Во сколько и как рассказать ребенку, откуда берутся дети – рекомендации по возрастам. Как объяснить сыну и дочке, откуда берутся дети


Общие рекомендации

Оптимальный период для разговора – дошкольное детство. Как правило, дети именно в этот период сами задают насущный вопрос. Это этап максимального любопытства, любознательности, или возраст «почемучки».

Не стоит самим затевать первый разговор по этой теме, нужно дождаться инициативы ребенка. Материал усваивается тогда, когда он интересен, востребован. Начнете разговор раньше времени – вызовете скуку, усталость, раздражение и отвращение.

Итак, дождались, ребенок спросил о своем происхождении. Что делать дальше:

  • Не искать отговорок, отсрочек. Спросил – надо ответить. Тем более повторять вопрос дети могут каждый час и каждый день. Или наоборот, убедившись в некомпетентности и скрытности родителей, уйдут искать просвещение в другом месте.
  • Не пользуйтесь историями про капусту, аистов, магазин продажи детей и прочее. Рано или поздно вам придется рассказать правду, или ребенок узнает ее из другого источника. Но результат в обоих случаях одинаков: мама и папа обманули меня, им нельзя доверять, они соврали один раз и соврут снова, а еще меня учат, что врать нехорошо.
  • Говорите правду, но корректируйте ее в соответствии с возрастом ребенка. Например, дошкольнику необязательно знать внутреннее строение половых органов. А вот ученикам средних классов об этом можно и нужно рассказывать как дома, так и в школе.
  • Отвечайте строго на вопросы ребенка: ни больше ни меньше. То же актуально для второстепенных вопросов. Если ребенок спрашивает о своей анатомии, то описываем только его гендер. А вот если спросил разницу между мальчиками и девочками, то рассказываем про анатомию обоих полов.

Вопрос о том, откуда берутся дети – показатель интеллектуального развития, взросления ребенка. Это значит, что он в принципе готов к усвоению теоретических знаний, к обучению. У вас растет здоровый и активный ребенок, чье развитие соответствует норме.

Откуда берутся дети?!

В этом разделе будет рассказано о роли мужчины в рождении ребенка.

Когда мальчик рождается, в яичках у него имеются клетки — предшественники сперматозоидов. До завершения периода полового созревания эти клетки не активны, они как бы спят. Клетки-предшественники — наиболее чувствительные к повреждающим агентам клетки яичка. Многие отрицательные факторы — алкоголь, курение, радиация, прием медикаментов, болезни — легко могут вызвать их повреждение.

При эякуляции у мужчины выделяется от 5 до 15 мл спермы (столовая ложка). Каждый миллилитр спермы содержит 20—60 млн сперматозоидов. За свою жизнь мужчина в среднем выделяет 20 л спермы. Чайная ложка спермы содержит 5 калорий. Средний русский мужчина занимается сексом 131 раз в год. По доктрине Эфферетца, мужчине отпущено на жизнь 5400 эякуляций.

В пубертатный период начинается процесс сперматогенеза, т.е. создания зрелых сперматозоидов (синоним спермии) — половых клеток мужчины. Этот процесс состоит из трех последовательных фаз. Вначале клетки-предшественники начинают делиться, создавая запас клеток. В каждой клетке человека содержится 46 хромосом, в которых с помощью генов записана вся информация об организме. Хромосомы разбиты по парам. Имеется 22 пары обычных хромосом и одна пара так называемых половых хромосом, которые определяют пол будущего ребенка. Женская половая хромосома называется Х-хромосомой, а мужская — У. Соответственно последняя, 23-я пара хромосом у женщины содержит две Х-хромосомы (XX), а у мужчины — X и У (ХУ). Когда клетка делится, то каждая новая клетка должна получить полный набор хромосом, т.е. в каждой новой клетке имеется такой же хромосомный набор, как и в материнской. Такой способ деления клеток называется митозом. Если бы в процессе оплодотворения слились две такие клетки, то произошло бы удвоение хромосомного набора человека, т. е. хромосом стало бы 92. Чтобы этого не допустить, половые клетки делятся специальным способом, который получил название мейоз. При этом делении каждая половая клетка получает только половину от хромосомного набора. Расходятся по разным клеткам и половые хромосомы. У мужчин половина половых клеток содержит по У-хромосоме и половина — по X. У женщин все клетки содержат только Х-хромосому.

Потом мужские половые клетки созревают до сперматозоидов. Клетка перестраивается, у нее формируется хвост и головка (рис. 1).

Рис.1. Строение сперматозоида. А — головка; Б — шейка;С — хвост.

После такой трансформации сперматозоид готов к путешествию в поисках яйцеклетки. Процесс формирования спермиев у человека постоянен и занимает 64 + 4 дня. Их размер достигает 70 мкм. За счет жгутика хвоста сперматозоид способен двигаться. Скорость его движения у человека — 30—50 мкм /сек. В мужском организме производятся миллионы сперматозоидов. К сожалению, за последние десятилетия количество сперматозоидов в эякуляте неуклонно уменьшается. Так, если в 1940 г. нормой считалось 113 млн в 1 мл, то в 1990 г. эта цифра уменьшилась до 66 млн/мл и продолжает падать. За это время уменьшилось и общее количество эякулята. Эти данные говорят об ухудшении репродуктивного здоровья мужского населения, а может быть, и о феминизации мужчин.

Сперматозоиды образуются в извитых канальцах яичка, из которых поступают в придаток и далее в семявыносящий проток (см. «Как устроены мальчики»). Все эти образования представляют собой по своей сути трубочки, стенки которых содержат мышечные волокна, благодаря сокращению которых сперматозоиды продвигаются вперед. Из семенных пузырьков к сперматозоидам добавляется секрет, представляющий собой желтоватую, вязкую жидкость, содержащую белки и фруктозу. Жидкость семенных пузырьков составляет основной объем эякулята. И наконец, семенная жидкость достигает заднего отдела уретры, где в нее добавляется секрет простатической железы. Теперь эякулят полностью готов. В сперме мужские половые клетки составляют только 5% от ее общего объема. Выработка сперматозоидов в мужском организме происходит непрерывно на протяжении всей жизни и до глубокой старости. За свою жизнь мужчина в среднем выделяет около 20 л спермы.

Во время полового акта, при эякуляции, сперма проходит по уретре и попадает во влагалище. Теряя по пути «товарищей», сперматозоиды устремляются на поиски яйцеклетки. Двигаться им позволяет жгутик. Уже через несколько минут после полового акта спермин достигают шейки матки, однако их большая часть остается во влагалище и затем выделяется наружу. Сперматозоиды, попавшие в шейку матки, остаются жизнеспособными в течение нескольких часов. Чтобы сперматозоидам двигаться дальше, слизь канала шейки матки должна приобрести определенные свойства, что случается в середине менструального цикла. Движение сперматозоидов внутри матки к месту оплодотворения занимает от 2 до 7 часов. Из миллионов и миллионов сперматозоидов, отправившихся в дорогу, до маточных труб добирается только несколько сот. «Отчаявшиеся», дефектные и неполноценные спермин погибают по дороге. К конечной цели приходят только самые сильные и здоровые. В маточных трубах сперматозоиды затаиваются и ждут, когда произойдет овуляция — выход созревшей женской половой клетки. В жизнеспособном состоянии сперматозоиды могут находиться в половом тракте женщины от 24 до 48 часов.

В отличие от яичек мальчика яичники девочки к моменту рождения уже содержат все половые клетки (овоциты). Овоциты поэтому более подвержены хромосомным аномалиям, чем сперматозоиды. Новых половых клеток в течение жизни в организме женщины не образуется. К моменту рождения яичник девочки содержит примерно 2 млн овоцитов. К моменту полового созревания их количество уменьшается примерно до 100 тыс. и продолжает снижаться далее на протяжении всего репродуктивного периода женщины. В течение жизни в организме женщины происходит 300—350 овуляций, т. е. возможностей зачать ребенка.

Во время овуляции яйцеклетка выделяет специальные вещества, привлекающие сперматозоиды. Как только сперматозоид достигает яйцеклетки, мембраны двух клеток сливаются, и образуется единая клетка.

Но посчастливиться может только одному сперматозоиду: сразу же после оплодотворения мембрана становится непроницаема для других спермиев. Калитка захлопнулась.

Мы помним, что каждая половая клетка содержит половинный набор хромосом человека. Слившись, половые клетки восстанавливают долженствующее количество хромосом. От того, какой сперматозоид, содержащий Х- или У-хромосому, проник в яйцеклетку, зависит пол будущего ребенка.

После оплодотворения зародыш имплантируется в стенку матки, где продолжается его развитие.

Все. Беременность наступила. Больше от мужчины уже ничего не зависит.

из https://www.mir-malchikov.com

Рекомендации по возрастам

Если слишком рано рассказать об особенностях анатомии, процесса зачатия и вынашивания, рождения, то ничего кроме негативной реакции, плача, страха взросления, отвращения и психотравмы вы не получите. Какие же формы ответа соответствуют разным этапам взросления?

Дошкольный возраст

Люди обладают разным складом ума, и это заметно с рождения. Кто-то много мечтает, склонен представлять вещи абстрактно или стремится прочувствовать все на себе. А кто-то отличается рассудительностью, сдержанностью, логичностью. Это важно учитывать, выбирая форму общения с дошкольником.

Возможные формы ответа:

  1. Сказка о принце и принцессе или двух прекрасных молодых людях, которые полюбили друг друга, стали жить вместе. А со временем их сильное чувство породило малыша, который вобрал в себя лучшие качества отца и матери, внешне был похож на каждого из них. Можно рассказать в виде сказки вашу историю сближения с супругом.
  2. Краткое и лаконичное сообщение о том, что дети появляются в родильном отделении больницы.
  3. Подробное объяснение. От сильной любви мамы и папы в животе мамы зародился малыш. Сначала он был крошечным, беспомощным, привязанным к пупочку матери, дышал и ел тоже вместе с ней. Но постепенно ребенок рос, становился самостоятельным и захотел выйти из животика, а врач помог ему в этом. И хотя физической связи между мамой и ребенком сейчас нет, сын (дочка) по-прежнему самый родной человек.

Ребенку в этом возрасте важно не столько содержание ответа, сколько сам ответ. Это удовлетворение любопытства. Но помните об общих правилах – не пошатните доверие ребенка к вам.

Младший школьный возраст

В возрасте 6 (7)–10 (11) лет историю о силе любви и ребенке в животе придется расширить. Обычно дети сами хотят узнать подробности, они спрашивают, как ребенок попал в живот. Деваться некуда, придется приоткрывать завесу «страшной тайны»: ребенок вырос из семечка.

«Что за семечко? Как оно попало?», – спросит малыш. Деликатно даем еще немного информации: ты же знаешь, что мама с папой очень любят друг друга. Так сильно, что спят вместе, крепко обняв друг друга и периодически целуясь. И вот однажды семечко папы попало к маме. Ребенок примет это, тем более обычно дети становятся свидетелями повседневной нежности родителей, проявления их любви друг к другу. Это нормально и полезно для усвоения ребенком гендерных ролей, будущего построения отношений, составления представлений о семье, отношениях взрослых людей.

В дополнение можно вместе с ребенком прочитать книгу. Например, труд Катерины Януш «Как я появился на свет?». Эта книга предназначена для совместного анализа родителей и детей: мама или папа читает и попутно объясняет. Информация сопровождается красочными иллюстрациями. Некоторые родители читают ее даже дошкольникам.

В книге подробно разобран вопрос деторождения: зачатие, беременность, роды, почему рождаются девочки или мальчики, близнецы. После ее прочтения ребенок узнает, что до рождения был «головастиком» в «мешочке папы» и одновременно «клеточкой в животике мамы». Мама и папа всю жизнь носили его внутри как кусочки пазла, но даже не догадывались об этом.

В книге также описаны варианты рождения ребенка: из «маминой дырочки» или при помощи кесарева сечения («врач вырезал дверцу»). В общем, работа стоящая, но я рекомендую сначала родителям самим прочитать книгу, оценить соответствие материала уровню развития ребенка.

Средние классы

Средние классы соответствуют раннему подростковому возрасту. Это особый, сложный момент, ключевым звеном которого является идентификация, в том числе полоролевая. В это время нужно говорить об особенностях репродуктивной системы, строении половых органов, тонкостях полового контакта и специфике сексуальной жизни.

Проблема кроется в том, что подростки стесняются говорить об этом с родителями. Да и на их приглашение к беседе реагируют негативно. Или могут ответить, что все и так знают. Да, интернет и старшие товарищи занимаются сексуальным просвещением молодежи, но часто это принимает извращенный или выборочный характер. Опускается тема контрацепции, болезней, незапланированной беременности и т. д.

Впрочем, это уже другие темы, заслуживающие отдельного разговора. Мы затронем только вопрос сексуальной близости и зачатия. Говорить об этом нужно. Но лучше использовать следующие формы:

  • дать подростку интересную, проиллюстрированную книгу, например, «Откровенный разговор с подростком про ЭТО» (авторы А. Котенева, Е. Кащенко);
  • дать ссылку на тематический сайт, проверенный лично родителями;
  • дать диск с интересной лекцией (роликом, фильмом).

Предложите материал и скажите, что подросток сам может посмотреть его, когда захочет, когда это будет нужно. А если что-то останется непонятным, волнующим, то он всегда может обратиться к родителям.

Что следует говорить, а что нет

Вопрос «откуда берутся дети?» ваше чадо может задать вам в любом возрасте. По мере развития и получения извне каких-то новых фактов по теме деторождения вопросы об этом будут появляться повторно. Важно понимать, что на момент разговора с родителями ребёнок уже будет обладать какой-либо деструктурированной информацией. По большому счету такой разговор необходим ребёнку чтобы «разложить по полочкам» всё что он знает, отсеяв дезинформацию от истины. В связи с этим, для родителей важно всегда говорить правду и не рассказывать небылиц, которые вы слышали в своём детстве. Если ребёнок заподозрит вас во лжи – он просто перестанет к вам обращаться по волнующим его вопросам, а обсудит с людьми, которые откровенны в разговорах на любые темы. Также при разговоре о нюансах деторождения вы не должны смущаться, это может вызвать чрезмерный нездоровый интерес. В зависимости от возраста ребёнка надо предоставить для него тот минимум информации, который даст ответы на все имеющиеся вопросы малыша и не вызовет при этом лавины дополнительных вопросов.

Все основные знания по вопросам продолжения рода и собственного происхождения дети должны получать именно от родителей, а не от сверстников на улице. Кроме того, общаясь со своим малолетним ребёнком о его появлении на свет, вы можете заложить в его сознание нравственную позицию к любви и ценности семейных отношений, а с детьми постарше даже обсудить вопросы выбора сексуального партнера, методах контрацепции, взаимной ответственности партнеров в принятии решения завести ребёнка и т.п.

Не отправляйте ребёнка за объяснениями к родителю того же пола, если ребёнок обратился именно к вам – значит, в этом вопросе вам он доверяет больше.

Давайте попробуем теперь разобраться, какую именно «порцию» информации предоставить ребёнку в зависимости от его возраста. Изложенные ниже возрастные пределы приблизительны, а то, что говорить своему чаду напрямую зависит от его индивидуальных интеллектуальных особенностей и осведомлённости в анатомии, физиологии и социальной активности.

Послесловие

Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.

Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.

Подростковый период: 11-16 лет

11 – 16 лет – самый опасный возраст. Дети хотят чувствовать себя взрослыми, не желают отставать от сверстников и всячески стараются опередить их. Согласно статистике большинство подростков начинают свою половую жизнь будучи в возрасте от 14 до 16 лет. В этом возрасте дети редко спрашивают своих родителей об интимных отношениях, они пробую все узнать самостоятельно. Сейчас ваша основная задача подвести своего ребёнка к разговору о сексе и объяснить ему что секс – это ответственность, а заниматься им в столь раннем возрасте опасно, а не круто. С подростками необходимо обсудить вопросы недопущения случайных связей, методов контрацепции, виды секса и их последствия, последствия нежелательной беременности, серьёзных заболеваний, передающихся половым путём. Самое важное – заложить в сознание подростка, что секс – это серьёзная ответственность, ложащаяся на обоих партнёров. Грамотно и осторожно подойти к столь ответственному занятию могут только любящие друг друга люди, понимающие что заводить детей можно лишь после того, как организм матери полностью сформируется и беременность с последующими родами не будет угрожать жизни малолетней матери и ребёнка. Упомяните последствия абортов, указав, что подобный подход недопустим ни с нравственной точки зрения, ни физиологической, так как из-за аборта молодая мама может быть в дальнейшем вовсе лишена возможности иметь детей.

Правила безопасности при разговоре об этом

Детский интерес в половых вопросах может возникать в любом возрасте. Во время посвящения его в особенности человеческих отношений необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Учитывать возраст. При беседе с дошкольниками не нужно углубляться в анатомию. Это будет лишним и малопонятным для малыша. Существует специальная литература, где объясняется все в картинках, но слишком рано ее давать не стоит.
  2. Не привлекать лишнее внимание к данной теме.
  3. Акцентировать внимание на чувствах. В возрасте 7-8 лет дети начинают стесняться этой темы, но если они все же начинают спрашивать, следует объяснить, что главную роль в этом играют чувства людей друг к другу.

Перед тем как рассказать ребенку, откуда берутся дети, следует запомнить, что физиологическая информация не столь важна. Стоит акцентировать внимание на том, что дети появляются в браке у любящих друг друга мужчины и женщины.

Что можно говорить детям 7-10 лет

Если раньше приходилось рассказывать об основах анатомии, то можно приступать к разговорам о физиологических изменениях, так как скоро начнется половое созревание. Мальчикам нужно сообщить о поллюциях, а девочкам о том, то такое менструация. Эта беседа очень важна, так как позволит ребенку подготовиться к этим процессам и не пугаться, обращаясь к родителям.

Также можно ответить на вопросы о первой влюбленности, отношениях между мальчиками и девочками, заостряя внимание на том, что секс и рождение ребенка – это только для взрослых, после того, как они получат образование, будут иметь работу и жилье, обеспечивать себя и семью.

Как обсудить деликатную тему с ребенком 5-7 лет

Откуда может взяться ребенок, в этом возрасте уже часто знают и у родителей не спрашивают. Дети получают информацию из литературы, средств массовой информации, от сверстников. Но последовательно ее уложить ее в сознании им трудно. В этом могут помочь родители.

Следует ознакомить с анатомическими особенностями мальчиков и девочек и спланировать разговор о сексе. На помощь придут разнообразные энциклопедии, макеты, обучающие ролики и мультфильмы. Беседу стоит вести без чувства стыда, ведь это природные вещи, поэтому и вести себя нужно максимально естественно.

Объяснение необходимо начинать с половых различий, потом перейти к теме отношений между членами семьи. Важно упомянуть, что сексом занимаются только взрослые люди, а детский организм к нему не подготовлен.

Нужно говорить, что есть части тела, к которым не может никто прикасаться, кроме него самого. При острой необходимости их можно показывать маме, папе, врачу, но смотреть они должны только с разрешения. Это важно, так как многие жертвы сексуального насилия утверждают, что не знали, что плохо, если их трогают в некоторых местах.

Важно сказать, что именно из места, находящегося у мамы внизу живота, и появляются дети. Но не стоит углубляться в то, что это очень тяжелый и болезненный процесс, чтоб не нанести травму.

Беседа с малышом 3-5 лет

Это возраст, в котором впервые появляется интерес к собственному происхождению. Вопросы зачатия малышей пока не интересует. Им стоит сказать, что до рождения ребенок находится у мамы в животе, где тепло и безопасно, а когда ему становится тесно, он оттуда выбирается.

При вопросе, как он туда попал, можно сказать, что папа подарил маме зернышко, из которого и вырос малыш. Эта правдивая история поможет рассказать о деторождении дошкольникам.

Важность разговора


Не уходите от разговора и отвечайте на вопросы спокойно, как будто ребенок спрашивает у вас об обыденных вещах

Специалисты по половому воспитанию рекомендуют родителям не ждать вопроса малыша, откуда появляются дети, чтобы потом лихорадочно придумывать, как ответить. Об этом стоит позаботиться заранее и подумать, каким может быть правильный ответ.

Полностью игнорировать тему или отправлять ребенка к другому родителю нельзя. У него возникнет ощущение, что он спросил что-то нехорошее и запретное.

Позже ему обо всем могут рассказать сверстники и далеко не в мягкой форме, а с ненужными пугающими подробностями и с кучей стереотипов.

Игнорировать вопросы плохо и с точки зрения безопасности. В современном мире, когда стали открыто говорить о домогательствах к детям со стороны взрослых, в том числе через социальные сети, им нужно дать понимание, что относится к норме, а что – нет.


Пример со стороны родителей, где папа и мама любят друг друга, также важен для правильных установок

Говорить обо всем и сразу в анатомических подробностях также нельзя. Понятия «секс», «пенис», «вагина» и картинки, показывающие все в деталях, запросто могут привести неподготовленного ребенка в шок.

Раскрытие этой темы с точки зрения физиологии имеет значение для подростков, которые уже подошли к половозрелому возрасту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]