Почему ребёнок боится громких звуков и как это исправить

Просмотров — 18 334

Детские страхи — это важная составляющая развития малыша именно потому, что преодолевая их, ребёнок взрослеет, его нервная система укрепляется. Однако для родителей появление тех или иных фобий у крохи, в частности если малыш боится громких звуков, вызывают массу вопросов, суть которых сводится к следующему: а всё ли нормально с карапузом? Разберёмся с причинами и методами борьбы с боязнью громких шумов у детей разного возраста.

  • Что делать, если малыш испугался
    Как помочь малышу до года: используем голос и магнитофон
  • Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам
  • Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор — источник шума
  • Боязнь сильного шума у детей с органическими поражениями головного мозга
  • Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

    Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

    Естественная реакция психики на шум

    Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

    Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

    На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

    Боязнь громких звуков — естественная врождённая реакция организма.

    Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети. Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью.

    Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

    Почему громкий звук вреден для ребёнка

    Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

    Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

    Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

    1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
    2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
    3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
    4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
    5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
    6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
    7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
    8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
    9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

    Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор — источник шума

    Евгений Олегович Комаровский, педиатр со стажем, автор книг о воспитании детей, считает, что самый лучший способ избавить нормально развивающегося малыша от страха громкого шума — показать источник этого шума. Только так можно вернуть ребёнку чувство защищённости, которое он, по его мнению, может потерять вследствие таких сильных шумов.


    Чтобы развеять детский страх, обязательно покажите им источник шума, чтобы было ясно, что «дело-то житейское»

    На самом деле причина таких страхов — в отсутствии чувства защищенности. Что дядя — о, ужас! – заберёт ребёнка, а родители — О, ужас, ужас! – его этому дяде отдадут. Придётся делать шутку правдой: сходить в гости к соседям и посмотреть, кто там стучит. Что это дядя, что он действительно работает, что он стучит вот этой штукой. А главное — что ему нафиг не нужен ваш ребёнок, а вы малыша никому не дадите в обиду.
    Энциклопедия практической психологии «Психологос»

    Боязнь громких звуков и голосов у детей с поражением мозга и другими заболеваниями

    Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:

    • патологии уха (отиты);
    • травмы и особенности строения органа слуха;
    • перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
    • синдром повышенной усталости.

    Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления. Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения. Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.

    Основные причины возникновения страха

    Если ребенок в 8 месяцев боится громких звуков, скорее всего, это связано с еще не окрепшей нервной системой. Со временем это проходит, а пока нужно обеспечить комфортные условия и доброжелательную атмосферу в семье. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, это может быть из-за чувствительности, гиперактивности и легкой возбудимости нервной системы. Такие дети вздрагивают от любого воздействия извне. Причиной могут быть заболевания, связанные с ушами. В любом случае желательно посетить лора, чтобы проверить, нет ли воспаления. Это особенно актуально, если ребенок в 3 года боится громких звуков после перенесенной ранее болезни, например, бронхита, отита или ларингита. Осложнения на слух может дать грипп, менингит и другие болезни в любом возрасте, синдром повышенной усталости, травмы.

    Способы преодоления своей проблемы: как помочь ребёнку стать смелее

    Если малыш боится громких звуков, то взрослые должны проявить к нему повышенное внимание и всю свою чуткость.

    Тактика поведения по отношению к младенцу и ребёнку в год

    Характерные реакции на резкие шумы у маленького ребёнка (до года) – не повод для излишних волнений. При возникновении беспокойства и плача родители могут прибегнуть к следующим мерам:

    • успокойте кроху, разговаривая с ним ласково, негромко и без скачков интонации. Причём малышу очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к непривычному тембру (по сравнению с мамой);
    • при резком звуке или шуме ведите себя как обычно, не вздрагивайте и не вскакивайте, в противном случае младенец почувствует, что опасность и правда существует. Негромко включите красивую музыку, спойте тихую успокаивающую песенку;
    • если карапуза напугал какой-то бытовой прибор (например, пылесос), выключите его, а затем рассмотрите вместе с ребёнком, дайте подержать неожиданно зазвонивший телефон, покажите из окошка громко сигналивший автомобиль;

      Нужно показать ребёнку, что напугавший его предмет не представляет опасности

    • научите своё чадо произносить различные звуки: и тихие, и громкие. Многие дети увлекаются этим занятием, забывая про внешние шумы. Познакомьте малыша с игрой гитары, стуком металлических ложек, каблуков мамы, звоном ключей, шорохом шагов. Всё это обогатит детский слуховой опыт;
    • не создавайте в доме идеальную тишину для спящего крохи: он должен привыкать засыпать под негромкие шумы (спокойный разговор взрослых, включённый в соседней комнате телевизор). В таком случае резкий звук (телефонный звонок) не вызовет бурной реакции.

    Органические поражения головного мозга

    Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.

    У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.

    Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.

    Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.

    Чего делать нельзя

    Нередко родители ребёнка совершают непростительные ошибки, которые и заставляют его замыкаться в своих тревогах и усугубляют страх.

    1. Ни в коем случае нельзя смеяться над реакцией малыша, стыдить его, ведь это не проявление трусости, а особенность мировосприятия. Чтобы избежать насмешек, кроха будет скрывать свою боязнь, но она никуда не денется.
    2. Если у ребёнка не получается преодолеть страх, то маме и папе не стоит опускать руки: вероятно, сыну или дочери просто нужно для этого чуть больше времени.
    3. Не стоит всячески ограждать своё чадо от громких звуков, ограничивать его передвижения и круг общения: дефицит жизненного опыта не избавит от проблемы.
    4. Нельзя допускать фиксации страха, заостряя на нём внимание. Наоборот, к боязни нужно относиться без внешнего беспокойства, стараться отвлечь карапуза играми, прогулками, новыми открытиями.
    5. Огромная ошибка — пытаться решить проблему методом «клин клином вышибают», например, заставлять ребёнка, который боится громких звуков на детском празднике или спектакле, идти на подобное мероприятие. Страх от этого только усилится, малыш может замкнуться в себе и вообще не захочет ни с кем общаться.

    Ребенок боится звуков — норма или патология?

    В младенческом возрасте малыши меньше реагируют на посторонние звуки: кроха преимущественно спит, и его сон довольно крепок. Подрастая, малыш спит все меньше, его нервная система развивается, и реакция на разные раздражители становится более острой.

    В целом страх у детей — нормальное явление, ведь ребенок еще многого не знает. Неизвестность вызывает у него беспокойство и боязнь. Особое внимание проблеме нужно уделить, если ребенок уже подрос (2-3 года и более), а боязнь звуков остается.

    Разобраться в вопросах боязни звуков у детей поможет Cистемно-векторная психология.

    Кто боится звуков и почему?

    Каждый ребенок рождается со своими природными свойствами. Есть дети, которые не реагируют болезненно на громкие звуки, а есть малыши, которые боятся даже незначительных шорохов и звуков.

    Но в первую очередь дети боятся звуков, если их мамы сами находятся в тревожных и вообще негативных состояниях, стрессах, переживаниях или депрессии. Ребенок на животном уровне ощущает состояние мамы, ведь она обеспечивает его выживание: и физически, и психологически. Только мама в хороших состояниях может дать ребенку ощущение защищенности и безопасности, иначе малыш чувствует опасность везде.

    Особенно восприимчивы к любой опасности дети со зрительным вектором. Именно они могут наиболее остро реагировать на шумы и громкие звуки. А вот на тревожные и тихие звуки — звуки, которые другому человеку не кажутся необычными (посуда при готовке, скрип двери) — реагируют дети со звуковым вектором. Но они скорее не боятся, а зажимаются или, наоборот, внимательно вслушиваются. Ведь у них от природы самая чувствительная барабанная перепонка, реагирующая на малейшие колебания.

    Что делать, чтобы боязнь звуков исчезла

    Звуковая экология в доме с самых первых дней — залог нормального развития и роста звуковых деток. Им нужно вслушиваться в окружающую действительность, а не пытать свой слуховой аппарат громкими и неприятными звуками.

    Если не обращать внимания на их реакцию и создавать вокруг малыша громкую атмосферу, то у них могут возникать задержки развития. Ведь громыхание и шумы — источник стресса. А при постоянном стрессе малыш категорически не может развиваться нормально.

    Оптимально таким малышам включать тихую классическую музыку, разговаривать с ними тихим голосом. НЕ кричать!

    Успокойте ребенка

    Неважно, разговаривает ваш малыш или нет, вы все равно должны с ним общаться. Успокойте кроху, расскажите, что он в полной безопасности. Говорите тихо, не повышая голоса. Можете взять ребенка на руки, чтобы он почувствовал, что находится под защитой, что ему ничего не угрожает.

    Убедитесь в том, что ваш малыш слышит не только ваш женский голос, но также и мужской. Пусть отец почаще общается с ребенком. Если папы нет, тогда пригласите кого-то из близких родственников или друзей-мужчин. Это очень важно, поскольку вибрации женских и мужских голосов разные. Для пополнения слухового опыта важно, чтобы малыш слышал и то, и другое.

    Ужин со знаменитостью: ресторан в Нью-Йорке «заселили» восковыми фигурами

    «Радоваться жизни с тобой» как смысл жизни: ко дню рождения певицы Анне Вески

    Дженнифер Лопес — мама очаровательных двойняшек. Эмме и Максу уже 13 лет (фото)

    Я боюсь, боюсь, боюсь! И звуков в том числе!

    Боязнь звуков у детей со зрительным вектором — вопрос страхов вообще. Дело в том, что их корневая реакция, заданная природой, — страх. Когда эти дети растут, чаще всего от них можно услышать фразу — «я боюсь, страшно». Страхи детей проявляются в самых разных видах: темноты, незнакомых угрюмых людей, и в том числе проявляется боязнь звуков. Такие малыши остро реагируют на звуки грома, резкие, внезапные звуки, а также на звук пылесоса или стиральной машины. Они вздрагивают, кричат, потом плохо спят (нервное перевозбуждение) — испытывают испуг.

    Как лечить испуг у ребенка? Рекомендации:

    Если малыш боится звуков, нужно правильно на это реагировать. А также детей категорически нельзя:

    пугать (читать страшные сказки и показывать страшные мультики);

    высмеивать за испуг (чего ты, трусишка!);

    пытаться «приучать» к громким звукам (постоянно включать пылесос в присутствии ребенка и др.).

    Приучить ребенка со звуковым вектором к громким звукам не удастся, его слух очень чувствителен от природы. Таким способом можно дойти до того, что ребенок просто станет замыкаться в себе, «уходить» от громкости окружающей действительности «в себя».

    Если малыша высмеивать, он не перестанет бояться, а вот получить парочку серьезных якорей (я трус, я плохой, раз боюсь звуков и др.) — запросто.

    Если малыша со зрительным вектором пугать, то задержка развития обеспечена. Неокрепшая нервная система не способна справляться с постоянным стрессом, и это тормозит психосексуальное развитие. Со временем на месте простого страха могут возникать фобии, панические атаки (во взрослом возрасте).

    Итак, чтобы у малыша не было боязни звуков:

    ребенок должен ощущать себя в полной безопасности (базовое чувство защищенности и безопасности передает малышу мама — это залог его нормального развития);

    атмосфера вокруг ребенка должна быть тихой, спокойной, умиротворенной;

    малыша нужно развивать, согласно данным ему природой свойствам: бурную фантазию зрительных деток нужно направлять в творчество и игру, малышам со звуковым вектором давать слушать классическую музыку, рассказывать о космосе, мироустройстве).

    Чтобы глубже понимать причины появления страхов у детей, а также знать, что с ними делать, нужно понимать свойства ребенка и его психику. В полном объеме изучение психики происходит на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

    Сотни людей выписали результаты после прохождения тренинга, в которых отметили, что страхи прошли не только у них, но и в первую очередь — у детей.

    «…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали: уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и тысячу раз переживали за замерзшую девочку со спичками. В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее, нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8е марта цветы…»

    Наталья К., менеджер-экономист, Санкт-Петербург

    «…Прошла неделя. Сын спит без света и без страха. Сегодня мы посмотрели кино про пса Хатико — про настоящую дружбу и верность. Рыдали в четыре ручья. Зато как легко потом стало на душе! Это и есть наполнение зрительного вектора, помогающее избавиться от страхов и даже фобий…»

    Ольга Я., программист, бард, Могилев

    «…Результат ребенка. Сыну 10 лет. Всю жизнь спал со светом. Во время прохождения мною ПУ стал экспериментировать с выключением ночника, причем самостоятельно. Успехи были переменные. Сейчас спит без света. Просто однажды попросил не включать его больше, потому что «при свете спать не может»! И этот результат устойчив…»

    Юля Н., Минск, Беларусь

    Начать изучать психику и понимать природу страхов детей можно уже на бесплатных занятиях тренинга. Для участия регистрируйтесь здесь.

    Автор Марина Воронова, психолог

    Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

    Последствия.

    Если бруксизм наблюдается довольно длительное время и его никак не лечить, то он может вызвать развитие других серьезных заболеваний, таких как:

    • расшатывание зубов, переломы зубов;
    • патологическая повышенная стираемость зубной эмали и ткани зуба, стирание дентина;
    • кариес;
    • воспаления периодонтальных тканей;
    • неправильный прикус;
    • повышение чувствительности зубной эмали;
    • головная боль;
    • патологии суставов височно-нижнечелюстного отдела;
    • спазмы и боль мышц лица.

    Человек, страдающий зубным скрежетом, может отталкивать от себя многих людей, что порождает комплекс психологических проблем и ощущение внутреннего дискомфорта. Все это свидетельствует о том, что скрежещущие зубами во сне люди нуждаются в медицинской помощи.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]