Все любящие родители мечтают вырастить здоровых и послушных детей. Но как бы взрослые ни старались воспитывать правильно, часто взрослеющие и меняющиеся отпрыски огорчают своими поступками. Они перестают слушаться, не реагируют на просьбы и действуют наперекор. Причин поведения, когда ребенок делает все назло, может быть много. Ошибка родителей в том, что они даже не пытаются их понять и предпочитают решить проблему наказанием. Это не выход, более того, такие воспитательные меры негативно отражаются на детской психике.
Давление и чрезмерный контроль
Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.
Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».
Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:
- безынициативность;
- заниженная самооценка;
- мстительность;
- склонность к обману.
Отсутствие контакта с родителями
Слишком молодые родители, неготовые к появлению другой жизни рядом, рождение второго ребенка, нехватка времени, равнодушие или нелюбовь к ребенку, эгоизм родителей, нежелание вникать в жизнь маленького человека, карьера, большая занятость на работе и многое другое часто приводят к тому, что ребенок становится одиноким.
За внутренним отчуждением следует состояние, когда сын или дочь любым путем стараются привлечь внимание родителей к себе. Одним из типов поведения обычно становится то, что при любых обстоятельствах и просьбах малыш начинает делать все назло
Кажется, к нему невозможно достучаться.
Контакт с ребенком на протяжении всего периода взросления дает ему чувство уверенности и готовит к будущей жизни. Обычная потребность общения, совместных игр, просмотра телевизора, чтения книжек, рисование и т. д. вызывает у детей чувство восхищения родителями, а как результат – послушание.
Ребенок не слушается в 3 года и ведет себя плохо: что делать?
Период между двумя с половиной и тремя годами занимает особенное место в психологии развития. Это возраст, когда очаровательный малыш уже многое умеет делать сам.
Ребенок отделяется от матери эмоционально, он уже не так зависим от нее, и хочет проявлять себя как самостоятельная личность. Иначе данный момент называют кризисом трех лет. С ним неизбежно сталкивается каждый родитель.
Основные проявления этого периода заключаются в том, что ребенок часто становится неуправляемым и агрессивным. Из милого, ласкового и послушного крохи он превращается во вредное существо, которое испытывает родительское терпение и все делает наперекор.
Ребенок нарочно ведет себя плохо, чтобы продемонстрировать близким людям свой индивидуальный характер. Почему малыш так поступает, что руководит его поступками и как следует реагировать родителям?
Причины
Если вашему ребенку 3,5 года, вероятно, вы уже успели познакомиться с переменами в его поведении. Вас может удручать и беспокоить то обстоятельство, что изменения произошли стремительно и не в лучшую сторону.
Ребенок совсем перестал слушаться, он ведет себя ужасно: закатывает скандалы, устраивает истерики и требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись. Крики здесь не помогают, иногда мамам бывает стыдно перед окружающими людьми за поведение своего чада.
Что делать в этом случае? Для начала необходимо разобраться в причинах.
Отстаивание независимости
Ребенок трех лет хочет чувствовать себя автономным от мамы. Он начинает осознавать, что является отдельной личностью, у которой есть свои вкусы, желания, предпочтения.
Такое осознание приводит к формированию внутреннего протеста: ребенок отказывается есть кашу, сваренную мамой, обзывается, ломает игрушки, обижает других детей.
Иногда создается впечатление, что малыш не просто не слушается взрослых, а испытывает их нервы на прочность: он ведет себя не просто плохо, а отвратительно. Многие родители в этот период не знают, что предпринять, оказываются в ситуации тупика.
Ребенку же кажется, что его свободу хотят ограничить какими-то мнимыми правилами и условностями. И вот он начинает проверять, насколько для взрослых значимы эти рамки и что будет, если нарушить запрет.
Каждый родитель малыша 3,5 лет знает, что как только чадо что-то запрещаешь, он тут же начинает требовать именно эту вещь.
Если у соседского мальчика имеется красная машинка, то маленькому Гришеньке срочно требуется такая же! Не важно, что уже через несколько минут он про нее забудет, намного значительней для него сейчас момент сиюминутности.
Проявление самостоятельности
Малыш 3,5 лет хочет, чтобы взрослые воспринимали его как большого мальчика или девочку. Смешно, но сын или дочь даже могут обижаться, если при ком-то продолжать называть их маленькими.
У детей в это время начинает выстраиваться положительный образ собственного «Я», потому они так любят находиться в центре внимания и выставлять напоказ успехи. Достижения придают им оптимизма для того, чтобы продолжать считать себя хорошими.
Если ребенка слишком много ругать и одергивать за плохое поведение, то у него может разрушиться это счастливое представление о себе самом.
Дети в возрасте трех лет мечтают быть самостоятельными во всем. Они не хотят ничего делать по указке взрослых, потому что каждую непреложную истину подвергают сомнению. Тщательный пересмотр прежних правил поведения помогают им сформировать собственный взгляд на мир, пусть пока детский и достаточно примитивный.
Что делать
Иногда кажется, что с этим маленьким чудовищем сложно справиться. Легче маме самой убрать за ним игрушки, поднять с пола опрокинутую тарелку, чем просить об этом любимого баловника. Бездействовать, однако, нельзя.
Если не ставить маленькому сыну или дочери никаких рамок, то ребенок не будет ощущать границ в своем поведении. Между тем, важно знать, как удовлетворить значимые потребности ребенка, и тогда его поведение можно будет скорректировать.
Конечно, избежать проявлений негативизма и яростного бунта не удастся, но всякое воспитание начинается с попытки понять друг друга, изучения особенностей поведения. Маленький человек – не исключение.
Четкое соблюдение режима дня
Многие родители грешат тем, что никак не нормируют день малыша, не делают четких моментов кормления, игры, познавательных занятий, отдыха. Крайне важно на все эти составляющие выделять время, и лучше включать в график одни и те же часы.
Такие действия помогают формировать у крохи привычку следовать указанным правилам. Четкое соблюдение режима дня позволит ему в дальнейшем оставаться дисциплинированным человеком, вырабатывать в себе ответственность и серьезный подход к любому делу.
Кроме того, когда есть точное расписание действий, которые необходимо совершить, и родителям гораздо проще находиться с малышом: не придется его ежеминутно успокаивать, отвлекать от чего-либо. Ребенок, который следует четкому распорядку, сам со временем становится спокойнее, уравновешеннее.
Он привыкает, что за одними событиями дня следуют другие. Такая предсказуемость способствует созданию ощущения безопасности, снятия тревоги, агрессивности, всяческого раздражения.
Запреты и ограничения
Если маленькому человечку все позволять, то в конечном итоге это выльется во вседозволенность. Тогда и не стоит удивляться тому, что ребенок вас не слушается. Уступив ему однажды, вы рискуете оказаться в незавидной роли. Родителям на самом деле крайне легко потерять авторитет в глазах своего чада.
С малых лет ваш наследник должен хорошо усвоить, что ему разрешается, а что нет. По вполне понятным причинам от многих вещей следует оградить малыша заранее. Годам к пяти и мальчики, и девочки обычно начинает четко осознавать, как можно поступать, а чего делать не следует. Сколько бы ребенку ни было лет, запреты должны присутствовать.
Они являются неотъемлемым элементом правильного воспитания.
Запреты и ограничения, если не переходят всякие границы, являются полезными для формирования адекватного отношения к миру и самому себе. Если ребенку все позволять, то он очень скоро перестанет ценить то, что имеет и станет принимать все как должное.
Когда любимый сыночек в три года не слушается маму с папой, мало у кого возникнет желание наказать его. Лет ему совсем еще мало для осознания, что он ведет себя некрасиво. Но и родителям надлежит понять свое чадо. Ребенок просто хочет чувствовать себя важным и значительным.
Поэтому нельзя запрещать слишком много. Этим вы тоже создаете препятствия для развития.
Когда уместны уступки
Родителям важно понимать, что если не уделять достаточно внимания и сил воспитанию, то малыш очень скоро начнет пользоваться тем, что ему всегда уступают.
Ребенок всегда сможет найти некоторую слабину в характере близкого человека, причем распознает он ее с легкостью. Никто не говорит о том, что собственное дитя не нужно жалеть, а надо ограничить во всем. Разумный подход поможет преодолеть любые трудности.
Уступать, конечно, нужно, даже необходимо, ведь ребенок только узнает этот мир, поэтому ему простительны самые нелепые ошибки.
Главное, что стоит уяснить: оставляйте всегда незыблемыми те вещи, которые помогают вырабатывать характер, повторяются изо дня в день или попросту представляют собой опасность. Например, малыш должен с малых лет знать, что нельзя играть с огнем, перебегать дорогу на красный свет светофора (даже если ему очень хочется), баловаться в общественном месте, устраивать истерики в магазине.
В противном случае вы не сможете справиться с ним, когда он станет старше. Дети имеют обыкновение быстро привыкать к приятным вещам. А вот в чем можно уступить: купите ребенку желанную игрушку, только не по первому требованию со слезами, а на какой-нибудь ближайший праздник. Пусть ваше чадо помечтает о какой-то вещице, он должен знать, что все стоит денег, ничего не дается просто так.
Следует уступить ребенку, когда он болеет и плохо себя чувствует. В такие моменты малыш особенно нуждается в вашем внимании и поддержке. Будет несправедливо и неправильно оставлять его страдать еще больше.
В детстве так важно чувствовать, что есть на свете кто-то могучий и сильный, кто всегда сможет защитить тебя и убережет от всяких опасностей (реальных или мнимых, существующих лишь в воображении).
Объясняйте, за что наказываете
Если вы все же прибегаете в процессе воспитания к некоторым методам воздействия, то нужно обязательно пояснять ребенку свой поступок. Иначе он может очень сильно обидеться и затаить злость на долгие годы. Вряд ли родители стремятся к такому повороту событий.
Иногда может казаться, что объяснять ничего и не нужно, но это не так. Маленький человек не всегда оказывается в состоянии сразу сопоставить некоторые факты и сделать соответствующие выводы.
Объяснение своего поступка поможет снизить степень обиды ребенка на происходящее и сделать соответствующие выводы.
Наказание может быть словесным и физическим. В первом случае на ребенка идет воздействие посредством неодобрения со стороны отца и матери. Он начинает понимать, что ведет себя не лучшим образом.
Если ребенок капризничает и позволяет себе различные шалости, то самым лучшим методом является просто сделать ему замечание, объяснив, почему так вести себя не нужно. Прибегать к физическому наказанию не рекомендуется.
Доказано, что данная мера воздействия не способствует восстановлению контакта детей с взрослыми, а напротив, отдаляет их друг от друга. Физическое наказание ведет к непониманию в отношениях, к формированию различных комплексов, обид, неадекватного поведения в дальнейшем.
Пять типов детского вредничания и советы по его исправлению
Порой дети не просто шалят и балуются, но делают все словно «назло», целенаправленно нарушая запреты родителей, чтобы насладиться их реакцией. Почему он так себя ведет и как пресечь это на корню – разбираемся!
Дети редко ведут себя идеально, более того, чересчур послушный ребенок выглядит даже подозрительно, согласитесь. Но ругать малыша, который, несмотря на предупреждение, не может сдержать эмоции и в самый неподходящий момент начинает бегать, прыгать, петь во все горло, совершенно не хочется.
Другое дело, когда ребенок сознательно идет на мелкие пакости: делает то, от чего вы его просили воздержаться, прекрасно помня о вашем запрете и наслаждаясь вашей реакцией. Такое поведение, безусловно, нужно немедленно пресечь, и (повторяемся в очередной раз) шлепки – это не выход. А где выход?
Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка
Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей. Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации.
Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:
- Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте. Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: “хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или “давай я включу тебе видео со смешными котятами”. Действовать нужно ситуативно.
- Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения. При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
- Игнорирование. Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать. При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком. Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.
Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на “взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.
Собственное желание
Да-да-да, у ребенка могут быть свои собственные желания и предпочтения. Чаще всего дети настаивают не на чем-то необходимом, а просто потому им этого хочется.
Согласитесь с его решением, если требование ребенка не угрожает его здоровью и жизни и это не обычный каприз: «купи игрушку». Лучший выход – компромисс!
Блейк Лайвли и Райан Рейнольдс ждут третьего ребёнка
Пусть ребенок сам выберет себе одежду для прогулки, а вы заранее объясните ему, что одеваться нужно по погоде. Найдите оптимальный вариант между «полезной» и «вкусной» едой. Предложите ребенку самому выбирать место для прогулки. Когда есть несколько вариантов, он будет выбирать лучший из них, а не отрицать всю идею в целом.
Разные воспитательные подходы
Непослушные и капризные манипуляторы вырастают в семьях, где отсутствует единство в воспитании. Проще говоря, когда мама и папа предъявляют разные требования. Допустим, мама рассказывает, что животных бить нельзя, а папа, наблюдая, как малыш пинает кошку, весело смеётся. Малыши не понимают границ правильного и дозволенного. Оба родителя для них авторитеты и чаще всего они выбирают того, кто больше разрешает. Отучить делать наперекор маме в таких ситуациях будет сложно, так как ребёнок понимает, что у него есть более удобный и покладистый папа-защитник. Нередки случаи, когда причиной делать все назло становится излишняя уступчивость бабушек и дедушек.
Возрастные кризисы
Детские кризисные периоды наступают в 1 и 3 года, 7 лет и в подростковом возрасте. Кризисы всегда сопровождаются переменами в физическом и эмоциональном развитии. Это не продолжительные, но очень бурные этапы. Может резко и не в лучшую сторону измениться поведение и характер, часто отмечается раздражительность и протестное поведение
В такие трудные периоды детям особенно важна забота, внимание и понимание родителей
Невыполнимые задачи
Иногда родители слишком много хотят от детей и ставят недостижимые планки. Переоценивая способности и возможности, ребенка просят выполнить то, что он физически сделать не способен. Если что-то не получается, его ругают и наказывают. Реакцией на завышенные требования становится желание делать все наперекор, непослушание и агрессия. Такие реакции могут проявляться по-разному. Иногда это спокойное молчание, чаще бурные эмоции, сопровождающиеся плачем и истериками. Любой из этих вариантов поведения приводит к непослушанию и желанию поступать «назло» со всеми неопрятными для родителей последствиями.
Недостаток любви и внимания
На протяжении всего периода взросления малыши нуждаются в постоянном контакте и общении с близкими. Совместные прогулки, игры, рисование, чтение, просмотры мультиков – всё это вызывает восхищение родителями, любовь и благодарность
Одинокие дети, обделённые вниманием, чувствуют внутреннее отчуждение. Пытаясь привлечь к себе внимание, они готовы идти на всё, чтобы мама с папой отреагировали на их присутствие и проявили хоть какие-то чувства
Иногда, действуя наперекор и нарочно, и, отказываясь выполнять просьбы, они находят для себя единственный способ сделать так, чтобы их заметили. Даже негативные способы в таких случаях дают результат.
Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?
Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся. Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.
Важно! Ребенок не станет “шелковым” вследствие агрессии со стороны родителей. Своими истериками он показывает и доказывает самостоятельность, поэтому ни один из распространенных способов наказания не может его до конца усмирить. Эффект получается обратным: малыш сталкивается с противостоянием, видит в родителях врагов и проявляет еще большее непослушание
Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить, увеличивая время разговора, добавляя понятные и нейтральные примеры.
Пример в духе:
“вот соседский малыш ведет себя лучше и слушается маму”,
не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: “сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность”. Можно поставить конкретное условие, допустим: “я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате”.
Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания
Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: “ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги”. Еще один пример: “ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени”.
Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: “малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях” или “ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол”.
Запомните! Строгие наказания и ограничения применяются только тогда, когда все позитивные и нейтральные варианты уже неоднократно были испробованы.
Как понять, умеет ли ребенок на самом деле манипулировать?
Вера Якупова
Манипуляция – это желание заставить другого действовать в моих интересах, позабыв о собственных.
Джордж Саймон в книге «Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора» перечисляет способы, которые помогают манипулятору управлять другим. Среди них – лесть, ложь и умолчание, уход от ответа и отвлечение, «навешивание» чувства вины.
Манипулятор не может сказать прямо о том, что ему нужно, потому что это противоречит интересам жертвы – она точно не согласится. Поэтому он пытается найти рычаги скрытого воздействия. Чтобы манипуляция удалась, нужно:
Манипуляция – это непрямое послание. Ребенок же всегда явно сообщает о своем желании или потребности. Младенец плачет и зовет родителей, потому что нуждается в ласке и заботе. У него нет еще каких-то скрытых требований. Трехлетка закатывает истерику, потому что сейчас до невозможности захотелось погулять еще и именно на той площадке. Дети не скрывают своих намерений, не ищут окольных путей воздействия на нас. Наоборот, сообщают громко и прямо то, чего хотят от нас в данную секунду.
Ребенок делает все назло: как быть родителям?
Здравствуйте, дорогие читательницы! Как быть, если ребенок делает все назло? Не слушается, поступает вопреки словам родителей… Такие жалобы я слышу очень часто.
Речь пойдет преимущественно о детях до 5-7 лет. В более старшем возрасте такое поведение свидетельствует лишь о серьезных проблемах в ваших отношениях с ним. И в этих случаях необходимо усиленно налаживать контакт с ребенком, заслуживать его доверие.
Разберем различные ситуации в зависимости от возраста малыша.
Ребенок до года
Это звучит совсем абсурдно. Конечно, грудничок не в состоянии делать что-то назло родителям. Он не может «назло» не спать, плакать, проситься на руки и т.п.
Я писала о том, что в этом возрасте родители обязаны удовлетворять все запросы малыша. Носить на руках столько, сколько требуется. Давать грудь по каждому требованию. И если мама считает, что малыш манипулирует ею, осознанно пытается ей навредить… Это говорит лишь о том, что мама очень устала… И даже в криках младенца видит какой-то злой умысел.
Я не буду пересказывать содержание предыдущих статей… Напомню только, что для малыша до года является совершенно нормальным постоянно находиться на руках. Плакать, если не дают желаемое. Спать только рядом с мамой. Часто висеть на груди… Далеко не все дети нуждаются во всем этом вплоть до года. Но если у ребенка столь высокие потребности — это нормально.
Ребенок 1-3 года
Вот здесь жалобы на детское непослушание встречаются значительно чаще. И бывает, что молодой маме очень сложно разглядеть за «манипулированием» малыша — особенности его развития.
«У дочки кризис одного года. Она не воспринимает никакие запреты! Вредничает, капризничает, истерит…» — подобные фразы приходится слышать очень часто. И хочется еще раз очень громко и четко сказать: дети до 5-7 лет не могут воспринимать запреты!
Давайте повторю еще раз, это очень важно. И на осознание этого может уйти не один год… Дети до 5-7 лет не в состоянии воспринимать запреты!
На это раздаются возгласы: «Нет, нет! Я не согласна! Он все понимает! Я вижу, как он понимает! Понимает, и при этом не слушается! Смотрит на меня, улыбается, и делает назло!»
Что значит — слушаться?
Давайте поясним, что значит — адекватно реагировать на запреты. Дети в 1 год действительно понимают почти все, что вы им говорите. И действительно понимают, что вы от них хотите, произнося слово «нельзя». Более того, они могут «послушаться» вас. По следующим причинам:
- у них почти нет желания брать запретное. Им это не так интересно;
- их притягивает обещанный «пряник», который для них оказался интереснее запретного. Но такое обычно бывает только после 2 лет;
- они боятся наказания. Вы запугали ребенка, и теперь он из страха готов отказаться от чего угодно. И честно говоря, не стоит радоваться такому «послушанию».
А теперь слушайте главное: мне 25 лет. Я знаю слово «нельзя». Я знаю, что нельзя есть после 6 вечера. Но не всегда мне хватает силы воли не есть пирогов на ночь.
Хотя я вроде бы не дурочка. И мне много раз говорили, что ночные поедания мучного — это очень плохо. Иногда я даже сама замечаю это по своему самочувствию… Но все равно не могу отказаться от этой тяги. Конечно, такое происходит не каждый день, но все же…
А теперь представьте ребенка. В год, два или три. У которого нет такого органа, как разум и сила воли. Разум начинает развиваться только в 5-7 лет. До этого есть только эмоции и желания. И мы не можем винить своих малышей за это…
Таковы особенности развития человека. Новорожденный не может ходить и говорить… А дошкольник еще не обладает разумом. И не может совершать никакие аскезы без мощного пинка.
Так вот, у детей эмоции гораздо сильнее, чем у взрослых. И если взрослые не всегда могут противостоять своим желаниям, то почему вы ждете этого от малышей?
Да, ребенок будет активно «манипулировать» родителями. Всеми силами добиваться желаемого. Это нормально. У него есть какое-то сильное желание. Он пока не способен понять, насколько оно разумное, правильное, безопасное… И если родитель говорит ему «нет» — это вызывает бурю различных эмоций.
Это нормально. И ваша задача — не «воспитывать» карапуза. А сделать следующее:
- Оценить, насколько осуществимо желание малыша. Если есть хоть какая-то возможность его исполнить — лучше исполнить.
- Если желание ребенка небезопасно (залезть куда-то слишком высоко, включить плиту, разрезать мамино пальто) — попробовать отвлечь ребенка чем-то другим. Предложить интересную игру или что-то еще более завораживающее.
- Если ничего не выходит — остается только мягко поставить ребенка перед запретом. И принять любые его эмоции. Спокойно и с любовью.
Это значит, что если карапуз упорно лезет туда, куда нельзя — просто снимаем его оттуда и уносим. Снова туда лезет — снова уносим. Спокойно, мягко, с любовью. По своему опыту, скажу, что через 20-30 минут ребенку эта игра надоедает. Но даже если не надоест — повторяйте эти действия столько, сколько нужно.
Если ваша кроха в 2 года поливает пол водой из ванны и не реагирует на первую просьбу, вы можете предложить ей переливание из стаканчика в стаканчик. Не помогло? Значит, просто вытаскиваем свое чадо из ванны. Все. Не надо ни ждать послушания, ни злиться, ни пытаться что-то долго объяснять про свойства воды и риск затопления неизвестных соседей снизу.
Если ребенок при этом начинает истерику — не злитесь. Отнеситесь к этому с пониманием. Говорите ласковые слова, обнимайте, жалейте. Проговаривайте его эмоции: «Как ты злишься! Унесли из ванны! Как тебе обидно!» Сочувствуйте. Но оставайтесь непреклонными.
Если малыш не дает себя обнимать — также отнеситесь к этому с пониманием и уважением. Проговариваем эмоции и сочувствуем на расстоянии. Когда первый всплеск проходит — обязательно обнимаем.
Также читайте статью «Ребенок в 1 год не слушается».
Еще хочу добавить: не важно, с каким выражением лица ваш карапуз не слушается. Он может улыбаться, принять хитрый вид, вредный, упрямый или любой другой… Это не важно. Такая у него реакция на запрет. Однако, в любом случае, он делает все это не потому что ему нравится поступать «назло»… А потому, что он просто ребенок.
Ваша задача — напитать свою кроху любовью. Просто напитать любовью. По-максимуму. Не воспитывать, а дать максимум принятия и любви. Вы еще успеете научить свое чадо строгости… До 5 лет ребенку для гармоничного развития нужна только ваша безусловная любовь.
От 3 до 5 лет
В общем-то, с 3 до 5 лет почти ничего не меняется. Есть только две особенности:
- в 3 года малышу свойственно реагировать на запреты особенно остро. Об этом читайте в статье о кризисе трех лет;
- в 3-5 лет уже можно многое объяснить ребенку. Конечно, не всегда… Но уже стоит попробовать.
Поэтому, в 4-5 лет с детьми уже значительно проще. Но все равно нельзя забывать, что от них нельзя требовать подавления их желаний и большой силы воли.
Конечно, в этом возрасте хорошо работает «кнут и пряник». Когда мы либо подкупаем своего ребенка, либо чем-то угрожаем. Однако, я против таких методов воспитания (хотя они являются нормой в нашем обществе). Подробнее — читайте в статье «Как воспитывать детей без наказаний?»
Мне очень хотелось бы, чтоб эта статья оказалась для вас полезной.
Также рекомендую посмотреть вот это небольшое видео психолога, который рассказывает, как уменьшить проявления бунта у малышей:
Поделитесь ссылкой на этот пост в социальных сетях и подпишитесь на новые статьи блога. Я желаю вам счастья. До встречи!
Источник: https://pozdnyakova.org/rebenok-delaet-vse-nazlo-2/
Маленький молчун
Вы по сто раз просите убрать игрушки, вымыть руки, надеть шапку, но разговариваете словно с пустым местом? Такое поведение раздражает даже больше, чем скандалы и крики! Когда вас откровенно игнорируют, вы невольно повышаете тон, срываетесь на крик. В результате картина совсем неприглядная: мама в истерике, а ребенок отстраненно наблюдает за ней.
Прежде всего, следует помнить, что игнорирование ваших обращений – это форма протеста. Первичен протест, а уже его проявление (ничего не слышу) вторична. Постарайтесь разобраться, что и почему не устраивает вашего ребенка. Возможно, у него просто нет другого способа выразить свое мнение? Вы не слышите малыша, он демонстративно «не слышит» вас.
Разные воспитательные подходы
Непослушные и капризные манипуляторы вырастают в семьях, где отсутствует единство в воспитании. Проще говоря, когда мама и папа предъявляют разные требования. Допустим, мама рассказывает, что животных бить нельзя, а папа, наблюдая, как малыш пинает кошку, весело смеётся. Малыши не понимают границ правильного и дозволенного. Оба родителя для них авторитеты и чаще всего они выбирают того, кто больше разрешает. Отучить делать наперекор маме в таких ситуациях будет сложно, так как ребёнок понимает, что у него есть более удобный и покладистый папа-защитник. Нередки случаи, когда причиной делать все назло становится излишняя уступчивость бабушек и дедушек.
ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?
Возможна и обратная ситуация – поведение ребёнка является не следствием его психологических переживаний, а отражением состояния заботящегося о нём взрослого. Не секрет, что родители устают от постоянного напряжения, которое создают современный ритм жизни, работа, нехватка денег, отдыха, невозможность полноценно реализоваться. Родители могут срываться на ребёнка из-за собственной чрезмерной усталости и неудовлетворённости собственной жизнью, особенно в периоды кризисов или травмирующих ситуаций – увольнение, смерть близких, развод, тяжелые отношения с собственными престарелыми родителями. Когда не хватает сил и времени на себя, постоянные требования заботы от другого человека могут стать поводом для раздражения.
В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.
В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.
Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.
Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.
Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.
Разные воспитательные подходы
Непослушные и капризные манипуляторы вырастают в семьях, где отсутствует единство в воспитании. Проще говоря, когда мама и папа предъявляют разные требования. Допустим, мама рассказывает, что животных бить нельзя, а папа, наблюдая, как малыш пинает кошку, весело смеётся. Малыши не понимают границ правильного и дозволенного. Оба родителя для них авторитеты и чаще всего они выбирают того, кто больше разрешает. Отучить делать наперекор маме в таких ситуациях будет сложно, так как ребёнок понимает, что у него есть более удобный и покладистый папа-защитник. Нередки случаи, когда причиной делать все назло становится излишняя уступчивость бабушек и дедушек.
Возрастные кризисы
Детские кризисные периоды наступают в 1 и 3 года, 7 лет и в подростковом возрасте. Кризисы всегда сопровождаются переменами в физическом и эмоциональном развитии. Это не продолжительные, но очень бурные этапы. Может резко и не в лучшую сторону измениться поведение и характер, часто отмечается раздражительность и протестное поведение
В такие трудные периоды детям особенно важна забота, внимание и понимание родителей
Невыполнимые задачи
Иногда родители слишком много хотят от детей и ставят недостижимые планки. Переоценивая способности и возможности, ребенка просят выполнить то, что он физически сделать не способен. Если что-то не получается, его ругают и наказывают. Реакцией на завышенные требования становится желание делать все наперекор, непослушание и агрессия. Такие реакции могут проявляться по-разному. Иногда это спокойное молчание, чаще бурные эмоции, сопровождающиеся плачем и истериками. Любой из этих вариантов поведения приводит к непослушанию и желанию поступать «назло» со всеми неопрятными для родителей последствиями.
Недостаток любви и внимания
На протяжении всего периода взросления малыши нуждаются в постоянном контакте и общении с близкими. Совместные прогулки, игры, рисование, чтение, просмотры мультиков – всё это вызывает восхищение родителями, любовь и благодарность
Одинокие дети, обделённые вниманием, чувствуют внутреннее отчуждение. Пытаясь привлечь к себе внимание, они готовы идти на всё, чтобы мама с папой отреагировали на их присутствие и проявили хоть какие-то чувства
Иногда, действуя наперекор и нарочно, и, отказываясь выполнять просьбы, они находят для себя единственный способ сделать так, чтобы их заметили. Даже негативные способы в таких случаях дают результат.
Причины непослушания
Дети очень быстро растут и меняются. Уже в 2–3 года у них появляются свои желания, вкусы, настроения, пристрастия и характер. К этому надо быть готовым и спокойно воспринимать любое открытие в поведении. В раннем возрасте отклонения скорректировать легче, но делать это нужно очень аккуратно. Желание поступать назло взрослым может быть спровоцировано разными причинами.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДИСЦИПЛИНА!
Папа 8-летнего Димы – военный и много времени проводил в командировках. После ухода в отставку он решил заняться домом и семьей, взять под контроль учебу и поведение сына, чтобы тот вырос «настоящим мужиком». Ему и раньше казалось, что Дима ленивый, учится кое-как. «Бабушка и мама тебя избаловали! Железная дисциплина и полный порядок – вот что нужно для мужчины». Однако общение с отцом сводилось к требованию отчитываться, что, когда и как было сделано. Обнаружилось, что Дима делает не все уроки, а если делает, не всегда аккуратно. Но хуже всего то, что серьезные разговоры и нравоучения не приводили к улучшениям. Мальчик замкнулся, стал где-то пропадать после школы, врать, когда его расспрашивали, где и с кем он гулял. Словом, на глазах становился типичным малолетним преступником, который ничего, кроме наказания, не заслуживал. Папу скоро вызвали в школу, чтобы разобраться в резкой перемене в поведении и ухудшении учебы у Димы. В ситуацию вмешался школьный психолог, но «урезонить» отца не удалось. Через два года родители Димы развелись, и мальчик с мамой переехал в другой город.
Отец:
«Мое слово – закон! Сегодня у тебя следующий распорядок…»
Сын:
«Почему он командует? Со мной никто так грубо не разговаривал. Он злой, он меня не любит».
Отцы часто занимают менторскую позицию. Таково культурное предписание: быть главой семьи у нас означает обладать безусловным авторитетом, решения которого не оспариваются. Однако эта традиционная модель семьи переживает кризис: мамы не хотят быть только «исполнителями», потому что они тоже работают, тоже гарантируют семье доход и статус. Дети ожидают, что отцы, как и мамы, будут объяснять причины своих решений, обсуждать их, помогать детям ставить цели и планировать свои действия. Понятно, что «демократический» и «авторитарный» стили воспитания несовместимы. Если родители используют разные стратегии, ребенок окажется в сложной ситуации и, как вы понимаете, скорее выберет тот стиль, который в большей мере учитывает его интересы. Невозможно быть исполнительным и инициативным одновременно. Для мальчишек важна инициатива и экспансивность – возможность расширять свое физическое и психологическое пространство.
Кроме того, начиная с двух лет, в силу своих физиологических особенностей, мальчики могут отвечать агрессией на усиление дисциплины. Примерными и послушными бывают как раз девочки. Поэтому с мальчиками всегда труднее договориться.
Я сам
Все же мы, родители, противоречивые личности. Как часто мы говорим: «ты уже не маленький», «ты стала большой», когда просим своего сына или дочку самому зашнуровать ботинки, надеть пальто, не соглашаемся брать их на ручки. Куда исчезает наша уверенность в них, когда мы слышим: «Я САМ!».Причина очевидна – взрослые сделают все быстрее и лучше. Иногда дети противятся тому, что их принуждают.
Позвольте ребенку самому поучаствовать в процессе наравне со взрослыми — так ребенок самоутверждается
Да, это займет больше времени, но ведь так важно, чтобы ребенок был спокоен и доволен
Дети не воспринимают ваши запреты. Они не понимают их суть, их необходимость и важность. О чем говорить, если даже взрослый человек знает, что нельзя нарушать правила дорожного движения, но все равно не пристегивает ремни безопасности? Все мы знаем, что курить вредно, но тогда откуда берутся курильщики?. Взрослый человек не может следовать всегда и во всем определенным правилам и при удобном случае их нарушает, что же тогда говорить про ребенка? Ребенок никогда не будет делать назло родителям, которые созидают в семье атмосферу любви и понимания, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав
Взрослый человек не может следовать всегда и во всем определенным правилам и при удобном случае их нарушает, что же тогда говорить про ребенка? Ребенок никогда не будет делать назло родителям, которые созидают в семье атмосферу любви и понимания, приучая его к обязанностям, но, не забывая его прав.
Воспитание ребенка на собственном примере
Что делать, если ребенок не слушается – советы
Лучший метод воспитания – собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они “подсматривают” у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну – сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения – покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.
Давление и чрезмерный контроль
Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.
Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».
Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:
- безынициативность;
- заниженная самооценка;
- мстительность;
- склонность к обману.
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.
Способы, помогающие добиться послушания
Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.
Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.
Обратите внимание! Более того, особенности развития в психологии являются первым фактором, на который рекомендуется полагаться в процессе воспитания ребенка любого возраста. Малыши в 2, 3, 4 года различны между собой. Ребенок может начать бунтовать в возрасте 4 лет или 2,5 – это зависит только от скорости развития его мышления и восприятия окружающего мира.
Крайнее выражение непослушания – уход из дома
Главные правила, позволяющие добиться послушания:
- Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
- Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
- Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями. При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
- Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко. Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
- Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”. Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.
Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать. Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям.
В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.
Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.
В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя
Вторжение в ваше личное пространство
Вы говорите по телефону? Просматриваете ленту в соцсетях? Беседуете с другим взрослым? А ваше чадо подходит к вам с детским вопросом, наивной просьбой, шумно играет рядом. Вы его прерываете, просите «оставить вас в покое», пойти поиграть самому. Не стоит удивляться, что ребенок говорит еще громче, перебивает, дергает вас за подол, вызывая раздражение.
«Я плохая мать, жена, друг»: Екатерина Климова — откровенно о личном
Ему всего лишь захотелось вашего внимания. Именно сейчас. И, если вы не ответите ему взаимностью, не утверждайте потом, что вы его любите в каждое мгновение вашей жизни. В эти моменты обнимите его, погладьте по голове, пусть постоит рядом. Именно телесный контакт так важен для маленького ребенка, он намного сильнее ваших слов. Минута такой нежности с лихвой вознаградит вашего ребенка, а вам позволит продолжить то, что вы делали.
Ваша реакция имеет значение
Если вы отреагируете на разговор вашего ребенка, взорвавшись или потеряв самообладание, он ответит непослушанием и неуважением. Напротив, он станет более послушным, когда вы будете спокойны, готовы к сотрудничеству и последовательны. Он научится быть уважительным, если вы уважаете его и других в семье. Если он становится непослушным и выходит из-под контроля, назначьте тайм-аут, пока он не успокоится и не восстановит самообладание.
Когда ваш ребенок послушен и уважителен, сделайте ему комплимент за такое поведение. Поощряйте поведение, которое вы ищете, включая сотрудничество и разрешение разногласий. Эти позитивные усилия всегда будут намного успешнее наказания.
Как вести себя родителям, если ребенок начинает делать все наперекор
Психологически дети очень ранимы и не каждый способен без последствий выдержать всплески родительских эмоций. Чувствуя давление, ребёнок начинает выстраивать защитный барьер и ищет ту форму поведения, которая в определенной ситуации оказывается более действенной. Одной из таких реакций на запреты и приказы становятся действия «назло», которые выражаются в непослушании, игнорировании просьб и истеричном поведении. Пока отношения не изменятся, он будет вести себя так, как не нравится родителям. Чтобы восстановить нормальное общение, взрослым придётся очень постараться.
Решайте проблемы мирным путем
Когда ребёнок протестует и делает все назло, не пытайтесь угомонить его силой. Это проигрышная стратегия. Не демонстрируйте своё превосходство и всегда договаривайтесь заранее. Не надо выключать телевизор и заставлять его незамедлительно отправляться в кроватку. Даже взрослым неприятно, когда что-то увлекательное прерывается в самый интересный момент. Ребёнок отреагирует протестом и недовольством. Попробуйте заранее и спокойно сообщить, что как только мультик закончится, мы выключим телевизор и будем спать.
Не уступайте, пытаясь прекратить истерики
Если Дети кричат, топают ногами и устраивают истерики, соблюдайте терпение. Они прекрасно пользуются своим обаянием, чтобы добиться желаемого. Многие хитрецы могут сделать вид, что слушают и соглашаются, но они уже заранее решили, что сделают все по-своему. Если постоянно уступать, непослушание станет привычкой.
Почему ребенок меня не слышит
- Обычно не слышат тех людей, которые склонны к психологическому подавлению другой личности.
Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.
- Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.
Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.
- Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.
Читать далее: Зависть. Что делать когда завидуешь ты и когда завидуют тебе
Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.
Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.
- Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.
Нужно разобраться, что за этим кроется? Например, в свое время, когда ребенок хорошо учился, от него многих вещей уже добивались криком. У ребенка неразвиты определенные способности, в раннем детстве родители не помогли ему стать познавательным, ответственным, инициативным, устремленным. Ведь это, правда, что одним детям лучше дается русский язык, а другим математика.
Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.
А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию. Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать.
- Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.
Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.
Читать далее: Как справиться с давлением друзей?
Отсутствие контакта с родителями
Слишком молодые родители, неготовые к появлению другой жизни рядом, рождение второго ребенка, нехватка времени, равнодушие или нелюбовь к ребенку, эгоизм родителей, нежелание вникать в жизнь маленького человека, карьера, большая занятость на работе и многое другое часто приводят к тому, что ребенок становится одиноким.
За внутренним отчуждением следует состояние, когда сын или дочь любым путем стараются привлечь внимание родителей к себе. Одним из типов поведения обычно становится то, что при любых обстоятельствах и просьбах малыш начинает делать все назло
Кажется, к нему невозможно достучаться.
Контакт с ребенком на протяжении всего периода взросления дает ему чувство уверенности и готовит к будущей жизни. Обычная потребность общения, совместных игр, просмотра телевизора, чтения книжек, рисование и т. д. вызывает у детей чувство восхищения родителями, а как результат – послушание.
Чрезмерный родительский контроль
Выполнять все требования родителей безукоризненно и при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно. Очень часто родители сильно ограничивают свободу действий ребенка — только для того чтобы избежать дополнительных забот и оставить больше времени для самих себя.
Не давите на ребенка. Давайте ему поручения и просьбы, а не приказывайте. Естественно, запреты быть должны. Например, нельзя играться с ножом, стоять на подоконнике, бегать по проезжей части дороги и т.д. Но не стоит кричать на малыша.
Попробуйте объяснить всё спокойно и логично. Расскажите, почему именно нельзя это делать и к чему может привести непослушание. Нередко мамы, готовя еду на кухне не разрешают детям играть с мукой, крупой, разливать воду по чашкам и кастрюлькам, чтобы не заниматься потом уборкой. Тем самым они подавляют интерес детей, лишают их дополнительных минут совместного общения.
Что можно сделать с хронически непослушным ребенком?
Время от времени большинство детей бросают вызов желаниям своих родителей и начинает делать все назло. Это часть взросления и проверки руководящих принципов и ожиданий взрослых. Это один из способов, с помощью которого дети могут узнать и открыть для себя самих себя, проявить свою индивидуальность и обрести чувство автономии. Расправляя свои независимые крылья и вступая в незначительные конфликты со своими родителями, они обнаруживают границы правил своих родителей и своего собственного самоконтроля.
Иногда, однако, эти конфликты представляют собой нечто большее, чем случайные нарушения, и становятся образцом взаимодействия родителей и детей. Непослушание может иметь множество причин. Иногда это происходит из-за необоснованных родительских ожиданий. Или это может быть связано с темпераментом ребенка или со школьными проблемами, семейным стрессом или конфликтами между его родителями.
Маленький экстремал
Некоторые малыши, несмотря на все ваши просьбы, запреты и увещевания, словно задались целью покалечиться. Они залезают на подоконники, хватают ножи и ножницы, выбегают на дорогу и норовят засунуть в розетку разные предметы.
Разумеется, впервые малыш сделал это ненамеренно, жажда познания мира вкупе с ограниченным опытом могут привести к самым рискованным результатам. Объяснений ребенок еще не понимает, последствий – не представляет, зато ваша непроизвольная реакция ему может очень понравиться!
Вы, во-первых, немедленно бросаетесь к своему чаду (а это, с точки зрения малыша, уже неплохо!) Во-вторых, тут же включаетесь «в игру» (ловите, догоняете, пытаетесь отобрать опасный предмет – ура, играем!). В-третьих, смешно кричите странным голосом. Конечно, потом вы его отругаете и, возможно, даже шлепнете (зачем, ведь так отлично веселились, недоумевает малыш), но развлечение того стоит.