Влияние компьютера на здоровье детей: как уберечь наших малышей от вредного воздействия?

Всё началось с финансового кризиса. А точнее, с его последствий. Меня, слава богу, он не коснулся, поскольку зарплаты у педагогов — меньше некуда, а вот родители моих воспитанников свои взгляды на жизнь пересмотрели существенно. И появляться на собраниях стали всё реже и реже, объясняя это поиском новой работы, проблемами в семье, хронической усталостью и другими малоприятными вещами. Я терпеливо выслушивала каждого, в основном по телефону, пыталась понять и войти в положение, поскольку родителей своих я знаю давно, и у некоторых воспитываю уже не первого, и даже не второго. Но вот моё руководство понимать присутствие на собрании троих из двадцати пяти отказывалось и требовало объяснительных. Да и я с высоты своего педагогического опыта понимала, что одним из важнейших условий успешного развития детей является взаимосвязь и тесное сотрудничество родителей и педагога, то есть меня.


Итак, проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что родители, живущие в постоянном цейтноте, будут посещать только те мероприятия, которые посчитают важными и нужными для своих детей. Им просто некогда слушать отчёты о распределении средств за прошедший год и обсуждать проекты капитального ремонта здания детского сада. Они хотят получать современную, полезную и доступную информацию о том, что их действительно волнует. Ну что ж, люди, доверяющие мне самое дорогое – своих детей – имеют на это право. Значит, мне просто необходимо обеспечить доступ родителей к таким сведениям, сделав наши нечастые совместные встречи интересными и познавательными. В конце концов, в этом вопрос моего педагогического престижа и компетентности.

Проведя мониторинговые исследования среди родителей (а проще говоря, побеседовав с каждым из них), я выяснила, что прежде всего моих пап и мам беспокоит вопрос здоровья и развития малышей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени, пока взрослые заняты решением финансовых проблем. Родители просили помощи в выборе компьютерных игр, спрашивали совета по продолжительности таких занятий, беспокоились о подмене компьютером живого общения. Исходя из этого, я разработала инновационный цикл познавательных лекций для родителей «Компьютер и детство», в котором доступным языком говорилось об огромных возможностях развития детей, которые предлагают компьютерные игры и Интернет-ресурсы. Цикл лекций был апробирован и родителями моими одобрен, было задано множество вопросов и поступило предложение о проведении совместного тематического праздника. Так появилась методическая разработка музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста «День рождения компьютерной мышки Глаши», а сам праздник впоследствии был принят детьми «на ура».

Предлагаю Вашему вниманию самое интересное и познавательное из наработанного мной материала, а заодно хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Влияние на детское здоровье

  1. Зрение.

В первую очередь страдают глаза. Они находятся в постоянном напряжении. При длительном пребывании у монитора возникают такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение. Детские глазки быстро утомляются за счёт своей незрелости.

Зрение падает, и скоро придётся надевать очки. Чаще всего дети играют на ноутбуке или планшете, лёжа на диване, что усиливает нагрузку на глаза. За последние годы, по статистическим данным, в два раза чаще встречается миопия (близорукость) у первоклассников. Это свидетельствует о пагубном воздействии компьютера на зрение.

  1. Осанка.

Вред наносит компьютер и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Например, он играет на ноутбуке, сидя на диване, на полу, развалившись на кресле.

Спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на боли головы и в спине.

  1. Нервная система.

Слабая, ещё не до конца сформированная нервная система у детей даёт сбой при длительном контакте с компьютером. Проявляется это повышенной возбудимостью, плохим сном, резкой сменой настроения.

Снижается внимательность, появляется немотивированная агрессия. Впоследствии у детей развивается компьютерная зависимость. Кроме любимой «игрушки», зависимого ребёнка уже ничего не волнует.

Компьютер и здоровье ребёнка: как не навредить?

Стартовал новый учебный год, и для школьников начался период интенсивной нагрузки. Конечно, современные дети чаще используют компьютер для игр, но и обучение сегодня часто предполагает «общение» с техникой. Какие при этом возникают риски для здоровья и как их снизить? Свои рекомендации дали специалисты «Регионального центра медицинской профилактики».

Компьютер и зрение

Во время работы или игр за компьютером, в первую очередь, увеличиваются зрительные нагрузки. От яркости и мерцания монитора глаза испытывают увеличенную нагрузку. Кроме того, требуется усиленная концентрация внимания в одной точке. Это всё приводит к усталости глазных мышц, а затем – к ухудшению зрения: появляется дискомфорт, жжение, покраснение глазных яблок (симптомы «компьютерного зрительного синдрома»).

Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы, что потребует коррекции зрения в раннем возрасте.

По данным медицинских исследований, среди дошкольников нарушениями зрения страдают около 8% детей. К 9-му классу этот показатель возрастает до 23%, а к моменту окончания школы более трети выпускников имеют различные проблемы со зрением.

Можно постараться улучшить ситуацию, если научить ребенка делать гимнастику для глаз, чередовать работу на компьютере с активными играми. Также хорошо помогают специальные очки.

Компьютер и позвоночник

Кроме зрения, компьютер оказывает воздействие на состояние позвоночника и внутренних органов ребенка. Дети проводят много времени в положении «сидя». Если ребёнок не занимается физическими упражнениями, то длительные занятия за компьютером могут привести к ухудшению осанки, а в дальнейшем – к искривлению позвоночника.

В качестве профилактики родителям важно выработать у ребёнка привычку ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребёнку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Это в будущем позволит избежать проблем с мышцами и суставами.

При работе за компьютером самым оптимальным является положение тела, при котором спина и шея прямые, ступни стоят на полу, ноги согнуты в коленях под прямым углом, локти также согнуты под прямым углом и лежат на столе.

Кроме этого, следует эргономично организовать рабочее место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, регулярно заниматься спортом. Для развития мышц спины очень полезны плавание, упражнения на турнике, различные наклоны.

Компьютер и здоровье: меры предосторожности

Для того, чтобы занятия на компьютере оказывали на организм ребёнка как можно меньшее негативное влияние, рекомендуется соблюдать некоторые меры предосторожности.

1. Правильно организуйте рабочее место ребёнка. Компьютерное кресло и стол должны соответствовать росту ребёнка. Стул обязательно должен быть со спинкой, а расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 70 сантиметров.

2. Обязательно делайте перерыв в работе каждые 10 минут. Очень полезна гимнастика для глаз.

3. Покупайте для ребенка только качественные лицензионные программы, предназначенные именно для его возраста. Постарайтесь избегать компьютерных программ и игр, содержащих сцены насилия.

4. Не допускайте бесконтрольного времяпровождения ребёнка у компьютера – это может весьма неблагоприятно сказаться на его здоровье, как эмоциональном, так и психическом.

Компьютер и заболевания органов дыхания

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за работы с компьютером, имеют чаще аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если прибор новый.

Компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое способствует оседанию пыли, деионизирует окружающую среду, уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом. Ухудшается общее самочувствие, появляется головная боль, пропадает аппетит, ребенок чувствует усталость, плохо спит. Ослабить влияние аэроионов можно частым проветриванием помещения и сокращением времени работы на компьютере.

К профилактическим мерам заболеваний органов дыхания можно отнести влажную уборку помещения и его проветривание, а также повышение влажности. Это можно сделать, поставив открытую ёмкость с водой, аквариум, декоративный водопад или используя специальные увлажнители или «мойки» воздуха.

Компьютер и психика ребёнка

Дети и подростки обычно воспринимают компьютер как игрушку. Такое увлечение имеет две стороны – позитивную и негативную. Стратегические игры помогают развивать мышление и логику. Однако общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребёнка явное утомление, организм ребенка испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников.

Детские психологи и психиатры утверждают, что компьютерные игры провоцируют постоянное возбуждение тех участков мозга, которые отвечают за удовольствие. Ребёнок хочет испытывать эти ощущения снова и снова, и играет всё больше. Возникает самая настоящая зависимость, которую можно сравнить с наркотической. К тому же дети, имеющие зависимость от таких игр, обладают большей агрессией и плохо умеют контролировать свои эмоции.

Практически все компьютерные игры существенно влияют на психику ребёнка и искажают восприятие действительности. Дети перестают видеть различия между реальным миром и виртуальным, неадекватно воспринимают реальность, порой даже боятся её. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно, перестают фантазировать, с трудом обобщают и анализируют информацию. Реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети охотно погружаются в этот виртуальный мир.

Сколько времени безопасно проводить ребёнку за компьютером?

Существуют рекомендации детских психологов и окулистов по поводу того, сколько времени можно проводить за компьютером детям различных возрастных категорий:

Дети в возрасте от 3 до 7 лет

могут безопасно для своего здоровья проводить за компьютером не более 15 минут в сутки, причем хотя бы один день в неделю желательно компьютер не включать вовсе.

Дети в возрасте от 7 до 10 лет

уже могут проводить за компьютером немного больше времени – от 15 до 30 минут. Однако правило одного дня без компьютера остается актуальным и для этой возрастной категории.

Дети в возрасте от 10 до 14 лет

могут находиться за компьютером в течение одного часа в сутки, однако желательно разбить сеанс на два этапа. Во время работы не стоит забывать про то, что необходимо делать перерывы для зрительной гимнастики.

Дети от 14 до 16 лет

могут проводить за компьютером около двух часов в сутки, однако и они не должны забывать о необходимости совершать перерывы в своей работе или играх на компьютерах.

Элементарное соблюдение этих «правил безопасности» позволит свести к минимуму вредное воздействие компьютера на организм ребёнка.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • реальный мир заменяется виртуальным;
  • теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
  • достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
  • пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
  • избегаются контакты с другими людьми;
  • снижается аппетит;
  • ухудшается сон;
  • игнорируется учёба и домашние обязанности;
  • проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.

Данное состояние требует врачебного вмешательства. Родителям в одиночку уже трудно справиться.

Напряжение органов зрения

Когда глазные мышцы ребенка во время работы за компьютером находятся в длительном напряжении, это приводит к:

  • снижению зрения;
  • болям в голове;
  • чрезмерному утомлению;
  • бессоннице.

Ребенок может жаловаться на:

  • неприятные ощущения в глазах;
  • жжение, покраснения;
  • режущие боли;
  • ощущение песка в глазах.

Эти симптомы говорят о перенапряжении глаз от монитора.

Дело в том, что ребенок должен моргать в норме каждые пять секунд. Но когда он сидит за компьютером, моргание происходит в пять раз реже. Глаза не смачиваются жидкостью, становятся уязвимыми и раздраженными. Со временем это может стать причиной снижения зрения.

С какого возраста можно играть на компьютере?

Дети и компьютер – очень обсуждаемая тема. Считается, что чем позже дитя познакомится с электронной вычислительной машиной, тем лучше. Но нужно рассмотреть и пользу от компьютера.

Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.

В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и истерикой. Польза от этого сомнительная.

Детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3 — 4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени.

Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья:

Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха.

Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Вред компьютера для детей: миф или реальность?

Компьютер полезен и удобен для обучения и развития детей разных возрастов, но одновременно и опасен для их здоровья. И это отнюдь не миф.

Безопасность компьютера зависит от длительности и целей его использования.

Потенциальные факторы риска следующие:

  • проблемы со зрением;
  • нарушение осанки и другие заболевания позвоночника;
  • заболевания кистей рук, боли в мышцах и суставах;
  • отрицательное воздействие на психику ребенка;
  • хроническая усталость;
  • электромагнитное излучение.

Выбор компьютерных игр

Компьютерная игровая индустрия не стоит на месте. Регулярно выходят новые игры, и одна лучше другой. Немало хороших игр, которые помогают детям развивать память, логику, мышление. Также некоторые игры дают раскрыться природным талантам, позволяют узнать много нового, интересного и полезного.

Главное — индивидуальный подход, при котором учитывается характер и интересы маленького «геймера». Помимо пользы, есть и вред от компьютерных игр. Он проявляется в сильном увлечении, что в итоге приводит к зависимости от компьютерных игр.

Дети перестают контролировать время, которое проводят за компьютером, забывают обо всём на свете. Как результат – переутомление, ухудшение памяти, появление проблем в школе.

Обязательно смотрите презентацию к игре, которую собираетесь купить. Убедитесь, что в ней нет насилия, чрезмерной жестокости, а также эротических сцен. Неправильно подобранная под темперамент маленького пользователя игра быстро переутомит его, окажет сильное давление на психику.

Есть очень восприимчивые дети. Они часто переносят полученные впечатления в реальный мир. Это может проявиться агрессией по отношению к окружающим людям, страхами, кошмарами по ночам, замкнутостью.

Полезное влияние компьютера на ребенка

Компьютер обладает рядом особенностей, способных положительно воздействовать на психику и развитие малышей.

  1. Развивающие программы. Многие родители применяют для развивающих занятий специальные кубики и предметные картинки, книги. Однако современные компьютерные игры и специальные программы дают лучший результат, активнее развивают мышление, память и внимание.
  2. Формирование творческих способностей. С помощью скачанных или купленных программ ребенок может развивать творческое мышление: учиться рисовать, сочинять музыку или заниматься дизайном.
  3. Постоянный доступ к информации. Раньше, для того, чтобы подготовить сообщение или написать реферат, нужно было идти в ближайшую библиотеку. Сейчас для того, чтобы отыскать нужную информацию, достаточно просто пару раз кликнуть компьютерной мышкой. Поэтому компьютер чаще всего позитивно влияет на успеваемость школьника.
  4. Отдых. Для того чтобы отдохнуть от учебной нагрузки после уроков или снять стресс, можно включить интересный мультфильм или немного поиграть в любимую компьютерную игру.
  5. Скорость реакций увеличивается. Многие компьютерные игры позволяют развивать реакцию у малышей, учат быстро принимать решения, и реагировать на поставленные задачи.
  6. Киберспорт. Ребенок, хорошо играющий в компьютерные игры, имеет шанс стать успешным в сфере киберспорта. Сегодня киберспорт активно развивается и даёт возможность хорошо зарабатывать и быть популярным среди молодежи.
  7. Общение. С помощью Интернета ребенок без труда может связаться с любимой бабулей, которая проживает в другом городе или поговорить с одноклассниками во время болезни.
  8. Техническая грамотность. С молодых ногтей общаясь с техникой, малыш растет технически осведомленным. В отличие от нас, взрослых, он не боится исследовать технику, ставить эксперименты.
  9. Развитие тонкой моторики рук. Работая с мышью, мелкие мышцы руки развиваются эффективнее. У ребенка формируется соотношение движения рук с тем изображением, что изменяется на экране монитора.
  10. Ранняя подработка. Компьютер даёт возможность начать зарабатывать на фрилансе еще будучи школьником.

Профилактика вреда от компьютера

  • организация детского места для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
  • тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
  • контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Рекомендации по использованию компьютера

Существует и польза, и вред компьютера для детей. Современную жизнь сложно представить без информационных технологий. Если занятия за монитором являются частью школьной программы, дополнительных занятий, приносят пользу в развитии, нужно объяснить детям правила работы с ноутбуком или стационарным устройством. Очень важно:

  • каждые 15 минут отвлекаться, давать отдых глазам;
  • соблюдать расстояние между глазами и монитором (не менее 35 см);
  • сидеть с ровной спиной, на удобном стуле;
  • выбирать правильные обучающие компьютерные игры, которые способствуют развитию ребёнка. Они должны соответствовать возрасту и привить подростку аналитические и творческие способности;
  • приобрести качественный монитор, яркость которого можно регулировать. Его размер должен быть не менее 15 дюймов. В ином случае, глаза будут подвергаться более сильному напряжению, а из-за этого зрение может сильно ухудшиться;
  • поставить на компьютер программу родительского контроля. С её помощью Вы можете отслеживать, на какие сайты в интернете заходил Ваш ребёнок, блокировать нежелательные сайты и контролировать его деятельность за экраном.

Родители должны знать нормы времени пребывания за монитором, соблюдение которых поможет сберечь здоровье и снизить вред компьютера для школьников:

  • до 5 лет детям вообще не рекомендуется сидеть перед компьютером;
  • в 5–7 лет – три раза в неделю по 15–30 минут;
  • в 10–12 лет ­– не более часа ежедневно;
  • в 13–16 лет – не более двух часов в день.

Важно, чтобы ребёнок не занимался с компьютером один в своей комнате. Лучше предложить ему делать это в гостиной, кухне, где есть ещё кто-то из членов семьи.

Негативное влияние на социально-психическое развитие

Часы, проведенные в интернете, чатах, за играми вызывают психологическое привыкание. Меняется сфера эмоций и социальных контактов. Подсчитано, что среди пользователей сети около 23% интернет — зависимых, а это уже проблема с которой, как правило, очень тяжело справиться самому. Такой ребенок не выходит из дома, не встречается со сверстниками, не устанавливает новых связей, перестает мечтать, у него усугубляется чувство одиночества. Виртуальный мир затягивает его, отрывая от реальности жизни.

В случае отказа от компьютера появляется синдром отмены, т. е. дрожание рук, повышенная потливость, бессонница, тревожно-депрессивное состояние. Такие же симптомы можно наблюдать у людей с зависимостью от алкоголя.

Физическое здоровье

Системный блок и дисплей монитора имеют характерное электромагнитное излучение, формирует повышенный радиационный фон. Низкочастотное излучение при постоянном пользовании компьютером (не зависимо от того, играют ли на нём или набирают текст) воздействует на ребёнка. В результате электромагнитной радиации появляется раздражительность, усталость, головная боль. Кроме того, повышенный радиационный фон способствует мутации клеток, а значит, увеличивает вероятность развития злокачественных образований.

Ещё одно неблагоприятное влияние на ребёнка проявляется в перенапряжении зрения. Многие мониторы работают в режиме мерцания. Кроме того монитор имеет большую яркость. При работе или просмотре видео взгляд зрачков фиксируется на экране, мышцы аккомодации постоянно напрягаются.

Перегрузка мышц аккомодации формирует сначала ложную, а затем настоящую близорукость. При компьютерном обучении перегрузка глаз формируется даже на качественных мониторах, у которых цвет приближен к естественному и нет мерцания

Если обучение происходит без экрана монитора, глазные мышцы периодически отдыхают. Ребёнок меняет направление взгляда, смотрит на доску, стену, парту, учебник. Смена напряжённости в глазных мышцах не позволяет им перегружаться.

С популяризацией компьютеров частота заболевания близорукостью среди детей увеличилась с 12% до 55%. Такая тревожная диагностика заставляет задуматься и пересмотреть подход к современному обучению.

Длительное сидение за экраном монитора в неизменной позе формирует застойные явления и малоподвижность. Слишком увлечённые компьютером дети начинают отставать в физическом развитии, приобретают сутулость, воспаления и лишние килограммы. Застой внутрисуставных жидкостей формирует остеохондроз. Старческие проблемы с опорно-двигательным аппаратом приобретают молодость и диагностируются у детей школьного возраста.

  • Рекомендуем к прочтению: лечение остеохондроза у детей в Израиле

Медики рекомендуют по возможности ограничить взаимодействие с компьютером. Для детей младше трёх лет – полностью, для школьников – не больше 40–50 минут в день.

Перенапряжение шейного отдела позвоночника


Долговременное пребывание в одной и той же позе вызывает постоянную нагрузку на одни мышцы, и в то же время отсутствие работы других мышц.

Если постоянная работа рук вызывает боли в кистях и суставах, то отсутствие нагрузки на другие части тела более опасно для растущего организма.

Из-за бездействия мышц спины начинается их деградация, а поскольку обменные процессы в позвоночнике зависят от их работы, следовательно, развиваются и позвоночные заболевания. Разрушаются межпозвоночные диски, следствием чего становится остеохондроз.

Именно в сидячем положении нагрузка на межпозвоночные диски гораздо выше, чем в лежачем или стоячем.

Ряд перечисленных факторов приводит к:

  • грыже межпозвоночных дисков;
  • болям в голове и руках, переходящим к внутренним органам;
  • искривлению позвоночника, особенно если ребенок занимает неправильную позу за рабочим столом.

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?

Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.

Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств.

Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.

Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу. Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету. Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.

Негативные последствия для мышц рук


При работе за компьютером у ребенка напрягаются:

  • сухожилия;
  • мышцы рук;
  • мелкие суставы кистей.

Кисти находятся под острым углом к рабочему столу, а клавиши обычно обладают малым подвижным ходом, отчего создается дополнительная нагрузка на руки.

В итоге после долговременной игры, переписки или работы возникает:

  • покалывание;
  • боли в запястьях;
  • онемение;
  • в тяжелых случаях даже судороги;
  • пальцы начинают холодеть из-за нарушения кровообращения.

Все описанные выше симптомы говорят о развитии так называемого «туннельного синдрома кисти или запястья». Данное заболевание представляет собой травму руки, когда нервы ущемляются в запястном канале.

Причинами такого синдрома становятся:

  • неправильное положение рук;
  • некачественная клавиатура;
  • отсутствие ограничений во времени, проведенном за компьютером.

Заблуждения родителей

Многие родители выбирают и покупают компьютерные игры или мультики только по внешнему виду картинки на диске. А еще хуже, когда родители полагают, что их ребенок достаточно взрослый и может выбирать игры самостоятельно.

Всегда стоит ознакомиться с игрой или мультфильмом сначала взрослым, а только потом предлагать или разрешать смотреть это детям.

Совместный просмотр фильмов или мультиков с ребенком приветствуется. Это позволяет вам комментировать двоякие, спорные ситуации или диалоги в момент просмотра (вовремя осудить зависть, хвастовство, сарказм в словах детям часто не понятен).

Также детям важно просто проводить время с родителями, занимаясь одним делом. Это придает им чувство защищенности и уверенности.

Еще одно заблуждение родителей: кликанье по кнопкам клавиатуры развивает мелкую моторику рук ребенка. Категорически не так! Однотипные движения рук в работе с мышкой и клавиатурой никак не могут поспособствовать развитию моторики рук.

В связи с этим нельзя заменять настольные игры (паззлы, мозаику, кубики) на электронные их версии. Только скрупулезные движения пальцев рук (пинцетный захват), ощупывание предметов разной текстуры и фактуры развивает мелкую моторику.

Полезно: Крещение ребенка – что нужно для обряда?

Мышление и образование

Пожалуй, единственное благоприятное влияние компьютер оказывает на развитие логического мышления. Машина учит структурировать информацию, быстро вникать в суть вопроса, мотивирует ребёнка овладеть новыми знаниями, скоропечатанием, скорочтением. Благодаря бездонному количеству информации, компьютер прочно вошёл в процесс обучения, заменил собой библиотеки, рефераты, газеты и другие источники новых сведений.

  • Очень интересно почитать: почему ребенок часто болеет

При этом в поиске информации ребёнок не защищён от негативных источников: порнографических сайтов, сцен насилия и жестокости. Имеющиеся фильтры не в состоянии оградить детскую психику от демонстрации насилия и секса через интернет. В этом ещё одна проблема ранней компьютеризации детей.

Другой вред компьютера для детей

Замедление развития интеллекта


Опасность с точки зрения интеллектуального развития имеет две составляющие.

В первую очередь – не вся информация, присутствующая в интернете, является правдивой.

А с учетом того, что материалы для многих сайтов, даже узкоспециализированных, пишут не профессионалы в этом деле, а обычные фрилансеры, можно поставить под сомнение качество приведенной информации.

Второй аспект – быстрота и доступность получения ответов на запросы в интернете. Этот фактор не дает ребенку развивать собственные способности, более глубоко изучать материал, искать способы решения задач самостоятельно. Знания, которые получает ученик из сети, оказываются поверхностными и в скором времени забываются.

Духовный вред


Компьютер опасен для детей и с точки зрения духовности.

Ведь легкий доступ к сайтам порнографической и пропагандистской тематики способствует деградации и разрушению детской психики и мировосприятия.

Безусловно, некоторые ресурсы имеют защитные коды, но это есть не везде.

Можно лишь догадываться, насколько серьезную опасность для адекватного духовного развития и становления личности несут в себе подобные сайты. Это же касается и ресурсов, несущих шокирующие новости о различных субкультурах, ритуалах, культах.

Электромагнитное излучение


Долговременное электромагнитное излучение, пусть и слабое, способно стать причиной столь серьезных болезней, как:

  • заболевание Паркинсона;
  • опухоли;
  • заболевание Альцгеймера;
  • эректильная дисфункция;
  • нарушение памяти;
  • проблемы со сном.

Больше всего влиянию излучения подвержены дети. И это дополнительный повод задуматься об ограничении времени, проводимого ребятами за монитором компьютера.

Не только системный блок, но и монитор компьютера способен создавать опасные электромагнитные колебания. Производители современной техники это учитывают, поэтому оснащают переднюю часть мониторов защитными покрытиями. А вот заднюю и боковые части – нет.

Помимо перечисленных факторов, компьютер деионизирует воздух и выделяет в помещение вредные вещества. Эти процессы протекают во время нагревания материнской платы и корпуса.

В комнате, где постоянно работает компьютерная техника, воздух становится сухим, тяжелым для здорового дыхания, деионизированным. У ребенка, пребывающего в такой среде, может развиться аллергия или иные патологии органов дыхания.

Причины компьютерной игромании?

Многие компьютерные игры обладают интенсивным стимулирующим воздействием на неокрепшую психику ребенка, что в ряде случаев может приводить к игровой зависимости. У ребенка формируется подсознательная психологическая зависимость от таких стимуляторов.

Чем сильнее стимулятор, тем сильнее будет психологическая зависимость от него. Как распознать компьютерную зависимость и как избавиться от игровой зависимости — важный вопрос для многих родителей, дети которых увлекаются компьютерными играми.

Следует ограничивать время, которое дети проводят за компьютерной игрой, а также не позволять, чтобы это увлечение негативно сказывалось на других видах деятельности ребенка, включая школьные упражнения, физическую активность и общение с родителями и сверстниками. Важно уметь развить в ребенке чувство самодисциплины, помочь ему в этом. В некоторых сложных случаях может потребоваться помощь детского психолога для преодоления компьютерной зависимости.

Видео о том, как отвлечь ребенка от компьютера

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]