В три года ребенком должны быть изучены базовые понятия, благодаря которым будет заложен базовый фундамент для его интеллектуального развития. Обычно родители предпочитают проводить подобные занятия дома, в спокойной обстановке (поскольку зачастую у ребенка трех лет имеется некий страх общества и сверстников: на групповых занятиях многие малыши смотрят друг на друга, готовые исправить даже правильный ответ, если он будет отличаться от чужого). Какие же занятия проводить с трехлетними детьми?
Занятия с малышом 3-х лет – увлекательное дело: учим цвета
Математические
Что должно быть изучено ребенком?
- Счет до пяти.
- Знание небольшого количества геометрических фигур.
- Базовые навыки сравнения.
- Верный подбор пары.
Помните, что в три года у детей не имеется долгой фиксации на одном предмете, поэтому занятия необходимо проводить часто и понемногу (лучше провести три занятия по 20 минут, чем одно по часу).
Учим фигуры по рисункам
Развивающие занятия могут включать в себя использование карточек, пазлов, прописей и творческих заданий.
Карточки
В три года малыш все еще может жевать бумагу, поэтому не поленитесь заламинировать карточки, чтобы Вам не приходилось на каждое занятие распечатывать новый комплект. Обычно развивающие игры с детьми проводятся по следующей схеме: Вы показываете малышу карточку с каким-либо изображением (для детей лучше выбирать максимально простые и понятные рисунки) и просите повторить рисунок, либо сказать, сколько предметов изображено на картинке. Если у вас имеется комплект парных карточек, то Вы можете попросить детей сыграть в развивающие память игры: “найди пару”, “вспомни спрятанное изображение”, “найди отличие” и так далее.
Занятие с карточками решает сразу несколько задач
Помните, что подобные занятия можно проводить не только дома, но и на улице.
Например, в теплое время года Вы можете сделать игру по поиску сокровищ: вручите ребенку настоящую пиратскую карту (с помощью обыкновенного кофе бумагу можно состарить на несколько лет), на которой крестиками будут указаны развивающие карточки. Объясните ребенку, что ему необходимо решить задачку, чтобы иметь возможность пройти дальше.
Если у Вас несколько детей, то можно провести настоящее соревнование (помните, что каждый из детей должен получить собственный поощрительный приз).
Если на улице холодное время года, то подобное соревнование можно провести и дома, предварительно спрятав все хрупкие предметы.
Пазлы
Для детей трех лет лучше всего подбирать крупные картинки, состоящие из небольшого числа деталей.
Обучающие пазлы для маленьких “Ферма”
Разрежьте развивающие картинки на вертикальные линии (они должны быть достаточно крупными). Суть занятия состоит в том, чтобы малыш собирал пазл и одновременно учил название, облик и расположение числа на числовой прямой.
Прописи
Данный материал поможет малышам развивать ручки, а также правильно писать цифры, свободно составляя из них числа. Подбирайте прописи так, чтобы линии в них были достаточно крупными и четкими.
Раскраски
Раскраски с цифрами можно давать детям с 3-х лет
Они особенно любимы детьми, поэтому старайтесь использовать эти развивающие материалы как можно чаще. Благодаря своей компактности, раскраски могут быть использованы как дома, так и на улице в любое время года. Для детей трех лет постарайтесь подобрать раскраски, в которых употребляется не только изображение числа, но и его письменное название (это поможет тренировать чтение и речь).
Виды занятий по развитию в младших группах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:
- интеллекта;
- эмоционально-волевой сферы;
- внимания;
- речи;
- основных движений;
- творческих способностей;
- культурно-гигиенических навыков (КГН);
- нравственно-патриотических чувств.
На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности
Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:
- ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
- развитию речи (1 раз в неделю);
- формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
- физической культуре (2 раза в неделю);
- изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
- музыке (2 раза в неделю).
Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.
Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:
- хореографией (1 или 2 часа);
- с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
- английским языком;
- экологическим воспитанием.
Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.
Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе
Логические
Что должно быть изучено ребенком?
- Нахождение и обоснование ошибок.
- Нахождение сходств и различий.
- Запоминание слов и картинок.
- Концентрация внимания.
Последнее особенно важно: занятия со многими детьми трех лет осложняются тем, что ребенку нужно много двигательной активности, а, если ее не дают, то малыш проявляет свое недовольство в виде плача и истерик. Именно поэтому составляйте занятия грамотно: не более 20 минут, причем через 10 минут после начала занятия рекомендуется сделать небольшую физкультурную минутку.
Игровое занятие можно проводить в любом месте
Если Вы занимаетесь дома, можете в качестве поощрения за активную работу пойти погулять с отпрыском туда, куда захочет именно он.
Как можно чаще играйте с чадом в ассоциации и противоположности (таким образом тренируется быстрота реакции, речевое и логическое мышление). Для детей трех лет особенно актуальны сказки, поэтому рассказывайте сказку с небольшой ошибкой, которую нужно исправить (например, время года – лето, а рассказчик говорит: “сегодня мы пошли кататься на санках”).
Игры на улице можно сделать обучающими
Если Вы занимаетесь дома, дайте малышу несколько карточек с разными предметами, предложив добавить недостающие – таким образом, вы дополнительно будете развивать у детей фантазию.
Особенности развития ребенка 3-х лет
Третий годик жизни маленького человека можно рассматривать в качестве ещё одной ступеньки для достижения социальной значимости. Можно сказать, что трехлетний ребёнок становится младшим дошкольником. В это время происходит активное формирование личности. В это время всё чаще от него слышна фраза «Я сам(а)», считает, что окружающие должны воспринимать его в качестве равного, считаться с его мнением.
Игры помогают ребенку познавать мир
Важно, чтобы родители понимали особенности этого возраста и поддерживали ребёнка в его стремлении к самостоятельности, проводя развивающие занятия с ребенком 3 года. Он смотрит на окружающий мир не как на красивую картинку, как было в прежнее время. В этом возрасте он старается проявить себя в конкретных поступках, выразить действиями свою значимость.
Обратите внимание! Дети на третьем году жизни отдают себе отчёт в своих желаниях и понимают, к каким целям стремятся. Важно, чтобы родители относились к этим особенностям с пониманием, предоставляя малышу дома разнообразные возможности для активности и самовыражения.
На этом этапе жизни открываются прекрасные возможности помочь развитию ребёнка посредством вовлечения его в различные домашние игры (для занятий лепкой, рисованием, конструированием, другими видами активности). Это благоприятное время для того, чтобы заложить фундамент личности, способствуя развитию мышления, речи, восприятия, памяти и внимания, помогая формировать усидчивость, трудолюбие, обучая навыкам самообслуживания.
Речевые
Что должно быть изучено ребенком?
- Предложения должны насчитывать не менее 5-6 слов.
- Малыш должен уметь называть свои личные данные.
- Четкое различение признаков какого-либо предмета.
- Знание нескольких действий (ходит, плачет, говорит, мяукает и так далее).
Речевое занятие перед зеркалом
Если Вы занимаетесь дома, подготовьте кубики или карточки с буквами, чтобы малыш продолжал составлять из них слова. Помните, что у детей трех лет все еще не очень хорошо развита память, поэтому не задавайте малышу выкладывать сложные слова или повторять длинные предложения
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Полезные и увлекательные занятия для малышей могут быть разноплановыми. Особенно нравятся ребятишкам игры для детей под музыку. С их помощью крошки учатся контролировать свои движения и чувствовать заданный ритм. Дома с ребенком можно просто помузицировать и познакомить его с музыкальными инструментами.
«ДОЖДИК»
Взрослый предлагает ребенку воспроизвести посредством кубиков звук дождя, но уточняет, что тот будет то сильным, то маленьким. Малыш должен уловить темп и высоту звучания.
«НА КАКОМ ИНСТРУМЕНТЕ ИГРАЮ?»
Родители готовят музыкальные инструменты, называют каждый, воспроизводят звук. Затем игрушка прячется и поочередно играет – ребенок угадывает, на каком инструменте. Можно использовать такие инструменты:
- дудочка,
- свисток,
- металлофон.
Бытовые
Что должно быть изучено ребенком?
- Самостоятельное одевание одежды.
- Вырезание картинок.
- Раскрашивание картинок.
- Знание базовых правил аккуратности.
В 3 года малыша надо обучать самообслуживанию
Если занятия проводятся дома, то развешивайте по всей квартире плакаты с правилами гигиены – проходя мимо них, малыш подсознательно будет запоминать их (помните, что отпрыска трех лет можно научить очень быстро, а вот подростка 16-17 лет научить уже ничему не удастся).
Также стремитесь развивать творческое начало у сына или дочки: хотя бы раз в 2-3 месяца устраивайте тематические праздники, на которые можно подготавливать костюмы, декорации, сценарии и даже несложные блюда.
Таким образом Вы будете постепенно говорить малыша к самостоятельной жизни, между делом развивая творческое начало.
Если у Вас недостаточно времени на проведение такие мероприятий, то постарайтесь хотя бы иногда готовить поделки из обыкновенных бытовых предметов: птички из стаканчиков, домики из коробок и так далее.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим.
«ДОЧКИ-МАТЕРИ»
Девочкам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
«СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА»
Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки — примеряют роли главы семейства.
Познавательные
Что должно быть изучено ребенком?
- Названия нескольких животных.
- Названия разнообразных растений.
- Отличие овощей от фруктов, ягод и грибов.
- Знание основных природных явлений.
- Знание времен года и суток.
Занятия с крупами учат аккуратности
Заранее приготовьте карточки с изображениями различных птиц, животных и растений. При этом старайтесь выбирать тех существ, которые встречаются именно в Вашем городе, чтобы можно было при прогулке показать малышу птицу или зверя и рассказать о них что-то интересное (при этом не стремитесь загрузить ребенка непонятными и сложными фактами, вместо этого рассказывая интересные истории и рассказы).
РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
МАГАЗИН
Дайте ребёнку задание сходить в виртуальный магазин и купить ряд продуктов и вещей. Каждый раз, отправляя его в магазин, увеличивайте список. Если он принес не то, что нужно, или что-то забыл, важно помочь ему наводящими вопросами.
ЗАПОМИНАЛОЧКА
Раскладываем разные предметы в ряд. Ребенок должен запомнить их расположение, а вы должны или убрать предмет, или поменять предметы местами друг с другом. Ребенок должен будет указать, что изменилось в ряду.
ХУДОЖНИК
Нарисуйте при нём несложный узор. Пусть он его рассмотрит, как следует. Затем уберите картинку и попросите его воспроизвести её самому. Можно использовать готовые узоры из набора «Маленький дизайнер».
Конечно же, для развития памяти малыша подойдут игры по знаменитому принципу «Мемо» и Мими «Мемо».
Широкий выбор дидактических игр в Большой книге по развитию памяти.
Спортивные
Физическое развитие также важно для малыша, как и интеллектуальное. Это связано с тем, что, когда чадо пойдет в школу, у него будет не только уроки физической культуры, на которых необходимо выполнять все задания на ловкость, силу и выносливость, но и подвижные игры с одноклассниками на переменах. если ребенок по каким-то причинам не сможет принимать участие в них, то количество его возможных друзей рискует сократиться.
Каждое утро начинайте с несложной зарядке, включающей в себя упражнения на разогрев мышц, растяжку и обязательный легкий бег.
Спортивные занятия малыши очень любят
Если у Вас дочка, то включите в программу разнообразные танцы – обычно они приходятся по душе именно малышкам, мальчики же предпочитают игры с мячом и прыжки.
Обязательно используйте снаряды для упражнений: скакалки, разнообразные мячики, детские гантельки, яркие обручи и гимнастические коврики – все это поможет ребенку выполнять упражнение с большим качеством и удовольствием, при этом снижая риск получения травмы.
Подписывайся
Detki.guru в Telegram
Оставить комментарий
Задания и упражнения для развития детей 3-4 лет
Для физического и психического развития малыша в программу нужно включать разнообразные игровые занятия.
Математические
В этом возрасте ребёнка можно познакомить с порядковым счётом от одного до пяти. Предложив ему выкладывать из камешков знакомые цифры, можно закрепить у него знание того, как они выглядят.
Урок рисования в старшей группе ДОУ на тему «Цветы для мамы»
Обратите внимание! Для изучения цифр можно составлять несложные задачки, решение которых основано на простейших рассуждениях. Например, попросить малыша подобрать пару предмету или найти в данном множестве лишний предмет.
Речевые
Ребенок способен хорошо понимать обращённую к нему речь. Он может формулировать свои мысли путём образования простейших предложений. Чтобы он учился лучше говорить, с ним можно проговаривать артикуляционные упражнения, разучивать чистоговорки.
Бытовые
Можно задавать вопросы, описывая свойства предмета с тем, чтобы ребёнок его назвал.
Обратите внимание! Рассматривая бытовые ситуации, сюжеты сказок или мультфильмов, можно интересоваться у малыша о том, что было сначала и что потом, обучать его правильному восприятию последовательности событий.
Логические
Ребёнку можно предложить изображения предметов или фигур и давать задания найти такие, которые соответствуют определённым признакам, или предложить составить множество тех, которые обладают определённым свойством.
Познавательные
Трёхлетний карапуз находится в том возрасте, когда он активно интересуется окружающим миром и задаёт большое количество вопросов.
Можно распечатать специальные карточки, помогая ему осваивать окружающий мир.
Ребёнок в игре осваивает окружающий мир
Важно! Когда ребенку три или четыре года, необходимо стараться по возможности отвечать на все заданные вопросы, давать элементарные знания об окружающей среде, рассказывать о предметах, животных, растениях.
Знакомя малыша со сказками, полезно дать ему начальные сведения о том, что такое добро и зло, развить понятие о том, как надо поступать.
Спортивные
Для развития физических качеств карапуза можно использовать разнообразные подвижные игры:
- ходьба по дорожке сложной формы, по кочкам или брёвнышку;
- ведение хороводов или занятие простейшими видами танцев;
- лазанье через рукотворные тоннели или по специально приспособленной для этого стенке;
- игра в прятки;
- прыжки через скакалку или игра в классики.