Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Ещё великий советский педагог-новаторВ. А. Сухомлинский говорил о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Сегодня все мамы прекрасно знают, что мелкую моторику рук у малышей необходимо развивать чуть ли не с рождения.
Но не все имеют представление, как правильно это делать, и вообще, что такое мелкая моторика и каковы её особенности? Давайте рассмотрим эти вопросы.
Особенности мелкой моторики малышей до 1-го года
Мелкая моторика развивается с момента рождения ребёнка и играет огромную роль для общего развития малыша. Сначала кроха разглядывает свои ручки, затем учится ими пользоваться — неумело берёт предметы всей ладошкой, затем только большим и указательным пальчиками и лишь, пройдя все эти этапы, начинает брать игрушку так, как это делают взрослые. Чуть позже мама учит малыша держать в ручке ложку, карандаш, кисточку для рисования.
У мелкой моторики есть одна очень важная особенность
— она тесно связана с нервной системой, вниманием, памятью, зрением и восприятием ребёнка. Учёными давно доказано, что от развития мелкой моторики у детей во многом зависит раннее развитие речи. С научной точки зрения это объясняется просто: речевой и моторный центры в головном мозге человека расположены очень близко.
Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться — вот почему для своевременного развития речи нужно больше внимания уделять упражнениям на развитие моторики кистей и пальчиков. Это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.
Календарь развития мелкой моторики
Сколько должен прибавлять ребенок
Головной мозг, органы речи (губы, язык и нижняя челюсть) и движения кончиками пальцев взаимосвязаны. Если у малыша наблюдаются заторможенность, неуверенность, скованность в действиях рук и пальцев, то, как закономерность, будут отставать его речь и письмо в школьном возрасте.
Чтобы избежать этого, существуют специальные календари физиологического развития и поведенческих навыков малыша от рождения и до 4-5 лет и старше. Одни из них помогают выявить, не нарушено ли развитие мелкой моторики, а также предлагают несложные тестовые упражнения (диагностические). Другие перечисляют те действия, которые малыши должны уметь выполнять на определенном временном отрезке, например, во время первого месяца, первого года (помесячно), от 1 года до 5-6 лет. Каждый календарь включает особенности навыков поведения в конкретном возрасте.
Такие календари помогают понять, как развить ребенку мелкую моторику. Ниже представлен пример таблицы развития пальчиковой моторики ребенка от рождения и до исполнения 6 лет. Разумеется, в этот календарь включены не все действия, но он может дать общую схематичную картину динамики формирования мелкой моторики.
Календарь развития мелкой моторики
Возраст | Мелкая моторика |
0-4 месяца | Ребенок учится двигать ручками и ножками, развивает рефлективные хватательные движения, поворачивает головку на голос мамы. |
4-12 мес. | Может держать предмет одной ручкой, рассматривать его, дотягиваться, брать, перекладывать из руки в руку. Ножкой может пнуть мячик, держать ложку рукой и подносить ее ко рту. |
1-2 года | Уверенно сидит и играет обеими руками. Держит карандаш или ложку всей рукой, пальчики работают активно. Может рисовать круги и линии, разламывать пластилин, мять его пальцами. |
2-3 года | Определяется с доминантной ручкой («правша» или «левша»). Начинает держать карандаш пальчиками, самостоятельно придумывать рисунки. Учится резать лист бумаги ножницами. При лепке задействованы ладошки и пальчики. Уверенно составляет мозаичные рисунки или складывает несложные пазлы. |
3-4 года | К 4 годам держит карандаш тремя пальцами. Создает сложные рисунки, иногда даже копируя их из книг. Увереннее и точнее режет ножницами по прямой линии. Лепит пальчиками фигурки зверей, предметы. |
4-5 лет | Начинает уверенно рисовать и аккуратно раскрашивать рисунки. Вырезать умеет квадраты и круги. |
5-6 лет | Все полученные навыки мелкой моторики совершенствуются, подготавливая малыша к школе. |
Для чего нужны занятия, развивающие мелкую моторику?
Зачастую по особенностям развития мелкой моторики ребёнка судят о его готовности к обучению в школе. Считается, что если с ней всё в порядке, то ребёнок умеет рассуждать, мыслить логически, подготовлен к обучению письму, имеет хорошую концентрацию, память, воображение, внимание, устную речь.
У каждого малыша процесс развития мелкой моторики протекает индивидуально. Вначале движения ручек ещё неумелые, неловкие и негармоничные. Чтобы помочь крохе развиваться в этом направлении, придумано множество современных методик, развивающих игр и упражнений.
Мелкая моторика у детей от 4 до 7 месяцев
В 4 месяца в соответствии с нормами развития ребенка малыш обычно крепко держит погремушку, умеет трясти ею, класть ее в рот и даже перекладывать из ручки в ручку. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок использует ладошки как клешни или грабли, то есть поднимает интересные для него предметы загребающим движением. Также малыш умеет хватать предмет одной рукой, перекладывать его в другую и делать вращательное движение запястьем на себя, чтобы рассмотреть вещь.
Как развивать моторику рук у ребенка от 4 до 7 месяцев
Что можно сделать для развития ребенка в этом возрасте:
- Кладите игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы у него был стимул за ними тянуться.
- Давайте ему играть с кубиками и мягкими игрушками для развития зрительно-моторной координации.
Подведем итог
Итак, у малыша в возрасте от 4 до 7 месяцев обычно развиваются следующие элементы моторики рук: ● Он умеет тянуться к предметам одной рукой. ● Он перекладывает предметы из одной руки в другую. ● Он умеет поднимать предметы загребающим движением ладони. |
Когда стоит беспокоиться?
Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:
- сидит без поддержки до 10 минут;
- ползает или пытается ползать;
- встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
- держит кружку двумя руками;
- отличает своих близких от чужих людей;
- реагирует на своё имя.
Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.
Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.
Упражнения для мелкой моторики рук
Развитие от 0 до 2 лет:
- Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
- Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
- Прятки (ладошками закрывать глазки);
- Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
- Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
- Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).
Развитие от 2 лет:
- Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
- Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
- Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
- Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
- Комочек (бумагу смять в комочек);
- Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);
Развитие от 3 лет:
- Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
- Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
- Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
- Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
- Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите развернуть);
- Прищепки (учим пользоваться);
- Угощения (лепим из пластилина).
Когда начинать заниматься с малышом
Как убрать волосы на ушах новорожденного
Говорить о том, с какого возраста начинать занятия по развитию моторных навыков, нет смысла, потому что малыш с первых дней жизни этим занимается. Сначала его движения хаотичны, пальчики сжимаются и раскрываются импульсивно. Уже на втором месяце можно малышу помогать в развитии хватательных движений (дать свой палец, круглую погремушку-кольцо). Только к 3-4 месяцам, когда дитя свое внимание и взгляд начинает сосредоточенно концентрировать на предметах, игрушках и ручках или ножках, можно ему помогать. Как проводить эти тренировки, чтобы улучшить мелкую моторику у ребенка?
Для эффективности и пользы занятий родителям необходимо соблюдать несколько правил:
- проводить их интересно;
- эмоции только положительные, голос тихий, спокойный;
- тренировки должны быть короткими, чтобы не утомить малыша;
- хвалить, даже младенца (он это почувствует по интонации голоса);
- проводить занятия систематически.
Только вооружившись этими несложными требованиями и выполняя их, и в домашних условиях можно успешно проводить такие занятия.
Тренировочные упражнения по развитию детской мелкой моторики
Как развивать мелкую моторику ребёнка
Родители должны учитывать возрастные особенности своих деток. Трудно представить месячного малыша с пластилином или шестилетнего с погремушкой.
- Возраст 1 месяца. Массаж кисти руки и пальчиков станет первым шагом.
- Возраст 3-4 месяца. У малышей этого возраста уже хорошо развит хватательный рефлекс. Используйте для его развития погремушки из разных материалов: пластик,дерево, ткань, камень, чтобы малыш получал разные тактильные ощущения от прикосновений.
- Возраст 6 месяцев. К этому возрасту, малыш уже может самостоятельно садиться и изучать ручками окружающие его предметы. Хорошо помогают в развитии специальные коврики, где подобраны разных цветов и форм детали.
- Возраст 9-10 месяцев. В этом возрасте малыш самостоятельно встает и даже ходит. Все окружающие его вещи помогают в развитии. Специально для такого возраста созданы развивающие центры. Они вырабатывают такие движения: повороты, нажатие, верчение,оттягивание, стучание.
- Возраст 12-24 месяца. В этом возрасте с малышом можно поиграть в различные пальчиковые игры, потешки, песенки с движениями. Также очень важно в этом возрасте начать закладывать элементарные навыки по самообслуживанию.
- Возраст 2-4 лет. Возраст «я сам», становления личности. Нужны более сложные механизмы развития: лепка пластилином и тестом, рисование красками и карандашами, вырезание ножницами, аппликации.
- Возраст 5-6 лет. Мелкая моторика этого возраста вполне справится с азами письма: обвести по точкам, соединить цифры, написания букв и цифр.
Какие игрушки помогут в развитии?
Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся применения игрушкам:
- Конструкторы и кубики. Малыши сначала изучают формы и размеры деталей на ощупь и зуб. После учатся строить башни и замки. Кубики могут быть использованы как заместители стола или стула для куклы. Детали мягкого конструктора соединяются с помощью липучек и развивают плоскостное и объемное восприятие полученных фигур.
- Вкладыши и рамки. Матрешка, сортеры, стаканчики, логические кубы — все представители этого вида игрушек малышу помогут в расширении кругозора. Они бывают разных размеров и форм. Для начала достаточно будет 2-3 элементов, но с возрастом необходимо усложнять задачу и добавлять большее количество предметов.
- Магнитные фигурки. Этот вид игрушек позволяет собрать на холодильнике коллекцию букв, геометрических фигур, картинки любимых героев мультиков. Детям очень нравится расставлять фигурки и менять их местами на поверхности. Подросшему непоседе предложите собрать рисунок на магните из нескольких деталей.
- Пазлы. Самым маленьким будит интересно деревянные крупные детали пазлов, которые вкладываются в специальные ячейки. После картинки должны усложниться путем разделения на несколько частей. Более сложные пазлы насчитывают большое количество фрагментов с уменьшением размера детали.
- Шнуровки. Эти игрушки имеют разную форму и сложность. Освоение игрушек шнуровки помогает ребенку в освоении навыков завязывания шнурков на обуви.
- Мозаика. Эта игра состоит из различных размеров и форм деталей и поля, накоторое эти детали выстраиваются. С начало необходимо научить малыша ставить детали в линию, постепенно давая все новые задания.
- Пальчиковые куклы. Театральные представления с помощью игрушек на родительских руках сначала развлекают малыша. Подражая, ребенок растет и уже сам показывает представления, осваивая жесты, манеры, интонацию.