Развитие ребенка в 6 месяцев: все, что нужно знать родителям о способностях и навыках

Шестимесячный возраст можно назвать переломным моментом в жизни малыша.
Это период когда его жизнь меняется кардинально.

Именно в этом возрасте у ребенка начинают расти зубки.

В это время рекомендуется начинать прикорм.

В 6 месяцев кроха старается самостоятельно садиться, его игры становятся более активными. В это время начинают меняться пропорции тела малыша и начинают активно развиваться мышцы. Некоторые эмоции малыш проявляет уже осмысленно.

Большинство малышей в данном возрасте начинают спать всю ночь без тревог.

Физиологические изменения

По сравнению с предыдущим месяцем у малыша происходят скачок развития. А именно:

  • его рост увеличивается на 2-3 сантиметра;
  • малыш прибавляет в весе около 600-750 грамм;
  • изменяются некоторые пропорции тела.

Внимание! Если отклонения в весе тела значительные, стоит посоветоваться со специалистом.

Самое важное, что происходит в организме крохи — это начинают прорезаться первые зубки. Это может привести к беспокойности малыша, к капризам без повода, недомоганию.

Развитие мальчиков в 6 месяцев

Одни из главных показателей развития грудничка – рост и вес. Их оценивают каждый месяц при посещении педиатра. По данным ВОЗ, мальчики должны весить от 6,4 до 9,8 килограммов. Рост составляет 63,3-71,9 сантиметров. Главное, чтобы эти показатели гармонировали друг с другом. То есть если у малыша большой вес, то он может находиться в норме при высоком росте. От рождения ребенок набирает около трех килограммов и вырастает на 15 сантиметров. Для детей до года в норме выглядеть пухлыми и упитанными.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Мальчики обычно развиваются медленнее девочек. Когда исполняется 6 месяцев мальчику, он переворачивается в обе стороны и ложится сам на живот. Если ребенок еще не освоил этот навык, нужно ему помочь. Мальчики обычно не умеют сидеть и ползать к полугоду. После консультации с педиатром можно стимулировать малыша к активным действиям в этом направлении.

Важно! Присаживать можно, если костная система сформирована, и на позвоночник не будет оказываться чрезмерного давления. Разобраться в этом поможет педиатр. Зачастую стимуляции в этом умении не нужны, позже ребенок самостоятельно научится сидеть. Если педиатр увидит отклонения в развитии, направит на массаж. После курса, который обычно длится 10 дней, ребенок научится новым движениям. Ползать мальчики также начинают позже. Некоторые самостоятельно перемещаются на животе, но обычно начинают применять этот навык в возрасте 7-8 месяцев.

Что должен уметь шестимесячный малыш

  • Начинает узнавать человека по голосу, при этом не видя его перед глазами.
  • Начинает следить за движением предметов и людей.
  • Начинает искать и находит те игрушки, которые спрятали перед ним.
  • Умеет самостоятельно ползать, начинается целенаправленное ползание.
  • Управляет обеими руками единовременно (хлопание руками, бросание предметов, перекладывание предметов из руки в руку, держание двух игрушек в руках).
  • Слоги и звуки, которые произносит малыш, увеличиваются. Начинает повторять звуки, которые произносят окружающие, и к концу месяца он знает и произносит до 35 разнообразных звуков.
  • Принимает позицию сидя при помощи взрослого и начинает садиться без помощи постороннего.
  • Может играть самостоятельно с игрушками 10-15 минут.
  • Начинает интересоваться развивающими играми, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно умеет открывать и закрывать коробки, складывать игрушки.
  • Движения становятся более легкими и уверенными, малыш облокачивается лежа на животе, при этом берет в руку игрушки.
  • Ест полужидкую пищу из ложки.

Полгода – важный возраст

Ребенок в полгода – настоящий крепыш и смышленыш. Его мускулатура и скелет окрепли настолько, что позволяют ему садиться, вставать на ножки, держать спинку ровно, ползать по-пластунски (а некоторые даже могут делать это «по-настоящему», вставая на четвереньки). Поэтому родителям 6-месячного ребенка и дома, и на улице, и в гостях необходимо постоянно быть начеку: есть риск упасть, удариться, схватить что-то опасное.

Психические и мыслительные процессы тоже не стоят на месте. Так, кроха может без труда узнать голос своих родителей, даже не видя их. Он окликнет их в ответ, а увидев, будет сам проситься на ручки. Многие детки сейчас уже умеют выражать нежность к родным: прижиматься, гладить по лицу, обнимать. При этом общение с родителями уже не сводится к простому тактильному или речевому контакту. Крохе важно, чтобы взрослые помогали ему изучать свойства интересующих его предметов. Тем более что простейшая логика в его сознании уже есть. Он понимает, что если маму звать, она придет, если игрушку стукнуть – будет звук, если бросить – она упадет.

Если обобщить все умения малыша в этом возрасте, то они выглядят так:

  • кроха ползает по-пластунски или на четвереньках;
  • сам сидит (с небольшой опорой);
  • хватаясь за опору, пробует подниматься на ножки;
  • пробует переступать, держась за опору;
  • интересуется маленькими деталями и предметами, захватывает их с помощью трех пальчиков;
  • уверенно держит в руках игрушки, может стучать ими друг о друга, перекладывать из ручки в ручку, бросать, поднимать упавшие игрушки;
  • может кушать из ложечки и пить из кружки или поильника при помощи мамы;
  • лежа на животике, опирается на одну ручку, чтобы достать игрушку другой;
  • лежа на спине, крепко держится за пальцы взрослого, приподнимаясь до сидячего положения и даже вставая на ножки;
  • учится вкладывать мелкие предметы в те, что побольше;
  • если игрушка потерялась во время игры, кроха начинает ее искать;
  • находит предметы, прикрытые чем-то;
  • может развлекать себя игрушками самостоятельно примерно 15 минут, много раз повторяя выученные манипуляции (стучать, открывать, бросать, нажимать);
  • узнает в зеркале свое отражение, радуется ему, откликается на свое имя;
  • по просьбе мамы может показать на знакомый предмет или повторить выученные действия («полетели», «ладушки», «привет», «пока»);
  • начинает понимать речь взрослых, обращенную к нему, различает интонации, реагирует на мимику, уже точно знает значение слова «нельзя» и реагирует на него;
  • речь малыша вступила в стадию лепета: гласные и согласные в его речи сочетаются в различных комбинациях. Ребенок прекрасно может имитировать услышанные звуки, подражает словам взрослых, но до первых настоящих слов пока далеко – это просто звуковые цепочки.

Особенности психоэмоциональной сферы

Такой вопрос очень важен для развития шестимесячного ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Какие психологические изменения происходят у малыша?

  • Малыш начинает плакать только в случае, если испытывает какой-либо дискомфорт. Речь постепенно становится лучше, пополняется новыми звуками. Ребёнок старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано.
  • Когда ребенок слышит голос мамочки, то сигнализирует об этом определенным звуком.
  • Большинство малышей уже начинают проявлять любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи развивается стремительно, формируются самые простые причинно-следственные связи.
  • Шестимесячный кроха начинает проявлять интерес к особенностям различных предметов.

Важно! Специалисты утверждают, что судить о значимых изменениях в интеллектуальном плане ребёнка можно тогда, когда у него появятся страхи. Это свидетельствует не только о понимании связи явлений, но и об их предвидении.

Важные аспекты: что развиваем?

Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их. Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет вставать на четвереньки, перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше. Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин.

Итак, что сейчас особенно важно?

  • Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание). Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм. Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
  • Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
  • Речевые навыки. На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
  • Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки. Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
  • Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
  • Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.

Чтобы у малыша хватало сил на все его ежедневные «подвиги», постарайтесь обеспечить ему полноценный дневной и ночной отдых, а также включите в режим дня частые прогулки и игры на свежем воздухе, если позволяет погода. Это благотворно скажется на работе всех отделов мозга ребенка.

Введение прикорма


Когда вы начинаете прикармливать ребенка, главное:

  • Начинать ввод нового продукта в рацион малыша в том случае, если он полностью здоров.
  • Кормить следует сначала одним видом продукта, когда организм малыша привык к нему, можно вводить другой.
  • Кормить следует до того момента как малыш будет приложен к груди.
  • При вводе прикорма необходимо внимательно наблюдать за малышом. За изменениями которые происходят в его организме.

Новый продукт лучше давать по утрам, тогда есть возможность увидеть реакцию организма в течение дня. Главные правила при вводе прикорма:

  • не торопиться,
  • не заставлять малыша кушать,
  • следить за реакцией организма.

В целом, фруктовое пюре вводят постепенно, начиная с 0,5 – 1 чайной ложки. Если ребенок ест его с удовольствием и вы не заметили каких-либо реакций, это повод увеличить порцию до 30 г., но уже на следующий день, и так плавно довести ее размер до возрастной нормы: в 6 месяцев рекомендуют давать не более 60 г. пюре в сутки, в 7 месяцев — 70 и т. д., до 100 г. в 1 год.

Примерно через пару недель после яблочного можно предложить малышу грушевое пюре, затем — банановое или персиковое.

Важно! Если же вы заметили выраженные аллергические симптомы, исключите этот продукт из рациона минимум на две недели, затем попробуйте еще раз.

Не переживайте: такая реакция на новое для малыша «блюдо» не является чем-то редким или опасным, и не факт, что она повторится в следующий раз.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

Как отучить от соски

В настоящее время выделяют эффективные методики, которые могут помочь отучить малыша от соски. В возрасте 6 месяцев можно порекомендовать данные методики, именно они подойдут лучше всего для данной возрастной категории.

Постепенный отказ

Чтобы сделать отвыкание от соски более безболезненным и простым для малыша, следует потратить на это около 2 месяцев (7-8 недель).

Стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  1. Отказаться от соски на промежуток с утра до вечера. Для того чтобы ребенок не вспоминал о ней стоит отвлекать малыша играми, прогулкой, совместным просмотром мультфильмов.
  2. «Забывать» соску, выходя на улицу. Если ребенок начинает требовать соску, нужно стараться отвлечь его окружающими предметами.
  3. Постепенно избавится от привычки спать с пустышкой во рту. На помощь придут: сказки, игрушки.

Не стоит применять силу, чтобы убрать соску из рта малыша, если тот категорически не хочет с ней разлучаться. Подобное действие может вызвать истерику у малыша.

Отказ за 7 дней


Если есть необходимость в короткий промежуток времени отказаться от соски, при этом не навредить малышу — подойдет данный метод.

Им активно делятся молодые и опытные мамы друг с другом.

Такой способ хорош для малышей, которые находятся на естественном вскармливании.

Причина: нужно будет вместо соски постоянно прикладывать ребенка к груди.

Метод включает в себя:

  • На 5 дней отказ от силиконового аксессуара в 2 раза (сократить время сосания от 40 минут, например, до 20).
  • Оставшиеся 2 дня малышу соску нужно предлагать только во время засыпания.
  • Если же малыш все равно просит соску — нужно дать ему ее на небольшой промежуток времени, после заменить грудью.
  • Соску все же иногда дают, но это исключительные случаи, когда ребенок не может успокоится, несмотря ни на что.

Частые проблемы у 6 месячного малыша

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  • Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  • Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  • Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Примерный режим дня и сон

  • 5:30-6:30 — первое кормление (грудное молоко);
  • 7;00 — зарядка, гигиенические процедуры;
  • 7:30 -8:00 — совместные игры (развивающие);
  • 9:00 — прогулка на свежем воздухе, возможно,совмещенная со сном;
  • 11:00 — кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);
  • 13:00 -15:00 — сон;
  • 15:30 — кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);
  • 16:00 — развивающие игры и занятия, массаж;
  • 17:00 — 19:00 — прогулка совмещенная со сном;
  • 19:30 — кормление (молоко);
  • 20:00 развивающие игры, купание и плавание, гигиенические процедуры;
  • 21:00 — 5:00 ночной сон.

Как помочь малышу развиваться: игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.

Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры: недорогие интернет магазины детских товаров и игрушек

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

← 5 месяц 7 месяц →

Появление первых зубов


В возрасте 6 месяцев у крохи процесс прорезывания первых зубов.

По норме в этом возрасте должны прорезаться нижние резцы по центру.

Во время данного процесса десны опухают, болят.

В это время малыш чувствует максимальный дискомфорт.

Он плохо спит, много капризничает и некоторые детки могут отказываться кушать.

У детей поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели. Они призваны снять воспаление и боль.

Важно! Не рекомендуется использовать подобные средства без консультации специалиста.

Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня в магазинах можно найти самые разные модели (силиконовые, резиновые, охлаждающие). Подойдет и обычная резиновая соска.

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

  1. Самое простое и в то же время веселое упражнение – «Ладушки». Учите кроху хлопать в ладошки, взяв его ладошки в свои, и похлопав ими друг о друга. При этом не забывайте напевать песенку. Так вы заодно и будете стимулировать речь малыша.
  2. Играйте со звуками. Например, заполните несколько железных баночек мелкими игрушечками или крупами. По очереди трясите каждой банкой, чтобы малыш видел ваши действия. Через какое-то время он и сам будет пробовать извлечь звук из баночек.
  3. Научите кроху жесту «пока-пока». Вместе провожайте папу на работу, бабушку из гостей, и весело машите им вслед. Вскоре карапуз и сам начнет махать на прощание ручкой.
  4. Стимулируйте речь крохи. Повторяйте за ним звуки из его лепета, меняйте выражение лица, интонацию. Малыш будет пытаться повторить за вами новые звуки, радоваться или удивляться вашей мимике.
  5. Пузыри. Малыши может лежать на животе, или на спине, вы дублируете его позу рядом. Выпускайте перед ним мыльные пузыри. Он может ловить их ладошкой или ползти за ними. Обычно пузыри вызываю у ребенка радостные эмоции.
  6. Вместе с малышом танцуйте под веселые песенки, подносите его к приемнику или магнитоле, чтобы он видел источник звука, рассказывайте ему, откуда звучит музыка.
  7. Также полезно прослушивание аудиокниг или самостоятельное чтение сказок, потешек и стихов малышу.
  8. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. При этом изучайте пальчики не только на ручках, но и на ножках. Купая его, переодевая, называйте все части лица и тела.
  9. Играйте в «ку-ку». Можно разнообразить игру, пряча лицо под платком, а потом появляясь и проговаривая «ку-ку». Также можно под платочком прятать игрушки, а потом показывать крохе, где их найти. Такие забавы помогут карапузу понять, что предметы могут существовать отдельно друг от друга.
  10. Катайте кроху на коленках. Желательно дополнить такую игру веселыми детскими стишками и потешками, например, о животных.
  11. Игры в воде. Возраст 6 месяцев – это период освоения формы предметов. Пусть малыш заполняете водой предметы различной формы и объема. Покажите, как из лейки вода вытекает струйками. Губка сначала собирает воду, а потом можно на нее нажать и вода вытекает.

В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Особенности ухода и гигиены

Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:

  • подмывание,
  • умывание по утрам,
  • гигиена рук (ногтей),
  • уход за волосами,
  • чистка ушек и носа.

В список гигиены малыша входит и закаливание, купание, массаж и гимнастические упражнения (здесь подробнее про закаливание детей раннего возраста в домашних условиях).

Внимание! Всегда нужно помнить о безопасности ребенка. Малыш имеет возможность переворачиваться в любую минуту, поэтому оставлять его на пеленальном столе, к примеру, без взрослого нельзя. Ребенок имеет возможность доползти до химических средств, розеток и других опасных вещей.

Мальчик

Подмывать мальчиков стоит поточной чистой теплой водой, не проводя при этом лишних манипуляций. Некоторые специалисты утверждают, что такие действия могут привести к значительным травмам.

Что нужно делать:

  • в течение дня использовать влажные салфетки для поддержания чистоты;
  • при купании просто промыть половой орган водой и используем мыло.

Девочка

Оптимальный режим подмывания для девочек:

  • после дефикации;
  • во время вечернего купания помыть теплой водой с использованием мыла.

Большего ничего не требуется. Важно не переборщить с умыванием. Нет никакой необходимости каждый раз при смене подгузника мыть ребенка практически полностью.

На нашем сайте есть еще статьи и про следующие месяцы жизни малыша, такие как , , , , месяцев.

Умения и навыки в полгода

Рост, развитие, обучение и адаптация ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К 6 месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  1. Ребенок полностью самостоятельно умеет переворачиваться.
  2. Гипертонус (излишнее перенапряжение мышц верхних и нижних конечностей) полностью исчезает. Если он продолжает проявляться, то необходимо обратиться к невропатологу.
  3. Освоение логических причинно-следственных связей. Ярким примером проявления является способность найти спрятанную взрослым игрушку.
  4. Умелое взаимодействие с окружающими предметами. Ребенок может поднимать разные игрушки одной рукой, играть сразу двумя игрушками, бросать и поднимать их.
  5. Тянется в сторону взрослого.
  6. Лежа, опираясь на локти, способен свободно манипулировать одной рукой.

Многие дети в возрасте шести месяцев могут научится самостоятельно сидеть, а некоторые даже привставать, опираясь за стены, мебель или при помощи взрослого. Помогая ребенку встать, он будет сильно удерживаться за руку взрослого и поднимется или подтянется практически самостоятельно. Если удерживать ребенка руками над полом, то он будет дергать ножками, как будто танцуя.

Также часть детей в полгода начинают осваивать ползанье. Сначала это может быть ползанье по-пластунски, то есть передвигаться с помощью локтей, прижимаясь телом к земле. Далее малыш способен освоить ползанье на четвереньках. При раннем обучении ползанью педиатры советуют проводить специальные укрепительные массажи для мышц спины и опорно-двигательного аппарата. Если же ребенок не пытается ползать в шесть месяцев, то скорее всего его мышечная система недостаточно развита и совершать сложные действия ему ещё рано.

Доктор Комаровский


Известный многим мамам, папам и бабушкам доктор Комаровский говорит, что развитие ребенка в возрасте 6 месяцев сугубо индивидуально.

По этой причине не стоит переживать, если малыш ещё не садится самостоятельно. Значит сядет чуть позже, когда организм будет готов к этому. А узнать, когда ребенок начинает сидеть, можно здесь.

Паниковать не нужно, можно попробовать помочь малышу делая лечебную гимнастику и массаж.

Много он говорит и про прикорм. Например, если у кормящей мамы полноценный и разнообразный рацион (в который входят овощи, фрукты, хлеб, мясо и рыба), если есть возможность для покупки хорошей молочной смеси — тогда о прикорме смело можно забыть до шестимесячного возраста. При достижении 6 месяцев можно начать прикорм, желательно, проконсультировавшись со специалистом.

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • малыш не делает попыток в произношении звуков;
  • кроха не реагирует на звуки и речь;
  • грудничок не интересуется игрушками.

Занятия для развития

Занятия с ребенком шестимесячного возраста обычно направлены на развитие слуха, внимания и зрения. Также родители имеют возможность совершенствовать мелкую моторику ребенка, чтобы его ручки были более ловкими. Среди лучших методик развития игры с ребенком занимает первое место.

Для развития таких качеств у малыша можно использовать разные способы:

  • Включать музыку ребенку, петь песни и разговаривать с ним. К 6 месяцам дети могут усвоить и воспроизвести до 35 звуков. Лепет крохи становятся осмысленным. Помочь ему заговорить могут взрослые, нужно разговаривать с ним и произносить простые слова по звукам и слогам. Через некоторое время малыш начнет повторять за взрослыми.
  • Кроха станет более внимательным, если на его глазах прятать предметы под покрывало так, чтобы он мог протянуть руку и найти.
  • Отлично помогают игрушки с кнопками и светомузыкой для развития причинно-следственной связи.
  • Малыши в возрасте 6 месяцев начинают понимать любовь и ласку. Дети могут отвечать на поглаживания , прижиматься к взрослым.
  • В этом же возрасте начинают закладываться навыки самостоятельной игры и изучения мира. Очень аккуратно, без провоцирования плача у младенца, его можно оставлять одного с предметами для изучения – игрушки, крупы.

Важно! Перед уходом нужно знать, что кроха в безопасности, не сможет навредить себе и не упадет.

Развитие предпосылок речи

В полгода ребенок активно лепечет, выговаривает около 40 звуков, внимательно вслушивается в разговор, подражает родителям, пытаясь повторить услышанное слово. Эту способность необходимо развивать. Главное условие для гармоничного развития предпосылок речи у малыша – постоянное общение.

С ребенком необходимо разговаривать, комментировать все свои действия. В процессе игры повторять звуки животных, транспорта. Очень хорошо маленькие детки воспринимают стихи, запоминают мелодии и песенки.

Шесть месяцев – важный этап в развитии маленького человечка. В этот период малыш становится активным, с интересом наблюдает за окружающим миром, закладываются первые его навыки общения. Очень важно способствовать гармоничному развитию ребенка, уделяя должное внимание, играя и общаясь с ним.

Частые проблемы и как их решать

  • С каждым днем малыш становится взрослее. И с каждым днем появляется много причин встревожится его физическом и психическом состоянии. Малыш в возрасте 6 месяцев должен быть активным, старается сесть без посторонней помощи, ползает.
  • Многие уже в этом возрасте пытаются встать на ноги у опоры.
  • Самая распространенная проблема в возрасте 6 месяцев — это зубы, которые начинают процесс прорезания. Кроха часто в это время ведет себя капризно. Иногда может нарушиться процесс пищеварения, повыситься температура, нарушиться стул. Если такая ситуация возникла — лучший вариант: проконсультироваться со специалистом, а не заниматься самолечением.
  • Тревожный сон. Часть деток в шестимесячном возрасте могут плохо спать по ночам или в дневное время (узнайте, как уложить новорожденного спать). Для того чтобы справиться с этой проблемой специалисты рекомендуют специальные ритуалы, которые будут подготавливать малыша к сну. Если такая проблема не решается самостоятельно нужно нанести визит к неврологу. Специалист сможет оценить критичность ситуации и подскажет как лучше всего поступить в сложившейся ситуации.
  • Малыш не переворачивается с живота на спину и обратно. В возрасте полугода ребенок уже должен это делать самостоятельно.
  • Если у него не получается не стоит отчаиваться. Следует посоветоваться с педиатром. Он подскажет, что это: просто индивидуальное развитие или же стоит принимать меры.
  • Повышение травмоопасности. Причина: малыш начинает более активно двигаться и изучать все вокруг. На самом деле, если малыш упал с небольшой возвышенности паниковать не стоит. Кроха намного крепче, чем можно подумать.

Внимание! Если появляются какие-либо опаски в состоянии малышка рекомендуется посетить специалиста. Риск получения серьезной травмы в 6 месяцев ничтожно мал, в этом и заключается задача родителей: создать максимально комфортные и безопасные условия для крохи.

Осмотр у врачей и вакцинация


В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр, который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.

После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В, гемофильной инфекции (группа риска).

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2021 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи.

Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований. Однако, уже с 2021 года в России станут обязательными еще две прививки.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

  1. Например, он может поиграть с пластиковыми тарелками или набором стаканчиков. Особенно ему понравятся стаканы, которые вставляются один в другой.
  2. Может быть, малыш не сразу поймет, как ему играть со стаканами. Но он будет стараться сложить один стакан в другой. Другое интересное занятие для малыша заключается в применении крупы.
  3. В капсулы из-под киндери-сюрприза или полиэтиленовые мешочки можно насыпать различные крупы. Играя с капсулами от Kinder-сюрприза, малыш будет развивать слух, потому что каждая крупа шуршит по-своему.
  4. При игре с мешочками у ребёнка происходит развитие моторики или активного навыка. Когда ребёнок будет сидеть, ему будет интересно складывать в тарелку и кастрюлю игрушки или другие предметы.
  5. А также в кастрюле он будет варить кашу или перемешивать игрушки.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]