Рекомендации для проведения ЛФК
- Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
- Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
- Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
- Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
- Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
- Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
- Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
- Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.
Основные правила утренней зарядки для детей
Существую общие правила, которые соблюдают всегда, независимо от возраста:
- упражнения делают на голодный желудок, а чтобы помочь организму проснуться, можно вначале умыться и выпить стакан воды;
- помещение должно быть хорошо проветрено, еще лучше заниматься прямо на свежем воздухе;
- большая часть комплекса должна состоять из разминки и растяжки, а силовых упражнений лучше избегать;
- следите за дыханием: не должно быть задержек, должен присутствовать ритмичный цикл вдоха (носом) и выдоха (ртом).
- закрепить положительный результат помогут закаливающие процедуры (контрастный душ или умывание холодной водой) и полезный завтрак.
В детском возрасте особенно важно, чтобы деятельность была интересной. Поэтому подберите веселую бодрую музыку и время от времени меняйте зарядку для детей: добавляйте новые движения, усложняйте, придумывайте смешные названия для упражнений.
Комплекс упражнений на мяче
Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.
- Укладывают ребенка на надувной мяч, покрытый пеленкой, животом, сгибая ноги «лягушечкой» и прижимая их к мячу. Помощнику нужно удерживать ножки ребенка, инструктору – подтягивать малыша за кисти рук (или вложить указательные пальцы в кулачки) на себя и возвращать в исходное положение.
- Ребенок лежит животом на мяче, помощник прижимает прямые пальчики малыша к мячу. Инструктор тянет на себя его за голени и возвращает обратно.
- Помощник удерживает кроху в том же исходном положении с прижатыми пальцами к мячу, инструктор старается повернуть на мяче ребенка и поставить стопы в центр стола стол, расправляя поджатые пальчики. Нужно зафиксировать положение на 1-3 сек и возвратить мяч обратно.
- Помощник удерживает ребенка как в упражнении 1, инструктор – подтягивает мяч за кисти ручек и став раскрытые ладошки в центр поверхности стола. Нужно следить, чтобы малыш не ударился лбом о стол!
- Укладывают ребенка на мяч спиной и, придерживая за бока, выполняют покачивание в направлении 4-хсторон для расслабления мышц.
- Это упражнение выполняют при выгибании (повышенном тонусе мышц) ребенка вправо или влево в положении на животе или спине. Ребенка укладывают на мяч боком: правым – при выгибании вправо, левым – при выгибании влево. Выполняют плавные покачивания мяча вдоль оси корпуса. Малыш расслабится, что облегчит последующий массаж.
Четвертый месяц
Гимнастика для ребенка в 4 месяца повторяет комплекс предыдущих упражнений. Что особенно полезно детям в этом возрасте и что они воспринимают с восторгом?
- Зарядка для ног. В этом возрасте малыш начинает воспринимать все действия взрослых как игру. Интересным для крохи будет упражнение «велосипед». Также дети любят «аплодировать» стопами. Для этого нужно приложить ступни ребенка друг к другу и прихлопывать ими. Можно складывать ноги в положение «лягушка» и раскачивать малыша, дотягиваться пальчиками стоп до носика и т.д. Также можно проводить растяжку таким способом: правую руку и левую ногу нужно подтягивать навстречу друг другу, затем поменять руку и ногу.
- Зарядка для рук. Упражнение «ладушки» хорошо развивает мелкую моторику и приносит много позитивных эмоций. Можно выполнять перекрестные движения руками в форме объятий, «боксировать», «плыть» — все те упражнения, которые выполнялись в первые месяцы жизни.
- Упражнения для пресса. Дети этого возраста уже пробуют подтягиваться на руках, если вложить в их ладони большие пальцы. В течение дня можно несколько раз устраивать для малыша такие подъемы, которые хорошо тренируют мышцы брюшного пресса, а также спины, рук и шеи.
В этом возрасте все движения становятся более энергичными и интенсивными. Ребенок из пассивного наблюдателя постепенно превращает в активного участника процесса.
ЛФК для ножек грудничка
Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.
Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.
Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.
Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.
Правильные зрительные привычки
Какую полезную привычку выработать и обязательно привить ее своим детям?
Ни в коем случае нельзя низко наклоняться, когда вы читаете и пишите!
У каждого человека есть свое расстояние от глаз, до письменной поверхности. Это «расстояние хамона» – от локтя, до кончика пальцев, которые касаются височной области. Это идеальное расстояние для глаз. Как только вы начинаете наклоняться, то ваша мышца перегружается. Причём скорость нагрузки на эту мышцу возрастает в геометрической прогрессии.
Я всегда, когда веду занятия «школа прозрения», привожу детям такой пример: когда вы сидите правильно, это всё равно, что вы просто идёте по улице. Но если вы наклонились хотя бы чуть-чуть, это всё равно что вам на плечи положили 50 кг, то есть мешок картошки. Вот такую нагрузку испытывает наша цилиарная мышца.
Итак, ни в коем случае, ни при каких условиях низко не наклоняться при чтении или письме. Это основная зрительная привычка!
Если вы сидите за компьютером, за телефоном, за планшетом, за любым гаджетом, повесьте, пожалуйста, где-то подальше какую-то картинку. Она должна быть достаточно маленькая, но вы должны её хорошо видеть.
Например, это может быть календарь с цифрами, и вы должны их видеть, или любая эмоциональная картинка на которую вам хочется смотреть. Через каждые 15-20 минут работы на близком расстоянии вы бросаете взгляд на эту картинку на 5-10 секунд.
Таким образом, если вы час занимаетесь, читаете, пишите, сидите за компьютером, вы 4 раза должны посмотреть вдаль и 2 раза сделать пальминг. Вот это настоящие зрительные привычки.
Когда я спрашиваю: «Когда вы делаете гимнастику для глаз», большинство людей отвечают, что тогда, когда они заболели и устали.
Вот это не совсем правильно! Вы должны быть на шаг впереди, то есть не давать им уставать.
Обучение ребенка присаживанию
После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.
Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.
Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.
Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.
Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.
Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.
Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.
Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни
Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня поговорим о том, что является важной ежедневной частью в жизни мамы и малыша – это гимнастика для новорожденных с первых дней жизни. Наверное, стоит сразу сказать о том, что я не стану пропагандировать передовые методы, такие как динамическая гимнастика или гимнастика на мячах
Речь пойдет об обычной разминке, которая уж точно не навредит неокрепшему организму новорожденного. Для начала поясню, что такое динамическая гимнастика. Такая гимнастика отличается от обычной большим количеством движений и тем, что ребенок не лежит, а находится на руках у взрослого, повисая то на руках, то на ногах. Существует масса споров относительно пользы такого метода, поэтому однозначно рекомендовать или критиковать его не стану. Скажу лишь, что если вы решили прибегнуть к такой зарядке, то стоит проконсультироваться с врачом-педиатром и детским хирургом.
Что следует знать, прежде чем приступить к гимнастике для новорожденных с первых дней жизни
- Гимнастика должна быть ежедневной!
- Гимнастика для новорожденных с первых дней жизни – это один из важных пунктов в уходе за младенцем, поэтому данный процесс не должен вызывать плохих ассоциаций у ребенка, а для этого стоит выполнять ее исключительно в то время, когда ребенок расположен, когда у него хорошее настроение и он расслаблен. Если утром после пробуждения малыш беспокойный, насиловать его физической нагрузкой не нужно.
- Так как любые физические упражнения бодрят, не нужно выполнять их перед сном.
- Приступать к зарядке нужно примерно через час после еды. Иначе навредите пищеварению и ребенок очень много срыгнет.
- Гимнастику следует выполнять на ровной, желательно твердой, поверхности. Хорошо подойдет пеленальный стол, застеленный пеленкой, либо пеленальная доска, которую вы приобрели наряду с другими предметами для новорожденного.
- Если малыш не поддается каким-либо упражнениям, делать через силу нельзя. Иначе вреда в результате нанесете больше, чем пользы.
- Ребенок помимо зарядки нуждается еще и в массаже. Легкий массаж следует сделать малышу до физических упражнений, чтобы подготовить мышцы, и после, чтобы расслабить.
- Массаж лучше выполнять с применением детского крема или любого другого средства из вашей аптечки для новорожденного, которое вы используете в уходе за кожей младенца.
- Продолжительность массажа и гимнастики для новорожденных с первых дней жизни должна быть не более 5ти минут. Примерно к трехмесячному возрасту продолжительность может быть увеличена до 10-15 минут, постепенно увеличивая количество повторов каждого движения от 5 до 15 раз (читатйте так же статью о том, как развивать ребенка в 2 месяца).
- Когда ребенок недомогает, с зарядкой следует повременить.
Если вам кажется, что такой легкой гимнастики малышу мало, не переживайте, ведь в течение дня ребенок активно машет руками и ногами, более того, купание малыша – это тоже физическая нагрузка, во время которой ребенок тренирует и укрепляет все свои мышцы, не говоря уже о пользе которую приносит купание новорожденного с кругом. Да и вообще, если настроение ребенка позволяет, можно делать зарядку несколько раз в день! И даже выполнять упражнения на фитболе для новорожденных!
Укрепление вестибулярного аппарата вращением
Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.
Польза рефлекторных упражнений
Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.
Для чего нужна динамическая гимнастика?
ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.
Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:
- асимметрии;
- гипотонус мышц;
- гипертонус;
- косолапие;
- кривошея.
Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых запорах и метеоризме.
Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей
Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.
Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка. В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.
ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.
Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н
«родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством кесарева сечения.
Гимнастика прекрасно сочетается с закаливанием. При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды. Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.
Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.
В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.
ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.
Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для гиперактивных детей. Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша.
Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают
Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.
Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (акватренингом). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Комплекс динамической гимнастики включает:
- массаж;
- закаливающие процедуры;
- упражнения в воздухе;
- упражнения с мячом большого диаметра.
Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм