«Потерянное время». Сколько слов должен говорить ребенок?

Факторы, влияющие на развитие речи

Во сколько месяцев малыш заговорит, зависит от многих факторов, в числе которых:

  1. Генетическая предрасположенность. Если мать или отец заговорили относительно поздно, то вероятно, что и ребёнок начнёт разговаривать с некоторым опозданием. Этот фактор напрямую связан с особенностями артикуляционного аппарата— он может развиваться как быстро, так и относительно медленно.
  2. Пол малыша. Как правило, девочки произносят первые слова раньше мальчиков и к двум годам имеют более богатый словарный запас. Это связано с тем, что они в целом быстрее развиваются, а их нервная система более пластичная.
  3. Качество языковой среды. Учёные обнаружили, что первые слова малыш запоминает ещё когда находится в материнской утробе. Чем чаще ребёнок слышит человеческую речь, тем быстрее он ею овладевает. Когда родители мало общаются друг с другом, а с ребёнком не разговаривают, а только сюсюкают, то не удивительно, если он поздно начинает говорить, а его словарный запас оказывается крайне бедным.
  4. Индивидуальные особенности развития. Многое зависит от врождённого темперамента малыша. Детки интроверты могут быть молчунами, хотя при этом они неплохо понимают речь окружающих. Тогда как маленькие экстраверты начинают проявлять речевую активность относительно рано.

Как правильно развивать


Кроха развивается самостоятельно довольно неплохо. Родители часто удивляются откуда их малыш знает то или это, если его никто не учил этому.
Но тем не менее маме и папе следует постоянно заниматься с отпрыском в игровом формате.

Не стоит его пытаться научить алфавиту или математике, начать необходимо с мелкой моторики, простых действий с мелкими предметами, различению цветов и форм.

Изначально, следует сделать упор на физические способности. Развивать ходьбу, прыжки, лазание. Делать это можно различными способами:

  • поддерживая за руки, давать возможность ходить и прыгать;
  • давать ребенку в 1 год ходить босиком
    по траве и песку;
  • мотивировать его залезать на кровать или диван, а затем слезать (с помощью игрушек);
  • играя, проползти под столом или стулом;
  • играть с большими коробками, пусть малыш залезает туда и вылезает;
  • учиться перешагивать через предметы, разложенные на полу;
  • бросать мяч и ловить мяч.

Обратите внимание!

Помогает физическому развитию и активные прогулки на детских площадках.

Уже в таком возрасте можно приучать кроху лазить по шведским стенкам, залезать на горку, конечно помогая ему. А вот развитие мелкой моторики

требует специальных средств. Чтобы развить моторику необходимо:

  • Рисовать красками и карандашами, вначале придерживая, а затем позволяя делать это самостоятельно.
  • Заниматься лепкой из пластилина, соленого теста и полимерной глины. Причём не только лепить фигурки, но и выткать в них палочки и пуговицы.
  • Клеить фигурки
    из бумаги, а также играть с наклейками. Сегодня продаются книжки с наклейками-животными, это позволяет не только развивать движения, но и учить животный мир.
  • Играть с веревочками: складывать шнурки, наматывать нитки на клубок.
  • Играть с кухонными мисками: переливать воду ложками, сортировать фасоль, пересыпать песок через сито.
  • Играть с мелкими предметами: откручивать крышки, собирать спички, бросать спички в банку, наполнять миски рассыпанной фасолью, играть с сортером.
  • Отлеплять липучки, застегивать пуговицы, учиться закрывать молнию, вешать прищепки на веревку.
  • Складывать пирамидки, и строить башни из кубиков.


Чему учить ребенка в 1 год определять необходимо родителям, ведь только они уже знают, что умеют их дети и на что следует обратить особое внимание.
Кроме мелкой моторики и ходьбы, следует:

  1. Стимулировать крупную моторику, играя большими машинками, мячиками и крупными игрушками.
  2. Постоянно разговаривать
    , читать вместе стихи и песенки. Называть цвета, формы и предметы громко, чтобы малыш мог запоминать.
  3. Позволять играть самостоятельно, изучая предметы вокруг.
  4. Играя, разыгрывать сценки, различные сюжеты с помощью игрушек.
  5. Играть в ванной со специальными игрушками, принадлежностями для песка.
  6. Слушать вместе музыку и танцевать.
  7. Играть в песочницах с лопатками и грабельками. Строить пасочки.
  8. Водить маленького на площадки, где он может поиграть с другими детками, развивая свои социальные навыки.
  9. Читать вместе книги и смотреть фотографии, называя персонажи по именам.

Развитие детей происходит очень естественным путем. Они повторяют все за взрослыми и учатся кушать, пить, ходить и прочему играючи. Сегодня масса развивающих книжек и игрушек, которые помогают детям осваивать новые задания, получать новые навыки. Что нужно малышу в 1 год? Лишь внимание и любовь родителей.

Нормы развития речи от года до двух лет

Годовалый малыш уже откликается на своё имя, понимает, когда ему говорят «нет», и активно подражает речи взрослых. Он реагирует на просьбы: «сядь», «встань», «возьми». Машет в ответ ручкой, когда ему говорят «пока-пока». Но его словарный запас ещё невелик и включает в себя всего несколько слов (около 10), состоящих из одного-двух открытых слогов: «мама», «папа», «баба», «дай», «би-би».

После полутора лет словарных запас ребёнка уже доходит до 50-60 слов — и тогда у него начинает формироваться фразовая речь. Первые фразы состоят всего из двух слов. Например, показывая на любимую машинку, малыш произносит: «Мама, би-би».

Примерно в 16-18 месяцев происходит так называемый «лексический взрыв», когда пассивный словарный запас становится активным. То есть, малыш начинает активно внедрять в свой лексикон все слова, которые он до этого запомнил.

К концу второго года жизни дети уже произносят от 100 до 300 слов, используют в разговоре предлоги. Но речь двухлетнего малыша может быть не совсем понятна взрослым, так как он не сохраняет слоговую структуру слов — многие звуки произносит неправильно или вовсе пропускает. Особенно, если слово сложно произносимое, имеющее закрытые слоги. Зато свою речь малыши этого возраста активно дополняют жестами и мимикой — от этого она становится более понятной для взрослых.

Симптомы задержки речевого развития

Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:

  • в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
  • в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
  • в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.

Учим выговаривать шипящие звуки по методикам Фомичевой и Богомоловой

Возможные причины проблемы

Речевое развитие у малыша может затормозиться по следующим причинам:

  1. Психические нарушения. Они могут варьировать в диапазоне от минимальной мозговой дисфункции до тяжёлой степени слабоумия.
  2. Тугоухость (приобретённая и врождённая). Степень потери слуха бывает разной, и чем она сильнее, тем хуже обстоят дела с речью.
  3. Социальные факторы. Если родители не заботятся о речевом развитии своего ребёнка, он будет плохо говорить, даже если совершенно здоров.
  4. Патологии развития артикуляционного аппарата. Любое нарушение функционирования органов, отвечающих за воспроизведение звуков, чревато задержкой речи или даже полной немотой.

Самое печальное, что независимо от причины задержки речи у ребёнка, она всегда тянет за собой замедление психического развития. И чем дольше родители игнорируют проблему, тем выше вероятность, что малыш станет умственным инвалидом.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.


    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Диагностика задержки развития речи

Малыша, отстающего в речевом развитии, следует показать специалистам, в том числе педиатру, логопеду, психологу, психиатру, неврологу и отоларингологу. Для обнаружения причины нарушений проводят следующие диагностические процедуры:

Проверка слуха

Детский отоларинголог сможет определить, хорошо ли малыш слышит. Обследование и специальные тесты не только дают представление о степени поражения органов, отвечающих за слух, но также выявляют причину проблемы (разрыв барабанной перепонки, хронический отит, патологии строения внутреннего уха и др).

Проверить слух малыша родители могут и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого нужно отойти от него на расстояние примерно 6 метров и хлопнуть в ладоши. В норме ребёнок должен тут же повернуть голову на звук. Если он не среагировал, следует подойти ближе на пару метров и повторить хлопок. Отсутствие реакции почти однозначно укажет на проблемы со слухом.

Диагностика мелкой и крупной моторики

Наблюдая за двигательной активностью ребёнка, за тем, как он обращается с игрушками, опытный невролог сможет сказать, насколько его психомоторное развитие соответствует возрастной норме. Применяются также специальные тесты (Денверский тест, шкала Гриффитс и др).

Понять, есть ли у ребёнка проблемы с мелкой и крупной моторикой, можно и в домашних условиях. Для этого родителям нужно некоторое время понаблюдать за ним. Крупная моторика развита нормально, если малыш:

  • может пятиться назад;
  • переступает через небольшие предметы;
  • толкает ножкой мячик;
  • подпрыгивает.

О нормальном развитии мелкой моторики можно говорить, если ребёнок:

  • легко ставит кубики друг на друга (строит домик);
  • пытается поймать мячик, который ему бросили;
  • берёт двумя пальчиками мелкие предметы (развитый «пинцетный захват»);
  • может разломать большой кусок пластилина на мелкие кусочки;
  • без труда надевает кольца детской пирамидки на подставочный штырь.

При нарушениях моторики движения малыша неточные и плохо скоординированные.

Диагностика органов артикуляции

Логопед осматривает ребёнка и оценивает, соответствует ли норме строение языка, губ, зубов, челюсти и нёба, нет ли аномалий развития, мешающих говорить. В числе таких нарушений, заметных невооружённым глазом:

  • неправильный прикус (когда зубы не смыкаются);
  • короткая уздечка языка, мешающая поднимать его вверх;
  • очень толстый или, наоборот, маленький язык;
  • узкое и высокое нёбо (так называемое «готическое»);

Проверка понимания речи

Насколько хорошо для своего возраста малыш реагирует на слова, может определить детский психолог. Но и родители могут провести небольшое тестирование, попросив ребёнка:

  • показать на себе различные части тела (ножки, ручки, головку, животик);
  • сложить в коробочек игрушки;
  • попрыгать и похлопать в ладошки;
  • принести любую знакомую вещь (тапочки, книгу и др).

Когда ребенок начинает говорить, нормы

Развитие речи начинается с самого рождения. Новорожденный с помощью крика привлекает к себе внимание. Уже к 2 месяцам он начинает реагировать на голоса близких, и отвечать на них гулением. В полгода звуки приобретают эмоциональную окраску, появляется интонация, мама по звуковому сопровождению легко распознает, что нужно в этот момент малышу. Если у него что-то болит плач приобретает жалобные, обиженные нотки и т д. В 7 месяцев малыш знает свое имя, произносит простые слоги, учится их удваивать: «ма-ма», «па-па».

К 11 месяцам осознанно говорит «мама», «баба», «папа», пытается повторять некоторые слова, услышанные от родителей. В год выговаривает несколько простых слов, обычно с одинаковыми слогами.

Подробнее о развитии речи по месяцам жизни ребенка, вы узнаете из таблицы ниже:

ВозрастРечевые навыки
новорожденныйКрик. По его характеру специалисты сразу могут спрогнозировать успешность развития речи
1 месяцПерестает плакать, услышав резкий звук. Крик становится выразительным
2 месяцаОбщается со взрослыми посредством улыбки. Появляются предвестники будущей речи: гортанные звуки-«мммм», «гггг»
3 месяцаВ ответ на общение появляется комплекс оживления: движение ручками, ножками, громкие отрывистые звуки
4 месяцаДолго гулит, прислушивается к своему голосу. Пропевает цепочки гласных звуков: «аааа», «уууу». Знает голос матери, улыбается ей в ответ
5 месяцевРазличает интонацию, обращенной к нему речи. Поворачивает голову на звук.
6 месяцевПоявляется лепет. К цепочкам гласных присоединяются согласные «м», «б»
7 месяцевПодражает интонации, ритмике взрослых. Четко произносит слоги «ма», «ба», «да». К незнакомым относится настороженно. Реагирует на свое имя
8 месяцевПользуется лепетом для привлечения внимания. Знает значение многих слов, названия игрушек
9 месяцевВыполняет простейшие словесные инструкции. Пробует контактировать со взрослыми с помощью речевых звуков
10 месяцевИграет в разученные игры: «ладушки». Понимает значение слов «нет, «да»
11 месяцевПоказывает части тела. Выполняет словесные инструкции: возит машинку, укладывает куклу спать. Выражает желания речью: дай, на
12 месяцевРазговаривает на своем языке с игрушками. В словаре имеет в среднем 5-6 слов

Каждый ребенок развивается индивидуально, но эта таблица может служить ориентиром для выявления возможных нарушений.

Во сколько дети начинают говорить, если первые слова задерживаются

1 год-это возраст, когда дети начинают говорить первые слова. Стоит отметить, что освоение речи может сильно варьировать: одни осмысленно беседуют в годик, а другие высказывают свои мысли ближе к 2 годам. Большинство девочек заговаривает раньше и лучше мальчиков.

Если к 12 месяцам ребенок не произносит не одного слова, не реагирует на музыку, не способен выполнить элементарные просьбы, необходимо обратиться к врачу. Специалисты проверят состояние слуха и зрения. При задержке не только речевого, но и моторного развития требуется консультация невропатолога.

Профилактика задержки речевого развития

Если обследование показало, что проблемы с речью у малыша вызваны не болезнями, а тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию его речевых способностей, необходимо срочно принять профилактические меры, предупреждающие дальнейшее отставание. Вот несколько советов, как исправить ситуацию:

  1. Каждый день уделяйте время общению с малышом. Тренировка речи должна быть ежедневной.
  2. В разговоре с ребёнком избегайте сюсюканья и намеренного искажения звуков. Чтобы у него формировалась правильная речь, сокращённые слова «ляля», «гав-гав», «би-би», «бай-бай» замените на обычные.
  3. Не ругайте его за речевые ошибки, чтобы он не начал бояться говорить с вами, но тактично и осторожно исправляйте их.
  4. Как можно чаще читайте малышу сказки, а затем терпеливо и подробно отвечайте на все вопросы, которые он задаст.
  5. Проявляйте интерес ко всему, что говорит ребёнок, не отмахивайтесь от его попыток разговаривать с вами, даже если вы устали или не в настроении.
  6. Не старайтесь предугадать и выполнить каждое его желание — пусть он учиться обращаться к вам с просьбами.
  7. Периодически задавайте ему разные вопросы или обращайтесь с небольшими просьбами. Например, путь он посмотрит в окошечко и расскажет вам, какая на улице погода.

Логопедические занятия для детей в домашних условиях

Становление речи

Сначала малыш разговаривает на своем языке, который понимает он и его близкое окружение. Такой метод общения называется автономной детской речью-это первая ступень в развитии речи. Она достаточно своеобразна и не совпадает с артикуляцией, звуковым составом взрослого разговора. Например, такие слова: «гу-га», ба-би». Ребенок не может сказать полностью «молоко», он говорит «мо-ко».

После подготовительного периода в виде автономной детской речи, наступает настоящий языковой период. Его начало зависит от индивидуальных особенностей ребенка, генетических факторов. В большинстве случаев становление собственной речи формируется к 1,5-2 годам. Период характеризуется овладением правильного звукопроизношения, расширением словарного запаса, применением грамматических речевых норм.

Поведение ребенка в 1 год

Годовалые дети очень активны, большую часть дня они находятся в движении. Карабкаются куда только можно, не осознавая опасности.

Происходит интенсивное развитие поведения и привычек. К этому моменту малышам все хочется делать самостоятельно. У них появляется желание гулять, не держась за руку, орудовать ложкой во время еды. Ограничения приводят к капризам, слезам. Необходимо правильно реагировать на эмоциональные всплески, создать определенный баланс между запретами и свободой действий. Следует устанавливать определенные границы и разъяснять их.

Если родители потакают всем капризам, ребенок очень скоро начнет воспринимать истерики, топанье ногами-как норму, будет использовать такие методы воздействия постоянно.

Несмотря на формирование личности, в этот период дети очень привязаны к родителям. Они плачут, когда мама уходит, и с нетерпением ждут ее возвращения. Для них важен эмоциональный, телесный контакт. Чаще обнимайте, гладьте по головке своего малыша, подбадривайте, если у него что-то не сразу получается.

Ребенок начинает говорить, если растет в атмосфере общения

Когда ребенок еще не говорит или располагает ограниченным запасом слов, это не означает, что он так же мало понимает. Даже младенцы различают основное значение слов по интонации. Они следят за действиями, разговорами взрослых. Поэтому следует как можно больше разговаривать с малышом, а общаясь в его присутствии быть осмотрительным в выборе тематики.

Ребенку будет сложно заговорить, если он слышит речь очень мало. Родителям необходимо оречевлять каждое свое действие.

Советы по развитию речи:

  1. Утром после пробуждения, расскажите малышу, чем планируете сегодня заниматься, задавайте наводящие вопросы: «Пойдем сегодня гулять?» Дайте возможность ответить.
  2. Приучайте к слуховому восприятию. Читайте короткие сказки, стишки, которые привлекают своей мелодичностью.
  3. Не навязывайте речевой контакт, когда ребенок занят, играет. Говорите спокойным тоном, медленно.
  4. Не надо выполнять желания малыша, как только он укажет на нужный предмет, покапризничает. Он просто поймет, что не обязательно напрягаться и что-то говорить, его и так прекрасно понимают.
  5. Обсуждайте предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, чтобы у него была возможность его потрогать, рассмотреть.
  6. Побуждайте к общению. Поставьте любимую игрушку в недоступное место, но чтобы он мог ее видеть, тем самым провоцируя речевой контакт, ребенок попросит: «Дай».
  7. Рассматривайте книжки с картинками, лучше если изображение будет реальным. Например: розовый зайчик исказит представление о животном.
  8. Ваше общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено: «Смотри, какое яркое солнышко!», «Какой ты у меня красивый». Доброжелательный тон, улыбка привлечет внимание.

Как стимулировать развитие речи

Если малыш молчун и не очень охотно идёт на контакт, или если он с трудом овладевает речью, усилить его речевую активность помогут специальные методы.

Развивающие игры

Малыш от года до двух лет быстрее научиться говорить, если обучение будет происходить в ненавязчивой, игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игр:

  1. Сюжетно-ролевые. Во время игры ребёнок играет какую-то роль, например, изображает сыщика, если это игра «Найди игрушку». Вы можете спрятать от него куклу, а он будет её искать. Или, наоборот, он прячет, а вы ищите. Во время таких игр между вами и малышом постоянно будет происходить обмен словами. Есть также масса других сюжетно-ролевых игр, в которых могут быть задействованы игрушки. Например, «Приём гостей»: к вашему малышу пришли в гости мишка и зайчик, и он должен угостить их чаем. Или игра «Лечим куклу»: у куклы заболело горло, её нужно тепло одеть и дать лекарство. Вы сами можете придумывать несложные сюжеты для таких игр.
  2. Игры с конструкторами. Детские конструкторы отлично развивают мелкую моторику ребёнка. Учёные доказали, что за речевые способности и за движения пальцами отвечает одна зона мозга.
  3. Рисование. Есть специальные разукрашки для деток от года до двух лет. Рисуя, малыш тренирует мелкую и крупную моторику рук. Он также может рассказывать вам о том, что изображено на картинке — таким образом будет развиваться не только его речь, но и образное мышление.

Развивающие упражнения

Тренировка артикуляционных органов предотвращает проблемы с речью, способствует более чёткому и ясному выговариванию слов. Рекомендуемые упражнения:

  1. Стишки. В детских магазинах можно приобрести специальные книжки со стихами для деток до двух лет. Текст читает родитель, а малыш с удовольствием его повторяет.
  2. Дутьё. Когда малыш дует в трубочку, пускает мыльные пузыри или просто надувает щёчки, тренируются его органы, отвечающие за воспроизведение звуков.
  3. Движения язычком. Ребёнок открывает ротик и двигает языком вправо-влево, изображая часики, высовывает язык как можно больше, а потом вновь его прячет. Такие нехитрые упражнения детки с удовольствием повторяют за родителями.

Определить, насколько хорошо ребёнок разговаривает, может только логопед. Поэтому родители обязательно должны периодически показывать своих малышей этому специалисту. Это позволит вовремя заметить и исправить любые проблемы с речью.

Умения и навыки ребенка в 1 год

Что должен уметь ребенок в один год? С полугода и до 2-3 лет крохи активно познают мир. Именно в год уже можно активно покупать конструкторы и игрушки,

которые развивают мелкую моторику. Кроме этого, можно читать вместе книги, смотреть познавательные мультфильмы и заниматься прочими интересными занятиями. Они сами интересуются содержимым шкафов, ящиков и сумок, разбирают игрушки и рассматривают книжки.

Эмоциональные навыки

Помимо физического развития, важно следить за психологическим и эмоциональным здоровьем крохи. Он должен уметь улыбаться, реагировать эмоционально на события вокруг, уметь выражать свои эмоции. Ребенок в 1 год должен уметь:

  • радоваться веселым событиям вокруг;
  • проявлять эмоции по отношению к игрушкам: любить какие-то, какие-то отбрасывать, некоторых бояться;
  • узнавать близких и реагировать на их приход-уход;
  • находить родных на фото, и показывать пальчиком на вопросы о них;
  • пугаться незнакомых
    и стесняться их;
  • рассматривать книжки, листать их, с увлечением искать на страничках знакомых персонажей;
  • танцевать под музыку;
  • повторять движения
    за взрослыми (говорить по телефону, ругать кого-то);
  • подвергаться смене настроения;
  • реагировать на запреты (мимикой, криком, писком);
  • играться с зеркалом, корчить рожицы, смеяться.

Прослеживая взросление, можно замечать все новые эмоции, которые у крохи появляются. Как он по-разному реагирует на незнакомых людей – пугается их, старается спрятаться за родителей, стесняется, как узнает знакомых, как у него меняется настроение. Кроха начинает уже хитрить, проверяет родителей на «прочность», он продумывает свои действия, стремиться всеми средствами достичь своей цели.

Что должен говорить


Малыш уже активно издает звуки, отдельные слоги, у него появляются слова для определения мамы и папы, себя и знакомых предметов. Говорить ребенок в 1 год может и не начать.
Но он уже обязательно понимает слова и речь, которая обращена к нему, различает интонацию.

От 2 до 10-15 слов

– это сколько слов должен знать малыш в это время.

Не следует волноваться, если кроха не говорит вообще, главное, чтобы он понимал речь, обращенную к нему.

Если этого не происходит, вот тут следует обратиться к специалисту.

Навыки речи

могут проявляться в умении:

  • отвечать отдельными слогами или звуками на вопрос «кто это?»;
  • знает свое имя и отзывается на него;
  • пытается говорить «мама» и «папа»;
  • старается говорить и повторяет звуки за людьми и животными;
  • понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Речь развивается быстрее, если постоянно говорить при крохе. Он набирает таким образом словарный запас, а это считается пассивным говорением. Развивать ребенка в год словесно просто: необходимо постоянно разговаривать с ним, проговаривать слова четко, издавать отдельные слоги побуждая его повторять их.

Что должен делать

Конечно, по сравнению с периодом ползания, намечается существенный прогресс – по мере познания окружающего мира все увереннее становятся передвижения по квартире, и к годику уже кроха может:

  • складывать пирамидки и кубики;
  • снимать крышки, складывать предметы в кастрюли и коробки, играть с посудой;
  • может проталкивать мелкие предметы в дырочки;
  • кормит и одевает игрушки;
  • может брать мелкие предметы пальчиками;
  • играет с мячом, может толкать коляску;
  • открывает шкафы, достает и складывает предметы;
  • подражает взрослым;
  • начинает тактильно проявлять чувства (обнимает, целует, толкает);
  • перелистывает самостоятельно странички;
  • понимает и выполняет простые просьбы
    (дай, покажи, где это лежит?);
  • может танцевать под музыку, подпевает песням;
  • хлопает в ладоши;
  • играет в «ку-ку».

Это лишь краткий перечень всех умений, которыми могут обладать малыши в этом возрасте. Всего этого может и не делать малыш, тут нет никаких стандартов, так что переживать не стоит, если сын не хочет складывать кубики. Главное, чтобы он находился в спокойной атмосфере, рос в любви, а все навыки будут постепенно появляться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]