Что такое запор?
Функциональные запоры — одна из самых часто встречаемых проблем в педиатрии. Чаще они встречаются в возрасте 2-4 лет, когда ребенка приучают к горшку. Однако и в более раннем, и в более старшем возрасте нарушение стула беспокоит примерно 15-25% детей.
Для того, чтобы понять — запор это или нет, разработаны специальные диагностические критерии. Для постановки диагноза должны быть, по крайней мер,е 2 симптома, наблюдающихся в течение 1 месяца:
- 2 и менее дефекаций в неделю;
- эпизоды избыточного накопления кала в кишечнике;
- эпизоды болезненных или затрудненных дефекаций;
- эпизоды кала большого диаметра;
- наличие крупных каловых масс в кишке у ребенка, обученного туалетному навыку.
Дополнительно могут наблюдаться следующие признаки:
- по крайней мере 1 эпизод в неделю недержания стула у ребенка, обученного туалетным навыкам;
- эпизоды стула большого диаметра, который может вызвать закупорку туалетного стука.
Диагностические критерии заболеваний и состояния, связанных с запорами функционального происхождения, в соответствии с Римскими критериями IV (2016)
То есть нужно понимать, что запор — это не только задержка стула, но и затрудненное болезненное отхождение кала с неполным опорожнением кишечника (когда ребенок сдерживает дефекацию) (даже если в туалет он ходит каждый день).
Причины возникновения запоров
Причин, из-за которых наблюдаются запоры у ребенка, огромное множество. Из самых распространенных — несбалансированное питание. Преобладание быстроусвояемых углеводов, низкое количество клетчатки в рационе, недостаточное употребление жидкости в течение дня — все это приводит к нарушению работы кишечника, ослаблению перильстатики.
Кроме того, в последние годы много говорят о влиянии стрессовых событий на формирование запоров у ребенка. Среди триггерных факторов выделяют: несвоевременное и болезненное приучение к горшку, издевательства от сверстников и других членов семьи, госпитализацию, разлуку с близкими людьми, частые наказания и другие.
Когда у ребенка случаются частые запоры, мы нередко можем наблюдать своеобразный порочный круг: испытав однажды боль при дефекации, ребенок начинает подсознательно сдерживать и подавлять позывы к испражнению кишечника, что приводит к скоплению кала в прямой кишке. А скопившись в большом количестве, плотный кал не может выйти оттуда безболезненно! Именно поэтому лечение запоров должно проводиться комплексно.
Как лечить запор у детей?
Лечить запор следует только в том случае, если это беспокоит ребенка. Не нужно лечить ребенка из-за того, что мама волнуется, врачу «не нравится» анализ кала или в нем обнаружена условно-патогенная микрофлора, а также из-за того, что цвет кала и частота дефекации не соответствуют вашим ожиданиям.
При задержке стула лечение направлено на:
- коррекцию питания;
- улучшение моторики кишечника;
- нормализацию кишечной микрофлоры.
Лечение запоров состоит из таких последовательных этапов, как:
- оценка причины запоров;
- коррекция питания (замена смеси либо назначение кормящей матери или ребенку диеты, включающей больше клетчатки и воды);
- нормализация физической активности ребенка и формирование гигиенических привычек при дефекации;
- коррекция микрофлоры кишечника;
- назначение лекарств.
Всем детям с запором рекомендуется много двигаться, заниматься бегом, плаванием или другим спортом.
Детям старше года с запорами при подозрении на гельминты необходимо соответствующее лечение.
Подходы к лечению запоров на фоне кормления грудью, при кормлении смесью и после введения прикорма существенно различаются.
Диагностика запоров у детей
На сегодняшний день в соответствии с международными рекомендациями чтобы верифицировать запор у маленького ребенка, врачу достаточно грамотно собрать анамнез, т.е. опросить родителей о длительности жалоб, особенностях дефекации, сопоставить с клинической картиной и учесть диагностические критерии. Все! Не нужно сдавать копрограмму и кал на дисбактериоз! При необходимости лечащий врач может назначить дополнительно инструментальными методы диагностики (УЗИ органов брюшной полости, рентгенконтрастное исследование и др.).
Симптомы тревоги
Если вы подозреваете запор у маленького ребенка, обратите внимание на так называемые «красные флаги», т.е. симптомы, наличие которых говорит о необходимости обратиться к врачу!
- раннее начало запора (младше 1 месяца жизни);
- выделение мекония более, чем через 48 часов у доношенного новорожденного;
- семейный анамнез в отношении болезни Гиршпрунга;
- лентевидный стул;
- кровь в стуле при отсутствии анальных трещин;
- лихорадка в сочетании с задержкой стула;
- рвота желчью;
- выраженное вздутие живота.
Когда надо лечить запор у детей?
- Вес отстает от роста или опережает его более чем на два коридора перцентильной шкалы (уровень развития грудного ребенка определяют по специальным таблицам).
- Задержка стула сопровождается: болями в животе,
- вздутием,
- плачем и беспокойством.
Опасность задержки стула заключается в том, что твердые каловые массы могут поранить анальное отверстие или вызвать боязнь дефекации (из-за болезненных ощущений).
Что делать, если у ребенка запор?
Когда ребенок ходит в туалет по большому довольно редко (не чаще 2-3 раз в неделю, но без крови в стуле и выраженных болей), а стул плотный (по Бристольской шкале 1-3 тип), то, прежде всего, нужно обратить внимание на его питание и уровень физической нагрузки. Добавьте в рацион больше свежих овощей и фруктов, злаков, кисломолочных продуктов, проанализируйте количество выпиваемой воды. Немаловажно обеспечить достаточную двигательную активность — это дополнительно стимулирует перильстатику.
Если семья впервые столкнулась с проблемой, когда ребенок не ходил «по-большому» более трех дней или дефекация не эффективна (т.е. малыш находится в туалете более получаса, плачет от боли и говорит, что «не могу покакать»), то в качестве экстренной помощи можно использовать клизму или ректальные свечи. Стоит пояснить, что популярные сейчас микроклизмы имеют исключительно местный эффект, т.е. если в ампуле прямой кишки скопилось незначительное количество кала, и запор не более трех дней. Если же проблема более «глобальна», необходимо прибегнуть к очистительной. Страшного в этом ничего нет.
Возьмите спринцовку объемом 300–400 мл. В зависимости от возраста объем вводимой жидкости будет разным — это необходимо уточнить у наблюдающего малыша педиатра, но примерно объем вычисляется по формуле: 1 кг массы тела = 20 мл жидкости. Жидкость должна быть теплой — примерно температуры тела, т.е. 37 °C или чуть ниже. Смажьте наконечник вазелином или детским кремом. Ребенка нужно уложить на левый бок и прижать его ноги к животику (предварительно успокоить его, если ему страшно). Наконечник вводится в анальное отверстие осторожно вкручивающими движениями по направлению к пупку примерно на 4–5 см. Вливайте жидкость медленно, аккуратно, при этом сжимая ягодицы малыша.
Скорее всего, ребенок скажет, что ему трудно сдерживать кал и он сейчас «обкакается». Так и должно быть, предупредите его об этом заранее. Вытащите наконечник из ануса, продолжайте сжимать ягодицы рукой. Не давайте ему садиться на горшок или унитаз приблизительно 5 минут — за это время каловые массы размягчаются. Говорите с ребенком в этом время, отвлекайте, можно включить мультфильм. Повторюсь, что это крайние меры. Не стоит часто прибегать к подобному очищению кишечника, поскольку это практически всегда страшно для ребенка. После клизм дети нередко начинают бояться даже жаропонижающих свечей! Если у малыша частые запоры — непременно обратитесь к врачу!
Повторяющиеся запоры у ребенка лечатся комплексно. Лечение включает в себя использование слабительных средств длительным курсом с последующим применением поддерживающих профилактических доз, а также поведенческую терапию, нацеленную на избавление от страха дефекаций и формирование режима опорожнения кишечника.
Что делать если у грудного ребенка запор?
До 6 месяцев жизни истинный запор — редкость. Основная пища для ребенка этого возраста — грудное молоко или адаптированная молочная смесь, которые обладают жидкой консистенцией. У детей первого года жизни запор чаще всего случается при введение прикорма в рацион. Этого не стоит бояться, поскольку изменение консистенции стула в связи с появлением новых продуктов в жизни ребенка — вполне логично.
Однако есть ряд состояний, которые могут вызвать запор и заслуживают особого внимания.
- Кишечная непроходимости или инвагинация кишечника: наблюдается приступообразное беспокойство ребенка, сильный плач, отказ от еды. Температура тела при этом в норме, живот мягкий. Через 5-6 часов появляется задержка стула и кровянистые выделения из прямой кишки. Это состояние требует оказания экстренной помощи в условиях детского хирургического стационара!
- Болезнь Гиршпрунга: заболевание, при котором нарушена иннервация толстой кишки. Запоры наблюдаются с рождения.
- Врожденный гипотиреоз: происходит замедление продвижения каловых масс по кишечнику.
- Патология ЦНС: нередко при заболеваниях центральной системы, которые сопряжены с изменением мышечного тонуса, наблюдается ослабление перильстатики.
- Spina Bifida: порок развития спинного мозга, при котором довольно часто встречаются запоры.
Итак, если запоры у ребенка все-таки связаны с изменениями в привычном рационе, что нужно делать:
- выполняйте массаж животика грудничку — осторожными мягкими движениями пальцев надавливайте на переднюю брюшную стенку, обращая внимание на реакцию малыша;
- можно принять теплую ванную — это поможет снять спазм с мускулатуры кишечника;
- отложите введение нового продукта до нормализации стула;
- в случае задержки стула более трех дней — очистительная клизма\микроклизма или слабительные свечи (с трех месяцев);
- при регулярном возникновении запоров — обратитесь к педиатру!
Конечно, такая деликатная проблема вызывает много вопросов, а когда запор у маленького ребенка — еще и порождает массу страхов. Однако своевременное обращение к врачу и грамотное лечение поможет решить эту недетскую проблему.
Причины запоров у детей
Причины запоров многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры прежде всего связаны с нерациональным питанием
или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является
дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки
как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также
употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи
. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.
Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни
, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также
врожденные аномалии толстой кишки
такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула в детском возрасте.
В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка
. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога, оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.
Длительная задержка каловых масс ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм ребенка (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у него могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.
Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин
. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.
В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.
Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.
Нами замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой неописуемым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.
Подобному явлению способствуют непривычная для ребенка окружающая обстановка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.
Мы наблюдали ребенка 7 лет с жесточайшим запором, связанным с тем, что ребенок, начав посещать в школу, сдерживал акт дефекации из-за того, что кабинки в школьном туалете отсутствовали, и дети могли наблюдать друг за другом.
Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор? Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.