.

Упражнения и игры на развитие внимания

Выбирайте те, которые понравятся вашему ребёнку. Помните, в игре главное — удовольствие от процесса.

  • Рисунки, где нужно соединить по точкам в правильном порядке, обычно соединить цифры по порядку, чтобы появилось изображение.
  • “Найди 10 отличий”. Картинки, где между двумя изображениями нужно найти отличающиеся элементы.
  • “Где спрятался?” На таких изображениях нарисовано множество элементов, среди которых нужно найти гномиков, человечков или других существ, если распечатаете, будет удобнее — можно раскрасить найденных.
  • Игра “Запрещенное движение”. Обычно проводится с группой детей, но можно адаптировать для игр со взрослым, или старшим ребёнком. Правила: выбирается ведущий (чаще всего взрослый) и запрещенное движение, например, нельзя поднимать руки вверх. Дети повторяют все движения за ведущим, если сделал запрещенное — проиграл.
  • “Следопыт”. Игра, которую лучше всего проводить в менее заставленной комнате. Ребёнок закрывает глаза или выходит из комнаты, взрослый прячет какой-нибудь предмет, например, ручку. Задача ребёнка найти её в этой комнате. Важно: предмет должен находится на виду. Можно заранее обговорить, места, куда не прячем, например, в шкаф, чтобы ребёнок не устраивал разнос.
  • Находим цифры по-порядку на картинке. Можно распечатать и играть несколько раз, пока ребёнок не выучит где расположены все цифры. (Пример картинки вначале статтьи).

Невнимательность может быть, как симптомом текущих проблем в жизни ребёнка, так и быть связанной с особенностями его физиологии. Важно понимать причину, исходя из которой строить дальнейшую коррекцию.

Терпения вам, уважаемые родители, и психологического здоровья!

На сайте «Разумейкин» ваш ребенок может выполнить онлайн упражнения на развитие внимания.

Автор: Педагог-психолог Растопчина Александра Николаевна

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

На что влияет внимание ребенка

  • Восприятие. Когда ребенок отвлекается, он не может зафиксировать свой взгляд на чем-то конкретном. Его взгляд быстро переходит с объекта на объект. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок не имеет полного и целостного представления об окружающем мире.
  • Память. Дети подсознательно запоминают большинство информации, которую слышат и видят. Лишнее потом уходит из памяти. Рассеянным детям нужно объяснять, что следует запоминать, а что нет. Даже после этого им бывает трудно вспомнить определенные вещи.
  • Мышление и речь. В результате постоянно невнимательности не формируется структура речи. Дети часто могут путать понятия, которые схожи друг с другом по смыслу. В результате ребенок не может определить связи между событиями и явлениями, а также сходства и различия между ними.

Признаки рассеянности

Для будущего школьника внимательность крайне важна. Как понять, что ваш малыш рассеян?

  • Он не может в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.
  • Его отвлекают любые внешние раздражители: музыка, движения и даже тихие звуки.
  • Вы видите, что малыш старается, но он все равно часто совершает ошибки.
  • Ему тяжело выявить и исправить ошибки, которые он допустил.
  • Ребенку трудно пересказать даже короткий рассказ.
  • Так как он часто терпит неудачи, он теряет интерес к каким-либо занятиям, которые потом оцениваются. Таким детям больше нравятся игры и общение со сверстниками.

Отсутствие дисциплины

Распространенное в наше время модное правило позволять детям делать лишь то, что им хочется, также имеет свои негативные последствия. Увы, но жизнь требует от нас и рутины в том числе, и бегство от неприятных повседневных дел не делает нашу жизнь лучше. Скорей уж хуже, так как отучает от дисциплины, чем делает жизнь во взрослом возрасте более тяжелой и менее продуктивной. Сознательные усилия необходимо вырабатывать – это оказывает на жизнь положительный эффект.

Выход: составить список обязанностей и придерживаться распорядка дня.

Что делать — советы психолога

Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:

Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку; Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен

Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным; Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки

В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?; Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс; Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее; Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет; Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает; Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.

Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.

Зависимость от гаджетов

Настоящий бич, на который жалуется подавляющее большинство родителей – видеоигры и компьютеры. Современные дети действительно предпочитают проводить за ними большую часть свободного времени. Но действительно ли это вина только детей? Или в чем-то родителей, которые за ними недоглядели? Очень многие молодые родители предпочитают не ломать лишний раз голову над тем, чем бы занять ребенка в свободное время, а просто вручить в руки планшет. Результат вполне ожидаем. Печально лишь, что большинство родителей считают, что это дело времени и ребенок со временем потеряет интерес к гаджетам.

Выход: больше обязанностей и распорядок дня.

Просмотры 12

Поделитесь записью в соцсетях

Маленькая нагрузка

Родители стараются как можно меньше загружать детей, аргументируя это тем, что будни они и без того сверх загружены школой, домашним заданием и дополнительными занятиями. Однако, в подобных послаблениях и кроется подвох: как результат, привыкшие к работе вполсилы дети в дальнейшем с трудом концентрируются на сложных задачах, их мозг привыкает к праздности, становясь инертным и расслабленным. К тому же, негативное влияние на детей оказывают разговоры о том, как взрослым с ними тяжело. Все это формирует у ребенка негативное представление о труде, заставляя в дальнейшем сосредотачиваться на легких путях решения вопроса.

Выход: больше обязанностей по дому.

Как вести себя родителям?

Детские психологи советуют следующее:

Если ваше чадо начинает рьяно спорить, ищет какое-то интересное занятие, пытается выразить свою самостоятельность, помогите ему. Нужно соблюдать спокойствие, уметь выслушать и предложить что-то интересное, чтобы занять сына или дочь. Хвалите ребенка за любые успехи. Дайте понять, что гордитесь им, радуетесь его достижениям. Обсуждайте все вопросы только тогда, когда малыш спокоен

В период истерики бессмысленно выяснять, в чем вы согласны, а в чем – нет. Своим кривляньем шестилетка привлекает внимание, а это значит, что нужно уделять достаточно времени для общих занятий. Вечером, перед сном, обсудите, что нового и интересного было у сына/дочери, что он/она узнал (а), какая информация потрясла

Беседа должна быть спокойной, без излишней эмоциональности. Предлагайте детям творческие занятия и игры: поставьте театральную пьесу, вылепите мультипликационных персонажей из пластилина, придумайте вместе сюжет для сказки, и т.д. Такие игры помогают детям развить необходимые навыки для последующего учебного процесса. Чаще разговаривайте с детьми о школе. Формируйте только положительные ассоциации: школа – это место, где дают знания, там появляются новые друзья, учителя делятся полезной информацией, и т.д. Обратите внимание, что учеба – это не игра, а серьезная работа, но без нее невозможно добиться многого в жизни. Привлекайте детей к домашней работе. Но при этом не забывайте поощрять и хвалить за выполненной задание, даже если ребенок сделал его не так, как хотелось бы. Например, вы попросили купить в магазине список необходимых продуктов. Сын принес вместо кефира молоко, забыл сливочное масло, но приобрел маме в подарок ее любимое мороженое. Не акцентируйте внимание на этих мелочах, ведь он старался и сделал все, что мог. Каждые успех своего малыша, даже самый незначительный, сопровождайте словами: «Я никогда в тебе не сомневался, я знал, у тебя все получится». Родители должны верить в своих детей, иначе можно развить в них серьезные комплексы, что станет причиной возникновения психических расстройств в дальнейшем. Дайте возможность детям почувствовать себя взрослыми. Если сын/дочь чрезмерно стараются показать стремление стать взрослым, иногда родителям нужно продемонстрировать свою слабость и дать возможность детям принять собственное решение. Например, можно сказать: «Дорогой, я очень устала на работе, давай ляжем спать пораньше?». Наверняка, сын пойдем спать раньше того времени, когда он обычно привык ложиться.

Самое главное, что нужно знать родителям первоклассников – дети нуждаются в их любви, внимании и поддержке.

Будьте рядом, старайтесь выслушать и понять, не прибегайте к крайним мерам наказания, ведь дети в период кризиса страдают ничуть не меньше, чем взрослые, которые находятся рядом.

Предлагаем полезную статью по теме: Детская психология в 6-7 лет.

Нет самостоятельности

Параллельно с этим, немало родителей воспитывают детей сознательно или бессознательно ограничивая их от самостоятельности. Такие родители стремятся контролировать во всем детей. Еще одной характеристикой является перекладывание ответственности на кого угодно, только не на себя. У таких родителей в промахах их ребенка виноваты все, кроме них самих. Самой большой их ошибкой является то, что такие родители не позволяют своему ребенку ошибаться и, как следствие, учиться на своих ошибках. Результат: получают ребенка, не умеющего нести ответственность за свои поступки и самостоятельно о себе заботиться.

Выход: дать ребенку занятие, которое научит его ответственности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]